Шпора по ТГП (2008г.)

№1.Понятие ТГП. -этонаука, изучающая гос-ные и правовые явления общественной жизни.
Понятиет.е. термин ТГП употребляется в широком и узкомсмысле. В широком смысле под ТГП подразумевается вся юридическая наука, в этомзначении данное понятие употребляется очень редко т.к. вместо него обычноиспользуется такие понятия как правоведение, юриспруденция. Под ТГП в узкомсмысле подразумевается одна из юрид-их наук которую традиционно именуют ТГП. Вто же время сущ-ют и некоторые другие наименования этой науки: Общая теорияправа, Теория права, Общая теория права и гос-ва, Теория права и гос-ва, Общаятеория гос-ва. ТГП как наука — это совокупность знаний ипредставлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития, ифункционирования Г и П. Основныечерты ТГП.:
1)ТГП – это гуманитарная (общественная) наука. Все науки делятся на естественные,технические и общественные.
2) Г и П – общественные явлени, являются определенными элементами общ-ва,они непосредственно связаны с человеческими общественными отношениями. По этомунаука изучающая Г и П является гуманитарной, общественной наукой.
3)ТГП – политико-правовая наука. Политико-правовой характер определяется тем, чтоона изучает гос-во т.е политическое явление и право которое является правовым,юридическим явлением.
4)ТГП – это единая наука о гос-ве и праве. Хотя гос-во и право различные явлениятем не менее они очень тесно связаны и находятся в определенном единстве друг сдругом. ТГП изучает их в этом единстве и потому является единой наукой о гос-ве.
5)ТГП – это наиболее общая наука о гос-ве и праве. ТГП не единственная наукаизучающая Г И П. Но в отличии от других наук в том числе и юридических ТГПизучает самые общие вопросы Г И П, она изучает наиболее общие закономерностивозникновения развития и функционирования Г и П.
6)ТГП – это фундаментальная юрид-ая наука, она не занимается изучением прикладныхсугубо практических вопросов. Её задачей является формирование основополагающихглубоко теоретических фундаментальных знаний о Г и П-ве.
7)ТГП – это методологическая наука. К методологическим наукам относятся наукиформирующие мировоззрение т.е. взгляд на мир, на окружающие нас явлениядействительности. К таким наукам относятся прежде всего Философия (учение омудрости) однако кроме Философии подобную т.е. методологическая роль выполняюти некоторые др. науки. В сис-ме юрид-их наук такой наукой является ТГП.
ПредметомТГПвыступают наиболее общие закономерности возникновения,развития и функционирования государства и права, а также система основныхпонятий юриспруденции. Данная наука изучает возникновение, развитие ифункционирование не конкретного государства и права, а государственностивообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (нормаправа, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.).
СтруктураТГПсостоит из 2-х основных направлений:государствоведения и правоведения.
Вгосударствоведении выделяют три направления: 1. юридическое государствоведение– понятия, определения, терминология относящиеся к государству. 2.политологическое государствоведение – гос власть, ее место, как властьразделяется на ветви, гос полит режимы. 3. сравнительное государствоведение,целью которого является сопоставить государственные системы различных стран.
Правоведение– выделяют 4 направления: 1. юридическая догматика – понятие связи с правом, 2.философия права, механизм осуществления права, 3. социология права – механизмосуществления права, 4. сравнительное правоведение.
