Шпоры по эксплуатации машинно-тракторного парка

1. Влияние усл-й эксплуатации на теническое состояние машин в с/х.
Оказывают влияние внеш и внутр факторы. Внешние – климат условия, св-ва почвы, уровень ТО. Внутринние – констр.-технолог. факторы деталей, составных частей и сборочных единиц. При минусовой темп-ре увелич механические сопротивления; при темп-ре > 40С происходит перегрев охл жидкости, ум. вязкости смазочного материала. В помещении влажность воздуха резко ув коррозийный процесс деталей, ув опасность проникновения воздуха в цилиндры. Все это проявляется через тех состояние, а также качеств признаки состояния. Параметры тех состояния изм-ся от наработки или времени работы.
2. Эксплуатационные св-ва двигателей тракторов и с/х машин. Осн. Экспл показатели – эффективная мощность N, вращающий момент М, частота вращения колн вала n, часовой GTи уд расход geтоплива, кот связаны между собой след соотношениями: N= 0.105Mn, ge= GT/N. Экспл показатели двигателя, трактора и МТА в целом зависят от коэф-та загрузки (степени использования мощности) EN= Ni/NH
3.  Коэф-т использования смены МТА и пути его повышения. Сила сцепления движителя трактора с почвой: Рсц = Gсц∙µ = G∙λ∙µд = 10-3∙m∙g∙λ∙µд, где Gсц– сцепной вес трактора, кН; µl– коэф-т сцепления при допустимом буксовании, G–эксплуатац вес, кН; λ– доля эксплуатац веса трактора приходящаяся на движители. Из этого равенства следует, что сила сцепления непосредственно зависит от эксплуатац веса трактора и его доли, приходящейся на движители, а также от µд. Соответственно µд зависит от физ-механ св-в и состояния соприкасающихся поверхностей движителей, включая их геом формы, и опорной пов-ти (почвы). Способы улучшения сцепных св-в: 1. Конструктивные — связанных с выбором таких неизменных параметров трактора, как конструктивная масса, тип и параметры ходовой части, координаты центра масс, размеры прицепного устройства, навесной системы. 2. Конструктивно-эксплуатационные – способы улечшения сцепных св-в трактора, кот заложены в его конструкцию, но использ их лишь при необходимости в завис от усл-й эксплуатации(включении едоп ведущих осей, использование догружающих устройств, приминение позиционно-силового регулятора и т.д.) 3. Эксплуатационные способы улучшения тягово-сцепных свойств трактора предусматривают: поддержание ходовой части трактора и движителей в хор состоянии, обеспечение требуемого давления в шинах, выполнение полевых работ при требуемой вл-ти почвы, правильный выбор направления движения.
5. Выбор способов движений при выполн полевых операций. классификация способов движения МТА: по направлению рабочих ходов (гоновый, диагональный, круговой); по способу подготовки обрабатываемого участка (загонный, беззагонный); по виду поворота (петлевой, беспетлевой); направлению поворота; числу одновременно обрабатываемых загонов (однозагонный, многозагонный). Выбор зависит от: 1. Устанавливаются критерии оптимальности; 2. Определяется несколько способов движения; 3. Для каждого из них опред раб ход Spи хол ход Sхна единицу площади (га); 4. Рассм. знач-е коэф-тов раб ходов φ, т.е. какая часть от общего пути составляет рабочий ход. φ→max, Sx→min
6.(30) Основы операционной технологии полевых механизированных работ. Группы технологий возделывания с/х культур: высокие – сис-ма получения наивысшей урож-ти высокого кач-ва, предусматривает высокий уровень использ удобрений, науч достижений, программирование урожая; интенсивные – сис-ма получ-я высокоэффект урожая при компенсации соответст затра и выноса из почвы пит в-в в сочетании с мероприятиями по защите растений от сорняков и вредителей; нормальные – с использ биологич ресурсов.
