Содержание
Ё Введение
Ё Происхождение человечества по шумерской теории
Ё Города шумеров
s Вавилон
s Ниппур
Ё Архитектура шумеров
Ё Шумеро-аккадская мифология
Ё Заключение
Введение
Уже доказано, что шумерская цивилизация – самая древняя на Земле, появившаяся более 6 тысяч лет назад. Первая их цивилизация возникла вообще не менее 445 тысяч лет назад. Многие ученые бились и
бьются над разрешением тайны древнейших людей планеты, но загадок остаётся все так же много. Немногим более ста лет назад о шумерах и их цивилизации не было известно вообще ничего.
Шумер как страна и шумеры как народ не оставили никаких заметных следов в литературе, которая была доступна энтузиастам и ученым, начавшим в прошлом веке раскопки в Месопотамии в поисках дворцов
ассирийских и вавилонских царей, упоминавшихся в Библии.
Именно при раскопках дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии были найдены первые шумеро-аккадские тексты, исследуя которые, историки впервые столкнулись со следами древнейшей цивилизации Месопотамии.
Сами понятия Шумер и шумеры (шумерийцы) впервые вошли в научный обиход в конце 80-х годов XIX века (Опперт).
Шумерская цивилизация имела все признаки высокоразвитой. Достаточно упомянуть, что шумеры пользовались двоичной системой счета и знали числа Фибоначчи. В шумерских текстах содержится информация о
происхождении, развитии и строении Солнечной системы. В их изображении Солнечной системы, находящемся в ближневосточной секции государственного музея в Берлине, в центре системы находится Солнце,
окруженное всеми известными сегодня планетами. Однако, в их изображении Солнечной системы есть отличия, главное из которых – шумеры помещают неизвестную большую планету между Марсом и Юпитером –
12-й планету по шумерской системе! Эту загадочную планету шумеры называли Нибиру, что означает «пересекающая планета». Орбита этой планеты – сильно вытянутый эллипс,- раз в 3600 лет пересекает
Солнечную систему.
Следующее прохождение Ниберу через солнечную систему ожидается между 2100 и 2158 годами. По сведениям шумеров, планета Ниберу была заселена сознательными существами – анунаками. Продолжительность
их жизни составляла 360 000 земных лет. Они были настоящими исполинами: женщины ростом от 3 до 3,7 метров, а мужчины от 4 до 5 метров.
Здесь стоит отметить, что, например, древний правитель Египта Эхнатон имел рост 4,5 метра, а легендарная красавица Нефертити была ростом около 3,5 метров. Уже в наше время в городе Эхнатона
Тель-эль-Амарне были обнаружены два необычных гроба. В одной из них прямо над головой мумии было выгравировано изображение Цветка Жизни. А во втором гробу были обнаружены кости семилетнего
мальчика, рост которого составлял около 2,5 метров. Сейчас этот гроб с останками экспонируется в Каирском музее.
В космогонии шумеров главным событием называется «небесная битва», катастрофа, произошедшая 4 миллиарда лет назад и изменившая вид Солнечной системы. Современная астрономия подтверждает данные об
этой катастрофе!
Сенсационным открытием астрономов последних лет стало обнаружение совокупности осколков какого-то небесного тела, имеющих общую орбиту, соответствующую орбите неизвестной планеты Нибиру.
В шумерских рукописях имеются сведения, которые можно трактовать как сведения о происхождении разумной жизни на Земле. Согласно этим данным, род Хомо сапиенс создан искусственно в результате
применения генной инженерии около 300 тысяч лет назад. Таким образом, возможно, человечество представляет собой цивилизацию биороботов.
Происхождение человечества по шумерской теории
Расшифровка шумерских рукописей вызвала шок у исследователей. После расшифровки шумерских таблиц стало ясно, что цивилизация шумеров обладала рядом современных знаний из области химии, фитотерапии,
космогонии, астрономии, современной математике (например, использовала золотое сечение, двоичную систему исчисления, использованную после шумеров только при создании современных ЭВМ, использовала
числа Фибоначчи!), обладала познаниями в генной инженерии (эта трактовка текстов дана рядом ученых в порядке версии расшифровки рукописей), имела современное государственное устройство – суд
присяжных и выборные органы народных (в современной терминологии) депутатов и так далее. Откуда в тот период могли быть подобные знания? Попробуем разобраться, однако проведем некоторые факты,
касающиеся той эпохи – 6 тысяч лет назад. Это время знаменательно тем, что средняя температура на планете тогда была выше несколько градусов, чем в настоящее время. Эффект получил название
температурного оптимума. К этому же периоду относится приближение двойной системы Сириуса(Сириус-А и Сириус-Б) к Солнечной системе. При этом на протяжение нескольких столетий 4-го тысячелетия до
нашей эры в небе вместо одной Луны были видны две – вторым небесным светилом, сравнимым тогда по размерам с Луной был приблизившийся Сириус, взрыв в системе которого произошел опять же в тот же
период – 6 тысяч лет тому назад! В это же время абсолютно независимо от развития шумерской цивилизации в центральной Африке существует племя догонов, ведущее довольно изолированный образ жизни от
других племен и народностей, однако, как стало известно в наше время, догоны знали подробности не только строения звездной системы Сириуса, но и владели другой информацией из области космогонии.
Таковы параллели. Но если у догонов в легендах присутствуют люди с Сириуса, которых это африканское племя воспринимало как богов, сошедших с неба и прилетевших на Землю из-за катастрофы на одной из
обитаемых планет системы Сириуса, связанной со взрывом на звезде Сириус, то, если верить шумерским текстам, шумерская цивилизация была связана с переселенцами с погибшей 12-й планеты Солнечной
системы, планеты Нибиру.
Согласно шумерской космогонии, планета Нибиру, недаром названная «пересекающей», имеет очень вытянутую и наклоненную эллиптическую орбиту и проходит между Марсом и Юпитером раз в 3600 лет. Долгие
годы сведения шумеров о погибшей 12-й планете Солнечной системы относили к разряду легенд. Однако, одним из самых удивительных открытий последних двух лет стало открытие совокупности осколков
неизвестного ранее небесного тела, перемещающихся по общей орите так, как это могут делать только осколки некогда единого небесного тела. Орбита этой совокупности пересекает раз в 3600 лет
Солнечную систему именно между Марсом и Юпитером и точно соответствует данным из шумерских рукописей.
Планета Нибиру играет особую роль в становлении загадочной цивилизации шумеров. Итак, шумеры утверждают, что имели контакт с жителями планеты Нибиру! Именно с этой планеты по утверждениям шумерских
текстов на Землю пришли анунаки, «сошедшие с небес на Землю».
В пользу этого утверждения свидетельствует и Библия. В шестой главе Бытия есть упоминание о них, где они именуются нифилим, «сошедшие с небес». Анунаки, согласно шумерским и другим источникам (где
они имели наименование «нифилим»), зачастую принимаемые за «богов», «брали в жены земных женщин».
Здесь мы имеем дело со свидетельством о возможной ассимиляции переселенцев с Нибиру. Кстати, если верить этим легендам, которых немало в различных культурах, то гуманоиды не только относились к
белковой форме жизни, но и были настолько совместимы с землянами, что смогли иметь общее потомство. О подобной ассимиляции свидетельствуют и библейские источники. Добавим, что в большинстве
религий, боги сходились с земными женщинами. Не свидетельствует ли сказанное о реальности палеоконтактов, то есть контактов с представителями других обитаемых небесных тел, произошедшими от
десятков тысяч до сотен тысяч лет назад.
