Школьное образование ипедагогические идеи
в России в 1920-1930 гг.
Содержание
Введение
ГлаваI. Создание и организация новой школы
ГлаваII. Комсомольские и пионерские организации.
ГлаваIII. Введение новых учебных программ, планов, методов
ГлаваIV. Идеи советских педагогов 1920-1930-х гг.
Заключение
Литература
Введение
НачалоХХ века ознаменовалось совершеннымизменением не только жизни, но и сознаниялюдей. Падение царского режима, приходк власти большевиков, провозглашениевсеобщего народного равенства — новаястраница в истории Российскогогосударства. Вслед за изменениемполитической системы потребовалосьизменение всей культуры народа, аследовательно и системы образования.Огромный личный вклад внесли А.В.Луначарский, Н.К. Крупская, М.Н. Покровский, П.П. Блонский, А.П. Пинкевич, С.Т. Шацкий, М.М. Пистрак, А.Г. Калашников и другие.
Реформашколы 20-30-х гг. — это начальный иосновополагающий период в строительствесистемы образования ХХ века, поэтомуцелью моей работы было выявить, каковыбыли основные пути преобразованияшкольной системы 1920-1930-х гг., какие законыи постановления принимало правительствов области культуры и просвещения, какразрабатывались кардинально новыепрограммы обучения и воспитания«советского человека» и применялисьна практике, какие ученые-педагогиработали в данный период и в чемзаключались их основные идеи.
Глава I. Создание и организация новойшколы
Послеустановления в стране советской властисерьезным преобразованиям подверглисьвсе сферы человеческой жизни. Передпедагогами встала задача воспитаниянового, «советского» человека…
После Октябрьскойреволюции Российское государствоприступило к созданию новой школы.9ноября 1917 года был подписан декрет обучреждении государственной комиссиипо просвещению, которой поручалось делообщего руководства народным просвещениеми разработка законопроектов по народномуобразованию. Наркомом просвещения былназначен А.В. Луначарский (1875-1933). Былипоставлены следующие задачи: достижениевсеобщей грамотности населения, введениевсеобщего и бесплатного обучения, организация учительских институтов.Все управление школами передаетсяСоветам рабочих и крестьянских депутатов, при которых создавались районные, городские, областные отделы народногообразования и культурно-просветительскиекомиссии.
Всецерковно-приходские, церковно-учительскиешколы, духовные училища и семинарии, женские епархиальные училища, все другиешколы духовного ведомства передаютсяв ведение Наркомпроса. В январе 1918 годаиздается декрет об отделении церкви отгосударства и школы от церкви.
В 1918 годупринято «Положение о единой трудовойшколе» и одновременно опубликована«Декларация о единой трудовой школе».Вместо многочисленных типов школвводилась трудовая школа с разделениемна две ступени: I — от 8 до13 лет (пятилетний курс); II — от 13 до 17 лет (четырехлетний курс).Вводилось бесплатное совместноеобучение, запрещалось преподаваниерелигиозных предметов и исполнениерелигиозных обрядов в школе. Устанавливаласьвыборность педагогического персонала.
«Декларация»же в свою очередь провозглашала те пути, по которым должна развиватьсяучебно-воспитательная работа школы: идеи общественно-коллективноговоспитания, интернационального воспитаниядетей, развитие их активности, созданиеучительских организаций и кружков. Впостроение новых программ предлагалосьположить принцип организации учебногоматериала на основе общественно-трудовойдеятельности. 1
Длявсестороннего обсуждения назревшихвопросов школьного строительстваЦентральный Комитет партии созвалпервое Всероссийское партийное совещаниепо народному образованию (31 декабря1920 года — 4 января 1921 года). Совещаниепризнало необходимым установить вместодевятилетней школы с двумя ступенямив качестве основного типа семилетнююшколу с двумя концентрами: первый — 4года, второй — 3 года.
Основнойформой профессионального образованияюношества совещание признало техникум(индустриальный, сельскохозяйственный, экономический, педагогический и др.) счетырехлетним сроком обучения. Сохранялисьшколы II ступени с пятилетним срокомобучения, с подразделением на дваконцентра: первый-3 года, второй-2 года.
К1922 году сложилась более гибкая школьнаясистема по сравнению с принятой в 1918году: начальная школа (4 года обучения), основная семилетняя общеобразовательнаяшкола и старшая ступень общеобразовательнойшколы, всего 9-10 лет обучения. Положительнойстороной этой школьной системы былото, что каждый концентр, представляяступень, ведущую вверх по общеобразовательнойшкольной лестнице, являлся в то же времяи основанием для дальнейшегопрофессионально-технического образования.Школа I ступени являлась базой для школнизшего профессионального образования: профшкол, фабзавуча, учебно-производственныхмастерских и т.п.; семилетняя школа — длясредних и профессионально-техническихучебных заведений: индустриальных, сельскохозяйственных, педагогическихи других техникумов; девяти-, десятилетняяшколы служили основой для дальнейшего, высшего образования.
