Символика света в романе Ф М Достоевского Преступление и наказание

–PAGE_BREAK–Ключевые моменты романа приводятся с выделением важных для нас символов: «Раскольников совершает преступление «в начале июля, в чрезвычайно жаркое время». Он бродит по городу. «Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца». Когда, после преступления, убийца идет в контору, его слепит солнце: «На улице опять жара стояла невыносимая, хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные… Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась — обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день». Раскольников — ночной человек; в его каморке почти всегда темно; он — гордый дух тьмы, и его мечта о господстве порождена мраком». Очень верно подметил Мочульский: «Ему чужда земная жизнь, освещенная солнцем, он отрезан от «дневного сознания». Но вот «идея» толкает теоретика на действие: ему приходится из сумерек отвлеченной мысли выйти в жизнь, столкнуться с реальностью. Светдня ослепляет его, как ночную птицу. Из холода абстракции он попадает в летний Петербург — жаркий, зловонный, душный. Это усиливает его нервную раздражительность, развивает зародыш болезни. Солнце обличает его беспомощность и слабость. «Он даже убить не умеет», совершает промах за промахом и, как муха на свечку, летит прямо в сети Порфирия Петровича».
Мочульский даёт такое толкование символа света — солнца: «Солнце у Достоевского — символ «живой жизни», побеждающей мертворожденную теорию. Раскольников входит в комнату старухи, ярко освещенную заходящим солнцем. В уме его мелькает страшная мысль: «И тогда, стало быть, так же будет солнце светить!» В ужасе преступника перед солнцем уже заключается предчувствие гибели».
«Хаос душевный сливается с хаосом природным, — пишет он и приводит прекрасный отрывок из романа, — описание этой грозовой ночи — вершина «мистического реализма» Достоевского «Вечер был душный и мрачный. К десяти часам вечера надвинулись со всех сторон страшные тучи — ударил гром, и дождь хлынул, как водопад. Вода падала не каплями, а целыми струями хлестала на землю. Молния сверкала поминутно, и можно было сосчитать до пяти в продолжение каждого зарева». В полночь он идет на Петербургскую сторону, снимает номер в грязной деревянной гостинице, но и эта крошечная клетушка не спасает его от разбушевавшихся стихий. Они преследуют Свидригайлова».
Символика света у Достоевского рассматривается и А.Ф.Лосевым. «Символ косых лучей заходящего солнца,- по словам Лосева.[13]- которые, как показывает исследование, появляется в романах Достоевского в самые ответственные и глубокие моменты развития действия, свидетельствуя в композиционном смысле как раз о переломном значении этих моментов. Достоевский прежде всего противопоставляет эти косые лучи заходящего солнца мрачному и злому виду старого Петербурга, который всегда переживался Достоевским как некий призрак и мутное наваждение.
На фоне этого сумрачного призрака города постоянно и появляется у Достоевского символ косых лучей заходящего солнца. Можно сказать, у Достоевского нет ни одного романа или повести, где бы эти лучи не появлялись. Символическая нагрузка этого образа трудноописуема. С одной стороны, это символ щемящей тоски, наступающего конца и кончины, невозвратимой силы и молодости, погибших надежд и бесплодных упреков, всегда таящий, однако, в себе нечто сладостное, красиво-грустное и задумчиво-скорбное. С другой стороны, однако, этот символ Достоевского указывает на светлое и возвышенное среди этих болот, грязи, вечно моросящего неба, злого и упрямого, сердитого города».
«В «Преступлении и наказании» — пишет он — Раскольников после убийства старухи тоже идет по городу на закате солнца; а после его признания Соне в этом убийстве он тоже бродит по городу, причем Достоевский пишет: «… внутренняя, беспрерывная тревога еще поддерживала его на ногах и в сознании, но как-то искусственно, до времени.
