А.Л.Сиротюк
Сейчаспрактикуется обучение детей с шести лет. Однако традиционный левополушарныйхарактер обучения не дает возможности проявиться творческим, интуитивнымначалам. Учителя, опирающиеся на такие методы, как наглядность, образность,эмоциональность, достигают немалых успехов в обучении детей. Детям этойвозрастной группы желательно не ставить оценок и всячески поощрять задостигнутые успехи.
Естественныедля правополушарных детей затруднения по русскому языку и математике неуменьшаются в первых классах школы, а возрастают, если с ними бороться спомощью давления, жесткого контроля, требований «все делать без помарок иошибок». В этом случае дети перевозбуждаются, утомляются, у них появляютсяотвлекаемость и забывчивость, перегружается левое полушарие. И как следствиенедостаточной активности (торможения) ведущего правого полушария появляютсяраздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения. Врезультате — неврастения, наиболее распространенный невроз. Помочь детям,больным неврастенией, можно, если уменьшить перегрузку левого полушария иэмоционально активизировать работу ведущего, но приторможенного правого полушария.При этом будет постепенно восстановлен нормальный физиологический баланс вработе головного мозга.
Вмладшем школьном возрасте могут возникать навязчивые опасения сделать что-либоне так, как нужно. Вслед за сомнениями в правильности своих действий приходитнеуверенность и, вместе с этим, болезненно заостренное чувство долга,обязанности, ответственности. Чрезмерные требования к себе часто сочетаются сдавлением родителей, обладающих гиперсоциальной направленностью личности.
Такимобразом создается запредельный режим работы левого полушария. Постоянноеперенапряжение нервно-психических сил приводит к хроническому стрессу.Проявляется это в постепенно нарастающем чувстве усталости, расстройствевнимания, головных болях.
Психическаятравматизация ребенка неизбежно возбуждает активность правого полушария ивременно ослабляет активность левого. Но поскольку левое полушарие длительноевремя находится в состоянии хронической перегрузки, то оно не обеспечиваетполноценной переработки поступающей из правого полушария информации. Врезультате последняя должна повторяться неоднократно, как бы в виде толчков исомнений, чтобы быть усвоенной левым полушарием.
Всвою очередь, возбужденное эмоциональным стрессом, правое полушарие генерируетстрахи и тревоги, которые не могут быть рационально «осмыслены» левым, и безтого утомленным полушарием. Вместе эти два запредельных режима работы полушарийи формируют структуру навязчивостей. Позже, когда смягчаются острые переживанияи появляются навязчивые мысли и опасения, можно говорить об ином режиме работыбольших полушарий, а именно: о чрезмерном возбуждении левого и торможенииправого.
Чтопроисходит при этом с ребенком? Исчезает спонтанность, непосредственностьчувств, умение быстро схватывать ситуацию, а вместо эмоций мы видим их суррогат— постоянное беспокойство и сомнения, тревожную мнительность. Это особеннозаметно проявляется в подростковом возрасте. Подросток страдает от своейнепохожести на других и одновременно от неуверенности в себе; его тяготятпостоянные опасения и сомнения; он не способен радоваться, мучительно ищет и неможет найти себя. И все это может происходить на фоне достаточно хороших, дажеотличных успехов в школе, но прогрессирующих неуспехов в общении сосверстниками.
Еслиже у детей с неврозами преобладает активность правого полушария, то возможныистерические проявления и страхи. Острые бесконечные волнения возбуждаютправое, и без того более активное полушарие, и тогда для ребенка любое событиеоказывается поводом для страха.
Неестественновысокий уровень активации правого полушария оказывает тормозящее влияние надеятельность левого полушария. В результате ребенок не в силах найтирациональный выход из создавшегося положения — ведь ослабевает критическаяспособность адекватно оценивать свои действия и делать из них надлежащиевыводы. Чем больше давление на ребенка, тем меньше он способен к критическойоценке. Давление подчеркивает и усиливает неуверенность, слабость,несостоятельность ребенка. Помощь же должна выражаться в психологической разгрузке.Детям необходимы яркие впечатления и увлечения, положительные эмоции и возвратк чувству радости жизни. Также можно помочь детям, страдающим неврозом страха.
Такимобразом, при всех неврозах происходят нарушения межполушарного взаимодействия.Известно, что возникновению неврозов способствует левополушарный акцент вобучении. Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функцийлевого полушария при торможении функций правого полушария.
Родителии педагоги нередко расценивают невротические расстройства как отсутствиеволевой (сознательной) регуляции поведения и усиливают моральные требования. Вэтом случае ребенок перестает усваивать не только требования, но и всю знаковуюинформацию: «не слышит», «не видит», «копается», постоянно испытываетусталость. Это вступает в действие защитная функция правого полушария, недопускающего осознания неприемлемых для него переживаний.