С1923/24 учебного года в сельских местностяхна базе школы I ступени стали возникатьшколы крестьянской молодежи (ШКМ) стрехлетним сроком обучения. В 1925 годусоздаются первые фабрично-заводскиесемилетки (ФЗС), получившие широкоераспространение к концу 1929 года и ставшиеосновными общеобразовательными школамив период 1930-1934 годов.
Вэтот период возникали (1921) и бурноразвивались школы фабрично-заводскогоученичества (ФЗУ). Они имели четырехлетнийсрок обучения и наряду с профессиональнойподготовкой обеспечивали и общееобразование в объеме семилетней школы.
Врезультате в РСФСР сложилась следующаясистема школьного образования:
начальнаяшкола (I ступень) с четырехлетним срокомобучения;
семилетняяшкола как фундамент всей школьнойсистемы;
школаII ступени (девятилетняя средняя школа)с профессионализированным вторымконцентром (в ряде школ);
фабрично-заводскиесемилетки (ФЗС) — разновидность семилетнейшколы в промышленных центрах и районах;
школакрестьянской молодежи (ШКМ), являющаясяпродолжением школы I ступени для сельскоймолодежи;
школафабрично-заводского ученичества (ФЗУ)преимущественно для рабочих-подростковс профессиональной установкой, но ссохранением общеобразовательных знанийв объеме семилетней школы;
рабочийфакультет, дававший среднее образованиерабоче-крестьянской молодежи, поступающейзатем в своем большинстве в высшиеучебные заведения1.
Кконцу 20-х годов сеть школ и число учащихсябыло значительно выше, чем в 1914 году.Еще важнее было то, что росла сеть нетолько начальных школ, но и семилетнихи средних. С 1922 по 1926 год число учащихсяв семилетних школах выросло более чемв 3 раза — с 180 тыс. до 635 тыс. человек. 2
XVIсъезд Коммунистической партии, проходившийв 1930 году, признал основной задачейпроведение всеобщего обязательногопервоначального обучения и ликвидациюнеграмотности. К этому времени грамотностьнаселения сильно возросла (с 33% в 1916 годудо 62,6% в 1930 году), но более 1/3 населенияСоветского Союза все еще оставалосьнеграмотной, а в сельских местностяхэтот процент был намного выше3.
14августа 1930 года Центральным ИсполнительнымКомитетом и Советом Народных КомиссаровСоюза ССР было принято постановление«О всеобщем обязательном начальномобучении». Статьи этого закона гласили:
Ввестис 1930-1931 г. повсеместно в Союзе ССР всеобщееобязательное обучение детей (мальчикови девочек) в возрасте 8, 9 и 10 лет в объемене менее четырехлетнего курса начальнойшколы. В соответствии с этим принятьосенью 1930 года в трудовую школу всехдетей этих возрастов, которые донастоящего времени не обучаются в школе.
Установитьв 1930-1931 г. обязательное прохождениевсего курса школ I ступени (первых четырехгрупп трудовой школы) для всех детей, обучающихся в этих школах, независимоот возраста.
Ввестис 1930-1931 г. обязательное обучение детей(мальчиков и девочек) в возрасте от 11 до15 лет, не прошедших первых четырех групптрудовой школы. Для них организуютсяускоренные специальные двухгодичныеи одногодичные школы-курсы и группы пришколах (в зависимости от их подготовки).
Ввестис 1930-1931 г. всеобщее обязательное начальноеобучение детей (мальчиков и девочек) вобъеме школы-семилетки в промышленныхгородах, фабрично-заводских районах ирабочих поселках, установив обязательноепрохождение всего курса семилетнейшколы для всех детей, оканчивающих школуI ступени (первые четыре группы трудовойшколы), начиная с окончивших в 1929-1930 г…
Обязанностьпосылать в школу детей, для которыхвведено обязательное обучение, возлагаетсяна их родителей, а также на тех лиц и нате учреждения, на попечении которыхнаходятся дети…, чтобы обеспечить школывсеобщего начального обучения необходимымипедагогическими кадрами, поручитьправительствам союзных республикпровести следующие мероприятия:
а) срочноразвернуть сеть педагогических институтови техникумов, а также специальныхпедагогических курсов, увеличитьколичество учащихся в них…
в) привлечь кработе по всеобщему обучению в порядкепроизводственной практики учащихсяпедагогических учебных заведений…» 1Роль учителя впроцессе обучения значительно возросла.Для руководства воспитательной работойв каждой группе (классе) были учрежденыдолжности групповодов (с 1934 года — классных руководителей). В результатеперестройки учебно-воспитательнойработы повысился уровень общегообразования советских школьников. 2
Свведением всеобщего обязательногоначального обучения сильно возросласеть педагогических техникумов(переименованных позже в педагогическиеучилища), подготовляющих учителейначальных школ. В связи с ростом сетисемилетних и средних школ в 1933 году былиучреждены двухгодичные учительскиеинституты для подготовки учителей V-VIIклассов.
