1. Введение в экономику. Предмет. Объекты и субъекты экономики. Экономические задачи общества. Эк. Трактуется двояко 1 с точки зрения обыденного понимания экономика – всё народное хоз-во с его многочисленными отраслями. 2 с точки зрения профессионального понимания – это взаимоотношение м у людьми в процессе производства, распределении, обмена , потребления таким образом экономическая теория – наука об эк. дающая более
полное представление по всей эк жизни общества. В системе понятий категорий закономерностей и законов т.е. эк теор изучает наиболее важные процессы всей эк жизни общества и каждого хозяйствующего субъекта в отдельности. Суть эк теор В процессе эволюции истории эк. теор. проходит 3 больших этапа 1 Экономия с античного общества по 15 век. Ойкономия – наука о домашнем хоз-ве 2 политическая экономия – с 16 по 1 половину19 века. Наука о богатстве народов и гос-в.
Рассматривают сферу обращения круговорота денег и товаров, и на первый план ставится торговля прежде всего внешняя. 3 экономикс с 19 в по сегодняшний день как наука об оптимальном использовании ограниченных ресурсов при произ-ве материальных и нематериальных благ. Экономикс, эк. теор эк. на сегодняшний день синонимичны. Говоря о премете эк теор 3 вида 1 Точка зрения что предметом должно быть оптимальное крайне ограниченных
ресурсов в условие неудовлетворимости и бесконечности потребностей индивидов и всего общ-ва в целом. 2 экономисты в качестве эк. теор взаимоотношение производственных сил и произ-веных отношений min . 3 max предметом эк. теор. явл. вся система об-ва как совокупность эк. отношений и хозяйствующего мех-ма, а также эффектного использования ресурсов гос. регулирование эк. процессов в общ-ве на всех уровнях произ-ва, распределения, обмена и потребления. К объектам эк теор относятся эк система, производственные
силы, произв-ые отношения, блага товары и услуги , потребности, ресурсы. К субъектам эк теор относятся отдельный индивид, домашнее хоз-во, предприятие-фирма, гос-во. Предмет эк теор – явл эк отношения, которые складываются в процессе общего развития в их тесном взаимодействии с произв-ными силами, а также эк мех-мы хозяйствование которых учитывают и затрагивают интересы всех хоз-венных субъектов об-ва. 2. Воспроизводство. Сущность.
Фазы. Цели. Задачи. В любом об-ве на любом уровне развития независимость от преобладаемой формы собственности решаются 3 глоб проблемы 1 Что производить, какие товары, какого качества и в каком кол-ве. 2 Как производить, использование технологий, использование ограниченных рес-ов. 3 Для кого производить предприятие для определения покупателя. Производство – В широком смысле слова – воспроизводственный процесс постоянно непрерывно возобновляемый
процесс произ-ва. Воспроизводственный процесс бывает 1 простое – повторение процесса произв-ва в прежних рамках. 2 расширенное – повторение процесса произ-ва в увеличенном размере, когда в процессе произ-ва не только компенсируются рес-сы затрат, но и производятся блага сверх того. Основными элементами-этапами явл. 1 собственно произ-во. 2 распределение. 3 Обмен. 4 Потребление. 1 фаза –
Собственно произ-во – произв-во в узком смысле слова, взаимодействие человека с природой и преобразование природных или иных рес-ов в материальные блага, способные удовлетворять потребности индивида и об-ва в целом. Цель воспроизв-ва удовлетворение потребностей в конечном счёте повышение благосостояния об-ва. Основными целями воспроиз-ва в любом об-ве явл так называемыми эк целями об-ва и наз-ся экономикой политического об-ва 2 фаза воспроизв-ва – распределение.
Распределение устанавливает долю общественного продукта, либо для отдельного индивида, либо хоз-щего субъекта на 2х уровнях 1 уровень рес-ов. 2 уровень конечного полезного общ-ного, произведённого продукта. Распределение связанно с вопросом собственности либо гос-ом при общественной форме собственности на средство произв-ва либо индивидуальной собственностью при частной форме . 3 фаза – обмен. Обмен распределения на 2х уровнях 1 на уровне рес-ов.
2 на уровне конечного потребителя, конечного производителя продукта. 4 фаза – потребление. Потребление предполагает использование благ для удовлетворения потребностей т.е. связан с поведением потребителя, который напрямую влияет на процесс произв-ва. Каким образом потребление влияет на процесс произв-ва 1 Всё что произведено будет потреблено т.е. процес потребления стимулирует процесс произв-ва.
2 Производитель должен ориентироваться на конкретного покупателя. Потребление непосредственно связано с потребностью. Потребность – состояние некой неудовлетворённости который он стремиться преодолеть либо это состояние удовлетворённости которое индивид стремиться продлить. 3. Производство. Цели. Классификация. Экономическая политика общ-ва 3 основные глобальные проблемы.
Собственно произ-во – произв-во в узком смысле слова, взаимодействие человека с природой и преобразование природных или иных рес-ов в материальные блага, способные удовлетворять потребности индивида и об-ва в целом. Производство – В широком смысле слова – воспроизводственный процесс постоянно непрерывно возобновляемый процесс произ-ва. Классификация произв-ва. 1 Всего два уровня а материальное произв-во. б нематериальное духовное . 2 подразумевает 4 уровня а сфера материального произв-ва. б сфера произв-ва услуг. в сфера
социального произв-ва кредитование . г сфера духовного произв-ва. Так как произв-во – процесс преобразования природных рес-ов, то с этой точки зрения произв-во выполняет ряд важных ф-ций. 1 Произв-венное и материальное обеспечение об-ва. 2 Произв-во выступает как сфера отношения в процессе создания благ.3 Произв-во способствует формированию системы потребностей индивидов и об-ва в целом.
Примеры произв-ва и воспроизв-ва. Цель произв-ва создание товаров для дальнейшей реализации и получения прибыли. Цель воспроизв-ва удовлетворение потребностей в конечном счёте повышение благосостояния об-ва. Основными целями воспроиз-ва в любом об-ве явл так называемыми эк целями об-ва и наз-ся экономикой политического об-ва. Цели так или иначе поднимались к уровням продвинутых стран. Основные цели эк политики 1 Эк рост в конечном счёте повышение благосостояния об-ва.
2 Полная занятость об-во должно мах. предоставлять работу тем, кто дееспособен, трудоспособен и желает трудиться. 3 Эк эффективность мах отдача при min издержках. 4 Стабильный уровень цен установление приемлемого уровня цен независимо от ситуаций в эк-ке будь-то инфляция, дефляция. 5 Эк обеспеченность или эк гарантии об-во должно обеспечить надлежащий уровень сущ-ния для недееспособных, нетрудоспособных, стариков и детей.
6 эк свобода выбора рода занятий, формы собственности и способа получения доходов. 7 Справедливое распределение доходов не должно быть резкого ограничения м у отдельными слоями об-ва. 8 Разумный платёжный баланс внешней торговли экспорт должен быть больше импорта 4. Потребление. Потребности и экономические блага. 4 фаза воспроизводства – потребление. Потребление предполагает использование благ для удовлетворения потребностей т.е. связан с поведением
потребителя, который напрямую влияет на процесс произв-ва. Каким образом потребление влияет на процесс произв-ва 1 Всё что произведено будет потреблено т.е. процес потребления стимулирует процесс произв-ва. 2 Производитель должен ориентироваться на конкретного покупателя. Потребление непосредственно связано с потребностью.
Потребность – состояние некой неудовлетворённости который он стремиться преодолеть либо это состояние удовлетворённости которое индивид стремиться продлить. Классификации потребностей. 1 Тип. Первичные. Насущьные нужды человеческой жизни. Первичные потребности могут быть заменены одна другой. Вторичные. Удовлетворяются после того как удовлетворенны первичные.
Они взаимозаменяемы. 2 Тип. Жёсткие. Не могут быть длительное время неудовлетворёнными, но они быстро сменяются как только появляются средства. Эластичные. Могут быть длительное время неудовлетворёнными без физического ущерба. 3 Тип. Экономические. Для удовлетворение которых требуется произв-во. Неэкономические. Для удовлетворения данных потребностей экономики не требуется.
4 Тип. 1 Потребности субъекта в целом. 2 Потребности индивида. 3 Потребности группы, об-ва. 5 Тип. Иерархия или пирамида потребностей по А. Маслоу. На базе любой классификации потребностей от низкого уровня к более высокому всегда сделан вывод о росте потребностей индивида и об-ва и выведен закон возрастания потребностей параллельным с законом убывающей отдачи или з-н насыщения потребности.
Блага. Блага – предмет или явл удовлетворяющие какую-либо потребность или соответствует целям данной потребности Любое благо хар-ся полезностью. Полезность – способность блага удовлетворять какую-либо потребность. 1 блага. Экономические. Блага для изготовления которого необходимо произв-во. Неэкономические. Не требует произв-ва. 2 блага. Предметы 1ой необходимости и предметы роскоши. 3 блага. Прямые. Конечные потребности. Косвенные.
Те блага которые должны пройти производсвенные блага. 4 блага. Долговременного действия. Благо может много раз удовлетворять потребность. Разового действия. Удовлетворяют потребность 1 раз. 5 блага. Взаимозаменяемые. субституты блага могут самостоятельно удовлетворить какую-либо потребность. Взаимодополняемые комплементы блага которые удовлетворяют какую-либо потребность только с другим благом.
Основное содержание любого блага явл товары и услуги. Чтобы быть товаром благо должно соответствовать 3м критериям 1 вещность. 2 благо должно обладать полезностью. 3 должно быть результатом чел труда и иметь стоимость. Услуги. Услуга – Результат деятельности хоз-щего субъекта который отвечает следующим хар-ым чертам 1 Не вещность. 2 не способность к хранению. 3 не способность к накоплению.
