2.Цели, задачи и принципы маркетинга. Цели и задачи достижение наиболее полной потребительской удовлетворенности достижение максимального потребления закрепление на профильном секторе рынка предоставление оптимального выбора продукцииуслуг развитие перспективного спроса создание и поддержка позитивного имиджа. Принципы маркетинга- это правила и положения, которыми руководствуются органы управления в своей деятельности на рынке. 1.Производство продукции, основанное на точном знании потребностей покупателей, рыночной ситуации
и реальных возможностях фирмы. 2.Концентрация исследовательских, производственных и сбытовых усилий на решающих направлениях маркетинговой деятельности. 3.Обеспечение долговременной прибыли, производственно-коммерческой деятельности фирмы путем создания новых товаров. 4.Применение в единстве и взаимосвязи стратегии и тактики маркетинга. Стратегия генеральная программа действий на 10, 15, 20 лет.
Тактика разработка мероприятий по каждому товару, по каждому рынку с обязательной корректировкой по мере изменения рыночной ситуации сроком до 5 лет. ПРИМЕРЫ. Тактика выбор посреднической организации, разработка рекламной компании. Стратегия перестройка организационной структуры фирмы в связи с выходом е на рынки зарубежных стран. Тактика и стратегия разработка товаров рыночной новизны.
3.Функции маркетинга. 1. Получение необходимой для маркетинга информации путем проведения маркетинговых исследований. Проведение маркетинговых исследований, сбор информации о рыночной ситуации покупатели, поставщики, конкуренты, посредники и т.д. анализ собственных возможностей фирмы кадры, финансы, производственный цикл и т.д. 2.Планирование политики в области выпуска продукции. Формирование товарной номенклатуры создание товарно-рыночной новизны в отделе
НИОКР 3. Ценообразование. Разработка политики ценообразования, определение факторов, влияющих на установление цены, выбор метода и стратегия ценообразования установление сетки цен. 4.Распределение. Выбор посредника, определение интенсивности распределения товара, физическое распределение товара. 5. Продвижение. Создание плана ФОССТИС формирование спроса и стимулирование сбыта реклама, личная продажа, пропаганда, стимулирование сбыта скидки, подарки.
4.Комплекс маркетинга это набор, поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует для привлечения внимания и получения желаемой ответной реакции со стороны целевого рынка. В комплекс маркетинга входит 4 элемента. Маркетинговая смесь. 1.Продукт product 2.Цена price 3.Продвижение-promotion 4.Сбыт-place. В элементах комплекса 4 П сосредоточена вся разновидность маркетинговой деятельности 1.Продукт создание
свойств, качеств, дизайна товара квазикачество создание упаковки и т.д 2.Цена может быть максимальной, минимальной или среднего уровня, может быть кредит. 3.Продвижение- разработка рекламной кампании, пропаганда, конкурсы, скидки и т.д. 4.Сбыт- это выбор посреднических организаций, определенного места и формы продажи. Принципы разработки комплекса маркетинга 1.Принцип последовательности означает, что каждая переменная
величина должна согласовываться с другими переменными. 2.Принцип взвешенного подхода разные сегменты рынка проявляют различную степень чувствительности к переменным маркетинга. Необходимо выделить наиболее важные и уделять им особое внимание. 3.Принцип учета отдачи на вложенный капитал, рост бюджетных и иных расходов. Если определена главная для покупателя переменная, не следует весь акцент делать именно на ней, т.к.
и остал. Переменные нуждаются в пересмотре. 6. Концепции управления маркетинговой деятельностью. 1.Концепция совершенствования производства утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, следовательно фирма должна обратить внимание на рациональную организацию производственного процесса и повышения эффективности в системе распределения. 2.концепция совершенствования товара утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам наивысшего
качества, следовательно фирма должна постоянно работать над качественными параметрами товара. 3.концепция интенсификации коммерческих усилий утверждает, что потребители не будут покупать товар у фирмы в достаточных количествах, если фирма не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. 4.Концепция маркетинга утверждает, что фирма может достичь своей цели, если будет хорошо знать свои нужды и потребности целевых рынков и обеспечит покупателей необходимыми товарами, более эффективными,
чем у конкурентов, способами. 5. Концепция социально-этичного маркетинга утверждает, что задачей организации является не только удовлетворение потребности конкретного потребителя, но и забота о благосостоянии общества в целом. 5. Рабочие понятия маркетинга лестница понятий. 1.Нужда чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Выделяют 3 группы нужд физиологические пище, одежде, тепле, безопасности социальные в духовной близости,
влияния и привязанности личные – в знаниях и самовыражении. 2.Потребность нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. 3.Запрос это потребность, подкрепленная покупательной способностью. 4.Товар все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения ил потребления. В зависимости от степени удовлетворения потребности тем или иным
товаром существует три варианта 1Потребность не удовлетворена 2Потребность удовлетворена частично 3Потребность удовлетворена полностью товар идеальный 5.Обмен акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. Для совершения добровольного обмена необходимо соблюдение 5 условий 1Сторон должно быть как минимум две. 2Каждая сторона должна иметь что-то, что представляет ценность для другой стороны. 3Каждая сторона должна быть способной осуществлять коммуникацию и доставку своего товара.
4Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны. 5Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности иметь дело с другой стороны. 6.Сделка коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Сделки бывают бартерная и денежная. Сделка предполагает наличие условий 1По меньшей мере 2 ценностно значимых объектов. 2Согласованных условий е осуществления.
3Согласованного времени совершения. 4Согласованного места проведения. 7.Рынок совокупность существующих и потенциальных покупателей товаров. ТЕМА 2. Окружающая среда маркетинга. 1.Окружающая среда маркетинга понятие, виды, факторы, формирующие окружающую среду. Предприятие представляет собой сложный и самоорганизованный механизм, работающий во внешнем мире, представляющий собой окружающую среду маркетинга.
Среда, в которой осуществляется маркетинг делится на контролируемые и неконтролируемые факторы. 2.Контролируемые и неконтролируемые факторы маркетинговой среды. Элементы макро- и микросреды. Контролируемыми факторами управляют организации и сотрудники е маркетинговой службы. Контролируемые факторы делятся на 2 группы 1.Факторы, контролируемые высшим руководством. К ним относят аобласть деят-ти бобщие цели вроль марк-га гроль др. предпринимат-х функ-й дкорпоративная
культура. 2.Факторы, контролируемые службой мак-га выборацелевых рынков бцель марк-га вструктура марк-га горганизация марк-га дконтроль марк-га. Неконтролируемые факторы это воздействующие на деят-ть организации элементы, которые не могут управляться орг-ей и е служб марк-га потребители, конкуренты, правительство, экономика, СМИ. Все неконтролируемые факторы делятся на факторы макро- и микросреды. Факторы макросреды силы широкого социального плана, оказывающие влияние на фирму и микросреду.
Факторы поставщики маркетинговые посредники конкуренты рекл. агенства фирмы, изучающие обществен. мнение полит. ситуация демограф. факторы эконом. ситуация научно-технич. факторы. Факторы микросреды сила, имеющая непосредственное отношение к самой фирме и помогающая обслуживать клиентов. Факторы финанс. организация факторы культурн. порядка, структура самого предпр-я. ТЕМА 3. Рынок и рыночные показатели. 1.Понятие рынка, виды, принципы деят-ти.