Таккак темпы введения всеобщего обязательногоначального обучения превышали темпывыпуска учителей, окончивших педагогическиетехникумы, начиная с 1931 года было открытонесколько тысяч краткосрочных курсовдля подготовки учителей начальных школ.
Большойразмах получило заочное педагогическоеобразование, организованное для учителей, работающих в школах, — заочные отделенияпедтехникумов, учительских и педагогическихинститутов.
Повышениемквалификации учителей занималисьинституты усовершенствования учителей, созданные во всех областных центрах. Врезультате принятых энергичных мер поподготовке учителей число их за 10 лет(1930-1940) увеличилось в СССР более чем вдва с половиной раза: в 1930 году было481286 учителей, а в 1939/40 учебном году — 1238000.
Впостановлении ЦК ВКП(б)«О начальнойи средней школе» (1931) было указано нанеобходимость повышения значения иавторитета учителя. В ряде последующихпостановлений — «Об учебных программахи режиме в начальной и средней школе»(1932), «О педологических извращениях всистеме Наркомпросов» (1936) — ЦК ВКП(б)снова указал на необходимость повышенияавторитета учителя и отметил, что учительявляется центральной фигурой учебногопроцесса в школе.–PAGE_BREAK–
Согласнопостановлению от 10 апреля 1936 года званиеучителя начальной школы присваиваетсяокончившим среднее педагогическоеучебное заведение и признанным пригоднымик педагогической работе; звание учителясредней школы — окончившим педагогическийинститут или университет и признаннымпригодными для педагогической работы.Окончившие учительский институт получализвание учителя средней школы с правомпреподавания в первых семи классах, приусловии признания их пригодными кпедагогической работе.
Втом же 1936 году была проведена аттестацияучителей — присвоение им особымиаттестационными комиссиями персональныхпожизненных званий учителя начальнойили средней школы в зависимости отполученного образования и пригодностик педагогической работе. Повышениезаработной платы и аттестация побуждалиучителей поднимать свою квалификацию, улучшать качество преподавания испособствовали устранению из составаучителей лиц, непригодных к преподаванию.
В1940 году было установлено почетное званиезаслуженного учителя школ1.
Глава II.Комсомольские и пионерские организации
Стремлениесоветского правительства воспитатьполитически благонадежное, преданноесвоей родине новое поколение нашло своеотражение в создании комсомольских ипионерских организаций.
Встарших классах школ II ступени создавалисьячейки комсомола, которые организовывалиобщественные мероприятия для школьников.Комсомольцы и старшеклассники принималисамое активное участие в работе поликвидации неграмотности среди населения, проводили читки газет, беседы, ставилиспектакли, организовывали политическиекружки, брали шефство над детскимидомами и садами, площадками.
Проходившийв апреле 1936 года Х съезд ВЛКСМ уделилвопросам воспитательной работы особенноевнимание. В решении Х съезда «О работекомсомола в начальной, неполной среднейи средней школе» говорилось: «Поставитьв центре деятельности комсомола в школесистематическую работу по организацииучебы за овладение основами наук, завысокую успеваемость учащихся».Воспитательная работа, говорилось врешении съезда, должна быть поставленатак, чтобы она способствовала повышениюполитического и культурного уровняучащихся, развивала бы их интерес кнауке, технике и искусству.