Экономический агент. Любой хоз-щий субъект явл эк агентом если он стремиться получить прибыль благодаря своей деятельности. Все эк агенты обладают большим рядом отличий, но сходство заключается в том что они использовали в своей деятельности крайне ограниченные рес-сы. 5. Экономические ресурсы. Сущность. Особенности. Классификация. Рес-сы Экономические. Видоизменённые природные людские рес-сы произведённые человеком блага которые
используются в произв-ве для изготовления конечного продукта и значит влияют на результат всей деятельности эк агента. Естественные. Те природные рес-сы которые при задействовании в произв-ва обязательно требуют капитала и чел труда. Факторы произв-ва. Средство произв-ва или средства труда. Всё то с помощью чего человек воздействует на предметы природы. Предметы произв-ва или предметы труда. Всё то на что направлены действия чел в процессе произв-ва.
Все рес-сы делятся Материальные. Земля или сырьевые природные рес-сы и капитал. Людские. Труд и предпринимательская способность. 1 Земля – всё. 2 Капитал. Реальный капитал. Здание, транспорт, бытовая сеть, оборудование. Финансовый. Денежные средства, ценные бумаги, все средства в расчетах. 3 Труд – Осознанная деятельность чел основанная на использовании совокупности умственных и физических
способностей чел-ка направленных на получение конкретного рез-та. 4 Предпринимательская способность – особый вид рес-ов подразумевающий более эффективное использование всех сущ-щих факторов произв-ва. Характерные черты риск, новаторство, способность принять правильное решение. 5 Информация. Любой вид рес-ов приносит свой доход. Сегодня важное значение приобретают такие специфические факторы произв-ва как
Технология произв-ва – взаимодействующая техническая система средств и предметов произв-ва обеспечивающая видоизменение предметов природы в процессе произв-ва и приспособление их к конечному потреблению. Организация произв-ва – Определённым образом организованная взаимосвязь средств произв-ва и рабочей силы которая обеспечивает их реальное функционирование с целью получения полезного рез-та. Производственная структура – финансовая система совокупность предприятий организаций, учреждений способствующих
произв-ву определённого товара конкретным произв-вом и его продвижение на рынке. 6. Проблема оптимального эк.выбора. При решении 3х основных вопросов что, как и для кого об-во и производитель сталкиваются с основными проблемами Неудовлетворимость общ-ых потребностей. Ограниченность рес-ов поэтому эк-ка не может выпускать неограниченное кол-во товаров и услуг т.к. произв-венные возможности ограничены поэтому чтобы произвести большой объем какой-либо необходимой продукции
эк-ке приходится снижать объем произв-ва другой менее необходимой с его точки зрения в данный момент период времени продукции. Когда встаёт проблема оптимального эк-ого выбора учитывается 2 понятия 1 Эффективность в произв-ве – такая ситуация в произв-ве при которой при заданных условиях произв-ва рес-ов и знаний и опыта произв-лей необходимо произвести больший объём необходимой продукции при этом жертвуя определённым кол-ом другой продукции. То кол-во продукции от которой приходится отказываться наз-ся
временными или альтернативными. 2 Эффективность произв-ва – результативность произв-ва оценивается путём сопоставления таких понятий как затраты, результаты. Если затраты или рес-сы результатам проихв-во неэфективно. Если рес-сы или затраты результатам то эффективно. Уровни экономической теории. 1. Микроэкономика. Изучает действие эк-их з-нов на уровне индивида, домашнего
хоз-ва, предприятия фирмы. 2. Макроэкономика. Изучает действие эк-их з-нов на уровне гос-ва и нации. 3. Мировая экономика. Изучает действие эк-их з-нов на уровне международных связей. 7. Экономические системы. Сущность. Структура. Историческая классификация эк. систем. Любое об-во решает свои эк проблемы само выбирает пути формы способы данных решений, а также организовывает мех-мы и структуры в зависимости от целей, обеспеченности рес-ами, уровня технологий, идеологии, развития
эк-ки в целом. Критерии для определения эк системы, а также понятие решений Участие гос-ва во всех эк процессах, форма собственности на средство произв-ва и рес-сы. Экономическая система – совокупность взаимосвязанных эк элементов образующих единую эк систему об-ва на основе единства отношений по поводу произв-ва, распределения, обмена и потребления эк благ. Эк система имеет 2е подсистемы 1 Производственные силы – совокупность личных и вещественных факторов
произв-ва в их взаимодействии. Основными ф-ями произв-ных сил явл освоение и преобразование предметов природы с целью приспособления их к конечному потреблению. 2 Произв-ные отношения – реальные взаимные отношения м у людьми складывающиеся на всех фазах воспроизв-ва наз-ся эк отношениями. Субъекты произв-в и эк отношения – все эк агенты. Виды произв-ных отношений Межгос-ный, м у гос-ом и предприятием, м у предприятиями, внутри предприятий,
м у гос-ом и домашними хоз-ами, м у предприятиями и домашними хоз-ами. Историческая классификация эк системы. 1 Доиндустриальное, 2 Индустриальное, 3 Постиндустриальное. Основным критерием разделения всех эк систем на исторические типы явл. НТП и НТР. Доиндустриальная эк система Индустриальная эк система Постиндустриальная эк система 1. Основная сфера эк-ки
С х Промышленность Сфера услуг 2. Лимитирующий фактор Земля Капитал информация 3. Господствующая социальная группа Землевладелец Владелец капитала Владелец информации 8.Типы современных эк систем. Характерные черты. Плюсы и минусы. На сегодняшний день выделяют 4 типа эк систем. 1 Традиционная эк-ка сущ-ет в любом об-ве на раннем этапе развития и сохраняется сегодня в странах
с патриархальным укладом. Характерные черты Решение основных эк проблем и произв-ных вопросов осуществляется на основании устоев, традиций, укладов. Религия и условная традиция явл первичными. Не имеет хождения понятия эк рост и эк развитие труда. Решение вопросов эк характера постоянно находятся в несовместимости с социально бытовыми, причём об-во поддерживает такую систему существования. Характерен застой и крайне низкий уровень материального
благосостояния. 2 Командная эк система характерна общ-ная форма собственности на средства, произв-ва и рес-сы. Колективная форма решение всех эк вопросов, система централизованного планирования. Характерна закрытость эк-ки т.к. предприятия явл гос-ми то сверху спускаются в форме деректив не выполнение которых уголовно наказуемо. Роль рынка формальна т.к. центром определенны функции хоз-щих субъектов. Для любого предприятия определенны поставщики, круг потребителей, сроки всей произв-енной цепочки,
цены и т.д. Она представляет собой законодательную, исполнительную, военную и гражданскую судебную власть, а также гос-ого и партийного аппарата. 3 Чистый капитализм. Характерна частная форма собственности. Наличие здоровой конкуренции, свобода эк выбора, рыночный индивидуализм. Власть при рыночной системе не производителя, а потребителя. Эк-ка не монополизирована в том числе и ведущие и прогрессивные отрасли.
Конкуренция и рынок пологая очень большого кол-ва производителей и потребителей поэтому основная категория рыночных отношений это конъектура рынка, спроса и предложения. Роль гос-ва ограничена и она сводится к защите интересов собственника и создание и оформление законодательной правовой базы функционируя всех хоз-щих субъектов рынка. 4 Смешанная экономика. Характерно сочетание как частной так и общ-ой формы собственности и различная
степень участия гос-ва во всех эк процессах. Смешанная эк-ка явл объединением командной и рыночной эк-ки. Внутри смешанной эк системы могут существовать об-ва с различными уровнями участия с мах частной собственностью или min общественными функциями Традиционная. 1 Упрощает решение эк вопросов на местах быстро, хотя и примитивно решает проблемы воспроизводства. 2 Самообеспеченность рес-ами. 1 Неэффективно используются имеющиеся в наличии рес-сы.
2 Крайне замедленно развитие НТП. 3 Невосприимчивость к передовым технологиям. Командная. Быстро мобилизует все рес-сы центральное управление способствует снижению ответственности при решении вопросов поставок и сбыта. Неэффективное либо недоиспользование имеющихся рес-ов низкий доход не учет индивидуальных потребностей покупателей или об-ва. Чистый капитализм. 1 Наличие различных форм собственности.
2 Более полно реализуются все способности индивидов. 3 Личная заинтересованность введение хозяйственной деятельности. 4 Взаимодействие производителя и потребителя через рынок. 5 Min участие гос-ва. 6 Свободное ценообразование. 1 Неустойчивость конкурентной среды. 2 Влияние макроэкономической нестабильности на положение об-ва
его доход его материальное благосостояния. 9. Рынок в экономической системе. Структура. Функции. Законы рынка. Рынок – место купли продажи с эк-ой точки зрения это отношения которые складываются на всех уровнях воспроизв-енной цепочки произв-ва посредством денежной массы и связанных с ней категорий. Функции. 1 Регулирующая. Рынок отвечает на вопросы что как и для кого производить и регулирует взаимоотношения м у производителями и потребителями.
