СЭЗ Алтай

КОМИТЕТ РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
КАЛИНИНГРАДСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедраэкономики
народногохозяйства
РЕФЕРАТ
НАТЕМУ:
/>«Свободная экономическаязона «Алтай»»
Выполнилстудент IV курса
экономического факультета
группыII
________________________
 
Руководитель
К.э.н.доцент
СамойловаЛ.Б.
Калининград
                                          2000                                            
                                                                                                ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение… 3
   Свободная экономическая зона «Алтай»… 4
Географическая характеристика… 4
Краткая история развития края… 4
Промышленный потенциал… 5
Энергетика… 5
Полезные ископаемые… 5
Химическая и нефтехимическая промышленность… 6
Легкая и текстильная промышленность… 6
Туризм… 6
Санаторно-курортное дело… 6
Вложение капитала в экономику Алтая… 7
Юридические основы создания и функционирования СЭЗ«Алтай»… 7
Цели создания СЭЗ «Алтай»… 8
Правовой режим СЭЗ «Алтай»… 8
Механизм функционирования СЭЗ «Алтай»… 8
Условия деятельности участников СЭЗ «Алтай»… 9
Права иностранных и российских инвесторов… 10
Налоговые льготы… 10
Социально-экономическое развитие Алтайского края… 11
Международные связи… 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 12
Список использованной литературы… 13 
Введение
К середине 90-х годов, по информацииВ. Д. Андрианова, советника заместителя председателя правительства РФ (ЭКО, №3, 1997 г., стр. 130 — 143), в мире функционировало около 1200 свободныхэкономических зон (СЭЗ), в том числе около 400 свободных торговых зон, 400научно-производственных, 400 научно-промышленных, более 300экспортно-производственных и примерно 100 зон специального назначения(оффшорные центры, зоны рекреации, эколого-экономические регионы, туристическиецентры и др.). В оффшорных центрах сосредоточена почти треть всех банковскихдепозитов развитых стран мира. По оценкам, к 2000 г. через СЭЗ будет проходитьот 10 до 25 процентов мирового товарооборота. В России свободнымиэкономическими зонами объявлено 11 регионов общей площадью свыше 1 млн. кв. км,что составляет 7% от общей территории России и превышает территории 300 СЭЗ,функционирующих во всем мире. Каждый из регионов имеет свои особенности, разноельготное налогообложение, правовые статусы и организационные формы.
Целью данной публикации является не анализ положительных или отрицательныххарактеристик оффшорных зон России с точки зрения определения наиболееблагоприятной СЭЗ (это мы предоставляем сделать самостоятельно читателям журнала),а знакомство с одной из них в уникальном Алтайском крае.

Свободная экономическая зона«Алтай»
В основе образования СЭЗ «Алтай» лежит один изпервых документов, принятых правительством РФ, Верховным Советом РФ, а именно,Распоряжение Председателя Верховного Совета РФ Бориса Ельцина от 25 мая 1991года «О хозяйственно-правовом статусе Свободной экономической зоныАлтайского края». Несмотря на то, что существует она уже шесть лет, налицопочти полное отсутствие в российской прессе информации о СЭЗ «Алтай»как об одном из оффшорных регионов России.
Поэтому мы решили как можно подробнее осветить систему налогообложенияпредприятий, зарегистрированных в СЭЗ «Алтай». Географическаяхарактеристика
Алтайский край расположен на юго-востоке Западной Сибири и граничитс Новосибирской и Кемеровской областями, Казахстаном и Республикой Алтай. Еготерритория составляет 168 тыс. кв. км.
В крае 12 городов, 14 поселков городского типа, 7 городских и 60 сельскихрайонов, в том числе Немецкий национальный район. Административный центр — г.Барнаул.
Здесь проживают представители 110 национальностей. Национальная структуранаселения выглядит следующим образом: русские — 90,9%, немцы — 3,9%, украинцы — 2,9%, белорусы — 0,4%, казахи — 0,4%, мордва — 0,3%, татары — 0,3%, чуваши — 0,3%, алтайцы — 0,1% и др.
В крае преобладают два типа геоморфологических ландшафтов: на востоке — горный,на западе — степной. Значительные площади занимают таежные массивы. На сотникилометров протянулись уникальные ленточные боры. Богатый растительный покров всочетании с контрастами рельефа предопределил разнообразие животного мира.Здесь обитают около 300 видов млекопитающих, более 300 видов птиц, естьпресмыкающиеся, земноводные, многочисленные водоемы богаты рыбой.