Оперционтехнология – выполнение отдельных видов работ, обеспеч эфф-ное использование агрегатов для данных почвенно-климат условий (длина гона, площадь поля, урожайность и др). Должны содержать обоснованные рекомендации по агртехнич требованиям (по обеспечению требуемого качества), подготовке агрегатов к работе и поля, контролю качества работы, охране труда и природы.

7 Тех эксплуатация МТПТехническая эксплуатация машин как наука определяет пути и методы наиболее эффективно­го управления техничес-ким состоянием машин в целях их высокопроизводительной и надежной работы при оп­тимальных материаль-ных и трудовых затратах.
Техническая эксплуатация машин как область прак­тической деятельности — это комплекс технических, эко­номи-ческих, организационных и других мероприятий, обеспечивающих поддер-жание машин в работоспособ­ном, исправном состоянии, предупреждение их просто­ев из-за технических неисправностей.
Техническая эксплуатация включа-ет: обкатку, техни­ческое обслуживание, заправку, хранение, технические осмотры, диагностирование машин и предупреждение или устранение неис-правностей, т. е. неплановый ремонт машины.
Обкатка. Под обкаткой понимается период работы машины после ее изготовления или ремонта при определенной увеличивающейся нагрузке в целях хорошей приработки трущихся деталей, обеспечивающей их длительный срок службы.
Техническое обслуживание — это комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности машины при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании (операции очистки, кон­троля или диагностирования, крепления, регулирования, смазыва-ния, замены некоторых составных частей машин, например фильтрующих элементов).
Заправка машин включает опе-рации заполнения ее баков, картеров и других емкостей топливом, смазочны­ми материалами и рабочими жидкостями (охлаждающей).
Хранение машин — содержание в местах их разме­щения в соответствии с установленными правилами, вы­полнение которых обеспечивает сохраняемость машин до использования по назначению.
Технический осмотр машин — комплекс контрольных операций, прово-димых перед началом напряженных полезных работ в целях проверки готовности машин к их использованию.
Диагностирование машин — процесс определения их технического состояния  с определенной точностью.
Ремонт машин — комплекс опера-ций по восстановле­нию их исправности или работоспособности, что харак­теризуется   восстановлением   ресурса   составных  частей.
8 МТА и их классификацияМашинно-тракторный агрегат (МТА) — агрегат в котором в качестве источ­ника энергии используют двигатель трактора, самоходного шасси или какой-либо другой мобильной энергомашины. МТАклассифицируют по виду выполняемого тех­нологического процесса; принципу соединения рабочих машин с трактором или другой энергомашиной; типу привода рабочих ор­ганов машины; числу технологических операций, выполняемых за один рабочий ход.
По виду выполняемого технологи-ческого процесса агрегаты раз­деляют на пахотные, посевные, уборочные и т. д.
По принципу соединения рабочих машин с трактором МТА их подразделяют на прицепные, навесные и полунавесные. Прицепные агрегаты комплектуют из трактора, сцепки и прицепных машин с ходовыми колесами. У навесных агрегатов рабочие машины не име­ют ходовых колес и отсутствует сцепка. У полунавесных агрегатов вес рабочих машин воспри-нимается одновременно трактором или сцепкой, а также ходовыми колесами самих машин.
По типу привода рабочих машин различают тяговые и тягово-приводные МТА. У тяговых агрегатов вся полезная мощность дви­гателя реализуется через крюк или другой тяговый орган типа на­весного механизма. Полезная мощность двигателя у тягово-приводного агрегата реализуется одновременно через тяговый орган и вал отбора мощности.
По числу выполненных за один рабочий ход технологических операций МТА подразделяют на простые и комбинированные (комплексные).
Простые агрегаты состоят из одно-типных рабочих машин (па­хотные, бороновальные и др.).
В состав комбинированных агрегатов входят два и более рядов разнотипных машин (культиватор и бороны; культиваторы, сеял­ки и бороны и др.).
Применение комбинированных агрега-тов обеспечивает уменьше­ние числа проходов трактора по полю и меньшее уплотнение почвы. Сокращаются также затраты труда и сроки выполнения полевых ра­бот, однако при этом возможно увеличение простоев, связанных с устранением отказов при недостаточной надежности машин.