2 Информационная. Рынок представляет обширную информацию о ценах об осортименте, качестве, производителе. 3 Санирующая. Рынок благодаря конкуренции вытесняет не способных производителей и поощряет получение прибыли активных производителей. 4 Стимулирующая. Рынок через конкуренцию заставляет снижать издержки, расширять ассортимент, увеличивать объём произв-ва, совершать сервистное обслуживание. 5 Ценообразование. На рынок поступает большое кол-во товаров разных произв-лей и с разными уровнями
издержек, но рынок принимает только ту массу товаров издержки которых оправданы. Структура рынка – состав общего совокупного рынка из различных видов и типов рынков, их доля в общем. По эк значению различают следующие рынки.1 Рынок благ и услуг. 2 Рынок средств произв-ва.3 Рынок НТП.4 Рынок рес-ов. По товарным группам. 1 Р потребитель товаров.2 Р произв-ва назначения.3
Р сырья и материалов. По местонахождению. 1 Сельские городские. 2 Внутриригиональные.3 Межрегиональные.4 Национальные.5 Мировые. По соблюдению законности. 1 Легальные. 2 Нелегальные. По субъектам рыночных отношений.1 Р розничной торговли. 2 Оптовой торговли.3 Гос-ых закупов с х продукции.
Законы рынка 1 З-н стоимости. Произв-во и сбыт произведённой продукции основывается на общественно необходимых затратах, рабочего труда и времени. Величина этих общественных необходимых затрат явл своеобразным нормативом для каждого произв-ля с которым нужно вместиться в з-н стимулирования произв-лей. 2 З-н спроса. Способствует ценообразованию. 3 З-н предложений. Помогает развитию конкуренции. 10. Теория спроса.
Спрос – Желание или намерение покупателя преобрести определённое кол-во и услуг по определённой цене и конкретный отрезок времени. Спрос оперирует ценой Р и объёмом Q . Р спроса – мах цена товара которую потребитель способен заплатить при данном уровне объёмов и в отрезок времени. Q спроса – объём товара и услуг которые при данном уровне цены потребитель может приобрести. Индивидуальный и рыночный спрос.
Индивидуальный спрос – спрос отдельного покупателя на товар по определённой цене и в конкретный отрезок времени. Типичная линия спроса явл выпуклой к 0 0 и характеризует реакцию изменения покупателей при изменении цены на товар. Степень изменения поведения покупателя в зависимости от цены наз-ся эластичность спроса. З-н спроса отражает обратно пропорциональную связь спроса и цены. С повышением Р, Q будет снижаться и наоборот. По з-ну спроса рациональным вариантом поведения покупателя
явл покупать как можно больше и быстрее. т.М – нулевой спрос, т.К – нулевая цена. Мерой эластичности спроса явл коэффициент эластичности спроса. На эластичность спроса влияют следующие факторы Основные. Цена товара, доход, наличие заменителей и изменение цен на эти заменители, ожидание изменения цен в будущем. Второстепенные. Наличие потребителей, факторы мода сезон вкус, эффект подорожания.
3 вида эластичности спроса Е 1 По цене Ер . Ер Q Р Р1 Р2 Q1 Q2 . Если Ер 1 – спрос эластичен покупатели реагируют на изменение цены. Если Ер 1 – не эластичный слабо реагируют. Если Ер 0 – совершенно не эластичный покупатели безразличны. 2 По доходу Еу . Еу Q у у1 у2 Q1 Q2 . Если Еу 1 – Предметы роскоши. Если Еу 1 – предметы необходимости.
3 Перекрёстная Еху эластичность спроса характеризует изменение спроса на товар в зависимости от изменения цен и объёмом потребления его заменителя. Е Qу Pх Pх1 Pх2 Qу1 Qу2. Если Еху 0 – товары взаимозаменяемые. Если Еху 0 – нейтральные по отношению друг к другу.Если Еху 0 – комплементы. Особые варианты спроса. 1
Эффект Гриффина. Изучая среду Гриффин установил что с повышением цены на популярный продукт резко повышается спрос. Товарами Гриффина могут быть товары которые имеют большую долю. Данные товары должны быть менее качественными и более дешёвыми, товары должны обладать способностью хранения. 2 Эффект Веблена. Люди с высокими доходами покупают товары по высоким ценам ради престижа, имени произв-ля и если эти товары произв-ся и становятся доступными и покупателям с низким доходом
их ценность теряется, спрос будет падать. 3 Эффект Сноба. 11. Элластичность спроса. Особые варианты спроса. Индивидуальный спрос – спрос отдельного покупателя на товар по определённой цене и в конкретный отрезок времени. Типичная линия спроса явл выпуклой к 0 0 и характеризует реакцию изменения покупателей при изменении цены на товар. Степень изменения поведения покупателя в зависимости от цены наз-ся эластичность
спроса. З-н спроса отражает обратно пропорциональную связь спроса и цены. С повышением Р, Q будет снижаться и наоборот. По з-ну спроса рациональным вариантом поведения покупателя явл покупать как можно больше и быстрее. т.М – нулевой спрос, т.К – нулевая цена. Мерой эластичности спроса явл коэффициент эластичности спроса. На эластичность спроса влияют следующие факторы Основные.
Цена товара, доход, наличие заменителей и изменение цен на эти заменители, ожидание изменения цен в будущем. Второстепенные. Наличие потребителей, факторы мода сезон вкус, эффект подорожания. 3 вида эластичности спроса Е 1 По цене Ер . Ер Q Р Р1 Р2 Q1 Q2 . Если Ер 1 – спрос эластичен покупатели реагируют на изменение цены. Если Ер 1 – не эластичный слабо реагируют. Если Ер 0 – совершенно не эластичный покупатели безразличны.
2 По доходу Еу . Еу Q у у1 у2 Q1 Q2 . Если Еу 1 – Предметы роскоши. Если Еу 1 – предметы необходимости. 3 Перекрёстная Еху эластичность спроса характеризует изменение спроса на товар в зависимости от изменения цен и объёмом потребления его заменителя. Е Qу Pх Pх1 Pх2 Qу1 Qу2. Если Еху 0 – товары взаимозаменяемые.
Если Еху 0 – нейтральные по отношению друг к другу.Если Еху 0 – комплементы. Особые варианты спроса. 1 Эффект Гриффина. Изучая среду Гриффин установил что с повышением цены на популярный продукт резко повышается спрос. Товарами Гриффина могут быть товары которые имеют большую долю. Данные товары должны быть менее качественными и более дешёвыми, товары должны обладать способностью
хранения. 2 Эффект Веблена. Люди с высокими доходами покупают товары по высоким ценам ради престижа, имени произв-ля и если эти товары произв-ся и становятся доступными и покупателям с низким доходом их ценность теряется, спрос будет падать. 3 Эффект Сноба. 12. Теория предложения. Цена предложения – min цена при которой целесообразно произв-лю заниматься изготовлением и реализацией данного товара. Объём предложения – то кол-во материальных благ которые
производитель желает и способен приобрести и выставить для реализации на рынке. Широта ассортимента – многообразная и разноплановая произв-ная продукция. Качество товара – совокупность качественных хар-тик товара подтверждённого стандартами качеств и подкреплённого платёжеспособностью покупателя. Сущность понятия 1 Индивидуальное предложения – предложение конкретного произв-ля или продавца.
2 Рыночное предложение – суммирование всех предложений. Восходящая кривая предложения хар-ет все возможные варианты поведения прозв-ля или продавца в зависимости от изменения цены на товар. Прямо пропорциональная связь цены и предложения. Предложение и его изменение явл реакцией на динамику изменения цен на товар. Производить и продавать как можно больше и дороже.
Однако сущ-ют такие ситуации когда произв-ль не будет выставлять товар на рынке. Наклон кривой предложения показывает различную реакцию продавца на различные факторы в том числе и цену. Сущ-ет степень изменения реакции продавца наз-ся эластичность предложения Еs . Мерой явл коэффициент эластичности предложения. Еs Q Qcp 100 P Pcp 100 . Если Еs 1, то типичный восходящий пример предложения эластичное предложение
. Если Еs 1, высокоэластичное предложение. объём продаж изменяется быстрее чем цена на товар. Если Еs 1, предложение явл не эластичным, продавец слабо реагирует на изменение цены и на другие факторы. На эластичность предложения могут влиять такие факторы как производственные мощности, возможности хранения произв-ной продукции, степень загрузки технологического оборудования и различного производственного условия, производительность труда. Факторы влияющие на само предложения 1
Цена на товар – та информация на основании которой произв-ль принимает решение либо о увеличении объёма произв-ва, либо их сокращение. Понижение цены на товар может сделать нецелесообразным произв-во и вывести часть произв-ва с рынка и наоборот. 2 Цены на рес-сы – хар-ют уровень произв-ых затрат и непосредственно влияют на доходы произв-ля. Доход произв-ля цене товара. 3 Произв-ные издержки. Если цены на рес-сы произв-ные издержки доход произв-ля предложение и наоборот.
4 Технология – изменение усовершенствование старой и также введение новой технологии на прямую могут способствовать объёма произ-ва с меньшими издержками и наоборот. 5 Налоговая политика гос-ва. может либо стимулировать произв-во и объём, либо сдерживать или тормозить увеличения масштаба произ-ва. 6 Цены на другие сопряжённые товары – ожидание изменения цен на товары в будущем. 7 Кол-во производителей. чем больше произв-лей тем больше произведут.
13. Рыночное равновесие. Спрос и предложение на рынке обязательно взаимодействуют друг с другом. Соотношение их формируется под действием факторов влияющих как на спрос так и на предложение, а также явл тем мех-мом который формирует рыночную цену. Рыночная цена при которой спрос и предложение находятся в строгом соответствии наз-ся – равновестной ценой – та цена при которой интересы как производителя так и потребителя соблюдены, при которой оба достигли взаимную выгоду.
