Сертификация

Министерствообразования
Российскойфедерации.
Тюменскийгосударственный нефтегазовый университет
Институттранспорта

Кафедра: Метрологии,стандартизации и сертификации

Реферат

Натему: «Сертификация».

Выполнил:
студентгр. _________
Relax.
Проверил:

Тюмень2001

Содержание

Стр.I. Основные понятия сертификации
3
II. Цели и принципы сертификации
4 2.1. Цели сертификации.
4 2.2. Принципы сертификации.
4
III. Обязательная и добровольная сертификация
5 3.1. Обязательная сертификация
5
3.2. Добровольная сертификация
6

IV. Участники обязательной сертификации
8

V. Правила и документы по проведению работ в области сертификации

10
5.1. Правила сертификации
10
5.2. Нормативная база сертификации
11

Список использованной литературы
14

I. Основные понятия сертификации

К объектам сертификации относятсяпродукция, услуги, ра­боты, системы качества, персонал, рабочие места и пр.
В сертификации продукции, услуг и иныхобъектов (далее — продукция) участвуют первая, вторая, третья стороны.

Третьясторона —лицо или орган, признаваемые независи­мыми от участвующих сторон врассматриваемом вопросе (ИСО/ МЭК 2).
Участвующие стороны представляют, какправило, интере­сы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторо­на).
Сертификация может иметь обязательный идобровольный характер.
Перечни продукции, подлежащей обязательнойсертифика­ции, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Сертификацияпродукции (далее — сертификация) — проце­дураподтверждения соответствия, посредством которой неза­висимая от изготовителя(продавца, исполнителя) и потребите­ля (покупателя) организация удостоверяет вписьменной фор­ме, что продукция соответствует установленным требованиям (ЗаконРФ от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (в ред. от31.07.98)).

Системасертификации— совокупность участников серти­фикации, осуществляющихсертификацию по правилам, уста­новленным в этой системе (Правила по проведениюсертифика­ции в Российской Федерации).
Системы сертификации формируются нанациональном (фе­деральном), региональном и международном уровнях.
В нашей стране системы сертификациисоздаются специаль­но уполномоченными на это федеральными органами исполни­тельнойвласти — Госстандартом России, Министерством здра­воохранения РФ,Государственным комитетом РФ по связи и информатизации (Госкомсвязи) и пр.
В дальнейшем изложение темы будетосновано преимуще­ственно на примере системы сертификации, возглавляемой Гос­стандартомРоссии «Системы сертификации ГОСТ Р», которая охватывает товары народногопотребления и услуги (работы) населению.

Сертификат соответствия(далее — сертификат) — доку­мент, выданный по правилам системы сертификации дляпод­тверждения соответствия сертифицированной продукции уста­новленнымтребованиям (Закон РФ «О сертификации продук­ции и услуг»).

Декларация осоответствии— документ, в котором изгото­витель (продавец,исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукциясоответствует установленным тре­бованиям (Закон РФ «О сертификации продукции иуслуг»).

Таким образом, подтверждениесоответствия проводится по­средством не только сертификата, но и декларации осоответ­ствии. Перечни продукции, соответствие которой может быть под­твержденодекларацией о соответствии, утверждаются постанов­лением ПравительстваРоссийской Федерации. Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравнес сертификатом.
 
Знак соответствия —зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам даннойсистемы сертифи­кации подтверждается соответствие маркированной им продук­цииустановленным требованиям (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»).

II.Цели и принципы сертификации

2.1. Цели сертификации.

Сертификация направлена на достиже­ниеследующих целей:
содействие потребителям в компетентном выборе продукции(услуги);
защита потребителя от недобросовестности изготовителя(продавца, исполнителя);
контроль безопасности продукции (услуги,работы) для ок­ружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
подтверждение показателей качествапродукции (услуги, ра­боты), заявленных изготовителем (исполнителем);
создание условий для деятельностиорганизаций и предпри­нимателей на едином товарном рынке России, а также дляучас­тия в международном экономическом, научно-техническом со­трудничестве имеждународной торговле.
Следующий пример  свидетельствует о высоком социаль­но-экономическомэффекте сертификации: отказ в сертифика­ции и запрет реализации на рынке 100 т.бельгийской говядины спасли от острого пищевого отравления тысячи людей;затраты на их лечение составили бы около 60 млн. руб., а потери из-заотсутствия людей на рабочих местах — еще 100 млн. руб.

2.2. Принципы сертификации.

При проведении сертификации необходиморуководствоваться следующими принципами.

1. Законодательнаяоснова сертификации. (Деятельность по сертификации в РФ основана на Законах РФ«О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей» и другихнормативных актах.)

2. Открытостьсистемы сертификации. (В работах по серти­фикации участвуют предприятия,учреждения, организации не­зависимо от форм собственности (в том числе другихстран), признающие и выполняющие ее правила.)

3. Гармонизацияправил и рекомендаций по сертификации с международными нормами и правилами.(Гармонизация явля­ется условием признания сертификатов и знаков соответствияза рубежом, тесного взаимодействия с международными, реги­ональными инациональными системами сертификации других стран.)

4. Открытость изакрытость информации. (При сертифика­ции должно осуществляться информированиевсех ее участни­ков — изготовителей, потребителей, органов по сертификации, атакже всех других заинтересованных сторон — общественных организаций,предприятий, отдельных лиц — о правилах и ре­зультатах сертификации. С другойстороны, при сертификации должна соблюдаться конфиденциальность информации,состав­ляющей коммерческую тайну.)

III. Обязательная и добровольнаясертификация

В соответствии с законодательствомсертификация может иметьобязательный и добровольный характер.