Содержание и основное назначение рыночных показателей. Рынок это совокупность экон. отношений по производству, распределению, обмену и потреблению матер-ых благ. Рынки классифицируются по след. признакам 1.По объектам обмена и границам его 2.По отраслевой принадлежности объекта обмена 3.По отношению к контр. границам сферы обмена 4.По отраслевой принадлежности товара 5.По хар-ру объекта товарного обмена 6.По хар-ру и уровню спроса и предложения на рынке 7.По
хар-ру взаимоотношений между продавцом и покупателем 8.По методам и объектам товарного обмена. Любой рынок хар-ся 3 осн. элементами 1.Конъюнктура рынка. 2.мкость рынка. 3.Доля рынка. 1.Конъюнктура рынка это сложившаяся ситуация, кот-ая хар-ет соотношение спроса и предложения, уровень цен, товарные запасы, портфель заказов по отраслям. Е необх-мо изучать с целью наиболее выгодно продать или купить товар, рационально маневрировать имеющимися
ресурсами, оперативно расширять или сокращать выпуск товаров соответствии с ожидаемой обстановкой на рынке. 2.мкость рынка это объем реализованных товаров, обычно в течении года, в целом в стране или каком-л. регионе. Рассчитывается в натур. шт т, м, кг и стоимостных руб тыс.руб. показателях. При определении мкости рынка анализируют факторы платежеспособного спроса на данный товар. мкость рынка будет тем выше, чем меньше насыщенность рынка товаром.
Необх-мо учитывать демографич. факторы, изменение индекса стоимости жизни, динамику ставок зплаты, распределение потребит-х расходов. В практике марк-га широкое распр-ие получил показатель доли фирмы на рынке. Увеличить долю рынка позволяют такие факторы как цена, обновление ассортимента товаров, масштабы и качество марк-ых мероприятий, по поддержанию коммуникаций. ТЕМА 4. Потребитель и его поведение на рынке. 4.1.Понятие потребителя.
Спрос. Факторы, влияющие на спрос. Потребитель это лицо или организация, потребляющая продукты чьего-л. производства или чей-л. деят-ти. Потребительский рынок совокупность потребителей, выступающих на рынке. Поведение потребителя на рынке выражается через потребительский спрос. СПРОС это потреб-ть покупателя, подкрепленная денежн. Средствами. Факторы, влияющие на спрос 1.Демографич.пол,возраст.
2.Эконом. уров.дохода, размер сбережений, уровень цен, уровень развития экон-ки. 3.Природно- климат.условия климат.пояс, природ.явл-ия. 4.Социально-культ. праздники, традиции. 4.2.Виды спроса и виды маркетинга. 1.Отрицательный спрос большая часть недолюбливает товар, отвергает его вне зависимости от его качества конверсионный проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к товару.
2.Отсутствие спроса отношение потенциальных покупателей к предлагаемому товару безразличное стимулирующий отыскать способы увязки присущих товару выгод с естественными потребностями и интересами человека. 3.Скрытый потребители испытывают сильное желание, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров и услуг развивающий оценить величину потенциального рынка и создать эфф. товары и услуги, способные удовлетворить потребности на новом качественном уровне.
4.Падающий любой товар постепенно начинает вытесняться иным, новым товаром, что связано с переходом 1 товара в фазу спада ремаркетинг попытка согласования высоких производительных возможностей фирмы с потенциальными рынками. 5.Нерегулярный колебание сбыта на сезонной, ежедневной и почасовой основе синхромаркетинг изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и прочих приемов побуждения. 6.Полноценный организация удовлетворена своим торговым оборотом поддерживающий
поддерживать существующий уровень спроса. 7.Чрезмерный уровень спроса выше, чем могут или хотят удовлетворить демаркетинг изыскать способы временного или постоянного снижения спроса. 8.Нерациональный спрос определяется с точки зрения благополучия общества в целом и его членов как индивидуумов при потреблении того или иного товара противодействующий убедить любителей чего-л. отказаться от своих привычек. 4.3.Сегментация рынка, сегмент. Признаки сегментации рынка, условия успешной сегментации.
Сегментация это процесс разделения потребителей на группы, на основе различий в нуждах, хар-ах, поведении. Сегмент это группа потребителей, кот-ые одинаково реагируют на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга. Гл.цель сегментации обеспечить адресность вновь разрабатываемому и реализуемому товару. Признаки 1.Демографич.возраст, пол, размер семьи, уровень доходов, этап жизненного цикла, род занятий, образование, раса, национальность, религиозные убеждения.
2.Поведенческие повод дсовершения покупки, искомые выгоды, статус пользователя, интенсивность потребления, степень приверженности, степень готовности покупателя к восприятию товара, отношение к товару. 3.Психографический принцип общественный класс, образ жизни, тип личности. 4.Географический принцип регион, округа, города, плотность населения, климат. Условия успешной сегментации 1. Четкое определение границ сегмента измеримость сегмента.
2. Выбранный сегмент должен принести необх-ую прибыль выгодность сегмента. 3. Выбранный сегмент должен быть доступен для использования эфф-ых методов сбыта. 4. Эфф-ть работы на сегменте ресурсы. 5. Защищенность сегмента от конкуренции выявление сильных и слабых сторон фирмы. 4.4.Выбор целевых сегментов рынка. Стратегии охвата рынка. 4.5.Модель покупательского поведения. Основные хар-ки покупателей.
Процесс принятия решения о покупке товара. Модель покупательского поведения это действия, связанные с приобретением товаров на рынке, которые складываются из 3 осн. этапов. Побудительные факторы маркетинга акомплекс 4 П бпрочие раздражители факторы макросреды эконом полит культурн научно-техн. Черный ящик сознания потребителяахар-ка потребителя бпроцесс принятия решения о покупке Ответная реакция потребителя 1.Выбор места покупки,2.Выбор времени покупки,
3.Выбор дилера,4.выбор товара. По отношению к ценам 4 группы потреб-ей 1.Экономные отдают предпочтения товарам по низкой цене. 2.Персонифицированные меньшее значение ценам, главное культура обслуживания. 3. Этичные могут пожертвовать низкими ценами ради поддержания какой-л. идеи. 4.Апатичные цена для них не имеет значения. Гл. для них качество товара и уровень обслуживания. По отношению к новым товарам 1.Суперноваторы 2,5 склонны к риску и эксперименту.
2.Новаторы 13,5 менее склонны к риску. 3.Обыкновенные 34 стараются не рисковать. 4.консерваторы 340 не одобряют новшеств, принятых суперноваторами и новаторами. 5.Суперконсерваторы 16 против любых изменений, сохраняют приверженность привычкам. Процесс принятия решения о покупке. Складывается из 5 этапов 1.Осознание проблемы. 2.Поиск информации. 3.Оценка вариантов. 4.Решение о покупке.
5.Реакция на покупку. 1.Процесс покупки начинается с того, что покупатель осознает проблему или нужду. 2.Информацию можно получить из различных источников аличные источн. семья, соседи бкоммерческие источн. реклама, выставка, продавцы, упаковка вобщедоступные источники СМИ гличное знакомство с товаром. 3.В результате обработки и усвоения инф-ии происходит отбор неск-х видов товаров, при этом оцениваются св-ва товара, производитель функция полезности для покупателя.
4.Вариант товара найден, но на процесс покупки могут оказать влияние 2 фактора аотношение др. людей к товару бнепредвиденные обстоятельства цена, доход потребителя. 5.Купив товар, потребитель может быть удовлетворен покупкой, либо неудовлетворен. На практике их порядок может нарушаться, особенно тогда, когда дело касается товара, требующего низкой степени вовлеченности покупателя в процесс покупки.
