Реферат
на тему: «Северо-западная и центральная Россия»
СЕВЕРО-ЗАПАД РОССИИ
Северо-Запад — крупный по экономическому потенциалу и самыйнебольшой по территории район Российской Федерации (212 тыс. км2),помимо Ленинградской, Новгородской, Псковской областей включает российскийполуанклав — Калининградскую область. Современные интеграционные связи сЦентральным (Московским) районом позволяют считать его частью межрайонногокомплекса — Центральной России. Население района (9,2 млн чел.) составляет 6,2%от числа жителей России. В городах проживает 86% населения района, а вСанкт-Петербурге — 65% городского населения района.
Выгодное ЭГП на Балтийском море и водных путях «из варяг вгреки» определило раннее заселение района. Выгоды ЭГП определяются наличиемдвух крупнейших на Балтике российских портов: Санкт-Петербургского иКалининградского. Помимо границы с Финляндией, Северо-Запад имеет теперь новыеучастки государственной границы с Эстонией и Латвией.
Северо-Западный район, омываемый на севере Финским заливомБалтийского моря, представляет собой всхолмленную низменную равнину со следамидеятельности ледника. В пределах района расположена Валдайская возвышенность.Климат умеренный континентальный, с повышенной влажностью, сравнительно теплойзимой и прохладным летом. Северо-Запад — озерно-речной край (многоводные реки,7 тыс. озер, в том числе Ладожское и Онежское). Район находится в зонесмешанных лесов. Значительные площади заняты хвойными лесами. Полезнымиископаемыми Северо-Запад небогат: торф, горючие сланцы, бокситы, фосфориты,кварцевые пески, соляные источники.
В структуре промышленности ведущими отраслями являютсямашиностроение (энергетическое, приборостроение, электротехника, судостроение,станкостроение), целлюлозно-бумажная промышленность, химия, цветнаяметаллургия.
Добыча сланцев ведется в Ленинградской области, торфа —практически повсеместно. Северо-Западный район — крупный потребительэлектроэнергии. Сооружение Ленинградской АЭС повысило обеспеченность районаэлектроэнергией, основная часть которой производится на крупных ГРЭС и ТЭС,размещенных в Санкт-
Петербурге и других центрах. ГЭС малой и средней мощности сооружены на Волхове.
Большая часть промышленных предприятий машиностроениясконцентрирована в Санкт-Петербурге. Лидеры отрасли — заводы Металлический,Ижорский, «Электросила», Ленинградская^ судоверфь. Для успешного развитиямашиностроения необходимо широкое использование принципиально новых технологий,автоматизированных систем, особо сложного оборудования, прежде всего вэнергетическом машиностроении (оборудование для АЭС), станкостроении, ВПК.
Химическая промышленность представлена производством смол,пластмасс, лакокрасочных изделий, кислот, удобрений, фармацевтической ипарфюмерной промышленностью: Центры химической промышленности: Санкт-Петербург иего пригороды, Новгород (азотные удобрения), Кингисепп (фосфорные удобрения). Вусловиях дефицита привозного сырья, высоких затрат на энергию и транспортотрасль находится в состоянии кризиса. Развиты также цветная металлургия:Волхов (алюминий), Пикалево (глинозем), производство железобетонных изделий иконструкционных материалов.
Целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая отрасли леснойпромышленности получают сырье из соседних северных областей.Целлюлозно-бумажная промышленность сосредоточена в Ленинградской области,развито производство фанеры и мебели.
Северо-Западный район является крупным производителем товаровнародного потребления: различных тканей, трикотажных и швейных изделий, обуви,товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения.
В окрестностях Санкт-Петербурга находится много живописныхгородов — мест отдыха. В прекрасных парках Петродворца, Пушкина, Павловска,Ломоносова много ценнейших архитектурных памятников. Все это привлекаеттуристов, как и древние Новгород, Псков, а также Пушкинские Горы, расположенныек югу от Пскова.
Сельское хозяйство района специализируется на молочно-мясномживотноводстве и льноводстве, развиты свиноводство и птицеводство.Растениеводство специализируется на выращивании овощей и картофеля. В структурепосевных площадей ведущее место занимает лен (Новгородская область).Сельскохозяйственные продукты предназначены для внутреннего потребления. Льноволокно и льняные ткани вывозятся за пределырайона.