3.1.Обязательная сертификация

Обязательнаясертификация — подтверждение уполномо­ченным на тоорганом соответствия продукции обязательным требованиям, установленнымзаконодательством.
Обязательная сертификация является формой государствен­ногоконтроля за безопасностью продукции. Ее осуществление связано с определеннымиобязанностями, налагаемыми на пред­приятия, в том числе материальногохарактера. Поэтому она может осуществлятьсялишь в случаях, предусмотренных зако­нодательными актами РФ, т.е. законами инормативными акта­ми Правительства РФ. Отсюда второе наименование обязательнойсертификации — «сертификация в законодатель­но регулируемой сфере».
Всоответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите прав потреби­телей» перечни товаров(работ, услуг), подлежащих обязатель­ной сертификации, утверждаютсяПравительством РФ. На ос­новании этих перечней разрабатывается и вводится вдействие постановлением Госстандарта России «Номенклатура продук­ции и услуг(работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерациипредусмотрена их обязательная сертификация». По существу, «Номенклатура…» —это детали­зированный «Перечень…». Если «Перечень…» представлен классамисоответствующего Общероссийского классификатора (по продукции ОК 005—93 — ОКП,по услугам ОК 002—93 — ОКУН) с двухразрядным кодом, то «Номенклатура…» — вида­мипродукции (услуг) с шестиразрядным кодом. Если «Перечни…» включают объекты,как подвергаемые в на­стоящее время, так и намечаемые в перспективе дляобязатель­ной сертификации, то «Номенклатура…» включает только объекты,подвергаемые в настоящее время обязательной серти­фикации.
Приобязательной сертификации подтверждаются только те обязательные требования,которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию.Так, согласно ст. 7 За­кона РФ «О защите прав потребителей» при обязательнойсер­тификации товаров (работ, услуг) должна подтверждаться их безопасность. Согласно ст. 6 Закона РФ«Об энергосбережении» энергопотребляющая продукция (в том числе электротовары,радиотовары и пр.) подлежит обязательной сертификации так­же по показателямэнергоэффективности.
При обязательной сертификациидействие сертификата со­ответствия и знака соответствия распространяется навсей тер­ритории РФ.
Организация и проведение работ пообязательной сертифи­кации возлагаются на специально уполномоченный федераль­ныйорган исполнительной власти в области сертификации —Госстандарт России, а вслучаях, предусмотренных законода­тельными актами РФ в отношении отдельныхвидов продукции, и на другие федеральные органы исполнительной власти. По­этомув России в 1999 г. действовало 16 систем обязательной сертификации. Самаяпредставительная и известная — Система обязательной сертификации ГОСТ Р,образованная и возглав­ляемая Госстандартом России. В рамках этой системыдейству­ют системы сертификации однородной продукции (пищевой продукции ипродовольственного сырья, игрушек, посуды, то­варов легкой промышленности идр.) и однородных услуг (ус­луг общественного питания, туристских услуг и услуггостиниц и др.).

3.2.Добровольная сертификация

Добровольнаясертификация проводится в соответствии с Законом РФ «Осертификации продукции и услуг» по инициа­тиве заявителей (изготовителей,продавцов, исполнителей) в це­лях подтверждения соответствия продукции (услуг)требовани­ям стандартов, технических условий, рецептур и других доку­ментов,определяемых заявителем.
Добровольная сертификация проводится наусловиях дого­вора между заявителем и органом по сертификации. Доброволь­наясертификация продукции, подлежащей обязательной серти­фикации, не можетзаменить обязательную сертификацию та­кой продукции.
Тем не менее по продукции, прошедшейобязательную сер­тификацию, могут проверяться в рамках добровольной серти­фикациитребования, дополняющие обязательные. Допустим, при анализе зубных паст можетбыть проверена эффективность ихдействия, при проверке телевизоров некоторых зарубежных моделей — наличиеблагоприятного биологического воздей­ствия, которые они якобы (согласнорекламным проспектам) оказывают на человека.
На 1 января 2000 г. в России былозарегистрировано 104 си­стемы добровольной сертификации.
Примерами систем добровольной сертификациимогут быть:
Система стоимостной оценки автотранспортныхсредств (СЕРТОЦАТ), разработанная Министерством автомобильного транспорта РФ;
Система сертификации экологическогоагропроизводства (ЭкоНива), разработанная АОЗТ «ЭкоНива»;
Система сертификациисанаторно-оздоровительных услуг, разработанная Центром сертификацииЦентрального региона (ЦСЦР).
Сравнительнаяхарактеристика обязательной и доброволь­ной сертификации представлена в табл.1.

Таблица1.

ВРоссии в настоящее время преобладает обязательная сер­тификация, за рубежом —добровольная. В условиях развитой рыночной экономики проведение добровольнойсертификации становится условием преодоления торговых барьеров, так как,повышая конкурентоспособность, она фактически обеспечива­ет производителю местона рынке. Например, во Франции добровольная сертификация проводится на соответствие стан­дартам Франции«NF».По ее результатам продукция маркиру­ется знаком NF. Продукция, не маркированнаяэтим знаком, не пользуется спросом. Именно поэтому около 75% продукциифранцузских фирм проходит через добровольную сертифика­цию.
ВРоссии кровно заинтересованы в добровольной сертифи­кации продукции лишьроссийские экспортеры. По мере ужес­точения конкуренции на рынке будетвозрастать потребность в добровольной сертификации.

IV. Участники обязательнойсертификации

Участниками сертификации являются изготовители продук­циии исполнители услуг (первая сторона), заказчики — продав­цы (первая либо втораясторона), а также организации, пред­ставляющие третью сторону, — органы посертификации, испы­тательные лаборатории (центры), специально уполномоченныефедеральные органы исполнительной власти.
Основные участники — заявители, органы по сертификации(далее — ОС) и испытательные лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют в процедуресертификации каждого конкретного объекта на всех этапах этой процедуры.

