Национальная академиянаук Беларуси
ГУО «Институт подготовки научныхкадров НАН Беларуси»
Кафедра философии и методологиинаук
Магистрант ГНУ «Институтфизико-органической химии НАН Беларуси»
СИНЕРГЕТИКА И ФИЛОСОФИЯ
Жихарко Юрий Дмитриевич
Минск,2009
Содержание
Введение
Синергетика – парадигма научногопознания
Синергетика и диалектика
Синергетика и марксизм
Синергетика и творчество
Выводы
Литература
Введение
Синергетика (от гр…synergetikos – общий, обоюдно действующий) – направление и общенаучнаяпрограмма междисциплинарных исследований, которые изучают процесссамоорганизации и становления новых упорядоченных структур в открытыхфизических, биологических, социальных, когнитивных, информационных,экологических и других системах. Так определяется понятие «синергетика» всправочной литературе из философии и специальных трудах, посвященных анализусодержания и объема синергетики [1-5].
Чтобы понятьнеобходимость появления синергетики как нового направления в науке, необходимосначала сжато осмотреть развитие науки во второй половине ХХ ст. Картина мира,которую рисует классическая наука Ньютона-Лапласа, – это мир жесткихпричинно-следственных связей, которые имеют линейный характер. Согласно представлениямклассической науки развитие всех явлений и процессов является строгодетерминированным: он идет от причины к следствию, которое становится причинойдругого следствия и так к бесконечности. Содержание следствия полностьюопределяется причиной. Причинно-следственная цепь есть непрерывным и линейным.За причинной цепью ход развития может быть рассчитан далеко как в будущее, таки в прошлое.
Процессы, происходящиев мире, представлялись как предполагаемые на неограниченно большие промежуткивремени; случайность исключалась как нечто внешнее и несущественное; эволюциярассматривалась как процесс, не имеет отклонений, возвратов, побочных линий.Развитие понимается как поступательное и безальтернативное. Если и есть альтернативы,то они трактуются как отклонение от основного течения движения и подчиняются ейв соответствии с объективными законами универсума. Развитие природы и обществапонимается как процесс, проходящий определенные стадии, осуществляется позаконам железной необходимости и независимо от воли и сознания человека, дажеесли это касается жизни общества [6].
Современная картинамира существенно отличается от картины мира, основанной на классической науке.Для классической науки между прошлым настоящим и будущим не существуетпринципиальных различий. Мир рассматривался как такой, который подчиненвневременным неизменным законам [7].
Согласнопостклассической науке, люди живут в принципиально нестационарной вселенной, вкоторой неразрывно связаны три понятия: случайность, необратимость, уникальность.Особенностью объектов, рассматриваемых современной наукой, по мнениюбельгийского ученого Ильи Пригожина (род. 1917 г. в России, Нобелевская премияв области химии — 1977 г.), является то, что люди переходят от равновесныхусловий к уникальным и специфическим. Наука сейчас вновь открывает время, и вэтом, по Пригожину, ключ к пониманию фундаментального пересмотра науки, научнойрациональности, роли и места науки в системе человеческой культуры, которыйсостоялся во второй половине ХХ века [7].
Современноеестествознание сформировало концепцию глобального эволюционизма как систему представленийо всеобщем процессе развития природы в различных ее формах. Стало понятным, чтопроцесс становления и усложнения организаций присущ не только биологическим системам,но и системам неорганической природы. Эволюция присуща не толькомакроскопических телам, но и «миру» элементарных частиц, всем типам физическихвзаимодействий. Если раньше считали, что Вселенная как целое не развивается,является стационарным, то в XXI ст. возникла теория Вселенной, котораярасширяется [6].
Идея развития не толькопроникает во все сферы природных и социальных явлений нашей планеты, но и«приобретает глобальное космическое значение: пределы применения идеирасширились от микромира к Метагалактике. Такой факт нашел свое воплощение вформировании нового научного направления, которое изучает механизмсамостоятельного (спонтанного) возникновения упорядоченных структур в открытыхнелинейных системах, – синергетики» [6].
Синергетика – парадигма научного познания
Из приведенного вначале реферата определения синергетики видно, что синергетика являетсясовременной теорией самоорганизации, новое мировоззрение, связанное сисследованием феноменов самоорганизации, нелинейности, неравновесности,глобальной эволюции, изучением процесса становления порядке через хаос(Пригожин), бифуркационных изменений, необратимости времени, неустойчивости какосновополагающей характеристики процессов эволюции. Проблемное поле синергетикицентрируется вокруг понятия «самоорганизации», ориентируясь на постижениесущности, принципов организации и эволюции последней [8].
Под самоорганизацией всинергетике понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченныхпространственно-временных структур в сложных нелинейных динамических системах,находящихся в состояниях, далеких от равновесных, вблизи особых критическихточек (их называют точками бифуркации, или точками ветвления), у которыхповедение системы становится неустойчивой. В этих точках система подвоздействием малейших толчков (малых действий), или флуктуаций, можеткачественно изменить свое состояние. Этот переход часто характеризуют каквозникновение порядка из хаоса. «Синергетика рассматривает иерархиинестабильности различных порядков и их последовательности. В этом контекстесинергетика с помощью таких понятий, как неустойчивость, параметры порядка ипринцип подчиненности, охватывает широкий класс систем вместе со сценариями ихэволюции от хаоса к порядку и наоборот » [9].
Один изосновоположников синергетики и автор самого термина «синергетика» немецкийисследователь Ганс Хакен считает, что для нахождения общих принципов,управляющих процессами самоорганизации, необходимый комплекс самыхразнообразных дисциплин. В науке уже существуют общие закономерностивозникновения пространственно-временных структур разных систем, ихсамоорганизации и функционирования [10].
Синергетика «имеетдостаточно сформировано «твердое ядро» в виде обнаруженных и естественно научноописанных механизмов эволюции сложных систем. Некоторые результаты, из которыхмы выводим мировоззренческие последствия, доказанные в форме математическихтеорем. Следует вспомнить и о том, что «твердое ядро» новой теориисамоорганизации составляют два фундаментальных открытия: открытие странныхаттракторов и открытия режимов с заострением (below-up regimes), оба этихоткрытия имеют большое философское значение.