Потребитель может опускать или менять местами этапы процесса. ТЕМА5. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 5.1.Понятие, значение и сущность маркетинговых исследований. Система маркетинговых исследований. Марк-ые исслед-ия – это систематическое получение инф-ии, кот-ая необх-ма дрешения проблемы, стоящей перед фирмой. Это сбор, обработка, анализ и отчет о результатах. Целью марк-ых исследований является выявление возможностей фирмы занять крнкурентные позиции на конкретном
рынке или его сегменте путем приспособления выпускаемой фирмой продукции к спросу и требованию покупателей. Задачи марк-х иссл-ий 1.Определение условий при которых достигается оптимальное соотношение между спросом и предложением. 2.Определение конкурентных позиций конкретных видов продукции на изучаемом рынке. 3.Изучение всех внеш. и внутр. Факторов, оказывающих влияние на хоз-ую деят-ть фирмы. Структура марк-ых исслед-ий. 1.Маркетинговое исслед-ие.
1.1.Исследование рынков анализ и прогнозирование развития рынка изучение покупателей изуч. Товара изуч. Конкурентов изуч. Форм и методов сбыта. 1.2.Анализ возможностей фирмы анал. показателей производственно-сбытовой деят-ти анал.стратегии фирмы анал. организационной структуры управления анализ издержек выявление сильных и слабых сторон фирмы. 2.Формулировнаие целей фирмы и выработка стратегии.
3.Разработка маркетингов. планов. 4.Контроль за реализацией планов. Глубина и направленность марк-х исслед-ий зависит от хар-ра деят-ти фирмы, от выпускаемой ею продукции, от производственного профиля, от финанс. Возможностей. Научный подход марк-ых исслед-ий базируется на 1.Объективности учет всех факторов, влияющих на коммерческий успех 2.Точности использование тех инструментов марк-га, кот-е в данный момент явл-ся оптимальными 3.Тщательности
планирование и точное исполнение задуманного. 5.2.Характеристика этапов маркетинговых исследований. I этап. Выявление проблем и формулирование целей. Ачеткое определение проблемы и предмета марк-го исслед-я. Бопределение цели Поисковые сбор предварит-х данных, конкретизирующих проблемы Описательные описание какого-л. явления Экспериментальные проверка конкретной причины.
II этап. Отбор источников информации. Асбор вторичных данных информация уже существующая, собранная ддругих целей. Бсбор первичных данных это инф-ия, собранная впервые дконкретной цели. Всбор внутр. И внешн. Инф-ии. Методы исследов-ия 1.Наблюдение. 2.Эксперимент сопоставляют поведение и реакцию групп потребителей в один-х усл-ях. 3.Опрос проводят двыяснения предпочтений потребителей.
Орудие исследования анкета и механическое устройство. Способы связи с аудиторией телефонпочта личный контакт. III этап.Сбор инф-ии. АКабинетные исслед-ия. БПолевые исслед-ия. IV этап.Анализ собранной инф-ии. АЭкономико-статистический индексный, графический, группировок. БЭкономико-математич. регрессион. Модели имитационные модели.
ВЭкспертиза. V этап.Представление полученных результатов. Результаты отражаются в докладе или свободном обзоре. Отчет должен содержать проблему, по которой проводились марк. Исслед-ия, в какой срок и какими силами проводили исслед-ие, хар-ка анкеты, полученные рез-ты. В отчете целесообразно использовать графический материал для наглядности.
Выводы должны быть конкретными либо по каждому вопросу, либо в сочетании вопроса. Если руководство фирмы заинтересовано в предложениях по решению существующей проблемы, то заказ на это делается отдельно. Преимущества и недостатки проведения исслед-ия собственными силами или силами специализированной организации. 1.Собственные силы стоимость исслед-ия дешевле хорошее знание технич. Особен-ей продукта конфиденциальность. 2.Силы специализированной орг-ии наличие специализированного
оборудования и специалистов объективность полученных результатов наличие опыта в проведении исслед-ий. 5.3.Понятие, значение, сущность и виды маркетинговой информации. Маркетинг.инф-ия совокупность данных, кот-е необх-мы для принятия решения в области марк-ых мероприятий. Для получения, обработки, создания инф-ии созд. маркетинговые информационные системы. Гл.задача инф-ых служб марк-га квалифицированная обработка инф-ии и распределение е по потребителям.
Виды инф-ии 1.Факт это те действия и меропр-я, кот-е мы наблюдаем. 2.Оценка факт. данные анализируются и прогнозируются на разл. периоды. 3.Прогноз. 4.Обобщенные связи сопоставление каких-л. данных, увязка каких-л. факторов. 5.Слух отлич. от факта только тем, что источник инф-ии менее надежен. К инф-ии предъявляются след. требования достоверность, доступность, оперативность, сопоставимость.
5.4.Анкета инструмент получения первичной информации. Анкета это переч. вопросов, на кот-ые опрашиваемый должен дать ответ. Анкета требует тщательной разработки, опробирования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования. В ходе разработки анкеты необх-мо вдумчиво отбирать вопросы, выбирать форму вопросов, их формулировки и последовательность. Сущ-ют 2 формы вопросов
Закрытые и Открытые. Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Открытый вопрос дает опрашиваемым возможность отвечать своими словами. Структура анкеты 1часть. Приветствие, представление фирмы от имени которой проводится опрос, сообщение цели исслед-ия, полученные согласия на анкетирование. 2часть. Аперечень вопросов, отвечающих целям исслед-я.
Бперечень вопросов личного хар-ра. 3часть. Фирма благодарит Вас за исчерпывающие ответы и надеется, что Вы будете нашим постоянным покупателем. ТЕМА6. ТОВАР ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА. 6.1. Товар как важнейшее средство удовлетворения потребностей. Уровни товара. Классификация товаров, товарная номенклатура.
Основные хар-ки товара. Товар сердцевина маркетинговой деят-ти фирмы. Если товар не в состоянии удовлетворить какую-л. покупательскую потребность, то никакие усилия в сфере маркетинга не улучшат его положение на рынке. Товар это все то, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения или потребления. В маркетинге рассматривают 4 уровня товара марк-ая луковица товара.
1уровень.Полезные качества товара товар по замыслу, предполагает удовлетворение нужды. На данном уровне товара не существует. Есть только идея удовлетворения какой-л. потребности. 2уровень.Материальный вид товара товар в реальном исполнении, товар сущ-ет как физич. Объект, обладает опред. хар-ами качество, упаковка, оформление, свойства, марка. 3уровень.Товар с подкреплением разработчик может предусмотреть предоставление разл.
Рода дополн. Услуг доставка, установка, обслуживание, гарантии, кредит. 4уровень.Глобализация товара -к товару предлагают сопутствующие. При этом цена сопутствующего должна быть гораздо ниже цены основного. Товарная номенклатура это совокупность всех ассорт-х групп товара и товарн. единиц, предлагаемых для продажи. Широта тов. номенклатуры общая численность ассорт-ых групп товаров, выпускаемых фирмой.
Насыщенность тов.номенклатуры общее число отд. тов-в, составляющих тов. номенк-ру. Глубина тов. ном-ры варианты предложений кажд. отд. товара в рамках ассортим. группы. Гармоничность тов. ном-ры степень близости между вариантами разл. ассорт-х групп с точки зрения их использ-ия, организации произв-ва, распределения. Классификация товара. 1.По назначению атовары потребительского спроса предназначены дличного или семейного использ-я бтовары
производственного назначения использ-ся в процессе произв-ва других товаров. 2.По срокам использования адлительного польз-ия изд-ия многократного использ-ия бкратковременного пользования потребляются за один или неск-ко циклов вуслуги объекты продажи в виде действий или выгод. 3.По хар-ру спроса атовары повседневного спроса1.основные товары постоянного спроса основн. товары постоянного спроса 2.Товары импульсной покупки покупают бпредварит. планирования 3.для экстренных случаев
острая нужда в товаре.бтовары предварительного спроса это те товары, кот-ые потребитель в процессе покупки сравнивает между собой втовары особого спроса товары с уникальной хар-ой, ради приобретения кот-х покупатели могут затратить дополн. время. гтовары пассивного спроса товары неизвестные потребителю, спрос на которые складывается под воздействием рекламы. 6.3.Этапы разработки новых товаров, позиционирование товаров на рынке. 1.Выдвижение идеи. Цельmax кол-во идей. 2.Отбор наиболее перспективных идей отбор тех идей,
кот-е фирма может реализовать в ближайшее время. 3.Разработка замысла и его проверка практич. реализация идеи. 4.разработка стратегии марк-га опред-ет границы и прибыльность сегментов рынка. Возможный V реализации тов-в и уровень прибыли. 5.Анализ возможности произв-ва и сбыта сопоставляют возможности сегмента и собственные возможности предпр-я. 6.Разработка товара создание 2-го и 3-го уровня товара.