Климат резко континентальный. Зима морозная, продолжительная, лето жаркое,короткое, нередко сухое.
Климатические условия в целом благоприятны для развития сельского хозяйства.Тепла и света достаточно для выращивания практически всех сельскохозяйственныхкультур, овощей, ягод и фруктов.
Самые крупные реки Бия и Катунь, сливаясь, образуют одну из главных сибирскихрек — Обь. На территории края около 13 тыс. озер, более половины из них спресной водой. Самое большое озеро — Кулундинское (728 кв. км). В горах Алтаярасположено изумительное по красоте озеро Ая. Краткаяистория развития края
Первое знакомство русских с Алтаем (в переводе «Золотыегоры») состоялось в XVII веке. Открытие месторождений полиметаллическихруд положило начало активному развитию промышленности. Известный заводчик А. Н.Демидов добился разрешения на разработку рудных богатств на Алтае. В 1729 г.был построен первый Колывано-Воскресенский завод, а в 1740 г. — Барнаульский.Основное внимание было сосредоточено на производстве серебра, золота и меди.Алтай стал источником огромных прибылей. Поселок Барнаульского завода позднеевырос в город Барнаул.
В крае стали развиваться наука и культура. Всему миру известны алтайцы ИванИванович Ползунов — создатель первой в мире паровой машины и Козьма Фролов,построивший уникальную гидросиловую установку.
На протяжении второй половины XIX века росло значение сельского хозяйства, и кконцу века оно стало ведущим в экономике Алтая. Этому способствовалонарастающее переселенческое движение, пик которого пришелся на годыстолыпинской аграрной реформы. С сельским хозяйством, скупкой зерна, масла, атакже текстильной торговлей связан и рост численности городов.
Освоение целины тоже способствовало развитию сельского хозяйства Алтайскогокрая.
Промышленная база Алтая существенно расширилась во время Великой Отечественнойвойны, когда из европейской части страны в Барнаул, Рубцовск, Бийск былиэвакуированы оборонные заводы. Промышленныйпотенциал
В Алтайском крае действуют 365 промышленных предприятий.
Ведущие отрасли промышленности — машиностроение и металлообработка, химическаяи нефтехимическая, текстильная и легкая, а также промышленность строительныхматериалов.
На долю машиностроения и металлообработки приходится около 30% всегопромышленного производства края. Номенклатура машиностроительной продукцииширока и разнообразна: пахотные и трелевочные гусеничные тракторы, двигателидля тракторов и комбайнов, паровые котлы разной мощности на твердом, жидком игазообразном топливе, грузовые магистральные вагоны, дизель-генераторы,кузнечно-прессовые машины, станки, буровые агрегаты, автомобильные и тракторныегенераторы, пахотные плуги, оборудование для перерабатывающей промышленности,сельхозмашины, запасные части к ним и т. д. На предприятиях отрасли созданыкрупные заготовительные мощности (литье чугунное, стальное, алюминиевое,штамповки, поковки и пр.).
Инструментальные предприятия покрывают потребности края и поставляют продукциюв другие регионы страны.
В ходе конверсии оборонных предприятий повысился выпуск гражданской продукции итоваров народного потребления. В последние годы налажено производствостиральных машин, телевизоров черно-белого изображения (в стадии освоения ицветные), магнитофонов, кухонных машин, телефонных аппаратов и автоматическихтелефонных станций, различных медицинских приборов и т. д. Энергетика
Топливно-энергетический комплекс играет огромную роль вхозяйстве, обеспечивая не просто комфорт, но и жизнедеятельность населения вклиматических условиях края.
В состав энергосистемы Алтайского края входят 8 ТЭЦ, в том числе 4, подчиненныеМинтопэнерго, и 4 ведомственные блокстанции.
При годовом потреблении электроэнергии 12,4 млн. кВт/ч и максимуме нагрузки2510 МВт 50% потребности в ней покрывается собственными источниками.