Именно они создаютвозможность построения моста между синергетикой, имеющие истоки главным образомв естествознании (в нелинейном анализе, неравновесные термодинамике, теориихаоса, фрактальной геометрии), и гуманитарными науками (когнитологией,эпистемологией, культурологией, социологией, демографией, экономикой) [11].
В связи со сказаннымО.М. Князевой следует отметить, что аттракторы – это относительно стабильныесостояния системы, которые притягивают все разнообразие их траекторий, ккоторым только и может эволюционировать система. Ведь в нелинейной средевозможен не любой набор путей будущей эволюции системы, а лишь определенный ихспектр. Эти потенциальные пути эволюционирования системы описывают идеальныеформы реально возможных образований.
В этой функцииаттракторы выступают как структуры эволюции, которые являют собой потенциальныеидеи переменчивой среды. Понятие «режим с заострением» (below-up можноперевести и как «увеличение») означает режим гиперболического роста, когдаотдельные величины колоссально растут за небольшой промежуток времени.
Синергетика открываеттакие новые стороны и свойства мира, как нестабильность, нелинейность иоткрытость (различные варианты будущего, всевозрастающую сложностьформообразований и способов их объединения в целостности, эволюционируют(законы коэволюции). Синергетика дает возможность шире взглянуть на процессыразвития и глобальной эволюции и разработать основные принципы современнойконцепции самоорганизации.
До возникновениясинергетики не существовало общей системы исследования, на основе которой можнобыло бы проанализировать и свести в единое целое различные результаты,полученные в астрономии и космологии, физике и химии, биофизике и биохимии,генетике и молекулярной биологии, геологии и экологии. На основе осуществленныхисследований формируется новый взгляд на мир. Универсум рассматривается каксложно организованный и открытый, он является не устойчивым, а находящимся встановлении, он является не просто существующим, а непрерывно возникающиммиром. Понятие бытия и становления объединяются в единую понятийную систему.Идея эволюции органично входит не только в науки о живом, но и в физику,космологию и другие науки о неживой природе. Современная наука окончательноразвенчивает миф о жестко детерминированной и стабильной Вселенной. Мир большене кажется застывшим, раз и навсегда заданным и неизменным, а рассматриваетсякак процесс, как последовательность деструктивных и креативных (творческих)процессов, в которых важную роль играют не только динамические (определенные изаранее точно предусмотренные), но и стохастические (случайные) процессы,последствия которых достоверно предсказать невозможно. Мир наполненнеожиданными поворотами, связанными с выбором путей дальнейшего развития. Всвете новых знаний Вселенная предстает системой, постоянно эволюционирует, какединое целое [6].
Из приведенного вышеследует, что синергетика как миропонимание преодолевает традиционалистскиеидеи: о микрофлуктуации и случайности как незначительные факторы дляконструирования научных теорий; о невозможности существенного влиянияиндивидуального усилия на ход осуществления макросоциальных процессов; онеобходимости исключения неравновесности, неустойчивости мировоззрений,адекватных действительному положению вещей; о развитии как о том, что по своейсущности является безальтернативным поступательным процессом, о соразмерностиобъемов внешних управляющих воздействий, действующих на систему, объему ожидаемогорезультата [1].
Вселенная — это немеханизм, однажды заведенный Мастером на все времена и судьба которогоопределена раз и навсегда, а система, которая непрерывно развивается исамоорганизуется. Значение открытия определенных закономерностей процессовсамоорганизации и реорганизации сложных систем синергетикой заключается в том,что радикально изменилось понимание отношений между гармонией и хаосом,упорядоченностью и беспорядком, информацией и энтропией. Оказалось, что хаос неявляется абсолютной антитезой гармонии и исключительно разрушительной силой,результатом непреодолимого роста энтропии, как это казалось раньше, апереходным состоянием от одного уровня упорядоченности к другому, болеевысокому уровню гармонии. Этот вывод, полученный сначала при изучениитермодинамических систем учредителями синергетики Ильей Пригожиным, ГансомХакеном и Сергеем Курдюмовым, был распространен и на социокультурные процессы.Такое широкое применение принципов и закономерностей синергетики поставиловопрос о необходимости их философского осмысления. Опираясь на синергетику,философия преодолевает фрагментаризм философского дискурса, который сложился впервой половине ХХ века, и возвращается к целостной картине мира и раскрытиюместа и роли человека в нем. Все это требует и одновременно способствуетуточнению и конкретизации таких философских категорий как структура и система;порядок и хаос; устойчивость и неустойчивость, простота и сложность,используемых при характеристике процессов развития. Возникла необходимостьпересмотра содержания категорий «время» (в контексте нового понимания необратимостивремени и нового толкования соотношения между будущим и современным состоянияминелинейной среды), «пространство» (содержание этой категории расширяетсявследствие пересмотра традиционного понимания пространственной симметрии),«необходимость» и «случайность», «детерминизм», расширилось и изменилосьпонимание казуальности, выработанной классической наукой, само понятие«развитие» в свете достижений современной науки трактуется совсем иначе.Возникла потребность осмыслить и ввести в систему философских категорийэксплицированных синергетикой понять: нелинейность и многовариантность(альтернативность), стохастичность и непредсказуемость процесса развития, хаоси случайность в возникновении нового [6].
а) Нелинейность иальтернативность развития.
Наука конца ХХ — началаXXI ст. доказала, что эволюционные изменения в сложных открытых системахнедостаточно толковать как непрерывную эволюцию в одном направлении. Онаподтвердила безнадежную устарелость разделения ученых и философов напрогрессистов и редукционистов (последние пытаются сложные процессы, особенноэто касается живого, свести к простейшим физическим и химическим процессам) впонимании процессов развития, поскольку обе эти позиции основаны нанекорректных ньютоновско-лапласовских представлениях линейной зависимостипричины и следствия, прошлого и будущего.