Изготовители(продавцы, исполнители)припроведении сер­тификации обязаны:
реализовывать продукцию, исполнять услугутолько при на­личии сертификата, выданного или признанного уполномочен­ным нато органом или декларации о соответствии (принятой в установленном порядке);
обеспечивать соответствие реализуемойпродукции (услуги) требованиям НД, на соответствие которым она была сертифи­цирована,и маркирование ее знаком соответствия;
указывать в сопроводительной техническойдокументации сведения о сертификате или декларации о соответствии и НД, которымона должна соответствовать, и обеспечивать доведе­ние этой информации допотребителя (покупателя, заказчика);
обеспечивать беспрепятственное выполнениесвоих полно­мочий должностными лицами ОС и должностными лицами, осу­ществляющимиконтроль за сертифицированной продукцией (услугой);
приостанавливать или прекращать реализацию продукции(предоставление услуг): если она не отвечает требованиям НД;
после истечения срока действия сертификата; в случаеприоста­новки его действия или отмены решением ОС; по истечении сро­ка действиядекларации о соответствии; по истечении срока год­ности или срока службыпродукции;
извещать ОС о тех изменениях, которыевлияют на характе­ристики, проверяемые при сертификации.

Органпо сертификации выполняет следующие функции:
сертифицирует продукцию (услуги), выдаетсертификат и лицензии на применение знака соответствия;
осуществляет инспекционный контроль засертифицирован­ной продукцией (услугой);
приостанавливает либо отменяет действиевыданных им сер­тификатов;
представляет заявителю необходимуюинформацию.
ОС несет ответственность за обоснованностьи правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сер­тификации.

Аккредитованныеиспытательные лаборатории (ИЛ) осуще­ствляютиспытания конкретной продукции или конкретные виды испытании и выдают протоколыиспытании для целей сер­тификации.
ИЛ несет ответственность за соответствиепроведенных ею сертификационных испытаний требованиям НД, а также за до­стоверностьи объективность результатов.
Если орган по сертификации аккредитован какИЛ, то его именуют сертификационным центром. Так, в стране широко известнадеятельность Российского центра испытаний и серти­фикации «Ростест— Москва».
Для организации и координации работ всистемах сертифи­кации однородной продукции или группы услуг создаются цен­тральные органы систем сертификации(ЦОС).
Например, Департамент маркетингапотребительского рын­ка Министерства торговли Российской Федерации выполняетфункции ЦОС услуг общественного питания и услуг розничной торговли. Функции ЦОСв системе сертификации систем каче­ства и производства выполняет Техническийцентр Регистра систем качества, действующий в структуре Госстандарта Рос­сии.Функции ЦОС по добровольной сертификации на соответ­ствие требованийгосударственных стандартов в Системе сер­тификации ГОСТ Р возложены на ВНИИсертификации.
 
В обязанности ЦОС входит:
организация, координация работы иустановление правил процедуры в возглавляемой системе сертификации;
рассмотрение апелляций заявителей по поводудействия ОС, ИЛ (центров).

Специальноуполномоченный федеральный орган исполнитель­ной власти в области сертификации(в России — Госстандарт) выполняет следующие функции:
формирует и реализует государственнуюполитику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации попроведению сертификации на территории Российской Федера­ции и опубликовываетофициальную информацию о них;
проводит государственную регистрацию системсертифика­ции и знаков соответствия, действующих в Российской Федера­ции;
опубликовываетофициальную информацию о действующих в Российской Федерации системахсертификации и знаках соот­ветствия и представляет ее в установленном порядке вмеждуна­родные (региональные) организации по сертификации; готовит вустановленном порядке предложения о присоеди­нении к международным(региональным) системам сертифика­ции, а также может в установленном порядкезаключать согла­шения с международными (региональными) организациями о взаимномпризнании результатов сертификации;
представляетв установленном порядке Российскую Федера­цию в международных (региональных)организациях по вопро­сам сертификации и как национальный орган Российской Фе­дерациипо сертификации осуществляет межотраслевую коор­динацию в области сертификации.
Главным участником работ по сертификацииявляется экс­перт — лицо, аттестованное на правопроведения одного или нескольких видов работ в области сертификации. От его зна­ний,опыта, личных качеств, т.е. компетентности, зависят объек­тивность идостоверность решения о возможности выдачи сер­тификата.
Вработах по сертификации участвует ряд федеральных ор­ганов исполнительнойвласти. Госстандарт как национальный орган по сертификации осуществляеткоординацию их деятель­ности в этом направлении. Координация, как правило,прово­дится в форме соглашения, в котором регламентируются выбор системысертификации, объекты сертификации, выбор аккре­дитующего органа и пр.
Всоответствии с соглашением федеральный орган может:
1)проводить сертификацию вне системы ГОСТ Р по своим правилам с выдачей соответствующихсертификатов и знаков соответствия;
2)входить в систему ГОСТ Р и осуществлять деятельность в полном соответствии с ееправилами.

V.Правила и документы по проведению работ в области сертификации

5.1. Правиласертификации

1.    В качестве ОС или ИЛ допускаются организации незави­симо от ихорганизационно-правовых форм и форм собствен­ности, если они не являютсяизготовителями (продавцами, ис­полнителями) и потребителями (покупателями)сертифицируе­мой ими продукции, при условии их аккредитации в установленномпорядке и наличии лицензии на проведение ра­бот по сертификации.