7.Испытание товара в рыночных условиях. 8.Развертывание коммерческого производства. Позиционирование товара на рынке это место, которое занимает товар в соответстви со спросом и этапами ЖЦТ. Позиция товара на рынке зависит от уровня конкуренции сегмента рынка целей необх-мо в 1-ую очередь учитывать наличие и кол-во конкурирующих тов-в и ту долю рынка, кот-ую они занимают. 6.2. Жизненный цикл товара, его основные этапы. Особенности маркетинговых решений на каждом этапе.
ЖЦТ это процесс развития продаж и получения прибыли, состоящий из пяти этапов 1.Разработка товара. 2.Выведение товара на рынок. 3.Этап роста. 4.Этап насыщенности зрелости. 5.Этап упадка. Маркетологи должны постараться расширить временные границы III этапа, т.к. на этом этапе прибыль стремится к максимальной. Для этого необх-мо 1.Охватить новые сегменты рынка.
2.использовать новые каналы распределения. 3.Переориентироать рекламу с информационной, на убеждающую. 4.Использовать политику стимулирования сбыта. 5.Своевременно снизить цены и т.д. Характеристика ЖЦТ. 1ЭТАП. Разработка товара. СБЫТ отсутствует ПРИБЫЛЬ затраты МАРКЕТИН-ЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ высокие затраты на НИОКР, на маркетинг. исслед-ия, на рыночн. испытания товара.
ТИПЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ опред. в рез-те маркет-го исслед-ия ЦЕНА разрабат. политика ценообразования. 2ЭТАП выведение товара на рынок медленно растет, т.к. сложности в расширении произв-ва, технич. проблемы, психология восприятия покупателями товара невелика, могут быть убытки затраты наивысшие, т.к. необх-мо информировать потребителей о новинке обеспеч. распространение товара через розничн. торг. сеть подготовить рекл. кампанию суперноваторы очень высокая max.
3ЭТАПэтап роста существенно увеличивается растет, стремится к максимальной затраты сохраняются на прежнем уровне, могут несколько увеличиваться, т.к.проводится рекламная кампания, отрабатываются каналы сбыта разрабатыв. политика стимулирования сбыта новаторы, обыкновенные незначительное снижение цены товара. 4ЭТАП этап зрелости насыщения, наиболее протяженный замедление max, тенденция к снижению – затраты сохраняются на прежнем уровне, связано с отстаиванием своей доли рынка, захватом доли рынка у более
слабых клнкурентов. Расходы на рекламу и ассигнования, на НИОКР друг. товаров. обыкновенные и консерваторы снижение. 5ЭТАП этап упадка падение падение свертывание деят-ти суперконсерваторы низкая. фирмы в опред. период времени. Для установления позиции товара на рынке ТЕМА7. КОНКУРЕНТЫ И КОНКУРЕНЦИЯ. 7.1.Понятие и виды конкуренции.
Стратегии конкуренции. Конкуренция это экон. соперничество тов-в-проивод-ей за долю рынка и прибыли, получение конкурентного заказа и др.цели. Конкуренция слово лат. происх-ия бежать к цели. Виды конкуренции 1.Функциональная может возникнуть из-за того, что одну и ту же потребность можно удовлетворить по-разному. 2.Видовая выпуск аналогичных товаров одной фирмы, но в разном оформлении. 3.Предметная возникает между аналогичн. товарами разн. фирм.
4.Ценовая. 5.Неценовая изменение каких-л. элементов в товаре. 6.Скрытая ценовая конкуренция продукт высокого качества продается по более низкой цене. Предмет конкуренции это товар, с помощью кот-го фирмы стремятся завоевать потребителя. Объект потребитель, за которого борются товаропроизводители на рынке. Цель конкурентов на рынке это реализация товара и осн. орудием явл-ся
ФОССТИС. Маркетинговые возможности в конкуренции. Одной из важнейших задач марк-га явл-ся постоянный анализ всех составляющих рыночн. среды. Марк-г активно изучает деят-ть конкурентов и становится одним из глав. инструментов конкурентной борьбы. Марк-г, с одной стороны, тщательно отслеживает деят-ть конкурентов выявляя их сильн. и слаб. стороны с другой стороны, задача марк-га опред-ть конкурентоспособность фирмы и товара и опред-ть глав. факторы коммерч. успеха. конкуренции 1.Повышение качества товара.
2.Снижение цены. 3.Реклама. 4.Появл. новых тов-в новые технологии, способствующие появл. нового товара. 5.Предоставл. услуг потреб-лю до приобрет товара, во время покупки и в процессе использ-ия товара. конкуренции 1.Пояление подделок. 2.обман покупателя. 3.Промышл-ый эконом. шпионаж. Современный марк-г ориентир-ся на стратегич. маркетинг. концепцию, в основе которой взаимосвязанная ориентировка на потребителей и на конкурентов.
Стратегии конкуренции. 1.Оборона позиций оборонительные действия осущ-ся засчет оптимального уровня цены товара, засчет разработанной политики стимулирования сбыта. 2.Наступление предполагает оптимизацию спроса. Осущ-ся с помощью рекламной политики, с помощью политики ценообразования, с помощью разработки тов-в рыночной новизны. 7.2.Конкурентоспособность фирм и товаров. Этапы оценки уровня конкурентоспособности товаров.
Конкурентоспособность фирмы это возможность эффективной хоз. деят-ти, е практич. прибыльной реализации в усл-ях конкурентного рынка. Конкурентоспособность фирмы Межотраслевая борьба между организациями разных отраслей за ограничен. V платежеспособного спроса между орг-ями, производящими межродовые товары-конкуренты и внутриотраслевая борьба между организациями одной отрасли за огранич.
V платежеспособного спроса возникает между организациями, производящими межгрупповые и внутригрупповые товары-конкуренты конкуренции. Межфирменная конкуренция борьба между предпр-ми одной или разн. отраслей за огранич. V платежеспособ. спроса. Возникает между предпр-ми, предоставляющие услуги или производ. товары, кот-ые относятся к межродовым, или проивод. товары, кот. относятся к межродовым, межгрупповым, внутригрупповым, межфирменным товарам-конкурентам.
Внутрифирменная конкуренция конкуренци, возникающая между разл. видами, подвидами и торг. марками тов-в, выпуск-х торгов. предприятием. Конкурентоспособность товара это совокупность хар-к товара, отличающих его от тов-в-аналогов по качеству, св-вам, цене и т.д. и способствующих реализации товара. Процесс оценки конкурентоспособности содержит след. этапы Изучение рынка изуч. конкурентов изуч. запросов потреб-ей формулирование требований к товару авыбор
базового образца б1.Цели анализа конкурентоспособности 2.Перечень параметров, подлежащих оценке Экономические цена товара, стоимость доставки, стоимость установки, стоимость сборки, стоимость наладки Технические ажесткие параметры безопасности, экологические, эргономичные, технологические, назначения бмягкие эстетические Нормативные соответствие товарам, стандартам, технич. условиям, правовым и патентным нормам страны. Определение единого показателя по параметрам.