Насколько невероятно существование близких к человеческой природе существ вне Земли? Среди сторонников множественности разумной жизни во Вселенной было немало великих ученых, среди которых
достаточно упомянуть Циолковского, Вернадского и Чижевского.
Однако, шумеры сообщают гораздо больше, чем библейские книги. Согласно шумерским рукописям, впервые анунаки прибыли на Землю примерно 445 тысяч лет назад, то есть задолго до возникновения
цивилизации шумеров.
Попробуем найти ответ в шумерских рукописях на вопрос: зачем жители планеты Нибиру прилетали на Землю 445 тысяч лет назад? Оказывается, их интересовали полезные ископаемые, в первую очередь –
золото. Почему?
Если взять за основу версию о экологической катастрофе на 12-й планете Солнечной системы, то речь могла идти о создании защитного золотосодержащего экрана для планеты. Заметим, что технология,
аналогичная предполагаемой, используется сейчас в космических проектах.
Сначала анунаки безуспешно пытались добывать золото из вод Персидского залива, а потом взялись за разработки шахтным способом в Юго-восточной Африке. Каждые 3600 лет, когда планета Ниберу
появлялась вблизи земли, на неё и отправлялись золотые запасы. Согласно летописям, анунаки занимались добычей золота достаточно долго: от 100 до 150 тысяч лет. А потом, как и следовало ожидать,
вспыхнуло восстание. Долгоживущим анунаки надоело работать в шахтах сотни тысяч лет. И тогда руководителями было принято уникальное решение: создать «примитивных рабочих» для работы в шахтах.
И весь процесс создание человека или процесс смешения божественных и земных компонентов – процесс оплодотворения в пробирке – расписан с подробностями на глиняных табличках и изображен на
цилиндрических печатях шумерских хроник. Эти сведения буквально потрясли современных генетиков.
Древняя еврейская библия – Тора, которая родилась на руинах Шумера, приписывала акт сотворения человека Элохиму. Слово это даётся во множественном числе и должно переводиться как боги. Ну а цель
создания человека определена очень точно:«… и не было человека для возделывания земли». Правитель Ниберу Ану и главный учёный анунаков Энки решили создать «Адаму». Это слово происходит от «Adamah»
(земля) и означает «Землянин».
Энки решил использовать прямо ходячих антропоморфных существ, уже обитавших на земле, и усовершенствовать их на столько, что бы они понимали приказы и могли пользоваться инструментами. Они
понимали, что земные гоминиды ещё не прошли эволюцию и решили ускорить этот процесс. Рассматривая вселенную как единое живое и разумное существо, самоорганизующееся на бесконечном множестве
уровней, в связи с чем ум и разум являются постоянными космическими факторами, он считал, что жизнь на земле произошла от того же космического семени жизни, что и на его родной планете.
В Торе Энки называют Nahash, что в переводе означает «змея, змей» или «тот, кто знает тайны, секреты». А эмблемой культового центра Энки были две переплетённые змеи. В этом символе можно разглядеть
модель структуры ДНК, которую Энки смог разгадать в результате генетических исследований.
В планы Энки входило использование ДНК приматов и ДНК анунаков для создания новой расы. В помощницы Энки привлёк молодую красивую девушку, которую звали Нинти – «госпожа, дающая жизнь». В
последствии это имя заменили псевдонимом Mami? Прообразом универсального слова мама. В хрониках приводится инструкция, которую Энки дал Нинти. Прежде всего, все процедуры должны совершаться в
совершенно стерильных условиях. Тексты шумер неоднократно упоминают о том, что перед работой с «глиной» Нинти первым делом мыла руки. Как явствует из текста, Энки использовал при работе яйцеклетку
африканской обезьяны женского пола, обитавшей севернее Зимбабве.
Инструкция гласит: «Примешай к «сути» глину(яйцо) от основания земли, что чуть вверх (на север) от Абзу, и приспособь его в формочку с «сутью». Я представляю хорошую, много знающую, юную анунаки,
которая доведёт глину(яйцо) до нужного состояния… судьбу новорождённого изречешь ты… Нинти воплотит в нём образ богов, и то, чем оно станет, будет Человек».
Божественный элемент, который в шумерских хрониках называется «ТЕ-Е-МА» и переводится как «суть» или «то, что связывает память», а в нашем понимании это ДНК, получили из крови специально
отобранного анунака (или анунака) и подвергли обработке в «очищающей ванночке». У молодого человека так же брали Shiru – сперму.
Слово «глина» происходит от «TI-IT», переводится как «то, что сопутствует жизни». Производным от этого слова является и «яйцо». Кроме того, в текстах отмечается, что из крови из крови одного из
богов было получено то, что называется napishtu (параллельный ему библейский термин Naphsh, который обычно не точно переводят как «душа»). Шумерские тексты говорят о том, что удача не сразу
сопутствовала учёным, и в результате экспериментов вначале появились уродливые гибриды. Наконец они пришли к успеху. Удачно сформировавшуюся яйцеклетку затем поместили в тело богини, которой
согласилась стать Нинти. В результате длительно беременности и кесарева сечения на свет появился первый человек – Адам.
Поскольку промышленных рабочих для рудников требовалось много, то для воспроизводства себе подобных методом клонирования была создана Ева. К сожалению, это можно только предположить, описаний
подробностей клонирования в шумерских хрониках пока не найдено. Но передав нам свой образ и способности к интеллектуальному развитию, анунакы не подарили нам долголетия. В Торе по этому поводу
сказано: «Элохим произнёс фразу: «Адам стал как один из нас… И теперь как бы не простёр он руки своей и не взял так же от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно». И Адама с Евой изгнали из
Эдема!
Сравнительно недавно в результате тщательных исследований ДНК Уэсли Браун сделал интересное открытие «о единой для всех людей Земли митохондриевой Еве», жившей в Африке примерно 250 000 лет назад.
И оказалось, что первое человеческое существо происходило из той самой долины, где мы, по утверждению Шумеров, добывали золото!
Позднее, когда женщины Земли приобрели привлекательную внешность, анунакы стали брать их в жёны, что также способствовало развитию интеллекта следующих поколений людей. В библии Моисея об этом
сказано следующее: «Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, и они стали рожать им. Это сильные, издревле славные люди». В «новой толковой Библии» по этому поводу сказано следующее: «Это одно
из труднейших для толкования мест Библии; главная трудность заключается в определении того, кого здесь можно разуметь по «сынами Божиими». И поскольку в библии Моисея о анунаках прямо ничего не
сказано, то толкователи решили считать « сынами Божиими» потомков Сифа, третьего сына Адама и Евы, которые «были выразителями всего доброго, возвышенного и хорошего»» – «Исполинами Духа». Если не
знать о содержании шумерских хроник, то и это всё-таки какое-то объяснение.
Города шумеров. Вавилон
История Вавилона, самого знаменитого города древнего Ближнего Востока, насчитывает почти 2 тысячи лет. Город возник во второй половине 3 тыс. до н.э. в Центральной Месопотамии на берегу Евфрата.
