Шпоры по педагогике начального образования

Предмет и задачи педагогики начального образования

Предмет и задачи педагогики начального образования.

Виды общения в обучении по Г.А. Цукерман.

Педагогика как самостоятельная наука имеет свой объект изучения, объект это иследуеваемая область(сфера деятельности) Педагогика (с греч. Детовождение) наука о воспитании, это наука о наиболее совершенных путях и методов воспитания. Объект педагогики-те явление действительности которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности. Предмет педагогики — это образование как реальный целостный педагогический процесс целенаправленно организуемый в учебных заведениях или в семье. Задачи Изучать возрастные аспекты обучения и воспитания.

Открытое столкновение точек зрения, спор между детьми необходимы для решения любой учебной задачи, что дискуссионность является одной из наиболее существенных характеристик учебного общения, в котором осуществляется учебная деятельность.

Главное — сам факт спора, его суть. Формой учебного взаимодействия и должна быть кооперация ученика с учителем. Действительно, единственное, что противоречит такому утверждению,— это предположение о том, что общение со сверстниками является не менее важным фактором психического развития ребенка, чем общение со взрослым.

Основные категории педагогики начального образования.

Связь с другими науками.

Концепции развивающего обучения. Дидактическая характеристика концепции Л.В. Занкова.

Основные категории, Обучение, Воспитание, Формирование, Развитие.

Воспитание это целеустремленный процесс формирования человека.

Обучение Это сложно организованный процесс направленный на развитее личности, организован на усвоении материала. Результат Знания Умения Навыки.

Связь с другими науками. Связана со всеми науками занимающимся изучением человека. Философия, социология, психологией, медициной, анатомией… Есть четыре формы связи — использование педагогики основных идей, Использование методов исследования, использование данных других наук. Комплексные исследования.

Л.В. Занковвместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-х го­дах предыдущего столетия разработал новую дидактическую систе­му, способствующую общему психическому развитию школьников.

Основные принципы

1. Высокий уровень трудности.

2.Ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное по­строение учебных программ.

3 Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с не­прерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях.

4.Осознание школьниками хода умственных действий.

5.Воспитание учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоцио­нальной сферы.

6 Гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учеб­ном процессе.

7.Развитие каждого учащегося класса

На урокахорганизуются дискуссии по прочитанному и уви­денному, по изобразительному искусству, музыке, труду, со­здаются проблемные ситуации.

Многие исследователи, однако, считают, что эта сис­тема хорошо развивает эмпирическое сознание и недостаточно тео­ретическое.

Формирование и развитее. Процесс развития человека, его условия и факторы. Наследственность и развитие. Развитие и воспитание. Понятие о принципах и правилах ЦПП. Принципы Гуманизации и демократизации.

Формирование — процесс становления человека как социального существа, с взаимодействием всех факторов.

Развитие-Это процесс внутренне последовательного изменения физических сил человека, сущности и становления его личности.

Развитие человека, становление личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних природных и социальных управляемых и не управляемых факторов.

Виды воспитанияклассифицируются по характеру воспитательных целей. И путей их достижении.

Принципы — Они обуславливаются целями образования и воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов и, конечно, самой практикой, опытом обучения.

1. Принцип развивающего и воспитывающего характера.
2. Принцип научности содержания и методов педагогического процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.
4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, учащихся при руководящей роли учителя.
5. Принцип доступности обучения.
6. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.
7. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой.
8. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
9. Принцип сознательности и активности учащихся — педагогический процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний.
10. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.
11. Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.
12. Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.
13. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.

Личность младшего школьника. Как объект и субъект педагогических воздействий.

Профессиональные знания и умения учителя начальной школы.

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания.

Личностью не рождаются а становятся.

Для учителя в это время очень важно составить правильное представление о личности ученика и помочь ему полноценно включиться в новую жизнь. В основе развивающихся потребностей лежат те, которые принес ребенок из дошкольного детства. Сохраняется потребность в игре.

Профессиональные знания и умения учителя начальной школы.

Главная функция учителя — управление процессом обучения, воспитания результатом формирования которое отобразится в педагогическом процессе.

умение осуществлять постановку целей усвоения учебного материала;

умение стимулировать положительную мотивацию в процессе усвоения;

умение организовать успешное восприятие учебного материала;

умение обеспечить осмысливание изучаемого;

умение организовать закрепление и применение знаний, выработку умений и навыков;

умение осуществлять контроль за ходом усвоения знаний;

умение выполнять корректировку процесса усвоения.

постановка цели;

организация восприятия и осмысливания нового материала;

организация закрепления и применения знаний на практике;

текущий контроль и регулирование, получение обратной связи.

Цель-это результат.

Учитель должен быть примером и обладать пед. Мастерством- уровень совершенного владения педагогической деятельностью.

Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в начальной школе.

Педагогическое мастерство учителя начальной школы.

Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в начальной школе. — Он вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения. С этим связано учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Индивидуальный подход требует глубокого изучения сложности внутреннего аира школьников и анализа их опыта, а также те условия на которых формировалась личность.

Учитель должен быть примером и обладать пед. Мастерством

Педагогическое мастерствоуровень совершенного владения педагогической деятельностью.

Основы педагогического мастерства: Сформулировать пед. сознание в единстве концепции, Воспитание, Деятельность, Концепции.