Северо-восточный социально-экономический район

П Л А Н
1. Введение
2. Раскрыть термин «производительные силы».
3. Дать характеристику Северо-восточного социально-экономического района.
4. Список использованной литературы.

Фундамент какой-либо науки составляет система четких однозначных понятий и категорий. Известно, что понятие – это форма (способ) обобщения предметов и явлений. Понятие имеет тем большее научное значение, чем существенные, содержательные признаки, по которым обобщаются предметы. Категория – это понятие, что отображает обобщенные свойства, существенные отношения и связи явлений материального мира, (время, простор, движение, форма, содержание и т.д.).
Каждое понятие является определенным обобщением предмета, явления, процесса реальности, а соответствующая сфера действительности может быть отображена только системой понятий, категорий, законов. Возможность существования однородных понятий, определений, терминов, отсутствие их фиксированных значений приводят к многозначительному толкованию одних и тех же явлений, процессов и не способствуют познанию объективной действительности.
В теории размещения производительных сил сложился весьма разнообразный понятийный аппарат, что в определенной мере отображает незавершенность формирования этой дисциплины в условиях становления рыночной экономики.
Какое либо серьезное исследование в области размещения производительных сил требует изучения и упорядочения понятийного аппарата региональной экономики. Ключевыми понятиями, что требуют однозначного определения, являются «размещение производительных сил», «территориальная организация производительных сил».
Размещение производительных сил предусматривает наличие объекта (производительной силы) и действия, направленного на этот объект (размещение). Как известно, производство всегда имеет общественный характер и содержит два уровня отношений: отношения людей и природы (система «общество – природа»), которые отображают содержание процесса производства и обобщаются в понятии производительной силы, отношения между людьми в процессе производства (система «общество – человек»), что характеризуются понятием «производственные отношения».
Производительные силы – это система вещественных и личных элементов, в процессе объединения которых совершается производство.
К вещественным элементам производства принадлежат: предметы труда – вещи, которые человек обрабатывает в процессе производства (лес, уголь, руда, металлы и т.д.), снаряжение и средства труда (производственные сооружения, станки, оборудование, железные дороги, каналы, шоссе и т.д.), то есть предметы и комплексы предметов, которые приспособлены человеком для влияния на предметы труда.
Совокупность вещественных элементов производительных сил (предметы, орудия и средства труда) создают средства производства.
Личные элементы – это люди, которые производят средства труда и приводят их в движение, владея для этого производственными навыками, опытом и знаниями. Человек – главная производственная сила.
Производственные отношения – совокупность объективных материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления.
Основой производственных отношений является отношение собственности, которая обуславливает распределение средств производства, а также система человеческих отношений в общественном производстве.
Процесс общественного производства является функционированием определенного состава производственных отношений с целью получения продукта, необходимого для удовлетворения потребностей общества, то есть производству присущи лишь действующие производительные силы.
Макрорайонирование страны осуществляется с учетом особенностей исторического развития, политико-административного устройства, природных условий, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, уровня развития и структуры хозяйства на ее территории.
Разделение территории Украины на макрорегионы, которые характеризуются социальным и хозяйственным своеобразием, отличиями во внутрирегиональных и межрегиональных связях, дает возможность дифференцированно управлять процессами планирования и прогнозирования развития государства. Регионализация способствует рациональному развитию каждого региона, рациональному размещению производительных сил территории, и, в конечном итоге, ускоренном региональном развитии всей страны.
Социально-экономический регион является частью территории страны, которая характеризуется определенной специализацией и комплексно-пропорциональным развитием человеческой деятельности.
Социально-экономические макрорегионы Украины представлены в таблице 1
Таблица 1
Макрорегион
Центр
макрорегиона
Области, которые входят в состав макрорегиона
Центральный
Киев
Винницкая, Житомирская, Киевская, Хмельницкая, Черкасская, Черниговская
Донецкий
Донецк
Донецкая, Луганская
Западный
Львов
Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Тернопольская, Черновицкая
Приднепровский
Днепропетровск
Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская
Причерноморский
Одесса
Николаевская, Одесская, Херсонская, АРК
Харьковский
Харьков
Полтавская, Сумская, Харьковская
Более подробно остановимся на характеристике северо-восточного или Харьковского экономического региона.