Впервые в клинописных текстах он упоминается в правление царей аккадской династии (24-23 вв. до н.э.). В самом конце 3 тыс. до н.э. при царях 3 династии Ура Вавилон стал столицей провинции, в
которой сидел царский наместник, собиравший подати.
В начале 2 тыс. до н.э. Вавилон, как и большинство других городов Месопотамии, оказался под контролем амореев, один из вождей которых основал здесь свою династию (1 вавилонская династия). В
правление шестого ее представителя, Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который сумел объединить всю территорию Месопотамии в единое государство, Вавилон впервые стал политическим центром страны и
оставался им с тех пор более 1000 лет. Город был провозглашен «вечным обиталищем царственности», а его бог-покровитель Мардук занял одно из центральных мест в общемесопотамском пантеоне.
Во второй половина 2 тыс. до н.э. с воцарением в Южной Месопотамии новых правящих династий, Вавилон оставался столицей Южной Месопотамии. Город богател, в нем успешно развивались ремесла и
торговля, стремительно росло население. Экономический рост отразился и на внешнем облике города: был разработан и осуществлен новый план городской застройки, предпринято строительство новых стен и
городских ворот, проложены широкие улицы в центр города для прохождения храмовых процессий. В 14 в. до н.э. Вавилону было предоставлено право самоуправления, его жители были освобождены от
государственных повинностей и военного призыва.
Вавилонская школа, э-дубба («дом табличек»), занимала ведущее место в системе образования и сохранения писцовых традиций. Созданный здесь новый культовый эпос о сотворении мира (Энума элиш),
закрепил представление о главном боге города Вавилона Мардуке как изначально главном мировом божестве, и о городе Вавилоне как космологическом и теологическом центре мира. Само название города –
слово Вавилон (Баб-или) означало «Ворота богов» – отражало его роль как центра мира, места соединения земного и небесного. Эта концепция отразилась в так называемой вавилонской карте мира. Земля
изображена на ней как круглый диск, плавающий в океане. В центре – город Вавилон, изображенный в виде прямоугольника. Река Евфрат, пересекающая круг сверху вниз, разделяет город на две части.
На протяжении своей длительной истории Вавилон пережил много тяжелых испытаний. Наиболее трагические для города события произошли в 689 г. до н.э., когда ассирийский царь Синаххериб, разгневанный
неповиновением вавилонян, приказал разрушить город и стереть его с лица земли. Тот Вавилон, который стал известен в 20 в. после археологических раскопок Р. Кольдевея, это совершенно новый город,
возникший в ходе длительного процесса строительства и реконструкции, начавшегося после смерти Синаххериба и достигшего своей кульминации в правление вавилонского царя Набушаднеццара 2, библейского
Навуходоносора.
Его царствование (604-562 гг до н.э.) было временем величайшего экономического и культурного подъема страны. Военные успехи Вавилонии, границы которой простирались в это время от Египта до Ирана,
обеспечили ей политическую стабильность, и способствовали постоянному притоку в столицу огромных материальных богатств. Это позволило осуществить грандиозную программу по реконструкции города
Вавилона, превратившегося в правление Навуходоносора в самый большой и богатый город на Ближнем Востоке.
Город представлял собой в плане правильный прямоугольник со сторонами 27х16 км, раскинувшийся на двух берегах Евфрата. На левом берегу располагался так называемый Старый город, застроенный богатыми
частными и общественными зданиями. В Новом городе на правом берегу реки, по-видимому, обитали простые горожане. Правый берег сообщался с левым посредством огромного каменного моста, державшегося на
семи сваях из обожженного кирпича, скрепленного асфальтом. Длинные прямые улицы тянулись через весь город и делили его на прямоугольные кварталы.
В центре Старого города в главном городском квартале располагались 14 храмов, в том числе главный храм Вавилона, храм Мардука (Эсагила), и семиступенчатая культовая башня (зиккурат), с которой
связана библейская легенда о Вавилонской башне и легенда о «висячих садах Вавилона» как одном из семи чудес света. На верхней площадке зиккурата был высажен сад, который путники, подходившие к
городу, могли видеть издалека, высоко возвышающимся над городскими стенами.
В северо-западной части Старого города располагалась главная резиденция Навуходоносора, так называемый Южный дворец. Он представлял собой гигантский комплекс из пяти огромных дворов, окруженных
анфиладами комнат и отдельными зданиями. К самому главному, третьему двору (60х55 м), примыкал знаменитый тронный зал Навуходоносора площадью около 900 кв. м. Стены этого зала были украшены
рельефами из цветного глазурованного кирпича, на которых на ярко синем фоне были изображены гигантские «древа жизни», а снизу – фигуры шагающих львов.
Город окружали глубокий ров и двойное кольцо мощных стен с укрепленными воротами. Одни из этих ворот, через которые проходила дорога к храму Мардука, назывались воротами богини Иштар. Они знамениты
своими великолепными рельефами из цветного глазурованного кирпича с изображениями львов и драконов.
Вавилон был огромным городом, с населением около 200 000 человек. Здесь вместе с вавилонянами мирно уживались люди разных языков и культур. Многие из них приехали сюда или были привезены насильно
как пленники со всех концов огромной Вавилонской империи и даже из-за ее пределов (мидийцы, эламитяне, египтяне, иудеи). Они продолжали говорить на своих родных языках («смешение языков») и носили
традиционную одежду. Отзывы, которые Вавилон получил в Библии, далеки от восторгов, поскольку они связаны с воспоминаниями о конфликтах Израиля и Иудеи с Вавилонией и гибелью Иудейского царства.
После завоевания Вавилона персами в 539 г. город еще долго сохранял свой статус столицы. Только в 479 г. после подавления очередного восстания вавилонян против персов персидский царь Ксеркс лишил
город самостоятельности. С этого времени Вавилон полностью утратил значение важнейшего культового центра, хотя хозяйственная жизнь в городе продолжалась. Между 470 и 460 гг. до н.э. Вавилон посетил
Геродот, который оставил подробное описание его достопримечательностей, назвав его «не только очень большим, но и самым красивым» из всех, известных ему городов. В конце 4 в. до н.э. большая часть
жителей Вавилона была переселена в новую столицу, Селевкию-на-Тигре. На месте огромного города осталось небольшое бедное поселение. После завоевания страны арабами в 624 г. исчезло и оно. Вскоре и
само место, где находился древний Вавилон, было забыто.
Ниппур
В конце 3 начале 2 тыс. до н. э. Месопотамия переживала один из самых сложных периодов своей истории. Единое государство со столицей в городе Уре, более двух столетий объединявшее все Двуречье,
распалось, и этим, фактически, закончился шумерский этап месопотамской цивилизации. Развал огромного по тем временам государства вызвал множество мелких локальных катастроф. Многие древние
шумерские города, возникшие еще в 4 тыс. до н. э. были полностью разрушены и так и не смогли вновь возродиться (Эреду, Кеш, Шуруппак). Другие как будто продолжали быть обитаемы и в последующий,
старовавилонский, период, но явно потеряли всякое политическое значение. При раскопках таких древнейших городов Шумера как Лагаш, Гирсу, Адаб были найдены в небольшом количестве старовавилонские
тексты и некоторые памятники материальной культуры этого периода, но в других документах, касающихся политических событий этой эпохи, они никогда не упоминаются. Город Умма, при раскопках которого
было обнаружено огромное количество текстов, относящихся ко всем этапам шумерской цивилизации особенно к периоду 3 династии Ура, после 2000 г. до н. э. вообще не упоминается.
