–PAGE_BREAK–Средства и методы защиты от шума
Общая классификация средств и методов защиты от шума.
Распространяется на средства и методы защиты от шума, применяемые на рабочих местах производственных и вспомогательных помещений, на территории промышленных предприятий, в помещениях жилых и общественных зданий, а также на селитебной территории городов и населенных пунктов.
1 Средства и методы защиты от шума по отношению к защищаемому объекту подразделяются на:
· средства и методы коллективной защиты;
· средства индивидуальной защиты.
2 Средства коллективной защиты по отношению к источнику возбуждения шума подразделяются на:
· средства, снижающие шум в источнике его возникновения;
· средства, снижающие шум на пути его распространения от источника до защищаемого объекта.
2.1 Средства, снижающие шум в источнике его возникновения, в зависимости от характера воздействия подразделяются на:
· средства, снижающие возбуждение шума;
· средства, снижающие звукоизлучающую способность источника шума.
2.2 Средства, снижающие шум в источнике его возникновения, в зависимости от характера шумообразования подразделяются на:
· средства, снижающие шум вибрационного (механического) происхождения;
· средства, снижающие шум аэродинамического происхождения;
· средства, снижающие шум электромагнитного происхождения;
· средства, снижающие шум гидродинамического происхождения.
2.3 Средства, снижающие шум на пути его распространения, в зависимости от среды подразделяются на:
· средства, снижающие передачу воздушного шума;
· средства, снижающие передачу структурного шума.
3 Средства защиты от шума в зависимости от использования дополнительного источника энергии подразделяются на:
· пассивные, в которых не используется дополнительный источник энергии;
· активные, в которых используется дополнительный источник энергии.
4 Средства и методы коллективной защиты от шума в зависимости от способа реализации подразделяются на:
· акустические;
· архитектурно-планировочные;
· организационно-технические.
4.1 Акустические средства защиты от шума в зависимости от принципа действия подразделяются на:
· средства звукоизоляции;
· средства звукопоглощения;
· средства виброизоляции;
· средства демпфирования;
· глушители шума.
4.2 Средства звукоизоляции в зависимости от конструкции подразделяются на:
· звукоизолирующие ограждения зданий и помещений;
· звукоизолирующие кожухи;
· звукоизолирующие кабины;
· акустические экраны.
4.3 Средства звукопоглощения в зависимости от конструкции подразделяются на:
· звукопоглощающие облицовки;
· объемные (штучные) поглотители звука.
4.4 Средства виброизоляции в зависимости от конструкции подразделяются на:
· виброизолирующие опоры;
· упругие прокладки;
· конструкционные разрывы.
4.5 Средства демпфирования в зависимости от характеристики демпфирования подразделяются на:
· линейные;
· нелинейные.
4.6 Средства демпфирования в зависимости от вида демпфирования подразделяются на:
· элементы с сухим трением;
· элементы с вязким трением;
· элементы с внутренним трением.
4.7 Глушители шума в зависимости от принципа действия подразделяются на:
· абсорбционные;
· реактивные (рефлексные);
· комбинированные.
4.8 Архитектурно-планировочные методы защиты от шума включают в себя:
· рациональные акустические решения планировок зданий и генеральных планов объектов;
· рациональное размещение технологического оборудования, машин и механизмов;
· рациональное размещение рабочих мест;
· рациональное акустическое планирование зон и режима движения транспортныхсредств и транспортных потоков;
· создание шумозащищенных зон в различных местах нахождения человека.
4.9 Организационно-технические методы защиты от шума включают в себя:
· применение малошумных технологических процессов (изменение технологии производства, способа обработки и транспортирования материала и др.);
· оснащение шумных машин средствами дистанционного управления и автоматического контроля;
· применение малошумных машин, изменение конструктивных элементов машин, их сборочных единиц;
· совершенствование технологии ремонта и обслуживания машин;
· использование рациональных режимов труда и отдыха работников на шумных предприятиях.
5 Средства индивидуальной защиты от шума в зависимости от конструктивного исполнения подразделяются на:
· противошумные наушники, закрывающие ушную раковину снаружи;
· противошумные вкладыши, перекрывающие наружный слуховой проход или прилегающие к нему;
· противошумные шлемы и каски;
· противошумные костюмы.
5.1 Противошумные наушники по способу крепления на голове подразделяются на:
· независимые, имеющие жесткое и мягкое оголовье;
· встроенные в головной убор или в другое защитное устройство.
