1вопр. Предмет, задачи и методы возрастнойпсихологии: ее теоретическое и практическоезначение. Возраст и возрастные категории.Еёсоставляющими являются: изменения, которые происходят в психике и поведениичеловека при переходе из одного возраста в другойпонятиевозраста — определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.Предмет возрастной психологии — закономерностипсихического развития человека в онтогенезе, особенности психических процессови личности на различных стадиях жизненного цикла от рождения и до завершенияжизненного пути. Разделы возрастной психологии: детская психология, психологияподросткового возраста и юности, психология зрелости, геронтопсихология.Теоретические и практические задачи возрастной психологии: изучение движущихсил и источников психического развития ребенка, построение периодизациипсихического развития в онтогенезе, характеристика качественного своеобразияразвития личности и психических процессов на каждой стадии, контроль хода идинамики психического развития, профилактика, коррекция и оптимизация развитияна основе возможностей обучения и воспитания. Понятие возраста — определяетсякак специфическое сочетание психики и поведения человека. Возраст иливозрастной период — это цикл детского развития, имеющий свою структуру идинамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) — качественно своеобразный период психического развития, характеризуется преждевсего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходомпредшествующего развития.Психологический возрастможет не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным вего свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеетопределенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и одинребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой — позже. Особенносильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половымсозреванием детей.Возрастная психология изучаетпроцесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизничеловека.
3вопр.Основные теории развития в возрастной психологии.Роль и значениекризисовв психическом развитии.Существуютразные возрастные периодизации развития. Вних выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различнывозрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии.
Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:I.Для первой группы характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО,НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ. Примером могут служитьпериодизации, созданные побиогенетическому принципу.1) Периодизация РенеЗаззо(системы воспитания иобучения совпадают с этапами детства):0-3 года раннее детство3-5 лет дошкольныйвозраст 6-12 лет начальное школьное образование 12-16 лет обучение в среднейшколе 17 и старше высшее или университетское образование
2) Павел Петрович Блонский выбрал объективный,легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституциирастущего организма признак — появление и смену зубов.0-8 мес. — 2,5 года — беззубое детство 2,5 — 6,5. лет — детство молочных зубов 6,5 и старше — детствопостоянных зубов (до появления зуба мудрости)
II. Для второй группы характерно построены на основе ОДНОГО, ПРОИЗВОЛЬНОВЫБРАННОГО автором, ВНУТРЕННЕГО критерия. 1) Зигмунд Фрейд считалглавным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное,насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдомшироко, как все, приносящее телесное удовольствие, — поглаживания, сосание,освобождение кишечника и т.д.0 — 1год оральная стадия (эрогенная зона — слизистая рта и губ). 1 — 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается вслизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность, аккуратность,скрытность, агрессивность3 — 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детскойсексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. 5 — 12 летлатентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка.Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детскиесексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общениес друзьями, школьное обучение и т.д. 12- 18 лет генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка.Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальномусексуальному общению.2) Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.Процессразвития интеллекта представляет собой смену трёх большихпериодов, в течение которых происходит становление трёх основныхинтеллектуальных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры — системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникаютструктуры конкретных операций — системы действий, выполняемых в уме, но сопорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально- логических операций.Основной критерий — интеллект.-от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия.Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает пониманиепостоянства, устойчивости внешних объектов. — от 2 до 7 лет дооперациональнаястадия — мышление с помощью представлений. от 7 до 12 лет стадия конкретных операций — возникновение элементарногологического рассуждения.- от 12 лет — стадия формальных операций — формированиеспособности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнятьоперации в уме.3) Периодизация Колберга,основанная на изучении уровня морального развития человека.Выявленныевисследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступенейнравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентациичеловека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.I уровень: Страх наказания (до 7лет).1. Страх перед правом силы.2. Страх бытьобманутым и недополучить благ.IIуровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.4. Стыдобщественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.IIIуровень: Совесть (после 16 лет).5. Желаниесоответствовать своим нравственным принципам.
6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.