Протяженность линий электропередач всех напряжений составляет 74,6 тыс. км,кабельных сетей — 130 км, теплотрасс — 172 км. Все ТЭЦ (кроме Заринской) иотопительные котельные работают на каменном угле и мазуте. С приходом на Алтай(в 1995 г.) природного газа ТЭЦ и часть отопительных котельных переводятся наэтот вид топлива. Полезныеископаемые
Алтайский край богат месторождениями полиметаллов, повареннойсоли, мирабилита, соды, каменного угля. Есть железные руды, драгоценныеметаллы. Алтай знаменит уникальными месторождениями яшм, порфиров, мраморов, гранитов,минеральными термальными и питьевыми водами, лечебными грязями.
Сырьевая база полиметаллов края сосредоточена в 9 месторождениях. Суммарныепромышленные запасы составляют около 50 млн. тонн руды. На базе трехместорождений действует горно-обогатительный комбинат производительностью около800 тыс. тонн в год с получением концентратов цинка, свинца и меди. В стадииввода в эксплуатацию находится Рубцовский рудник на уникальном месторожденииполиметаллических руд. Добыча преимущественно подземная.
Располагая одними из крупнейших в России запасами минеральных вод различныхтипов, включая радиоактивные, в крае получила развитие санаторно-курортнаясистема. Известный в стране санаторно-курортный комплекс Белокуриха (курортфедерального значения) использует лечебные источники с термальнымислабоминерализированными радоновыми водами с повышенным содержанием кремниевойкислоты.
Химическая промышленность развивается благодаря запасам поваренной соли,сульфата натрия и магния, природной соды и других солей. В настоящее времяпромышленное освоение ведется лишь на двух месторождениях — Кучукском иБурлинском. Акционерным обществом «Кучуксульфат» производится сульфатнатрия и разработан проект выпуска сульфата калия и поваренной соли. Химическая инефтехимическая промышленность
Эта отрасль представлена предприятиями, производящимихимические волокна и нити, кордную ткань, автомобильные и авиационные шины,резинотехнические и асбестотехнические изделия, технический углерод, кислоты,щелочи, химические реактивы, растворители, краски, различные товары народногопотребления и бытовой химии. На долю последней приходится 12,1% общего объемапромышленного производства.
Удельный вес черной металлургии в структуре промышленности составляет 9,5%. Этосравнительно молодая отрасль, возникшая с вводом в действие Алтайскогококсохимического завода в 1984 году, ныне АО «Алтайкокс». Основнаяпродукция — металлургический кокс 6%-ной влажности, используемый практическивсеми металлургическими предприятиями России и СНГ. Выпускаются продуктыкоксования: сульфат аммония (удобрение), сырой бензол, каменноугольная смола идругие. Налажено производство товаров народного потребления, в том числе мягкоймебели. Легкая итекстильная промышленность
Здесь находятся два крупнейших за Уралом текстильных комбината- АО «Барнаульский хлопчатобумажный комбинат» и АО«Меланжист». Швейные и трикотажные фабрики, а также предприятия повыделке шкур и овчин, кожи, пошиву обуви и меховых изделий есть практически вовсех городах края.
 Туризм
Алтай настолько многолик и разнообразен, что можетудовлетворить вкус любого путешественника. Путешествовать по Алтаю можно пешкоми на лыжах, верхом на лошади и на верблюде, на вертолете или под сеньюдельтаплана и параглайдера, на легких спортивных суденышках по бурным рекам, нагорных лыжах по крутым склонам или на автомобилях и велосипедах через горныеперевалы в поисках «Сердца Азии»… Со специальным альпинистскимснаряжением по ледопадам и отвесным скалам — к заоблачным вершинам гор Сибириили в бездонные пропасти пещер, с аквалангами по дну прозрачных озер, с ружьемза дорогим охотничьим трофеем. Трудно представить себе вид туризма, который былбы невозможен на Алтае. Швейцарцы, побывавшие здесь, подтверждают сходствоАлтайских гор со Швейцарскими Альпами и с нескрываемой завистью говорят, чтотолько здесь можно представить, какими были Альпы до нашествия туристов.