Он бродил без цели. Солнце заходило. Какая-то особенная тоска начала сказываться ему в последнее время. В ней не было чего-нибудь особенно едкого, жгучего; но от нее веяло чем-то постоянным, вечным, предчувствовались безысходные годы этой холодной, мертвящей тоски, предчувствовалась какая-то вечность на «аршине пространства». В вечерний час это ощущение обыкновенно еще сильней начинало его мутить.
— Вот с этакими-то глупейшими, чисто физическими немощами, зависящими от какого-нибудь заката солнца, и удержись сделать глупость. Не то что к Соне, а к Дуне пойдешь,— пробормотал он ненавистно. Собираясь повиниться в убийстве перед Соней, он встречается с ней на закате солнца, и на закате же солнца он целует землю на площади «с наслаждением и счастьем».
«Таким образом, — подводит итог Лосев — символика у Достоевского косых лучей заходящего солнца доказана. Перед нами здесь насыщенный глубочайшими переживаниями образ, который, подобно математической функции, разлагается в бесконечный ряд своих перевоплощений, начиная от щемящей тоски умирания и скорбного сознания о невозвратном прошлом вместе с тайно веселящей грустью, переходя через торжество и ликующую победу полуденного солнца и кончая тем же закатом, который, однако, вселяет уже примирение с жизнью, умиротворение и надежду на победоносную правду. Исключение здесь основного символа привело бы или к незаинтересованному и бескорыстному эстетическому любованию заходящим солнцем, или к его типологии, или даже к его аллегоризму. Однако совершенно ясно, что символ здесь перевешивает все эти подсобные моменты, хотя они могут быть и бывают в оценке людьми заходящего солнца и, хотя они системно связаны здесь с основной символикой».
Выводы:
1)                К.В.Мочульский отмечает безличность этой обстановки в доме Алёны Ивановны, бездушность порядка, и ханжеское благочестие лампадки. День обличает Раскольникова, считает Мочульский, ведь Раскольников — ночной человек; в его каморке почти всегда темно; он — гордый дух тьмы, и его мечта о господстве порождена мраком. Ему чужда земная жизнь, освещенная солнцем, он отрезан от «дневного сознания». Свет дня ослепляет его, как ночную птицу, когда ему приходится выходить из сумерек отвлечённой мысли в свет жизни. Солнце обличает его беспомощность и слабость. Мочульский даёт такое толкование символа света — солнца: «Солнце у Достоевского — символ «живой жизни», побеждающей мертворожденную теорию».
2)                Символ косых лучей заходящего солнца, считает А. Ф Лосев, появляется в романах Достоевского в самые ответственные и глубокие моменты развития действия, свидетельствуя в композиционном смысле как раз о переломном значении этих моментов. Символическая нагрузка этого образа трудноописуема. С одной стороны, это символ щемящей тоски, наступающего конца и кончины, невозвратимой силы и молодости, погибших надежд и бесплодных упреков. С другой стороны, однако, этот символ Достоевского указывает на светлое и возвышенное среди этих болот, грязи, вечно моросящего неба, злого и упрямого, сердитого города. Насыщенный глубочайшими переживаниями образ, который разлагается в бесконечный ряд своих перевоплощений, начиная от щемящей тоски умирания и скорбного сознания о невозвратном прошлом вместе с тайно веселящей грустью, переходя через торжество и ликующую победу полуденного солнца и кончая тем же закатом, который, однако, вселяет уже примирение с жизнью, умиротворение и надежду на победоносную правду.

Глава 3. Мифологическая символика света В этой главе мы рассмотрим теоретические сведения о мифологических световых символах, обнаруженных в романе Достоевского «Преступление и наказание»; также сюда мы включим сведения о не мифологических символах света и проклассифицируем все световые символы.
Свет как общий символ. Свет — в народной традиции соотносится с солнцем, месяцем, звёздами, днём, летом, теплом, золотом, белым, красным и жёлтым цветами, красотой, жизнью, является воплощением, истинности, праведности и святости, миропорядка (ср. белый свет).
Светоносной, солнечной природой по народно-христианским воззрениям, обладают Бог — Отец и Иисус Христос, и ангелы и святые, тьму воплощают дьявольские силы. Освещая земную поверхность, солнце как бы передает ее во власть божественных сил, а скрываясь на ночь, оставляет во власти зла.