2.   Аккредитацию ОС и ИЛ организует иосуществляет Гос­стандарт России, федеральные органы исполнительной власти впределах своей компетенции на основе результатов их аттес­тации, как правило,комиссиями. Результаты аккредитации оформляют аттестатом аккредитации.

3.   Если в системе аккредитации несколькоОС одной и той же продукции (услуги), то заявитель вправе провести сертифи­кациюв любом из них.

4.    Сертификацияотечественной и импортируемой продук­ции проводится по одним и тем же правилам.

5.   Сертификаты и аттестаты аккредитации всистемах обяза­тельной сертификации вступают в силу с даты их регистрации вГосударственном реестре. Государственный реестр содержит сведения о ЦОС, ОС, ИЛ, утвержденных системах сертификации однородной продукции(группы услуг), знаках соответствия, аттестованных экспертах, документах,содержащих правила и рекомендации по сертифи­кации.

6.   Официальным языком является русский. Вседокументы (заявки, протоколы, акты, аттестаты, сертификаты и т.п.) офор­мляютсяна русском языке.

7. Привозникновении спорных вопросов в деятельности уча­стников сертификациизаинтересованная сторона может пода­вать апелляцию в ОС, ЦОС, ГосстандартРоссии, другие феде­ральные органы, проводящие работы по сертификации. Указан­ныеорганы рассматривают вопросы, связанные с деятельностью участников работ посертификации, применению знаков соот­ветствия, выдачи и отмены сертификатов иаттестатов аккреди­тации.

8. Сертификацияпроводится по схемам, установленным сис­темами сертификации однороднойпродукции или группы ус­луг.
Организационно-методическаябаза сертификации представлена на рис. 1.

Рис. 1.Организационно-методическая база сертификации.

5.2.Нормативная база сертификации

В основу работ по сертификации положена разветвленнаяиерархическая система документов, которые (за исключе­нием рекомендаций) носятобязательный характер.

1.Законодательные акты Российской Федерации.
 Этагруп­па документов  представлена вЗаконах РФ «О сер­тификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей». Всоответствии с этими законами вводится обязательная сертификация конкретныхобъектов (продукции, услуг, рабочих мест и т.п.), определяются федеральныеорганы исполнительной власти, организующие работы по сертифика­ции этихобъектов, создаются соответствующие системы серти­фикации, устанавливаютсяперечни объектов обязательной сер­тификации.

2. Подзаконные акты — постановленияПравительства РФ.
 Они вводят в действие перечни продукции, услуги другие объекты, подлежащие сертификации; регламентируют другие вопросысертификации, а также устанавливают правила выполнения отдельных видов работ иуслуг.

3. Основополагающиеорганизационно-методические доку­менты (рис. 1). 
Документыэтой группы определяют требова­ния к организации работ по сертификации,участников работ по сертификации, единые принципы сертификации. Исходя из сферыдействия, следует выделить документы двух уровней:
документы,действующие на национальном уровне и распро­страняющиеся на все системысертификации;
документы,созданные федеральными органами исполни­тельной власти и действующие в рамкахконкретных систем.

4.Организационно-методические документы, распространя­ющиеся на конкретныеоднородные группы продукции и услуг и выполняемые в виде правил и порядков.
Например, в Системе сертификации ГОСТ Рдействуют следующие документы: Пра­вила проведения сертификации пищевыхпродуктов и продо­вольственного сырья, «Услуги транспортные. Пассажирскиеперевозки» и пр.

5. Классификаторы, перечни иноменклатуры.
Вработах по сертификации используются: «Общероссийский классификатор продукции»(ОКП) для обозначения и идентификации продук­ции с помощью 6-разрядного кода;«Общероссийский класси­фикатор услуг населению» (ОКУН) для обозначения и иденти­фикациис помощью 6-разрядного кода работ и услуг; междуна­родный классификатор«Товарная номенклатура внешней экономической деятельности (ТН ВЭД)» дляобозначения и идентификации с помощью 9-разрядного кода импортной и эк­спортнойпродукции и пр.
Цельюприменения перечней являетсяобеспечение участни­ков работ по сертификации необходимыми сведениями о про­дукциии услугах, подлежащих обязательной сертификации. Как уже отмечалось выше,перечень товаров и услуг, подлежа­щих обязательной сертификации утверждаетсяПравительством РФ. Для импортируемой продукции, подлежащей обязательнойсертификации, действует документ, разработанный Госстан­дартом иГосударственным таможенным комитетом, — «Пере­чень товаров, требующих ихподтверждения при ввозе на тер­риторию РФ». На основе перечней, установленных Правительством РФ, Госстандартомсовместно с Госстроем и Минздравом РФ, раз­рабатывается номенклатура объектов, подлежащих обязатель­ной сертификации,которая обеспечивает всех участников ра­бот по сертификации сведениями оразвернутой номенклатуре продукции, о нормативных документах, на основе которыхосу­ществляется сертификация.
С1999 г. объектом постановлений Правительства РФ стали «Перечни продукции(товаров, услуг), соответствие которой может быть подтверждено декларацией осоответствии».

6. Рекомендательные документы.
 Развивают и конкретизи­руют вопросыорганизации сертификации, методы, формы для различных процедур сертификации сцелью повышения эффек­тивности работы специалистов.

7. Справочные информационныематериалы.
Содержатрас­ширенную информацию об объектах, зарегистрированных в Госреестре (опродукции, системах сертификации, об ОС, ИЛ, экспертах). В отличие отвышеперечисленных документов, яв­ляющихся полнотекстовыми, они представляютфактографи­ческие базы данных, содержащиеся в Госреестре. По любому реквизиту,касающемуся ОС, ИЛ, экспертов, стандартов, мож­

Сертификация

Министерствообразования
Российскойфедерации.
Тюменскийгосударственный нефтегазовый университет
Институттранспорта

Кафедра: Метрологии,стандартизации и сертификации

Реферат

Натему: «Сертификация».