Не менее интересны и реликтовое Савушинское озеро, и уникальные ленточные боры,протянувшиеся на сотни километров, и Денисова пещера, сохранившая следыдревнего человека (по утверждению некоторых ученых-историков, первый человекпоявился на Алтае). Таежную глухомань и озерные глади, богатые дичью, подостоинству оценят настоящие охотники и рыбаки. На Алтае водятся медведи,волки, белки, зайцы, бобры, соболя, сурки, лоси, рыси, лисы, тетерева, дикиеутки, гуси, журавли, рябчики, глухари, лещ, плотва, карась, осетр, хариус,стерлядь, ерш. Санаторно-курортноедело
Благодаря разнообразию и уникальности природных условий в краеинтенсивно развивается санаторно-курортное дело. В живописнейшем уголкеалтайских предгорий расположен курорт Белокуриха с его знаменитыми радоновымиваннами. Целительную силу природы — лечебные грязи — широко используют в городеЯровом и в здравнице «Степное озеро». В лечении широко используютоблепиховое масло, пантокрин, мед и прополис, различные настойки, отвары ибальзамы, которые производят из собранных здесь лекарственных растений. Вложениекапитала в экономику Алтая
Представленная информация показывает, что наиболее перспективныминаправлениями для вложения капитала в экономику Алтая являются:
— производство и переработка сельскохозяйственной продукции, в т. ч. глубокаяпереработка отходов сельскохозяйственного производства;
— производство товаров народного потребления;
— производство строительных материалов и конструкций, в т. ч. новыхэкологически чистых; — конверсия машиностроительных предприятий оборонногокомплекса;
— переработка лесных материалов;
— разработка месторождений полиметаллических и железных руд, угля, полудрагоценныхкамней (яшмы, порфира и др.), мрамора, освоение месторождений рудного золота;
— реконструкция действующих предприятий химического и нефтехимическогокомплексов с открытием нового направления производства стекла, стекляннойпосуды;
— реконструкция предприятий текстильной и легкой промышленности;
— развитие туризма, санаторно-курортных районов.
Подводя итог, можно отметить, что на создание СЭЗ«Алтай» оказали благоприятное воздействие как объективные факторы(наличие богатых природных ресурсов для развития промышленности, земледелия,туризма, санаторно-курортной индустрии), так и субъективные (курс на реформы иоткрытость, юридические гарантии для иностранного капитала, налоговые льготы). Юридическиеосновы создания и функционирования СЭЗ «Алтай»
На основании «Договора о разграничении предметов ведения иполномочий между органами государственной власти Российской Федерации иорганами государственной власти Алтайского края» (Договора), подписанногоПредседателем правительства РФ Черномырдиным В. С. и главой администрацииАлтайского края Коршуновым Л. А., к предметам совместного ведения, помимоустановленных статьей 72 Конституции Российской Федерации, относятся также ивопросы функционирования СЭЗ «Алтай» (ст. 2 Договора, п. 6).
Органы государственной власти Алтайского края осуществляют правовоерегулирование в соответствии в федеральным законодательством (ст. 5 Договора,п. 6). До принятия федерального закона или иного федерального нормативногоправового акта по конкретному предмету совместного ведения РФ и субъектов РФАлтайский край осуществляет собственное правовое регулирование по указанномупредмету совместного ведения (ст. 6 Договора). В случае принятия федеральнымиорганами исполнительной власти в одностороннем порядке нормативных правовыхактов, противоречащих настоящему Договору, подлежат применению нормы настоящегоДоговора (ст. 7 Договора). Законам и иным нормативным правовым актым Алтайскогокрая обеспечена государственная защита, их применяют суды в соответствии сзаконодательством РФ (ст. 9 Договора).
Имея полномочия на собственное правовое регулирование, власти края принялиЗакон Алтайского края «О свободной экономической зоне „Алтай“ №2-ЗС, который вступил в силу 4 февраля 1997 г. Он разработан в соответствии сраспоряжением Председателя Верховного Совета РСФСР от 25 мая 1991 года „Охозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны Алтайскогокрая“, постановлением Совета Министров РСФСР от 07 июня 1991 г. № 314»О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны Алтайскогокрая (СЭЗ «Алтай»), постановлением правительства Российской Федерации«О мерах государственной поддержки в преодолении депрессивных явлений вэкономике Алтайского края» от 21 октября 1996 года № 1256. Все этидокументы определяют правовые и организационно-экономические основыхозяйственной деятельности в свободной экономической зоне «Алтай»,расположенной в административных границах территории Алтайского края.
СЭЗ «Алтай» осуществляет свою деятельность в виде локальных,функциональных, таможенных и иных свободных экономических зон вадминистративных границах Алтайского края. Целисоздания СЭЗ «Алтай»
СЭЗ «Алтай» создана для подъема экономики Алтайскогокрая, активизации предпринимательской деятельности на основе рациональногоиспользования природных и людских ресурсов, рекреационного потенциала, широкогопривлечения иностранных инвестиций, торгово-экономического инаучно-технического сотрудничества с зарубежными странами, подъемапромышленного и сельскохозяйственного производства, инфраструктуры, налаживанияновых форм хозяйствования.