Такая участь однако постигла не все шумерские города. В течение примерно полувека (первая половина XX в. до н. э.) в ряде городов Шумера и Аккада образовались небольшие самостоятельные государства,
в которых правили аморейские династии. Всего, судя по царским надписям, таких династий было более 30. Некоторые из них были явно эфемерными и не просуществовали дольше одного поколения, другие
царствовали десятки и сотни лет. Отдельные города Южной Месопотамии, ставшие центрами новых государств, такие как Исин, Эшнунна, Урук, Ларса, переживали в это время кратковременный период
экономического подъема. Значительно расширились границы этих городов, увеличилось народонаселение, что дало основание некоторым исследователям назвать это время периодом “шумерского Ренессанса”.
Город Ниппур всегда занимал особое положение среди других шумерских городов. Ниппур никогда не был политическим центром, и в нем никогда не было своего царя, но с самого момента своего
возникновения и на протяжении всей дальнейшей истории он был главным культовым центром Двуречья. Почему именно Ниппур стал важнейшим священным городом шумеров, можно только предполагать. Главным
богом города был великий бог Энлиль, который вручал правителям шумерских городов право на царственность. Важную роль в возвышении города сыграло, вероятно, и его географическое положение: он был
расположен в самом центре месопотамской равнины.
В течение всего 3 тыс. и в начале 2 тыс. до н. э. город Ниппур со своими многочисленными монументальными храмами и святилищами был культовым центром всего Шумера. Наивысшего своего расцвета город
достиг при царях 3 династии Ура (XXII – XX вв. до н. э.), при которых в строгом соответствии с тщательно разработанной системой очередности поставок жертвоприношений (bala), сюда со всех концов
единого шумерского государства поступало огромное количество самых разнообразных продуктов и скота.
Падение государства 3 династии Ура и трагические события, связанные с этим (разруха и страшный голод, охвативший около 2020 г. до н. э. весь юг страны), по-видимому, вначале мало затронули Ниппур.
Оставаясь священным центром Шумера, Ниппур попал в сферу влияния города Исина, перехватившего политическое лидерство у Ура. После 2026 г. до н. э. прекратились поступления – bala в храм Ниппура, но
Исин был богат зерном и по-прежнему снабжал им Ниппур, кроме того, многочисленные храмы священного города владели обширными хозяйствами, в которых производилось все необходимое. Тем не менее,
катастрофические последствия развала единого шумерского государства и возникшей вслед за этим анархии и децентрализации не могли обойти ни один шумерский город. К середине XX в. до н. э. весь Шумер
был опустошен войной, а Ниппур был разрушен до такой степени, что в нем на некоторое время даже прекратилось отправление культа бога Энлиля.
Восстановление города связывается с именем царя Исина ИшмеДагана, который собрал “рассеянных людей” Ниппура, вновь заселил город и восстановил храмовые службы. ИшмеДаган проводил большие
восстановительные работы в священном городе и особым указом освободил его жителей от военной службы и налогов.
Архитектура шумеров
В Междуречье мало деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были сырцовые кирпичи из смеси глины, песка и соломы. Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и
религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания. Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IV–III тысячелетиям до н. э. Эти мощные культовые башни, называемые
зиккуратами (ziggurat– святая гора), были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный
(асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета. Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н. э. применение искусственно возведённых платформ,
что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Другой характерной
чертой, основанной на столь же древней традиции, была ломаная линия стены, образуемая выступами. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания
освещались также через дверной проем и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод. Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый
двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья. В северной части Шумера
обнаружены дома, которые вместо открытого двора имели центральную комнату с перекрытием.
Шумеро-аккадская мифология
Ко времени образования первых шумерских городов-государств сформировалось представление об антропоморфном божестве. Божества – покровители общины являлись в первую очередь олицетворением творящих и
производящих сил природы, с которыми соединяются представления о власти военного вождя племени-общины, совмещающейся (сначала нерегулярно) с функциями верховного жреца. Из первых письменных
источников (самые ранние пиктографические тексты т. н. периода Урук III – Джемдет-Наср датируются концом 4 – началом 3-го тыс.) известны имена (или символы) богов Инанны, Энлиля и др., а со времени
т. н. периода Абу-Салябиха (поселения близ Ниппура) и фары (Шуруппака) 27- 26 вв. – теофорные имена и наиболее древний список богов. Самые ранние собственно мифологические литературные тексты –
гимны богам, списки пословиц, изложение некоторых мифов (например, об Энлиле) восходят также к периоду Фары и происходят из раскопок Фары и Абу-Салябиха. От времени правления лагашского правителя
Гудеи (ок. 22 в. до н. э.) дошли строительные надписи, дающие важный материал, касающийся культа и мифологии (описание обновления главного храма города Лагаш Энинну – «храма пятидесяти» для
Нингирсу, бога-покровителя города). Но главная масса шумерских текстов мифологического содержания (литературных, учебных, собственно мифологических и др., так или иначе связанных с мифом) относится
к концу 3 – началу 2-го тысячелетия, к так называемому старовавилонскому периоду – времени, когда шумерский язык уже вымирал, но вавилонская традиция ещё сохранила систему преподавания на нём.
Таким образом, ко времени появления письменности в Двуречье (кон. 4-го тыс. до н. э.) здесь зафиксирована определённая система мифологических представлений. Но в каждом городе-государстве
сохранялись свои божества и герои, циклы мифов и своя жреческая традиция. До кон. 3-го тыс. до н. э. не было единого систематизированного пантеона, хотя имелось несколько общешумерских божеств:
Энлиль, «владыка воздуха», «царь богов и людей», бог города Ниппур, центра древнейшего шумерского племенного союза; Энки, владыка подземных пресных вод и мирового океана (позднее и божество
мудрости), главный бог города Эреду, древнейшего культурного центра Шумера; Ан, бог кеба, и Инанна, богиня войны и плотской любви, божества города Урук, возвысившегося в конце 4 – начале 3-го тыс.
до н. э.; Наина, лунный бог, почитавшийся в Уре; бог-воитель Нингирсу, чтившийся в Лагаше (этот бог позднее отождествлялся с лагашским Нинуртой), и др. Древнейший список богов из Фары (ок. 26 в. до
н. э.) выделяет шесть верховных богов раннешумерского пантеона: Энлиль, Ан, Инанна, Энки, Нанна и солнечный бог Уту. Древние шумерские божества, в т. ч. и астральные боги, сохраняли функцию
божества плодородия, которое мыслилось как бог-покровитель отдельной общины. Один из наиболее типичных образов – образ богини-матери (в иконографии с ней иногда связывают изображения женщины с
ребенком на руках), которая почиталась под разными именами: Дамгальнуна, Нинхурсаг, Нинмах (Мах), Нинту, Мама, Мами. Аккадские варианты образа богини-матери – Белетили («владычица богов»), та же
Мами (имеющая в аккадских текстах эпитет «помогающая при родах») и Аруру – создательница людей в ассирийских и нововавилонских мифах, а в эпосе о Гильгамеше – «дикого» человека (символ
первочеловека) Энкиду. Не исключено, что с образом богини-матери связаны и богини-покровительницы городов: так, шумерские богини Bay и Гатумдуг также носят эпитеты «мать», «мать всех городов». В
мифах о богах плодородия прослеживается тесная связь мифа с культом. В культовых песнях из Ура (кон. 3-го тыс. до н. э.) говорится о любви жрицы «лукур» (одна из значительных жреческих категорий) к
царю Шу-Суэну и подчёркивается священный и официальный характер их соединения. Гимны обожествлённым царям III династии Ура и I династии Исина также показывают, что между царём (одновременно и
верховным жрецом «эном») и верховной жрицей ежегодно совершался обряд священного брака, в котором царь представлял воплощение бога-пастуха Думузи, а жрица – богини Инанны. Содержание произведений
(составляющих единый цикл «Инанна-Думузи») включает в себя мотивы ухаживания и свадьбы героев-богов, нисхождения богини в подземное царство («страну без возврата») и замену её героем, гибели героя
и плача по нему и возвращения героя на землю. Все произведения цикла оказываются преддверием драмы-действа, составлявшей основу ритуала и образно воплощавшей метафору «жизнь – смерть – жизнь».