Содержание причины невсегда полностью детерминирует содержание следствия, поэтому в мирестохастических (случайных, вероятных) процессов однозначная линия связи междуними отсутствует. Это означает, что характер изменений в стохастическомпроцессе во времени точно предсказать в принципе невозможно. Из современнойнаучной картины мира следует, что в развитии сложно организованных систем существуетдва уровня эволюции. Первый из них характеризуется устойчивостью, линейностью ипредсказуемостью, второй — неустойчивостью. Смысл концепции нелинейностизаключается в том, что для организующей системы существует не один единственныйпуть развития, а поле путей, содержащих в себе потенциальный спектр структур,которые могут возникнуть в процессе изменений системы, самоорганизующейся.Иными словами, открытая нелинейная система в неравновесном состоянии являетсяносителем многообразных поздних форм будущей организации. В нелинейной средевозможен не любой набор будущей эволюции, а лишь некоторый их спектр. Последнийиз них описывает идеальные формы реально возможных образований.
Реально возможные путиэволюции системы называются аттракторами, т.е. относительно стабильнымисостояниями системы, которые притягивают все разнообразие ее траекторий. Еслисистема попадает в конус аттрактора, то обязательно эволюционирует к относительносложившемуся положению. Структуры, которые могут возникнуть в состояниинестабильности в системе определяются исключительно внутренними свойствамисистемы, а не параметрами внешнего влияния [6].
Концепция нелинейногоразвития мира побуждает нас осознать отсутствие жесткой определенности развитиякак природы, так и общества, отсутствие единого эволюционного пути развития,она утверждает идею многовариантности, альтернативности путей эволюции.Линейная система не жестко вписана в спектр возможных путей ее развития, онасловно блуждает в поле возможного и каждый раз случайно выводит на поверхностьлишь один из путей. Это неоспоримо свидетельствует о том, что в реальном бытииважную роль играют нестабильность и случайность. Она выступает как важный и необходимыйэлемент мира, особенно в понимании сущности общественных процессов, где отслучайности зависит так много.
б) Роль случайности вразвитии действительности
Непредсказуемостьразвития. Случайность издавна привлекала внимание философов, но ее природу нередкотрактовали с диаметрально противоположных позиций. Так, если Демокрит понималслучайность лишь как незнание причины явления и провозглашал реальносуществующим только необходимость, то уже ученик его Эпикур провозгласилслучайность конструктором начал во Вселенной. Философы убедительно доказали,что возникновение каждого явления зависит от многих факторов, причин и условий,перекрестное действие которых приводит к тому, что явление может развиваться помногим вариантам, причем в каждом отдельном случае превращения возможности вдействительность, то есть возникновение нового, включает в себя какзакономерность, так и случайность. Поэтому действительность, как реализованнаявозможность, характеризуется многими случайными чертами, а каждая отдельнаяреализация возможности объективно выступает как случайность [6].
В конце ХХ в. впонимании сущности случайности и ее роли в выяснении процесса возникновениянового сделала синергетика. Утверждение синергетики о том, что фактически всепроцессы во Вселенной происходят под воздействием случайных факторов иизвестной степени неопределенности, дает возможность раскрыть конструктивнуюроль случайности в процессах самоорганизации, исследовать условия, в которыхмогут привести к возникновению порядка или новой пространственно-временнойструктуры. Анализ природы случайности в науке и философии показал, чтосуществуют два типа случайностей. Первый тип — это случайность с богатымивозможностями, они дают начало направленной эволюции системных объектов, лежащихв основе источников процессов развития и возникновения нового в действительности.В таком случае необходимость рождается из случайности и выступает как результатначальной игры случая. Такой тип случайностей характеризует развитие каквнезапное появление события в самые критические революционные стадии, вкачественно переломные моменты, кардинально поворотные пункты развития. Второйтип составляют случайности, сопровождающие любой направленный процессизменений, когда направленность уже сформировалась и оказалась. Этослучайности, дополняющие необходимость и является формой ее проявления.Понимание природы случайности в таком ключе достаточно подробно и обстоятельнопроанализированы в философии второй половины ХIХ в, в 70-е годы ХХ ст.Синергетика дала новую трактовку случайностей второго типа, которое выходит запределы традиционного понимания этого типа случайностей. «Если случайностьпервого типа порождает необходимость, то случайность второго типа добавляетэлемент неопределенности и тем самым способствует самообразованию необходимости,структуры в конкретном ее виде» [6].
Синергетикасвидетельствует о том, что именно случайность определяет «блуждания» системы пополю возможных путей развития. Какую из возможных структур выберет система, покакому пути пойдет его дальнейшее развитие или упадок — все это зависит отслучайных факторов, которые предусмотреть заранее невозможно. Чем сложнеесистема, тем больше существует различных типов флуктуаций, которые могутнарушать ее стабильность. Но в сложных системах существуют разнообразные видысвязей между различными частями систем. От последствий конкуренции междустабильностью, что обеспечивается связями, и нестабильностью, которая создаетсяфлуктуациями, зависит порог стабильности системы. Система, которая вышла запорог стабильности, попадает в критическое состояние, называемое точкойбифуркации, или точкой ветвления. В такой точке система становится нестабильнойи может перейти к новой стабильности, то есть до формирования нового состояния.Система в точках бифуркации будто колеблется перед выбором одного из несколькихпутей развития. В открытых нелинейных средах, которые являются наиболеетипичными для существующего мира, имела случайная действие (флуктуация), можетпривести к значительным последствиям. Малые флуктуации могут усиливаться, исистема будет эволюционировать в направлении «спонтанной организации», то естьнезначительная флуктуация может служить началом эволюции в принципиально новомнаправлении, резко меняет все поведение макроскопической системы. Случайные флуктуациинепредвиденным образом изменяют траекторию системы, хотя сами траектории имеюттяготение к аттракторам, в результате чего переводят систему, нестабильнуюотносительно начальных условий, в новое стабильное состояние. По словам И.Пригожина, с флуктуаций рождается новый порядок [12].