Северо-Западный район обладает развитой транспортной сетью.Санкт-Петербург — самый северный из крупнейших городов мира. Построен в устьеНевы у Финского залива, на стыке морского и речного путей; в нем сформироваласьрадиально-дуговая структура транспортной сети. Наибольшее значение имеет морскойтранспорт, развит также трубопроводный, благодаря которому в район поступаютгаз и нефть. В Санкт-Петербурге находится один из крупнейших аэропортов страны— Пулково.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ
Состав территории и ЭГП Центральной России. ЦентральнаяРоссия — это огромный межрайонный комплекс в составе нескольких районов.Традиционно Центральной Россией считали территорию, тяготеющую к Москве, накоторой сформировалось Московское, а затем Русское государство (в границахЦентрального, Центрально-Черноземного и Волго-Вятского районов). Но к ней такжеможно отнести и Северо-Западный район.
Площадь Центральной России (в границах 3 районов) составляет916 тыс. км2, население 46,7 млн чел. Центральная Россия занимаетсрединную часть Русской равнины, простираясь от верхней Волги до границ сУкраиной на юге и Белоруссией на западе. На ее территории находится столицаРоссии — город Москва. Центральная Россия — самая густонаселенная часть страны:занимая всего 3% территории, она сосредоточивает около 25% населения. Еще вышеее доля в промышленном производстве, науке, подготовке кадров.
Возникший в XII в.(первое упоминание в летописи — 1147 г.) как небольшая крепость на окраинеВладимиро-Суздальской Руси, город Москва уже через столетие претендует на рольобщерусского центра, а затем и столицы России. Какие факторы определилистремительный рост города, его роль среди центров русских княжеств?
Первый фактор — географическое положение. По мнениюизвестного географа И. М. Ма-ергойза, географическое положение Москвы на раннемэтапе трудно назвать уникальным, скорее оно было типичным для старейших русскихцентров, тяготевших к излучинам рек и компактным полосам природных зон, чтоспособствовало развитию обмена.
1. Вместе с тем Подмосковье, подобно Киев-щине, Владимирщине,районам Нижнего Новгорода и Казани, находится в полосе стыка хвойных ишироколиственных лесов, подзолистых и серых лесных почв — самых удобных дляраннеземледельческого освоения. Ось этой полосы к тому же служила линиейнаправления колонизации славян с запада и с юга на Волго-Окское междуречье, вцентре которого лежала Москва. На северо-восток от этой оси смещалсягеографический центр Русского государства.
2. Чрезвычайно удачным было микро- и ме-зоположение Москвы вузловом районе, особенно транспортно-географическое положение. Москва быласвязана водными путями с бассейнами рек Оки и Волги. Сама река Москва, накоторой возник город, является левым притоком Оки. Ее собственные притоки (р.Яуза, впадающая в Москву в черте города) через волоки были связаны с Клязьмой,текущей во Владимиро-Суздальскую землю, с Волгой и бассейном Днепра. Водныепути дополнялись пересечением в районе Москвы сухопутных дорог, идущих от нее вразных направлениях.
3. Центральным было положение Москвы на макроуровне: поотношению к великокняжескому Владимиру, крупным центрам княжеств — Рязани,Твери, Ростову, а также более отдаленным и крупнейшим — Киеву, Новгороду,Булгару (на Волге).
4. Центральным было положение Москвы по отношению к потокампереселенцев-славян, уходивших с юга, северо-запада, востока в относительнобезопасный район междуречья Оки и Волги. Это привело к развитию ремесел иторговли в малопригодном для сельского хозяйства лесном районе. Именно здесьпостепенно сформировалось ядро русского народа.
Второй важный фактор — исторический — был связан сослаблением конкурентов Москвы, особенно Твери, в результате нашествиямонголо-татар. Тверь не имела поблизости собственных житниц, ее коммуникациипри конфликтах легко перехватывались, у Владимира были затруднены связи с темиземлями, которые нужно было освобождать от захватчиков. Рязань и Смоленскстрадали от чрезвычайной выдвинутости на опасных направлениях.
Москва, расположенная вцентре Русской равнины, была защищена лесами и реками, имела поблизостижитницы, удобный выход к торговым путям, возможность использовать волоки нареках.
После усиления роли Москвы она сама подавляет и завоевываетконкурентов — Новгород, Казань, Смоленск.