5.2 Противошумные вкладыши в зависимости от характера использования подразделяются на:
· многократного пользования;
· однократного пользования.
5.3 Противошумные вкладыши в зависимости от применяемого материала подразделяются на:
· твердые;
· эластичные;
· волокнистые.
продолжение
–PAGE_BREAK–Приоритетные направления деятельности по снижению уровня внешнего, внутреннего шума от различных источников
Основными источниками сверхнормативного шума на территории города являются автотранспортные потоки, железнодорожный транспорт и наземные линии метро, авиатранспорт, строительная техника, промышленные предприятия и площадки, инженерное оборудование зданий, а также шумы «бытового происхождения». Помимо снижения транспортного шума (автомобильного, железнодорожного и авиатранспорта), разработка мер по снижению шума требуется также для объектов инфраструктуры транспортных предприятий (в том числе автовокзалы, сортировочные станции, др.).
Приоритетные направления деятельности по снижению уровня шума от автотранспорта
Автотранспорт является основным источником шума на территории города Москвы как по площади создаваемого сверхнормативного воздействия, так и по величине создаваемых превышений допустимого уровня шума. Протяженность магистральной улично-дорожной сети города составляет 1310 км. В зависимости от интенсивности и структуры транспортных потоков на отдельных участках улично-дорожной сети шумовая характеристика движущегося транспорта составляет от 65 дБА (улицы районного значения с долей грузового транспорта менее 5%) до 89 дБА (общегородские магистрали с долей грузового транспорта 5-25%). Это обуславливает превышение санитарных нормативов по уровню шума на территориях, расположенных в непосредственной близости от автотрасс, на 20-25 дБА, а в квартирах жилых домов, обращенных в сторону автомагистралей, без специального шумозащитного остекления на 30-35 дБА (типичная ситуация для районов сложившейся застройки).
Максимально возможное снижение шума на прилегающей территории, которое может обеспечить экранирование шумозащитными конструкциями, составляет 16 дБА, и даже в случае его выполнения нормативный уровень шума реально недостижим. В данных условиях для предотвращения ухудшения ситуации на прилегающих к автотрассам территориях целью становится недопущение увеличения шумовых характеристик транспортных потоков. Приоритетным направлением становится внедрение шумопонижающих технологий и марок дорожного покрытия. Так, эффективность применения асфальтобетонных покрытий с характеристиками шероховатости, обеспечивающими минимальный шум, составляет порядка 3 дБА. Эффективность мер по поддержанию высокого качества дорожных покрытий составляет порядка 6 дБА. Применение данных мер не способно существенно снизить сверхнормативный шум, но способно компенсировать удвоение интенсивности транспортных потоков либо увеличение средней скорости движения в два раза. Во вновь проектируемых районах приоритетным направлением является обеспечение максимально возможного снижения шума за счет применения необходимых градостроительных мер снижения шума (возможное снижение до нормативных значений) или строительно-акустических (на 16 дБА).
В квартирах жилых домов может быть обеспечено соблюдение нормативов за счет шумозащитного остекления. Однако этот эффективный метод применим только для домов с хорошей системой внутренней вентиляции и наличия систем кондиционирования. В связи с этим приоритетным направлением является разработка и внедрение проектных решений, предусматривающих установку шумозащитных стеклопакетов в корреспонденции с обеспечением необходимой вентиляции/кондиционирования помещений.
В настоящее время замена оконных блоков на шумозащитные в жилых домах, испытывающих сверхнормативное шумовое воздействие от внешних источников, проводится при их реконструкции или капитальном ремонте. Однако значительная часть жилых домов, подверженных повышенному шумовому воздействию, не требует проведения капитального ремонта. В связи с этим стратегически важно разработать и утвердить порядок проведения шумозащитных мероприятий в жилых домах (в том числе не требующих капитального ремонта), испытывающих сверхнормативное шумовое воздействие, включая порядок формирования адресного перечня и источники финансирования работ с определением государственных заказчиков данных видов работ.
Для объектов нового строительства приоритетным направлением является разработка мер по усилению контроля за соблюдением требований законодательных и нормативных актов по шумозащите при проектировании, вплоть до отклонения проектов, не обеспечивающих требуемые показатели, и за соблюдением соответствия заложенных проектных решений реальной ситуации после ввода объектов в эксплуатацию.