+№2-Ш.1
+№3-Ш.1
№4.Функции теории государства и права.Функции теории государства и права представляют собойоснов­ные направления действия данной науки, необходимые для решения стоящихперед ней задач. Функции характеризуют ее теоретическое в практическое значениедля прогрессивного преобразования общест­венной жизни. Обычно выделяют — онтологическую, гносеологииескуто,эвристичес­кую, прогностическую, методологическую, идеологическую и организа­ционно-прикгсаднуюфункции. С помощью онтологическойфункции (онтология — учение о бытии) теория государства и права познаетсущество государственно­правовых явлении, отвечает на вопросы, что естьгосударство и право. как и почему они возникают и действуют и т.п. Гносеологическая (гносеология — теорияпознания) функция тео­рии государства и права состоит в выработке научныхконцепцигi. доктрин,- правовых понятий, категорий, а также приемов и способов.помогающих научному познанию государства и права. С помощью эвристической функции (эвристика — искусство на­хождения истины) теория государства и права открывает новые зако­номерностив развитии государственно-правовых институтов, в част­ности в условияхсовременных рыночных реформ. Прогностическаяфункция теории государства и права проявляет­ся в предвидении тек или иныхизменений в государственно-правовогi действительности, в определении тенденцийразвития государствен­но-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем.Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права вы­полняет и методологическую функцию, т.е. создаетсистему понятий в категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках,имею­щую основополагающее значение для юриспруденции в целом. Осуществляя идеологическую функцию, теориягосударства и права приводит в систему идеи о государстве и праве, воздействуетнепосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важ­нейшийидеологический фактор. Организационно-прикладнаяфункция теории государства и права проявляется в преобразовании, реформированиигосударственно-пра­вовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений порешению актуальных проблем государственно-правового строительства, в обес­печениинаучности государственного управления и правового регулирования. Все названныефункции теории государства и права взаимосвяза­ны и могут дать позитивныйрезультат лишь будучи взятыми в опре­де хенном сочетании, комплексе. Теориягосударства и права выполняет указанные функции приме­нительно к предметуисследования, опираясь в том числе на данные других юридических и неюридическихнаук.
№5 Классификации юридических наук-которые принято подразделять на следующие группы:
1)теоретика-исторические, к которымотносятся теория сударства и права, история государства и права, история ученийо праве и государстве; 2) отраслевые, занимающиеся исследованиемодной какой­то сферы государственно-правовой жизни, например граждан­скоеправо, уголовное право;3) прикладные, напрймер криминалистика,криминология, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия;4) организационные,такие как судоустройство, организация прокуратуры, адвокатуры, нотариата;
5) международные, в число которых входят международное публичное,международное частное право, морское, космиче­ское, атомное право и др.;6) сравнительное правоведение(компаративистика), главное назначение которого — сравнение правовых системразных стран, их институтов, норм права, актов и др. для выявления об­пнихзакономерностей и особенностей развития государственно­правовых явлений вразных государствах, регионах в целях ис­дользования юридического опыта разныхнародов.
Поотношению к прочим юридическим дисциплинам теория государства и права выступаетв качестве обобщающей науки, по­скольку синтезирует выводы отраслевогозначения, разрабаты­вает общие модели и понятия, применимые ко всем или многимотраслям права.
Крометого, теория государства и права является наукой фун­даментальной, посколькураскрывает глубинные связи и отно­шения в государственно-правовойдействительности и форму­лирует положения, используемые иными юридическиминауками (например, категории правоотношения, нормы права, юридиче­ского факта,сущности права и др.). Теория государства и права имеет методологическоезначение для других юридических наук, так как разрабатывает базовые ндеи,концепции и приемы изучения тех или иных явлений, применяемые и другимиюридическими науками.  Теория государстваи права есть исходная по отношению к другим юридическим наукам дисциплина, таккак от уровня ее развития зависит состояние юриспруденции в целом. Отсюда ееособая ответственность за состояние дел во всей юридической науке и задачааккумулировать новейшие достижения юридиче­ской практики, других общественныхнаук, а также в определен­ной степени и естественных наук. Следовательно,теорию государства и права можно охаракте­ризовать как науку общественную,политическую, теоретико­историческую, обобщающую, исходную, фундаментальную и
методологическую.