Солнечный свет изливается на человека как Божья благодать, и он же отвращает нечистую силу.
Свет символизирует проявление божества, космическое творение, логос, универсальный принцип, содержащийся в явлении, изначальный интеллект, жизнь, истину, просветление, гнозис, прямое знание, бестелесное, nous, источник блага. Излучение света олицетворяет новую жизнь, даруемую божеством. Свет, озарение, является результатом сверхъестественных сил, либо передает их. Ощущение света — это встреча с абсолютной реальностью. Достичь света — значит прийти к центру.[14]
Солярные символы несут в себе образ Бога, Божественной благодати и силы. Солнце — небесное светило, почитавшееся славянами как источник жизни, тепла и света.
В фольклоре Солнце называли ясным и красным, светлым и святым, добрым и чистым. Во многих славянских традициях солнцем клялись или упоминали его в проклятиях. Оно предстаёт как разумное и совершенное существо, которое является божеством, или выполняет Божью волю. В народных представлениях Солнце — это лицо или око Бога, либо оконце, через которое Бог смотрит на землю.[15]
Солнце и вода, жара и испарения необходимы для любой жизни. Окруженное лучами Солнце и окруженное лучами сердце имеют ту же самую символику центра как места пребывания света и разума. Тепло и свет Солнца — созидание и мудрость[16].
В большинстве культур — основной символ созидательной энергии. Как источник тепла Солнце представляет жизненную силу, страсть, храбрость и вечную молодость. Как источник света, оно символизирует знания, интеллект.
Заря — световое явление, возникающее при восходе и заходе солнца, время совершения магических действий[17]. Символ юности, надежды.
Лунарные символы связаны с инфернальными силами. Луна, месяц — небесное светило, устойчиво ассоциирующееся в народных представлениях с загробным миром, с областью смерти и противопоставленное солнцу как божеству дневного света, тепла и жизни. Лунный свет считался у всех славян опасным и вредным, особенно для беременных женщин и новорождённых.[18]
Рапространённость и мощь лунных культов и лунного символизма частично объясняется важностью света луны для ночной охоты, а также тем, что она была первой мерой времени. Кроме своего влияния на отливы и приливы, луна, как полагали, управляла и человеческой судьбой.
Целомудрие, непостоянство, изменчивость, «ледяное» безразличие — все эти качества символизировала луна. Полная луна делит символику с кругом как знак цельности и совершенства.
Психологи связывают луну с субъективизмом, интуицией и эмоциями, а также с изменениями настроения, что совпадает с основным символизмом ночного светила.[19]
Свет в мифологиях очень часто соотносится с глазами как носителями света. Свет соотнесён с жилищем человека и с его телесным миром. В наибольшей степени со светом связаныглаза человека, причем они не только воспринимают свет извне, но и как бы сами испускают его, а когда человек умирает, то свет «теряется» из очей. Темнота соответствует состоянию человека, убитого горем, и картина заходящего вечером или спрятавшегося за тучами солнца вполне отвечает общему эмоциональному настрою похоронных причитаний.[20]
Важным образом света в мифологии являются свеча, лампа и лампада. Свеча — как образ духовного света во тьме невежества, она является важнейшим символом христианских традиций, являясь эмблемой Христа, Церкви, Благодати, Веры и Свидетельства. В более частном смысле свеча краткостью своего существования символизирует одинокую, трепетную, человеческую душу[21].
Означает свет во тьме жизни, озарение, живительную силу Солнца, а также неверную жизнь, которую так же легко погасить, мимолетность. Свечи, зажигаемые, когда человек умер, освещают эту тьму смерти, олицетворяя свет мира предстоящего[22]. Лампа означает жизнь, свет Бога, бессмертие, мудрость, интеллект, указание пути, звезду. Дух, правда, ум — качества, ассоциируемые со светом. Кроме того, лампа — это жизнь отдельного человека в ее мимолетности; дела добрые, бросающие свет во тьму; воспоминание. Лампы или лампада, стоящие на алтаре или у образа, олицетворяют постоянное присутствие божественной силы. Могут быть использованы в качестве символа Солнца в обрядах поклонения Солнцу или огню[23].
