1. Предмет и задачи психологии. Этапы развитияпредставлений о предмете психологии. Сдревнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различатьи учитывать особенности психического склада людей. В философских ученияхдревности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решалисьлибо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистическиефилософы древности Демокрит, Лукреций, Эпикурпонимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование,образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Нофилософ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное,отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существуетобособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности.Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическаятеория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных иантагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистическихтеорий. Великий философ Аристотель втрактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знанияи впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психикапроявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей,движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе.Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формычувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как «воскпринимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след ввиде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали наорганы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трехнаправлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основныевиды связей – ассоциации психических явлений. Таким образом, I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологиибыло дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить всенепонятные явления в жизни человека. IIэтап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи сразвитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвалисознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самимсобой и описание фактов. III этап –психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии –ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, аименно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, неучитывались). IV этап – психологиякак наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмыпсихики. История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 годув основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в миреэкспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М.Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. психология- это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития. Предметисследования — это определенный и ограниченный данным уровнем общественно-истрического развития способ освоения объекта. Предметомпсихологии как науки является психическая деятельность, психика, сознаниечеловека. Предмет психологии указывает и раскрывает специфику психическихявлений не в отличии от предметов других наук, а в соотношении с ними, котороетребует своего исследования.
3. Методология психологии. Подходы к изучению психики.Основные методы психологических исследований. Основными методами получения фактов в психологииявляются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеетряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность. Наблюдение– древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями –пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Различают следующие виды наблюдения: срез(кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное(длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид –включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемойгруппы). Общая процедура наблюденияскладывается из следующих процессов: 1.определение задачи и цели (для чего, скакой целью?); 2.выбор объекта, предметаи ситуации (что наблюдать?); 3.выборспособа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболееобеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?); 4.выбор способов регистрации наблюдаемого(как вести записи?); 5.обработка иинтерпретация полученной информации (каков результат?). Наблюдение входит составной частью и в двадругих метода – беседу к эксперимент. Беседакак психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное илиписьменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которыхобъективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сборанамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Анамнез (лат. по памяти) – сведения о прошломизучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – отхорошо знающих его лиц. Интервью – вид беседы, при которой ставится задачаполучить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные)вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменнойформе, имеет место анкетирование. Существует ряд требований к беседе как методу. Первое –непринужденность. Нельзя превращать беседу вопрос. Наибольший результатприносит беседа в случае установления личного контакта исследователя собследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представитьее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Методбеседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такаядвусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем толькоответы испытуемых на поставленные вопросы. Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение,непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человеканализирует, что он думал, чувствовал, переживал). Однако главным методомпсихологического исследования является эксперимент – активное вмешательствоисследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которыхвыявляется психологический факт. Бывает лабораторный эксперимент, онпротекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действияиспытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводитсяэксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать.Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, чтопозволяет устанавливать общие математико-статистическидостоверные закономерности развития психических явлений. Метод тестов – метод испытаний,установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное,одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяютсяналичие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тестымогут быть прогностическими и диагностирующими. Тесты должны быть научнообоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивыепсихологические характеристики. Основные подходы: системный подход; деятельностный подход; исторический подход. Системный подход предполагает: рассмотрениеизучаемого явления как системы, то есть как отграниченного множествавзаимодействующих элементов; определениесостава, структуры, организации элементов и частей системы, обнаружение ведущихвзаимодействий между ними; выявление внешних связей системы, выделение из нихглавных; определение функции системы и ее роли среди других систем; обнаружение на этой основе закономерностей итенденций развития системы. Анализируя психологические явления, необходиморассматривать их как сложно организованные объекты, состоящие из подсистем ивходящие, в свою очередь, в качестве подсистем в системы более высокого уровня.Важно выявлять все многообразие элементов, входящих в структурусоциально-психологического явления, все связи между ними, а такжевзаимоотношения изучаемого психологического явления с внешними по отношению кнему явлениями.