Среди причин усиления роли Москвы часто отмечают правильнуюполитику московских князей, но и она была географически детерминирована. Рязаньдолго сковывал страх перед Ордой, Тверь, напротив, слишком рано пыталасьподнять против нее восстание. На северо-западе находился Великий Новгород, наюго-востоке — Астрахань. Вдоль этой оси складывается область поселения славян,в центре которой находилась Москва.
Третий фактор — превращение Москвы в центр Русскойправославной церкви— резко усилил воздействие Москвы на многие русские земли.
Устойчивость ЭГП Москвы многократно подтверждалась историей,но особенно ярко в тот период, когда северная столица — Санкт-Петербург — надва века обратила Москву в положение «порфироносной вдовы», но даже тогдапоследняя не утратила значения роли главного внутреннего центра. В конечномитоге преимущества военно-стратегического и экономико-географического положенияМосквы перед Петроградом определили выбор столицы Советской России в 1918 г. В советское время положение Москвы усилилось за счет концентрации здесь научных иадминистративных кадров, а в послевоенный период — созданием системы ПРО.
Своеобразное транспортно-географическое положение имеет такжеи Нижний Новгород, в месте слияния Оки с Волгой, что определило его важноеторговое и транспортное значение (здесь проводились всероссийские ярмарки). Наюге Центральной России наряду с древними городами создавались крепости длязащиты от набегов кочевников.
Транспортно-географическое положение. В экономике ЦентральнойРоссии получили развитие многие виды транспорта. Занимая центральное положениеотносительно Украины, Прибалтики, Белоруссии, Урала, Европейского Севера, онаобъединяла их благодаря развитым транспортным системам.
Транспортными магистралями Центральная Россия связана сосновными внешнеторговыми портами Балтийского и Черного морей, приграничнымижелезнодорожными узлами. С распадом Советского Союза экономические связирегиона с новыми независимыми государствами во многом нарушились. Резкоусложнилось геополитическое положение Центральной России, которая «вышла» кгосударственной границе на протяжении более 3 тыс. км.
Преимущество экономико-географического положения ЦентральнойРоссии — наличие в ней Москвы — крупнейшего транспортного узла.
Как и все старинные города-крепости, Москва имеетрадиально-кольцевую структуру. Растущую Москву опоясывали все новые и новыекольца: крепостные каменные стены Кремля, Китай-города, Белого города. Дальшеот центра их сменяли земляные валы и рвы. От Кремля радиусами расходилисьдороги, связывающие Москву с окружавшими ее городами. Эта структура сохраниласьи до наших дней. Только теперь на месте кольцевых стен и валов проходят широкиеулицы.
С 1830 по 1850 г. по трассам прежних гужевых трактов былипроложены шоссе с твердым покрытием, а параллельно им в 60-е годы XIX в. — железные дорогиЯрославль—Вологда—Нижний Новгород, Рязань—Воронеж—Курск—Харьков,Смоленск—Минск—Варшава. Впоследствии в обход Москвы создаются железные дорогидля соединения портов Балтики и Волги. Более 90% всей железнодорожной сети былосоздано к началу XX в. С 1901 по 1985 г. были построены лишь дорога Москва—Казань, малое и большое московское железнодорожное кольцо.В 30-е годы XX в. началась электрификацияМосковского транспортного узла и лишь в 50-е годы — ЦЭР.
В пределах только одной Московской области перевозится 50%всех пригородных пассажиров России. Непосредственно из Москвы отправляетсяболее 350 пассажирских поездов, огромен поток транзитных пассажиров (30—35%), спреобладанием потоков из северо-западных и северо-восточных, а также южных июго-восточных районов. Наиболее перегружены Ярославское, Курское, Рязанское и Ленинградскоенаправления — 50% всех отправлений; Горъковское, Киевское, Западное и Павелецкое— 34%, наименее загружены — Казанское, Савеловское и Рижское направленияпригородных перевозок.
В 30-е годы отмечено ибурное строительство автомобильных дорог: реконструируются старые и строятсяновые шоссе — Минское, Егорьвеское, Каширское, на Муром—Горький, Ярославль—Рыбинск.В послевоенное время реконструкцию претерпели Рязанское, Минское, Ленинградскоеи Горьковское шоссе, строятся новые — Симферопольское (50-е годы), Волгоградское(60-е годы), Киевское и МКАД (70-е годы). Из столицы отправляются 1400пригородных и 170 межобластных автобусных маршрутов.