Выводы:
1)                Свет как общий символ соотносится с солнцем, месяцем, звёздами, днём, красотой, жизнью, является воплощением, истинности, праведности и святости. Светоносной, солнечной природой обладают Бог — Отец и Иисус Христос, и ангелы и святые, тьму воплощают дьявольские силы. Солнечный свет изливается на человека как Божья благодать, и он же отвращает нечистую силу.
2)                Солярные символы несут в себе образ Бога, Божественной благодати и силы. Солнце — источник жизни, тепла и света. Основной символ созидательной энергии. Тепло и свет Солнца — созидание и мудрость. Как источник тепла — жизненную сила, страсть, храбрость и вечная молодость. Как источник света, оно символизирует знания, интеллект. Заря — символ юности, надежды.
3)                Лунарные символы связаны с инфернальными силами. Луна, месяц связаны с загробным миром, с областью смерти и противопоставлены солнцу как божеству дневного света, тепла и жизни. Луна управляет человеческой судьбой, символизирует целомудрие, непостоянство, изменчивость, «ледяное» безразличие. Психологи связывают луну с субъективизмом, интуицией и эмоциями, а также с изменениями настроения, что совпадает с основным символизмом ночного светила.
4)                . В наибольшей степени со светом связаны глаза человека, как носители света, причем они не только воспринимают свет извне, но и как бы сами испускают его, а когда человек умирает, то свет «теряется» из очей.
5)                Свеча, лампа и лампада представляют важный образ света в мифологии. Свеча – как образ духовного света во тьме невежества, а краткостью своего существования она символизирует одинокую, трепетную, человеческую душу. Означает свет во тьме жизни, озарение, живительную силу Солнца, а также неверную жизнь, которую так же легко погасить, мимолетность. Лампа означает жизнь, свет Бога, бессмертие, мудрость, интеллект, указание пути, звезду. Дух, правда, ум — качества, ассоциируемые со светом. Кроме того, лампа — это жизнь отдельного человека в ее мимолетности.Лампы или лампада, стоящие на алтаре или у образа, олицетворяют постоянное присутствие божественной силы.

Глава 4. Символика света в «Преступлении и наказании» По словам А. Белого, «в душе своей Достоевский носил образ светлой жизни, но пути, ведущие в блаженные места, были неведомы ему. Взоры его были устремлены туда, где ясные лики детей-ангелов являли новый град русский. А вокруг него было хмуро и скучно: в тумане мёрзлой осени усмехались огоньки кабачков, да шныряли подозрительные мещане…»[24]. На светлый образ будущей жизни легла тень жизни развратной, и от этого ангельские лики детей усмехались улыбкою сфинкса (см. сон Свидригайлова). В романе «Преступление и наказание» мы видим грандиозное художественно-философское исследование человеческой природы, христианскую трагедию о смерти и воскресении души. Что подчёркивает его световая символика, которая так же связана с ключевыми событиями романа. Ниже мы рассмотрим эту связь и расшифруем её смысл.
Свет как общий символ и Добра и Зла влияет на жизнь и поступки героев.Свет — жизнь, истина, источник духовного блага; соотносится с жизнью, красотой. Освещая земную поверхность, солнце как бы передает ее во власть божественных сил, а скрываясь на ночь, оставляет во власти зла. Излучение света олицетворяет новую жизнь, даруемую божеством. Ощущение света — это встреча с абсолютной реальностью. Достичь света — значит прийти к равновесию, гармонии.