10Выбор и обоснование передвижных средств ТО и диагностирования. Основные факторы, оказывающие влияние на выбор средств ТО, сводятся к следующим: количественный со­став и структура парка машин по маркам; годовая за­грузка машин и неравномерность их использования; структура и рассредоточение материально-технической базы ТО для проведения определенного вида работ; ха­рактер специализации и структура организации ТО и ремонта машин в хозяйстве и на районном уровне.
Передвижные средства применяют в основном для оперативного обслуживания машин, особенно в напря­женный период сельскохозяйственных работ, а также при небольшом количестве тракторов в бригаде или в хозяйстве.
Для ориентировочного выбора числа передвижных средств ТО используют нормативы их среднего количества на 100 физических тракторов по респуб-ликам и стране в целом.
При более точном определении потребностей в сред­ствах ТО необходимо учитывать особенности материаль­но-технической базы хозяйств и района. При этом в пер­вую очередь учитывают макси-мальный объем работ за смену в напряженный период загрузки МТП. Этот объ­ем работ может быть выражен в ТО в смену, заправок в смену, устранений неисправностей в смену и др.
Необходимое число передвижных средств обслужи­вания определяют по фор­муле
Аjn=(мjn*ncмj)/djn                                                            
Где мjn— коэффициент, учитывающий часть суммарного объема ра­бот ТО, выполняемую с помощью передвижного средства jго на­значения (заправка, диагностирование, ТО, устранение неисправ­ностей). Этот коэффициент обычно изменяется в зависимости от условий в диапазоне 0,15. .0,35;  ncмj — максимальное число об­служивании в смену j-го назначении; djn— сменная пропускная, способность передвижного средства j-го назначенияс учетом времени на переезды, обслуживании в смену. Про­пускную способность средства устанавливают по его технической характеристике.
11Удельное и полное тяговое сопро-тивление с-х машин. Полное рабочее тяговое сопротивление машин для условий ровного рельефа определяют по упрощенной формуле
Rм = Kмвм         
Где Kм—удельное сопротивле-ние, приходящееся на 1м ширины захвата, кН/м; вм— ширина захвата машины, м.Сопротивление перемещению машин также входит в состав Км. Значения Км для соответствующих видов работ определяют по результатам опытов. Численное значение удельного тягового сопротивления в ука­занном диапазоне определяют из равенства    KM= KMo[l+АK(v~vo)], А-дельта            
где KMо— удельное сопротивление при скорости до vo= 1,4 м/с (5 км/ч), кН/м;АК-относительное приращение удельного сопротивления при увеличении ско­рости на 1 м/с. Численные значения KMо, а также АКдля всех основных ти­пов машин приводятся в справочной литературе.
В условиях неровного рельефа удельное сопротивление сельско­хозяйственных машин рассчиты-вают по формуле
KM = KMo[l+АK(v-vo)]+/-10-3 mмуgsina
  mму  — удельная масса машины, приходящаяся на 1 м ширины захвата, кг/м. Суммарное удельное тяговое сопротивление всего агрегата
Ка= Км+ 10-3mCyg(fccosa±sina),                             
mсу — удельная масса сцепки в расчете на 1 м ширины захвата агрегата, кг/м; fс— коэффициент сопротивления качению сцепки – приводятся в справочниках.
 
12Определение состава МТП по производительности и объему работ с использованием графика машиноиспользования. Этот метод универса­лен и лежит в основе всех остальных методов. На основе этого метола решаются задачи трех типов: эффективного использования существующего состава МТП; постепенного обновления состава МТП путем замены списываемых устаревших машин новыми перспективными; обоснования перспективного состава МТП с уче­том среднесрочньгх и долгосрочных планов развития хозяйства.