Экономические С, С1, С2, С3, Технические ажесткие опред. по формуле Р100 величина параметра, удовлетворяющего потребность на 100 И так по каждому параметру. бмягкие оцениваются экспертами органо-лептическим способом, как правило, по 10-балльной шкале. Нормативные n если товар соответствуетвыше указанным документам .то n11, n21, n31 Если параметр не соответствует стандарту, то n0.
Определение сводного группового показателя по параметрам Эконом. СС1С2Сn, где С-цена потребления. Технич. Нормативные nn1n2nn. Если хотя бы один из показателей n0, то произведение n0, след-но, для товара это полная потеря конкурентоспособности. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара- оценка конкурентоспособности сравнение товара с базовым образцом Неудовлетворительно разработка мер по повышению конкурентоспособности
Удовлетворительно решение о производстве товара. 8. Политика ценообразования. 8.1. Цена денежное выражение стоимости товара, категория экономическая, которая служит для косвенного измерения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени. Сущность цены цена- единственный элемент комплекса маркетинга, которая служит накоплению дохода компании. Виды цен розничная оптовая договорная цены меняющиеся цена мировая прейскурантная цена
престижная цена по которой потребители не приобретают товары, т.к. считают ее слишком низкой. 8.3. Этапы установления цены. 1.Постановка задач ценообразования. Задачи ценообразования могут быть связаны со сбытом максимизация сбыта с текущей прибылью максимизация текущей прибыли с качествен. параметрами товара уникальные достоинства товара. 2.Опред. спроса. Спрос это потребность покупаьеля, подкрепленая денежн. средствами.
Эластичность спроса. Сдиг кривойй спроса сдвиг кривой спроса происходит под влиянием неценоых факторов. 3.Оценка издержек. Издержки Постоянные это расходы, кот-ые не изменяются при производстве и реализации. Переменные издержки фирмы, кот-ые увеличиваются с ростом объема производства. 4.Анализ цен и товаров конкурентов. Необх-мо на этом этапе опред. степень конкуренции, оценить сильн. и слаб. стороны конкурирующ. предпр-ий и собств. возможности фирмы.
5.Выбор метода ценообразования. 1.затратный метод. 2.Агрегатный. 3.Параметрический. 4.Ценообразование на основе текущих цен цен товаров конкурентов. 5.Ценообразование на основе анализа безубыточности и обеспечение целевой прибыли 6.Установление цены на основе ощущаемой ценности товара. 6.Установление окончательной ценыи. При этом необх-мо учитывать покупательскую психологию ценовосприятия и влияние участников канала- товародвижения
на установление цены. 8.2. Факторы, влияющие на формирование цен. Общее влияние на решение по ценам потребители, правительство, участники каналов сбыта, конкуренты факторы внешние издержки факторы внутренние. Потребители существует определенная взаимосвязь между ценой и покупками потребителей. Эта взаимосвязь объясняется двумя экономическими принципами 1Закон спроса гласит, что потребители обычно приобретают больше товаров по низкой цене, чем по высокой и ценовая эластичность
определяет чувствительность потребителей к изменению цен. Исходя из этого спрос бывает эластичный и неэластичный 2.Сегментация рынка Гос-во влияние гос-ва на установление цены Степень ограничения цены 1.Фиксированные гос. цены роль гос-ва гос-во само устанавливает цены формы гос. ограничений свободы агос. прейскурантные цены бЗамораживание рыночных свободных цен вФиксирование монопольных цен 2.Регулируемые государством цены роль гос-во устанавливает
правила для предприятия, в соответствии с которыми последние сами устанавливают цены формы гос. ограничений аустановление предельного уровня цен бустановление предельных надбавок или коэффициентов и фиксированным ценам прейскуранта вустановление предельных значений элементов розничной цены густановление предельного уровня разового повышения цен дгос. контроль за монопольными ценами ерегулирование рыночных цен путем установления цен. гос. предприятием 3.Свободные договорные цены роль гос-во устанавливает правила игрына
рынке, вводя ряд запретов на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка формы гос. ограничений азапрет на горизонтальное фиксирование цен бзапрет на вертикальное фиксирование цен взапрет на ценовую дискриминацию гзапрет на демпинг дзапрет на недобросовестную ценовую рекламу. Участники каналов сбыта поставщик сырья поставщик полуфабрикатов поставщик электроэнергии Производитель товара А оптовая торговля розничная торговля конечный потребитель.
Конкуренты при определении исходного уровня цены необходимо учитывать наличие конкурентов, ассортимент товаров, качественные параметры товара и стратегию и тактику конкурирующих предприятий. Издержки 1.Постоянные издержки фирмы, которые должны быть покрыты независимо от объема 2.Переменные издержки фирмы, которые увеличиваются с ростом объема производства. Издержки включают арендную плату за помещение оплату коммунальных услуг страховые премии взносы административные
расходы стоимость сырья стоимость рабочей силы, занятой в производстве стоимость материалов, потребляемых в процессе производства. Общие расходы переменные постоянные 8.4. Методы ценообразования 1. Затратный суть в том, что к подсчитанным издержкам производства добавляется какой-нибудь фиксированный процент прибыли ЦенаСебестоимостьФиксированный процент прибыли. Положительные моменты 1.Производители всегда больше имеют информации о своих издержках, чем о потребительском
спросе, поэтому данный метод очень прост для производителей. 2.Если же таким методом пользуются большинство производителей в отрасли, то ценовая конкуренция может быть сведена к минимуму, т.к. цены оказываются схожими. Минусы 1.Данный метод не связан с текущим спросом. 2.Он не учитывает потребительские свойства как данного товара, так и товаров, на которые он может быть
заменен. 2.Агрегатный суть в том, что цена определяется суммированием цен на отдельные конструктивные элементы товара Цена товараЦена элемента 1Цена элемента 2Цена элемента n. 3.Параметрический суть в том, что их оценки и соотношения качественных параметров изделия определяется цена товара. 4.Ценообразование на основе текущих цен цена на товар фирмы должна находиться в определенных пределах и ограничивается min и max. 5.Ценообразование на основе анализа безубыточности и обеспечение
целевой прибыли суть в том, что предприятие ставит себе цель получить определенную, конкретную величину прибыли. Постоянные издержки издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменения объема производства. Валовые поступления доход, полученный в процессе реализации. Валовые издержки сумма постоянных и перменных издержек. 6.Установление цены на основе ощущаемой ценности товара фирма может назначить цены исходя их ощущаемой
ценности своих товаров. Основным фактором ценообразования являются не издержки продавца, а покупательское восприятие. Для формирования в сознании потребительского представления о ценности товара фирмы используют в своих комплексах маркетинга неценовые приемы воздействия. 8.5.Стратегии ценообразования. Скидки. 1.Стратегия высоких цен, или стратегия снятия сливок предусматривает продажу товара первоначально выше цены производства, а затем их постепенное снижение.
2.Стратегия низких цен и стратегия прорыва на рынок предусматривает первоначальную продажу товаров по низким ценам с целью стимулировать спрос, вытеснить конкурирующие товары и завоевать массовый рынок. 3.Стратегия дифференцированных цен активно применяется в торговой практике фирм, которые устанавливают шкалу возможных скидок и надбавок к среднему уровню цен для различных рынков, их сегментов и покупателей. Позволяет поощрять или наказывать различных покупателей, стимулировать или сдерживать продажу различных
товаров на различных рынках. Ее разновидностями являются стратегии льготных и дискриминационных цен. 4.Стратегия ценового лидера предусматривает либо соотнесение своего уровня цен с движением и характером цен фирмы лидера на данном рынке по конкретному товару, либо заключение негласного соглашения с лидером фирма также проводит соответствующие изменения цен на свои товары. 5.Стратегия неокругленных цен предусматривает установление цен ниже круглых цифр.