Объём соответствующий равновесной цене наз-ся равновесным объёмом продаж. Судя по графику равновесной ценой явл В1. АА1 Хар-ет наличие избытков товара на рынке, СС1 – наличие дефицита товаров на рынке. Рыночная цена всегда колеблится в пределах равновесной цены. Верхней границей рыночных цен явл цена спроса. Нижней границей – явл цена предложения. В зависимости от периода времени рыночное равновесие может быть 3х видов 1
Мгновенное. 2 Краткосрочное. Имеет возможность отреагировать на изменение, могут стимулировать, предложение будет меняться. 3 Долговременное. Имеют достаточно времени. При повышении цены на товар произв-ль имеет возможность изменить рыночное предложение. Хар-ся наличием достаточного времени для изменения многих факторов произв-ного процесса. Рыночное равновесие формирует конъюнктуру рынка – соотношение спроса и предложения в конкретный отрезок
времени на рынке. Конъюнктура может быть высокой либо низкой. Если спрос предложения, то говорят о высокой конъюнктуре рынка. Хар-ся повышение цен на товары и увеличение договоров купли продажи и наоборот. Если спрос – конъектура низкая цены на товар снижаются. 14. Теория потребления. Потребление и полезность.
Теория потребления изучает закономерности поведения покупателя на рынке потребительских товаров и услуг и объясняет как он осуществляет выбор рыночных благ необходимых для удовлетворения его потребностей. 1 Потребление и полезность. Созданные в процессе произв-ва поступают в конечном счёте в сферу потребления – использование благ для удовлетворения потребностей. Потребление может быть произв- ным и личным. Произв-ое потребление для дальнейшего процесса произв-
ва при изготовлении конечного продукта, а личное потребление – использование уже конечного потребительского продукта в личных целях. Потребитель приобретая товары или услуги руководствуется определёнными правилами которые заложены в основе теории предельной концепции товара. Главная идея заключается в том что ценность благ для потребителя определяются не их стоимостью, а их полезностью в 1ую очередь. Предпочтение отдаётся конечному результату потребления.
Полезность – способность товаров и услуг удовлетворять определённую потребность. Одни и теже товары обладают разными уровнями потребностейдля различных категорий потребления. Степень полезности может определяться не только потребностью, вкусами, но интенсивностью потребления определённого блага. При этом степень интенсивности потребности не остаётся не изменной она постоянно изменяется при увеличении объёма потребляемых материальных благ.
Каждая добавочная единица блага наз-ся предельной полезностью MU которая снижается при увеличении объёмов потребляемых благ. Взаимосвязь полезности и объёмов потребляемых благ отражена в з-не убывания предельной полезности з-н Госсена . Помимо предельной полезности сущ-ет понятие общей полезности TU . Общая полезность возрастает пока предельная полезность имеет значение и снижается когда
MU имеет – значение. Теория потребления и теория предельной полезности. Изучает поведени на рынке типичного среднего покупателя т.е. покупателя который обладает фиксированным ограниченным доходом. Исходным положением этих теорий явл то что данный покупатель действует на рынке рационально. Правило максимизации полезности – чтобы рубль одинаково был полезен. Правило подтверждает 1ый з-н Госсена. При максимизации общей полезности потребляемых благ потребительная
полезность должна быть одинаковой. Если потребитель распределяет свой доход следуя данному правилу, то он находиться в состоянии потребительского равновесия.MU1 P1 MU2 P2 MUn Pn. 15. Теория потребления. Кривые безразличия. MRS Представители теории предельной полезности в зависимости от решения вопроса каким образом определять и измерять разделились на 2е группы 1 Кардиналисты – денежный критерий измерения.
2 Ординаристы – относительный анализ. Кривые безразличия явл инструментом такого анализа. Потребитель может преобрести разные комбинации товаров А и Б при этом он будет ориентироваться на ту общую полезность которую он получит от потребления определённого соотношения этих 2х продуктов. Идея кривой безразличия заключается в том что потребителю безразлично в каком кол-ве потребить, лишь бы общая полезность была мах.
График на котором отражён набор различных кривых наз-ся картой безразличия. Хар-ют потребление набор комбинации товаров и услуг на различных уровнях в зависимости от спроса. Любая КБ хар-ся эффектом замещения, при движении КБ можно определить какое кол-во одного блага может заменить снижение объёма другого блага. Мерой эффекта замещения явл предельная норма она показывает то кол-во на которое одно из потребляемых благ должно быть увеличено в качестве компенсации потребителю
снижение другого блага. МRS у х Б А. Факторы влияющие на положение КБ 1 Изменение спроса. 2 Для любого продукта можно составить КБ. 3 Независимо от уровней потребления все КБ всегда параллельны. 4 Все КБ Имеют – наклон т.е. предельная норма замещения всегда снижается. 5 Выпуклость КБ к 0 0 хар-ет непропорциональное изменение отношения потребителя к различным наборам 2х
товаров. Особые случаи КБ. 1 Жёсткая взаимозаменяемость товаров. Товары совершенно не субституты. 2 жёсткая или абсолютная взаимодополняемость товаров. 16. Теория потребления. Бюджетная линия потрибителя. Ограниченный доход обычного покупателя наз-ся бюджетным ограничением. Кривая отображающая бюджетное ограничение на графике наз-ся бюджетной линией.
Yх PxQx PyQy . В зависимости от изменения цены товара и дохода потребителя изменяется и БЛ. Существует 3 вида БЛ. КБ и БЛ взаимодействуют друг с другом. Сущ-ет 3 вида данного взаимодействия 1 Потребитель рациональный. 2 Потребители имеющий но страдающий.3 Потребитель экономный. На основании кривых в современной эк-ке строится другая кривая доход, расход на которой реализуется
уровень благосостояния семьи. 17. Теория производства. Экономические агенты. Экономическая деятельность.Интересы. Функции. Цели. Из-за ограниченности имеющихся ресурсов у производителей возникает необходимость ведения хозяйственной экономической деятельности и приспособления этих ресурсов в целях удовлетворения потребностей, с целью более рационального использования этих ресурсов.
Экономическая деятельность – постоянная работа производителей по оценке, анализу и отбору альтернативных вариантов использования этих ресурсов и приспособления их в процессе производства. Все экономические ресурсы делятся на 4 основных 1. Земля – природный ресурс , он более всего многообразен, но характеризуется ограниченностью. 2. Труд – совокупность трудовых ресурсов. 3. Капитал – реальный – финансовый
Особенность – ресурс, который состоит из объектов, созданных человеком в процессе преобразования природных ресурсов, т.е. результат труда человека. 4. Предпринимательская деятельность – вид деятельности к классическому набору можно отнести НТР Все экономические ресурсы обязательно связаны друг с другом Цену каждого ресурса на конкретном рынке определяет собственник ресурса и получает доход от использования и продажи этих ресурсов земля – рента труд – заработная плата капитал – прибыль,
НТП – доход от интеллектуальной собственности. Доход и прибыль не тождественны по своему содержанию и значению. Доход экономическая прибыль это разница м д результатами производства и затратами на производство. Прибыль бухгалтерская прибыль это разница м д доходом и отчисления на налоги, штрафы, фонды и т.д. Экономические агенты – все хозяйствующие субъекты, осуществляющие экономическую деятельность, т.е. эк. агентом может быть как потребитель, так и производитель.
Положение и роль определяется его отношением к факторам производства. В зависимости от причастности к экономическим ресурсам, одна группа агентов обладает большим количеством, она управляет производственными процессами в зависимости от положения и роли эк. агента принято различать рыночные или нерыночные, коммерческие или некоммерческие. Рыночные и коммерческие – это те, которые осуществляют коммерческую деятельность с целью получения
дохода от вложенных ресурсов. Рыночные и некоммерческие – имеют иные цели отличные от получения прибыли общественные, благотворительные организации и т.д В теории производства рассматриваются три основные группы экономических агентов и их функции 1. Индивиды и домашнее хозяйство – функционируют в сфере потребления могут иметь заработную плату ренту. цель – максимизировать общую полезность от всех потребляемых ими товаров и услуг . 2. Предприятия или фирмы – функционируют в сфере производства могут иметь прибыль
ренту. цель – прибыльность, конкурентоспособность, перспективность, стабильность максимизация потенциальной прибыли . 3. Гос. организации – осуществляют деятельность в сфере контроля над экономическими процессами на всех уровнях жизни общества установление правовой базы экономической деятельности. цель – утверждение власти, а следовательно расширение сферы своего контроля на всех уровнях.В процессе взаимоотношений всех этих групп эк. агентов складывается определенная система отношений 1.