Основа составления графиков машинопользования во всех слу­чаях — соответствующие годовые календарные планы механизи­рованных работ (текущие, среднесрочные или перспективные дол­госрочные). Специалисты хозя-йства по экспертным мето­дам выбирают марки тракторов и рабочих машин. Затем на базе этих тракторов и машин рас­считывают составы соответствующих агрегатов и определяют их требуемое число с учетом объема работы и календарных сроков выполнения. Если одну и ту же работу можно выполнять несколь­кими тракторами, то выбирают наиболее эффективный с учетом годовой занятости тракторов всех марок. Затем строят соответству­ющие графики машиноисполь-зования для всех марок тракторов и после их корректировки вычис-ляют требуемое число тракторов и машин каждой марки по наиболь-шей их потребности на графике машиноиспользования.
График машиноиспользо-вания строят отдельно для каждой марки трактора, при-веденного в таблице По оси абсцисс графика последо-вательнооткладывают месяцы года в таком масштабе, что­бы можно было учитывать отдельные дни.По оси абсцисс для каждой работы, выполняемой тракторами данной марки, откладывают календар­ные сроки с датами начала и конца. Через границы этих сроков прово-дятвертикальные линии до пересечения с горизонталью, со­ответствующей требуемому числу агрегатов и соответ-ственно тракторов для вы-полнения данной работы. Полученный при этом прямо-угольник обозначают номе-ром соответствующей работы из таблицы. Если в эти же сроки выполняют другую работу, то требуемое для ее выполнения число тракторов отсчитывают от предшествую­щего по принципу «кладки кирпичей».Построив анало-гичным образом прямоуголь-ники для всех ви­дов работ, получают первоначальный вариант графика машино­использованиятракторов данной марки.
13) Технология хранения техники
Правильное хранение техники имеет важное значение. Оно позволяет снизить разрушающее действие атмосферных осадков, увелич. срок службы машины, снизить затраты на ТО,  способствует повыш. производительности и безотказной работы машины. Общее правило хранения машин и перечень операций по технич. и технологич. обслуживанию при хранения на предприятии АПК установлены ГОСТ 7751-85.
Различают 3 вида хранения:
1.  местное – ставят машины, перед использованием которых составляет 10 дней
2.  кратковременное – от 10 дней до 2 мес.
3.  длительное – более 2 мес.
Сущ. 3 осн. способа хранения:
1.   в закрытых помещениях
2.   под навесом
3.   на открытых площадках
Лучший способ хранения – закрытый. След. хранить дорогостоящую технику.
16) Виды и способы хранения с/х техники
Правильное хранение техники имеет важное значение. Оно позволяет снизить разрушающее действие атмосферных осадков, увелич. срок службы машины, снизить затраты на ТО,  способствует повыш. производительности и безотказной работы машины. Общее правило хранения машин и перечень операций по технич. и технологич. обслуживанию при хранения на предприятии АПК установлены ГОСТ 7751-85.
Различают 3 вида хранения:
1.  местное – ставят машины, перед использованием которых составляет 10 дней
2.  кратковременное – от 10 дней до 2 мес.
3.  длительное – более 2 мес.
Сущ. 3 осн. способа хранения:
1.  в закрытых помещениях
2.  под навесом
3.  на открытых площадках
Лучший способ хранения – закрытый. След. хранить дорогостоящую технику.
14) Виды поворотов агрегатов при выполнении технологических операций
Движение МТА в процессе работы чаще состоит из прямолинейных рабочих ходов и холостых поворотов с выкл. раб. органами. Однако при круговом способе движения МТА может совершать повороты также и без выключения раб. органов.
Повороты – наиболее сложный эл. кинематики агрегатов, поэтому при выборе вида поворота необходимо учитывать высокое качество выполняемой работы, возможно меньшую ширину поворотной полосы и длину холостого пути агрегата, меньшие потери времени и топлива на холостые повороты, обеспечение безопасных условий работы, меньшее отриц. воздействие на окр. среду, особенно на почву.
Различ. след. повороты:
— по виду геометрич. фигуры:
1.  петлевые
2.  беспетлевые
— по углу поворота
1.  90°
2.  180°
под любим углом (в зависимости от конфигурации поля).