    продолжение
–PAGE_BREAK–«Стараясь развязать снурок и оборотясь к окну, к свету (все окна у ней были заперты, несмотря на духоту), она на несколько секунд совсем его оставила и стала к нему задом» (Ч.1,VII, с. 115). Раскольников отдал старухе подложный заклад, чтобы отвлечь её внимание. Алёна Ивановна повернулась к свету и попыталась развернуть вещицу. Улучив момент, Раскольников ударил её топором. Алёна Ивановна заслонила Раскольникову путь к свету, отгородив от влияния божественных сил. К преступлению его подвели те же инфернальные силы, благодаря которым в его руки попадает другой топор.
«Та [Поленька] сбежала последнюю лестницу и остановилась вплоть перед ним, ступенькой выше его. Тусклый свет проходил со двора. Раскольников разглядел худенькое, но милое личико девочки, улыбавшееся ему и весело, по-детски, на него смотревшее» (Ч.2, VII, с.235). Катерина Ивановна отправила Поленьку вслед за Раскольниковым, чтобы та узнала его адрес. Тусклый свет символизирует жизнь бедную, ограниченную, предопределённую.
 «Не умерла ещё моя жизнь вместе с старою старухой! Царство ей небесное и – довольно матушка, пора на покой! Царство рассудка и света теперь и… и воли, и силы… и посмотрим теперь! Померяемся теперь! – прибавил он заносчиво, как бы обращаясь к какой-то тёмной силе и вызывая её. – А ведь я уже соглашался жить на вершине пространства!» (Ч.2,VII, с. 237). Увидев, что девушку, которая хотела утопиться, спасли, Раскольников передумал сводить счёты с жизнью. Он решил бросить вызов обуявшим его тёмным силам. Царство света – новая жизнь, даруемая божеством, за которую он хочет побороться.
«Разве не видишь? Свет в моей комнате, видишь? В щель… Они уже стояли перед последнею лестницей, рядом с хозяйкиною дверью, и действительно заметно было снизу, что в каморке Раскольникова свет» (Ч.2, VII, с.241). Раскольников возвращается домой и видит, что в его комнате горит свет. Там его ждали мать Пульхерия Александровна и сестра Авдотья Романовна. Здесь свет символизирует источник духовного блага, который олицетворяют мать и сестра.
Также сюда мы отнесём свет предметов, который они обрели из-за воздействия на них инфернальных сил. «Вдруг он вздрогнул. Из каморки дворника, бывшей от него в двух шагах, из-под лавки направо что-то блеснуло ему в глаза … Он бросился стремглав на топор…» (Ч.1,VI, с. 110-111). Раскольников не смог взять топор своей хозяйки из кухни, так как Настасья затеяла там стирку. Проходя мимо каморки дворника, он заметил, как под лавкой что-то блеснуло. Подойдя ближе, он понял, что это топор и быстро схватил его. Блеск топора символизирует воздействие бесовских сил на Раскольникова. Во-первых, происходит подмена топора: вместо хозяйского он получает топор, подкинутый бесом. Во-вторых, преступление не спланировано и ведёт его не разум, а некая инфернальная сила. Таким образом, в данном эпизоде мы имеем дело не со Светом, а с его зеркальным отражением; то есть не с божественным, а с дьявольским светом.
Солярные символы освещают очень важные, ключевые моменты романа, в которых герои находят истину, приобретают важное для них знание, открывают правду. Солнце – источник жизни, тепла и света, основной символ созидательной энергии и мудрости, истины. Как источник света, оно символизирует знания, интеллект.
«В эту минуту луч солнца осветил его левый сапог: на носке, который выглядывал из сапога, как будто показались знаки. Он сбросил сапог: «действительно знаки! Весь кончик носка пропитан кровью»; должно быть, он в ту лужу неосторожно тогда ступил…» (Ч.2, I, с. 129). Придя домой после преступления, Раскольников осматривает свою одежду и обнаруживает пятна крови на носке. Луч солнца изобличает его, являя собой символ истины.
«Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть и голова его совсем закружилась, — обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день» (Ч.2, I, с. 132). Совершив преступление, Раскольников как бы «лишился души», поэтому в солнечный день он чувствует себя плохо, тогда как в сумерках и в вечерние часы ему становится легче. Солнце символизирует созидательную энергию, в то время как теория Раскольникова предписывает ему жить в сумерках.