4 вопр. Развитие структуры личности по З.Фрейду.Физиологическое и половое развитие.ЗигмундФрейдсчитал главнымисточником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенноесексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, каквсе, приносящее телесное удовольствие, — поглаживания, сосание, освобождениекишечника и т.д.0 — 1год оральная стадия (эрогенная зона — слизистая рта игуб). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши — собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться наоптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кромебессознательного «Оно» формируется «Я» ).1 — 3 года анальная стадия (эрогеннаязона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность,аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов,в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третьяинстанция — “Сверх-Я” как воплощениесоциальных норм, внутренняя цензура, совесть).3 — 5 лет фаллическая стадия(высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятсягениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, тосейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям,мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу(комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивногоформирования “Сверх-Я”.5 — 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексуальноеразвитие ребенка. Влечения, исходящие из «Оно», хорошоконтролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенканаправляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.12 — 18 лет генитальная стадиясоответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенныезоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.
2 вопр. Когнитивное развитие по Ж. Пиаже. Процесс развития интеллекта представляет собой сменутрёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основныхинтеллектуальных структур (см. упрощённую схему, данную в таблице). Сначалаформируются сенсомоторные структуры — системы последовательно выполняемыхматериальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций — системыдействий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Ещепозже происходит становление формально — логических операций. Основной критерий-интеллект.- от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделятьсебя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешнихобъектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведениестроится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название«сенсомоторный»).- от 2 до 7 лет дооперациональнаястадия — мышление с помощью представлений. Сильное образное начало принедостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детскойлогике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен кдоказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признакипредмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает ихтакими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дуетпотому, что раскачиваются деревья).- от 7 до 12 лет стадия конкретных операций– возникновение элементарного логического рассуждения.- от 12 лет — стадияформальных операций — формирование способности мыслить логически, пользоватьсяабстрактными понятиями, выполнять операции в уме.
Н.С начинает функционировать начиная с 8 недели после оплодотворения. К моменту рождения все нервные клетки сформированыи не дополняются. Развивается только мозг, формирование к 6 годам. Развитие к18. С 25 лет нервные клетки постепенно отмирают, после 40 отмирают активно.Процессы идут быстрее или медленнее в зависимости от образа жизни. Нравственное развитие – способность выноситьморальное суждение. Три уровня – преднравственный до10 лет, ребенок судит о поступке по реакции взрослых, 2 конвекциональныйс 10 до 13, ребенок ориентируется на принципы жизни других людей и на законы(частично). 3 Постконвекциональный с 13 добесконечности человек судит о поступках по собственный критериям какподсказывает совесть. Нравственно развитие мужчин и женщин различается, женщинына семью и детей.
5 вопр.Факторный подходв понимании движущих силразвития в онтогенезе.Теорияконвергенции двух факторовВ.Штерна. Рольнаследственностии среды в психическом развитии ребенка.Большинствозарубежных теорий можно объединить в 3подхода:1 В биогенетическом направлении ребенок рассматриваетсякак существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями,чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход егоразвития — и его темп, быстрый или замедленный, и его предел — будет ребенокодаренным, многого достигнет или окажется посредственностью. Среда, вкоторой воспитывается ребенок,становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития,как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения.а)В рамках биологизаторского направления возникла, теория рекапитуляции, основнаяидея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий зародыш) вовремя своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двуклеточного организма до человека. Эта теория основана назаконе Геккеля: онтогенез (индивидуальное развитие) представляетсобой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития).
Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволилпредставить развитие психики ребенка какповторение основных стадий биологической эволюции и этаповкультурно-исторического развитиячеловечества.В.Штерн описывает развитие ребенка так: ребенок в первые месяцы своейжизни находится на стадии млекопитающего; во втором полугодии достигаетстадии высшего млекопитающего — обезьяны; затем — начальных ступенейчеловеческого состояния; развития первобытных народов; начиная с поступленияв школу усваивает человеческую культуру — сначала в духе античного иветхозаветного мира, позже (в подростковом возрасте) фанатизмахристианской культуры и лишь к зрелости поднимается до уровня культурыНового времени.б) Теория трех ступеней развития (КарлБюллер):-инстинкт;-дрессура;-интеллект.Биологический факторвключает в себя, прежде всего, наследственность.Нет единогомнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено.Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента- темперамент и задатки способностей.ВЫВОД:основным фактором считается наследственность, ребенок рассматривается какпассивный объект.2) Противоположный подход к развитиюпсихики ребенка наблюдается в социологизаторском(социогенетическом)направлении.Его истоки — в идеях философа ХУII века, Джона Локка.Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как восковая доска(или чистый лист бумаги). На этой доске воспитатель может написать все, чтоугодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким егохотят видеть близкие взрослые.ВЫВОД: в качествеосновного фактора рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась.Очевидно, что оба подхода — и биологизаторский, и социоло-гизаторский — страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двухфакторов развития. Вильям Штерн выдвинул принцип конвергенциидвух факторов. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы дляпсихического развития ребенка и определяют две его стороны. Эти стороныразвития (одна — созревание наследственно данных способностей и черт характера,другая — развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е.происходит конвергенция.Эта теория рассматривалавопрос соотношения среды и наследственности (Айзенксчитал, что развитие на 20% определяется средой, а на 80% наследственностью).Нотеория конвергенции не рассматривала:-внутренниепричины психического развития;-активность ребенка,считая, что он пассивен, приспосабливается).