Важнейшие кинематические хар-ки всех видов поворотов – длина, радиус поворота, ширина поворотной полосы.
Длина поворота равна  длине траектории от точки начала поворота до его завершения, которая зависит от вида и радиуса поворота.
Мин. ширина поворотной полосы зависит от радиуса и длины выезда агрегата, а так же от кинематической ширины агрегата.
Радиус поворота зависит от ширины захвата и скорости движения при повороте.
Пример поворотов: круговой; с прямолинейным участком; угловой; закрытая петля; грушевидный; односторонний; грибовидный с открытой или закрытой петлей 
 17) Мощностной баланс трактора. Тяговый КПД трактора и пути его повышения
Баланс мощности трактора представляет собой равенство между эффективной мощностью на валу двигателя и суммой мощностей, требуемых для преодоления действующих на трактор сил сопротивления при установившейся раб. скорости.
Задача при этом заключ. в том, чтоб как можно больше мощности двигателя потреблялось на полезную работу через крюк или др. тяговый орган типа навесного механизма и через ВОМ
При движении агрегата с постоянной раб. скоростью исходное выражение баланса мощности трактора имеет вид:
NнeN=Nтр+Nd+Nf+Na+Nкр+Nв/hв
Nтр,Nd,Nf,Na  — потери мощности в трансмиссии, на буксовании, на самопередвижение трактора, на преодоление подъема; Nкр – крюковая мощность; Nв – мощность на ВОМ; hв – КПД, учитывающий потери мощности в трансмиссии ВОМ.
Соотношение между отдельными слагаемыми  в формуле зависит от конкретных условий работы и может изменяться в широких пределах.
Для уменьшения расхода топлива и повыш. производит. агрегата желательно, чтоб слагаемые Nтр,Nd,Nf,Na в формуле были как можно меньше.
При практических расчетах используют тяговое КПД hт = Nкр/ N – (Nв/hв)
Из этого следует, что для повышения тягового КПД трактора необходимо умень. непроизводительные слагаемые баланса мощности Nтр,Nd,Nf,Na. Макс. значение Тягового КПД имеет место при оптимальной раб. скорости Vopt., при этом удельный расход топлива, приходящийся на ед. крюковой мощности, будет мин. Оптим. скорость Vopt примерно соотв. той передаче, на которой тяговая мощность Nтр имеет наибольшее значение, что существенно облегчает выбор эффективного скоростного режима трактора.
КПД модно опред. как: hт = hтрhdhf = hтр(1-d)hf
hтрhdhf– КПД, учитывающий потери мощности в трансмиссии, на буксование и на самопередвижение трактора. Увелич. тяговый КПД трактора hт за счет конструктивного совершенствования и повыш. уровня ТО агрегатов.
18) (75) Пути повышения производительности МТА
Дневная производительность:
Wд=0,36(NнeN-Nв/hв)hтТсмtКсм/Ка
Пути повыш. производительности:
1.  увелич. мощность Nнпутем создания более мощной с/х техники
2.  увелич. коэф. загрузки двигателя eNпутем выбора рационального состава и скоростного режима МТА
3.  увелич. тяговый КПД трактора hти КПД ВОМ hвза счет конструктивного совершенствования и повыш. уровня ТО агрегатов
4.  уменьш. удельное тяговое сопротивление агрегатов Ка путем создания более совершенных конструкций машин и поддерживания их в хорошем состоянии
5.  увелич. коэф. использования времени смены  tпутем сокращения непроизводит. потерь времени смены
6.  увелич. коэф. сменности Ксм путем создания необходимых материальных и организационных условий для многосменной работы
7.  умело маневрируя скоростями при переменных условиях работы
8.  увелич. пропускную способность уборочных агрегатов
Из рассмотренного множества путей повыш. производительности МТА след. применять те, которые дают наибольший эффект за более короткий период при меньшем расходе ресурсов в зависимости от условий работы     
Показатели уровня использования МТП:
Степень использования МТП оценивают по следующим основным показателям: 1) Себестоимость тракторных работ- отношение общей стоимости к их объему в усл. Эт.га, р/усл.эт.га; коэффициент готовности парка Кг.п.=Мм-д.и./Мм-д.к.; где- Мм-д.к. и Мм-д.и.- число машинно дней за рассматриваемый период. Коэффициент использования технически исправного парка К и.п.= Мм-д.р./Мм-д.и.
