№1.Понятие ТГП. -этонаука, изучающая гос-ные и правовые явления общественной жизни.
Понятиет.е. термин ТГП употребляется в широком и узкомсмысле. В широком смысле под ТГП подразумевается вся юридическая наука, в этомзначении данное понятие употребляется очень редко т.к. вместо него обычноиспользуется такие понятия как правоведение, юриспруденция. Под ТГП в узкомсмысле подразумевается одна из юрид-их наук которую традиционно именуют ТГП. Вто же время сущ-ют и некоторые другие наименования этой науки: Общая теорияправа, Теория права, Общая теория права и гос-ва, Теория права и гос-ва, Общаятеория гос-ва. ТГП как наука — это совокупность знаний ипредставлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития, ифункционирования Г и П. Основныечерты ТГП.:
1)ТГП – это гуманитарная (общественная) наука. Все науки делятся на естественные,технические и общественные.
2) Г и П – общественные явлени, являются определенными элементами общ-ва,они непосредственно связаны с человеческими общественными отношениями. По этомунаука изучающая Г и П является гуманитарной, общественной наукой.
3)ТГП – политико-правовая наука. Политико-правовой характер определяется тем, чтоона изучает гос-во т.е политическое явление и право которое является правовым,юридическим явлением.
4)ТГП – это единая наука о гос-ве и праве. Хотя гос-во и право различные явлениятем не менее они очень тесно связаны и находятся в определенном единстве друг сдругом. ТГП изучает их в этом единстве и потому является единой наукой о гос-ве.
5)ТГП – это наиболее общая наука о гос-ве и праве. ТГП не единственная наукаизучающая Г И П. Но в отличии от других наук в том числе и юридических ТГПизучает самые общие вопросы Г И П, она изучает наиболее общие закономерностивозникновения развития и функционирования Г и П.
6)ТГП – это фундаментальная юрид-ая наука, она не занимается изучением прикладныхсугубо практических вопросов. Её задачей является формирование основополагающихглубоко теоретических фундаментальных знаний о Г и П-ве.
7)ТГП – это методологическая наука. К методологическим наукам относятся наукиформирующие мировоззрение т.е. взгляд на мир, на окружающие нас явлениядействительности. К таким наукам относятся прежде всего Философия (учение омудрости) однако кроме Философии подобную т.е. методологическая роль выполняюти некоторые др. науки. В сис-ме юрид-их наук такой наукой является ТГП.
ПредметомТГПвыступают наиболее общие закономерности возникновения,развития и функционирования государства и права, а также система основныхпонятий юриспруденции. Данная наука изучает возникновение, развитие ифункционирование не конкретного государства и права, а государственностивообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (нормаправа, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.).
СтруктураТГПсостоит из 2-х основных направлений:государствоведения и правоведения.
Вгосударствоведении выделяют три направления: 1. юридическое государствоведение– понятия, определения, терминология относящиеся к государству. 2.политологическое государствоведение – гос власть, ее место, как властьразделяется на ветви, гос полит режимы. 3. сравнительное государствоведение,целью которого является сопоставить государственные системы различных стран.
Правоведение– выделяют 4 направления: 1. юридическая догматика – понятие связи с правом, 2.философия права, механизм осуществления права, 3. социология права – механизмосуществления права, 4. сравнительное правоведение.