«Наконец он совсем пришёл в себя. Произошло это утром, в десять часов. В этот час утра, в ясные дни,солнце всегда длинною полосой проходило по его правой стене и освещало угол подле двери» (Ч.2,III, с. 159). Утром Раскольников оправился от лихорадки. Солнце, как всегда, освещало угол возле двери. Солнце, символизирующее божественную силу, даёт понять, что у Раскольникова есть шанс на спасение. Оно освещает путь к двери, то есть указывает на то, что выход есть; нужно найти в себе силы выйти из тьмы.
«Солнце ярко освещало комнату; кадильный дым восходил клубами; священник читал «Упокой, Господи» (Ч.6, I, с.515). Раскольников пришёл на похороны Катерины Ивановны. Солнечный свет – символ божьей благодати, символ того, что Катерина Ивановна уходит в лучшую жизнь, которую она, несомненно, заслужила.
«Не во времени дело, а в вас самом. Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем» (Ч.6,II, с. 538). Эти слова принадлежат Порфирию Ивановичу. Он произносит их во время разговора с Раскольниковым, когда пытается донести до него следующее: не нужно быть Наполеоном, чтобы тебя заметили, нужно просто стать Солнцем. В этом эпизоде солнце – источник духовного блага, неиссякаемой созидательной энергии, любви к людям. Нужно отдавать, а не отнимать.
«Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его» (Ч.6,II, с. 635). В Раскольникове происходит духовный переворот, в конце концов, он обращается к Свету. Солнце предстаёт здесь как символ свободы и новой жизни.
Заря – символ юности и надежды. «Выходит она, приседает, ну можете себе представить, еще в коротеньком платьице, не развернувшийся бутончик, краснеет, вспыхивает, как заря (сказали ей, конечно). Не знаю, как вы насчет женских личек, но, по-моему, эти шестнадцать лет, эти детские еще глазки, эта робость и слезинки стыдливости, — по-моему, это лучше красоты, а она еще к тому ж и собой картинка» (Ч.6, IV, с. 560). Свидригайлов рассказывает Раскольникову о пятнадцатилетней девушке, на которой он якобы хотел жениться. Его прельщали её юность и неопытность. Здесь заря является символом юности.
В следующем эпизоде заря имеет совершенно другую символику. «Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь» (Эпилог, II, с. 636). Соня понимает, что Раскольников очень сильно полюбил её. Их чувства взаимны. Любовь даёт им право надеяться на лучшее будущее. Заря — символ надежды.
Свет заката символизирует определённый итог, завершение какого-либо цикла или периода времени, а так же побуждает героев к рефлексии.
«Небольшая комната, в которую прошёл молодой человек, с жёлтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем.
-Тогда, стало быть, так же будет солнце светить!..» (Ч.1, I, с.36).
Мотив косых лучей появляется в эпизоде, когда раскольников приходит к Алёне Ивановне на «пробу» убийства. В данной цитате мы видим, что лучи заходящего солнца выражают с одной стороны бесконечность и вечность самой жизни, с другой стороны, они противопоставлены мыслям Раскольникова об убийстве старухи.
« Господи! – молил он, — покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой мечты … моей!
Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца. Несмотря на слабость свою, он даже не ощущал в себе усталости. Точно нарыв на сердце его, нарывавший весь месяц, вдруг прорвался. Свобода, свобода!» (Ч.1,V, с.96-97). Раскольников просит Бога указать ему путь, он хочет отречься от своей теории (о Наполеонах и обычных людях). На закате солнца он почувствовал себя свободным. Закат символизирует некий итог его душевных терзаний.
«Через минуту он был уже на улице. Было часов восемь, солнце заходило… Голова его, слегка было начала кружиться; какая-то дикая энергия заблистала в его воспалённых глазах и в его исхудалом бледном лице» (Ч.2,VI, с. 199-200). Раскольников чувствует себя очень плохо и принимает решение покончить жизнь самоубийством. Закат здесь — ни что иное, как символ принятого решения, определённости, стремление прийти к другой, более совершенной жизни.
«Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на одно отдалённое окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно в пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение, на темневшую воду канавы и, казалось, со вниманием всматривался в эту воду» (Ч.2,VI, с. 215). Раскольников понимает, что он не способен на самоубийство. Он размышляет над возможностью добровольного признания. Закат побуждает Раскольникова к самоанализу.
«Солнце заходило. Какая-то особенная тоска начала сказываться ему в последнее время. В ней не было чего-нибудь особенно едкого, жгучего; но от нее веяло чем-то постоянным, вечным, предчувствовались безысходные годы этой холодной, мертвящей тоски, предчувствовалась какая-то вечность на «аршине пространства». В вечерний час это ощущение обыкновенно еще сильней начинало его мучить.
— Вот с этакими-то глупейшими, чисто физическими немощами, зависящими от какого-нибудь заката солнца, и удержись сделать глупость! Не то что к Соне, а к Дуне пойдешь! — пробормотал он ненавистно» (Ч.5,V, с. 501). Раскольников хочет пойти к Соне и во всём сознаться. На закате им овладевает жажда покаяния. И снова закат символизирует итог его размышлений, самоанализа.
«Раскольников шел в свою квартиру; он спешил. Ему хотелось кончить все до заката солнца. До тех же пор не хотелось бы с кем-нибудь повстречаться» (Ч.6,VII, с.602). Раскольников принял окончательное решение во всём признаться Порфирию Петровичу. Этот закат становится символом границы между его жизнью во тьме и началом пути к искуплению греха, пути к свету.
Лунарные символы воздействуют на жизнь героев, их поступки. Луна ассоциируется в народных представлениях с загробным миром, с областью смерти и противопоставленное солнцу как божеству дневного света, тепла и жизни. Представляет инфернальное начало, символизирует изменчивость, непостоянство.
Символичен сон Раскольникова пред встречей со Свидригайловым. «Был уже поздний вечер. Сумерки сгущались, полная луна светлела всё ярче и ярче; но как-то особенно душно было в воздухе. … Вон окно в первом этаже; грустно и таинственно проходил сквозь стёкла лунный свет; вот и второй этаж. Ба! Эта та самая квартира,… Вот и третий этаж; … В передней было очень темно и пусто, ни души, как будто всё вынесли; тихонько, на цыпочках прошёл он в гостиную: вся комната была ярко облита лунным светом; всё тут по-прежнему: стулья, зеркало, жёлтый диван и картинки в рамках. Огромный, круглый месяц глядел прямо в окна. «Это от месяца такая тишина, — подумал Раскольников, — он, верно, теперь загадку загадывает». (Ч.3,VI, с. 332-334). Перед встречей со Свидригайловым Раскольников видит сон, описанный выше. Свидригайлов связан с лунной символикой, он не брезгует пользоваться доверчивостью юных девушек. Мало того, он даже не пытается это скрыть. Луна здесь символизирует инфернальное начало, антисолнце.
В наибольшей степени со светом связаныглаза человека, являющиеся носителями света, причем они не только воспринимают свет извне, но и как бы сами испускают его, а когда человек умирает, то свет «теряется» из очей.
«Немного спустя дверь приотворилась на крошечную щёлочку: жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием, и только виднелись её сверкавшие из темноты глазки» (Ч.1, I, с.25). По описанию глаз Алёны Ивановны можно сказать, что перед нами человек хитрый и корыстный. В данном случае «сверкание глазок» символизирует алчность и недоверие.
Мотив света является существенным при описании Мармеладова. «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста, с проседью и с большою лысиной, с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом и припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щёлочки, но одушевлённые красноватые глазки. Но что-то было в нём очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие» (Ч.1, II, с. 41). Свет глаз выражает восторженность и безумие. Символизирует его душевность, степень его переживаний, бурные чувства.
