Сертификация методического обеспечения судебной экспертизы

Сертификацияметодического обеспечения судебной экспертизы
В последние годы в Минюсте Россиимного внимания уделялось созданию нормативно-правовой базы по регулированиюдеятельности государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России(далее — СЭУ). Задачей этой работы являлось обеспечение деятельности СЭУ,направленной на повышение эффективности производства судебных экспертиз, иприведение ее в соответствие с действующими законодательными нормами РоссийскойФедерации, положениями Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «Огосударственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»(далее — Закон о судебно-экспертной деятельности).
Необходимо особо отметить, что внастоящее время в СЭУ Минюста России выполняются более 30 родов (видов) нетолько традиционных криминалистических судебных экспертиз (криминалистическихэкспертиз материалов, веществ и изделий, инженерно-технических иэкономических), но и новых видов судебных экспертиз (компьютерно-техническая,экологическая, психологическая экспертизы). В стадии становления — лингвистическая, искусствоведческая и другие виды экспертиз.
На территории Российской Федерациифункционируют пятьдесят СЭУ, объединенных единой организационной иметодологической основой как организации их деятельности, так и подготовки иаттестации государственных судебных экспертов, внедрения новых методов иметодик и др.
Статьей 11 Закона осудебно-экспертной деятельности определено, что государственныесудебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляютпроизводство судебной экспертизы на основе единого научно-методического подходак экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.
Механизм обеспечения такого единогоподхода в СЭУ Минюста России реализуется через утверждение методик, проведениеповерки оборудования и совершенствование системы профессиональной подготовки иповышения квалификации экспертов СЭУ, завершающим этапом которой являетсяаттестация государственных судебных экспертов на право самостоятельногопроизводства судебной экспертизы. Общий подход к оценке соблюдения всехназванных требований пока отсутствует, так что выработка, образно говоря,паспорта, удостоверяющего компетентность в области производства судебныхэкспертиз учреждения или специалиста, — дело будущего.
Необходимо отметить, что важнойособенностью современного судопроизводства является укрепление принципасостязательности сторон, участвующих в уголовном, гражданском или арбитражномпроцессе. Это требует более пристального отношения к определению компетенцииэкспертов, подтверждения ее соответствия определенной экспертной специальностии наличия специальных познаний в определенной области.
Формирование четкого определениякомпетенции эксперта, занимающегося производством судебной экспертизы в рамкахприменения специальных познаний, необходимо при решении вопросов, интересующихследствие или суд. Особое внимание при комплексной оценке обоснованностивыводов эксперта уделяется и подтверждению надежности использованных методик.
Для государственных судебныхэкспертов эта процедура достаточно отработана и предусматривает:
определение компетентности экспертапутем прохождения им профессиональной аттестации;
применение при производствесудебных экспертиз апробированных методик и поверенного оборудования и др.
Учитывая развитие состязательногопроцесса в судопроизводстве, в том числе в области производства судебныхэкспертиз, негосударственные организации, выполняющие экспертизы изаинтересованные в повышении своего статуса, все чаще проводят работу поаттестации экспертов и подтверждению надежности применяемых методик, внедряютновые формы и методы подготовки экспертов, проводят их аттестацию и выдаютквалификационные свидетельства. Кроме того, в различных системах стандартизацииутверждаются экспертные методики, разрабатываются и внедряются системыкачества, дающие право на соответствующую аккредитацию по одному измеждународных стандартов.
В целях обеспечения реализациипринципов состязательности и равноправия сторон в современном судопроизводствеидет постоянный поиск новых процедур внедрения в правовых актах Минюста Россиинорм, касающихся организации и производства судебных экспертиз и использованияспециальных знаний в процессуальных и непроцессуальных формах.
Необходимо особо отметить, что вмеждународной практике обеспечение качества судебной экспертизы, связанное саккредитацией судебно-экспертных учреждений по стандарту ИСО 17025, ужедлительное время внедряется в практику. Российский федеральный центр судебнойэкспертизы при Минюсте России (далее РФЦСЭ), следуя тенденциям, направленным напроведение обязательной аккредитации по данному стандарту, изучил этот вопросприменительно к российским условиям. Анализ показал, что такой стандарт приняту нас в стране как ГОСТ Р ИСО/ МЭК 17025-2000 «Общие требования ккомпетентности испытательных и калибровочных лабораторий». ГосстандартомРоссии также определены аккредитованные организации, проводящие сертификацию поданному ГОСТу.