Исторически сложился водный путь по Волге, Оке, Москве. Уже впетровские времена Центр был оснащен системой каналов, превративших его вединственный район с развитой кольцевой системой речных путей, связавший его сСеверо-Западным, Волго-Вятским и Поволжским районами, превратив столицу в портпяти морей.
Практически все население Центральной России используетвозможности аэропортов Москвы, из которых Внуково и Домодедово отправляют 70%всех пассажиров внутри страны, а Шереметьево обеспечивает значительную частьмеждународных пассажироперевозок страны.
Формировавшаяся система нефте- и газопроводов на расстоянии70—90 км от Москвы также полностью повторила радиально-кольцевую структуру.
В системе грузопотоков Москва выступает как крупный ихгенератор и транзитный узел по их передаче — обе московские кольцевые дорогиперегружены транзитом. Центральность Москвы по мере совершенствования систем исредств транспорта усиливается.
Природно-ресурсный потенциал. По сравнению с другими частями страныЦентральная Россия не столь богата природными ресурсами. На раннем этапезарождения промышленности природные ресурсы сыграли важную роль в развитиихозяйства. На собственном сырье и топливе здесь раньше, чем в других местахстраны, зародилась черная металлургия, металлообработка, солеварение,деревообрабатывающая, текстильная, стекольная и керамическая промышленность. Вдальнейшем природных ресурсов стало не хватать, поэтому недостающее сырье итопливо привозили из других мест. Бурый уголь (Подмосковный бассейн), торф,строительные материалы (известняки, глина, пески), фосфориты, бокситы, сольначали активно использовать лишь в советское время. Однако они лишь частичноудовлетворяют потребности районов.
Важное природное богатство Центральной России — железная рудаКурской магнитной аномалии (КМА). Она позволяет создать собственнуюметаллургическую базу. Водные же ресурсы значительны только на северо-западе, вцелом они невелики.
В период индустриализации отмечалось стремление ЦентральнойРоссии к максимальному использованию нескольких многопрофильных баз, близких погеографическому положению: энергоресурсов (Мосбасс, месторождения торфа,гидроресурсы Верхней Волги), нефти Поволжья (вместо Баку), металла КМА (вместоУрала и Украины).
Центральная Россия имеет значительные земельные ресурсы, аравнинная территория удобна для сельского хозяйства.
Рекреационно-географическое положение Центральной Россииотличается многогранностью и большой емкостью как собственных рекреационныхресурсов, так и ресурсов сопредельных территорий. Велика роль Москвы какраспределителя основных туристических потоков из различных районов страныпрактически во все страны мира.
Население. Центральная Россия — территория, где сформировалсярусский народ, русских и сейчас здесь большинство. Лишь на востоке в автономныхреспубликах Волго-Вятского района живут марийцы, чуваши, мордва.
В Центральной России резко преобладает городское население.Важнейшее место среди городов занимают города-миллионеры: Москва, НижнийНовгород. Вокруг них формируются городские агломерации.
Золотое кольцо Центральной России составляют более 40 древнихгородов, среди них Муром, Ростов, Смоленск, Ярославль, Суздаль, Рязань, Курск,Владимир, Москва, позднее возникли Нижний Новгород, города-крепости на югеЦентральной России.
Положение ЦентральнойРоссии в системе расселения чрезвычайно выгодно: окружающие территории обладаютмощным демографическим потенциалом. Большая часть населения была вовлечена вкустарные промыслы еще накануне капиталистической эпохи, что позволило емубыстро перейти к крупной машинной индустрии. В период промышленного переворотарост Москвы привлек к себе трудовые ресурсы густонаселенных соседнихтерриторий, основная часть которых не была активно занята в сельском хозяйстве,и занятость в промышленности для него являлась приоритетной. В этих районахформировались кадры для тяжелой, а затем — для текстильной промышленности.
Большое число городов в Центральном районе возникло из бывшихфабричных сел (Иваново, Орехово-Зуево). Много городов создано в советскоевремя: центры промышленности (Электросталь, Железногорск, Новомосковск) и науки(Дубна, Обнинск, Троицк, Протвино, Пушкино), центры военной науки и обороннойпромышленности в Подмосковье, Нижегородской области.
В Центральной России в настоящее время около 1200 городскихпоселений, в том числе более 420 городов. В последние годы во всех крупныхгородах ощущается нехватка рабочей силы. И это несмотря на то, что они быстрорастут.