Социально-экономические отношения – отношения по средствам их отношения к производственным благам или вещам основа таких отношений – собственность. 2. Организационно-экономические – отношения м д экономическими агентами в процессе организации и обустройства производства. 18. Собственность. Сущность. Объекты и субъекты собственности. Классификация. Сущность собственности на протяжении многих лет бытовало представление о собственности
как отношения человека к вещам, его стремление обладать и возможность распоряжаться ими по своему усмотрению. По мере углубления знаний закона развития общества, представления о собственности стали меняться в сторону все большего познания не природной, а социальной ее основы. Важный шаг в изменении отношения к собственности сделал Прудон. Он сказал, что собственность это кража. Суть – если один человек обладает к-л вещью, то другой
человек лишается возможности обладать этой вещью, т.е. не природа, а общественные отношения лежат в основе собственности . Собственность – отношения м д людьми, выражающие определенную форму присвоения средств производства. Это экономическая основа любой экономической системы. Она обуславливает экономический способ соединения рабочей силы, средств производства и предметов производства цель функционирования и развития эк. системы эк. структуру общества, которая влияет на развитие социальной
структуры общества. Собственность является основным и системообразующим видом экономических отношений, которая формирует все остальные виды. Собственность – это отношение собственника к несобственнику. Причина – разделение труда и кооперации, которая побуждает людей вступать в отношения присвоения и отчуждения это две категории собственности . Присвоение – возможность владения, пользования и распоряжения объектом собственности по своему усмотрению. Отчуждение – лишение такой возможности нельзя путать экономическое
понятие собственности с юридическим понятием права собственности, т.к. юридическое понятие – юридическое оформление сложившихся экономических отношений по поводу собственности в законах и правовых нормах. В эк. теории выделяют как субъекты, так и объекты собственности Субъекты собственности – это те юридические и физические лица, м д которыми возникают отношения собственности. Они делятся на 1. Частные лица – физические лица, которым принадлежат предметы потребления, средства
производства и другое производственное имущество. 2. Коллективы – объединения людей, которые совместно владеют, пользуются и распоряжаются данным им имуществом. 3. Общество или государство – самый крупный субъект собственности, который управляет и распоряжается собственностью всех граждан общества. Объекты собственности – это все то, по поводу чего складываются отношения собственности предметы потребления, средства производства, предметы потребления, ресурсы,
рабочая сила. При разделении общественной собственности на коллективную и государственную, в сфере коллективной существует 1. Народная. 2. Кооперативная. 3. Акционерная. В сфере государственной 1. Собственность субъектов федерации. 2. Муниципальная собственность. Собственность 1. Частная – это отношения м д людьми по поводу присвоения и отчуждения материальных благ частными лицами. а Трудовая б
Нетрудовая 2. Общественная – это отношения м д людьми по поводу коллективного присвоения материальных благ. а Коллективная б Государственная субъект федерации муниципальная. 19. Теория производства. Понятие предприятия фирмы . Классификации предприятий. Предприятие фирма в микроэкономике является основным объектом. Это объясняется тем, что предприятие производит очень большое количество всех общественно полезных
благ. Предприятие рассматривается как производственно технологический комплекс по производству товаров и услуг. Фирма – организационно экономическая форма предпринимательской деятельности, осуществляемой небольшим коллективом занимается изготовлением специфической продукции. Предприятие и фирма одинаковы в своих целях и интересах, т.к. предприятие – самостоятельная хозяйствующая единица, обладающая правом юридического лица, использующая имеющиеся ресурсы для производства товаров
и услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, т.е. самостоятельность . Как производственное звено предприятие или фирма это – 1. Комплекс средств производства, объединенных определенной технологией. 2. Коллектив работников, взаимодействующих друг с другом на основе внутрипроизводственного разделения труда. Любое предприятие фирма характеризуется в экономической системе общества.
3. Экономическая обособленность любого предприятия обусловлена а обособленным использованием конкретных ресурсов б самостоятельность оборота этих ресурсов в процессе производства в возмещение затрат получаемым доходом. Классификации предприятий 1. По форме собственности а частные или индивидуальные основаны на предпринимательской деятельности, базируются на мелкой частной собственности, на полной материальной ответственности, как за процесс производства, так и за конечный результат производства.
Функции производства и управления находятся в одних и тех же руках б кооперативное товарищество состоит из двух и более собственников, которые делят долю ответственности и долю прибыли в равных количествах. Может быть с ограниченной ответственностью – за конкретный вид деятельности в рамках всей деятельности с полной ответственностью – за всю структуру деятельности в АО организация, которая создана по соглашению физического и юридического лиц, путем объединения их вкладов
для осуществления хозяйственной деятельности с целью получения прибыли. Функция управления и производства находится в разных руках, из-за выпуска ценных бумаг. Существует два типа АО ЗАО – осуществляется путем распространения акций среди ограниченного круга лиц, имеющих отношение к данному производству. Орган управления – собрание акционеров. ОАО г государственные унитарные предприятия – это собственность государства, либо субъектов федерации,
либо муниципалитета. Бывают государственные бюджетные государственные хозрасчетные разрешается вести некоторые виды деятельности, которые могут окупить число затрат производства данного предприятия д смешанные совместные предприятия – это форма, при которой объединяется частный капитал и государственный, т.е. когда государственное предприятие привлекает средства частных лиц в сферу своего производства, но при этом, сохраняя за собой право, обладать контрольным пакетом акций и иметь право получения большей доли
прибыли 2. По функционированию а производственные б непроизводственные. 3. По сфере деятельности транспортные строительные промышленные торговые с х и т.д. 4. По цели а коммерческие – получение коммерческой выгоды б некоммерческие – получение некоммерческой выгоды 5. По размерам а крупные более 500 человек – производят массовый стандартный продукт, оно стабильно, но не мобильно и не гибко. б средние от 200 до 500 человек – производят конкретный специализированный
продукт, ориентируясь на спрос определенной категории потребителей, они наполняют рынок большим многообразием различных товаров и услуг. Более гибкое, мобильное предприятие. в мелкие до 200 человек – обладают максимальной гибкостью, им легче всего изменить свою структуру, наиболее чутко реагируют на спрос на рынке. Число таких предприятий является показателем рыночного состояния в обществе, т.к. это количество отражает отношение государства к частному бизнесу в целом. 6.
По признаку доминирующих ресурсов трудоемкие капиталоемкие материалоемкие наукоемкие. 7. По количеству видов производимой продукции специализированные многопрофильные комбинированные 8. По своей форме организации а частная – фирма, которая основана на ведении дел самостоятельно, единоличное управление и распределение доходов по своему усмотрению легко вступить в отрасль – полная свобода действий – полное распоряжение доходами недостаточность ресурсов – неограниченная ответственность за производство
и результат производства. Гарантирует выплату ущерба своим имуществом. б партнерство – обуславливается производство в равных долях легкое вступление в отрасль – более высокая степень специализации – большая возможность привлечения дополнительных ресурсов несогласованность в действиях – ограниченность ресурсов – полная ответственность за ведение производства своим имуществом. в корпорация – фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничивается его вкладом в данное предприятие
ведущая роль в экономике – эффективно привлекает инвестиции – ограниченность в ответственности двойное налогообложение корпоративной прибыли, т.е. каждый акционер платит подоходный налог, а потом налог с ценных бумаг акций – немобильность разделение функций собственности и управления. 9. По принадлежности капитала национальные иностранные совместные до 5 участников многонациональные свыше 5 участников . 20. Организационно-правовые формы предприятий. а частная – фирма, которая основана
на ведении дел самостоятельно, единоличное управление и распределение доходов по своему усмотрению легко вступить в отрасль – полная свобода действий – полное распоряжение доходами недостаточность ресурсов – неограниченная ответственность за производство и результат производства. Гарантирует выплату ущерба своим имуществом. б партнерство – обуславливается производство в равных долях легкое вступление в отрасль – более высокая степень специализации – большая возможность привлечения
дополнительных ресурсов несогласованность в действиях – ограниченность ресурсов – полная ответственность за ведение производства своим имуществом. в корпорация – фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничивается его вкладом в данное предприятие ведущая роль в экономике – эффективно привлекает инвестиции – ограниченность в ответственности двойное налогообложение корпоративной прибыли, т.е. каждый акционер платит подоходный налог, а потом налог с ценных бумаг акций
– немобильность разделение функций собственности и управления. 21. Внутренняя и внешняя среды предприятия. Банкротство. Любое коммерческое предприятие имеет главной целью возможность получения максимальной прибыли, но многие могут довольствоваться лишь средней и минимальной нормой прибыли. При средней норме прибыли предприятие окупает свои издержки и получает минимальную прибыль.