Подробное изучение данногостандарта позволило констатировать, что его требования намного шире, чемтребования аналогичного международного «подстандарта» по судебнойэкспертизе. В связи с этим РФЦСЭ с Госстандартом России был проработан вопрос опорядке рассмотрения и принятия в системе ГОСТ Р специального международногостандарта ИСО 17025 «Общие требования к судебно-экспертнымлабораториям».
Анализ европейской практики вобласти организации судебно-экспертной деятельности показал, что соблюдениеподобных требований является одним из основополагающих условий деятельности исудебно-экспертных учреждений, входящих в состав Европейской сетисудебно-экспертных учреждений.
Отмеченные особенности подхода кподтверждению компетентности эксперта свидетельствуют об актуальностипроведения работ по разработке механизма сертификации методического обеспечениясудебной экспертизы. Применение сертифицированных методик экспертныхисследований, единых квалификационных требований к экспертам соответствующихэкспертных специальностей в государственных экспертных учреждениях одинаковогонаучно-технического профиля независимо от их ведомственной принадлежности дастреальную возможность получения с заданной точностью сопоставимых результатовпри экспертном исследовании одних и тех же объектов.
Сертификация методическогообеспечения судебной экспертизы в общем случае может быть формой подтвержденияорганом, осуществляющим сертификацию, соответствия методического обеспечениятребованиям нормативных правовых актов, призванных регулировать вопросы вобласти организации и производства судебной экспертизы.
В связи с тем что методы и средствасудебной экспертизы в основном нацелены на применение специальных знаний вобласти науки и техники при отправлении правосудия, вопросы стандартизации исертификации методов и средств решения конкретных экспертных задач регулируютсяФедеральным законом Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «Отехническом регулировании». В соответствии со ст. 20 данного Федеральногозакона определены процедуры подтверждения качества в форме как обязательной,так и добровольной сертификации.
Необходимо отметить, чтообязательная сертификация продукции, работ и услуг определяется Перечнем,утвержденным Постановлением Госстандарта России N 64 от 30 июля 2002 г., однакометодическое обеспечение судебной экспертизы в этот Перечень не включено.Всесторонняя проработка проблемы позволила в полном соответствии с законодательствомподготовить вопрос о создании системы добровольной сертификации методическогообеспечения в РФЦСЭ при Минюсте России. За основу при разработке этой системыбыли взяты нормативные правовые акты Минюста России.
Система добровольной сертификацииметодического обеспечения судебной экспертизы была разработана изарегистрирована как «Система добровольной сертификации методическогообеспечения судебной экспертизы — РОСС RU.В175.04ОЭОО от 2 марта 2005 г.».Названная система прошла аккредитацию в Федеральном агентстве по техническомурегулированию и метрологии Российской Федерации (Госстандарт России).
РФЦСЭ при Минюсте России определенГосстандартом как руководящий орган системы и орган по сертификации. Припроведении данной аккредитации РФЦСЭ учитывалось прежде всего наличиегосударственной аккредитации как научной организации (имеется свидетельство N5452 от 25 февраля 2004 г. — выдано Минпромнауки и технологий России) илицензии на ведение образовательной деятельности (N 24 Н-0575 от 1 сентября2000 г. — выдана Министерством образования России). Была учтена ведомственнаянормативная правовая база, регламентирующая сертифицируемую область, а такжесоответствующие функции, предусмотренные Уставом РФЦСЭ при Минюсте России.
При подготовке пакета документов былиразработаны соответствующие правила функционирования системы добровольнойсертификации методического обеспечения судебной экспертизы, которыезарегистрированы в Государственном реестре.
В рамках разработанной системыпроводятся работы:
— по испытанию и выдачерекомендаций к использованию в экспертной практике методических материалов,методов и средств производства судебной экспертизы;
— по оценке и подтверждениюкомпетентности судебных экспертов в использовании методических материалов,методов и средств производства судебной экспертизы в рамках определеннойэкспертной специальности.