Большуюроль в деле развития политическойактивности и общественно-политическомвоспитании учащихся играла пионерскаяорганизация. На II Всероссийскойконференции РКСМ (май 1922 года) былопринято постановление «О детскомдвижении». В октябре 1922 года на V съездекомсомола были утверждены «Основныеэлементы программы юных пионеров»,«Законы юных пионеров» и «Торжественноеобещание юных пионеров». С этого времениначался быстрый рост пионерских отрядов, которые создавались в то время прифабриках, заводах, в учреждениях, прирабочих клубах, избах-читальнях и т.д.; пионеры разных отрядов, обучавшиеся водной школе, объединялись в так называемыефорпосты. В 1924 году была 161 тысячапионеров, а к концу 1925 года пионерскаяорганизация охватила более полуторамиллионов детей.24 июля 1925 года ЦК РКП(б) принял постановление «О пионерскомдвижении», в котором содержитсядейственная программа работы пионерскойорганизации. 2
Внем указывалось на необходимостьулучшить качество воспитательной работысреди детей: «Отмечая некоторые успехив деле изживания поверхностных формработы с пионерами, обратить серьезноевнимание на усиление и улучшение качествавоспитательной работы, борясь со всякойказенщиной и засушиванием в работе ирешительно приспособляя все формы иметоды деятельности к особенностям изапросам детского возраста…»1
Встатье «Пионердвижение как педагогическаяпроблема» (1927) Н.К. Крупская отмечала, что «в то время как в школе центр тяжестикладется на учебу, в пионердвиженииэтот центр переносится на воспитание.Обучение и воспитание тесно связаныдруг с другом, дополняют одно другое, переплетаются одно с другим, но все жеэто две разные проблемы. В пионердвиженииглавная задача-задача воспитания…Советскоевоспитание направлено на то, чтобы вкаждом ребенке развить все его способности, поднять его активность, его сознательность, всесторонне развить его личность, егоиндивидуальность»2
Глава III.Введение новых учебных программ, планов, методов
В1923-1925 годах были составлены подруководством научно-педагогическойсекции Государственного ученого совета(ГУСа) новые программы, получившиеназвание «Программы ГУСа». Это были непредметные, а комплексные программы.Борясь с имевшимся в старой школе отрывомтеории от практики, авторы программисключили предметное преподавание вшколе. Весь объем знаний, намеченных кизучению в общеобразовательной школе, был представлен в виде единого комплексасведений о природе, труде и обществе.
Всоответствии с этим в программах учебныйматериал располагался по следующимтрем колонкам:
1)природа и человек,
2)труд,
3)общество.
ПрограммыГУСа были очень противоречивы. С однойстороны, они вели школу на сближение сжизнью, с другой, не обеспечивали системузнаний. 1
Учебныйплан 1927 года включал дисциплины, имевшиев виду разностороннее, естественнонаучное, общественно-политическое образованиеучащихся, трудовое, физическое иэстетическое их воспитание. Несмотряна то, что эти программы не являлись, как и предыдущие, предметными, они всеже делали некоторый шаг по пути отходаот комплексности. В них в отличие отпрежних программ закреплялся обязательныйминимум систематических знаний и навыковпо русскому языку, математике и другимучебным предметам, что было шагом впередпо пути преодоления ошибок впрограммно-методической работе.
Вцелях улучшения качества подготовкишкол II ступени Советское правительствоприняло в начале 1929 года решение овведении десятилетнего срока обучения.Был утвержден новый учебный план, вкотором повышался, удельный вес такихпредметов, как обществоведение, русскийязык и литература, математика, физика, т.е. предметов, имевших решающее значениев подготовке учащихся к успешным занятиямв высшей школе.
В1929 году были опубликованы «Программыединой трудовой школы I ступени» длягородских и сельских школ. В новыхпрограммах большое внимание уделялосьтакому учебному материалу, с помощьюкоторого можно было познакомить детейв доступной для них форме с индустриализациейстраны, с коллективизацией сельскогохозяйства, с классовой борьбой трудящихсяи культурной революцией, развернувшейсяв стране. В 1930 году Наркомпрос утвердилпрограммы для начальной школы и дляшколы ФЗС, которые были построены наоснове комплексов-проектов.
Всоветскую школу некритически былперенесен американский «метод проектов».Соответственно этой методическойсистеме происходила ликвидация школьныхгрупп (классов), их заменяли звеньями ибригадами. При школах создавалисьмастерские по труду (столярные, слесарные, токарные), школьные производственныемузеи. Учащихся вооружали элементарнымипроизводственно-трудовыми навыками, умением пользоваться простейшимиинструментами труда, знакомили страктором, автомобилем, электромотором, устраивали экскурсии учащихся напроизводство.
Вавгусте 1930 года в Москве состоялсяпервый Всероссийский политехническийсъезд. Съезд вынес решение о прикреплениивсех школ в городах и в промышленныхрайонах к предприятиям, а сельских — кколхозам, совхозам и МТС; об организациидля начальных классов школы рабочихкомнат, а для пятых — седьмых групп-мастерскихи лабораторий, связанных с производственнымокружением, что имело в тот период важноезначение для развития ФЗС и ШКМ, главнойзадачей которых была подготовкаконтингентов для ФЗУ и техникумов.