№6.Теория государства и права всистеме общественных наук. Как идругие общественные науки, теория государства и ti ва изучает явления — государство и право, которые существ} кт человеческом обществе и немыслимы внеего. В раскрытии св его прёдмета теория государства и права тесновзаимодейств~г другими общественными науками, например политологисэкономической теорией, так как невозможно познать в пола мерегосударственно-правовые явления вне связи с полита экими, экономическими ииными факторами. Они во мнсri предопределяют развитие государства и права ипозволяют ьм крыть глубинные процессы становления и функционировании такжезакономерности развития государственно-правовых яьа ний. Теория государства иправа тесно связана практически всеми социальными дисциплинами, т.е. она необладает монi полией на рассмотрение государства и права, но имеет свой курсисследования этих явлений по сравнению с другими o6rr ственными науками. Теориягосударства и права делает особь акцент на юридических началах вфункционировании государс. и права, в том числе на политическом содержанииправа, юр дической политике и юридических моментах в деятельности сударства,его органов и должностных лиц.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
№7. Место теории государства и правав системе юридических наук. Чтобыопределить это место, необходимо остановиться на классификации юридическихнаук, которые принято подразделять на следующие группы:
1)теоретика-исторические, к которымотносятся теория сударства и права, история государства и права, история ученийо праве и государстве; 2) отраслевые, занимающиеся исследованиемодной какой­то сферы государственно-правовой жизни, например граждан­скоеправо, уголовное право;3) прикладные, напрймер криминалистика, криминология,судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия;4) организационные,такие как судоустройство, организация прокуратуры, адвокатуры, нотариата;
5) международные, в число которых входят международное публичное,международное частное право, морское, космиче­ское, атомное право и др.;6) сравнительное правоведение(компаративистика), главное назначение которого — сравнение правовых системразных стран, их институтов, норм права, актов и др. для выявления об­пнихзакономерностей и особенностей развития государственно­правовых явлений вразных государствах, регионах в целях ис­дользования юридического опыта разныхнародов.
Поотношению к прочим юридическим дисциплинам теория государства и права выступаетв качестве обобщающей науки, по­скольку синтезирует выводы отраслевогозначения, разрабаты­вает общие модели и понятия, применимые ко всем или многимотраслям права.
Крометого, теория государства и права является наукой фун­даментальной, посколькураскрывает глубинные связи и отно­шения в государственно-правовойдействительности и форму­лирует положения, используемые иными юридическиминауками (например, категории правоотношения, нормы права, юридиче­ского факта,сущности права и др.). Теория государства и права имеет методологическоезначение для других юридических наук, так как разрабатывает базовые ндеи,концепции и приемы изучения тех или иных явлений, применяемые и другимиюридическими науками.  Теория государстваи права есть исходная по отношению к другим юридическим наукам дисциплина, таккак от уровня ее развития зависит состояние юриспруденции в целом. Отсюда ееособая ответственность за состояние дел во всей юридической науке и задачааккумулировать новейшие достижения юридиче­ской практики, других общественныхнаук, а также в определен­ной степени и естественных наук. Следовательно,теорию государства и права можно охаракте­ризовать как науку общественную,политическую, теоретико­историческую, обобщающую, исходную, фундаментальную и
методологическую.
№8. Теологическая теория- теоритическаяконцепция о происхождении гос-ва Теологическаятеория происхождения государства получила рас­пространение в средневековье втрудах Фомы Аквинского; в совре­менных условиях ее развили идеологи исламскойрелигии, католичес­кой церкви (Маритен, Мерсье и др.). По мнению представителейданной доктрины, государство — продукт божественной воли, в силу чегогосударственная власть вечна, зависима от религиозных организаций и деятелей.Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Су­ществующее социально-экономическоеи правовое неравенство людей определено той же божественной волей, с чемнеобходимо смиритьс­я и не оказывать сопротивления продолжателю на Земле властиБога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениватьсякак непослушание Всевышнему. Наделяя государство и государей (какпредставителей и выразителей ­божественных велений) ореолом святости, идеологиданной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способст­вуютутверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесьуделяется «посредникам» между Богом и государст­ной властью — Церкви ирелигиозным организациям. Данная доктрина не позволяет опреде­лить, каксовершенствовать форму государства, как улучшать государнное устройство. К томуже теологическая теория в принципе не­доказуема, т.к. построена в основном навере.