Объектами сертификации являются:
— экспертная методика (в том числеавтоматизированная методика); методическое издание;
— учебные программы подготовкиэкспертов по экспертным специальностям;
— метод и средства судебнойэкспертизы.
Для регистрации участников системы,а также выданных, приостановленных и отмененных сертификатов иорганизационно-методических документов системы создан единый реестр.
Система предназначена для проведениянезависимой квалифицированной оценки и подтверждения соответствия какметодического обеспечения судебной экспертизы, так и компетентности судебныхэкспертов в рамках конкретной экспертной специальности требованиям системы.Заявителем на сертификацию могут быть юридические или физические лица.
Задача сертификации в системе — повышение качества судебно-экспертной, научно-методической, образовательной,опытно-конструкторской и иных видов деятельности физических и юридических лиц,а также повышение эффективности использования научно-технических достижений вобласти судебной экспертизы.
В заключение хочется отметить, чтовыбранный подход к оценке специальных познаний эксперта в области судебнойэкспертизы путем проведения сертификации научно-методического обеспечениясегодня позволит на должном уровне решать сложные теоретические и практическиезадачи с использованием специальных знаний в уголовном, гражданском иарбитражном судопроизводстве, исключить возможные экспертные ошибки. Этотподход направлен прежде всего на обеспечение проведения всесторонних, научнообоснованных и объективных экспертных исследований в области производства кактрадиционных, так и новых видов судебных экспертиз и станет гарантом высокойкомпетентности государственных судебных экспертов.
ПРАВИЛА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СИСТЕМЫ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
(Извлечения)
1. Область применения
Настоящий документ устанавливаетцели, назначение, структуру, основные правила организации Системы добровольнойсертификации методического обеспечения судебной экспертизы и правила проведениясертификации в системе.
Система добровольной сертификацииметодического обеспечения судебной экспертизы (далее — Система) образованагосударственным учреждением «Российский Федеральный центр судебнойэкспертизы» при Министерстве юстиции Российской Федерации.Местонахождение: 119034, г. Москва, Пречистенская набережная, д. 15, стр. 1.
Настоящий документ разработан наоснове:
— Федерального закона от 27 декабря2004 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
— Положения о регистрации системыдобровольной сертификации, утвержденного Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 23 января 2004 г. N 32;
— Федерального закона от 31 мая2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности вРоссийской Федерации»;
— нормативных правовых актовМинистерства юстиции Российской Федерации по судебной экспертизе.
Настоящие правила являютсяосновополагающим документом Системы, на основе и в развитие которого могутразрабатываться другие документы Системы, определяющие отдельные аспекты еепрактического функционирования.
2. Определения
В настоящем документе используютсяследующие основные термины и определения:
Государственный судебный эксперт — судебный эксперт, являющийся работником государственного судебно-экспертногоучреждения.
Государственное судебно-экспертноеучреждение — специализированные учреждения федеральных органов исполнительнойвласти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданныедля обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц,производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации ипроизводства судебной экспертизы.
Испытание (апробация) методическихматериалов, методов и средств производства судебной экспертизы — проверка наэкспериментальном (а в случае положительного результата — на экспертном)материале положений и выводов научно-методических разработок, в результатекоторой подтверждается или опровергается соответствие требованиям Системы, втом числе возможность и необходимость их использования в экспертной практике.
Методическое обеспечение судебнойэкспертизы — совокупность методических материалов по производству судебнойэкспертизы, методов и средств, а также компетентности экспертов, котораяосновывается на методологии общей теории судебной экспертизы и частных теорийсоответствующих родов и видов судебной экспертизы, а также опыте решенияконкретных практических экспертных задач.
Метод судебной экспертизы — способпознания общей теорией судебной экспертизы своего предмета; способ или приемвыполнения судебно-экспертного исследования.
Методические материалы попроизводству судебной экспертизы — совокупность методик, рекомендаций, пособий,инструкций, словарей и других изданий методического характера, содержащие в тойили иной мере описание способов и приемов решения экспертных задач, определенияключевых категорий (предмета, объектов и задач) и основных терминов и понятийсудебной экспертизы, действий судебного эксперта и деятельностисудебно-экспертного учреждения.
Компетентность эксперта — практическая способность эксперта по решению конкретных экспертных задач(применению конкретных методов и средств) в рамках своей компетенции,соответствующей полученной экспертной специальности.