Такие цены покупатель принимает как сниженные, а также как свидетельство тщательного анализа фирмой своих цен и желания установить их на минимальном уровне. Фирмой применяются ценовые стратегии в сочетании различных их видов в зависимости от конкретной ситуации на рынке и общих маркетинговых стратегических задач. Скидки для того, чтобы вознаградить и стимулировать потребителей к оперативной оплате счетов, большим
объемам заказов и внесезонным закупкам, многие компании готовы к коррекции базисных цен. Необх-мо соизмерить стоимость кажд. предоставляемой скидки с их воздействием на реальный V продаж и только после этого принимать решение. 1Скидка за платеж наличными понимается уменьшение цены дпокупателей, кот-ые не задерживают оплату счетов. 2Скидки за V закупаемого товара понимается сниж. цены дпокуп-ей, приобрет-их большую партию товара.
3Функц-ные скидки предлагаются тем участникам процесса товародвижения, кот-ые выполняют опред. функции по продаже товара, его хранению, ведению учета. 4Сезонные скидки снижение цены дпокупателей, кот-ые совершают внесезонные закупки товаров или услуг. 5Зачеты вид снижения прейскурантной цены. Товарообменный зачет уменьшение цены на новый товар, кот-ое гарантируется при возврате старого изделия. Зачеты за продвижение товаров выплаты или скидки с цены для вознаграждения дилеров за участие в рекл.
кампаниях и программах стимулир-я сбыта. 9.Сбытовая политика предприятия. 9.1.Сбыт или товародвижение это деятельность по планированию претворения в жизнь и контролю, за перемещением продукции от мест ее производства в места потребления, с целью удовлетворения нужд потребителей и с выгодой для производителя. Роль сбыта 1.В сфере сбыта определяется окончательно результат всех усилий фирмы, направленных на развитие производства и получение max прибыли.
2.Приспосабливая сбытовую сеть к нуждам и запросам потребителей, создавая им max удобства до, во время и после приобретения товара производитель имеет значительно больше шансов для выигрыша в конкурентной борьбе. 3.Сбытовая сеть как бы продолжает процесс производства, принимая на себя доработку товара и его подготовку к продаже. 4.Именно во время сбыта эффективнее проходит выявление и изучение вкусов и предпочтения потребителей. Причины существования посредников 1.Недостаток финансовых ресурсов для организации
сбытовой деятельности. 2.Эффективность увеличения капитальных вложений в основной бизнес. 3.Эффективность посредников в обеспечении широкой доступности товаров и доведение его до конкретного потребления. 4.Посредник это один из источников экономии средств, помогает сократить объем работы. 9.2.Канал товародвижения это все организации и лица, выступающие как посредники или участники сбыта, принимающие на себя или помогающие передать кому-либо право собственности на товар это пть по которому
товары движутся от производителя до потребителя. Прямой канал предполагает перемещение товаров непосредственно от производителя к конечному потребителю, минуя посредников. Косвенный канал связан с использованием независимых посредников при перемещении товаров от производителя к потребителю. Длина канала определяется числом независимых посредников последовательно осуществляющих продвижение товара. Ширина канала число независимых участников на каждом уровне.
Уровни каналов распределения Канал сбыта нулевого уровня производитель-потребитель одноуровневый маркетинговый канал производитель-розничный торговец-потребитель 2-уровневый производитель-оптовый торговец-розничный торговец-потребитель 3-уровневый производитель-оптовый торговец-мелкооптовый-розничный-потребит ель 4-уровневый проихводитель-оптовый торговец-оптовый-мелкооптовый-розничный- потребитель. 10.2.Пропаганда использует средства распространения информации, доступные для чтения, просмотра или
прослушивания клиентами фирмы для решения конкретной задачи, которые способствуют достижению поставленных целей. Главная цель пропаганды достижение взаимопонимания и согласия. Пропаганда используется для популяризации товаров, лиц, мест, идей, орг-ций. Она входит составной частью в более широкое понятие деятельность по орг-ции общественного мнения. Средства и приемы пропаганды 1.Средства массовой инфо пресса, радио, телевидение 1.1.орг-ция пресс-
конференций, брифингов. 1.2.рассылка бюллетений в средства массовой инфо. 1.3.производство кино- и телефильмов. 1.4.орг-ция интервью руководителей и др. сотрудников. 2.Печатная продукция. 2.1.публикация официальных отчетов о деятельности фирм. 2.2.издание фирменного проспекта о фирме. 2.3.издание фирменного журнала. 3.Уастие в съездах и конференциях, которые устраиваются самими фирмами или др. орг-циями, где решаются
те вопросы, которые связаны с деятельностью фирмы. 4.Орг-ция разовых мероприятий, приуроченных к какому-либо событию юбилей фирмы, день рождения президента компании. 5.Деятельность фирм, направленная на гос. органы управления. 5.1.выдвижение своих кандидатов в органы власти лоббирование 5.3.представление органами власти новинок 5.3. приглашение руководителей гос. власти на свои торжества.
6.Другие средства фотовыставки, публичные выступления представителей фирм со сцены и т.д. Для решения вопроса когда И гдеиспользовать товарную пропагнду фирма должна спланировать следующие действия 1.сформулировать задачи пропаганды 2.выбрать виды пропаганды, их носители в виде спонсорства, конференций, выступления специалистов 3.претворение в жизнь плана пропаганды 4.оценка результатов пропагандисткой деятельности перемена в уровне осведомленности потребления, увеличение уровня продаж и прибыли.
10.1.Понятие маркетинговых коммуникаций это единый комплекс, объединяющий участников, каналов и приемы коммуникаций, направленный на установление и поддержание определенных этой орг-ции взаимоотношений с адресатами коммуникаций в рамках коммуникационной политики фирмы. Элементы коммуникационной политики. 1.Фирма поток коммуникаций, направленный от высшего руководства к нижестоящим звеньям. Главная задача стимулировать сотрудников к качественному выполнению своих обязанностей.
Средства коммуникаций материальное стимулирование моральное стимулирование создание системы привилегий конкурсы среди сотрудников. Ответная реакция обратная связь выражается в улучшении отношения сотрудников к фирме и повышение производительности труда. 2.Посредники те лица и орг-ции, которые помогают фирме осуществлять маркетинговые функции транспортные орг-ции, рекламные агентства, фирмы по проведению маркетинговых исследований. Средства реклама конкурсы посредников системы скидок и наценок пропаганда.