№9 Материалистическая (классовая)- теоритическаяконцепция о происхождении гос-ва исходитиз того, что государство возникло прежде всего в силу эконо­гческих причин:общественного разделения труда, появления частной собствеиности, а затемраскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Врезультате этих процессов возникает государство, которое спе­цальнымисредствами подавления и управления сдерживает противо­борство этих классов,обеспечивая преимущественно интересы эконо­мически господствующего класса. В.И. Ленин категорически выступал против тех, кто утверждал, что государствовыступает органом примирения классов… Ленин неоднократно подчеркивал, что государствоесть ма­шина для поддержания господства одного класса над другим. Сутьклассовой (материалистической) теории состоит в том, что государство воз­никаетв результате раскола общества на классы. Отсюда делается вывод: государствоесть исторически преходящее, временное явление — оно возникло вместе свозникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с исчезновениемклассов. Представители других концепций и теорий происхождения rocy­дарствасчитают положения материалистической теории односторон­ними, неверными, так какони не учитывают психологических, биолo­гических, нравственных, этнических идругих факторов, обусловивших формирование общества и возникновениегосударства.Шершеневич считает, что — экoномический материализм представляет однуиз самых крупных гипотез в учении об обществе, способную лучше всего объяснитьмассу обще­ственных явлений. Научная мысль прошлого и настоящего временивыдвинула целый ряд теорий происхождения государства. Основными из них являютсяестественно-правовая (договорная), органическая, психологическая, теориянасилия, экономическая теория, о которой уже говорилось выше.
№10 Теория общественного договора — теоритическая концепция о происхождении гос-ва.получившая прочное распространение в XVII -ХУШ веках.  Договорная(или естественно-правовая) теория основывалась на двух главных положениях: 1)до возникновения государства и права люди жили в так называемом естественномсостоянии; 2) государство возникает в результате заключения общественногодоговора. Представителями этой теории были Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж.Руссо, А. Н. Радищев, который утверждал, что государственная власть принадлежитнароду, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же,входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественнуюсвободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и революционноениспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол. Государство- это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силукоторого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Общественный договор, создающийгосударство, понимался как согласие между изолированными до того индивидами наобъединение, на образование государства, превращая неорганизованное множестволюдей в единый народ. Достоинстводоговорной теории состоит в том, что она:а) провозгласила народ источником государственной власти н принадлежностьсуверенитета народу. Правители – это лишь уполномоченные народа и могут бытьсмещены по воле народа; б) впервыепорвала с религиозной трактовкой причин воз­никновения государства и опираласьна достоверные историче­ские факты, касающиеся заключения договоров междуотдель­ными феодальными городами и приглашаемыми для управления ими князьями ииными правителями (Псков, Новгород, Генуя, Венеция и др.); в) носит демократический характер, так как исходит из того, чгоправа и свободы человека принадлежат ему от рождения и ни­кем ему не подарены,а все люди равны между собой. Но эта теория не может объяснить происхождениегосударства у разных народов.
 
 
 
 
 
 
 
№11.Теория насилия — теоритическаяконцепция о происхождении гос-ва.Теориянасилия в наиболее логическим завершенном виде возникла в XIX в. в трудахДюринга, Гумпловича, Каутского и др. Причину происхождения государственностиони видели  в военно-политическихфакторах — насилии, порабо­щении одних племен другими. Для управлениязавоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и сталого­сударство. По мнениюпредставителей данной доктрины, государство. — «ес­тественно» (т.е. путемнасилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А этонасилие и подчинение властвую­щим подвластных являются основой возникновенияэкономического господства. В результате Войн племена перерождались в касты,сосло­вия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно,государство — не итог внутреннего развития обще­ства, а навязанная ему извнесила. С одной стороны, военно- политические факторы в образовании государственностиотвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементынасилия были присущи процессу возник­новения многих государств (например,древнегерманского). С другой стороны, важно помнить, что степень использованияна­силия в этом процессе была разной. Поэтому насилие следует рас­сматривать вкачестве лишь одной из причин возникновения государ­ства. К томy жевоенно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли,уступая первенство социально-экономи­ческим.