Основными направлениями деятельности по снижению шумового воздействия от автотранспорта должны стать:
— разработка мероприятий, имеющих шумопонижающий эффект, при разработке городских программ и схем развития транспортных систем города, а также при разработке целевых городских программ, в которых затрагиваются вопросы, связанные с изменением шумового режима;
— разработка и реализация мероприятий по защите от сверхнормативного шумового воздействия государственных объектов социальной сферы города Москвы (лечебные учреждения, больницы, поликлиники, санатории, диспансеры, др. лечебные заведения), учебные заведения (школы и дошкольные учреждения, школы-интернаты, др.);
— внедрение применения шумопонижающего дорожного покрытия при проведении строительства, реконструкции и капитального ремонта дорог в городе Москве;
— разработка системы ограничительных мер в части движения в ночное время по территории спальных районов города Москвы отдельных видов транспортных средств (например, мотоциклов и большегрузного транспорта);
— применение шумопонижающих технологий при реконструкции и строительстве трамвайных путей, а также при поэтапной замене трамваев (включая применение покрытия колесных пар трамваев шумопонижающими смесями, применение экранирующих фальшбортов, др.);
— обеспечение внедрения современных шумозащитных технологий в дорожно-мостовом строительстве;
— разработка мероприятий, имеющих шумопонижающий эффект, при подготовке раздела «Мероприятия по охране окружающей среды» в составе разрабатываемого Генерального плана комплексного развития транспортной системы города Москвы на период до 2015 года;
— внедрение системы контроля соблюдения требований к внешнему уровню шума автомобилей при прохождении государственного технического осмотра транспортных средств.
продолжение
–PAGE_BREAK–Приоритетные направления деятельности по снижению уровня шума от железнодорожного транспорта и метрополитена
В Москве протяженность железнодорожных путей составляет 782,1 км.
Уровни шума железнодорожного транспорта зависят как от интенсивности и скорости движения составов, так и от характеристик поездов, состояния железнодорожных путей.
В России не существует технических норм, ограничивающих уровень шума, создаваемый поездом. Российские поезда в среднем на 7-10 дБА более шумные, чем европейские модели.
Шумовая характеристика железнодорожного транспорта при интенсивности движения 3-4 пары/час на расстоянии 25 м составляет 71 82 дБА в зависимости от состава потока (пассажирские или грузовые поезда).
В настоящее время почти на всем протяжении железнодорожных линий нарушена 100-метровая ширина санитарно-защитной зоны. Проезд железнодорожного состава обуславливает возрастание уровня шума в среднем на 10-20 дБА над фоновыми значениями шума на прилегающей жилой территории, что вызывает большое количество обращений жителей с жалобами на повышенный уровень шума. На параметры шумовой характеристики железнодорожного транспорта влияют наличие стыков рельсов (дополнительный вклад — 2-3 дБА), крутые повороты (дополнительный вклад — 3-8 дБА).
На территории, прилегающей к жилым домам, расположенным в непосредственной близости от открытой ветки легкого метро, проезд поезда метро вносит дополнительный вклад в наблюдаемые уровни шума 3-7 дБА в зависимости от удаления жилых домов.
В целях снижения шумового воздействия от движения поездов метро на прилегающую жилую территорию вдоль всей трассы установлены шумозащитные экраны, проведены работы по организации бесстыкового пути.
Наиболее эффективными мероприятиями по снижению уровня шума от железнодорожного транспорта на прилегающие территории являются строительно-акустические — установка шумозащитных экранов вдоль участков железных дорог, приближенных к жилым кварталам, а также шумозащитное остекление фасадов домов, испытывающих сверхнормативное шумовое воздействие от железнодорожного шума.
Помимо непосредственно железнодорожных путей источниками повышенного шумового воздействия являются такие объекты железнодорожной инфраструктуры как вокзалы и сортировочные станции.
Сортировочные станции, как правило, занимают значительные по площади территории. При этом в связи с тем, что все работы производятся на открытых площадках, уровень шума от соударения вагонов при роспуске на накопительных путях, уровень шума пневматических замедлителей, а также скрежет в соединении колесо-рельс беспрепятственно распространяется на значительные расстояния, оказывая существенное шумовое воздействие на прилегающие жилые территории в радиусе до нескольких километров.
Работы на сортировочных железнодорожных станциях производятся также в ночное время, что влечет нарушение покоя жителей прилегающих жилых районов.