Системный подход ориентирует психолога вметодологии поиска причин позитивных или негативных тенденций в развитии тогоили иного психологического явления. Если не в одном, а в нескольких элементахсистемы появились сходные положительные или отрицательные моменты, то причиныэтого следует прежде всего искать не в этих элементах, а в самой системе. Применение исторического подходапоказывает необходимость учета в процессе изучения психологических явлений всехконкретных условий, в которых оно развивается: места, времени, конкретнойсложившейся обстановки. Изучая психологические явления,психолог-исследователь должен помнить о том, что эти явления развиваютсянеравномерно, в процессе их развития постоянно возникают новые моменты итенденции. Если в одной группе сложился определенный характер взаимоотношениймежду людьми, то из этого еще не следует, что такой же характер взаимоотношенийбудет и в другой группе, даже в том случае, если обе они входят в одну и ту жеорганизационную структуру. Поэтому умение и искусство исследователя заключаютсяв его способности грамотно применить знания общих и особенных закономерностейразвития психологических явлений для анализа конкретного явления, определениятех признаков, которые присущи только ему одному.
4. Классификация психических явлений ипроцессов Психика сложна имногообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группыпсихических явлений, а именно: 1)психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства. Психические процессы – динамическоеотражение действительности в различных формах психических явлений.Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало,развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду,что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюданепрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешнимивоздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней средыорганизма. Все психические процессыподразделяются на познавательные– к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление ивоображение; эмоциональные –активные и пассивные переживания; волевые– решение, исполнение, волевое усилие; и т.д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичнуюрегуляцию поведения и деятельности человека. В сложной психической деятельности различные процессы связаны исоставляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражениедействительности и осуществление различных видов деятельности. Психическиепроцессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости отособенностей внешних воздействий и состояний личности. Под психическим состоянием следуетпонимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психическойдеятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активностиличности. Каждый человек ежедневноиспытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянииумственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом –трудно и неэффективно. Психическиесостояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки,физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий(похвала, порицание и т. п.). Наиболееизученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание,проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2)эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное,грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследованияимеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называютвдохновением. Высшими и устойчивымирегуляторами психической деятельности являются свойства личности. Под психическими свойствами человекаследует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенныйкачественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный дляданного человека. Каждое психическоесвойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике.Оно, следовательно, является результатом отражательной и практическойдеятельности. Свойства личностимногообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкойпсихических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можновыделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональнойдеятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства– наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость;эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективностьи т. п. Психические свойства несуществуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образованияличности, к которым необходимо отнести: 1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов,убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активностичеловека); 2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность,уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическуюсторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых иэмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и,наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.
2.Структура психологической науки. Отрасли психологии. Современная психология представляет собойшироко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научныхнаправлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психикачеловека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучаетразвитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущегочеловека, условия ускорения развития. Социальная психология изучаетсоциально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения слюдьми, с группой, психологическую совместимость людей,социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы,моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучаетзакономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можновыделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретныхвидов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологическиеособенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человекаи современной техники с целью использования их в практике проектирования,создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видовтехники. Авиационная, космическая психология анализирует психологическиеособенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучаетпсихологические особенности деятельности врача и поведения больного,разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихологияизучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формахмозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенностиповедения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний,психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемыповедения и формирования личности преступника. Военная психология изучаетповедение человека в условиях боевых действий. Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации,порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередковесьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя исохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмыпсихики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции,в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (черезинженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию– с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальныминауками и т. д.).