Где Мм-д.р.- число отработанных машинно дней. Коэффициент эксплуатации парка Кэ.п.= Кг.п.* Ки.п. Кроме того в качестве частных показателей использования МТП могут бьть применены коэффициент сменности; выработка в усл. Эт. Га в расчете на один условный эталонный тарктор; затраты труда в расчете на усл.эт.га; удельный расход топлива в расчете на усл.эт.га.
 
Билет 21: Влияние мощности двигателя и удельного сопротивления с/х машин на производительность МТа
Для выявления эффективных путей повышения производительности МТА необходимо предварительно на основании формул составить обобщенное выражение дневной производительности. Wд=0,36          
Согласно этому равенству, повысить производительность МТа можно: увеличив мощность Nнпутемсоздания более мощной с/х техники, увеличив коэффициент загрузки двигателя еNпутем выбора рационального сотава и скоростного режима МТА; увеличив тяговый КПД трактора и КПД ВОМ за счет конструктивного совершенствования и повышение уровня технического обслуживания агрегатовКа путем создания более совершенных конструкций машин и поддержания их в хорошем состоянии, увеличив коэффициент использования времени смены путем сокращения непроизводительных потерь времени смены; увеличив коэффициент сменности Ксм путем создания необходимых материальных и организационных условий для многосменной работ; увеличив пропускную способность уборочных агрегатов.
Билет 20: « Графический и аналитический способ определения состава МТА»
Для расчета состава МТА использ.3 основных метода: Графический экономико — математический.
1. Этот метод универсален и лежит в основе всех остальных методов. На основе этого метода решаются задачи 3 типов: эффективного использования существующего состава МТП; постепенного обновления состава МТП путем замены списываемых устаревших машин новыми перспективными; обоснование перспективного состава МТП с учетом среднесрочных и долгосрочных планов развития хоз/ва.Основа составления графиков машиноиспользования во всех случаях: — соответствующие годовые календарные планы. Специалисты хоз-ва по экстренным методам выбирают марки тракторов затем на базе тракторов и машин рассчитывают состав агрономов и определяют исло с учетом объхема работ, потом строят графики машиноиспользоания для всех марок тракторов и вычисляют число тракторов и машин каждой марки кот.требуется данному хоз-ву. График машиноиспользования:
1.  Число тракторов и машин д.быть как можно меньше но без ущерба кач-ву работ. Максимально учитывать требования высокой производительности и ресурсосбережения 2. К выбранным маркам тракторов подбирают рабочие машины более универсальные ис большей годовой занятостью.
2.Аналитический метод: В строго научной основе определяют оптимальные марки МТП. В качестве критически оптимальной часто используемой минимальной  Е приведенных затрат(СnЕ) на выполнение всех работ в хоз-ве СnЕ-àмин. Оптимальное решение этой задачи можно найти только на базе современной ЭВМ с большим объемом памяти. Основной минус отсутствие программ которые позволяют оперативно использовать их в хоз-ве.
Билет 22» Классификация методов диагностирования»
1.Тормозной метод основан на зависимости N=                         
2. Безтормозной Ne=J*E*W; J-момент инерции.; Е — ускорение.Основан на замере ускорения с которым вращается колен вал в период выбега. Если значение мощности не определил то необходимо определить причины потери мощности. 3. Порационный –сочетание 2 первых методов энергонасыщенных таркторов(К-700, Т-150).4. Метод Ждановского основан на определении эффективности мощности двигателя внутреннего сгорания путем замера частоты вращения колен вала при работе ДВС на 1-ом цилиндре.
 
 
 
 
Билет 19» Определение экономической эффективности диагностирования»
 
Эффективность=Э=((И1-