В рамках выполнения постановлений Правительства Москвы от 24 апреля 2001 г. N 410-ПП «О проекте градостроительного плана развития территории Центрального административного округа до 2020 года» и от 24 февраля 2004 г. N 99-ПП «О ходе реализации первоочередных мероприятий градостроительного плана развития территории Центрального административного округа города Москвы» выполнено картирование зон шумового дискомфорта от железнодорожного транспорта.
На основе созданных расчетных карт выделены зоны шумового дискомфорта от железных дорог на территории районов Замоскворецкого, Тверского, Хамовники, Басманного, Красносельского, Мещанского, Пресненского, Таганского.
Подготовлен адресный перечень жилых домов для реализации шумозащитных мероприятий на участках приближения жилой застройки к железным дорогам в Центральном административном округе города Москвы. Применение шумозащитного остекления с повышенной шумоизоляцией позволит снизить уровень шума в квартирах жилых домов, обращенных в сторону железных дорог, на 30 дБА, что полностью исключит сверхнормативный шум в квартирах жилых домов.
В настоящее время в Москве действует одна линия легкого метро в районе Южное Бутово, протяженностью около 10 км. Данная линия построена в открытом варианте и проходит через застроенный жилой район.
По результатам измерений уровней шума на станциях легкого метро установлено, что при прибытии и отправлении поезда наблюдаемый уровень шума на платформе возрастает на 8-10 дБА, при этом максимальный уровень звука составляет 80 дБА.
На территории, прилегающей к жилым домам, расположенным в непосредственной близости от открытой ветки легкого метро, уровни шума, формируемые под воздействием шума автотранспорта, варьируются в пределах 52-63 дБА (превышения нормативов составляют не более 8 дБА по эквивалентному уровню звука). Проезд поезда вносит дополнительный вклад в наблюдаемые уровни шума 3-7 дБА в зависимости от удаления жилых домов.
На станциях метрополитена уровни шума могут превышать 90 дБА (показатель, который характеризуется как опасный для слуха при длительном воздействии).
Мероприятия по снижению уровня шума открытых линий метро аналогичны мерам, применяемым для снижения уровня шума от железнодорожного транспорта — установка вдоль линий метро шумозащитных экранов, проведение шумозащитного остекления, организация шумозащитных посадок деревьев, шлифовка рельсов и организация бесстыковых путей.
На подземных станциях метро помимо организации бесстыковых участков и шлифовки рельсов возможно введение специального режима движения поездов (развод прибывающих поездов по времени), однако с учетом существующего объема пассажиропотока данная мера в настоящее время невозможна для реализации, так как существенно увеличивает интервал между поездами. Наиболее целесообразным для снижения уровня шума от метрополитена представляется поэтапная замена подвижного состава на более современные, имеющие меньшие показатели шумовых характеристик.
Основными направлениями деятельности по снижению уровня шума от железнодорожного транспорта и метрополитена должны стать:
— реализация разработанных шумозащитных мероприятий в Центральном административном округе города Москвы (остекление окон жилых домов);
— выполнение картирования зон сверхнормативного шумового воздействия железнодорожного транспорта, открытых линий метро;
— разработка адресного перечня жилых домов, требующих проведения мероприятий по защите от шума, вибрации и других факторов физического воздействия, вызванных движением железнодорожного транспорта и работой объектов метрополитена;
— оценка соответствия уровней шума, вибрации, электромагнитного излучения на станциях метрополитена и разработка поэтапной системы мер, нацеленных на обеспечение норм допустимого физического воздействия на пассажиров и работников метрополитена;
— разработка программы поэтапной реализации шумозащитных мероприятий от шумового воздействия железнодорожного транспорта на территориях города Москвы, в которой необходимо учесть долевое участие бюджетных затрат города и привлекаемых инвестиций средств соответствующих подразделений ОАО «Российские железные дороги»;
— разработка и поэтапное выполнение мероприятий по снижению шумового воздействия сортировочных железнодорожных станций (предпроектная проработка вопроса возможности и условий вывода сортировочных станций с территории города Москвы либо существенная реконструкция, которая позволит исключить сверхнормативное шумовое воздействие сортировочных железнодорожных станций на прилегающие жилые территории города Москвы). На этапе подготовки предпроектных предложений по реализации шумозащитных мероприятий от сортировочных станций необходимо ограничить работы, оказывающие шумовое воздействие в ночное время.