Иллюстрацией к этомутезису одного из основателей синергетики могут служить метеорологическиеситуации, где незначительное случайное возмущение может привести к новому,принципиально иного состояния. В связи с этим в науку вошла метафора «эффектбабочки». Бабочка, взмахнув крылышками в определенный момент и в нужном месте,может вызвать ураган на другом конце океана.
В отечественной историиизвестен факт, когда во время большого социального напряжения червивое мясо вборще вызвало восстание матросов на корабле «Князь Потемкин Таврический»27.06.1905 г. Из приведенного выше видно, что в развитии различных системведущую роль играет не порядок, стабильность и равновесие, а нестабильность инеравновесие. Синергетика доказывает, что хаос, нестабильность, случайностинеобходимые для рождения нового. «Хаос является конструктивным началом,источником, предпосылкой в основной для процесса развития» [6].
Разрушая, хаос строит,а строя, приводит к разрухе. Нелинейность процессов делает принципиальноненадежными и недостаточными прогнозы — экстраполяции от наличествующего.Развитие осуществляется через случайность пути в момент бифуркации, а именнослучайность (согласно ее природе) никогда не повторяется снова. В точкебифуркации случайность направляет систему на новый путь развития, а после того,как один из многих вариантов развития реализован, снова вступает в силуоднозначный детерминизм. И так до следующей бифуркации.
Стохастичность миравместе с существованием бифуркационных механизмов делают эволюцию непредсказуемойи необратимой. Это означает конец классического идеала всеведения. В рамкахсовременной картины мира формируется предпосылки для осознания того, чтопредсказания отдаленного будущего принципиально невозможно. Мы можемпредусмотреть только «запрещенные» состояния той или иной системы, то есть тесостояния, которые система при любых бифуркаций не может приобрести. Но какойименно из множества незапрещенных состояний выберет система, предсказатьневозможно [6].
Невозможнопринципиально. Приведенный выше материал свидетельствует о том, что синергетикастала системой новых основополагающих принципов, на которых основываетсясовременное научное мышление и научное мировоззрение, то есть стала новойпарадигмой научного познания. Термин «парадигма» (от греч. paradeigma — образец; первоначально означал образцы склонений и спряжения в грамматике),который обозначает одно из ключевых понятий современной философии, введен внаучный оборот Томсоном Самюэлем Куном (1922-1995 гг.), американским историкомнауки и философии. В своем главном труде «Структура научных революций» (1962;перевод на русском языке издавался в Москве 1975 и 1977 гг.) Кун призналпарадигму «как совокупность убеждений, ценностей, методов и техническихсредств, принятых научным обществом, которое обеспечивает существование научнойтрадиции» [3].
Парадигма находит своевоплощение в учебниках и классических трудах ученых и на многие годы задаеткруг проблем и методов их решения в той или иной области науки. Наборы принциповпарадигмы состоят из символических обобщений (законов и определений основных понятийтеории), философских положений, задающих способ видения универсума и егоонтологий; ценностных установок, которые влияют на набор направленийисследования; общепринятых образцов — схем решения конкретных задач, которыедают ученым методику решения проблем в их повседневной научной работе. Поэтомупарадигма представляет собой систему основополагающих принципов, на которых вопределенный период времени базируется научное мировоззрение. В современнойлитературе по философии науки парадигму определяют как «совокупностьтеоретических и методологических предпосылок, основополагающую модель, лежащаяв основе решения различных исследовательских задач» [13].
Формирование общепризнаннойпарадигмы является признаком зрелости науки. Изменение парадигмы ведет кнаучной революции, то есть до полного или частичного изменения дисциплинарнойматрицы — системы правил научной деятельности [3].
Сейчас ученые считают,что они «практически вошли в область значительных парадигмальных изменений внаучном мировоззрении, и в этот раз они касаются главным образом наук о живойприроде и многих гуманитарных дисциплин. Есть все основания полагать, чтонынешнее парадигмальные сдвиги связаны с теорией самоорганизации, нелинейнойдинамикой и, конечно, с синергетикой, которая за 15 лет прошла путь ототдельной научной дисциплины к обобщенной научной парадигмы и начинает влиятьна мировоззрение и стратегию человечества, не отвергает традиционных подходов,а в значительной степени дополняет их и коррелирует, выступая, как предельнымслучаем для них » [14].
Выступая как основановой эпистемологии, синергетика образует базовые принципы социально — гуманитарных дисциплин двадцать первого века. «Наш подход, — пишет К. Майнцер всвоей работе «Размышления в сложности. Сложная динамика материи, ума ичеловечества» (1994 г.), — предусматривает, что физическая, социальная иментальная реальность является нелинейной и сложной. Этот существенныйрезультат синергетической эпистемологии порождает собой серьезные последствиядля нашего поведения. Стоит еще раз подчеркнуть, что линейное мышление можетбыть опасным в нелинейной сложной реальности…мы должны помнить, что в политикеи истории монопричинность может вести к догматизму, отсутствия толерантности ифанатизма…подход к изучению сложных систем порождает новые следствия вэпистемологии и этике. Он дает шанс избежать хаоса в сложном нелинейном мире ииспользовать креативные возможности синергетических эффектов » [1].
Синергетика и диалектика
Относительносинергетики как теории самоорганизации и метода познания и ее отношение кдиалектике существуют достаточно противоречивые мнения. Одни исследователисчитают, что синергетика должна получить статус философской теории, а вбудущем, возможно, даже заменить диалектику. Другие хотят видеть диалектикустоящей на твердой почве естественнонаучного знания. Третьи хотят видетьсинергетику, как парадигму, которая будет не такой общей, а конкретной, глубжеи проще. Бывают и такие, которые видят в синергетике нечто аморфное, всеядное инепомерно амбициозное, что пытается охватить собой все области знания изаменить собой философию [4].
Подавляющее количествоученых, серьезно разрабатывают синергетическую проблематику, показывают, чтосинергетика исследует, прежде всего, сложные самоорганизующиеся системы, приэтом упор делается на познании их внутренних свойств. Синергетический подход ких изучению основывается на целостном, системном анализе испытательныхобъектов. Синергетика провозглашает принцип, по которому активность управлениявозможна лишь в том случае, когда мы постигаем источник саморазвития ивнутренние свойства системы. Для синергетики важно не только учесть постоянноменяющиеся внутренние и внешние условия, но и действовать в соответствии с законамиэволюции объекта [14].