В состав Харьковского региона входят три области: Харьковская, Сумская и Полтавская. Его площадь 84 тыс. км2 (13,9 % территории Украины) Общая численность населения на 1 января 1997 года – 6,2 млн. чел., что составляет 12,1% населения Украины. Густота населения – 74 чел./км2. В регионе насчитывается 47 городов и 102 поселка городского типа.
Важными факторами развития и функционирования Харьковского региона является его транспортно-географическое положение, трудовые и природные ресурсы. Особенности транспортно-географического положения региона определяются такими чертами:
· близость к топливно-металлургической базе Украины – Приднепровью и Донбассу;
· перекресток трубопроводов, электропередач, железных дорог и автомагистралей;
· выход к главной речной артерии Украины – Днепра;
· соседство с Российской Федерацией.
Выгодное транспортно-географическое положение Харьковского региона к источникам сырья и топлива, благоприятные экономические и природные условия создают высокие потенциальные возможности для комплексного развития его хозяйства. Под влиянием социальных, экономических и природных условий в регионе сложился индустриально-аграрный хозяйственный комплекс. Ведущее значение имеет промышленность, на которую припадает 3/4 валового продукта хозяйства региона. Высокая территориальная концентрация промышленности определяет значительные показатели объемов товарной продукции в расчете на одного жителя.
На территории региона фактически приостановился прирост населения. Это объясняется оттоком с северной части региона сельского населения, преимущественно молодежи, в большие города, в другие регионы. Сложилась неблагоприятная возрастная структура населения, в которой свыше 1/5 составляют лица пенсионного возраста. Этим обусловлена острая потребность в обеспечении сельского хозяйства квалифицированными трудовыми ресурсами.
В отдельных населенных пунктах развиты народные промыслы. Например, Королевец известен как центр изготовления декоративных полотенец, Опашня – художественной керамики. Центрами ковроткачества стали Решитиловка, Миргород, Новые Санжары, Диканька на Полтавщине.
В городах есть значительные резервы трудовых ресурсов, которые образовались вследствие реструктуризации, закрытия нерентабельных предприятий. Большое значение в таких условиях приобретает создание и функционирование системы переподготовки и трудоустройства, регулирование процесса увольнения работников, территориально-отраслевое перераспределение их численности с учетом дифференциации производства, создание новых рабочих мест.
Объединение равнинного рельефа, климатического режима, плодородных земель и полезных ископаемых является благоприятным для развития хозяйства в регионе.
Что касается энергетических ресурсов, во всех областях региона есть месторождения горючих природных газов, основные промышленные запасы которых сосредоточены в Харьковской области (Шебелинское, Кристиновское, Муратовское, Ефремовское месторождения). Запасы нефти сконцентрированы в Полтавской (Глинско-Разбышевское, Радченковское, Сагайдацкое, Зачепиловское, Новогригорьевское месторождения) и Сумской (Качановское, Рыбальское месторождения) областях.
В топливно-энергетическом комплексе наибольшее значение имеет добыча нефти и газа и переработка нефти в Кременчуге. Кроме того, используется привезенный уголь с Донбасса, торф и гидроэнергия Днепра. Большая часть электроэнергии производится на тепловых электростанциях. Наибольшие из них: Змеевская ГРЭС мощностью 2,4 млн. кВт и ряд ТЭЦ (Харьковская область), а также ТЭЦ в Сумах, Охтырке и Шостке. Действует Кременчугская ГЭС на Днепре.
На Полтавщине залежи высококачественных железных руд сосредоточены в Кременчугском железорудном бассейне. Их разведанные запасы составляют 4,5 млрд. тонн и являются пригодными для открытой разработки и обогащения с получением концентратов с содержанием железа до 69 %. Черная металлургия представлена Полтавским горно-обогатительным комбинатом, который производит железорудный концентрат и окатыши. В Кременчуге работает сталелитейный, а в Полтаве литейно-механический заводы.