+№2-Ш.1
+№3-Ш.1
№4.Функции теории государства и права.Функции теории государства и права представляют собойосновные направления действия данной науки, необходимые для решения стоящихперед ней задач. Функции характеризуют ее теоретическое в практическое значениедля прогрессивного преобразования общественной жизни. Обычно выделяют — онтологическую, гносеологииескуто,эвристическую, прогностическую, методологическую, идеологическую и организационно-прикгсаднуюфункции. С помощью онтологическойфункции (онтология — учение о бытии) теория государства и права познаетсущество государственноправовых явлении, отвечает на вопросы, что естьгосударство и право. как и почему они возникают и действуют и т.п. Гносеологическая (гносеология — теорияпознания) функция теории государства и права состоит в выработке научныхконцепцигi. доктрин,- правовых понятий, категорий, а также приемов и способов.помогающих научному познанию государства и права. С помощью эвристической функции (эвристика — искусство нахождения истины) теория государства и права открывает новые закономерностив развитии государственно-правовых институтов, в частности в условияхсовременных рыночных реформ. Прогностическаяфункция теории государства и права проявляется в предвидении тек или иныхизменений в государственно-правовогi действительности, в определении тенденцийразвития государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем.Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет и методологическую функцию, т.е. создаетсистему понятий в категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках,имеющую основополагающее значение для юриспруденции в целом. Осуществляя идеологическую функцию, теориягосударства и права приводит в систему идеи о государстве и праве, воздействуетнепосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейшийидеологический фактор. Организационно-прикладнаяфункция теории государства и права проявляется в преобразовании, реформированиигосударственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений порешению актуальных проблем государственно-правового строительства, в обеспечениинаучности государственного управления и правового регулирования. Все названныефункции теории государства и права взаимосвязаны и могут дать позитивныйрезультат лишь будучи взятыми в опреде хенном сочетании, комплексе. Теориягосударства и права выполняет указанные функции применительно к предметуисследования, опираясь в том числе на данные других юридических и неюридическихнаук.
№5 Классификации юридических наук-которые принято подразделять на следующие группы:
1)теоретика-исторические, к которымотносятся теория сударства и права, история государства и права, история ученийо праве и государстве; 2) отраслевые, занимающиеся исследованиемодной какойто сферы государственно-правовой жизни, например гражданскоеправо, уголовное право;3) прикладные, напрймер криминалистика,криминология, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия;4) организационные,такие как судоустройство, организация прокуратуры, адвокатуры, нотариата;
5) международные, в число которых входят международное публичное,международное частное право, морское, космическое, атомное право и др.;6) сравнительное правоведение(компаративистика), главное назначение которого — сравнение правовых системразных стран, их институтов, норм права, актов и др. для выявления обпнихзакономерностей и особенностей развития государственноправовых явлений вразных государствах, регионах в целях исдользования юридического опыта разныхнародов.
Поотношению к прочим юридическим дисциплинам теория государства и права выступаетв качестве обобщающей науки, поскольку синтезирует выводы отраслевогозначения, разрабатывает общие модели и понятия, применимые ко всем или многимотраслям права.
Крометого, теория государства и права является наукой фундаментальной, посколькураскрывает глубинные связи и отношения в государственно-правовойдействительности и формулирует положения, используемые иными юридическиминауками (например, категории правоотношения, нормы права, юридического факта,сущности права и др.). Теория государства и права имеет методологическоезначение для других юридических наук, так как разрабатывает базовые ндеи,концепции и приемы изучения тех или иных явлений, применяемые и другимиюридическими науками. Теория государстваи права есть исходная по отношению к другим юридическим наукам дисциплина, таккак от уровня ее развития зависит состояние юриспруденции в целом. Отсюда ееособая ответственность за состояние дел во всей юридической науке и задачааккумулировать новейшие достижения юридической практики, других общественныхнаук, а также в определенной степени и естественных наук. Следовательно,теорию государства и права можно охарактеризовать как науку общественную,политическую, теоретикоисторическую, обобщающую, исходную, фундаментальную и
методологическую.
№6.Теория государства и права всистеме общественных наук. Как идругие общественные науки, теория государства и ti ва изучает явления — государство и право, которые существ} кт человеческом обществе и немыслимы внеего. В раскрытии св его прёдмета теория государства и права тесновзаимодейств~г другими общественными науками, например политологисэкономической теорией, так как невозможно познать в пола мерегосударственно-правовые явления вне связи с полита экими, экономическими ииными факторами. Они во мнсri предопределяют развитие государства и права ипозволяют ьм крыть глубинные процессы становления и функционировании такжезакономерности развития государственно-правовых яьа ний. Теория государства иправа тесно связана практически всеми социальными дисциплинами, т.е. она необладает монi полией на рассмотрение государства и права, но имеет свой курсисследования этих явлений по сравнению с другими o6rr ственными науками. Теориягосударства и права делает особь акцент на юридических началах вфункционировании государс. и права, в том числе на политическом содержанииправа, юр дической политике и юридических моментах в деятельности сударства,его органов и должностных лиц.