Выполнил:
студентгр. _________
Relax.
Проверил:

Тюмень2001

Содержание

Стр.I. Основные понятия сертификации
3
II. Цели и принципы сертификации
4 2.1. Цели сертификации.
4 2.2. Принципы сертификации.
4
III. Обязательная и добровольная сертификация
5 3.1. Обязательная сертификация
5
3.2. Добровольная сертификация
6

IV. Участники обязательной сертификации
8

V. Правила и документы по проведению работ в области сертификации

10
5.1. Правила сертификации
10
5.2. Нормативная база сертификации
11

Список использованной литературы
14

I. Основные понятия сертификации

К объектам сертификации относятсяпродукция, услуги, ра­боты, системы качества, персонал, рабочие места и пр.
В сертификации продукции, услуг и иныхобъектов (далее — продукция) участвуют первая, вторая, третья стороны.

Третьясторона —лицо или орган, признаваемые независи­мыми от участвующих сторон врассматриваемом вопросе (ИСО/ МЭК 2).
Участвующие стороны представляют, какправило, интере­сы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторо­на).
Сертификация может иметь обязательный идобровольный характер.
Перечни продукции, подлежащей обязательнойсертифика­ции, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Сертификацияпродукции (далее — сертификация) — проце­дураподтверждения соответствия, посредством которой неза­висимая от изготовителя(продавца, исполнителя) и потребите­ля (покупателя) организация удостоверяет вписьменной фор­ме, что продукция соответствует установленным требованиям (ЗаконРФ от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (в ред. от31.07.98)).

Системасертификации— совокупность участников серти­фикации, осуществляющихсертификацию по правилам, уста­новленным в этой системе (Правила по проведениюсертифика­ции в Российской Федерации).
Системы сертификации формируются нанациональном (фе­деральном), региональном и международном уровнях.
В нашей стране системы сертификациисоздаются специаль­но уполномоченными на это федеральными органами исполни­тельнойвласти — Госстандартом России, Министерством здра­воохранения РФ,Государственным комитетом РФ по связи и информатизации (Госкомсвязи) и пр.
В дальнейшем изложение темы будетосновано преимуще­ственно на примере системы сертификации, возглавляемой Гос­стандартомРоссии «Системы сертификации ГОСТ Р», которая охватывает товары народногопотребления и услуги (работы) населению.

Сертификат соответствия(далее — сертификат) — доку­мент, выданный по правилам системы сертификации дляпод­тверждения соответствия сертифицированной продукции уста­новленнымтребованиям (Закон РФ «О сертификации продук­ции и услуг»).

Декларация осоответствии— документ, в котором изгото­витель (продавец,исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукциясоответствует установленным тре­бованиям (Закон РФ «О сертификации продукции иуслуг»).

Таким образом, подтверждениесоответствия проводится по­средством не только сертификата, но и декларации осоответ­ствии. Перечни продукции, соответствие которой может быть под­твержденодекларацией о соответствии, утверждаются постанов­лением ПравительстваРоссийской Федерации. Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравнес сертификатом.
 
Знак соответствия —зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам даннойсистемы сертифи­кации подтверждается соответствие маркированной им продук­цииустановленным требованиям (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»).

II.Цели и принципы сертификации

2.1. Цели сертификации.

Сертификация направлена на достиже­ниеследующих целей:
содействие потребителям в компетентном выборе продукции(услуги);
защита потребителя от недобросовестности изготовителя(продавца, исполнителя);
контроль безопасности продукции (услуги,работы) для ок­ружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
подтверждение показателей качествапродукции (услуги, ра­боты), заявленных изготовителем (исполнителем);
создание условий для деятельностиорганизаций и предпри­нимателей на едином товарном рынке России, а также дляучас­тия в международном экономическом, научно-техническом со­трудничестве имеждународной торговле.
Следующий пример  свидетельствует о высоком социаль­но-экономическомэффекте сертификации: отказ в сертифика­ции и запрет реализации на рынке 100 т.бельгийской говядины спасли от острого пищевого отравления тысячи людей;затраты на их лечение составили бы около 60 млн. руб., а потери из-заотсутствия людей на рабочих местах — еще 100 млн. руб.

2.2. Принципы сертификации.

При проведении сертификации необходиморуководствоваться следующими принципами.

1. Законодательнаяоснова сертификации. (Деятельность по сертификации в РФ основана на Законах РФ«О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей» и другихнормативных актах.)

2. Открытостьсистемы сертификации. (В работах по серти­фикации участвуют предприятия,учреждения, организации не­зависимо от форм собственности (в том числе другихстран), признающие и выполняющие ее правила.)

3. Гармонизацияправил и рекомендаций по сертификации с международными нормами и правилами.(Гармонизация явля­ется условием признания сертификатов и знаков соответствияза рубежом, тесного взаимодействия с международными, реги­ональными инациональными системами сертификации других стран.)

4. Открытость изакрытость информации. (При сертифика­ции должно осуществляться информированиевсех ее участни­ков — изготовителей, потребителей, органов по сертификации, атакже всех других заинтересованных сторон — общественных организаций,предприятий, отдельных лиц — о правилах и ре­зультатах сертификации. С другойстороны, при сертификации должна соблюдаться конфиденциальность информации,состав­ляющей коммерческую тайну.)

III. Обязательная и добровольнаясертификация

В соответствии с законодательствомсертификация может иметьобязательный и добровольный характер.