Ведущей отраслью специализации промышленности региона является машиностроение и металлообработка. Только в Харьковской области сосредоточено около 1/5 машиностроения Украины, а Харьков – один из крупнейших машиностроительных центров страны.
Харьков специализируется на выпуске оборудования для электроэнергетики, двигателей, тракторов, станков, инструментов, устройств. Здесь расположены большие производственные объединения: Харьковский тракторный завод, «Серп и молот», «Харьковтракторзапчасть», Харьковский трубный завод, «Укрэлектромаш» Харьковский электромеханический завод. Харьковские заводы «Электротяжмаш», «Электромашина», «Южкабель» производят турбины для тепловых, атомных, и гидроэлектростанций, генераторы, электродвигатели, кабель, электроаппаратуру и т.д. Развито и транспортное машиностроение: Харьковское производственное объединение «Завод им. В.О.Малышева», авиационное объединение, вагоноремонтный и велосипедный заводы. Производят также электрокраны, конвейеры для угольной промышленности, бульдозеры, транспортеры и ряд прочей машиностроительной продукции. Значительный машиностроительный центр – Сумы. К его крупным предприятиям принадлежат производственные объединения: машиностроительное им. М. В. Фрунзе, «Насосоэнергомаш», «Электрон», заводы: «Центролив», «Сумсельмаш», «Сумремстанок». В Полтаве размещены заводы газоразрядных ламп, искусственных алмазов и алмазного инструмента, «Электромотор», турбомеханический, тепловозоремонтный, а также производственные объединения «Продмаш» и «Укрхиммаш». В Кременчуге действуют производственное объединение «АвтоКрАЗ», крюковский вагоностроительный и колесный заводы, завод дорожных машин.
Химическая промышленность региона производит лаки, краски, химические реактивы, химико-фармацевтические изделия (Харьков); синтетические моющие средства и ядохимикаты (Первомайский); химреактивы, кинопленки, и магнитные ленты (Шостка); минеральные удобрения, серную кислоту (Сумы).
Развитие промышленности строительных материалов основывается на местной сырьевой базе: производство цемента и шифера на Балаклийском цементно-шиферном комбинате; асбестоцементных изделий, сборных железобетонных конструкций и деталей, кирпича, облицовочной плитки – в Харькове, Сумах, Конотопе; стекла – в Полтаве, Кременчуге, Мерефе; фарфорофаянсовых изделий – в Полтаве, Будах.
Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность специализируется на производстве мебели (Харьков, Чугуев, Полтава, Сумы, Кременчуг, Ромны, Лубны), картона (Рогань) и бумаги (Змеев Харьковской области).
Легкая промышленность региона производит хлопковые и шерстяные ткани, трикотажные, швейные, кожно-обувные и меховые изделия. Крупные центры производства – Харьков, Полтава, Сумы. Отдельные предприятия расположены в Лубнах, Кременчуге, Охтырке, Купянске, Лозовой, Богодухове и др. городах.
Пищевая промышленность региона имеет разотрасленную структуру. Наиболее развита сахарная, спиртовая, мясная, маслосыродельная и молочная, мукомельно-крупяная, хлебопекарная, масложировая. Значительные мощности имеет сахарная промышленность, в составе которой действует 59 сахарных заводов. Мощнейший – Лохвицкий сахарный комбинат (Полтавская обл.). К большим сахарным предприятиям также принадлежат Купянский, Орильский (Харьковская область), сахарорафинадный завод в г. Дружба (Сумская обл.). В городах региона действуют многочисленные мясокомбинаты (Харьков, Полтава, Сумы, Лубны, Кременчуг, Конотоп и др.), молочные и молочно-консервные заводы (Харьков, Полтава, Сумы, Лубны, Богодухов и др.).