Преобразования должны стать базой для социального развития Алтайского края,повышения жизненного уровня его населения, прекращения миграции за границу,создания новых рабочих мест (ст. 1 Закона). Правовойрежим СЭЗ «Алтай»
1. На территории СЭЗ «Алтай» действуетзаконодательство Российской Федерации и Алтайского края.
2. Территории функционирования локальных, таможенных и других типов свободныхэкономических зон определяются краевым Законодательным Собранием попредставлению администрации Алтайского края. Материалы по локальным,функциональным и иным свободным экономическим зонам направляются в федеральныеорганы государственной власти для их внесения в государственный реестрсвободных экономических зон Российской Федерации после принятиясоответствующего Федерального закона.
3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляютсвои полномочия на территории СЭЗ «Алтай» в соответствии сдействующим законодательством и в пределах своей компетенции.
4. Меры по развитию СЭЗ «Алтай» осуществляет администрация Алтайскогокрая.
5. В СЭЗ «Алтай» не допускаются противоречащие федеральному законумеры по принудительному изъятию инвестиций (национализация, реквизиция,конфискация и иные, аналогичные по своим последствиям).
6. Право собственности, в том числе на землю и другие природные ресурсы,регулируется действующим законодательством Российской Федерации с учетомособенностей, установленных законодательными актами Алтайского края.
7. За экологические правонарушения, а также за занятия запрещенными видамидеятельности, юридические и физические лица несут ответственность всоответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Алтайскогокрая (ст. 2 Закона). Механизмфункционирования СЭЗ «Алтай»
Органы управления
1. Государственное управление СЭЗ «Алтай» осуществляетсяадминистрацией Алтайского края. В СЭЗ «Алтай» создан единый органхозяйственного управления — администрация СЭЗ в виде открытого акционерногообщества с контрольным пакетом акций (не менее 51%), находящимся в краевойсобственности. Управление контрольным пакетом акций осуществляет администрацияАлтайского края.
2. Администрация СЭЗ «Алтай» возглавляется генеральным директором,который избирается акционерами сроком на четыре года по рекомендацииадминистрации края и краевого Законодательного Собрания.
3. В сферу деятельности администрации Алтайского края и администрации СЭЗ«Алтай» входят следующие функции:
— разработка и реализация программ развития СЭЗ «Алтай»;
— экспертиза предложений отечественных и иностранных инвесторов;
— подготовка нормативных документов, регламентирующих хозяйственнуюдеятельность в СЭЗ «Алтай»;
— подготовка и представление предложений краевому Законодательному Собранию поналоговым и иным льготам для приоритетного развития отраслей экономики,социальной сферы, вопросам функционирования СЭЗ;
— организация работы по привлечению и регистрации предприятий в качествеучастников СЭЗ «Алтай», заключение с ними хозяйственных договоров;
— привлечение инвестиций для развития СЭЗ «Алтай» на основе выпускаценных бумаг, получения кредитов и др.;
— организация работы по объединению финансовых ресурсов участников СЭЗ«Алтай» для создания новых предприятий и рабочих мест;
— поддержка и развитие малого предпринимательства;
— развитие межрегиональных связей;
— совершенствование внешнеэкономических связей;
— подготовка кадров для СЭЗ «Алтай»;
— реклама, научные исследования развития СЭЗ «Алтай»;
— консультационная деятельность;
— работа с федеральными органами государственной власти по вопросам СЭЗ«Алтай» и другое (глава 2, ст. 3 Закона).
Участники
Участниками СЭЗ «Алтай» могут являться коммерческие организации любыхорганизационно-правовых форм и форм собственности, зарегистрированные вкачестве юридических лиц на территории функционирования СЭЗ «Алтай»(ст. 4 Закона). Условиядеятельности участников СЭЗ «Алтай»
1. Участникам СЭЗ «Алтай» разрешается осуществлятьлюбые виды деятельности, не запрещенные действующим законодательствомРоссийской Федерации.