Однаков проведении политехнического обученияв школах имелись серьезные ошибки.Попытки сделать стержнем учебных занятийизучение ближайшего производства иместного края приводили к нарушениюпроцесса обучения и содержания учебныхпредметов, отрывали политехнизациюшколы от изучения основ наук. 1
ЦКВКП(б) принял 25 августа 1932 года постановление«Об учебных программах и режиме вначальной и средней школе», в которомосновной организационной формой учебнойработы объявлялся урок с твердым составомучащихся и определенным расписанием; при обучении должны были применятьсясистематическое изложение учителемучебного материала, самостоятельнаяработа учащихся над книгой и учебником, письменные и графические работы учащихся, лабораторные работы, демонстрацияопытов и приборов, экскурсии. Впостановлении содержались принципиальныеуказания о системе учета знаний учащихся.Осуждая такие приемы учета, как сдачазаданий преподавателю целой группойучащихся, было рекомендовано проводитьиндивидуальный систематический учетих знаний. «Преподаватель должен впроцессе учебной работы внимательноизучать каждого ученика… Считатьнеобходимым установление в конце годапроверочных испытаний для всех учащихся».
Дляпроведения занятий за каждым классом(они тогда назывались группами) былазакреплена определенная класснаякомната. Основной организационнойформой учебных занятий стал урок, которыйимел определенную цель, отличалсязаконченностью. Большое место на урокахзанимало систематическое изложениеучителем учебного материала в формерассказа, объяснения, беседы, а в старшихклассах — школьной лекции.
Приобучении чтению в первом классе былотвергнут «метод целых слов», тормозившийусвоение учащимися орфографическихнавыков. Обучение чтению сталопроизводиться аналитико-синтетическимзвуковым методом, основы которого былиразработаны и успешно проверены напрактике в течение многих десятилетийлучшими методистами начального обучения.Большое внимание стало уделятьсяобучению учащихся правильной устной иписьменной речи. Уже в первом и во второмклассах учащиеся получали некоторыеграмматические сведения, а с третьегокласса начиналось систематическоеизучение грамматики. От учащихсятребовалось усвоение орфографическихнавыков, для чего были введенысистематические письменные упражненияи диктанты.
Впреподавание математики также быливнесены большие изменения: школасосредоточила свои усилия насистематическом, твердом и сознательномусвоении учащимися математическихправил и формул. Лучшие учителя стремилисьпрививать учащимся умение применятьих при решении задач, понимание значенияматематических знаний в жизни, в технике.Были устранены элементы слитногопреподавания «математики вообще» (безрасчленения ее на отдельные математическиеучебные предметы: арифметику, геометрию, алгебру).
Впреподавании естествознания устранялиськак чисто описательное изложениематериала, так и абстрактно-обобщающееизложение законов природы без показафактов, а равно узкоутилитарный, узкоприкладной подход к изучениюбиологических, физических и химическихявлений.
Вфеврале 1933 года было опубликованопостановление ЦК ВКП(б)«Об учебникахдля начальной и средней школы». Этимпостановлением ЦК осудил стремлениесоздать какой-то «динамичный» учебник, постоянно обновляющий свой материал.В школах имелись «рассыпные учебники»,«журналы-учебники» (наподобие ежемесячныхжурналов), будто бы отражающие «сегодняшнийдень», «рабочие книги», перегруженныенедоступными детям текстами историческихдокументов и отрывками из научныхисследований крупных ученых. На местахполучили довольно большое распространение«краевые учебники», большей частьюнеудовлетворительные в методическомотношении и создававшие большой разнобойв содержании учебного материала.Правительство предложило создать новые, стабильные учебники, рассчитанные наиспользование их в течение ряда лет. В1933 году только в РСФСР было издано более100 учебников по различным учебнымпредметам советской школы общим тиражомсвыше 50 миллионов экземпляров.
В1932 году вышел учебник по педагогике дляпедтехникумов (под редакцией А. Африкановаи П. Груздева); в 1934 году вышли учебникиМ.М. Пистрака для педагогическихинститутов и учебник П.Н. Шимбирева дляпедагогических училищ; в 1939 году — учебноепособие «Педагогика» под редакциейИ.А. Каирова для педагогических институтов; в 1940 году — учебное пособие «Педагогика»под редакцией П.Н. Груздева дляпедагогических институтов, учебникпедагогики Б.П. Есипова и Н.К. Гончаровадля педагогических училищ. Большую рольв развитии педагогической науки сталиграть теоретический журнал «Советскаяпедагогика», издающийся с 1937 года.
В30-е годы расширяются научные исследованияпо вопросам дидактики и теории воспитания.Освещались дидактические принципы, методы и организационные формы учебнойработы, используемые в советской школе, выяснялось существенное отличие их отдидактических принципов, методов и формобучения, принятых в буржуазной школе. продолжение
–PAGE_BREAK–
Былисозданы монографии, подготовлены илиусовершенствованы учебники и учебныепособия по методикам преподавания, вчисле которых работы В.А. Добромыслова, С.Е. Крючкова — по русскому языку; Н.К.Дмитриева, В.М. Чистякова — по русскомуязыку и родным языкам в нерусской школе; А.С. Пчелко, Е.С. Березанской, Н.Н. Никитина- по математике; Б.В. Всесвятского, А.А.Яхонтова — по естествознанию; А.И. Стражеваи В.Н. Вернадского — по истории; Д.Д.Галанина, П.А. Знаменского — по физике идругие.