По отношению к ареалу высокой плотности (свыше 25 чел./км2)Центральная Россия занимает северное приграничное положение, т. е. находится нарубеже, разделяющем территории с существенно разной плотностью, —малонаселенные Север и Северо-Запад и плотнозаселен-ные Северный Кавказ иУрало-Поволжье.
Города с численностью населения свыше 100 тыс. чел.достаточно равномерно размещены по территории Центральной России, а города снаселением от 500 тыс. до 1 млн жителей находятся гораздо восточнее Москвы.
Сельское расселение имеет свои географические особенности. В северных частяхЦентральной России селения небольшие, на юге — крупные села. Раньше преобладаламиграция сельского населения из Центральной России, теперь ощущается резкийнедостаток трудовых ресурсов в сельской местности. Начались процессыпереселения части жителей зоны Севера в нечерноземные области ЦентральнойРоссии. Характерен приток населения из горячих точек России.
Хозяйство. Промышленность Центральной России специализируется на сложнойи немате-риалоемкой продукции, требующей квалифицированного труда и научныхразработок. Главные отрасли специализации района — машиностроение, химическая илегкая промышленность.
Для Центральной России, где значительна концентрацияпромышленных предприятий, городских поселений, важно рациональное использованиетерриторий и природных ресурсов, выделение крупных участков для рекреации,внедрения новых технологий с безотходными системами производства.
В советское время в Москве и Московской агломерациисформировался научный, промышленно-транспортный узел. Изменилась отраслевая итерриториальная структура экономики. Вместо преобладавших в «ситцевой» Москвелегкой и пищевой промышленности ведущим стало машиностроение, в том числеоборонное. Расширение площади государства привело к появлению отраслей,обслуживающих окружающие территории, ставшие его сырьевыми придатками. Навыкинаселения в разных промыслах и ремеслах, сложившихся на обслуживании внутреннейторговли по рекам, улучшение транспортных связей с другими частями страны,особенно строительство железных дорог, вызвали быстрое промышленное развитиеэтого района.
Машиностроение специализируется на производстве станков, инструментов,приборов, электротехнического и электронного оборудования, автомобилей исамолетов. Особенно велика роль аэрокосмического оборонного комплекса ирадиоэлектроники. В машиностроении занято около 60% работающих впромышленности.
Машиностроительные заводы образуют кольцо вокруг старой территориигорода, границей которого была окружная железная дорога. Больше их — в южной ивосточной частях.
Среди других центров выделяются: Ярославль и Иваново (краны,станкостроение, оборудование для торфоразработок), Тула (сельскохозяйственноемашиностроение), Владимир (тракторостроение), Брянск (дизелестроение,вагоностроение), Рязань (станкостроение), Смоленск (электротехника) и др.
Ведущим ПО вавтомобилестроении района является Московский автозавод (ЗИЛ). Предприятиеспециализируется на выпуске грузовых и легковых автомобилей высшего класса.Филиалы ЗИЛа расположены в Москве, Ярославле, Ярцево (Смоленская область), Мценске(Орловская область) и других городах; создано производство самосвалов (Мытищи),автобусов (Ликино-Дулево).
Московский завод им. Ленинского комсомола — головноепредприятие ПО АЗЛК; есть предприятия в Ивановской и Тверской областях.Ярославский завод, в прошлом автомобильный, сегодня специализируется напроизводстве двигателей — производственное объединение «Автодизель».
Ведущая отрасль машиностроения Нижнего Новгорода —автомобилестроение, ведущее место среди машиностроительных предприятий занимаетГАЗ, производящий грузовые и легковые автомобили.
Центральный район — родина отечественного железнодорожного машиностроения.Локомотивы производят в Коломне, Брянске, Калуге, Людинове, Муроме, вагоны— в Брянске, Твери, Демихово.
Высокой степенью концентрации отличается авиационная промышленностьрайона, прежде всего в Москве и ее пригородах (Жуковский), а также Смоленске,Нижнем Новгороде.
Машиностроение специализировано также на производстве станков(Москва, Нижний Новгород, Иваново, Воронеж, Липецк), экскаваторов,горно-обогатительных машин (Воронеж, Курск) и химического оборудования (Тамбов),электроаппаратуры (Москва, Нижний Новгород, Курск), телевизоров ирадиоприемников (Москва, Воронеж), оборудования для трубопроводов (Воронеж,Курск) и тепловых электростанций (Белгород).