3.1.Обязательная сертификация

Обязательнаясертификация — подтверждение уполномо­ченным на тоорганом соответствия продукции обязательным требованиям, установленнымзаконодательством.
Обязательная сертификация является формой государствен­ногоконтроля за безопасностью продукции. Ее осуществление связано с определеннымиобязанностями, налагаемыми на пред­приятия, в том числе материальногохарактера. Поэтому она может осуществлятьсялишь в случаях, предусмотренных зако­нодательными актами РФ, т.е. законами инормативными акта­ми Правительства РФ. Отсюда второе наименование обязательнойсертификации — «сертификация в законодатель­но регулируемой сфере».
Всоответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите прав потреби­телей» перечни товаров(работ, услуг), подлежащих обязатель­ной сертификации, утверждаютсяПравительством РФ. На ос­новании этих перечней разрабатывается и вводится вдействие постановлением Госстандарта России «Номенклатура продук­ции и услуг(работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерациипредусмотрена их обязательная сертификация». По существу, «Номенклатура…» —это детали­зированный «Перечень…». Если «Перечень…» представлен классамисоответствующего Общероссийского классификатора (по продукции ОК 005—93 — ОКП,по услугам ОК 002—93 — ОКУН) с двухразрядным кодом, то «Номенклатура…» — вида­мипродукции (услуг) с шестиразрядным кодом. Если «Перечни…» включают объекты,как подвергаемые в на­стоящее время, так и намечаемые в перспективе дляобязатель­ной сертификации, то «Номенклатура…» включает только объекты,подвергаемые в настоящее время обязательной серти­фикации.
Приобязательной сертификации подтверждаются только те обязательные требования,которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию.Так, согласно ст. 7 За­кона РФ «О защите прав потребителей» при обязательнойсер­тификации товаров (работ, услуг) должна подтверждаться их безопасность. Согласно ст. 6 Закона РФ«Об энергосбережении» энергопотребляющая продукция (в том числе электротовары,радиотовары и пр.) подлежит обязательной сертификации так­же по показателямэнергоэффективности.
При обязательной сертификациидействие сертификата со­ответствия и знака соответствия распространяется навсей тер­ритории РФ.
Организация и проведение работ пообязательной сертифи­кации возлагаются на специально уполномоченный федераль­ныйорган исполнительной власти в области сертификации —Госстандарт России, а вслучаях, предусмотренных законода­тельными актами РФ в отношении отдельныхвидов продукции, и на другие федеральные органы исполнительной власти. По­этомув России в 1999 г. действовало 16 систем обязательной сертификации. Самаяпредставительная и известная — Система обязательной сертификации ГОСТ Р,образованная и возглав­ляемая Госстандартом России. В рамках этой системыдейству­ют системы сертификации однородной продукции (пищевой продукции ипродовольственного сырья, игрушек, посуды, то­варов легкой промышленности идр.) и однородных услуг (ус­луг общественного питания, туристских услуг и услуггостиниц и др.).

3.2.Добровольная сертификация

Добровольнаясертификация проводится в соответствии с Законом РФ «Осертификации продукции и услуг» по инициа­тиве заявителей (изготовителей,продавцов, исполнителей) в це­лях подтверждения соответствия продукции (услуг)требовани­ям стандартов, технических условий, рецептур и других доку­ментов,определяемых заявителем.
Добровольная сертификация проводится наусловиях дого­вора между заявителем и органом по сертификации. Доброволь­наясертификация продукции, подлежащей обязательной серти­фикации, не можетзаменить обязательную сертификацию та­кой продукции.
Тем не менее по продукции, прошедшейобязательную сер­тификацию, могут проверяться в рамках добровольной серти­фикациитребования, дополняющие обязательные. Допустим, при анализе зубных паст можетбыть проверена эффективность ихдействия, при проверке телевизоров некоторых зарубежных моделей — наличиеблагоприятного биологического воздей­ствия, которые они якобы (согласнорекламным проспектам) оказывают на человека.
На 1 января 2000 г. в России былозарегистрировано 104 си­стемы добровольной сертификации.
Примерами систем добровольной сертификациимогут быть:
Система стоимостной оценки автотранспортныхсредств (СЕРТОЦАТ), разработанная Министерством автомобильного транспорта РФ;
Система сертификации экологическогоагропроизводства (ЭкоНива), разработанная АОЗТ «ЭкоНива»;
Система сертификациисанаторно-оздоровительных услуг, разработанная Центром сертификацииЦентрального региона (ЦСЦР).
Сравнительнаяхарактеристика обязательной и доброволь­ной сертификации представлена в табл.1.

Таблица1.

ВРоссии в настоящее время преобладает обязательная сер­тификация, за рубежом —добровольная. В условиях развитой рыночной экономики проведение добровольнойсертификации становится условием преодоления торговых барьеров, так как,повышая конкурентоспособность, она фактически обеспечива­ет производителю местона рынке. Например, во Франции добровольная сертификация проводится на соответствие стан­дартам Франции«NF».По ее результатам продукция маркиру­ется знаком NF. Продукция, не маркированнаяэтим знаком, не пользуется спросом. Именно поэтому около 75% продукциифранцузских фирм проходит через добровольную сертифика­цию.
ВРоссии кровно заинтересованы в добровольной сертифи­кации продукции лишьроссийские экспортеры. По мере ужес­точения конкуренции на рынке будетвозрастать потребность в добровольной сертификации.

IV. Участники обязательнойсертификации

Участниками сертификации являются изготовители продук­циии исполнители услуг (первая сторона), заказчики — продав­цы (первая либо втораясторона), а также организации, пред­ставляющие третью сторону, — органы посертификации, испы­тательные лаборатории (центры), специально уполномоченныефедеральные органы исполнительной власти.
Основные участники — заявители, органы по сертификации(далее — ОС) и испытательные лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют в процедуресертификации каждого конкретного объекта на всех этапах этой процедуры.