Но именно такимиметодологическими подходами к объектам управляется и диалектика. Она требуетисследовать, как данный объект возник, какие основные этапы развития прошел,чем стал в настоящее время и какие возможности тенденции его дальнейшегоразвития. Синергетика не заменяет диалектику, а только расширяет, углубляет иконкретизирует диапазон ее методологических возможностей. Уместно будетзаметить, что относительно диалектики в современной литературе по философиитакже высказывается весьма противоречивые взгляды — от безоговорочногопризнания истинности ее принципов, законов и категорий к безаопелляционного икатегорического отрицания любой научной стоимости диалектики на всехисторических этапах ее развития, особенно диалектики советского периода. Однимиз самых непримиримых критиков диалектики в философии Гегеля и Маркса был К.Поппер. Особенно резко Поппер критикует учение Гегеля о универсальном характерепротиворечий как источнике изменения, движения и развития, о взаимное отрицаниепротивоположностей по формуле «тезис — антитезис — синтез» по закону отрицания.Складывается впечатление, что Поппер не понял настоящей сущностидиалектического метода Гегеля, который впервые позволил показать весьприродный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывномдвижении, изменении, преобразовании и развитии. Малоубедительность критикидиалектического метода Гегеля Карлом Поппером хорошо видно из материалов статьиИгоря Бурковского «Что делать с гегелевской диалектикой » [15].
Конкретное, глубокое идоказательное изложение сущности диалектики Гегеля осуществлено в книге МишеляГурина «Философия» [16]
Статьи о диалектикепомещены в новейшие словари по философии и во втором издании «Философскойэнциклопедии» (М., т. 1, 2002), в которых показаны этапы исторического развитияучений о диалектике от античности до наших дней. В этих статьях указывается наопределенные деформации диалектики в советском диалектическом материализме, ивносятся определенные коррективы в понимание законов диалектики в связи спереходом науки от классического до неклассического и постклассическогопериодов развития. Но в целом роль и значение диалектики как теории развития иметода познания не отрицается. Следует отметить, что под влиянием обильной и невсегда конструктивной и доказательной критики диалектики, которая содержится вмногочисленных публикациях последнего десятилетия, в учебниках по философии,изданных в это время, разделы о диалектике, как правило, отсутствуют. Сказанноекасается учебников, изданных в России [16, 17].
В некоторых трудахотдельных ученых, в которых анализируется проблема соотношения диалектики и синергетики,делается попытка практиковать диалектику как отдельный метод синергетики или жевообще рассматривать диалектику как такую, которая исчерпала свойпознавательный и прогностический потенциал. Примером такого отношения кдиалектике может служить статья российского политолога А. Венгерова«Синергетика и политика». Так он пишет: «Очевидно, новая парадигма вметодологии общественных наук, помимо всего прочего, или будет включатьдиалектику как отдельный метод синергетики — и то лишь для отдельных отраслей — или вообще заменит ее принципиально новыми подходами к действительности…Кроме того, надо, наконец, признать, что многие истоков кризиса идеологии ипрактики марксистской теории, в том числе и ее политико-правового сегмента,находятся в глубинах диалектики, на которой основывалась и теория. Очевидно,материалистическая диалектика с ее приматом необходимого над случайным идругими постулатами под натиском новых знаний конца ХХ в. и новогоисторического опыта исчерпала в основном свой познавательный и прогностическийпотенциал, по крайней мере, в социальной сфере » [17].
Для подтверждения своихвзглядов на отношения между диалектикой и синергетикой А. Венгеров на странице57 цитируемой статьи подает «Таблицу сопоставлений отличий диалектики исинергетики». Анализ показывает, что большинство сопоставлений взятыпроизвольно и не коррелируют между собой, это вынужден признать и сам Венгеров:«Многие позиции можно дополнить. И в тексте статьи, и в таблице просвечиваетчрезмерное преувеличение возможностей синергетики и такое же чрезмерноеумаление методологической роли диалектики.
В действительности жедостижение синергетики лишний раз подтверждают правильность принциповдиалектики и законов единства и борьбы противоположностей и перехода количествав качество и роли диалектического отрицания в развитии действительности ипознания. На наш взгляд, корректная оценка диалектики в связи с дальнейшимразвитием научного познания и возможностями синергетики дается в трудахукраинских философов И.А. Бондарчука и В.И. Штанько [18].
Так В.И. Штанькоотмечает, что в начале ХХ ст. диалектико-материалистическое толкование сталоадекватной, методологической и мировоззренческой основой понимания процессов,происходящих в природе, обществе и познании. Но в 30-70-х годах догматизация иканонизация положений диалектики, имевших место в официальном диалектическом иисторическом материализме, нанесли значительный ущерб диалектике как общейтеории развития. Во второй половине ХХ в. наука внесла существенные коррективыв понимание процесса развития, и это с необходимостью предполагает разработкусовременной философской концепции развития. «Да, конечно, нет смысла полностьюотвергать диалектическую традицию в философии: диалектика имеет довольнопродолжительную и интересную историю и достижения. Многое в содержанииклассической диалектической теории развития не утратило конструктивногозначение и в современности» [6].