5.Представления о структуре личности разных научных школ Основоположникомбихевиоризма является американский ученый Джон Уотсон Уотсонсчитал, что конечная цель науки о поведении состоит в том, чтобы понять иобъяснить его, а не душевные феномены, без которых наука о поведении вообщеможет обойтись. Для достижения этой цели вполне достаточно выполнить триусловия: точно описать само поведение, выяснить те физические стимулы, откоторых оно зависит, и установить связи, существующие между стимулами иповедением. Научный поиск бихевиористов в основном ибыл направлен на выяснение соответствующих связей, чтобы на их основе объяснятьповедение как реакции на стимулы. С точки зрения бихевиориста (того времени), поведение животного и человекапринципиально одинаково. Поэтому вполне допустимо, изучая поведение животных,непосредственно переносить на человека результаты соответствующих исследованийи, наоборот, «по-человечески» трактовать виды и формы поведенияживотных. Утверждалось, что человек отличается от животного только большейсложностью своих поведенческих реакций и большим разнообразием стимулов, накоторые он способен реагировать. Когнитивная психология. Здесьглавное внимание было обращено на то, как человек воспринимает, перерабатываети хранит разнообразную информацию о мире и о себе, каким образом он ееиспользует при принятии решений и в повседневном поведении. Значительнымстимулом к развитию этой отрасли психологии явилась разработка программныхязыков высокого уровня для ЭВМ и технологиипрограммирования. Известно, что одни и те жеисходные данные, введенные в вычислительную машину, порождают различные результатыв процессе их обработки в зависимости от того, по какой программе работаетмашина. Так и на уровне человека: для того чтобы объяснить и предсказать егоповедение в ответ на определенную совокупность внешних и внутренних стимулов,необходимо знать, как он их воспринимает и перерабатывает в своей голове, какимобразом он принимает решения. Для психоанализаключевыми понятиями стали «сознание» и«бессознательное». Последнему была отведена особо важная роль вобъяснении человеческого поведения. Фрейд писал, что имеются веские доказательстватого, что тонкая и трудная интеллектуальная работа, которая требует глубокого инапряженного мышления, может протекать вне сферы сознания, что существуют люди,«у которых самокритика и совесть… оказываются бессознательными и,оставаясь таковыми, обусловливают важнейшие поступки». Бессознательным,по Фрейду, может быть и чувство вины. Основные положения психоаналитической концепции А. Адлерасводятся к следующему. В ней отрицается непосредственная зависимостьпсихического развития человека от органических факторов. Утверждается, что спервых лет жизни у ребенка возникает выраженное, глубоко переживаемое им самимчувство собственной неполноценности, которое он стремится преодолеть. Кромекомплекса неполноценности ребенку с первых лет жизни приписывается стремление ктворческому самосовершенствованию. Человек рассматривается как существо,изначально стремящееся к определенной жизненной цели, действующее в основномразумно, целесообразно и обдуманно. Цель жизни устанавливается самим человеком.От ее характера зависит многое в поведении человека: под влиянием заданной целиу него формируются образы, память, складываются специфическое восприятиедействительности, те или иные черты характера, склонности и способности,моральный облик, эмоции и чувства. Другую психоаналитическую концепцию, разработаннуюК.Юнгом, иногда называют «аналитическойпсихологией». В соответствии с ней психика представляет собой сложноецелое, относительно независимые части которого своеобразно отделены друг отдруга. Центр человеческой индивидуальности составляет так называемый«комплекс Я». С ним связаны два типа бессознательного: личноеи коллективное. Генетическая психология.Основателем этого направления является Жан Пиаже (1896-1980), выдающийсяпсихолог нашего времени швейцарского происхождения. Данное направлениенепосредственно связано с изучением психического развития ребенка, егоинтеллекта. Широкое применение в концепции Пиаже нашли понятия логики иматематики, а само интеллектуальное развитие представлено в виде учения оразвитии логического мышления у детей с рождения до раннего юношескоговозраста. Личность Рубинштейн: субъект есть внутренне условие деять-ти: активность развитие и саморазвитие внутренниепротиворечия Природный – приспособление Социальный – присвоение Культурный –преобразование опыта, ответственный за решение собственных проблем Личность – 3варианта: в широком смысле – индивидуальность личность — социальный феномен(Адлер) личность – культурный феномен (Юнг) Юнг: изначальнаясоциальность человека. Душа и тело неразделимы.1) содержание личного б/с (рез-тпроцесса индивидуации): воспоминания, комплексыслабые по энергии псих содержания остатки инстинктивной жизни содержания,несовместимые с сознание коллективное б/с – свок-тьуниверсальных личностных проблем. Единица – архетип. Символ – глубокая вода:общее у разных людей принадлежащее всему чел-ву врожденные идеи, архетипы: врожденные б/спредставления Личность: маска (соц имидж) – Я – тень.