Изготовители(продавцы, исполнители)припроведении сер­тификации обязаны:
реализовывать продукцию, исполнять услугутолько при на­личии сертификата, выданного или признанного уполномочен­ным нато органом или декларации о соответствии (принятой в установленном порядке);
обеспечивать соответствие реализуемойпродукции (услуги) требованиям НД, на соответствие которым она была сертифи­цирована,и маркирование ее знаком соответствия;
указывать в сопроводительной техническойдокументации сведения о сертификате или декларации о соответствии и НД, которымона должна соответствовать, и обеспечивать доведе­ние этой информации допотребителя (покупателя, заказчика);
обеспечивать беспрепятственное выполнениесвоих полно­мочий должностными лицами ОС и должностными лицами, осу­ществляющимиконтроль за сертифицированной продукцией (услугой);
приостанавливать или прекращать реализацию продукции(предоставление услуг): если она не отвечает требованиям НД;
после истечения срока действия сертификата; в случаеприоста­новки его действия или отмены решением ОС; по истечении сро­ка действиядекларации о соответствии; по истечении срока год­ности или срока службыпродукции;
извещать ОС о тех изменениях, которыевлияют на характе­ристики, проверяемые при сертификации.

Органпо сертификации выполняет следующие функции:
сертифицирует продукцию (услуги), выдаетсертификат и лицензии на применение знака соответствия;
осуществляет инспекционный контроль засертифицирован­ной продукцией (услугой);
приостанавливает либо отменяет действиевыданных им сер­тификатов;
представляет заявителю необходимуюинформацию.
ОС несет ответственность за обоснованностьи правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сер­тификации.

Аккредитованныеиспытательные лаборатории (ИЛ) осуще­ствляютиспытания конкретной продукции или конкретные виды испытании и выдают протоколыиспытании для целей сер­тификации.
ИЛ несет ответственность за соответствиепроведенных ею сертификационных испытаний требованиям НД, а также за до­стоверностьи объективность результатов.
Если орган по сертификации аккредитован какИЛ, то его именуют сертификационным центром. Так, в стране широко известнадеятельность Российского центра испытаний и серти­фикации «Ростест— Москва».
Для организации и координации работ всистемах сертифи­кации однородной продукции или группы услуг создаются цен­тральные органы систем сертификации(ЦОС).
Например, Департамент маркетингапотребительского рын­ка Министерства торговли Российской Федерации выполняетфункции ЦОС услуг общественного питания и услуг розничной торговли. Функции ЦОСв системе сертификации систем каче­ства и производства выполняет Техническийцентр Регистра систем качества, действующий в структуре Госстандарта Рос­сии.Функции ЦОС по добровольной сертификации на соответ­ствие требованийгосударственных стандартов в Системе сер­тификации ГОСТ Р возложены на ВНИИсертификации.
 
В обязанности ЦОС входит:
организация, координация работы иустановление правил процедуры в возглавляемой системе сертификации;
рассмотрение апелляций заявителей по поводудействия ОС, ИЛ (центров).

Специальноуполномоченный федеральный орган исполнитель­ной власти в области сертификации(в России — Госстандарт) выполняет следующие функции:
формирует и реализует государственнуюполитику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации попроведению сертификации на территории Российской Федера­ции и опубликовываетофициальную информацию о них;
проводит государственную регистрацию системсертифика­ции и знаков соответствия, действующих в Российской Федера­ции;
опубликовываетофициальную информацию о действующих в Российской Федерации системахсертификации и знаках соот­ветствия и представляет ее в установленном порядке вмеждуна­родные (региональные) организации по сертификации; готовит вустановленном порядке предложения о присоеди­нении к международным(региональным) системам сертифика­ции, а также может в установленном порядкезаключать согла­шения с международными (региональными) организациями о взаимномпризнании результатов сертификации;
представляетв установленном порядке Российскую Федера­цию в международных (региональных)организациях по вопро­сам сертификации и как национальный орган Российской Фе­дерациипо сертификации осуществляет межотраслевую коор­динацию в области сертификации.
Главным участником работ по сертификацииявляется экс­перт — лицо, аттестованное на правопроведения одного или нескольких видов работ в области сертификации. От его зна­ний,опыта, личных качеств, т.е. компетентности, зависят объек­тивность идостоверность решения о возможности выдачи сер­тификата.
Вработах по сертификации участвует ряд федеральных ор­ганов исполнительнойвласти. Госстандарт как национальный орган по сертификации осуществляеткоординацию их деятель­ности в этом направлении. Координация, как правило,прово­дится в форме соглашения, в котором регламентируются выбор системысертификации, объекты сертификации, выбор аккре­дитующего органа и пр.
Всоответствии с соглашением федеральный орган может:
1)проводить сертификацию вне системы ГОСТ Р по своим правилам с выдачей соответствующихсертификатов и знаков соответствия;
2)входить в систему ГОСТ Р и осуществлять деятельность в полном соответствии с ееправилами.

V.Правила и документы по проведению работ в области сертификации

5.1. Правиласертификации

1.    В качестве ОС или ИЛ допускаются организации незави­симо от ихорганизационно-правовых форм и форм собствен­ности, если они не являютсяизготовителями (продавцами, ис­полнителями) и потребителями (покупателями)сертифицируе­мой ими продукции, при условии их аккредитации в установленномпорядке и наличии лицензии на проведение ра­бот по сертификации.