№7. Место теории государства и правав системе юридических наук. Чтобыопределить это место, необходимо остановиться на классификации юридическихнаук, которые принято подразделять на следующие группы:
1)теоретика-исторические, к которымотносятся теория сударства и права, история государства и права, история ученийо праве и государстве; 2) отраслевые, занимающиеся исследованиемодной какойто сферы государственно-правовой жизни, например гражданскоеправо, уголовное право;3) прикладные, напрймер криминалистика, криминология,судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия;4) организационные,такие как судоустройство, организация прокуратуры, адвокатуры, нотариата;
5) международные, в число которых входят международное публичное,международное частное право, морское, космическое, атомное право и др.;6) сравнительное правоведение(компаративистика), главное назначение которого — сравнение правовых системразных стран, их институтов, норм права, актов и др. для выявления обпнихзакономерностей и особенностей развития государственноправовых явлений вразных государствах, регионах в целях исдользования юридического опыта разныхнародов.
Поотношению к прочим юридическим дисциплинам теория государства и права выступаетв качестве обобщающей науки, поскольку синтезирует выводы отраслевогозначения, разрабатывает общие модели и понятия, применимые ко всем или многимотраслям права.
Крометого, теория государства и права является наукой фундаментальной, посколькураскрывает глубинные связи и отношения в государственно-правовойдействительности и формулирует положения, используемые иными юридическиминауками (например, категории правоотношения, нормы права, юридического факта,сущности права и др.). Теория государства и права имеет методологическоезначение для других юридических наук, так как разрабатывает базовые ндеи,концепции и приемы изучения тех или иных явлений, применяемые и другимиюридическими науками. Теория государстваи права есть исходная по отношению к другим юридическим наукам дисциплина, таккак от уровня ее развития зависит состояние юриспруденции в целом. Отсюда ееособая ответственность за состояние дел во всей юридической науке и задачааккумулировать новейшие достижения юридической практики, других общественныхнаук, а также в определенной степени и естественных наук. Следовательно,теорию государства и права можно охарактеризовать как науку общественную,политическую, теоретикоисторическую, обобщающую, исходную, фундаментальную и
методологическую.
№8. Теологическая теория- теоритическаяконцепция о происхождении гос-ва Теологическаятеория происхождения государства получила распространение в средневековье втрудах Фомы Аквинского; в современных условиях ее развили идеологи исламскойрелигии, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.). По мнению представителейданной доктрины, государство — продукт божественной воли, в силу чегогосударственная власть вечна, зависима от религиозных организаций и деятелей.Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическоеи правовое неравенство людей определено той же божественной волей, с чемнеобходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на Земле властиБога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениватьсякак непослушание Всевышнему. Наделяя государство и государей (какпредставителей и выразителей божественных велений) ореолом святости, идеологиданной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуютутверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесьуделяется «посредникам» между Богом и государстной властью — Церкви ирелигиозным организациям. Данная доктрина не позволяет определить, каксовершенствовать форму государства, как улучшать государнное устройство. К томуже теологическая теория в принципе недоказуема, т.к. построена в основном навере.
№9 Материалистическая (классовая)- теоритическаяконцепция о происхождении гос-ва исходитиз того, что государство возникло прежде всего в силу эконогческих причин:общественного разделения труда, появления частной собствеиности, а затемраскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Врезультате этих процессов возникает государство, которое спецальнымисредствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов,обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. В.И. Ленин категорически выступал против тех, кто утверждал, что государствовыступает органом примирения классов… Ленин неоднократно подчеркивал, что государствоесть машина для поддержания господства одного класса над другим. Сутьклассовой (материалистической) теории состоит в том, что государство возникаетв результате раскола общества на классы. Отсюда делается вывод: государствоесть исторически преходящее, временное явление — оно возникло вместе свозникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с исчезновениемклассов. Представители других концепций и теорий происхождения rocyдарствасчитают положения материалистической теории односторонними, неверными, так какони не учитывают психологических, биолoгических, нравственных, этнических идругих факторов, обусловивших формирование общества и возникновениегосударства.Шершеневич считает, что — экoномический материализм представляет однуиз самых крупных гипотез в учении об обществе, способную лучше всего объяснитьмассу общественных явлений. Научная мысль прошлого и настоящего временивыдвинула целый ряд теорий происхождения государства. Основными из них являютсяестественно-правовая (договорная), органическая, психологическая, теориянасилия, экономическая теория, о которой уже говорилось выше.