ПостановленияЦК ВКП(б) о средней школе (1931-1932) серьезнопоставили вопрос об издании методическихжурналов. В 1933 году начинает издаватьсяжурнал «Начальная школа», в 1934 году — «География в школе», «Иностранный языкв средней школе», «История в школе»,«Математика в школе», «Русский язык илитература в школе». В дальнейшем сталивыходить журналы по другим учебнымпредметам средней школы. 1
Всередине 30-х годов происходила серьезнаяперестройка исторического и географическогообразования.15 мая 1934 года СНК СССР и ЦКВКП(б) приняли два постановления: «Опреподавании гражданской истории вшколах СССР» и «О преподавании географиив начальной и средней школе СССР».Отметив имевшие место в советской школенедостатки в преподавании истории, СНКСССР и ЦК ВКП(б) рекомендовали сообщатьучащимся исторические события висторико-хронологической последовательности, чтобы обеспечить усвоение детьмиважнейших исторических фактов, знаниевидных исторических деятелей и важнейшиххронологических дат. При преподаванииистории должны быть использованынаглядные пособия (картины по курсуистории, географические карты) и отрывкииз художественных литературныхпроизведений. В постановлении опреподавании географии осужденыотвлеченность и сухость учебногоматериала, перегрузка географическиминазваниями и статистико-экономическимматериалом, рекомендовано усилитьфизико-географический материал, обратитьособое внимание на умение ориентироватьсяпо карте. 1
Глава IV. Идеисоветских педагогов 1920-1930-х гг.
Занков ЛеонидВладимирович (1901-1977) — педагог, психолог, дефектолог, доктор педагогических наук(1943). Разрабатывал проблемы психологиипамяти, мышления и речи нормальных ианомальных детей. Обосновал возможностьприменения в педагогических исследованияхразных видов педагогического эксперимента, выдвинул и реализовал идею включенияв педагогический экспериментпсихологических методов общего развитияучащихся как средства объективнойоценки результативности педагогическихнововведений.
Под руководствомЗанкова проведены фундаментальныеисследования в области общей педагогики: выявлены разные формы сочетания словаи наглядности, применяемые для решенияодних и тех же учебных задач, их различнаяэффективность для развития детей; впервые в условиях педагогическогоэксперимента исследована объективнаязакономерная связь между обучением иобщим развитием детей; обоснованаведущая роль обучения в развитии и рольвнутренних факторов, обусловливающихиндивидуальные варианты развитияучащихся в одних и тех же, в т. ч. иоптимальных, условиях обучения; раскрытырезервы развития учащихся, неиспользовавшиеся в массовом обучении; создана новая дидактическая системаначального обучения, направленная наобщее развитие детей и воплощенная впрактических руководствах для школы(программы, учебники, методическиепособия). 1
ПавелПетрович Блонский (1884-1941) воглаву угла всей воспитательной системыпоставил задачу формирования всестороннеразвитой личности, основанного на еевсестороннем изучении. «Именно личностьребенка, — писал он, — во всем ее своеобразии- основа правильного воспитания».Рассматривая задачу формированиявсесторонне развитой личности какосновную цель всей организации воспитания, П.П. Блонский при ее реализациипоследовательно проводил два основныхпринципа: принцип гуманизма и принципразвития. Он решительно выступил противвоспитания, основанного на насилии, подавлении ребенка, на наказаниях.Только знание особенностей личностиребенка — основа правильного воспитания.
Яркое воплощениев творчестве П.П. Блонского нашел принципразвития, составляющий одно из ведущихположений современной психологическойнауки. «Большая ошибка, — писал П.П.Блонский, — описывать личность, как нечтонеподвижное и сразу данное. Личностьесть динамическое понятие». Процессформирования личности, как и вообщевесь процесс воспитания, П.П. Блонскийтрактовал как непрерывно продолжающийсяактивный процесс, в котором активны обестороны — и воспитатель, и воспитуемый.
В подходе кисследованию закономерностей детскогоразвития П.П. Блонский продолжал традициюК.Д. Ушинского, понимавшего ребенка какединое психобиологическое существо, изучая которое необходимо рассматриватьв единстве его духовную и физическуюсторону, учитывать взаимовлияниепсихического и физического развития.Только всестороннее знание ребенка, считал П.П. Блонский, основанное накомплексном изучении различных сторони уровней психической и физическойдеятельности человеческого организма, может дать воспитателю возможностьорганизовать жизнь воспитанника, обеспечивающую его всестороннееразвитие.