Без прибыли предприятие не может функционировать, следовательно, ему грозит банкротство. Банкротство – это финансовая несостоятельность предприятия и или неспособность данного предприятия уплаты кредиторам по долговым обязательствам как первостепенное условие предложения своей коммерческой деятельности. Виды банкротства 1. умышленное – намеренное доведение своих коммерческих дел до финансового краха с целью получения страховки. 2. некомпетентное – доведение своих коммерческих дел до финансового
краха из-за непрофессионального управления. Оно является причиной ведения на предприятии специальных форм управления для устранения причин банкротства при устранении должника от возможности распоряжаться принадлежавшим ему имуществом. Эти формы представляют собой процедуру санации предприятия, включает в себя ряд мер, способов, методов, которые могут восстановить платежеспособность предприятия кредитование, реорганизация, изменение внешнего и внутреннего содержания выпускаемого продукта, расширения ассортимента,
разработка производства новых продуктов. Большинство мер, связанных с выпуском новой продукции называются диверсификацией производства улучшение качества, упаковки, сервиса снижение транзакционных издержек, исследование рынка с целью определения дохода ниш или сегментов Т.о. открыться предприятие может в случае желания учредителей открыть это предприятие собственники, головное предприятие, государство и при соблюдении всех бюрократических процедур по открытию предприятия,
которые определяются законодательством. Закрываться могут при желании учредителей и при условии банкротства. При этом после объявления факта банкротства платежи кредиторам осуществляются в определенной последовательности в первую очередь по налогам, а затем – кредиторам. При этом, если у комитета специального управления есть возможности востребовать с дебиторов данного предприятия долги, то случаи покрытия дебиторской задолженностью, кредиторская процедура банкротства
может быть предоставлена. Любое предприятие в условиях общего распределения труда обязательно функционирует в системе с другими предприятиями, т.е.предприятия обладают внутренней и внешней средой. Внутренняя среда предприятия – факторы внутри самого предприятия, которые непосредственно влияют на его деятельность, неотделимая часть самого предприятия. Элементы 1. миссия предприятия – общая, главная цель предприятия, ради которой оно и функционирует,
т.е. это четко выраженная причина его существования. 2. цели и задачи предприятия – выражается для осуществления, достижения миссии предприятия. Цели и задачи должны быть конкретными, реально выполнимыми, измеримыми, ориентированы во времени, разделяться на краткосрочные и долгосрочные. 3. технология – совокупность средств и способов, с помощью которых преобразуют ресурсы в продукты. 4. организационная структура предприятия – это логические взаимоотношения
уровней управления предприятия с функциональными областями и подразделениями предприятия с уровнями подчинения по функциям . Организационная структура предприятия способствует достижению основных целей предприятия. 5. кадры – ни миссия, ни задачи, ни цели не будут реальновыполняемыми без сотрудничества людей, без их опыта, знаний, профессионального уровня, культурного уровня. Внешняя среда предприятия – факторы внешнего окружения любого предприятия, которые могут влиять непосредственно
или опосредованно. 1. Среда косвенного влияния экономическая и политическая обстановка в стране обстановка в регионе и отношение широкой публики к предприятию партия зеленых социальная и экономическая обстановка в регионе 2. Среда прямого воздействия а рынки – зоны, в которых реализуются продукты предприятия. Они делятся по двум критериям территориальный по потреблению б конкуренты – предприятия, которые производят идентичный продукт и ориентируются на того потребителя физические и юридические лица в определенных
стратегических зонах хозяйствования в поставщики – те физические и юридические лица, которые обеспечивают предприятие необходимыми материальными ресурсами г потребители д государственные и законодательные органы – те, учреждения, которым предприятие подчиняется при ведении своей деятельности. 22. Теория пр-ва. Производственная функция. Изокванта. Производственная функция. Между объемом производства продукции и количеством употребл. ресурсов существует
определяется взаимосвязь, кот. наз-ся производств. функцией. Производств. ф-ция – отражает те способы прозв-ва технологии при использовании конкр. комбинаций ресурсов, при кот. возможно максимальное прибыль и достижение намечен. задач производителем. Если функция отражает объемы Q f k L – по минимальному хотя бы использование двух ресурсов. где К – капитал, L -людской ресурс. Капитал реальный и фин-вый
При использовании ресурсов все они более эффективны при взаимозаменяемости. Произв. ф-ция отражает использовании ресурсов при условии взаимозаменяемости. L кол-во людей Капитал К , м ч 100 150 250 400 100 30 45 60 70 200 45 60 70 90 300 60 70 90 110 400 70 90 110 120 Произведено V товара Для объема 70 единиц изокванта – прямая Изокванта отображает возможные комбинации, необходимые для использования в производств. процессе ресурсов
для достижения конкр. объема продукции. График с несколькими изоквантами – карта изоквант, отображающих различн. уровни использования возможных комбинаций необх. ресурсов. Изокванта – кривая безразличная для предприятия, фирмы. Выпуклость изокванты хар-ся Применение кол-ва одного ресурса непропорционально изменению кол-ва др. ресурса Непропор-ть замещения одного кол-ва ресурсов, кол-вом др. ресурса.
Изокванта хар-ся эффектом замещения. Единицей эффекта замещения является предельная норма технологич. замещения MRTS K L Сущ-ют особые случаи изоквант 1. абсолютная или жесткая взаимозаменяемость ресурсов почти не встречается 2. жесткая или абсолютная взаимозаменяемость ресурсов. 23. Теория производства. Продукт переменного фактора. Изокоста. Расширение пр-ва. Используются такие способы производства, при кот-х изготовление готовой
продукции предполагает конкр. обязат. два и более ресурсов. На основании производств. ф-ции люб. фирма делает решение об использовании опр. техн. процесса. При выборе способа производства, предприятие руководствуется тем, что будет ли оно иметь возможности изменить использованные ресурсы в процессе производства или нет. В зависимости от этого факторы подразделяются на 2 периода для произв-ля 1 .
Долгосрочный период – период, в течении которого предприятие не может изменить большую часть всех используемых ресурсов, а следовательно, и способы и технологии производства. 2 . Краткосрочный период – период времени, в течении которого предприятие может изменить только лишь часть факторов производства. Все остальные неизменны. Краткосрочность и долгосрочность периодов очень сильно зависит от масштаба производства и предприятия.
Факторы, затраты которых могут быть изменены по желанию предприятия в краткосрочный период, наз-ся переменными факторами. А те факторы, затраты которых не м.б. изменены, наз-ся пост. факторами. Анализ влияния изменения переменного фактора на объем производства осущ-ся с помощью след. показателей 1 . Общий продукт ТР ТР – общая величина произведенной продукции при использовании опр. кол-ва перем. фактора в условиях неизменности всех остальных факторов.
2 . Средний фактор АР АР – ср. величина общего продукта зависимости от использования перем. ресурса людей L. АР ТР L. 3 . Предельный продукт МР МР – добавочный продукт, т.е. это прирост общего продукта в зависимости от использования каждой добавочной единицы переменного ресурса. МР ТР L Предельн. продукт – наиболее важн. показатель, характеризующий уровень использования перемен. фактора. Для любого объема производства сущ-ет оптимальн. размер перемен. фактора, а следовательно
и определяющая величина пред. продукта. В случае, если какой-нибудь из перемен. факторов начинает быстро увеличиваться, превышает свой оптим. размер для данного объема и производства, пред. продукт при этом будет резко сокращаться. Такая связь перем. фактора и пред. продукта отражено в законе убывающей отдачи убывающего пред. продукта . Суть закона С опр. момента при незначит. увеличении какого-либо перемен. фактора на такие неизменности всех остальных факторов, пред. продукт в расчете на одну добавочную единицу
перемен. ресурса начинает снижаться. У производителя сущ-ют бюдж. ограничение. Оно выражается величиной совокупных произв. затрат на используемые производ. ресурсы. График бюдж. ограничения кривая, кот. отображает все возможные комбинации произв. ресурсов в доменах совокупных затрат на эти ресурсы наз-ся изокостой. Несколько изокост – карта изокост, отображающая различн. затраты предприятия, фирмы. по т. взаимодействия
можно опр-ть минимизацию издержек. Данная точка наз-ся точкой равновесия. При увеличении объемов производства у предприятия можно определить новый уровень изокванты и изохосты. По точкам равновесия на каждом уровне можно построить линию развития фирмы, кот. опр-ет направление функционирования производителя. При повышении объемов производства речь идет об увеличении масштабов производства, а при уменьшении – сокращение масштабов производства.
Реакция объемов производства на применение масштабов производства наз-ся эффектом масштаба. Различают 3 вида 1 . Положительный увеличивающийся при нем объем производства продукции увел-ся гораздо быстрее, чем объем используемого в производстве ресурсов, т.е. он наиболее желателен для производителя. 2 . Постоянный при нем объем производства будет увел-ся в том же объеме. При нем увеличение объемов производства готовой продукции происходит в той же мере, что и увел-ние
объемов используемых ресурсов. Прибыли не предвидится. 3 . Отрицательный сокращающийся при нем увеличение объемов производства происходит гораздо медленнее, чем увеличение объемов используемого в процессе производства ресурсов. При правильном использовании эффекта масштаба, предприятие получит максим. прибыль. 24. Теория пр-ва. Издержки пр-ва. Издержки – совокупность всех затрат, к-рые несет пр-тель при изготовлении
товара, оказывая услуги, проведение работ. К издержкам относятся затраты на приобретение необходимых ресурсов, производственные затраты, затраты на придание продукции тех форм, качеств, свойств, которые максимально удовлетворяли бы общественные потребности. В зависимости от различных экономических признаков все издержки подразделяются на виды 1. Альтернативные Из-за ограниченности ресурсов предприниматели ограничены в возможностях использования
их при пр-ве различных видов продукции. Альтернативные – это возможные издержки производителя при не использовании возможности задействования их при изготовлении продукции издержки упущенных возможностей . 2. Экономические и бухгалтерские Эк-кие издержки – это все реальные фактические издержки производителя альтернативные. Бухг-е издержки – фактические издержки предприятия при пр-ве определенного объема продукции. В связи с разделением всех издержек на эк-кие и бухг-е, существуют понятия эк-кая и бухг-я прибыль.
Экономическая прибыль общий доход – экон издержки Бухгалтерская прибыль общ доход – бухг издержки 3. Общественные и индивидуальные Индив-е – это издержки конкретного хозяйствующего субъекта фирмы и т.п Общественные издержки индив издержки определенная сумма, к-рая способна компенсировать ущерб атмосфере, обществу, здоровью, наносимый данным предприятием.
4. Внешние и внутренние Внешние – издержки предприятия при приобретении им необходимых для пр-ва ресурсов у других хозяйствующих субъектов. Внутренние – не оплачиваемые издержки при использовании предприятием своих собственных ресурсов. 5. Возвратные и не возвратные Возвратные – это издержки на факторы пр-ва, которые имеют альтернативное использование. Невозвратные – это издержки на ресурсы, которые не имеют альтернативного использования.