№12.Естественно-правовая теория — теоритическаяконцепция о происхождении государства. Основой длиной теории является положение о том, что государствупредшествo­вало естественное состояние человека. Условия жизни людей и харак­терчеловеческих взаимоотношений в есreствеином состоянии представля­лисьнеоднозначным образом. Гоббс видел естествеиное состояние в цар­стве личнойсвободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо считаз, что это есть мирноеидиллическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естествеиноесостояние человека — в его неограничеиной свo­боде.  Сторонники естествеиного права считаютгосударство результатом юридического акта — общественного договора, которыйявляется порох:­дением разумной воли народа, человеческим учреждением или дажеизоб­ретением. Поэтому даиная теория связьшается с механическим представ­лениемо происхождении государства, выступающего как искусственнсе произведениесознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лу=ппего обеспечениясвободы и порядка
№13.Психологическая теория-теоритическая концепция о происхождения государства
Срединаиболее известных представителей психологической тео­рии происхождениягосударства можно выделить Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они связываютпоявление государственности с особыми свойствами человеческой психики:потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться,подражать. Причины происхождения государства заключаются в тех способ­ностях,которые первобытный человек приписывал вождям племени, жрецам, шаманам,колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охотуудачной, боролись с болезнями, предуга­дывали события и т.п.) создавали условиядля зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты.Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государствен­ная.(Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с влас­тью, проявляютте или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобныхпсихических начал личности и возникаетгосударство.)
Следовательно,государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части вподчинении, послушании, повинове­нии определенным лицам в обществе, так и дляподавления агрессив­ных влечений некоторых индивидов. (Природа государства — психоло­гическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания.)Государство, по мнению представителей данной теории, — продукт разрешенияпсихологических противоречий между инициативными (активными) личностями,способными к принятию ответственных ре­шений, и пассивной массой, способнойлишь к подражательным дей­ствиям, исполняющим данные решения.
Психологическиезакономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, — важный фактор, например, проблема ха­ризмы. Однако роль психологических свойствличности не следует преувеличивать в процессе происхождения государ­ства. Онине всегда выступают в качестве решающих причин и долж­ны рассматриваться лишькак моменты государствообразования, и сама человеческая психика формируется подвлиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иныхвнешних условий.
№14 Историческая теория — теоритическаяконцепция о происхождения государства
Историческаяшкола права возникла как определенная реакция на доктрину естественного права вцелях защиты уже познанных закономерностей общественной и государственнойжизни, сложившихся в условиях средневековья (феодализма). Предста­вителиисторической школы рассматривали право как выражение духа народа,складывающегося, подобно языку, постепенно, в ходе историче­ского процесса,независимо от субъективных воззрений законодатель­ной власти государства.Законодатель правомерен фиксировать лишь то, что уже сложилось как право. Гуго,например, считал и доказывал, что право создается не только государством, но исамостоятельным развитием в виде норм, добровольно принимаемых народом, подобнотoмy, как язык не возник из договора и не дан готовым от бога, а раз­виваетсясам собою. Право с точки зрения представителей исторической школы естьпpoдукт народного духа, народного правового убеждения. Развитие правазаключается в том, что народный дух постепенно обнаруживает объек­тивносодержащиеся в праве нормы. Поэтому право существует не в виде формальных прав,а в виде живого представления правовых институтов в их органическойвзаимосвязи. Юристы же лишь извлекают правило нормы путем анализа и изученияопыта существующего права. Видными представителями исторической школы правабыли не­мецкие юристы Густав Гуго, Карл Савиньи, Фридрих Пухта, Шталь и другие.Консерватизм и ограниченность данной школы проявляются лишь в отрицании ролисубъективного правотворчества и значения но­вого законодательства впрогрессивном изменении общественной жизни. Йсторическая школа чрезмернопреувеличивала место обычая в си­стеме нормативного регулирования общественныхотношений, ставя его над законом, отрицала возможность законодательным путемизменить реально существующее право. С другой стороны, представителиисторической школы права спра­ведливо считали, что законодатель не может творить нормы по своему субьективному усмотрению. Его задача состоит в том,чтобы познать объективные потребности общественного развития, интересы иотдельных людей и правильно сформулировать их в нормах права.