7 вопр. Д.Б.Эльконино периодизации психического развития. Роль деятельностив психическом развитии. Понятие «ведущей деятельности».Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина.В них используются три критерия — социальная ситуация развития, ведущаядеятельность и центральное возрастное новообразование. Социальная ситуация развития — это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и техотношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.Понятие”ведущая деятельность”было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данномэтапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.Новообразование -те качественные особенности психики, которые впервыепоявляются в данный возрастной период.
8 вопр.Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона.Периодизация личностного развития
Стадия развития
Нормальная линия
Аномальная линия
0 — 1 год — раннее младенчество
социальное качество — надежда доверие к людям, к окружающему миру. взаимная любовь, связь ребенок — родитель удовлетворение потребности в общении с родителями недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди
1-3 года — позднее младенчество(ранний возраст) социальное качество — воля самостоятельность уверенность в себе сомнения в себе гипертрофированное чувство стыда
3-5 лет — возраст игры
социальное качество- целеустремленность инициативность активность, живое воображение подражание взрослому признаки полоролевого поведения чувство вины пассивность отсутствие инициативы отсутствие признаков полоролевого поведения
5-11 лет среднее детствосоциальное качество- компетентность стремление к достижению трудолюбие развитие познавательных и коммуникативных навыков чувство собственной неполноценности избегание сложных заданий, ситуаций соревнования слаборазвитостьпознавательных и трудовых навыков конформность
11-20 лет половая зрелость, подростничество, юностьсоциальное качество- верность эгоидентичность(собственная уникальность) жизненное самоопределение поиск себя формирование мировоззрения половая поляризация в формах поведения диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет) путаница ролей смещение временных перспектив смешение форм полоролевого поведения
20-40 (45) лет ранняя взрослость социальное качество — любовь интимность стремление к контактам с людьми желание и способность посвятить себя другим людям рождение и воспитание детей изоляция избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека — трудный характер, непредсказуемое поведение)
40 (45) — 60 летсредняя взрослость социальное качество — забота творчество (особенно в труде) продуктивная и творческая работа над собой и другими застой (особенно в труде) эгоизм, эгоцентризм непродуктивность в работе ранняя инвалидность
9 вопр. Основные положения теории интеллектуального развития ребенкаЖ.Пиаже.Стадииразвития интеллекта по Ж. Пиаже.Процессразвития интеллекта представляет собой смену трёхбольших периодов, в течение которых происходит становление трёх основныхинтеллектуальных структур (см. упрощённую схему, данную в таблице). Сначалаформируются сенсомоторные структуры — системы последовательно выполняемыхматериальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций — системыдействий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Ещепозже происходит становление формально — логических операций.Основнойкритерий -интеллект.- от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинаетотделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивостивнешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, аповедение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда иназвание «сенсомоторный»).- от 2 до 7 лет дооперациональнаястадия — мышление с помощью представлений. Сильное образное начало принедостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детскойлогике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен кдоказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признакипредмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает ихтакими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дуетпотому, что раскачиваются деревья).- от 7 до 12 лет стадия конкретных операций– возникновение элементарного логического рассуждения.- от 12 лет — стадияформальных операций — формирование способности мыслить логически, пользоватьсяабстрактными понятиями, выполнять операции в уме.