Степень внутренних переживаний Раскольникова передаёт описание Достоевским его взгляда. «Раскольников не вытерпел и злобно сверкнул на него загоревшимися гневом черными своими глазами». (Ч.3,V, с.304). Взгляд Раскольникова выражает гнев и негодование по отношению к Порфирию Петровичу. Здесь сверкание глаз – символ злобы и гнева.
«А знаете что? — вскричал Раскольников, приподнимаясь на подушке и смотря на него в упор пронзительным, сверкающим взглядом, — знаете что?» (Ч.2, V, с.198). Взгляд выражает ненависть Раскольникова к Лужину. Этот сверкающий взгляд символизирует негодование.
Описание глаз Сони передаёт её глубокую веру, набожность и её внутреннюю силу духа. «Соня молчала, он стоял подле нее и ждал ответа.
— Что ж бы я без бога-то была? — быстро, энергически прошептала она, мельком вскинув на него вдруг засверкавшими глазами, и крепко стиснула рукой его руку» (Ч.4, IV, с.385). Взгляд отражает степень веры, возмущение сомнением Раскольникова в Сониной вере. Засверкавшие глаза Сони – символ истинной веры.
«С новым, странным, почти болезненным, чувством всматривался он в это бледное, худое и неправильное угловатое личико, в эти кроткие голубые глаза, могущие сверкать таким огнем, таким суровым энергическим чувством, в это маленькое тело, еще дрожавшее от негодования и гнева, и все это казалось ему более и более странным, почти невозможным» (Ч.4, IV, с.385). Здесь взгляд Сони раскрывает её внутреннюю силу и энергетику, которыми одарил её Бог. Взгляд символизирует внутреннюю силу духа.
Внутренний, душевный свет (важную символику которого мы видим на протяжении всего романа) внезапно озаряет героя, символизируя просветление, счастье и внутреннюю гармонию.
«Впрочем, и это бледное и угрюмое лицо озарилось на мгновение как бы светом, когда вошли мать и сестра, но это прибавило только к выражению его, вместо прежней тоскливой рассеянности, как бы более сосредоточенной муки. Свет померк скоро, но мука осталась … ». (Ч.3, III, с. 272). Раскольников был рад приезду матери и сестры, но его мучили мысли о его теории. Свет душевный символизирует мимолётное счастье, которое Раскольников почувствовал при встрече с родными.
«Лицо матери осветилось восторгом и счастьем при виде это окончательного и бессловного примирения брата с сестрой» (Ч.3, III, с. 274-275). Здесь описывается радость Пульхерии Александровны примирению её детей. Внутренний свет в данном контексте символизирует душевную гармонию.
В «Преступлении и наказании» свеча, лампа и лампадапредставляют собой важный образ символа света. Ниже мы рассмотрим значение каждого из них в отдельности.
Свеча — означает свет во тьме жизни, озарение; жизнь, которую легко погасить, мимолетность. В более частном смысле свеча краткостью своего существования символизирует одинокую, трепетную, человеческую душу.
«Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; . На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике» (Ч.1, II, с. 56). Здесь мы видим описание комнаты Мармеладова, беспросветную бедность, обречённость. У Мармеладова нет достаточно сильной воли к жизни, он не способен добиться успеха на службе, обеспечить семью. Поэтому догорающий сальный огарок символизирует здесь неверную жизнь, которую легко погасить.
«Возвратясь с Сенной, он бросился на диван, и целый час просидел без движения. Между тем стемнело; свечи у него не было, да и в голову не приходило ему зажигать» (Ч.1,VI, с. 104). После того, как Раскольников случайно услышал разговор, подтверждающий его теорию (необычный человек, «Наполеон», ради блага многих может позволить себе убить обычного человека, «зловредную вошь»), пришёл домой и погрузился в тёмные мысли о необходимости преступления. Таким образом, отсутствие свечи и её света выражает внутреннюю готовность совершить преступление, погружённость во тьму жизни.
    продолжение
–PAGE_BREAK–