продолжение
–PAGE_BREAK–Приоритетные направления деятельности по снижению уровня шума от авиатранспорта
В зоне сверхнормативного шумового воздействия авиашума находится порядка 10% площади городской территории (площадь городских территорий, подверженных периодическому воздействию сверхнормативного авиашума, составляет порядка 545,5 кв.км). Это 40 районов города Москвы, расположенных в Западном, Юго-Западном, Южном, Юго-Восточном, Восточном и Зеленоградском административных округах города Москвы.
Превышение нормативов допустимого уровня шума, наблюдаемое при пролете авиасудов над жилой территорией, достигает 10-15 дБА. Зоны шумового дискомфорта рассчитаны на основании данных акустических паспортов аэропортов Шереметьево, Внуково, Домодедово, Остафьево с учетом условий неблагоприятной метеорологической ситуации, когда допускается пролет авиасудов над городской территорией, так как вопрос обеспечения безопасности полета становится приоритетным. Во всех остальных случаях территория города Москвы является запретной зоной для совершения полетов, и установленные схемы маневрирования воздушных судов при выполнении операций взлета и посадки проходят вне территории города Москвы.
Однако в ряде случаев наблюдается сверхнормативное шумовое воздействие от авиатранспорта. В течение 2000 года на территории Зеленограда действовал пост контроля авиашума. В результате проведения регулярных измерений шума и информирования администрации аэропорта «Шереметьево» о выявленных фактах превышения допустимого уровня шума количество нарушений удалось сократить на 90%. С прекращением проведения постоянного мониторинга нарушения возобновились.
Выявить все случаи сверхнормативного воздействия авиационного шума возможно только путем создания системы мониторинга авиационного шума, состоящей из сети стационарных автоматических станций контроля.
В настоящее время за счет средств аэропортов Московского авиаузла ведется работа по созданию собственных систем контроля авиашума, которые нацелены в первую очередь на решение задач аэропортов (в том числе определение акустических параметров эксплуатируемых авиасудов на местности, обеспечение соблюдения нормативов допустимого шумового воздействия на территориях аэропорта).
В ряде стран Евросоюза существует практика создания двух параллельных систем контроля авиационного шума:
— аэропортовые станции контроля авиашума (устанавливаются на территориях, прилегающих к аэропортам, под установленными траекториями выхода из аэропорта и захода на посадку);
— городские станции контроля авиашума (устанавливаются на жилых территориях, находящихся на траектории «спрямления» установленной траектории полета, а также на территориях, откуда поступает большое количество жалоб жителей на шум авиатранспорта).
В рамках создания городской системы контроля авиашума Целевой среднесрочной экологической программой города Москвы на 2006-2008 годы предусмотрено создание трех автоматических станций мониторинга авиационного шума на территориях Зеленограда, Южного Бутова, Солнцево.
На сегодняшний день решены следующие задачи:
— разработан и согласован с Мосгосэкспертизой проект автоматической станции мониторинга авиационного шума, позволяющий в автоматическом режиме проводить измерения шума, выявлять факты сверхнормативного воздействия авиатранспорта;
— выбраны места размещения трех первых городских станций на территории Зеленограда, Южного Бутова и Солнцево.
Проектируемая система мониторинга авиашума обеспечит:
— получение фактических доказательств, необходимых в соответствии с требованиями КоАП РФ для возбуждения административных дел по фактам выявленных нарушений;
— создание информационной базы по уровням авиационного шума для принятия решений при рассмотрении проектов развития городских территорий, а также при работе с жалобами жителей.
Однако эффективность бюджетных затрат города на создание такой системы будет зависеть от мер, применяемых по выявленным фактам.
Органы власти субъектов Российской Федерации не имеют полномочий на принятие мер по фактам сверхнормативного воздействия авиационного шума, вызванных нарушением установленных маршрутов полетов.
Органами власти, уполномоченными рассматривать административные дела и применять санкции при выявлении нарушений требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и федеральных правил использования воздушного пространства, повлекших сверхнормативное шумовое воздействие являются федеральные органы власти — Роспотребнадзор и Росаэронавигация соответственно. Однако практики рассмотрения административных дел по фактам сверхнормативного шумового воздействия авиатранспорта нет, что связано с отсутствием информационной основы для возбуждения административных дел, а также с необходимостью внутренней реорганизации порядка работ.