№10 Теория общественного договора — теоритическая концепция о происхождении гос-ва.получившая прочное распространение в XVII -ХУШ веках. Договорная(или естественно-правовая) теория основывалась на двух главных положениях: 1)до возникновения государства и права люди жили в так называемом естественномсостоянии; 2) государство возникает в результате заключения общественногодоговора. Представителями этой теории были Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж.Руссо, А. Н. Радищев, который утверждал, что государственная власть принадлежитнароду, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же,входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественнуюсвободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и революционноениспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол. Государство- это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силукоторого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Общественный договор, создающийгосударство, понимался как согласие между изолированными до того индивидами наобъединение, на образование государства, превращая неорганизованное множестволюдей в единый народ. Достоинстводоговорной теории состоит в том, что она:а) провозгласила народ источником государственной власти н принадлежностьсуверенитета народу. Правители – это лишь уполномоченные народа и могут бытьсмещены по воле народа; б) впервыепорвала с религиозной трактовкой причин возникновения государства и опираласьна достоверные исторические факты, касающиеся заключения договоров междуотдельными феодальными городами и приглашаемыми для управления ими князьями ииными правителями (Псков, Новгород, Генуя, Венеция и др.); в) носит демократический характер, так как исходит из того, чгоправа и свободы человека принадлежат ему от рождения и никем ему не подарены,а все люди равны между собой. Но эта теория не может объяснить происхождениегосударства у разных народов.
№11.Теория насилия — теоритическаяконцепция о происхождении гос-ва.Теориянасилия в наиболее логическим завершенном виде возникла в XIX в. в трудахДюринга, Гумпловича, Каутского и др. Причину происхождения государственностиони видели в военно-политическихфакторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управлениязавоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и сталогосударство. По мнениюпредставителей данной доктрины, государство. — «естественно» (т.е. путемнасилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А этонасилие и подчинение властвующим подвластных являются основой возникновенияэкономического господства. В результате Войн племена перерождались в касты,сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно,государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извнесила. С одной стороны, военно- политические факторы в образовании государственностиотвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементынасилия были присущи процессу возникновения многих государств (например,древнегерманского). С другой стороны, важно помнить, что степень использованиянасилия в этом процессе была разной. Поэтому насилие следует рассматривать вкачестве лишь одной из причин возникновения государства. К томy жевоенно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли,уступая первенство социально-экономическим.
№12.Естественно-правовая теория — теоритическаяконцепция о происхождении государства. Основой длиной теории является положение о том, что государствупредшествoвало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характерчеловеческих взаимоотношений в есreствеином состоянии представлялисьнеоднозначным образом. Гоббс видел естествеиное состояние в царстве личнойсвободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо считаз, что это есть мирноеидиллическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естествеиноесостояние человека — в его неограничеиной свoбоде. Сторонники естествеиного права считаютгосударство результатом юридического акта — общественного договора, которыйявляется порох:дением разумной воли народа, человеческим учреждением или дажеизобретением. Поэтому даиная теория связьшается с механическим представлениемо происхождении государства, выступающего как искусственнсе произведениесознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лу=ппего обеспечениясвободы и порядка
№13.Психологическая теория-теоритическая концепция о происхождения государства
Срединаиболее известных представителей психологической теории происхождениягосударства можно выделить Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они связываютпоявление государственности с особыми свойствами человеческой психики:потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться,подражать. Причины происхождения государства заключаются в тех способностях,которые первобытный человек приписывал вождям племени, жрецам, шаманам,колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охотуудачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условиядля зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты.Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.(Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляютте или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобныхпсихических начал личности и возникаетгосударство.)
Следовательно,государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части вподчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и дляподавления агрессивных влечений некоторых индивидов. (Природа государства — психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания.)Государство, по мнению представителей данной теории, — продукт разрешенияпсихологических противоречий между инициативными (активными) личностями,способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способнойлишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.
Психологическиезакономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, — важный фактор, например, проблема харизмы. Однако роль психологических свойствличности не следует преувеличивать в процессе происхождения государства. Онине всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться лишькак моменты государствообразования, и сама человеческая психика формируется подвлиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иныхвнешних условий.
№14 Историческая теория — теоритическаяконцепция о происхождения государства
Историческаяшкола права возникла как определенная реакция на доктрину естественного права вцелях защиты уже познанных закономерностей общественной и государственнойжизни, сложившихся в условиях средневековья (феодализма). Представителиисторической школы рассматривали право как выражение духа народа,складывающегося, подобно языку, постепенно, в ходе исторического процесса,независимо от субъективных воззрений законодательной власти государства.Законодатель правомерен фиксировать лишь то, что уже сложилось как право. Гуго,например, считал и доказывал, что право создается не только государством, но исамостоятельным развитием в виде норм, добровольно принимаемых народом, подобнотoмy, как язык не возник из договора и не дан готовым от бога, а развиваетсясам собою. Право с точки зрения представителей исторической школы естьпpoдукт народного духа, народного правового убеждения. Развитие правазаключается в том, что народный дух постепенно обнаруживает объективносодержащиеся в праве нормы. Поэтому право существует не в виде формальных прав,а в виде живого представления правовых институтов в их органическойвзаимосвязи. Юристы же лишь извлекают правило нормы путем анализа и изученияопыта существующего права. Видными представителями исторической школы правабыли немецкие юристы Густав Гуго, Карл Савиньи, Фридрих Пухта, Шталь и другие.Консерватизм и ограниченность данной школы проявляются лишь в отрицании ролисубъективного правотворчества и значения нового законодательства впрогрессивном изменении общественной жизни. Йсторическая школа чрезмернопреувеличивала место обычая в системе нормативного регулирования общественныхотношений, ставя его над законом, отрицала возможность законодательным путемизменить реально существующее право. С другой стороны, представителиисторической школы права справедливо считали, что законодатель не может творить нормы по своему субьективному усмотрению. Его задача состоит в том,чтобы познать объективные потребности общественного развития, интересы иотдельных людей и правильно сформулировать их в нормах права.
№15Соотношение гос-ва и Единствосостоит в том, что государство и право: 1) возникают и развиваются совместно;
2)имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;
3)выступают средствами управления, инструментами власти;
4)призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы,
5)основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовнымифакторами и т.п.
Различиямежду государством и правом:
1)если государство есть особая организация политической власти, то право естьсоциальный регулятор;
2)если государство выражает силу, то право — волю;
3)если первичным элементом государства является государственный орган, топервичным элементом права — норма;
4)они также не совпадают по формам, функциям и т.д. Взаимодействие государства и права:
— содной стороны, воздействие государства на право состоит в том, что первоеформирует, изменяет, отменяет второе (правотворчество), а также реализует иохраняет его (правоприменение);
— сдругой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельностьгосударственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов.
Выделяютдва основныхтипа взаимоотношений между государствоми правом:
1)когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характернодля антидемократических государств);
2)когда право стоит над государством, выступая его ограничителем (характерно дляправовых государств).
+№16 Предпосылки происхождения гос-ва-ш5
+№17-ш11
+№18-ш13
№19 Формационный подход к типологиигос-ваоснован на объединении гос-тв в рамках общественно-экономической формации. Главным классификационном критерием служитспособпроизводства (уровень развития производительных сил и производственныхотношений), который определяется господствующей формой собственности насредства производства. Каждой формации соответствует свой тип государства и права(рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический). Переход отодной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическомбазисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другимвлечет изменения в государственно-правовой надстройке. При этомобщественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весьисторический процесс развития общества есть последовательная смена формаций исоответствующих типов государств. Формационный подход присущ марксистскомуучению о государстве. Выделялись пять формаций: первобытно-общинная(безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая,коммунистическая (первой стадией которой является социализм). Каждый типгосударства, присущий той или иной формации (кроме первобытно-общинной),охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы экономическигосподствующего класса, служит ему. Таким образом, марксистская теорияустанавливает зависимость классовой сущности, типа государства от системысоциально-экономических отношений той или иной формации. В современныхусловиях обнаружилась недостаточность формационного подхода для типологическойхарактеристики ряда государств. Главные недостатки этого подхода состоят в том,что он, во-первых, базируется на материале европейских стран. Восточные жегосударства, отличавшиеся большим своеобразием и спецификой государственнойорганизации, не укладывались в рамки формационной теории. Во-вторых, этот подходхарактеризует развитие обществ и государств как одномерное, линейное, заранеепредопределенное: одна формация закономерно сменяет другую, это движение имеетнеобратимую силу и все народы должны обязательно пройти все формации. Однакоэто положение не всегда подтверждается социальной практикой. Формационныйподход пока не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много тысячлет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии- первобытно-общинногостроя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли путями вгосударствообразовании.