Интллект ограничен – роль интуиции. Джемс: полноразвитая личность: Материальное (физическое, биологическое) Я: все то, с чем субъект себяидентифицирует Социальное Я (Я для других) субъект взаимодействия. Совок-ть социальных стереотипов. Привычные способы решенияпроблем. Человек как знаковое существо Духовное Я – источник личностнойактивности, воли – выходит за пределы науки. Концепции личности: биологизаторская(Фрейд) и социологическая (Жане, Леви-Брюль). Противорчение между 2 сферами психики: социализированной и несоциализ. Гоместатические и антигомеостатические Психоанализ: неполноразвитая личность. Факторы развития личности: энергетический источник изнутри – влеченияраздражения извне – негативная природа: конфликт с обществом внутреннийконфликт психо-сексуальное развитие Происходитприспособление (адаптация поведения), формирование Сверх-Я.Между ним и б/с – конфликт. Гуманистическая: Маслоу: потребность в самоактуализации естественнаяи существенная для человека. Природные потр-ти дб управляемы. Концепция личностного здоровья. Условиепознания себя – это познание другого (эмпатия).Человекявляется тем, каким себя представляет. Роджерс:самооценка (понимание реального Я). Может быт адекватной и неадекватной. 3 видазнания: суб, объективное и межличностное (только вконтакте с другим) – зеркало. Идеальное Я – представление о ближайшихвозможностях своего развития.
7. Ощущение.Физиологические основы ощущений. Виды и свойстваощущений.Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывнымичастями единого процесса отражения действительности. Ощущения — познавательные процессы. Ощущения естьотражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явленийматериальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.Для возникновения ощущений необходимо наличие воздействующих на органы чувствпредметов и явлений реального мира, которые называются раздражителями.Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. В нервнойткани процесс раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение систем нервныхклеток, наиболее совершенных по своей организации, при обязательном участииклеток коры головного мозга и дает ощущение. Физиологическая основа ощущений –сложная деятельность органов чувств. И.П.Павлов назвал эту деятельностьанализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихсявоспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализраздражений, – анализаторами. Анализатор характеризуется наличием трехспецифических отделов: периферического (рецепторного), передающего (проводникового)и центрального (мозгового). Периферический (рецепторный) отдел анализаторовсоставляют все органы чувств – глаз, ухо, нос, кожа, а также специальныерецепторные аппараты, расположенные во внутренней среде организма (в органахпищеварения, дыхания, в сердечно-сосудистой системе, в мочеполовых органах).Этот отдел анализатора реагирует на конкретный вид раздражителя иперерабатывает его в определенное возбуждение. Рецепторы могут находиться наповерхности тела (экстероцепторы) и во внутренних органах и тканях(интероцепторы). Рецепторы, находящиеся на поверхности тела, реагируют навнешние раздражители. Такими рецепторами обладают зрительный, слуховой, кожный,вкусовой, обонятельный анализаторы. Рецепторы, расположенные на поверхностивнутренних органов тела, реагируют на изменения, происходящие внутри организма.С деятельностью интероцепторов связаны органические ощущения. Промежуточноеположение занимают проприоцепторы, находящиеся в мышцах и связках, которыеслужат для ощущения движения и положения органов тела, а также участвуют вопределении свойств, качеств объектов, в частности при осязании их рукой. Такимобразом, периферический отдел анализатора выполняет роль специализированного,воспринимающего аппарата. В зависимости от месторасположения рецептораразличают внешние анализаторы (у которых рецепторы находятся на поверхноститела) и внутренние (у которых рецепторы расположены во внутренних органах итканях). Выделяют следующие основания классификации ощущений: I) по наличию илиотсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение; 2)по месту расположения рецепторов; 3) по времени возникновения в ходе эволюции;4) по модальности (виду) раздражителя. По наличию или отсутствиюнепосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение,выделяют дистантнуюи контактную рецепцию. Зрение, слух,обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти видыощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые,тактильные ощущения – контактные. Помодальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые,обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические,температурные, болевые, жажды, голода. Охарактеризуем кратко каждый изназванных видов ощущений. Зрительныеощущения. Они возникают в результате воздействия световых лучей(электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку,являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиесяв сетчатке светочувствительные клетки двух типов – палочки и колбочки,названные так за их внешнюю форму. Слуховыеощущения. Эти ощущения также относятся к дистантными также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им, человек слышитречь, имеет возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для слуховыхощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха,распространяющиеся во все стороны от источника звука. Орган слуха человекареагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду. Вибрационные ощущения. К слуховымощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природаотражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругойсреды. Обонятельные ощущения.