Необходимо разработать механизм взаимодействия органов власти города Москвы и федеральных органов при решении вопроса сверхнормативного воздействия авиашума, вызванного несогласованными пролетами авиасудов над жилыми территориями города Москвы, а также по вопросу приведения норм допустимого шумового воздействия в соответствие с установленными санитарными нормами 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» и ГОСТ 22283-88 «Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения».
Взаимодействие необходимо также по вопросам разработки проектов санитарно-защитных зон для всех аэропортов Московского авиаузла при предварительном утверждении соответствующей методики.
Основными направлениями деятельности по снижению уровня шума от авиатранспорта должны стать:
— организация эффективной системы выявления случаев сверхнормативного шума от авиатранспорта на территории города путем создания сети автоматизированных станций контроля авиашума на территориях города Москвы, подверженных воздействию авиашума;
— реализация предусмотренных законодательством механизмов привлечения к административной ответственности в случае выявления сверхнормативного авиашума (разработка соглашений и регламентов взаимодействия Департамента транспорта и связи города Москвы, Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы с уполномоченными федеральными органами власти);
— разработка шумозащитных мероприятий в составе акустических паспортов аэропортов Московского авиаузла, обеспечивающих исключение сверхнормативного шумового воздействия на жилые территории;
— реализация мероприятий, направленных на снижение шума авиатранспорта на периферийных территориях города.
продолжение
–PAGE_BREAK–Приоритетные направления деятельности по снижению уровня шума от строительных площадок
На территории всех административных округов города Москвы ведется активное строительство. Количество строительных площадок, где в соответствии с распоряжениями префектов в ночное время суток разрешено производство строительных работ составляет порядка 20 25 % от общего количества строительных площадок в городе.
Основной задачей в рамках работ по снижению шумового воздействия от строительных работ является обеспечение условий для отдыха жителей в ночное время. Ограничивать проведение строительных работ по фактору шумового воздействия в дневное время представляется нецелесообразным. Однако необходимо проработать механизм стимулирования использования менее шумной техники в строительном комплексе города Москвы. Также целесообразно предусмотреть меры по ограничению одновременной работы шумных видов строительной техники и механизмов в дневные часы.
Ведение строительных работ в ночное время суток разрешено постановлением Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. N 857-ПП «Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве» при условии исключения сверхнормативного шумового воздействия на прилегающую территорию.
Имеются случаи производства строительных работ в ночное время суток без согласования в установленном порядке с префектурой, ОАТИ, Управлением Роспотребнадзора по городу Москве и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
В целях информирования жителей города Москвы о наличии разрешения у строительной организации на производство работ в ночное время внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. N 857-ПП «Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве» и в распоряжение Правительства Москвы от 30 июня 2004 г. N 1312-РП «О мерах по информированию жителей города Москвы о производстве работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов и реконструкции зеленых насаждений», предусматривающие размещение на информационных щитах строительных площадок города Москвы перечня условий, обязательных для соблюдения при ведении строительных работ в ночное время суток, а также информации о возможности жителей города Москвы обращаться с жалобами на несоблюдение указанных требований по допустимому шумовому воздействию в ночное время суток по телефонам «горячей линии» Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
С момента начала размещения информационных щитов с сообщением об обязательных условиях, которые должны соблюдаться при ведении строительных работ в ночное время, количество обращений жителей в адрес Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы с жалобами на шум возросло в 3 раза.
Начиная с 2006 года в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 8 ноября 2005 г. N 866-ПП «О функционировании Единой системы экологического мониторинга города Москвы и практическом использовании данных экологического мониторинга» Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы ведется регулярная работа по мониторингу уровня шума на территориях города Москвы, прилегающих к строительным площадкам.
Наблюдаемые значения превышений санитарных нормативов на территориях, непосредственно прилегающих к строительным площадкам, на которых ведутся работы с нарушением установленных требований по шумозащите, в ночное время могут достигать 20-30 дБА, что вызывает справедливое недовольство жителей, которые по сути лишаются возможности отдыха на период строительства.
Информация о выявляемых превышениях нормативов допустимых уровней шума, обусловленных строительными работами, направляется в адрес префектур соответствующих административных округов города Москвы для отзыва разрешений на производство строительных работ в ночное время в установленном порядке, а также в ОАТИ для проведения проверок строительных организаций.
В результате выборочных рейдов Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и измерений уровней шума на территориях, прилегающих к строительным площадкам, на которых разрешено ведение строительных работ в ночные часы, установлено, что с нарушением условий производства строительных работ, повлекших превышения нормативов по шуму, в 2006 году работали 30% проверенных строительных объектов.