Многочисленность вариантов мифа, равно как и образов уходящих (гибнущих) и возвращающихся божеств (каким в данном случае выступает Думузи), связана, как и в случае с богиней-матерью, с
разъединённостью шумерских общин и с самой метафорой «жизнь – смерть – жизнь», всё время меняющей свой облик, но постоянной и неизменной в своём обновлении. Более специфична идея замены,
лейтмотивом проходящая через все мифы, связанные со спуском в подземное царство. В мифе об Энлиле и Нинлиль в роли умирающего (уходящего) и воскресающего (возвращающегося) божества выступает
покровитель общины Ниппура владыка воздуха Энлиль, силой овладевший Нинлиль, изгнанный за это богами в подземный мир, но сумевший его покинуть, оставив вместо себя, жены и сына «заместителей». По
форме требование «за голову – голову» выглядит юридической уловкой, попыткой обойти закон, незыблемый для любого, кто вошёл в «страну без возврата». Но в нём звучит и идея некоего равновесия,
стремления к гармонии между миром живых и мёртвых. В аккадском тексте о нисхождении Иштар (соответствует шумерской Инанне), равно как и в аккадском же эпосе об Эрре, боге чумы, эта идея
сформулирована более отчётливо: Иштар перед воротами «страны без возврата» грозится в случае, если её не впустят, «выпустить мертвецов, поедающих живых», и тогда «более живых умножатся мёртвые», и
угроза действует. Мифы, имеющие отношение к культу плодородия, дают сведения о представлениях шумерийцев о подземном царстве. О местонахождении подземного царства (шумер. Кур, Кигаль, Эден,
Иригаль, Арали, вторичное название – кур-нуги, «страна без возврата»; аккадские параллели к этим терминам – эрцету, церу) чёткого представления нет. Туда не только спускаются, но и «проваливаются»;
границей подземного царства служит подземная река, через которую переправляет перевозчик. Попадающие в преисподнюю проходят через семь ворот подземного мира, где их встречает главный привратник
Нети. Участь мёртвых под землёй тяжела. Хлеб их горек (иногда это нечистоты), вода солона (питьём могут служить и помои). Подземный мир тёмен, полон пыли, его обитатели, «как птицы, одеты одеждою
крыльев». Представления о «ниве душ» нет, как нет и сведений о суде мёртвых, где судили бы по поведению в жизни и по правилам морали. Сносной жизни (чистой питьевой воды, покоя) удостаиваются души,
по которым был исполнен погребальный обряд и принесены жертвы, а также павшие в бою и многодетные. Судьи подземного мира, сидящие перед Эрешкигаль, владычицей подземного царства, выносят только
смертные приговоры. Имена мёртвых заносит в свою таблицу женщина-писец подземного царства Гештинанна (у аккадцев – Белетцери). В числе предков – жителей подземного мира – многие легендарные герои и
исторические деятели, например Гильгамеш, бог Сумукан, основатель III династии Ура Ур-Намму. Непогребённые души мёртвых возвращаются на землю и приносят беду, погребённые переправляются через
«реку, которая отделяет от людей» и является границей между миром живых и миром мёртвых. Реку пересекает лодка с перевозчиком подземного мира Ур-Шанаби или демоном Хумут-Табалом. Собственно
космогонические шумерские мифы неизвестны. В тексте «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» говорится, что некие события происходили в то время, «когда небеса отделились от земли, когда ан забрал себе
небо, а Энлиль землю, когда Эрешкигаль подарили Куру». В мифе о мотыге и топоре говорится, что землю от небес отделил Энлиль, миф о Лахар и. Ашнан, богинях скота и зерна, описывает ещё слитное
состояние земли и небес («гора небес и земли»), которым, по всей видимости, ведал ан. Миф «Энки и Нинхурсаг» рассказывает об острове Тильмун как о первозданном рае. О сотворении людей дошло
несколько мифов, но полностью самостоятелен из них лишь один – об Энки и Нинмах. Энки и Нинмах лепят человека из глины Абзу, подземного мирового океана, и привлекают к процессу создания богиню
Намму – «мать, давшую жизнь всем богам». Цель создания человека – трудиться на богов: обрабатывать землю, пасти скот, собирать плоды, кормить богов своими жертвами. Когда человек изготовлен, боги
определяют ему судьбу и устраивают по этому случаю пир. На пиру захмелевшие Энки и Нинмах начинают снова лепить людей, но у них получаются уроды: женщина, неспособная рожать, существо, лишённое
пола, и т. д. В мифе о богинях скота и зерна необходимость создания человека объясняется тем, что появившиеся до него боги не умеют вести никакого хозяйства. Неоднократно проскальзывает
представление, что раньше люди росли под землёй, как трава. В мифе о мотыге Энлиль проделывает мотыгой дыру в земле и оттуда выходят люди. Этот же мотив звучит во введении к гимну городу Эреду.