2. При осуществлении природоохранительной, управленческой и иной деятельностиучастники СЭЗ «Алтай» обязаны обеспечивать:
— соблюдение необходимых условий жизнедеятельности и здоровья человека;
— сохранение природного, исторического и культурного наследия;
— развитие СЭЗ «Алтай» на базе обоснованного сочетания экономическихи социальных интересов;
— проведение комплексной экспертизы проектов строительства, реконструкциипредприятий, производства продукции наиболее значимых длясоциально-экономического развития Алтайского края.
3. Юридические лица, зарегистрированные в СЭЗ «Алтай» в качестве ееучастников, могут на добровольных началах объединяться в финансовые группы,союзы, ассоциации и другие объединения на условиях, не противоречащихантимонопольному законодательству и в порядке, предусмотренном законодательнымиактами Российской Федерации.
4. На территории СЭЗ «Алтай» разрешается создание предприятий синостранными инвестициями в банковской и страховой сферах, а также предприятий,полностью принадлежащих иностранным инвесторам.
5. Условия деятельности участников СЭЗ «Алтай» регулируютсяспециальным договором, заключенным с администрацией СЭЗ «Алтай» наоснове добровольности, взаимовыгодности и равноправия сторон на 5 лет.
Условия договора о деятельности хозяйствующих субъектов а территории СЭЗ«Алтай» включают:
— признание целей и руководящих принципов организации СЭЗ «Алтай»;
— взаимоотношения участников СЭЗ «Алтай» с органами управления СЭЗ«Алтай»;
— обязательства хозяйствующих субъектов, на которые распространяется правовой,организационный и экономический статус СЭЗ «Алтай»;
— определенные отчисления в виде членских взносов на развитие СЭЗ«Алтай»;
— обязательства органов управления СЭЗ «Алтай» оказывать содействиеучастникам СЭЗ «Алтай» в решении их хозяйственных, финансовых,социальных, организационных и иных задач;
— ответственность сторон за выполнение договорных обязательств;
— условия расторжения договора (ст. 5 Закона);
Соглашение «Об осуществлении инвестиций и предпринимательской деятельностив СЭЗ „Алтай“ между администрацией края и участником СЭЗ»Алтай” заключается на 5 лет. Администрация края обязуется соблюдатьисполнение Закона «О СЭЗ „Алтай“, гарантировать участнику СЭЗзащиту вложений инвестиций, обеспечивать государственную поддержку в приоритетныхпрограммах развития Алтайского края, способствовать в приобретении правпользования землей и иными природными ресурсами, а также других имущественныхправ в соответствии с законодательством Российской Федерации. Праваиностранных и российских инвесторов
Иностранные и российские инвесторы имеют право осуществлятьинвестирование на территории СЭЗ „Алтай“ путем:
— долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими ифизическими лицами Российской Федерации и других государств;
— создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а такжефилиалов и представительств иностранных предприятий;
— приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долейучастия в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имуществав порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Алтайскогокрая;
— приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами, а такжедругих имущественных прав в порядке и на условиях, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации и Алтайского края;
— иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещенной действующим натерритории Российской Федерации законодательством (ст. 6 Закона). Налоговыельготы
1. Участники СЭЗ „Алтай“ освобождаются на 5 лет от налогов,платежей и сборов в части, поступающей в краевой бюджет, кроме всех налогов вчасти, зачисляемой в федеральный бюджет, а также платы за природные ресурсы,лицензионных сборов, платы за нарушение экологических нормативов. Отчисления вфонды: пенсионный, занятости населения, социального страхования, обязательногомедицинского страхования — подлежат уплате участниками СЭЗ „Алтай“ наобщих условиях, установленных действующим законодательством РФ. Предприятия — участники СЭЗ „Алтай“ перечисляют удерживаемые суммы подоходногоналога в соответствии с законодательством РФ.
2. Участники СЭЗ „Алтай“ освобождаются на 10 лет от уплаты налога наприбыль (доход) и НДС в части, поступающей в краевой бюджет, полученные отстроительства и эксплуатации объектов энергетики, средств связи, аэропортов,дорог, газопроводов, восстановления экосистем, строительства объектовсоциальной инфраструктуры, производства стройматериалов, производства ипереработки промышленной и сельскохозяйственной продукции, строительства гостиниц,туристических комплексов, производства и внедрения ресурсосберегающих ибезотходных технологий, переработки лекарственного и технического сырья.