6. Постоянные и переменные в зависимости от влияния объемов пр-ва на величину издержек . Постоянные издержки FC не зависят от объемов пр-ва. Они должны быть оплачены всегда, даже если предприятие не производит продукцию зарплата, аренда, страховые взносы, амортизация, канц товары Переменные издержки VC напрямую зависят от объемов пр-ва. Ими предприятие может манипулировать, изменяя объемы пр-ва материалы,
сырье, зарплата основных рабочих, топливо . Общие издержки TC – суммирование переменных и постоянных. Средняя издержка средне постоянные, средне переменные, средне общие издержки. Средне постоянные издержки показывают сколько постоянных издержек приходится на 1 единицу продукции AFC FC Q . Средне переменные издержки – сколько переменных издержек приходится на 1 ед продукции AVC VC Q . Средне общие издержки – сколько общих издержек на 1 ед продукции
ATC TC Q AFC AVC . Предельные издержки Это добавочные издержки в связи с пр-вом каждой дополнительной единицы продукции. Для предпринимателя предельные издержки являются самыми важными при анализе всех издержек при пр-ве продукции, т.к. на примере предельных издержек действует закон убывающей отдачи на издержках при эффективном технологическом процессе предельные издержки должны снижаться, т.е. отдача от ресурсов увеличивается, но с определенного момента отдача от ресурсов начинает падать, а предельные
издержки расти. Рассмотренные виды издержек характерны для краткосрочного периода, когда у предприятия нет времени и возможности изменить многие факторы пр-ва. В долгосрочном периоде все издержки переменные 25. Определение объема пр-ва и цены продукта, максимизирующих прибыль предприятия. Любое предприятие, реализуя произведенную продукцию, оказывая услуги или проводя работы за определенный
период времени и по определенной цене получает денежный доход, который называется валовым доходом TR P Q , график зоны прибыли по 1 и 2 точкам безубыточности. 26. Конкуренция в рыночных отношениях. Суть. Виды. Модели. Виды и суть. Любое предприятие решает основные экономические проблемы с помощью рыночных механизмов. Это взаимодействие 3-х основных его элементов и их производных спроса, предложения и цены .
Движущими силами рыночного механизма являются экономические интересы и выгоды, которые хозяйствующие субъекты стремятся достичь. Реализация экономических интересов возможна только в условиях конкурентной борьбы. Конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов за лучшие условия пр-ва и реализации продукции, работ, услуг. Это движущая сила рыночных отношений. 1 Чтобы быть конкурентноспособным предприниматель старается использовать диверсификацию пр-ва повыш
качества и т.п. 2 Конкуренция заставляет предпринимателя снижать издержки пр-ва 1 Часто конкуренция приводит к дисбалансу между спросом и предложением 2 При условии комерческой тайны предприниматели не делятся новинками пр-ва 3 Предприниматели не стремятся удовлетворять социальные потребности потребителя. Виды конкуренции При различных условиях конкуренция приобретает различные формы, служащие основой для
модели конкурентной борьбы. В условиях дефицита товаров, когда спрос предложения, конкурирующим предприятиям легче функционировать, речь идет о мягкой конкуренции. Если предложение спроса, то речь идет о жесткой конкуренции внутриотраслевой и межотраслевой . Внутриотраслевая – соперничество между предприятиями одной отрасли за спрос потребителя. Межотраслевая – соперничество предприятий за более прибыльную сферу хозяйственной деятельности.
В условиях такой конкуренции происходит постоянный перелив капитала и ресурсов из менее прибыльной в более выгодную сферу пр-ва. Этот процесс бесконечен, способствует постоянной корректировке отраслевых структур. Положительный эффект конкуренции во многом зависит от кол-ва потребителей и производителей на рынке, от тех условий, в которых функционирует предприятие, от уровня экономической свободы, от степени открытости и закрытости экономики общества. В зависимости от этих факторов конкуренция бывает совершенная
и несовершенная. 27. Чистая совершенная конкуренция. Совершенная чистая конкуренция – это идеальная модель рынка, при которой должны соблюдаться признаки большое кол-во предпринимателей, ни один из которых не имеет значительной доли данного рынка и поэтому не может влиять на рыночный объем предложения следовательно на рыночную цену продукции. 2 На рынке должно функционировать большое кол-во потребителей, которые не могут повлиять посредством
спроса на рыночную цену. 3 Соблюдается равенство P MR MC ATC. 4 Производится однородная продукция, т.е. продукция, которая схожа по качественным и количественным параметрам с продукцией конкурента и не обладает отличительными специфическими признаками. 5 Потребитель и производитель должны настолько близко находиться друг к другу, чтобы транспортные издержки были сведены к 0 . 6 Вступление новых фирм на рынок, а также выход не имеет значительных барьеров.
7 И предприниматели, и потребители имеют равный доступ к информации о продукции на рынке. совершенной конкуренции в том, что 1 данный вид конкуренции позволяет равномерно распределять имеющиеся ресурсы 2 в условиях совершенной конкуренции все предприниматели вынуждены продавать продукцию по цене, незначительно превышающей обще-средние издержки 1 Для предпринимателя нет возможности для получения максимальной прибыли 2 Предприятия не могут сконцентрировать необходимые ресурсы для внедрения новинок
НТП в пр-во. 3 Совершенная конкуренция способствует стандартизации производимой продукции. Несовершенная конкуренция монополия, монопсония, олигополия, монопольная конкуренция. Несовершенная конкуренция – всегда отклонение от чистой конкуренции, характеризующееся различной степенью ограничения экономической свободы конкурирующих фирм. Ценовая конкуренция – это маневрирование и манипулирование ценой с целью наилучшего использования рыночной
конъюнктуры. 1 максимально высокие цены 2 бросовые цены. 1 – Максимальные цены характерны для монополистов. 2 – бросовые цены – демпинг когда необходимо сбыть товар или потеснить конкурентов . Ценовая война возможна лишь при полной информации об уровне издержек конкурентов. Неценовая конкуренция – это ряд мер и способов, способствующих сбыту продукции, отличных от манипулирования
ценой. Повышение качества, реклама, организация выставок – продаж, снижение транспортных издержек, доставка, сервис. Добросовестная – соперничество с соблюдением всех правовых и этических норм в отношениях между конкурентами. Недобросовестная технологический шпионаж, подкуп и переманивание специалистов, ложная реклама, самовольное использование товарного знака или логотипа конкурентов, копирование внешнего облика товара конкурента. Функциональная – конкуренция между товарами различного функционального назначения,
способные удовлетворить 1 потребность. Видовая – между товарами с одной и той же целью, но отличающиеся значительно по качественным и количественным параметрам. Предметная – между товарами с одной целью, отличающимися качеством пр-ва. 28. Монополия. Характерные черты. Монополия. Моно – один, продаю характеризуется наличием на рынке 1 производителя и много покупателей, т.к. на рынке функционирует всего 1 продавец, то он олицетворяет
собой всю отрасль. Если на рынке много покупателей, то они не способны повлиять на рыночную ситуацию и цену монополиста, тогда монополия является чистой или абсолютной. Если на рынке несколько покупателей, то монополия является ограниченной, т.к. они могут путем сговора координировать рыночную ситуацию. Монополия характеризуется чертами 1 Наличие 1 продавца. 2 Совершенно неэластичный спрос на продукцию, т.к. продукция монополиста является
уникальной, т.е. не имеет близких товаров – заменителей, сбыт продукции гарантирован. 3 Монополист всегда искусственно завышает цену на продукт. Производит и реализует тот объем продукции, который отвечает только его интересам. 4 Барьеры при входе на рынок, где монополист, всегда очень высоки. Эти барьеры имеют искусственный и естественный характер наличие высокого капитала государственные и
официальные барьеры в виде лицензий, патентов обладание авторскими правами на использование определенных ресурсов, на ведение определенной деятельности, на пр-во определенной продукции агрессивное поведение действующего монополиста. 5 Монополист преследует цель получения монопольно высокой прибыли при отсутствии стимулов к снижению издержек. На сегодняшний день различаются естественные и искусственные монополии. Искусственная монополия – монополия, которая оформилась на базе роста концентрации пр-ва.
Такой монополист представлен предприятием, которое, выдержав жесткую конкуренцию, обладает высокими техническим и технологическим потенциалом, имеет невысокий уровень издержек, отличается высокой эффективностью пр-ва. Наиболее устойчивыми искусственными монополистами являются монополии, которые возникли благодаря обладанию патентами, лицензиями и авторскими правами, полученными от гос-ва. Естественная монополия – монополия, которая обеспечивает весь рыночный спрос потребителей определенным
объемом производимой продукции, имея при этом гораздо низший уровень издержек, чем группа конкурирующих фирм, если бы они удовлетворили такой же спрос таким же объемом. Конкурировать с естественным монополистом не невыгодно, а технически невозможно газ, связь, ж д Из всех монополий наиболее распространенной является ограниченная искусственная монополия. Чистая монополия часто встречается на периферии. Максимизация прибыли монополиста.
На сегодняшний день ограниченные монополисты должны подстраиваться под реальный спрос покупателей, которые могут повлиять на цену их продукта. До бесконечности цена повышаться не может, т.к. реальные покупатели при максимально высокой цене, не соответствующей их платежеспособности могут найти косвенные товары – заменители следовательно резко снизится рыночный спрос и снизится прибыль монополиста, поэтому линия спроса на рынке монополиста имеет отрицательный наклон.
Степень наклона линии спроса монополиста характеризует степень монопольной власти 1 Если спрос высоко эластичен, то монополист обладает ярко выраженной ограниченной властью. 2 Эластичность спроса мала следовательно высокая власть монополиста. Для того, чтобы получать монопольно высокую прибыль, монополисты вынуждены проявлять определенную гибкость 1 Приходится снижать общий уровень издержек 2 Ценовая дискриминация 3 типов.
29. Ценовая дискриминация в условиях монополии. Государственное регулирование монополий. Прогнозиование монополистических признаков. Ценовая дискриминация 3-х типов А ценовая дискриминация 1-ой степени – это политика назначения различных цен на каждую единицу одного и того же произведенного товара. Когда произведенная продукция является уникальной, специфической, изготовленной по индивидуальному заказу конкретного покупателя. При данной дискриминации монополист продает продукцию
по резервированной цене покупателя, та максимальная цена, которую может позволить себе заказчик. Характерен малый объем продукции. Выше зоны прибыли – излишек монополиста. Б ценовая дискриминация 2 степени – это практика назначения разных цен на разные объемы продукции. В ценовая дискриминация 3 степени – практика назначения разных цен на 1 и тот же товар, но для разных категорий покупателей. При этом весь объем покупателей разбивается на отдельные сегменты, для каждого
из которых характерен свой спрос на данную продукцию. Данная политика для разных групп покупателей является сглаживанием, поэтому эта дискриминация явл-ся положительной стороной монополии функционирования монополий 1 Монополия не использует в полной мере имеющиеся в наличии ресурсы, в результате не производится определенная часть общественно необходимого продукта, т.е. монополист создает искусственный дефицит.