Много мифов посвящено созданию и рождению богов. Широко представлены в шумерской мифологии культурные герои. Творцами-демиургами выступают в основном Энлиль и Энки. Согласно разным текстам богиня
Нинкаси – зачинательница пивоварения, богиня Утту – ткацкого ремесла, Энлиль – создатель колеса, зерна; садоводство – изобретение садовника Шукалитудды. Некий архаический царь Энмедуранки
объявляется изобретателем разных форм предсказания будущего, в т. ч. предсказаний при помощи излияния масла. Изобретатель арфы – некий Нингаль-Папригаль, эпические герои Энмеркар и Гильгамеш –
создатели градостроения, а Энмеркар – ещё и письменности. Эсхатологическая линия отражена в мифах о потопе и о гневе Инанны. В шумерской мифологии сохранилось крайне мало рассказов о борьбе богов с
чудовищами, уничтожении стихийных сил и т. д. (известно только два таких сказания – о борьбе бога Нинурты со злым демоном Асагом и о борьбе богини Инанны с чудовищем Эбих). Такие сражения в
большинстве случаев – удел героической личности, обожествлённого царя, тогда как большинство деяний богов связано с их ролью божеств плодородия (наиболее архаичный момент) и носителей культуры
(наиболее поздний момент). Функциональной амбивалентности образа соответствует внешняя характеристика персонажей: эти всесильные, всемогущие боги, творцы всего живого на земле, злы, грубы, жестоки,
их решения часто объясняются капризами, пьянством, распущенностью, в их облике могут быть подчёркнуты бытовые непривлекательные черты (грязь под ногтями, выкрашенными в красный цвет, у Энки,
растрёпанные волосы Эрешкигаль и т. д.). Разнообразна и степень активности и пассивности каждого божества. Так, наиболее живыми оказываются Инанна, Энки, Нинхурсаг, Думузи, некоторые второстепенные
божества. Самый пассивный бог – «отец богов» Ан. Образы Энки, Инаины и отчасти Энлиля сопоставимы с образами богов-демиургов, «носителей культуры», в чьих характеристиках подчёркиваются элементы
комизма, богами первобытных культов, живущими на земле, среди людей, чей культ и вытесняет культ «высшего существа». Но при этом никаких следов «теомахии» – борьбы старых и новых поколений богов –
в шумерской мифологии не обнаружено. Один канонический текст старовавилонского времени начинается с перечисления 50 пар богов, предшествовавших Ану: их имена образованы по схеме: «владыка
(владычица) того-то». Среди них назван один из древнейших, судя по некоторым данным, богов Энмешарра («господин всех ме»). Из источника ещё более позднего времени (новоассирийского заклинания 1-го
тыс. до н. э.) мы узнаём, что Энмешарра – «тот, кто передал Ану и Энлилю скипетр и господство». В шумерской мифологии это божество хтоническое, но нет никаких свидетельств, что в подземное царство
Энмешарра был низвергнут насильственно. Из героических сказаний до нас дошли только сказания урукского цикла. Героями сказаний являются три правивших последовательно царя Урука: Энмеркар, сын
Мескингашера, легендарного основателя I династии Урука (27-26 вв. до н. э.; по преданию, династия вела своё начало от бога солнца Уту, чьим сыном считался Мескингашер); Лугальбанда, четвёртый
правитель династии, отец (а возможно, родовой бог) Гильгамеша, наиболее популярного героя шумерской и аккадской литературы. Единой для произведений урукского цикла внешней линией является тема
связей Урука с окружающим миром и мотив странствия (путешествия) героев. Тема путешествия героя в чужеземную страну и испытание его моральной и физической силы в соединении с мотивами волшебных
даров и волшебного помощника не только показывает степень мифологизации произведения, составленного как героико-исторический памятник, но позволяет вскрыть и ранние мотивы, связанные с обрядами
инициации. Связь этих мотивов в произведениях, последовательность чисто мифологического уровня изложения сближает шумерские памятники с волшебной сказкой. В ранних списках богов из Фары герои
Лугальбанда и Гильгамеш приписаны к богам; в более поздних текстах они появляются как боги подземного мира. Между тем в эпосе урукского цикла Гильгамеш, Лугальбанда, Энмеркар, хотя и обладают
мифоэпическими и сказочными чертами, выступают как реальные цари – правители Урука. Их имена фигурируют и в т. н. «царском списке», составленном в период III династии Ура (видимо, ок. 2100 до н.
э.) (все династии, упомянутые в списке, делятся на «допотопные» и правившие «после потопа», царям, особенно допотопного периода, приписывается мифическое число лет правления: Мескингашеру,
основателю династии Урука, «сыну бога солнца», 325 лет, Энмеркару 420 лет, Гильгамешу, который назван сыном демона лилу, 128 лет). Эпическая и внеэпическая традиция Двуречья имеет, таким образом,
единое общее направление – представление об историчности главных мифоэпических героев. Можно допустить, что Лугальбанда и Гильгамеш были обожествлены посмертно, как герои. Иначе обстояло дело с
начала староаккадского периода. Первым правителем, объявившим себя ещё при жизни «богом-покровителем Аккада», был аккадский царь 23 в. до н. э. Нарам-Суэн; в период III династии Ура культовое
почитание правителя достигло апогея. Характерное для многих мифологических систем развитие эпической традиции из мифов о культурных героях на шумерской почве, как правило, не имело места.
Характерной актуализацией древних форм (в частности, традиционного мотива путешествия) выглядит и нередко встречающийся в шумерских мифологических текстах мотив путешествия бога к другому, высшему,
божеству за благословением (мифы о путешествии Энки к Энлилю после постройки его города, о путешествии лунного бога Наины в Ниппур к Энлилю, своему божественному отцу, за благословением). Период
III династии Ура, время, от которого дошла большая часть письменных мифологических источников, – это период выработки идеологии царской власти в наиболее законченной в шумерской истории форме.
Поскольку миф оставался господствующей и наиболее «организованной» областью общественного сознания, ведущей формой мышления, постольку именно через миф утверждались соответствующие идеи. Поэтому не
случайно, что большинство текстов относится к одной группе – ниппурскому канону, составленному жрецами III династии Ура, а основные центры, чаще всего упоминаемые в мифах: Эреду, Урук, Ур,
тяготевшие к Ниппуру как традиционному месту общешумерского культа. «Псевдомиф», миф-концепцию (а не традиционную композицию) представляет собой и миф, объясняющий появление в Двуречье семитских
племён амореев и дающий этиологию их ассимиляции в обществе, – миф о боге Марту (само имя бога – деификация шумерского названия западносемитских кочевников). Миф, лежащий в основе текста, не
разрабатывал древнюю традицию, а был взят из исторической реальности. Но и следы общеисторической концепции – представления об эволюции человечества от дикости к цивилизации (нашедшего отражение –
уже на аккадском материале – в истории «дикого человека» Энкиду в аккадском эпосе о Гильгамеше) проступают сквозь «актуальную» концепцию мифа. После падения в конце 3-го тыс. до н. э. под натиском
амореев и эламитов III династии Ура почти все правящие династии отдельных городов-государств Двуречья оказались аморейскими. Однако в культуре Двуречья соприкосновение с аморейскими племенами почти
не оставило следа.
Аккадская (вавилоно-ассирийская) мифология
С глубокой древности восточные семиты – аккадцы, занимавшие северную часть нижнего Двуречья, были соседями шумерийцев и находились под сильным шумерским влиянием. Во 2-й половине 3-го тыс. до н. э.
аккадцы утверждаются и на юге Двуречья, чему способствовало объединение Двуречья правителем города Аккад Саргоном Древним в «царство Шумера и Аккада» (позднее, с возвышением Вавилона, эта
территория стала называться Вавилонией). История Двуречья во 2-м тыс. до н. э. – это уже история семитских народов. Однако слияние шумерского и аккадского народов происходило постепенно, вытеснение
шумерского языка аккадским (вавилоно-ассирийским) не означало полного уничтожения шумерской культуры и замены её новой, семитской. Ни одного раннего чисто семитского культа на территории Двуречья
до сих пор не обнаружено. Все известные нам аккадские боги – шумерского происхождения или с давних пор отождествлены с шумерскими. Так, аккадский бог солнца Шамаш отождествился с шумерским Уту,
богиня Иштар – с Инанной и рядом других шумерских богинь, бог бури Адад – с Ишкуром и т. д. Бог Энлиль получает семитский эпитет Бел(Баал), «владыка». С возвышением Вавилона всё большую роль
начинает играть главный бог этого города Мардук, но и это имя по своему происхождению шумерское. Аккадские мифологические тексты старовавилонского времени известны гораздо меньше, чем шумерские; ни
один текст не дошёл полностью. Все главные источники по аккадской мифологии относятся ко 2-1-му тыс. до н. э., то есть ко времени после старовавилонского периода. Если о шумерской космогонии и
теогонии сохранились весьма отрывочные сведения, то вавилонское космогоническое учение представлено большой космогонической поэмой-эпосом «Энума элиш» (по первым словам поэмы – «Когда вверху»;
наиболее ранняя версия датируется началом 10 в. до н. э.). Поэма отводит главную роль в сотворении мира Мардуку, который постепенно занимает главное место в пантеоне 2-го тыс., а к концу
старовавилонского периода получает всеобщее признание и вне Вавилона (изложение космогонического мифа см. в ст. Абзу и Мардук). В сравнении с шумерскими представлениями о мироздании новым в
космогонической части поэмы является представление о последовательных поколениях богов, из которых каждое превосходит предыдущее, о теомахии – сражении старых и новых богов и унифицирование многих
божественных образов созидателей в один. Идея поэмы – в оправдании возвеличивания Мардука, цель создания её – доказать и показать, что Мардук – прямой и законный наследник древних могучих сил, в т.