Средство судебной экспертизы — оборудование, приборы, инструменты, материалы и проч. для собирания,исследования и использования судебных доказательств.
Судебная экспертиза — процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключенияэкспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в областинауки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертомсудом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем илипрокурором в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию поконкретному делу.
Сертификат соответствия — документ,выданный органом по сертификации, удостоверяющий соответствие:
объекта методического обеспечениясудебной экспертизы требованиям Системы;
уровня знаний, умений и навыковфизического лица требованиям программы подготовки по определенной экспертнойспециальности (либо требованиям по применению конкретного метода, методики илисредства производства судебной экспертизы).
Система сертификации — совокупностьправил выполнения работ по сертификации, ее участников и правилфункционирования системы сертификации в целом.
Судебный эксперт — сведущее лицо,обладающее специальными знаниями в той или иной области науки, техники,искусства или ремесла, назначаемое в случаях и порядке, которые установленнымсоответствующим процессуальным законом, для производства судебной экспертизы идачи заключения.
Схема сертификации — совокупностьдействий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательствсоответствия объектов установленным требованиям.
Экспертная специальность — специальность, приобретенная лицом, имеющим высшее образование, в результатеуспешного освоения программы подготовки по одной из специальностей поисследованию объектов судебной экспертизы определенного рода, вида и подвидаили по применению методов исследования объектов судебной экспертизы.
Экспертное исследование — непроцессуальное действие, состоящее из проведения исследований сиспользованием средств, методов и методик судебной экспертизы и дачи заключенияэкспертом в форме акта экспертного исследования по вопросам, разрешение которыхтребует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла икоторые поставлены заявителем (физическим или юридическим лицом) передэкспертом в целях установления каких-либо фактов и (или) обстоятельств.
3. Общая характеристика и назначение Системы
3.1. Система предназначена дляорганизации и осуществления независимой и квалифицированной оценки иподтверждения соответствия методического обеспечения судебной экспертизы икомпетенции судебных экспертов в рамках конкретной экспертной специальноститребованиям Системы.
3.2. Сертификация в Системенаправлена на повышение качества судебно-экспертной, научно-методической,образовательной, опытно-конструкторской и иных видов деятельности физических июридических лиц, а также повышения эффективности использованиянаучно-технических достижений в области криминалистики и судебной экспертизы, атакже экспертных исследований.
3.3. Сертификация методическогообеспечения в соответствии с родами и видами судебной экспертизы проводится дляреализации единого научно-методического подхода при производстве судебныхэкспертиз и проведении экспертных исследований.
3.4 Объектами сертификации вСистеме являются:
— методические материалы попроизводству судебной экспертизы;
— методы и средства судебнойэкспертизы;
— компетентность судебныхэкспертов.
Конкретные объекты сертификации иподтверждаемые характеристики представлены в приложении 1.
3.5. Требования, на соответствиекоторым осуществляется сертификация, формируются Системой на основе положенийзаконодательных и других нормативных правовых актов Российской Федерации иМинюста России согласно приложению 2.
3.6. Система является полностьюсамостоятельной и не входит в другие системы сертификации. Система не подменяетдействующие системы контроля (надзора) соответствующих органов исполнительнойвласти в области судебной экспертизы. Результаты деятельности Системы могутслужить дополнительным источником информации для этих органов.
3.7. Взаимодействие Системы сдругими системами сертификации осуществляется на основе соглашений, заключаемыхс организациями, образовавшими Системы, если иное не предусмотренозаконодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.8. Система вправевзаимодействовать в установленном порядке с международными, национальными ирегиональными системами сертификации других стран по вопросам подтверждениясоответствия методического обеспечения судебной экспертизы.
3.9. Система предусматриваетсвободный доступ заинтересованных организаций и отдельных лиц к информации одеятельности в Системе, о ее правилах, участниках, результатах сертификации.
4. Структура Системы и функции ее участников
4.1. Организационная структураСистемы содержит:
руководящий орган;
— орган по сертификации.
— испытательные лаборатории.
— учебные центры Системы,
4.2. Руководящим органом Системы иорганом по сертификации является государственное учреждение «РоссийскийФедеральный центр судебной экспертизы» при Министерстве РоссийскойФедерации (РФЦСЭ).