Ответная реакция партнерство в атмосфере взаимопонимания и взаимовыгодная помощь в осуществлении маркетинговых функций. 3.Покупатели один из основных адресатов коммуникационной политики. Средства многочисленны и многообразны. Ответная реакция в конечном итоге покупка товара. 4.Контактные аудитории орг-ции и лица не принимающие непосредственное участие в рыночной деятельности и не имеющие на рынке прямых материальных интересов органы гос. власти, налоговая инспекция,
СЭС. Средства пропаганда реклама спонсорство. Ответная реакция ожидание содействия деятельности фирмы и поддержание -ой репутации фирмы. 5.Поставщики. Средства реклама пропаганда. Ответная реакция сотрудничество на взаимовыгодных условиях. Продвижение любая форма сообщений, используемая фирмой для инфо, убеждения или напоминания о своих товарах, услугах или о самой фирме. Реклама любая оплаченная спонсором форма обезличенного представления
товаров, услуг, идей, предприятий. Личная продажа устное представление в ходе беседы с одним или несколькими покупателями с целью совершения продажи. Пропаганда не личностное и не оплаченное спонсором стимулирование спроса на товар, услугу, путем распространения о них и о фирме коммерчески важных сведений в средствах массовой инфо. Стимулирование сбыта кратковременные побудительные меры поощрения покупки или продажи товара или услуги, а также различные неповторяющиеся сбытовые усилия, которые не входят в стандартные
процедуры продвижения. 10.3.Личная продажа обладает тремя характеными качествами 1.личностный характер непосредственное взаимодействие покупателя и продавца 2.становление отношений от формальных до дружественных 3.побуждение к ответной реакции. Личная продажа самое дорогое их применяемых фирмой средств воздействия. Цели личной продажи информация убеждение напоминание. Преимущества индивидуальное внимание к каждому потребителю передача мах объема инфо гибкость линой
продажи, т.е. возможность адаптации к требованиям потребителей концентрация на целевых аудиториях моментальная ответная реакция возможность оценки сильных и слабых сторон маркетинговой программы фирмы. Минусы ограниченное кол-во потребителей высокие затраты элемент навязывания товара может оттолкнуть покупателя. 10.4.Стимулирование сбыта это использование многообразных средств стимулирующего воздействия призванных ускорить или усилить ответную реакцию покупателей.
Все средства стимулирования должны обладать привлекательностью информативностью побуждать к покупке быть достоверными иметь широкий охват. Преимущества привлекает покупателя к товару формирует или поддерживает благоприятиное отношение к магазину. Ограничения привлекает покупателей к товару, но неприрывность стимулирования ухудшает образ фирмы, т.к. скидки рассматриваются потребителем, как снижение качества товара и фирма стремится от него избавиться потребители не будут покупать товары фирмы, если часто используются скидки,
а будут ждать именно этого момента стимулирование смещает упор на вторичные факторы, больше требуется календарей, ручек, лотерейных билетов. Стимулирование развивается по 3 направлениям 1.Стимулирование конечных потребителей распространение образцов бесплатно распространение купонов предложение о возврате денег конкурсы подарки упаковка, продаваемая по льготной цене демонстрация товаров зачетные талоны. 2.Стимулирование сферы торговли представление товаров бесплатно зачеты диллерам за включение товара
в товарную номенклатуру проведение совместной рекламы конкурсы среди посредников. 3.Стимулирование собственного торгового персонала конкурсы премииконференции продавцов. 10.5.Реклама инфо о товарах, разлиных видах услуг с целью оповещения потребителей и создания спроса на эти товары и услуги. Реклама элемент маркетинговой программы предприятия, сложная организационно-экономическая система. Главная задача рекламы выполнение сбытовой функции.
Цель активизировать спрос и расширить рынок сбыта. Черты рекламы неличностный характер односторонняя направленность рекламного обращения неопределенность с токи зрения эффекта рекламного воздействия реклама не претендует на беспристрастность общественный характер рекламы четко опредлен спонсор в рекламном послании броскость, способность к убеждению, с этой целью используют разнообразные средства живопись, графика, цвет, шрифт.
Функции ознакомительная характерна для 1 и 2 этапов ЖЦТ, инфо о появлении товара на рынке убеждающая характерна для 3 этапа ЖЦТ, содержит более подробную инфо о качественных параметрах товара, о его положительных свойствах напоминающая характерна для 4 этапа ЖЦТ, содержит инфо о сравнительной характеристики данного товара и конкурентов разъясняющая характерна для 5 этапа ЖЦТ содержит инфо об удовлетворении глубинных потребностей покупателей.
Классификация товаров 1.по типу спонсора реклама от имени производителя реклама от имени торговых посредников реклама от имени частных лиц реклама от имени правительства 2.По типу ценовой аудитории реклама на сферу бизнеса реклама на индивидуального потребителя 3.По сконцентрированности на определенном сегменте аудитории селективная реклама массовая реклама 4.По охватываемости рекламной деятельности аудитории локальная региональная общенациональная международная 5.По субъекту рекламной деятельности товарная престижная
реклама идеи 6.По цели, которую преследует рекламная компания формирует спрос стимулирует сбыт способствует позиционированию товара 7.По способу воздействия зрительная слуховая обонятельная кобинированная 8.По характеру воздейсствия жесткая мягкая 9.По средствам передачи рекламного обращения печатная живописно-графическая радио-телереклама. Элементы средства рекламы. Элементы рекламы любой носитель инфо, который способствует реализации товара, привлечению внимания
к магазину, к услуге. Основными элементами рекламного средства являются текст и изображение. Дополнительные элементы придают эмоциональную окраску рекламного объявления цвет, шрифт, свет, звук. Сравнительная характеристика рекламных средств. Печатная реклама преимущества высокое качество воспроизведения значительная продолжительность контакта у некоторых носителей отсутствие рекламы конкурентов на конкретном носителе минусы отсутствие избирательности аудитории невозможность контакта с удаленными аудиториями
ограничения творческого характера. Реклама в транспорте многочисленность аудитории возможность надолго удержать внимание получателя внутри салонная реклама возможность расширения географии целевой аудитории широкий охват – краткосрочность контакта наружная реклама достижение только специфических аудиторий мужчины и женщины, пользующиеся общ. транспортом. Реклама на месте продажи гибкость относительно высокая эффективность за счет того, что можно здесь же приобрести рекламируемый товар функциональность некоторых
носителей упаковка – требует дополнительных знаний и навыков в деле оформления витрин и внутри магазинных выкладок. Сувенирная реклама сувениры утилитарные предметы, имеющие самостоятельную ценность долговечность пользования сувенирами высокая способность добиться благорасположения получателя наличие вторичной аудитории – слишком ограниченное место для размещения обращения высокие расходы на единичный контакт, ограниченность. Газета оперативность многочисленность аудитории высокая достоверность относительно низкие расходы на
один контакт – кратковременность существования, низкое качество воспроизведения незначительные аудитории вторичных читателей помещается рядом с рекламой др. отправителей. Журнал высокое качество воспроизведения длительного существования многочисленных вторичных читателей достоверность, престижность – длительный временной разрыв между покупкой места и появлением рекламы, соседство рекламы конкурентов. Телевидение широта охвата, многочисленные аудитории, высокая степень
привлечения внимания, сочетание изображения, звука и движения, высокое эмоциональное воздействие – высокая абсолютная стоимость, перегружен рекламой, мимолетность рекламного контакта слабая избирательность аудитории. Радио массовость аудитории, относительно низкая стоимость рекламного контакта – ограниченность звукового представления, невысокая степень привлечения внимания, мимолетность рекламного контакта. Наружная реклама высокая частота повторных контактов, невысокая абсолютная стоимость, слабая конкуренция
– относительно высокая стоимость, образ макулатурности. Директ МЭЙЛ прямая почтовая реклама избирательные аудитории, гибкость, личностный характер, отсутствие в почтовом отправлении рекламы конкурентов – относительно высокая стоимость одного контакта. Печатная реклама. Все средства рекламы изготовлены полиграфическим способом. В видам печатной рекламы относятся плакат, проспект, буклет, реклама в прессе, реклама на упаковке,
вкладыш, памятка, каталог, ценник. Наружная реклама включает в себя 1.Крупногабаритные плакаты склеенные из листов малого размера или рисованные художником на большом планшете. 2.Мультивизионные плакаты три или четыре изображения на гранях трех или четырехгранных призм, синхронно вращаемых электродвигателем 3.Электрофицированное или газосветное панно с неподвижными или бегающими надписями 4.Пространственные конструкции объемные макеты больших размеров.