6 вопр. Основныеположениякультурно-исторической концепции Л.С.Выготского. Понятие «зоны ближайшего развития». Их теоретическое ипрактическое значение.Современныепредставления о соотношении биологическогои социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются наположениях Л.С. Выготского.Онподчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития.Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, ноимеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений ивосприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память,логическое мышление, речь).Он сформулировал ЗАКОНЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:1)детское развития имеет сложную организацию во времени: ритм развития несовпадает с ритмом времени. Ритм развития меняется в разные возрастныепериоды;2) неравномерность (в развитии ребенка стабильные периоды сменяютсякритическими периодами);3) сензитивность (в развитииребенка есть наиболее чувствительные периоды, когда психика способнавоспринимать внешние воздействия; 1-3 г — речь, дошкольник — память, 3-4 г — исправление дефектовречи);4) компенсация (проявляется в способности психики компенсироватьнедостаток одних функций за счет развития других; например у слепых людейобостряются другие качества — слух, тактильные ощущения, обоняние)Выготский выделил 2 уровня (зоны) психического развития:
1) Зона актуального развития (ЗАР) — те ЗУН, действия, которыеесть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок может делатьсамостоятельно.2) Зона ближайшего развития (ЗБР) — задачи,которые сегодня ребенок может выполнить при помощи взрослого, а завтра — самостоятельно.Маркова выделяла третий уровень развития — уровень саморазвития (самообучаемость).ОБУЧЕНИЕ должно опираться на ЗБР.Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие«тянет» его за собой. Но оно не должно, в то же время, отрываться отразвития ребенка. Значительный отрыв, искусственное забеганиевперед без учета возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию,но не будет иметь развивающего эффекта.
10 вопр. Стадия младенчества (от 0 до 2-х лет). Кризис новорожденности.Кризис первого года жизни. Комплекс«оживления».Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период — кризис новорожденности.Причины кризисановорожденности:- Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется отматери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность,воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типапитания).- Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собойнабор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часыего жизни). безусловные рефлексы имеет новорожденный- Это, прежде всегодыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы…Основную часть времени ребенок спит.Ребенок обладает чувствительностью:различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители.Психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения.Слуховое -на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызываетпрекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такаяже реакция возникает на голос человека. и поворачивает голову в сторону его источника… Новорожденный,, устанавливает с мамойэмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливаетвзгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звукии начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексоможивления»Комплекс оживления, включающий истинночеловеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление первойсоциальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенкапотребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходитот новорожденности в собственно младенчество. Новообразования: элементарныеформы восприятия и мышления. Первые самостоятельные шаги, слова. Активнаяпотребность в познании окружающего мира.С появлениемпервых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка. Междумладенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходныйпериод, который называется «кризис1 года»Внешние проявления кризиса: у ребенка появляютсяаффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещаетделать. Ребенок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности.Внутренние причины кризиса: нарастаниепротиворечия между потребностями в познании окружающего мира и темивозможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются ещенедостаточными для удовлетворения потребностей.Главноеприобретение переходного периода — своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский назвал автономной.
12 вопр Игра, как основной вид деятельности дошкольника. Особенности игровойдеятельности. Игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носительопределенных общественных функций, вступающий в определенные отношения сдругими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.Главное изменение в поведении состоит в том, чтожелания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкоевыполнение правил игры.Структура сюжетно-ролевой игры: В каждойигре свои игровые условия — участвующие в нейдети, куклы, другие игрушки и предметы. — тема;- Сюжет — та сфера действительности, которая отражается в игре.Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главнымобразом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новыхобластей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты — производственные, военные и т.д. — роль — игрушки, игровой материал;-игровые действияМладшие дошкольники имитируютпредметную деятельность — режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощенысамим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате — для чего идля кого они это сделали.Для средних дошкольников главное- отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самихдействий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летнвй ребенок никогда незабудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда неперепутает последовательность действий — сначала обед, потом мытье посуды, а ненаоборот.Для старших дошкольников важноподчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этихправил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют своепервоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются,а иногда вообще замещаются речью («Ну, я помыла им руки. Садимся застол!»).В развитии игры выделяются 2 основные фазыили стадии. Для первой стадии (3-5 лет)характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игрыявляются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет)моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятсясоциальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.Рольигры в развитии психики ребенка.1) В игре ребенокучится полноценному общению со сверстниками.2) Учиться подчинять своиимпульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов — «хочу» начинает подчинятся «нельзя» или «надо».3)В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственныечувства (что плохо, а что хорошо).4) Формируются новые мотивы и потребности(соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).5) В игрезарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)