Они относятся к дистантным ощущениям, которыеотражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являютсяобонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости. В группуконтактных ощущений входят вкусовые, кожные (болевые, тактильные,температурные). Вкусовые ощущения.Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне иливоде. Вкусовые рецепторы – вкусовые почки, расположенные на поверхности языка,глотки, неба – различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького. Кожные ощущения. В кожных покровахимеется несколько анализаторных систем: тактильная(ощущения прикосновения), температурная(ощущения холода и тепла), болевая.Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу.Если прикоснуться к поверхности тела, затем надавить на него, то давление можетвызвать болевое ощущение. Такимобразом, тактильная чувствительность дает знания о качествах предмета, аболевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться отраздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон. температурные ощущения – связан с регулированием теплообмена междуорганизмом и окружающей средой. О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Рецепторыстатической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннегоуха. интероцептивные(органические) ощущения возникают от рецепторов, расположенных во внутреннихорганах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуюторганическое чувство (самочувствие) человека.
8. Восприятие и еговиды. Физиологические основывосприятия. Свойства восприятия. Восприятиедает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличиеразнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может бытьсведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений междуощущениями, Восприятием называютпсихический процесс отражения предметов и явлений действительности всовокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии ихна органы чувств. Восприятие – это отражение комплексного раздражителя.Выделяется четыре уровня, перцептивного действия:обнаружение, различение, индентификация и опознание.Первые два относятся к перцептивным, последние – копознавательным действиям. Обнаружение – исходная фаза развития любогосенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простойвопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия- различение, илисобственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивногообраза эталона. При этом развитие перцептивногодействия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания всоответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектомзадачи. Когда перцептивный образ сформирован,возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательнысличение и идентификация. Идентификация есть отождествлениенепосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, илиотождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включаеттакже категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов,воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.Восприятие представляет собой систему перцептивныхдействий. Восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) ипреднамеренное (произвольное). Непреднамеренное восприятие может бытьвызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), таки соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренномвосприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волеваяактивность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мыслышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаемразличные запахи. Преднамеренное восприятие с самого начала регулируетсязадачей – воспринимать тот или иной предмет или явление. Преднамереннымвосприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушаниедоклада, просмотр тематической выставки. Может быть включено в какую-либодеятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания ), может выступать как самостоятельнаядеятельность – наблюдение — этопроизвольное планомерное восприятие, которое осуществляется сопределенной, осознанной целью с помощьюпроизвольного внимания. Ясность задачи наблюдателя и планомерность исистематичность ведения. Одну и ту жеинформацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своихинтересов, потребностей, способностей. Зависимость восприятия от содержанияпсихической жизни человека, от особенностей его личности носит названиеап