Используемые термины БИЛБОРД щитовая реклама. БРАНДМАУЭР глухая стена здания, часто используемая для размещения рекламных щитов. КАРТУШ средство наружной рекламы, чаще всего в виде щита, панно, планшета, на который помещается рекламный текст, декоративные элементы. ШТЕНДЕР выносной щит, как правило, размещается при входе в магазин. Вывески. С вывески начинается знакомство покупателя с магазином.
Вывеска должна быть у каждого торгового предприятия. цель вывески обозначить место торговли. Бывает индивидуальная и типовая. Могут выполняться из различных материалов, быть световыми, что позволяет использовать различные приемы привлечения внимания. Крышные установки. Располагает на крышах зданий. Отличаются очень большими размерами. Могут быть изготовлены из любого материала стекла, пластических масс, металла.
Могут быть в виде логотипа, фирменного знака. Отличаются большими разнообразием по форме, размерами, дизайну, цветовой гамме. Как правило имеют внутренний подсвет неоном или люминесцентными лампами, а также могут иметь внешнее освещение прожекторами. Призматрон рекламна трехпозиционная динамическая установка рекламный щит либо объемная фигура, поле которой состоит из набора параллельных треугольных призм, образующих с одной стороны поверхность, на которую наносится изображение.
Через заданный промежуток времени призмы поворачиваются вокруг своей оси на 120 градусов, демонстрируя по очереди каждую из трех граней. Таким образом экспонируются три разных изображения. Пневмореклама. Разновидностями надувной рекламы являются аэростаты газовый и тепловой имеют большую площадь для размещения рекламы, не вызывают отрицательных эмоций. Надувные конструкции и пневмофигуры представляют свое увеличенное изображение товара, могут иметь любую
форму и размеры от 2 до 30 метров. Крупномасштатабные копии привлекают всеобщее внимание и надолго запоминаются. Дирижабли наиболее престижный вид рекламы. Высота полета 200-300 метров, поэтому инфо попадает в поле зрения десятков тысяч людей. Надувные шары могут иметь логотип фирмы, слоган, а также информационный блок. Рекламные сувениры и подарки. Реклама при помощи сувениров использует предметы длительного назначения, на которых имеется надпечатка с имени или реквизитами рекламодателя.
Сувениры обычно раздаются бесплатно заранее выбранной аудитории, получение такого презента ни к ему не обязывает. Рекламные сувениры делятся на три категории календари, мелкие изделия с надпечаткой, деловые подарки. Реклама на транспорте. Делится на четыре вида 1.Внутрисалонные рекламные наклейки в общественном транспорте. 2.Наружные рекламное плакаты, размещенные на наружных сторонах транспортных средств. 3.Стационарные плакаты, размещаемые на жд вокзалах, в аэропортах, на автобусах станциях, на остановках
трамваев и троллейбусов, на автозаправочных станциях. Существует пять наиболее важных правил рекламы на транспорте часто попадаться на глаза привлекать к себе внимание быть краткой быть без труда, читаемой на ходе быть понятной. 4.Раскраска доставочных машин. Метрореклама. Преимущества потребители ежедневно пользуются длительность воздействия сочетание информационной и социальной рекламы.
Виды метрорекламы плакаты на путевых стенах внутривагонная инфо реклама на экскалатарах реклама на вагонах метро реклама в переходах реклама при входе метро. Прямая почтовая реклама директ-мэйл. Предполагает распространение через почтовое отделение связи или через распространение инфо на прямую из рук в руки. Структура прямой почтовой рекламы конверт, брошюра, конверт, купон, проспект.
Витринно-выставочная реклама. Витрина лицо торгового предприятия. бывает внешняя и внутренняя. Витрина значит потребителя с ассортиментном товара, привлекает внимание потребителя, раскладывает о новинках. Виды витрин по оформлению товарная, декоративная, товарно-декоративная, сюжетная по ассортименту узкоспециализированная, универсальная, комплексная. Правила оформления витрин этапы Выкладка товара в витрине должна периодически изменяться.
Для правильного оформления витрины необходимо учитывать следующие принципы симметрия, принцип устойчивости, цветовое решение, освещение. Этапы оформления витрин выбор витринной коробки выбор товара для показа эскиз витрины черно-белый, цветовой оформление витринной коробки выставка товара в витрине с помощью витринного инвентаря освещение. Витрина может обладать негативным эффектом блескость стекла запотевание и обмерзание витрины. 10.6.Психологиеские основы рекламной деятельности.
Для эффективного воздействия на потребителя реклама должна использовать знание психологии. Чтобы побудить потребителя на совершение покупки, реклама должна определенным образом повлиять на психику человека. Это влияние осуществляется с помощью формулы АИДА внимание, интерес, желание, действие. Психологические приемы воздействия 1.повторение 2.изменение отдельных элементов рекламного обращения. Целесообразно изменять фон рекламного обращения, взаиморасположение
отдельных элементов рекламы. Не изменным остается слоган, логотип, фирменные константы. 3.эффект контраста цветовой контраст контраст в изображении контраст движения и неподвижности 4.Использование ассоциаций 5.Адресность рекламы 6.Использование определенных мотивов. Мотивация способы побуждения потребителя к приобретению товара. Использование мотивов позволяет усилить положительную реакцию потребителя и снизить негативные элементы
рекламы. существуют 3 группы мотивов 1.Рациональные мотив прибыльности здоровья удобства и удобности гарантии 2.Эмоциональные мотив значимости и самореализации гордости и патриотизма открытия свободы любви радости и юмора 3.Нравственные и социальные мотивы отражение общепринятых норм поведения. 10.7.Рекламное обращение. Рекламный текст это важнейший элемент рекламного обращения. Рекламный текст обращение средство представления инфо от отправителя к получателю, имеющее конкретную
форму и поступающее к адресату с помощью конкретного канала коммуникации. Основными составляющими рекламного обращения являются содержание и структура и форма обращения. Содержание рекламного обращения зависит от цели обращения от контингента потребителей от вида товара. Рекламное обращение по характеру может быть в виде слогана сообщения создания атмосферы загадочности, романтики создание образа реклама образа жизни исторический темп мюзикл сравнительная характеристика
консультаций специалистов. Рекламный текст должен иметь деление на части, особенно, если объем инфо значителен. Не целесообразно использование в тексте часто встречающихся фраз, которые не способствуют запоминанию инфо. Необходимо использовать словосочетания, которые помогают создать в воображении определенную картинку. Не использовать в рекламе частицу не. При формировании рекламного текста осторожно относиться к использованию сленга, не использовать не нормативную лексику, избегать специальных слови словосочетаний,
которые понятны узкому кругу специалистам. При составлении рекламного текста необходимо определить его оптимальные размеры, главное не краткость в тексте, а интерес который вызывает. 10.8.Фирменный стиль это визитная карточка магазина. Это ряд приемов графических, стилистических, цветовых, которые обеспечивают единство всех товаров и услуг кампании. В понятие фирменного стиля входят Товарный знак зарегистрированное в установленном порядке
обозначение. Которое служит для отличия товаров в данной компании от изделий других компаний или фирм. Логотип специально разработанные, как правило, оригинальные начертания полного или сокращенного наименования кампании. Фирменный блок это объединенный в композицию товарный знак и логотип, а также разного рода поясняющие надписи страна, почтовый адрес. Слоган фирменный лозунг, представляет собой постоянно используемый фирменный оригинальный девиз. Фирменный цвет тот цвет, которому дает предпочтение кампания при проведении
рекламных мероприятий. Фирменный комплект шрифтов это те шрифты, которые выбраны фирмой для написания рекламы, товарного знака, логотипа, надписей на упаковке. Фирменные константы используемые фирмой форматы рекламных посланий, система верстки текстов, иллюстраций для различных средств массовой инфо.