ч. и шумерских божеств. «Исконные» шумерские боги оказываются при этом молодыми наследниками более древних сил, которые они сокрушают. Он получает власть не только на основании законной
преемственности, но и по праву сильнейшего, поэтому тема борьбы и насильственного свержения древних сил является лейтмотивом сказания. Черты Энки – Эйя, как и других богов, перенесены на Мардука,
но Эйя делается отцом «владыки богов» и его советником. В ашшурской версии поэмы (кон. 2-го тыс. до н. э.) Мардука заменяет Ашшур, главный бог города Ашшур и центральное божество ассирийского
пантеона. Это стало проявлением общей тенденции к монотеизму, выражающейся в стремлении выделить основного бога и коренящейся не только в идеологической, но и в общественно-политической
ситуации 1-го тыс. до н. э. Ряд космологических мотивов «Энума элиш» дошёл до нас в греческих переложениях вавилонского жреца 4-3 вв. до н. э. Бероса (через Полигистора и Евсебия), а также
греческого писателя 6 в. н. э. Дамаския. У Дамаския присутствует ряд поколений богов: Тауте и Апасон и сын их Мумие (Тиамат, Апсу, Мумму), а также Лахе и Лахос, Киссар и Ассорос (Лахму и Лахаму,
Аншар и Кишар), их дети Анос, Иллинос, Аос (Ану, Энлиль, Эйя). Аос и Дауке (т. е. богиня Дамкина) создают бога-демиурга Бела (Мардука). У Бероса владычицей, соответствующей Тиамат, является некая
Оморка («море»), которая господствует над тьмой и водами и описание которой напоминает описание злобных вавилонских демонов. Бог Бел её разрубает, создаёт небо и землю, организует мировой порядок и
приказывает отрубить голову одному из богов, чтобы из его крови и земли создать людей и животных. Мифы о сотворении мира и рода людского в вавилонской литературе и мифографии связаны со сказаниями
о человеческих бедствиях, гибели людей и даже о разрушении вселенной. Как и в шумерских памятниках, в вавилонских сказаниях подчёркивается, что причина бедствий – злоба богов, их желание уменьшить
число всё растущего и надоедающего богам своим шумом рода человеческого. Бедствия воспринимаются не как законное возмездие за людские грехи, но как злой каприз божества. Миф о потопе, в основу
которого, по всем данным, легло шумерское сказание о Зиусудре, дошёл в виде мифа об Атрахасисе и рассказа о потопе, вставленного в эпос о Гильгамеше (и мало отличающегося от п ервого), а также сохранился в греческой передаче Бероса. О наказании людей рассказывает и миф о боге чумы Эрре, обманным путём отбирающем власть у Мардука. Этот текст проливает свет на вавилонскую
теологическую концепцию некоего физического и духовного равновесия мира, зависящего от присутствия на своём месте законного владельца (ср. шумеро-аккадский мотив равновесия между миром живых и
мёртвых). Традиционным для Двуречья (ещё с шумерского периода) является и представление о связи божества со своей статуей: покидая страну и статую, бог тем самым меняет местожительство. Это совершает
Мардук, и стране наносится ущерб, а для вселенной создаётся угроза гибели. Характерно, что во всех эпосах об уничтожении человечества главное бедствие – потоп, вызвано не наводнением с моря, но
дождевой бурей. С этим связана и значительная роль богов бури и ураганов в космогонии Двуречья, особенно северного. Кроме специальных богов ветра и грозы, бури (главный аккадский бог – Адад), ветры
были сферой деятельности различных богов и демонов. Так, по традиции, им, вероятно, был и верховный шумерский бог Энлиль (дословное значение имени – «дыхание ветра», или «владыка-ветер»), хотя в
основном он бог воздуха в широком смысле слова. Но всё же Энлиль владел разрушительными бурями, которыми он уничтожал врагов и ненавистные ему города. Сыновья Энлиля – Нинурта и Нингирсу, также
связаны с бурей. Как божества, во всяком случае как персонифицированные высшие силы, воспринимались ветры четырёх сторон. Вавилонское сказание о сотворении мира, сюжет которого был построен вокруг
личности могучего божества, эпическая разработка эпизодов, повествующих о сражении бога-героя с чудовищем – олицетворением стихии, дало начало теме бога-героя в вавилонской эпико-мифологической
литературе (а не героя-смертного, как в шумерской литературе). По аккадским понятиям, таблицы судеб определяли движение мира и мировых событий. Обладание ими обеспечивало мировое господство (ср.
«Энума элиш», где ими первоначально владела Тиамат, затем Кингу и, наконец, Мардук). Писец таблиц судеб – бог писцового искусства и сын Мардука Набу – также иногда воспринимался как их обладатель.
Таблицы писали и в подземном мире (писец – богиня Белетцери); видимо, это была фиксация смертных приговоров, а также имена мёртвых. Если число богов-героев в вавилонской мифологической литературе по
сравнению с шумерской преобладает, то о героях-смертных, кроме эпоса об Атрахасисе, известны только сказание (явно шумерского происхождения) об Этане – герое, попытавшемся взлететь на орле на небо, и
сравнительно поздний рассказ об Адапе – мудреце, осмелившемся «обломать крылья» ветру и вызвать гнев бога неба Ана, но упустившем возможность добыть бессмертие, и знаменитый эпос о Гильгамеше – не
простое повторение шумерских сказаний о герое, а произведение, отразившее сложную мировоззренческую эволюцию, которую вместе с вавилонским обществом проделали герои шумерских произведений. Лейтмотив
эпических произведений вавилонской литературы – недостижение человеком участи богов, несмотря на все его стремления, тщетность человеческих усилий в попытке получить бессмертие.