№15Соотношение гос-ва и Единствосостоит в том, что государство и право: 1) возникают и развиваются совместно;
2)имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;
3)выступают средствами управления, инструментами власти;
4)призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общест­венные интересы,
5)основаны на едином базисе, определяются социально-экономи­ческими и духовнымифакторами и т.п.
Различиямежду государством и правом:
1)если государство есть особая организация политической власти, то право естьсоциальный регулятор;
2)если государство выражает силу, то право — волю;
3)если первичным элементом государства является государственный орган, топервичным элементом права — норма;
4)они также не совпадают по формам, функциям и т.д. Взаимодействие государства и права:
— содной стороны, воздействие государства на право состоит в том, что первоеформирует, изменяет, отменяет второе (правотворче­ство), а также реализует иохраняет его (правоприменение);
— сдругой стороны, право воздействует на государство, упорядо­чивая деятельностьгосударственного аппарата, устанавливая компе­тенцию его органов.
Выделяютдва основныхтипа взаимоотношений между государст­воми правом:
1)когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характернодля антидемократических государств);
2)когда право стоит над государством, выступая его ограничите­лем (характерно дляправовых государств).
 
+№16 Предпосылки происхождения гос-ва-ш5
+№17-ш11
+№18-ш13
 
 
 
 
 
 
 
 
№19 Формационный подход к типологиигос-ваоснован на объединении гос-тв в рамках общественно-экономической формации. Главным классификационном критерием служитспособпроизводства (уровень развития производительных сил и производст­венныхотношений), который определяется господствующей формой собственности насредства производства. Каждой формации соответствует свой тип государства и пра­ва(рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалисти­ческий). Переход отодной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическомбазисе и носит объ­ективный характер. Замена одного экономического строя дру­гимвлечет изменения в государственно-правовой надстройке. При этомобщественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весьисторический процесс развития обще­ства есть последовательная смена формаций исоответствующих типов государств. Формационный подход присущ марксистскомуучению о го­сударстве. Выделялись пять формаций: первобытно-общинная(безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капита­листическая,коммунистическая (первой стадией которой явля­ется социализм). Каждый типгосударства, присущий той или иной формации (кроме первобытно-общинной),охраняет и за­щищает экономический строй общества, выражает интересы экономическигосподствующего класса, служит ему. Таким об­разом, марксистская теорияустанавливает зависимость классо­вой сущности, типа государства от системысоциально-эконо­мических отношений той или иной формации. В современныхусловиях обнаружилась недостаточность формационного подхода для типологическойхарактеристики ряда государств. Главные недостатки этого подхода состоят в том,что он, во-первых, базируется на материале европейских стран. Восточные жегосударства, отличавшиеся большим свое­образием и спецификой государственнойорганизации, не укла­дывались в рамки формационной теории. Во-вторых, этот под­ходхарактеризует развитие обществ и государств как одномер­ное, линейное, заранеепредопределенное: одна формация закономерно сменяет другую, это движение имеетнеобратимую силу и все народы должны обязательно пройти все формации. Однакоэто положение не всегда подтверждается социальной практикой. Формационныйподход пока не в состоянии объяснить, по­чему разные народы, начав много тысячлет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии- первобытно-общинногостроя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли путями вгосударствообразовании.