Харьковский регион характеризуется территориальным разнообразием размещения и высоким уровнем развития сельского хозяйства. Большинство сельскохозяйственных предприятий специализируются на производстве зерновых, сахарной свеклы, подсолнечника, и на мясомолочном животноводстве. Вокруг городов созданы овощемолочные хозяйства пригородного типа. Более половины посевной площади региона отводится под зерновые культуры: озимую пшеницу, ячмень, рожь, гречиху, кукурузу. Свыше 12 % посевных площадей в регионе занимают технические культуры. Сахарную свеклу выращивают практически на всей территории региона, а подсолнечник – преимущественно на юге и юго-востоке. В западной части региона распространены посевы табака и эфиромасличных культур. Повсеместно выращивают картофель и овощи. Хорошо развиты, особенно в пригородных зонах, садоводство.
Ведущие отрасли животноводства – скотоводство, свиноводство и птицеводство. Развивается также овцеводство, кролеводство, звероводство, пчеловодство и рыбоводство. Юг региона специализируется на мясомолочном животноводстве. Свиноводство имеет мясное направление. В регионе сформировались агропродуктовые специализированные комплексы: зернопродуктовый, свекольно-сахарный, масложировой, мясо- и молочно-продуктовый.
Благоприятные климатические условия, живописные ландшафты, густая речная сеть (в Сумской и Полтавской областях) создают курортный потенциал региона. Особое значение имеют минеральные воды Полтавщины, в частности в Миргороде, Великой Багачце, Новосанжарске, Хороле. Около Харькова и прочих больших городов расположены пригородные зоны отдыха и оздоровления населения.
В Харьковском регионе развиты все виды транспорта, но ведущее место принадлежит железнодорожному и автомобильному. Наибольшие железнодорожные узлы – Харьков, Лозовая, Ворожба, Конотоп, Сумы, Кременчуг, Гребенка, Полтава. Автомобильный транспорт используется в основном для внутриобластных перевозок. Через территорию региона проходят важные автомагистрали межгосударственного и межрегионального значения: Москва – Харьков – Симферополь, Киев – Ростов-на-Дону. Для межрегиональных транспортных связей используется Днепр, где расположен большой речной порт Кременчуг. Значительный объем пассажирских и грузовых перевозок осуществляется авиационным транспортом. Через территорию региона проходят трассы газопроводов от Шебелинки к Харькову, Полтаве, Кременчугу, Одессе, Киеву, Днепропетровску, Кишиневу, Орлу, Брянску, Москве; газопровод «Союз»; нефтепроводы Мичуринск – Кременчуг и пр.
В регион ввозятся топливо, металл, строительные материалы, лес, а вывозится преимущественно готовая продукция оборонной промышленности – машины, инструменты, обувь, одежда, сахар, масло и т.д. Экономические связи наиболее развиты с соседними Приднепровским и Донецким регионами.
Основные направления дальнейшего развития северо-восточного региона такие:
· усовершенствование структуры инвестирования с целью реконструкции и создания новых, технически переоснащенных производств;
· развитие средних и малых городов с целью более полного использования трудовых ресурсов;
· более эффективное использование наличных ресурсов живого труда, механизация и автоматизация производства;
· реорганизация сельскохозяйственных структур, создание фермерских хозяйств и сельскохозяйственных фирм, внедрение индустриальных методов в растениеводстве и животноводстве;
· усовершенствование экономических связей с другими регионами Украины, а также между перерабатывающими предприятиями и производителями сельскохозяйственного сырья;
· наращивание и развитие санаторно-курортного и туристического потенциала.
Список использованной литературы
1. Дорогунцов С. И., Федорищева А. Методологические основы размещения
и развития потенциально небезопасных предприятий // Экономика Украины. – 1996. – № 6. – С. 4 – 11.
2. Дорогунцов С. И., Федорищева А. Устойчивость развития эколого-
экономического потенциала Украины и ее регионов // Экономика
Украины. – 1996. – № 7. – С. 4 – 12.
3. Качан Е.П., Ковтонюк Н.А. и др. Размещение производительных сил
Украины: Учебник / Под ред. Е.П. Качана. – К., 1997.
4. Стеченко Д.М. Розмiщення продуктивных сил i регионалистика.//
Навчальний посiбник. – К., «Вiкар» – 2002.