Характеризуя связьсинергетики с диалектикой российский ученый Юрий Белокопытов отмечает, что «всинергетике как новом направлении междисциплинарного исследования проявляетсянеразрывная связь с диалектикой… Синергетика открывает широкие перспективыдля более глубокого понимания фундаментальных проблем философии. Новая наукараскрывает диалектику соотношения высших и низших форм движения и материи как вкачественном отличии, так и в их единстве. Она изучает процессы развития исаморазвития, протекающей в системах самой разнообразной природы. Естественныеи гуманитарные науки образуют единое целое при ведущей роли науки о человеке.Механизм процессов, самоорганизовываются, основанный не на внешней силе, а навнутреннем источнике движения и развития. Диалектические противоречия вытекаютиз закона единства и борьбы противоположностей. Синергетика развиваетдиалектическое взаимодействие частей и целого». Автор цитируемой статьи [4]показывает, что сочетание диалектических и синергетических подходов к анализуокружающего мира позволяет свести в единое целое такие противоположности, какцелое и части, порядок и хаос, которые дополняют друг друга и превращаются другв друга, что дает приращение новых идей на философском уровне [4]. Синергетика и марксизм
Марксизм — созданное К.Марксом и Ф. Энгельсом учение, представляет собой систему философских,экономических и социально-политических идей и взглядов. Составными частями марксизмаесть философия (диалектический и исторический материализм) [1].
В плане сопоставлениясинергетики и марксизма автора реферата интересует, прежде всего, историческийматериализм (материалистическое понимание истории), который является распространениемпринципов диалектического материализма на понимание развития и функционированияобщества.
В историческомматериализме материализм охватывает не только отношения природы и мышления, нои все формы общественной деятельности, материальное и духовное производство.Именно идеи истмата лежат в основе марксистского понимания природы общества иего исторического развития [19].
Маркс обосновал тезис отом, что производственные отношения формируются независимо от воли и сознаниялюдей как экономическая форма, необходимая для поддержки производства, и,следовательно, и жизни общества. Наличие независимых от сознания людейсоциальных детерминант означает, что в обществе существуют объективныезакономерности, которым подчиняется деятельность людей. Вопрос о сочетанииобъективных законов и человеческой деятельности в истории марксизм решает спозиции социального детерминизма.
Основным законом,сформулированным Марксом, является зависимость производственных отношений отпроизводительных сил. Их единство составляет определенный способ производства.Если производственные отношения приходят в противоречие с производительнымисилами, то это ведет к социальной революции. Прогресс производительных силсоставляет предпосылки для изменения производственных отношений, а тем самым — и всего общества, его способа производства. Эти положения Маркс относит кэкономической общественной формации, ступенями развития которой он считалазиатский, античный, феодальный и капиталистический способы производства. Прикапитализме производительные силы достигают уровня, который делает возможнымпереход к коммунистическому обществу. Преходящий характер капитализма обусловленобъективными законами развития истории [19].
Смена формаций образуетмагистральную линию прогресса. Формации погибают в силу внутреннихантагонизмов, но с приходом коммунизма закон изменения формаций прекращает своедействие [1].
В предисловии к первомуизданию «Капитала» К. Маркс писал, что экономические законы действуют сжелезной необходимостью, а страна, промышленно развитая, показывает менееразвитой стране лишь картину ее собственного будущего. Отсюда следовало, чтовсе народы проходят, в главных чертах, один и тот же путь и отличаются друг отдруга лишь стадией развития. Этот европоцентричный подход был перенесен на всестраны и на все народы мира.
В советском истматеприведенные выше утверждения Маркса были абсолютизированный и догматизованы.Тот истмат, что пронизал сознание нескольких поколений советских людей, придалэтому сознанию две важные особенности. Первая — непоколебимая уверенность втом, что «объективные законы исторического развития пробьют себе дорогу черезслучайности. Вторая — равнодушие к моменту, его уникальности и необратимости,непринятие во внимание случайностей, влияния малых действий (флуктуаций),пренебрежение ролью субъективных факторов. Все это тонуло в рассуждениях обобщественно-экономических формациях, их необходимое изменение и развитие [20].
Основанием для такогоотношения к событиям жизни является в основе своей механический детерминизм,который господствовал в мировоззрении в период становления марксизма. Он былважной частью общественного сознания до конца XIX ст. Из него вышло самопонятие «объективных законов» развития общества, подобных законов природы [20].
Маркс и Энгельс творилисвое учение в эпоху расцвета классической науки, определяющими характеристикамикоторого были механический детерминизм и линейность мышления. С помощьюпроизведенных ими диалектическим методом, основанном на материалистическойтеории, они в своих работах часто прорывали узкие рамки механистическогодетерминизма и во многих случаях мыслили нелинейно. Однако полностью«выпрыгнуть» за пределы тогдашней научной парадигмы они не могли, посколькубыли людьми своей эпохи. Но если в произведениях Маркса и Энгельса механистическийдетерминизм, который господствовал в тогдашней науке, в значительной степенибыл откорректирован диалектикой, то в советском истмате живой дух материалистическойдиалектики постепенно выветривался, и она со временем превратилась в жесткую системудогм, сформулированных во втором пункте IV раздела труда « История ВКП (б)краткий курс »(1938) лично И. Сталиным под заголовком «О диалектическом иисторическом материализме». В этом же пункте была изложена концепция о пятиобщественно-экономических формаций.
В «Кратком курсе» былокрайне примитизировано марксистское учение в целом и особенно историческийматериализм. Неадекватно истолкована диалектика в советском истматенастоятельно внушала мысль о непрерывном и неограниченном прогрессе человечества,о неуклонном поступательном движении общества от формации к формации. В результатепреобразования учение Маркса об общественно-экономических формации внепогрешимую догму в советской общественной науке утвердился формационныйредукционизм, т.е. сведение всего мира людей только к формационнымхарактеристикам, что выразилось в абсолютизации общего в истории, анализе всехсоциальных связей по линии базис — надстройка, игнорирование человеческогоначала истории и свободного выбора людей [1].
Таким образом,«претензии формационного подхода на исключительную правильность и универсализмобернулись упрощенным толкованием истории как только единого, глобального,монолитно-поступательного движения» [20].
Синергетический подходк обществу, его структуры и динамики на первый план выдвигает нелинейные законыистории, которые фиксируют не просто порядок статистический, а такой, которыйреализуется через социальные флуктуации и точки спонтанного выбора, бифуркации.
С позиций нелинейногоанализа общество предстается как система не только сложная, но и диссипативная(от лат. Dissipatus — неупорядоченный, лишен надлежащих связей), то естьсистема, которой, в отличие от систем консервативных, присущие качественные инеобратимые изменения [21].