№20 Цивилизованный подход к типологиигос-ваСуть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристикеразвития конкретных государств и народов следует считывать не только развитиепроцессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы.К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числерелигии, миропонимания, мировоззрения, своеобразие обычаев и т.д. В совокупностиэти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способомбытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные иблизкие культуры образуют цивилизацию. Духовно-культурные факторы способны: а)полностью блокировать влияние того или иного способа производства; б) частичнопарализовать его действие; в) прервать поступательное формационное движение; г)усиливать социально-экономическое развитие. Цивилизационный подход позволяетобъяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, чтообщества и государства развиваются неодинаково и избирают разные путидвижения к прогрессу. Выделяют следующиеэтапы цивилизации: 1) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионахили у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская др.); 2) особенные цивилизации (китайская,западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.); 3) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество аформирующаяся в настоящее время на основе принципа глобального гуманизма. Этотпринцип не отрицает национальных особенностей, разнообразия верований,сложившегося миропонимания и т.п. Однако на первое место выдвигаются ценностьчеловека, его право на свободное развитие, его благо. В юридической литературеотсутствует общепризнанная типология государств по цивилизационному критерию.Вместе с тем выделяются государства первичной и вторичной цивилизаций.Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальнойприроде и выполняемой роли. Для государств первичной цивилизации характерно,что они являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется ключевойролью государства в развитии социально-экономической сферы. Государство этоготипа связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям принято относитьдревнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичныхцивилизациях, и не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонентав культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций обычно называют западно европейскую, восточноевропейскую,североамериканскую, латиноамериканскуюи др.
Каквидно, критерии разграничения государств первичной и вторичной цивилизаций неотличаются четкостью, они расплывчаты, во многом неопределенны. Очевидно, чтонауке еще предстоит разработать типологию государств по цивилизационномукритерию.
Обаподхода к изучению общества нельзя противопоставлять, они взаимно дополняютдруг друга и должны применяться в комплексе. Это позволяет наиболее полнохарактеризовать тип государства с учетом не только социально-экономических, нои духовно-культурных факторов.
№21+ ш9 Функции государства понятие ипризнаки Функции государства — этоосновные направления деятельности государства порешению стоящих перед ним задач. Понятие функции государства не следуетотождествлять с такими понятиями, как:1)цели и задачи государства (если цель общества то, к чему ст мится государство,а задачи — средства ее достижения, то функции лишь основные направлениядеятельности государства по решения стоящих перед ним задач; следовательно,цели и задачи определяю функции);2)функции отдельных его органов (в отличие от функций многочисленныхгосударственных органов, специально предназначенных для определенного видадеятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в нихнаходит выражение социально ценность и сущность государства, их осуществлениюподчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности).Функции государства — это особыймеханизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющийглавные направления и содержание его деятельности по управлению обществом. Впроцессе функционирования государства оказывается целенаправленное воздействиена различные сферы жизни общества, на состояние общественных процессов, ихдинамику, направленность. Осуществление конкретных функций может какстабилизировать развитие общества, так и усилить его кризисноесостояние.Сущность государства и его социальное назначение непосредственноопределяют функционирование государства. Изменение сущности государстванеизбежно отражается на содержании его деятельности, как и изменениесоциального назначения государства. Формирование функций государства происходитв процессе его становления, укрепления и развития. Последовательностьвозникновения тех или иных функций зависит от очередности задач, встающих передобществом на конкретном этапе его исторического развития, а также отпоставленных целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий, в том числепотребностей н интересов населения, экономич