Припсихической травматизации (испуг, потрясение, конфликт, ограничение жизненнозначимых потребностей) резко возрастает активность правого полушария,сопровождаемая нагнетанием отрицательных эмоций, беспокойства, страхов.
Какпоказали специальные исследования, после экзаменов у левополушарных студентов(праворуких) повышается активность правого полушария. В свою очередь, у тех,кому по роду своей работы приходится много писать или считать, при стрессахзаметно возрастает активность левого полушария: время от времени возникаетсостояние умственного пресыщения. Вслед за этим — потребность в эмоциональной испортивной разрядке, музыке, танцах, встречах с друзьями, то есть вправополушарной деятельности. Те, кто умеет сочетать оба вида деятельности,менее всего подвержен невротическим расстройствам.
Еслиодно из полушарий принимает на себя несвойственные ему функции, то это существенносказывается на развитии его собственных способностей. Например, способность корганизации многозначного контекста у правого полушария, «заместившего»дефектное левое в речепродукции, оказывается в дальнейшем сниженной. Точно также речь развивается медленнее, если способность к образному, многозначномумышлению равномерно распределена между полушариями.
Изэтих фактов можно сделать вывод, что уже при рождении существуют предпосылки кфункциональной асимметрии, которые реализуются при адекватных условияхвоспитания и обучения. Об этом же свидетельствуют и некоторые новейшиеисследования, показавшие, что левое полушарие новорожденного более активнореагирует на звуковые стимулы, чем правое. Разумеется, молодой мозг оченьпластичен и при необходимости может перестроиться, но такая перестройка непроходит безболезненно.
Чтонадо знать педагогам и родителям? Врожденные предпосылки — это только исходныеусловия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития подвлиянием социальных контактов, прежде всего семейных. При неврозах ипсихосоматических заболеваниях происходит как бы частичное изъятиеправополушарного вклада, в результате снижается способность к нестандартнымрешениям.
Существуюти клинические, то есть болезненно измененные (психопатические) вариантыодносторонней левополушарности. Это — психастения и шизоидность.
Психастения— это тревожно-мнительный склад характера, когда преобладают сугубо рассудочныеформы мышления, присутствует постоянное сомнение в правильности своих действий,происходящим событиям дается тревожная интерпретация. Интеллект у психастениковвысокий, но часто они не могут его реализовать из-за своей неуверенности,нерешительности, затруднений в контактах с окружающими, копания в себе и«самоедства», гипертрофированного чувства вины вплоть до самоуничижения. Вместес тем психастеники — словоохотливые люди, особенно в кругу знакомых.
Шизоиды по отношению к окружающим эмоционально холодны и расчетливы,крайне недоверчивы и неконтактны. Рациональная сторона интеллекта чрезмерногипертрофирована. Очень чувствительны к себе. Часто бывают преданы какой-либоотвлеченной идее, подвержены чудачествам, необычным увлечениям и хобби.
Клиническиеварианты правополушарности — неустойчиво-возбудимые люди и истерики. Неустойчиво-возбудимые находятся под влиянием сиюминутных чувств,влечений, настроений. Они мгновенно вспыхивают, зажигаются какой-то идеей и тутже остывают. «Легкость в мыслях необыкновенная» делает их малоспособными ккакой-либо привязанности, к прочной дружбе, они не имеют устойчивых жизненныхпланов. Они импульсивны, легко попадают под влияние сильных, волевых личностей,склонны без конца драматизировать происходящие события, являются передатчикамивсякого рода слухов и домыслов. Их инфантильность, неприспособленность к жизни,психическая неустойчивость и возбудимость являются питательной средой дляненормальных пристрастий (сексуальная неразборчивость, алкоголизм, наркомания).Для них характерно отсутствие глубоких нравственных устоев, поверхностность ипротиворечивость.
Дляистериков характерными являются подчеркнутая эмоциональность, быстрая переменанастроения, склонность «нагнетать обстановку», неуемная жажда славы, желаниеобратить на себя внимание, добиться признания и восхищения. Истерики эгоистичныи капризны, всегда хотят больше, чем могут. Для них обычны театральностьповедения, демонстративность, жеманство, склонность к беспочвенным обещаниям,фальшивость чувств и помыслов. Часто это завистливые люди, склонные ко лжи илицедейству, испытывающие злорадство по поводу неудач других людей. В обращениисо слабыми и беззащитными они деспотичны. Однако при малейшем ущемлении их прави притязаний всегда готовы играть роль несправедливо обиженного, мученика илимнимого больного. Могут мастерски разыгрывать сцены горя, самоубийства, любви.Истерики не критичны, склонны вытеснять неприятные чувства и обвинять других втом, в чем реально виноваты сами.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.psylist.net