«Серапионовы братья»

«Серапионовы братья»

Б. Мейлах

Объединение
писателей (прозаиков, поэтов и критиков), возникшее в Ленинграде 1 февраля
1921. Название его заимствовано из цикла новелл немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана
«Серапионовы братья», в которых описывается литературное содружество имени
пустынника Серапиона. Членами объединения были: Л. Лунц, И. Груздев, М. Зощенко,
В. Каверин, Н. Никитин, М. Слонимский, В. Шкловский, Вл. Певзнер, Е. Полонская,
К. Федин, Н. Тихонов, Вс. Иванов.

В
своих декларациях объединение в противовес принципам пролетарской литературы
подчеркивало свою аполитичность. Наиболее полно позиции «С. б.» выражены в
декларативной статье «Почему мы Серапионовы братья» («Литературные записки»,
1922, № 3), подписанной Л. Лунцем, в которой на вопрос «С кем же вы,
Серапионовы братья? С коммунистами или против коммунистов? За революцию или
против революции?» было ответом: «Мы с пустынником Серапионом». М. Зощенко
прямо заявлял: «С точки зрения партийных я беспринципный человек… Я не
коммунист, не монархист, ни эс-эр, а просто русский» (там же). «С. б.» в ряде
статей выступили против идейности в искусстве («Мы пишем не для пропаганды»,
декларировал Л. Лунц), отстаивая старый тезис идеалистической эстетики о незаинтересованности
эстетического наслаждения. Позиции объединения отражали идеологию растерявшейся
мелкобуржуазной интеллигенции после октябрьского переворота. Идейным и
художественным руководителем «С. б.» был Е. Замятин . Опубликованные декларации
и альманах «Серапионовы братья» (П., «Алконост», 1922) вызвали оживленную
дискуссию. В выступлениях В. М. Фриче, В. Полянского, П. С. Когана и др. была
обнажена реакционная основа деклараций «С. б.», враждебной пролетарской
идеологии, и смысл их нарочитой аполитичности.

Но
уже с самого возникновения объединение не было однородным ни по политическим ни
по литературным симпатиям его членов. Между декларациями и творческой практикой
большинства «С. б.» наблюдалось противоречие. Если часть «братьев» стремилась
целиком осуществить изложенные выше принципы, то другие — с начала творческого
пути пытались осознать подлинное значение процессов советской действительности.
Так, Вс. Иванов  публикует повесть
«Бронепоезд № 14—69» («Красная новь», 1922, кн. 6) и другие произведения
партизанского цикла, революционная суть которых несомненна. Не соответствовали
декларациям «С. б.» творческие устремления Н. Тихонова , целый ряд
стихотворений которого («Баллада о синем пакете», «Баллада о гвоздях» и др.)
вошел в железный фонд советской революционной поэзии, а поэма «Сами» явилась
одним из лучших  произведений,
посвященных Ленину. Большие общественные проблемы поднимались и в произведениях
К. Федина , Н. Никитина , М. Слонимского 
Принципиально различными были и стилистические особенности творчества
«братьев». Так, Каверин, Зощенко стремились к объективистскому показу
действительности, в то время как напр. уже в ранних произведениях Вс. Иванова
ярко сказывается увлеченность автора пафосом партизанской борьбы против белых.
Чуждой оказалась ряду «серапионовцев» и ориентация на западную сюжетную прозу
(Дюма, Стивенсон, Кетнер, Конан-Дойль), провозглашенной в статье Л. Лунца «На
Запад» («Беседы», 1923, № 3). В то время как так наз. «западное крыло»
объединения (Л. Лунц, В. Каверин, М. Слонимский) в центр внимания ставило
авантюрный остро-сюжетный жанр — «западную новеллу», «восточное крыло
объединения» (М. Зощенко, Вс. Иванов и др.) работало над бытовым рассказом,
используя фольклорный материал. Характерно, что отсутствие единства
литературно-политических и творческих принципов «С. б.» вызвало резкое
недовольство Е. Замятина, указавшего, что почти все «С. б.» «сошли с рельс и
поскакивают по шпалам» («Литературные записки», 1922, № 1). Пестроту
идеологических убеждений вынужден был признать Л. Лунц, писавший — «у каждого
из нас есть идеология, есть и политические убеждения, каждый хату свою в свой
цвет красит», и с горечью констатировавший наличие у них «идеологических
расхождений». С 1923—1924 Объединение начало хиреть, а в 1926 совсем прекратило
свои собрания.

Победы,
одержанные партией и пролетариатом Советского Союза и рост успехов
социалистического строительства оказали решающее влияние на диференциацию
интеллигенции. Лучшие из «серапионовцев» приняли платформу советской власти:
«Похищение Европы» Федина, «Кочевники» и «Война» Тихонова, «Повесть о Левинэ»
Слонимского и ряд произведений других бывших членов объединения говорят об их
полном разрыве с иллюзиями о «беспартийности» художника.
Список литературы

«Серапионовы
братья» о себе, «Литературные записки», 1922, № 3

 Коган П., Литература этих лет, изд. «Основа»,
Ив.-Вознесенск, 1924

 Полянский В., Вопросы современной критики,
Гиз, М. — Л., 1927

 Саянов В., Современные литературные
группировки, изд. «Прибой», Л., 1928

 Полонский В., Очерки литературного движения
революционной эпохи (1917—1927), Гиз, Москва — Ленинград 1928.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/