В последующие 5 лет эта категория участников СЭЗ „Алтай“ платит неболее 50% ставки налога на прибыль (доход) и НДС в части, поступающей в краевойбюджет.
3. По истечении сроков действия льготного режима, предоставленного участникамСЭЗ „Алтай“ пунктами 1 и 2 из объекта налогообложения при исчисленииналога на прибыль (доход) в части, поступающей в краевой бюджет, исключаются вполном объеме суммы, направляемые участниками СЭЗ „Алтай“ нареинвестирование программ СЭЗ „Алтай“, суммы процентов задолгосрочные кредиты и займы, фактически используемые для реализации программСЭЗ „Алтай“. Представительные органы местного самоуправления наосновании Закона могут устанавливать льготы аналогичного характера в частиплатежей, поступающих в местный бюджет (ст. 10 Закона). Социально-экономическоеразвитие Алтайского края
Осуществляется на основе комплексного подхода к обоснованиюразрабатываемых прогнозов, планов, программ и проектов. Деятельность участниковСЭЗ „Алтай“ по приоритетным направлениям развития обеспечиваетсягосударственной поддержкой Алтайского края (ст. 11 Закона).
Государственный контроль за развитием и функционированиемСЭЗ „Алтай“
Государственный контроль за исполнением настоящего Закона осуществляют органыгосударственной власти Алтайского края. Контроль в пределах своей компетенцииосуществляют также органы местного самоуправления (ст. 12 Закона).
Государственные гарантии в СЭЗ „Алтай“
Органы государственной власти Алтайского края гарантируют в соответствии сзаконодательством Российской Федерации необходимую стабильность экономических иправовых условий деятельности субъектов хозяйствования СЭЗ „Алтай“, защитувложенных ими инвестиций, прав и свобод граждан (ст. 13 Закона).
Перспективы развития и проблемы СЭЗ „Алтай“
Работа по развитию СЭЗ ведется по трем направлениям (вестник АТН»БИЗНЕС-новости” от 25 июня 1997 г., № 24): создание оффшорныхпредприятий, организация свободной торговли, экспортного производства.
К сожалению, пока существуют некоторые проблемы, связанные с тем, чтопотенциальные инвесторы уже появились, а программ, под которые можно получитьинвестиции, нет. Еще одна проблема заключается в работе по созданию свободнойтаможенной зоны производственного типа (в районе компактного проживанияроссийских немцев), где все упирается в отсутствие Федерального закона о СЭЗ,который еще в апреле 1997 г. прошел третье чтение и в данный момент находитсяна рассмотрении в Совете Федераций. В связи с этим активно отрабатываетсядругой вариант — открытие свободного склада.
(Справка. Свободная таможенная зона и свободный склад — это таможенныережимы, при которых иностранные товары размещаются и используются всоответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взиманиятаможенных пошлин и налогов, а также без применения к указанным товарам мерэкономической политики, а отечественные товары размещаются и используются наусловиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.)Международные связи
Между СЭЗ «Алтай» и СЭЗ «Кипр» подписаносоглашение о сотрудничестве. Суть соглашения — осуществление совместныхдействий по привлечению долгосрочных инвестиций, развитию торговли, организациисовместных производств, а также участие в Алтайском павильоне Международноготоргового цента JMC Республики Кипр.
Одновременно с этим идет работа по выявлению и инициированиюпредпринимательских программ, которые будут осуществляться на международныеинвестиции.
Также в рамках программы развития СЭЗ «Алтай» предусмотрено созданиерекреационно-туристического центра (свободной рекреационной зоны) на базевсемирно известного лечебно-оздоровительного центра курорта Белокуриха. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чем в настоящее время привлекательна СЭЗ «Алтай» дляпотенциальных участников? Прежде всего надежностью. Для этого в зоне созданмощный легитимный правовой статус на основе Договора о разграничении предметовведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерациии органами государственной власти Алтайского края от ноября 1996 г. и законаАлтайского края «О свободной экономической зоне „Алтай“ от 04февраля 1997 г. № 2-ЗС; которые дополняются решениями и постановлениями администрациикрая. Такая сильная юридическая основа дает уверенность в защищенности льгот,полученных предприятиями — участниками СЭЗ.
Участники СЭЗ получили возможность использовать разнообразные схемы дляминимизации налогов строго в рамках закона.
Списокиспользованной литературы
www.offexp.east.ru/rus/archiv/l            © Offshore Express 1997г.