Машиностроение района ориентировано на крупнейшую вЦентральной России базу минерального сырья — железных руд КМА, а на их основеобогащение железной руды, производство чугуна, стали, готового проката черныхметаллов (Белгород, Липецк, Старый Оскол, Курск).
Химические предприятия расположены на юге Москвы. ЦентральнаяРоссия выделяется высокоразвитой химической промышленностью, специализирующейсяна производстве азотных, фосфорных удобрений, смол, химических волокон,синтетического каучука и резинотехнических изделий, и лакокрасочнойпромышленностью. Основные центры химической промышленности: Новомосковск,Щекино, Москва, Орехово-Зуево, Рязань, Тверь. Особое значение в районе имеетпроизводство шин (Воронеж), резинотехнических изделий (Курск, Тамбов), синтетическихволокон, кислот, спиртов, моющих средств (Щекино), витаминных препаратов (Белгород),фосфорных удобрений (Липецк). Имеются благоприятные условия для добычи ипереработки вятско-камских фосфоритов, имеющих большое значение для России. Внастоящее время на их базе выпускается только фосфорная мука. Район занимаетвидное место в стране по производству аммиака, каустической соды, пластмасс,синтетических смол (Дзержинск); в Йошкар-Оле и Кирове вырабатываютискусственную кожу, применяемую в автомобилестроении .
Полиграфическая база Центральной России представлена типографиями Москвы,Твери, Чехова, Смоленска, выпускающими более половины газет и книг, издаваемыхв России.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность сконцентрирована вВолго-Вятском районе, где развито лесопиление, домостроение, производствофанеры, спичек, ДСП (Нововятск). Предприятия целлюлозно-бумажной промышленностирасположены в Балахне и Волжске.
Промышленность Москвы, особенно предприятия металлургии ихимической промышленности, являются мощными загрязнителями воздуха и водыМосквы-реки. Но самый большой загрязнитель — автомобильный транспорт.
Москва — важнейший торгово-финансовый центр страны, здесьнаходятся крупнейшие банки, правления российских и иностранных фирм, РоссийскаяАкадемия наук и целый ряд отраслевых академий, 1000 научно-исследовательскихинститутов, 80 вузов, в том числе 13 университетов и 19 учебных академий.
Легкая промышленность имеет в районе исторические корни.Район занимает ведущее место по производству хлопчатобумажных, льняных,шелковых, шерстяных тканей, трикотажных, швейных изделий. Крупные центры текстильнойпромышленности — Москва, Иваново, Орехово-Зуево, Павловский Посад, Дмитров идругие центры «ситцевого пояса». Хлопчатобумажное производство складывалось натерритории Центральной России, так как торговые пути проходили именно черезнего. Легкая промышленность включает в себя текстильную, швейную, меховую икожевенно-обувную. Текстильная промышленность размещена по долине Москвы-реки.
Агропромышленныйкомплекс включаеттри района. Первый связан с черноземными почвами на юге. Центрально-Черноземныйрайон — основной сельскохозяйственный район Центральной России. Здесьпроизрастают зерновые (пшеница, рожь, просо, ячмень, гречиха), технические(сахарная свекла, подсолнечник) и плодоовощные культуры, картофель. Он дает 50%сахарной свеклы, 20% подсолнечника, 10% зерна и картофеля, 8—9%животноводческой продукции (мяса, молока, яиц) России. В районе сформировалоськоневодство, овцеводство, пчеловодство. На базе сельского хозяйства созданамощная пищевая промышленность: мукомольная, маслобойная, свеклосахарная,табачная, мясная.
Второй — междуречье Оки и Волги, где много городов, преобладает пригородноесельское хозяйство со специализацией на картофеле-овощном хозяйстве, а такжесвиноводство, молочно-мясное животноводство и птицеводство. Вокруг Москвы имногих областных центров развита мощная пищевая промышленность. Значительнаячасть посевных площадей района занята под зерновые (пшеница, гречиха) итехнические культуры (свекла, лен-долгунец).
Третий занимаетсевер и запад Центральной России, хозяйство специализируется на выращивании зерновых(озимая рожь, яровая пшеница), льноводстве и молочно-мясном животноводстве.Важным фактором является развитие пригородного хозяйства в окрестностях крупныхгородов, где развиты овощеводство и молочно-мясное животноводство. Насущнойпроблемой является необходимость значительного увеличения объемасельскохозяйственной продукции, особенно кормов, зерна, усиления специализацииотраслей животноводства.