В результате проверок, проведенных ОАТИ в 2006 году, выдано 511 предписаний на приостановку работ в ночное время, в 447 случаях применялись штрафные санкции. За неоднократные нарушения ОАТИ было направлено 12 представлений в органы лицензирования на приостановку действия строительных лицензий.
Эффективность проведения регулярного контроля уровня шума в ночное время на территориях, прилегающих к строительным площадкам, подтверждает тот факт, что с момента начала данной работы количество обращений жителей в месяц на «горячую линию» Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы сократилось в 3 раза. Сократилось количество случаев сверхнормативного шумового воздействия в ночное время на жилые территории, вызванного строительными работами (с 30% до 12% от общего числа проверяемых строительных площадок).
Однако наличие нарушений свидетельствует об актуальности проблемы сверхнормативного шума от строительных работ в ночное время. Одной из причин является то, что между фактом выявления превышений уровня шума от строительных работ в ночное время и отзывом разрешения префекта на ведение строительных работ в ночное время проходит значительный период времени, в течение которого продолжается шумовое воздействие на прилегающие жилые территории.
Кроме того, не предусмотрено основание, по которому строительной организации может быть отказано в получении разрешения на ведение строительных работ в ночное время. В связи с этим разрешение на производство работ в ночное время выдается, в том числе на производство работ на строительных площадках, расположенных на удалении 15-20 метров от фасадов соседних жилых домов. При таком близком соседстве строительных площадок любой вид работ будет вызывать сверхнормативное шумовое воздействие на прилегающие жилые дома.
Целесообразно внести поправки в законодательные акты, ограничивающие выдачу разрешений на ведение строительных работ по фактору удаленности объекта строительства от жилых домов (за исключением работ, связанных с ликвидацией аварий или чрезвычайных ситуаций). Расположение строительной площадки на удалении от жилых домов позволит обеспечить применение более широкого спектра шумозащитных мероприятий по сравнению с ситуацией, когда строительная площадка располагается вблизи жилых домов.
На сегодняшний день действующим законодательством не установлено ограничений на получение повторного разрешения на работы в ночное время в случаях, если такое разрешение уже отзывалось. Такая возможность снижает строгость соблюдения строительными организациями предписываемых условий ведения строительных работ в ночное время. Необходимо ужесточить ответственность за нарушения требований законодательства в части обеспечения выполнения мероприятий, нацеленных на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности на период строительства на территориях, прилегающих к строительным площадкам.
В целях снижения шумового воздействия строительных работ на жителей города Москвы и повышения эффективности существующего порядка регулирования проведения строительных работ в ночные часы на территории города Москвы необходимо внести следующие поправки в законодательные акты города Москвы:
— установить критерии, ограничивающие выдачу разрешений на производство строительных работ в ночное время суток в зависимости от близости строительной площадки к жилым домам, больницам, другим социально значимым объектам;
— усилить ответственность строительных организаций за нарушения требований законодательства и не соблюдение требований по обеспечению необходимой шумозащиты при ведении строительных работ в ночное время;
— упростить процедуру отзыва разрешений префектур на ведение строительных работ в ночное время по результатам мониторинга шума на территориях города Москвы, прилегающих к строительным площадкам;
— продолжить работу по проведению мониторинга шума в ночные часы на территориях, прилегающих к строительным площадкам;
— осуществлять поэтапную замену используемой строительной техники на более современные марки, имеющие меньшую шумовую характеристику;
— разработка изменений в законодательные и нормативные акты по наделению контролирующих органов власти полномочиями производить опечатывание строительной техники и механизмов, оказывающих сверхнормативное шумовое воздействие, непосредственно по факту выявленных нарушений для дальнейшего привлечения к административной ответственности владельцев данной техники.
продолжение
–PAGE_BREAK–Приоритетные направления деятельности по снижению уровня шума от промышленных предприятий
Уровень шума промышленных объектов обусловлен, как правило, совместным шумовым воздействием нескольких источников, расположенных на территории промышленного объекта, — технологического оборудования, компрессорных станций, гидравлических установок, дробилок, вентиляционных установок, обслуживающего транспорта, др.