Монархически-государственный, а не общинный (как в шумерской мифологии) характер официальной вавилонской религии, равно как и подавление общественной жизни населения, приводит к тому, что черты
архаической религиозно-магической практики постепенно подавляются. Со временем всё большую роль начинают играть «личные» боги. Представление о личном боге каждого человека, который облегчает ему
доступ к великим богам и вводит его к ним, возникает (или, во всяком случае, распространяется) со времени III династии Ура и в старовавилонском периоде. На рельефах и печатях этого времени часты
сцены, изображающие, как божество-покровитель ведёт человека к верховному богу для определения ему судьбы и для получения благословения. В период III династии Ура, когда царя рассматривали как
защитника-хранителя своей страны, он принимал некоторые функции бога-защитника (особенно обожествлённый царь). Считалось, что с потерей своего бога-защитника человек становился беззащитным перед
злобным своеволием великих богов, легко мог подвергнуться нападению злых демонов. Кроме личного бога, который должен был прежде всего принести удачу своему покровительствуемому, и личной богини,
олицетворявшей его жизненную «долю», каждый человек имел ещё своего шеду (ср. шумер, алад) – антропоморфизированную или зооморфизированную жизненную силу. Кроме этих защитников, у жителя Вавилонии во
2-1-м тыс. до н. э. появляется и своя личная хранительница – ламассу, носительница его личности, возможно, связанная с культом плаценты. «Имя» человека или его «слава» (шуму) тоже рассматривались как
материальная субстанция, без которой немыслимо его существование и которая передавалась его наследникам. Напротив, «душа» (напишту) – что-то безличное, она отождествлялась то с дыханием, то с кровью.
Личные боги-хранители противостояли злу и были как бы антиподами злых сил, окружающих человека. Среди них – львиноголовая Ламашту, поднимающаяся из подземного мира и ведущая за собой всевозможные
болезни, сами злые духи болезней, призраки, озлобленные тени мёртвых, не получающие жертв, разного рода служебные духи подземного царства (утукки, асакки, этимме, галле, галле лемнути – «черти злые»,
и т. д.), бог-судьба Намтар, приходящий к человеку в час его смерти, ночные духи-инкубы лилу, посещающие женщин, суккубы лилит (лилиту), овладевающие мужчинами, и др. Сложнейшая система
демонологических представлений, сложившаяся в вавилонской мифологии (и не засвидетельствованная в шумерских памятниках), получила отражение и в изобразительном искусстве. Общая структура пантеона,
сложение которой относится ещё к III династии Ура, в основном остаётся без особых перемен в течение всей эпохи древности. Во главе всего мира официально стоит триада Ану, Энлиль и Эйя, окружённые
советом из семи или двенадцати «великих богов», определяющих «доли» (шимату) всего на свете. Все боги мыслятся разделёнными на две родовые группы – игигов и ануннаков, боги земли и подземного мира,
как правило, относятся к числу последних, хотя и среди небесных богов также есть боги-ануннаки. В преисподней, однако, правит уже не столько Эрешкигаль, сколько её супруг Нергал, подчинивший свою
супругу, что соответствует общему уменьшению роли женских божеств в вавилонской мифологии, низведённых, как правило, почти исключительно до положения безличных супруг своих божественных мужей (по
существу, особое значение сохраняют лишь богиня врачевания Гула и Иштар, хотя, судя по эпосу о Гильгамеше, и её положение оказывается под угрозой). Но шаги в направлении монотеизма, проявившиеся в
усилении культа Мардука, который монополизировал к кон. 2-го тыс. почти все области божественной деятельности и власти, происходят и далее. В единый образ «владыки» – Бела (Баала) сливаются Энлиль и
Мардук (в Ассирии – Энлиль и Ашшур). В 1-м тыс. до н. э. Мардука в ряде центров постепенно начинает вытеснять его сын, бог писцового искусства Набу, который имеет тенденцию к тому, чтобы стать единым
вавилонским божеством. Свойствами одного бога наделяются другие божества, и качества одного бога определяются при помощи качеств других богов. Это ещё один путь к созданию образа единого всемогущего
и всесильного божества чисто абстрактным способом. Памятники (в основном 1-го тыс.) дают возможность реконструировать общую систему космогонических воззрений вавилонских теологов, хотя нет полной
уверенности в том, что подобная унификация самими вавилонянами была осуществлена. Микрокосм представляется отражением макрокосма – «низ» (земля) – как бы отражением «верха» (небес). Вся вселенная как
бы плавает в мировом океане, земля уподобляется большому перевёрнутому круглому челну, а небо – твёрдому полусводу (куполу), накрывающему мир. Всё небесное пространство делится на несколько частей:
«верхнее небо Ану», «среднее небо», принадлежащее игигам, в центре которого находилась лазуритовая целла Мардука, и «нижнее небо», уже видимое людям, на котором расположены звёзды. Все небеса сделаны
из разных пород камня, например «нижнее небо» – из синей яшмы; над этими тремя небесами помещается ещё четыре неба. Небо, как здание, покоится на основании, прикреплённом к небесному океану колышками
и, подобно земному дворцу, защищённом от воды крепостным валом. Самая высокая часть небесного свода носит название «середина небес». Внешняя сторона купола («внутренность небес») излучает свет; это
то пространство, где скрывается луна – Син во время своей трёхдневной отлучки и где солнце – Шамаш проводит ночь. На востоке находится «гора восхода», на западе – «гора заката», которые заперты на
замок. Каждое утро Шамаш открывает «гору восхода», отправляется в путь по небу, а вечером через «гору заката» скрывается во «внутренности небес». Звёзды на небесном своде – это «образы» или
«письмена», и каждой из них определено твёрдое место, чтобы ни одна «не сбилась со своего пути». Земной географии соответствует география небесная. Прообразы всего сущего: стран, рек, городов, храмов
– существуют на небе в виде звёзд, земные предметы являют собой лишь отражения небесных, но обе субстанции имеют каждая свои измерения. Так, небесный храм примерно вдвое больше земного. План Ниневии
первоначально был вычерчен на небесах и существовал издревле. В одном созвездии расположен небесный Тигр, в другом – небесный Евфрат. Каждому городу соответствует определённое созвездие: Сиппару –
созвездие Рака, Вавилону, Ниппуру – другие, чьи названия не идентифицированы с современными. На страны разделены и солнце и месяц: на правой стороне месяца – Аккад, на левой – Элам, верхняя часть
месяца – Амурру (амореи), нижняя часть – страна Субарту. Под небесным сводом лежит (как перевёрнутая лодка) «ки» – земля, которая также разделена на несколько ярусов. В верхней части живут люди, в
средней части – владения бога Эйя (океан пресной воды или подпочвенных вод), в нижней части – владения богов земли, ануннаков, и подземное царство. По другим воззрениям, семи небесам соответствуют
семь земель, но об их точном членении и расположении ничего не известно. Чтобы укрепить землю, её привязали к небу верёвками и закрепили колышками. Эти верёвки-канаты – Млечный путь. Верхняя земля,
как известно, принадлежит богу Энлилю. Его храм Экур («дом горы») и одна из центральных его частей – Дуранки («связь небес и земли») символизируют строение мира. Таким образом, в
религиозно-мифологических воззрениях народов Двуречья намечается известная эволюция. Если шумерская религиозно-мифологическая система может быть определена как основанная в первую очередь на общинных
культах, то в вавилонской системе видно явное стремление к монолатрии и к более индивидуальному общению с божеством. От весьма архаических представлений намечается переход к развитой
религиозно-мифологической системе, а через неё – к области религиозно-этических воззрений, в какой бы зачаточной форме они ни были выражены.
Заключение
Современная наука не может дать ответы на все те вопросы, которые возникают при изучении истории шумеров. Слишком мало источников и памятников того периода сохранилось до наших дней. Однако,
цивилизация Шумер – одна из самых загадочных, значительных и развитых в истории Древнего Мира. И, возможно, ключ к пониманию всей истории древности лежит в понимании и оценке значения
шумеро-аккадской цивилизации.