Синергетика преодолеламеханический детерминизм и линейность мышления, обратила серьезное внимание нанеравновесные состояния, на нестабильность, на процессы взлома стабильногопорядка (переход из порядка в хаос и рождение нового порядка). Для осмыслениятаких периодов в жизни общества истматовские мыслительные инструментынеприменимы. «В эти периоды возникает много неустойчивых равновесий — этоперекресток расщепление путей (точки бифуркации). В этот момент решают необъективные законы, а малые, но вовремя предпринятых действиях (флуктуации). Натот или иной путь развития событий может толкнуть ничтожная личность небольшимусилием («эффект бабочки»)» [20]. Все сказанное ранее свидетельствует о том,что попытка последователей марксизма предрешать путь развития общества той илииной страны на длительный период, а тем более всех стран, не имеет под собойнаучной основы. Это убедительно доказала синергетика.
Синергетика и творчество
В свете вышесказанногохочется немного уделить немного внимания отраслям человеческой деятельности, сточки зрения классической, неклассической и постнеклассической научной мыслипока нельзя рассматривать как научные плоскости: это литература, музыка,живопись, театр. То есть искусство.
В своей статье«Проблема творчества с точки зрения синергетики» Д. Чернавский и Н. Чернавскийдают великолепный пример синергетического подхода к определению творчества каккатегории математической (тексты цитат данные на языке первоисточника. «Теориираспознавания и нейрокмпьютинг сильно отличаются от теорий в обычном пониманиислова. Главное отличие в том, что прогноз делается не на основе аксиом и логическихвыводов из них, а на основании прецедентов. Набор прецедентов носит название — «обучающее множество». Требование доказательства верности прогноза в теориираспознавания отсутствует. Вместо него используются критерии похожести.
Основной задачей теорииявляется ответ на вопрос: на что (или на кого) похож данный объект (илисубъект). Для этого необходимо знать признаки объекта и сравнить их с признакамиобъектов из обучающего множества. В основе прогноза лежит положение: поведениеобъекта будет похоже на поведение его прототипа из известных прецедентов.Напомним, что именно так совершается творчество в повседневной жизни. Тем неменее, теория распознавания является разделом математики и, следовательно, относитсяк точным наукам.
Математика используетсядля того, чтобы слова «похож» или «не похож» обрели количественное выражение.Она используется также для формализации процесса распознавания. Последнееудается не всегда, но если удалось, то формулируется алгоритм распознавания,именуемый «решающим правилом». Владея им и зная признаки объекта, можно прогнозироватьего поведение уже чисто логическим путем, не обращаясь к прецедентам. Можносказать, что распознавание до формулировки решающего правила происходитинтуитивно, а после — логически. Т.о. в рамках этой теории удается проследитьпуть перехода от интуитивного мышления к логическому. До развития теориираспознавания даже поставить такую задачу было немыслимо» [22].
На основе приведенныхсоображений по поводу творчества как органической составляющей «нового» знанияв точных науках, можно предположить, что творчество в ближайшем будущем можетбыть рассмотрено как научный термин.
А, следовательно, можнопредположить, что творчество в искусстве может быть подвергнуто анализу.Возникает вопрос: как быть с такой тонкой организацией как человеческая душа,как быть с воодушевлением. Трудно оспорить тот факт, что запрограммироватьрисованием или гениальную спектакль практически невозможно, но можно попытатьсяпонять алгоритм по которому работает человеческое подсознание (илисверхсознание). И здесь возникает один из основных вопросов: каким образом, покакой методологии возможна реализация этих предположений? Процитируем ту жестатью. «Во всех упомянутых теориях большую роль играет интеграция информации.Набор объектов, входящих в обучающее множество всегда ограничен и подчиненопределенной цели. Так, в механике это набор массивных тел и цель — прогноз ихповедения под действием сил. В термодинамике это набор сплошных сред (газы,жидкости и т.п.) и цель — прогноз их поведения при изменении давления,температуры и объема. В каждом из этих обучающих множеств были сформулированысвои решающие правила, которые играли роль аксиом (или «начал»).
Эти аксиомы имеют силув своей области и не имеют ее в другой. Однако, с развитием науки появиласьнеобходимость объединения обучающих множеств и, следовательно, решающих правил.Именно этот процесс объединения в теории распознавания и называется интеграциейинформаций. В обществе он же называется интеграцией наук. Подчеркнем, на уровненейрофизиологических процессов механизм интеграции информаций в общих чертахизвестен. На уровне теории нейросетей он тоже в принципе ясен, так что дажепредложены математические модели процесса. Возвращаясь к проблеме творчества,следует сказать, что в рамках каждого из упомянутых направлений, взятых вотдельности, проблему творчества решить невозможно. Это можно сделать, толькообъединив их (путем интеграции), т.е. представить процесс творчества в видеследующих стадий.
Первая, исходная,стадия — имеется несколько областей знания, в каждой из которых существуют своиправила (аксиомы).
Вторая стадия — появляется необходимость объединить эти области (т.е. провести интеграцию). Дляэтого необходимо знать ситуацию в каждой из областей и провести в них ревизиюпривычных правил, частично отказаться от них, частично расширить. Как правило,имеется несколько вариантов ревизии, и необходимо выбрать из них один (необязательно наилучший, но удовлетворительный, на данном этапе). Ясно, чтосделать выбор логически, т.е. на основании прежних правил, невозможно. Поэтомупроблема часто представляется как логический парадокс. Отказ от привычныхправил и необходимость сделать выбор влечет за собой растерянность ихаотичность как в умах людей, так и в обществе. Иными словами, эта стадия — перемешивающий слой, проявлением которого являются «муки творчества».
Третья стадия — выходиз перемешивающего слоя. Часто эта стадия длится сравнительно короткое время ипредставляется как «момент истины», «озарение» или «порыв вдохновения». Когдавыбор сделан, формулируются новые правила, в рамках которых парадокс разрешен.При этом оказывается, что прежние правила имеют область применимости, ноограниченную, в чем, собственно и состоит их ревизия» [22].