2 Монополия не достигает максимальной производительной эффективности из-за того, что не стремится снижать уровень издержек до минимально возможных. 3 Т.к. сбыт продукта гарантирован, то монополист не гибок на рынке, не стремится подстроиться под рыночную коньюнктуру, не стремится использовать новые технологии и технику. 4 Из-за высоких барьеров входа на рынок новых фирм, монополия тормозит действие здоровой конкуренции. Государственное регулирование монополий.
В каждой стране с рыночной экономикой действует антимонопольное законодательство, регулирующее или ограничивающее действия монополистов. Впервые антимонопольное законодательство стало оформляться в США принятием закона Шермана американским конгрессов в 1890 году. По 1950 г конгрессом принимается ряд законов и поправок, последняя поправка Семера-Кефовера. За 60 лет в США сложилась сложная система законов, судебных решений, нормативных актов,
правовых норм по регулированию действий монополистов. Практика антимонопольных действий в США является базой для формирования антимонопольного законодательства в странах с рыночной экономикой. Правовые основы российского антимонопольного законодательства впервые оформляются в 1991 г принятием закона РСФСР Об ограничении монопольной деятельности на товарных рынках По данному закону к монопольным действиям относятся
Действия бездействие хозяйствующих субъектов органов власти , направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и или причиняющие ущерб потребителю Меры регулирования 1 Там где это возможно, гос-во старается вмешиваться в процесс ценообразования. 2 Гос-во стремится предупредить появление монополий путем акционирования. Контрольный пакет в 51 отсутствует, т.е. допущен пакет до 31 .
3 Правительство завышает уровень критериев в процентах, на основании которых можно говорить о появлении монопольных признаков у 1 или нескольких производителей. от 35-45 – для 1 предприятия от 50-60 – для 3 предприятий от 65-75 – для 5 предприятий 4 Вынужденное разукрупнение действующей монополии. 30. Монопсония. Монопсония -монополия наоборот один покупатель и множество продавцов. Чистая монопсония – один покупатель и множество продавцов гос-во .
Ограниченная монопсония – наибольшее кол-во покупателей и большое кол-во продавцов. Встречается во время сезона с х продукции ограниченному кол-ву переработчиков. Конкуренция происходит м у продавцами за лучшее условие продажи произведённого продукта. В этих условиях монопсонист всегда снижает цену закупа т.е. при монопсонии всегда имеет место тенденция занижения цен благодаря формированию рыночного предложения монопсонистам.
Максимизация прибыли монопсониста min затрат при закупке товара. Функции 1 монопсонист убивает своими ценами произв-ля. 2 Производитель не имеет возможности получать прибыль не может собрать капитал для вынужденного перепрофилирования произв-ва. 3 Даже при объёмов произв-ва тенденция цены . Антимонопсонистического состояния нет. Меры регулирования монопсонии.
1. Гос-во стремиться завысить цену. 2. Способствование созданию произв-ва своих собственных цехов или произв-в по переработке. 3. Создание условий для хранения произведённой продукции. 31. Олигополия О Хар-ные черты. Такая модель несовершенной конкуренции, на рынке функционирует небольшое количество производителей и продавцов и большое количество покупателей. Олигополисты обладают некоторой властью над ценой, но эта власть ограничивает количество конкурентов
на рынке. Характерные черты 1 Не многочисленность фирм действующих на рынке до 10-12. 2 Допущение по продуктам при О. Может производиться как идентичный, стандартизованный, так и дифференцируемый продукт.3 При О. Может осуществляться как ценовая так и неценовая конкуренция. Ценовая конкуренция используется, где производиться идентичный продукт, а неценовая где дифференцируемый продукт.4 Общая взаимозависимость 5 При О. Могут широко уживаться крупные, средние, мелкие фирмы.
Только крупные – симметричная О крупные, средние, мелкие – ассимметричная О При О. действуют очень высокие барьеры вступления в отрасль а эффект масштаба производства, обусловленный начальным производственным капиталом б исключительные права в издержки на рекламу г поведенческие барьеры 6 В условиях О. существует 2 типа поведения действующих конкурентов а некооперативное поведение- любой конкурент принимает решение индивидуально б некооперативное поведение- соглашение определенного количества
монополистов по основным вопросам, главная цель получение максимальной прибыли. 32. Модели кооперативного и некооперативного поведения олигополистов. Модели некооперативного поведения О 1 Модель Курно – впервые действие О. подверглось анализу 1838. Анализ на примере простого вида дуополии. Если на рынке 2 фирмы, то выручка каждой будет зависеть от действия друг друга.
Оба конкурента осознано подстраиваются друг под друга и находят равновесие на рынке, такое равновесие Курно может быть длительным до тех пор пока одна из фирм не захочет изменить объем производства. 2 Ценовая воина- это цикл, постепенного снижения сущ-ого уровня цен, 1 из конкурентов с целью вытеснения ближайших и наиболее опасных конкурентов с рынка. 3 Игра по правилам Нейманн, Моргенстерн . Каждая фирма в отрасли, предоставляет о себе информацию на
рынок, делает свое поведение предсказуемым и понятным, выбирают усредненый вариант решения вопросов. 4 Модель нескоординированной О. модель ломанной кривой спроса Хитчел, Суизи . По данной модели не вступают в контакт друг с другом, не ищут осознанного равновесия на рынке, действуют стихийно, в зависимости от рыночной ситуации, что влияет на жесткость цен. Модели кооперативного поведения О 1 Картель- это явное открытое соглашение между фирмами
О. по поводу 3 основных вопросов цен, объёма производства и реализации и картельной квоты доля рынка каждого О. в рамках картеля . 2 Тайный сговор незаконное тайное соглашение между О. по поводу основных вопросов . Является частой моделью на рынке монополии, главная опасность- при твердой договоренности проверенной временем может вырасти монополия. 3 Лидерство в ценах. Лидер по отрасли является крупное предприятие, техн-и и технолг-и оснащенное,
достигшее оптимизации объема, все основные фирмы отрасли следуют за ними в ценах, устанавливают примерно одинаковый уровень цен. 4 Модель ценообразования издержки плюс . Приближенно одинаковый среднеобщие издержки процентная надбавка, складывают приближенный уровень цен на товар. Максимизация прибыли О-ста. Для некооперативного- модель нескоординированной О Для кооперативного- тайного сговора.Так как тайный сговор является основной для зарождения монополизма
на рынке при О. осуществл. Прогнозирования монополии на рынке. Для этого расчитаем индекс Герфиндаля-Хиршмана который оределяется путём суммирования квадратов рыночных долей каждого действующего О-ста. Н S2 S2 3S2 .nS2 , где S-рыночная доля О ста. Если Н 1000, то на рынке существует низкая концентрация и нет признаков монополизма. Если Н 1000-2000- концентрация средняя и существуют некоторые признаки монополизма.
Если Н 2000- концентрация высокая, при благоприятных условиях некоторые О. могут перерасти в монополию. и – Олигополии. 1 Жесткость конкуренции заставляет подходить к вопросу ценообразования осторожно, взвешано, не менять цены, а если менять по веским причинам. 2 при О. конкурент не завышает цен искуственно. 3 уже в значительной мере удовлетворяет индивидуальным потребностям покупателя 1 Из тайного сговора может появиться монополия 2
Высокие барьеры входа в отрасль тормозят развитие конкуренции на рынке, из-за высоких барьеров для изменения техн. уровня производства. 3 Все модели О. выгодны для гос-ва. 33. Монополистическая конкуренция. Характерные признаки монополистической конкуренции 1 На рынке функционирует большое количество конкурентов 12 и выше. 2 Каждая фирма обладает не значительной долей рынка .
В пределах своей доли – это монополист, а в рамках всего рынка это конкурент. 3 На рынке много продавцов, что нет тайного сговора, каждый действует на своё усмотрение так как невозможно предугадать действия всех конкурентов на рынке. 4 В условиях монополистической конкуренции производиться только дифференцируемый продукт. 5 При монополистической конкуренции осуществляется неценовая конкуренция, но это не означает что ценовая отпадает . 6 Спрос обладает высокой степенью элластичности.
7 Данная конкуренция называется патиентной сигментацией или нишевой конкуренцией Р.Кан конкуренты в условиях монополистической конкуренции необходимо найти и занять определённую нишу или сегмент рынка и ориентировать своё производство на спрос покупателя данного сегмента. 8 Главной целью монополистического конкурента является диф-ция продукта. Рассм. в 3 направлениях а по качеству б по сервисному обслуживанию в реклама и – монополистической
конкуренции. 1 Данная модель удовлетворяет индивидуальным потребностям покупателя 2 цена на товар не высока 3 Эта модель приближенна к совершенной конкуренции 4 В условиях монополистической конкуренции никогда не возникает монополия 5 Очень низкие барьеры вступления в отрасль 1 В условиях мон. конкуренции фирмы не могут получить максимальной прибыли. 2 Фирмы не имеют возможности аккамулировать значительные средства для изменения технич. или
технолог. уровня , при желании перейти в другую сферу производства для перепрофилирования.