РФЦСЭ как руководящий орган Системывыполняет следующие функции:
— управляет Системой, координируетдеятельность ее участников и создает условия для функционирования Системы;
— организует разработкуорганизационно-методических и нормативных документов, необходимых дляпроведения сертификации;
— создает орган по сертификации;
— организует подготовку иаттестацию экспертов по сертификации;
— ведет реестр Системы;
— осуществляет связь с внешнимиорганизациями;
— рассматривает апелляции повопросам сертификации в Системе;
— публикует официальную информациюо результатах сертификации и участниках Системы.
Руководящий орган несетответственность за функционирование Системы в целом.
4.3. При руководящем органесоздается совет Системы, реестр Системы и апелляционная комиссия.
4.4. Совет Системы являетсясовещательным органом. В его задачи входит рассмотрение направлений развитияСистемы, предложений по ее совершенствованию, принципиальных вопросов,возникающих в процессе функционирования Системы.
В состав совета Системы включаютсяпредставители РФЦСЭ, Минюста России и других заинтересованных организаций, атакже ведущие ученые и практики с опытом работы в области судебной экспертизы.
Конкретный состав Совета и порядокего работы устанавливается в Положении о Совете Системы.
4.5. Реестр Системы создается длярегистрации участников Системы, выданных, приостановленных и отмененныхсертификатов, регистрации организационно-методических документов Системы, атакже аттестованных экспертов по сертификации.
4.6. Апелляционная комиссиярассматривает жалобы участников сертификации, возникающие в процессесертификации. Апелляционная комиссия формируется из представителей РФЦСЭ испециалистов других компетентных организаций.
4.7. РФЦСЭ в качестве органа посертификации выполняет следующие функции:
— прием, регистрация и рассмотрениезаявок на сертификацию;
— проведение подтверждениясоответствия объектов установленным требованиям;
— выдача сертификатов соответствия;
— инспекционный контроль за сертифицированнымиобъектами;
— приостановление или прекращениедействия выданных сертификатов соответствия;
— представление заявителю по еготребованию необходимой информации о правилах Системы и о других вопросах,входящих в компетенцию Системы.
Непосредственную работу посертификации выполняют эксперты по сертификации, аттестованные Руководящиморганом.
4.8. Испытательные лабораторииопределяются по согласованию с Минюстом России и действуют на базегосударственных судебно-экспертных учреждений различной ведомственнойподчиненности, прошедших в установленном порядке аккредитацию. Они выполняютследующие основные функции:
— по направлению органа посертификации принимают к рассмотрению соответствующие документы на проведениеиспытаний методических материалов по производству судебной экспертизы, а такжеметодов и средств судебной экспертизы;
— проводят испытание в течениесроков, рекомендованных органом по сертификации, и готовят протокол испытаний,содержащий описание поступивших материалов, описание испытания, анализрезультатов испытания, выводы по результатам испытания;
— направляют протокол испытаний ворган по сертификации.
4.9. Учебные центры Системыопределяются руководящим органом по согласования с Минюстом России. Онивыполняют следующие функции:
— разрабатывают программы обученияэкспертов по сертификации методического обеспечения судебной экспертизы;
— проводят обучение экспертов посертификации;
— организуют и проводят семинары повопросам деятельности Системы;
— оказывают на договорной основеконсультативно-методическую помощь участникам Системы, а также обеспечивают ихнеобходимой информацией;
— разрабатывают предложения поразвитию и совершенствованию Системы;
— разрабатывают проектынормативно-правовых актов, организационно-методических документов Системы иизменений к ним;
— поводят экспертизу документов(изменений в документы) Системы, разработанных другими организациями;
— анализируют информацию орезультатах деятельности по сертификации в Системе и предоставляет ее вруководящий орган Системы.
5. Основные правила Системы
5.1. Система осуществляетсертификацию объектов методического обеспечения судебной экспертизы в частиобъектов, приведенных в приложении 1. Сертификация осуществляется органом посертификации на основе договора с заявителем.