2.   Аккредитацию ОС и ИЛ организует иосуществляет Гос­стандарт России, федеральные органы исполнительной власти впределах своей компетенции на основе результатов их аттес­тации, как правило,комиссиями. Результаты аккредитации оформляют аттестатом аккредитации.

3.   Если в системе аккредитации несколькоОС одной и той же продукции (услуги), то заявитель вправе провести сертифи­кациюв любом из них.

4.    Сертификацияотечественной и импортируемой продук­ции проводится по одним и тем же правилам.

5.   Сертификаты и аттестаты аккредитации всистемах обяза­тельной сертификации вступают в силу с даты их регистрации вГосударственном реестре. Государственный реестр содержит сведения о ЦОС, ОС, ИЛ, утвержденных системах сертификации однородной продукции(группы услуг), знаках соответствия, аттестованных экспертах, документах,содержащих правила и рекомендации по сертифи­кации.

6.   Официальным языком является русский. Вседокументы (заявки, протоколы, акты, аттестаты, сертификаты и т.п.) офор­мляютсяна русском языке.

7. Привозникновении спорных вопросов в деятельности уча­стников сертификациизаинтересованная сторона может пода­вать апелляцию в ОС, ЦОС, ГосстандартРоссии, другие феде­ральные органы, проводящие работы по сертификации. Указан­ныеорганы рассматривают вопросы, связанные с деятельностью участников работ посертификации, применению знаков соот­ветствия, выдачи и отмены сертификатов иаттестатов аккреди­тации.

8. Сертификацияпроводится по схемам, установленным сис­темами сертификации однороднойпродукции или группы ус­луг.
Организационно-методическаябаза сертификации представлена на рис. 1.

Рис. 1.Организационно-методическая база сертификации.

5.2.Нормативная база сертификации

В основу работ по сертификации положена разветвленнаяиерархическая система документов, которые (за исключе­нием рекомендаций) носятобязательный характер.

1.Законодательные акты Российской Федерации.
 Этагруп­па документов  представлена вЗаконах РФ «О сер­тификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей». Всоответствии с этими законами вводится обязательная сертификация конкретныхобъектов (продукции, услуг, рабочих мест и т.п.), определяются федеральныеорганы исполнительной власти, организующие работы по сертифика­ции этихобъектов, создаются соответствующие системы серти­фикации, устанавливаютсяперечни объектов обязательной сер­тификации.

2. Подзаконные акты — постановленияПравительства РФ.
 Они вводят в действие перечни продукции, услуги другие объекты, подлежащие сертификации; регламентируют другие вопросысертификации, а также устанавливают правила выполнения отдельных видов работ иуслуг.

3. Основополагающиеорганизационно-методические доку­менты (рис. 1). 
Документыэтой группы определяют требова­ния к организации работ по сертификации,участников работ по сертификации, единые принципы сертификации. Исходя из сферыдействия, следует выделить документы двух уровней:
документы,действующие на национальном уровне и распро­страняющиеся на все системысертификации;
документы,созданные федеральными органами исполни­тельной власти и действующие в рамкахконкретных систем.

4.Организационно-методические документы, распространя­ющиеся на конкретныеоднородные группы продукции и услуг и выполняемые в виде правил и порядков.
Например, в Системе сертификации ГОСТ Рдействуют следующие документы: Пра­вила проведения сертификации пищевыхпродуктов и продо­вольственного сырья, «Услуги транспортные. Пассажирскиеперевозки» и пр.

5. Классификаторы, перечни иноменклатуры.
Вработах по сертификации используются: «Общероссийский классификатор продукции»(ОКП) для обозначения и идентификации продук­ции с помощью 6-разрядного кода;«Общероссийский класси­фикатор услуг населению» (ОКУН) для обозначения и иденти­фикациис помощью 6-разрядного кода работ и услуг; междуна­родный классификатор«Товарная номенклатура внешней экономической деятельности (ТН ВЭД)» дляобозначения и идентификации с помощью 9-разрядного кода импортной и эк­спортнойпродукции и пр.
Цельюприменения перечней являетсяобеспечение участни­ков работ по сертификации необходимыми сведениями о про­дукциии услугах, подлежащих обязательной сертификации. Как уже отмечалось выше,перечень товаров и услуг, подлежа­щих обязательной сертификации утверждаетсяПравительством РФ. Для импортируемой продукции, подлежащей обязательнойсертификации, действует документ, разработанный Госстан­дартом иГосударственным таможенным комитетом, — «Пере­чень товаров, требующих ихподтверждения при ввозе на тер­риторию РФ». На основе перечней, установленных Правительством РФ, Госстандартомсовместно с Госстроем и Минздравом РФ, раз­рабатывается номенклатура объектов, подлежащих обязатель­ной сертификации,которая обеспечивает всех участников ра­бот по сертификации сведениями оразвернутой номенклатуре продукции, о нормативных документах, на основе которыхосу­ществляется сертификация.
С1999 г. объектом постановлений Правительства РФ стали «Перечни продукции(товаров, услуг), соответствие которой может быть подтверждено декларацией осоответствии».

6. Рекомендательные документы.
 Развивают и конкретизи­руют вопросыорганизации сертификации, методы, формы для различных процедур сертификации сцелью повышения эффек­тивности работы специалистов.

7. Справочные информационныематериалы.
Содержатрас­ширенную информацию об объектах, зарегистрированных в Госреестре (опродукции, системах сертификации, об ОС, ИЛ, экспертах). В отличие отвышеперечисленных документов, яв­ляющихся полнотекстовыми, они представляютфактографи­ческие базы данных, содержащиеся в Госреестре. По любому реквизиту,касающемуся ОС, ИЛ, экспертов, стандартов, мож­