Идея целостногоподхода к человеку как единомупсихобиологическому существу нашлавоплощение в концепции П.П. Блонскогоо сущности и происхождении психическойжизни, в основу которой он положил триглавные идеи: развития; потребностей иинтересов как двигателей развитияпсихической жизни; зависимости реакциисубъекта на внешние воздействия от силыили слабости природной нервно-психическойорганизации.
Блонский особоподчеркивал значение трудового воспитанияи политехнического образования длявсестороннего развития детей. Он явилсяпионером советской науки в этом вопросеи сформулировал в этой областиосновополагающие принципы. 1
НадеждаКонстантиновна Крупская (1869-1939)рассматривала не только общие проблемыэтой области педагогики, но и проблемычастных методик, образовательное ивоспитательное значение каждого учебногопредмета. Много внимания она уделилапреподаванию естествознания, справедливополагая, что естественнонаучнымдисциплинам принадлежит важная роль вформировании у учащихся научногоматериалистического мировоззрения.
Касаясьпроблемы методов обучения, Крупскаятребовала, чтобы частные методикиобеспечивали активность и самостоятельностьшкольников на уроках, учили их действоватьколлективно и организованно, формировалиисследовательский подход к фактам иявлениям. Крупская указывала, что задачаучителя состоит не только в том, чтобывооружить учащихся знаниями, но и в том, чтобы развивать их наблюдательность, познавательные способности и инициативу, прививать навыки самостоятельнойработы, культуру умственного труда. Поее мнению, важнейшая задача школы — воспитать сознательных строителейсоциализма, что нужно использовать вседостижения науки для того, «… чтобынаучить самостоятельно мыслить, действовать коллективно, организованно, отдавая себе отчет в результатах своихдействий, развивая максимум инициативы, самодеятельности». 2
Н.К.Крупская считала, что профессия учителяу нас не только почетна, но это одна из«наиболее захватывающих» профессий.Она пропагандировала идею теснойвзаимосвязи семьи и школы. Мать — «естественная воспитательница», еевлияние на детей, особенно на малышей, огромно. Школа обязана помочь родителям(и матери в первую очередь) правильнонаправить воспитание детей.
Основныетруды: «Женщина-работница» (1899), «Квопросу о школьных судах» (1911), «О школьномсамоуправлении» (1915), «Дорога таланту»(1916), «Народное образование и демократия»(1917), «Задачи школы I ступени» (1922), Общественное воспитание» (1923), «Школьноесамоуправление и организация труда»(1923), «Школа и пионердвижение» (1924) 1.
АнтонСеменович Макаренко (1888-1939) — педагог-новатор, обогативший педагогику 20-30-х гг. ХХ векановыми идеями, методами и приемами(система перспективных линий, принциппараллельного действия, воспитание всемье и коллективе).
Макаренкосчитал, что в обращении с детьми не нужносентиментального заласкивания, поцелуев, объятий и т.п., но необходимо «чувствомеры в любви и строгости, в ласке исуровости». В отношении к детям нужна«требовательная любовь»: чем большеуважения к человеку, тем больше требованийк нему. Он глубоко верил в творческиесилы человека, был убежден, что правильнопоставленным воспитанием можно пробудитьи развить эти силы.
Макаренкотребовал, чтобы педагогическая теориястроилась на обобщении практическогоопыта воспитания.
Умея видетьв каждом человеке его особенности, индивидуальность, Макаренко вместе стем считал, что личность человека нельзямыслить вне общества, отдельно отобщества. Он рассматривал личность иобщество в их диалектическом единстве.Макаренко считал, что воздействоватьна отдельную личность можно, действуяна коллектив, членом которого являетсяэта личность. Это положение он называл«принципом параллельного действия». Вэтом принципе реализуется требованиеколлектива — «все за одного, один завсех». «Принцип параллельного действия»не исключает, однако, применения «принципаиндивидуального действия» — прямого, непосредственного воздействия педагогана отдельного воспитанника. Одним изважнейших законов коллектива Макаренкосчитал «закон движения коллектива».Если коллектив достиг поставленнойцели, а новых перспектив перед собой непоставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющихучастников коллектива, нет у негобудущего. Коллектив всегда должен житьнапряженной жизнью, стремлением копределенной цели. В соответствии сэтим Макаренко впервые в педагогикевыдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системой перспективныхлиний». «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного.Истинным стимулом человеческой жизниявляется завтрашняя радость… »
В школахколонии имени А.М. Горького и коммуныимени Ф.Э. Дзержинского не применяласькомплексная система расположенияпрограммного материала. Макаренко былсторонником систематического преподаванияучебных предметов, он резко отрицательноотносился ко всякого рода прожектерствув методике обучения — к «Дальтон-плану»,«методу проектов» и т.п.