5.2. Заявителем сертификации могутбыть юридические или физические лица, выразившие согласие соблюдать правилаСистемы и оплатить работы по проведению сертификации. В зависимости от объектасертификации в качестве заявителей выступают:
применительно к методическимматериалам — отечественные разработчики или организации, утверждающиеметодические материалы;
применительно к методам и средствамсудебной экспертизы — отечественные и зарубежные разработчики, а такжеизготовители, продавцы технических средств;
применительно к компетенцииэкспертов — отечественные и зарубежные специалисты, имеющие высшее профильноеобразования и опыт работы, связанной с судебной экспертизой.
5.3. Заявитель подает заявку насертификацию в орган по сертификации по формам, приведенным в приложении 3.
К заявке на сертификациюметодических материалов прилагаются:
— проект сертифицируемого документас пояснительной запиской;
— имеющиеся отзывы, рецензии,полученные при разработке документа.
К заявке на сертификациютехнических средств судебной экспертизы прилагаются:
— технические условия на средство(техническое задание) или другой документ, устанавливающий требования к данномусредству;
— протоколы испытаний.
К заявке на сертификациюкомпетенции экспертов прилагаются:
— сведения о заявителе с указаниемфамилии, имени, отчества; года и место рождения; образования (название вуза игод окончания); специальности и квалификации по образованию; общего стажа истажа работы в экспертном учреждении; занимаемая должность с указанием названияучреждения (организации); полученная ранее экспертная подготовка (местоподготовки, специальность, дата).
— копия документа о высшемобразовании.
При наличии у заявителя другихдокументов, прямо или косвенно подтверждающих соответствие отдельныххарактеристик объекта, такие документы так же могут прилагаться к заявке.
5.4. Орган по сертификациирегистрирует и рассматривает заявку и в срок не более чем десять дней сообщаетсвое решение заявителю. При положительном решении по заявке стороны заключаютдоговор о проведении сертификации.
5.5. Сертификация проводитсяорганом по сертификации по соответствующей схеме сертификации, включающей вобщем случае анализ документации, исследование степени достижения поставленнойзаявителем цели, проведения экспериментальных проверок, обобщения иформирования решения о соответствии (несоответствии) требованиям системы ипоследующий инспекционный контроль.
Конкретную схему сертификацииопределяет орган по сертификации в зависимости от объекта сертификации, наличияи существа представленных заявителем доказательств соответствия. Выбраннуюсхему сертификации орган по сертификации доводит до сведения заявителя врешении по заявке.
5.6. Для проведения сертификациирешением руководителя органа по сертификации образуется экспертная комиссия. Всостав экспертной комиссии, проводящей сертификацию, кроме штатных экспертоворгана по сертификации, могут включаться специалисты компетентных организацийпо согласованию с ними.
5.7. Экспериментальную проверкуметодов и средств судебной экспертизы, как правило, осуществляет испытательнаялаборатория, определяемая органом по сертификации. По результатам испытанийсоставляется протокол испытаний.
5.8. Экспериментальную проверкуэкспертов проводит экспертная комиссия с помощью их тестирования. При тестированииуточняются вопросы, недостаточно отраженные в документах заявителя иоценивается выполнение задания на решение конкретной задачи, относящейся кобласти судебной экспертизы с учетом специализации эксперта.
Заявитель должен продемонстрироватьумение квалифицированно решить поставленную задачу. Оценка комиссии степенивыполнения заявителем поставленной задачи производится по пятибалльной системе.
5.9. По результатам проверки сучетом результатов проведенных испытаний (тестирования) комиссией составляетсяэкспертное заключение, содержащее описание и результаты проверок по каждомуаспекту доказательств и выводы о возможности (невозможности) выдачи сертификатасоответствия и при необходимости проведения корректирующих мероприятий длядостижения соответствия всем требованиям Системы.
5.10. При положительном решенииорган по сертификации оформляет сертификат. На методические материалы, методы исредства судебной экспертизы, а также экспертов оформляются сертификатысоответствия.
Сертификат вступает в силу с моментарегистрации его в реестре Системы. Срок действия сертификата устанавливаетсяорганом по сертификации в зависимости от результатов сертификации, но не болеечем на 5 лет.
5.11. При отрицательных результатахсертификации заявителю выдается заключение, содержащее аргументированноеобоснование о невозможности выдачи сертификата.
5.12. Если объект сертификации, помнению экспертов, не в полной мере отвечают заданным требованиям, заявителюможет быть дан определенный срок для устранения недостатков, выполнениякорректирующих мероприятий с последующей проверкой.
