РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Сервисная деятельность» специальность 2307 (100104) «Туризм» Тема 2. Основные этапы развития сервисной деятельности в России в ХХ веке Развитие бытового обслуживания в первые годы советской власти. Служба быта в период довоенных пятилеток. Рост бытовых услуг в эпоху развитого социализма. Реформы в организации бытового обслуживания в 1960-е годы.
Кооперативное движение(1980-е годы). Особенности развития сервисной деятельности в современной России. Студент должен: знать: как развивалось бытовое обслуживание в первые годы советской власти; состояние службы быта в период довоенных пятилеток; Студент должен: иметь представление: о социальных предпосылках возникновения сервисной деятельности и развития сферы услуг; знать: основные этапы становления и развития сервиса
в России; развитие сферы услуг в дореволюционной России. Вопросы и задания для самостоятельной работы и самоконтроля Расскажите о жизнедеятельности людей: а) в первобытных сообществах, б) в обществах древнего мира, в) в средневековом обществе Западной Европы. Что являлось социальными предпосылками возникновения и развития сервисной деятельности? Какие виды услуг в дореволюционной
России были наиболее распространены? Как удовлетворяли свои бытовые потребности крестьяне и дворяне в этот период Программа дисциплины «Сервисная деятельность» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (специальность «Туризм» утверждена приказом Министерства образования РФ от 02.07.2001 г.№2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования –
Классификатор специальностей среднего профессионального образования».) На дисциплину отводится 46 часов (34ч аудит. + 12ч с/р) 1. Цель курса: – способствовать формированию у студентов целостного представления о сервисной деятельности, системного подхода к решению проблем сервиса. 2. Задачи курса – сформировать знания об особенностях сервисной деятельности; – ознакомить студентов с нормативными документами, регламентирующими сервисную
деятельность, обращая внимание на то, когда и где полученные знания могут быть применены в будущей практической деятельности. 3. Место курса в учебном плане Дисциплина «Сервисная деятельность» является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для получения профессиональных знаний и умений и освоения других общепрофессиональных и специальных дисциплин. 4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен: иметь представление: о месте сервиса в жизнедеятельности«потребность», «услуга», «сервис». Какие виды потребностей вы знаете? Какое место занимает сервис в жизнедеятельности человека? Какую роль выполняет сервис в экономической системе России? Литература: Основная 1,2. Раздел 1. Социальные предпосылки возникновения и развития сервисной
деятельности Тема 1. Возникновение сервисной деятельности. Развитие сервиса в дореволюционной России Возникновение потребностей в услугах на протяжении истории развития человечества. Социальные предпосылки возникновения сервисной деятельности и развития сферы услуг. Состояние сферы услуг в дореволюционной России удовлетворения потребностей человека. Место сервиса в жизнедеятельности человека. Роль сервиса в экономической системе
России. Студент должен: иметь представление: об учебной дисциплине “Сервисная деятельность”; о роли сервиса в экономической системе России; о видах потребностей; знать: основные понятия и определения, используемые в дисциплине “Сервисная деятельность”; об удовлетворении потребностей с помощью сервисной деятельности. Вопросы и задания для самостоятельной работы и самоконтроля
Что изучает дисциплина “Сервисная деятельность”? Дайте определение понятиям человека; о принципах удовлетворения потребностей человека; о способах и формах оказания услуг; знать: правила обслуживания населения; нормативно-законодательную базу, регламентирующую сервисную деятельность. 5. Аннотация курса Дисциплина «Сервисная деятельность» базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении дисциплин «Основы философии», «Основы права»,
Социальная психология», «Основы Экономики» и др. В ней рассматриваются: сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека; социальные предпосылки и основные этапы развития сервисной деятельности; понятияконтактная зона», «качество услуг и обслуживания», составляющие качества услуг и обслуживания; виды сервисной деятельности; предприятия, оказывающие услуги населению; формы организации обслуживания потребителей услуг; правила обслуживания населения и права потребителей; понятие сервисных
технологий; новые виды услуг и прогрессивные формы обслуживания. Большое внимание уделяется возможности использования знаний в практической деятельности студентов, которая будет связана с общением с людьми – клиентами. Программа включает перечень рекомендуемой литературы. Изучение курса поможет студентам сформировать представление о сервисной деятельности, о системном подходе
к решению проблем сервиса. 6. Текущий контроль успеваемости Осуществляется преподавателем в ви 15 Тема 5.2 Внедрение новых видов услуг и прогрессивных форм обслуживания 2 2 2 ИТОГО по 5 разделу 5 4 4 1 Отчетность-зачет 2 2 2 Итого по дисциплине 46 34 30 4 12 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение Содержание дисциплины и ее задачи, связь с другими учебными дисциплинами. Основные понятия и определения: «потребность», «услуга», «сервис».
Сервисная деятельность как форма 13 Тема 4.2 Пути повышения качества услуг и обслуживания населения 3 2 2 1 ИТОГО по 4 разделу 6 4 4 2 Раздел 5. Понятие сервисных технологий 14 Тема 5.1 Новые виды услуг и прогрессивные формы обслуживания населения 3 2 2 1 оценки полноты и качества полученных знаний. В ходе учебно-воспитательного процесса преподаватель оценивает самостоятельную работу студента по изучаемой теме. Рекомендуется использовать методы и формы устного и письменного контроля.
Форма итогового контроля – зачет. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п Наименование разделов и тем Всего час Всего аудит. час Лекции час Семинары час 1 Введение 2 2 2 Раздел 1. Социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности 2 Тема 1.1. Возникновение сервисной деятельности. Развитие сервиса в дореволюционной
России 2 1 1 11 Тема 3.2. Комплекс маркетинга в сфере сервиса и особенности его реализации 3 2 2 1 ИТОГО по 3 разделу 6 4 4 2 Раздел 4.Качество услуг 12 Тема 4.1 Показатели качества услуг и уровня обслуживания населения 3 2 2 1 9 Тема 2.6. Нормативные документы по обслуживанию населения и регулирование отношений в сервисной деятельности 4 2 2 2 ИТОГО по 2 разделу 21 16 12 4 5 Раздел 3. Услуга как специфический продукт 10
Тема 3.1. Изучение потребностей человека как основа формирования сервисной деятельности 3 2 2 1 3 Тема 1.2. Основные этапы развития сервисной деятельности в России в ХХ веке 2 1 1 1 ИТОГО по 1 разделу 4 2 2 2 Раздел 2. Организация сервисной деятельности 4 Тема 2.1. Виды сервисной деятельности. Понятие и отраслевая структура сферы сервиса 5 4 2 2 1 5
Тема 2.2. Формирование рынка услуг и его потребности 2 2 2 6 Тема 2.3. Предприятия, оказывающие услуги населению 2 2 2 7 Тема 2.4. Организация обслуживания потребительских услуг. 3 2 2 1 8 Тема 2.5.Понятие контактной зоны сервисных предприятий. Психологическая, этическая и эстетическая культура сервиса 5 4 2 2 1 -о составе работников
сервисного предприятия; знать: формы организации сервисного обслуживания; основные подходы к осуществлению сервиса. Вопросы и задания для самостоятельной работы и самоконтроля Какие условия необходимы для создания полномасштабной службы сервиса? Назовите формы организации сервисного обслуживания. Где и как они могут применяться? Какие группы работников выделяются в организации предприятия в современных
условиях? За счет чего может быть достигнуто сокращение числа рабочих? Какие подходы к осуществлению сервиса вы знаете?