Одним из новых промышленных источников шумового воздействия являются газотурбинные электростанции и мобильные газотурбинные установки (ГТУ), используемые в качестве источников электро- и теплоснабжения в районах массовой жилой застройки, необеспеченных подключением к централизованным энергетическим установкам. Первую газотурбинную установку планируется разместить на Рублевской подстанции. Учитывая, что работа ГТУ осуществляется на базе авиационных двигателей, можно однозначно сказать, что ГТУ будут оказывать шумовое воздействие на прилегающую застройку. В составе оборудования для ГТУ предусматривается использование системы глушителей на воздухозаборе и выхлопе технологического оборудования. Проектными расчетными данными декларируется отсутствие превышения допустимых значений от эксплуатации ГТУ, однако окончательные результаты шумового воздействия ГТУ могут быть получены только по результатам фактических замеров шумовых характеристик при выходе газотурбинных установок на проектную мощность работы и уровней шума на границах санитарно-защитных зон ГТУ.
При условии соблюдения предприятиями требований законодательства к организации санитарно-защитной зоны по фактору шумового воздействия сверхнормативный шум от промышленных предприятий на прилегающих жилых территориях не наблюдается.
Необходимы проведение инвентаризации промышленных предприятий, которые имеют источники шумового воздействия, и организация проведения инспекционных проверок таких предприятий в целях определения дополнительного вклада промышленного объекта в уровни шума, наблюдаемые на прилегающей территории, и выявления сверхнормативного шумового воздействия на жилые территории.
По результатам инвентаризации и проведенных измерений для каждого промышленного объекта, который оказывает повышенное шумовое воздействие на прилегающую жилую территорию, необходимо выполнить следующие мероприятия, нацеленные на снижение промышленного шума:
Архитектурно-планировочные
1. Разработка границ санитарно-защитных зон по фактору шума.
2. Обеспечение выполнения требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:
-для предприятий IV, V классов площадь озеленения территории должна составлять не менее 60% площади предприятия;
— для предприятий II и III класса — не менее 50%;
— для предприятий, имеющих санитарно-защитную зону 1000 м и более, — не менее 40% ее территории с обязательной организацией полосы древесно-кустарниковых насаждений со стороны жилой застройки.
3. Рациональное размещение технологического оборудования, машин, механизмов.
Технические мероприятия
Стимулирование применения современных технологических процессов и малошумных механизмов.
Строительно-акустические
Снижение шума на пути его распространения от промышленного источника к жилой территории (шумозащитные экраны и кожухи, др.).
Административные
Ужесточение системы штрафных санкций за несоблюдение требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Выбор и проведение комплекса наиболее эффективных шумозащитных мероприятий для каждого объекта позволит исключить дополнительное воздействие промышленного шума на прилегающую жилую территорию.
Необходимо продолжить работу по проведению исследований уровней шума на границе санитарно-защитной зоны предприятий при наличии жалоб жителей.
Требуется законодательно закрепить возможность и порядок опечатывания источников шума (машин, механизмов, техники и др.), оказывающих сверхнормативное воздействие, полномочными представителями контролирующих органов власти и порядок привлечения к ответственности собственников таких источников.
Основными направлениями деятельности по снижению уровня шума от промышленных предприятий должны стать:
— инвентаризация промышленных предприятий, имеющих источники шумового воздействия;
— ведение реестра промышленных предприятий, имеющих источники шумового воздействия на прилегающую жилую территорию;
— контроль уровня шума на границах санитарно-защитных зон промышленных предприятий;
— реализация шумозащитных мероприятий за счет внедрения лучших шумопонижающих технологий (за счет средств предприятий);
— разработка мероприятий, позволяющих сократить площадь территории города, занятую санитарно-защитными зонами предприятий, за счет корректировки размеров санитарно-защитных зон в сторону уменьшения в соответствии с требованиями законодательства;
— ужесточение санкций за несоблюдение требований к организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий по фактору шума;
— утверждение требований об обязательности проведения экспертизы по шуму при размещении объектов в жилых и общественных зданиях, во встроенно-пристроенных помещениях и при размещении наружного оборудования систем вентиляции и кондиционирования зданий;
— стимулирование использования менее шумных типов промышленных установок и техники;
— разработка изменений в законодательные и нормативные акты по наделению контролирующих органов власти полномочиями производить опечатывание механизмов и установок, оказывающих сверхнормативное шумовое воздействие, непосредственно по факту выявленных нарушений для дальнейшего привлечения к административной ответственности владельцев данных механизмов.
продолжение
–PAGE_BREAK–