5.13. Инспекционный контроль можетпроводиться в отношении средств судебной экспертизы и экспертов в виде проверокс периодичностью, установленной по результатам сертификации (но не реже одногораза в два года), а также внепланово.
Внеплановые проверки могутпроводиться в случаях поступления информации о претензиях к качествусертифицированных средств судебной экспертизы или работ экспертов.
5.14. Инспекционный контрольосуществляет экспертная группа, назначенная органом по сертификации.
5.15. Результаты инспекционнойпроверки оформляются экспертным заключением.
5.16. По результатам инспекционногоконтроля органом по сертификации может быть принято одно из следующих решений:
— считать сертификат соответствияподтвержденным;
— приостановить действиесертификата соответствия;
— прекратить действие сертификатасоответствия.
5.17. При проведении работ посертификации должна быть обеспечена конфиденциальность информации, составляющейгосударственную и коммерческую тайну.
5.18. При возникновении спорныхвопросов в деятельности участников сертификации заинтересованная сторона вустановленном в Системе порядке может подать апелляцию в руководящий орган.Руководящий орган организует заседание Апелляционной комиссии, котораярассматривает вопросы, связанные с деятельностью органа по сертификации изаявителей по вопросам сертификации, выдачи, приостановления и прекращениядействия сертификатов, и подготавливает конкретный ответ по существу вопроса.Руководящий орган принимает решение с учетом рекомендации Апелляционнойкомиссии.
5.19. Официальным языком Системыявляется русский. Все документы, используемые, регистрируемые и выдаваемые врамках Системы (протоколы, экспертные заключения, сертификаты и пр.), а такжепереписка (заявки, письма и т.п.) оформляются и ведутся на русском языке. Пожеланию заявителя за дополнительную плату экземпляры документов (сертификатов идр.) могут быть выданы на английском, французском, немецком и других языках сподтверждением их аутентичности оригиналам на русском языке.

Литература
1.    «АКТУАЛЬНЫЕВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»
(Н.А. Платоненко) («Эксперт-криминалист», 2006, N 1)
 
2.    «БЫТЬ ЛИСУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ НЕЗАВИСИМОЙ?»
(Е. Козьминых) («ЭЖ-Юрист», 2005, N 46)
 
3.    «ВОЗМОЖНОСТИСУДЕБНО-ТОВАРОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ»
(А.А. Селиванов) («Адвокат», 2006, N 2)
 
4.    «НЕКОТОРЫЕТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ»
(Е.В. Смахтин) («Эксперт-криминалист», 2006, N 2)
 
5.    «ОСЕРТИФИКАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»
(Т.П. Москвина, А.И. Усов) («Адвокат», 2005, N 10)
 
6.    «ОПЫТИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ В ХОДЕ РАССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНЫХДЕЛ (ПО МАТЕРИАЛАМ ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЫ)»
(А.Б. Коваленко, Ю.Ф. Малинина) («Эксперт-криминалист», 2006, N 1)
 
7.    «ПРОИЗВОДСТВОСУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ (КОММЕНТАРИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА)»
(постатейный)
(О.Я. Баев, Б.Д. Завидов) (Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2004)
 
8.    «СУДЕБНАЯЭКСПЕРТИЗА В АРСЕНАЛЕ ЗАЩИТЫ: ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ И ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВДОКАЗЫВАНИИ»
(В.Л. Кудрявцев) («Современное право», 2005, N 12)
 
9.    «СУДЕБНАЯЭКСПЕРТИЗА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА»
(Р. Чупахин) («Эксперт-криминалист», 2006, N 2)
 
10.  «СУДЕБНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕЭКСПЕРТИЗЫ ПО ДЕЛАМ О КРИМИНАЛЬНОМ БАНКРОТСТВЕ»
(М.Г. Порохов, Ш.Н. Хазиев) («Адвокат», 2006, N 5)
 
11.  «СУДЕБНЫЕЭКСПЕРТИЗЫ С УЧАСТИЕМ ПСИХОЛОГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ФОРМЫ, ВИДЫ,ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
(Ф.С. Сафуанов, Т.Н. Секераж) («Юридическая психология», 2006, N 1)