Придаваяогромное значение воспитанию в труде, Макаренко протестовал противнепроизводительной затраты мускульнойэнергии учащихся без связи с воспитательнойработой. Основные труды: 1933-1935 годахбыла напечатана «Педагогическая поэма», в 1937 — «Книга для родителей», в 1938 — «Флагина башнях». 1
Пистрак МоисейМихайлович (1888-1937) внёс большой вклад вразработку концепции содержания общегосреднего образования. Участвовал всоставлении программ ГУСа для школ IIступени (1925 — 1927), направленных на включениешкольников в процесс творческогопреобразования действительности.Выступая убеждённым сторонникомкомплексного подхода в обучении, онвместе с тем отстаивал право насуществование в школе II ступенисамостоятельных, учебных предметов.Борясь против утилитаризма и прагматизмав преподавании, он подчёркивал ценностьобщего среднего образования, в котороевключал не только знания, но и навыки, умения, убеждения.
Пистрак — крупный теоретик и практик политехническогообразования, в качестве основы котороговыдвигал идею соединения общегообразования с производительным трудом.Выступал как последовательный сторонникединой трудовой школы. В понятие«политехнизм» ученый включал нетолько производственно-техническиезнания, умения и навыки, но и качестваличности, соответствующие потребностяминдустриального производства.
Основнымивидами труда в школе Пистрак считалдомоводство и самообслуживание, занятияв мастерских, труд на промышленных исельскохозяйственных предприятиях.
М.М. Пистраквыделял 3 этапа трудового обучения всоответствии с возрастными особенностямишкольников: от 6 до 12 лет — развитиеэлементарных представлений о различныхвидах производства, творческихспособностей учащихся, практическихтрудовых умений и навыков; от 12 до 15 лет- усвоение программы политехническогообучения и получение первоначальнойтрудовой подготовки в процессе выполненияпроизводств, заданий в школьныхмастерских; от 15 до 18 лет — научно-теоретическоеобоснование политехнических знаний, подготовка к выбору профессии.
Он сформулировалсвои взгляды на предмет и метод педагогики, принципы и содержание образования ивоспитания, методы и формы обучения, внеклассную деятельность, самоуправлениеи др. Особое внимание он уделялпсихолого-педагогическим основамприменения различных методов обучения.1
Заключение
Принципы, заложенные советским правительствомв основу образования в 20-30-х гг. прошлоговека, применяются и в школе нашеговремени. Практически вся системаобразования строилась наново, отвергаятрадиции школы ХIX века.Декларации, постановления ЦК ВКП(б)носили новаторский характер, онисоздавали школу, в которой воспитывалсяи развивался человек новой эпохи, болееграмотный, культурный, воспитанный наосновах всеобщего равенства и любви кродине.
Среди главныхдостижений советской педагогики можноотметить принцип всеобщего и обязательногоначального обучения (1930г), стремлениесвязать теорию с практикой и, какследствие, создание трудовых школ, ФЗС, ФЗУ и рабфаков, в которых подросткимогли получить не только книжные знания, но практические навыки и даже трудовуюспециальность.
Вслед за новойшколой появляется и новая системаобучения и воспитания, создаютсяпрограммы комплексного преподавания(«программы ГУСа»), разрабатываются ипубликуются учебники, рассчитанные нанесколько лет использования (постановление«Об учебниках для начальной и среднейшколы», 1933г), широкое распространениеполучают пионерские и комсомольскиеорганизации, призванные расширитькругозор детей и воспитать в них любовьк Родине.
Не меньшеевнимание уделяется проблеме педагогическихкадров. По всей стране создается сетьпединститутов, техникумов для подготовкимолодых специалистов; учитель признаетсяцентральной фигурой учебного процесса(«О педологических извращениях в системеНаркомпросов», 1936г).
Литература
История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; Под. ред.З.И. Васильевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 432 с.
История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева и др. — 5-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1982. — 447 с.
Никольская А.А. Значение П.П. Блонского в истории психологии // Вопросы психологии. — 1985. — № 1
Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. Под. ред.А.Н. Алексеева, Н.П. Щербова. Сост. и авт. вводных очерков М.И. Анисов. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1972. — 407 с.
biblio.narod. ru/gyrnal/vek/vek34/1934-l.htm
www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/biograf7.html
www.detskiysad.ru/ped/ped136.html
www.detskiysad.ru/ped/ped137.html
Ссылки (links):
biblio.narod.ru/gyrnal/vek/vek34/1934-l.htmwww.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/biograf7.html