№20 Цивилизованный подход к типологиигос-ваСуть цивилизационного подхода состоит в том, что при ха­рактеристикеразвития конкретных государств и народов следует считывать не только развитиепроцессов производства и классо­вых отношений, но и духовно-культурные факторы.К ним мож­но отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числерелигии, миропонимания, мировоззрения, своеобразие обычаев и т.д. В совокупностиэти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способомбытия то­го или иного народа, конкретной человеческой общности. Род­ственные иблизкие культуры образуют цивилизацию. Духовно-культурные факторы способны: а)полностью бло­кировать влияние того или иного способа производства; б) час­тичнопарализовать его действие; в) прервать поступательное формационное движение; г)усиливать социально-экономиче­ское развитие. Цивилизационный подход позволяетобъяснить многовари­антность исторического развития, в том числе тот факт, чтооб­щества и государства развиваются неодинаково и избирают раз­ные путидвижения к прогрессу. Выделяют следующиеэтапы цивилизации: 1) локальные цивилизации, существующие в отдельных ре­гионахили у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская др.); 2) особенные цивилизации (китайская,западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.); 3) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество аформирующаяся в настоящее время на основе принципа глобального гуманизма. Этотпринцип не отрицает национальных особенностей, разнообразия верований,сложившегося миропо­нимания и т.п. Однако на первое место выдвигаются ценностьчеловека, его право на свободное развитие, его благо. В юридической литературеотсутствует общепризнанная ти­пология государств по цивилизационному критерию.Вместе с тем выделяются государства первичной и вторичной цивилиза­ций.Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальнойприроде и выполняемой роли. Для госу­дарств первичной цивилизации характерно,что они являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется ключе­войролью государства в развитии социально-экономической сферы. Государство этоготипа связано с религией в единый по­литико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям принято относитьдревнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шу­мерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичныхцивилизациях, и не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонентав культурно-религиозный ком­плекс. Среди вторичных цивилизаций обычно называют запад­но европейскую, восточноевропейскую,североамериканскую, латиноамериканскуюи др.
Каквидно, критерии разграничения государств первичной и вторичной цивилизаций неотличаются четкостью, они рас­плывчаты, во многом неопределенны. Очевидно, чтонауке еще предстоит разработать типологию государств по цивилизацион­номукритерию.
Обаподхода к изучению общества нельзя противопостав­лять, они взаимно дополняютдруг друга и должны применяться в комплексе. Это позволяет наиболее полнохарактеризовать тип государства с учетом не только социально-экономических, нои духовно-культурных факторов.
№21+ ш9 Функции государства понятие ипризнаки Функции государства — этоосновные направления деятельности государства порешению стоящих перед ним задач. Понятие функции государства не следуетотождествлять с такими понятиями, как:1)цели и задачи государства (если цель общества то, к чему ст мится государство,а задачи — средства ее достижения, то функции лишь основные направлениядеятельности государства по решения стоящих перед ним задач; следовательно,цели и задачи определяю функции);2)функции отдельных его органов (в отличие от функций многочисленныхгосударственных органов, специально предназначенных для определенного видадеятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в нихнаходит выражение социально ценность и сущность государства, их осуществлениюподчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности).Функции государства — это особыймеханизм государствен­ного воздействия на общественные процессы и отношения, оп­ределяющийглавные направления и содержание его деятельно­сти по управлению обществом. Впроцессе функционирования государства оказывается це­ленаправленное воздействиена различные сферы жизни обще­ства, на состояние общественных процессов, ихдинамику, на­правленность. Осуществление конкретных функций может какстабилизировать развитие общества, так и усилить его кризисноесостояние.Сущность государства и его социальное назначение непо­средственноопределяют функционирование государства. Изме­нение сущности государстванеизбежно отражается на содержа­нии его деятельности, как и изменениесоциального назначения государства. Формирование функций государства происходитв процессе его становления, укрепления и развития. Последовательностьвозникновения тех или иных функций зависит от очередности задач, встающих передобществом на конкретном этапе его ис­торического развития, а также отпоставленных целей. Эти зада­чи и цели зависят от реальных условий, в том числепотребностей н интересов населения, экономич