Второй, не менее важныйвопрос: зачем художнику задумываться над природой феномена творчества? Думаетсяради того, чтобы современное искусство, по меньшей мере, не выглядело убогим нафоне достижений современной науки, которые уже давно освоил такой вид искусствакак кинематограф, с его спецэффектами, компьютерной графикой, комбинированнымисъемками т.д. Теперь слово за «живыми» видами искусства, в их новом синергетическомконтексте.
Выводы
1. Синергетика — направление и общенаучная программа междисциплинарных исследований, изучающихпроцесс самоорганизации и становления новых упорядоченных структур в открытыхсистемах.
2. Синергетика ставитсвоей задачей познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основесамоорганизации в системах различной природы: физической, химической,биологической, технической, экономической, социальной и т.д.
3. Под самоорганизациейв синергетике понимаются процессы возникновения упорядоченных структур всложных динамических системах, находящихся в состояниях, далеких от равновесия,вблизи особых точек — бифуркаций. В этих точках система под воздействиеммалейших действий (флуктуаций) может качественно изменить свое состояние. Этотпереход характеризуют как возникновение порядка из хаоса.
4. В синергетикепроисходит конструктивное переосмысление хаоса. Абсолютного хаоса и абсолютногопорядка не бывает. Хаос и порядок всегда сосуществуют, взаимопереходящие друг удруга даже в простых динамических системах, будучи проявлением их нелинейности.При этом хаос характеризует системы с неустойчивым поведением, а порядок — состойкой.
5. Синергетикапредполагает качественно новую картину не только по сравнению с той, котораялежала в основах классической науки, но и тем, что принято называтьквантово-релятивистской картиной неклассического естествознания первой половиныХХ ст. В этом смысле синергетика постнеклассической, плюралистическая, какплюралистический образ мира, который ею предполагается.
6. Благодаря недавнимрезультатам в области синергетики (теории самоорганизации) начинаютустанавливаться внутренние связи между естественными и гуманитарными науками,восточным и западным мировосприятием, наукой и философией, в частностидиалектикой.
7. Учение синергетики опереходе от хаоса к порядку и наоборот, накопление флуктуаций, ведущих ккачественному изменению старой системы является подтверждением истинностизакона единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества вкачество и диалектического отрицания как необходимой предпосылки всякогоразвития. Синергетика не отменяет диалектику, не заменяет, а лишь уточняет,конкретизирует и расширяет сферу ее применения.
8. Формационный подходк изучению развития общества во все периоды истории человечества, разработанныймарксизмом, имеет ограниченный характер, ибо имеет определенную познавательнуюи методологическую стоимость лишь относительно раннего этапа существованиякапиталистического общества. Попытки распространить учение обобщественно-экономические формации на все периоды человечества и все страныоказались несостоятельными, а тезис о железной необходимость смены однойформации другой, осуществляемый независимо от воли и сознания людей, оавтоматизм действия объективных законов развития общества, провозглашенныйсоветским истматом, опровергнута как самим ходом всемирной истории, так исинергетикой.
9. Синергетика учит,что умение использовать случай, не упустить неповторимый шанс являетсячрезвычайно важным фактором в деятельности государственных деятелей и лидеровполитических партий как в плане экономики, так и политики.
10. В будущемсинергетика обусловит изменение не только логики научного познания, но и языканауки. На смену однозначному понятию придет многозначный символ. А если языкомнауки становится символ, то она неизбежно сближается с искусством. При этомграни между ними не сотрутся. Просто это будет означать, что ученый не можетобойтись без искусства, а художник не будет пренебрегать научным знанием.
Литература
1. Новейшийфилософский словарь.– Минск, 1999
2. Философскийэнциклопедический словарь. – К.: Абрис, 2002,с.580-581
3. Современнаязападная философия: словарь – 2-е изд. – М.: ТОН-Остожье, 1998
4. БелокопытовЮрий Дао естественных и гуманитарных наук — Свободная мысль – ХХІ,2003, №8
5. КнязеваЕ.Н., Курдюмов С.Н. Основания синергетики — СПБ.: Алетейя, 2002
6. ШтанькоВ.И. Концепция розвития и ее альтернативы // Философия: Учебник /под ред.Кременя В.Г., Рыбалки В.К. – Харков: Консум, 2000
7. Современнаязападная философия: словарь – 2-е изд. – М.:ТОН-Остожье, 1998
8. ГрицановА.А., Мезяная К.Н. Синергетика // Новейшийфилософскийсловарь – Минск, 1999
9. АршиновВ.И. Синергетика, Философскийсловарь.Издание 7-е, Минск,2001, с.511
10. ХакенГ.Информация и самоорганизация.Макроскопический поход к сложнымсистемам – М., 1999, с.28-29
11. КнязеваЕ.Н. Синергетический вызов культуре // Синергетическая парадигма. Многообразиепоисков и подходов – М., 2000, с.258
12. ЯхотО. Случайность // Философская энциклопедияТ.5 – М., 1970, с.34
13. НемировскийВ.Г., Невирко Д.Д. Теоретическая социология: нетрадиционные подходы –Красноярск, 1997, с.96-97
14. КурдюмовС.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика – теория самоорганизации. Идеи, методы,перспективы – М., 1983, с.6-7
15. Генеза,1995, №1 (3), с.45-46
16. ГуринаМ. Философия // Пер. С франц – М., 1998, с.239-243
17. ВенгеровА. Синергетика и политика // Общественные науки и современность, 1993, №4, С.56-57
18. БондарчукИ.А. Диалектика или постдиалектическое мышление // Totallogy.Постнекласическиеисследования – К.: ЦГОНАН Украины, 1995, с.227-279;
19. Философскийсловарь / под ред. И.Т. Фролова, 7-е изд. – М.: Республика, 2001, с.159
20. Кара-МурзаС.Г. Истмат и проблема Запад-Восток – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002
21. БойченкоИ.В. Философия истории: учебник – К.: Знання, 2000
22. ЧернавскийД.С., Чернавская Н.М. Проблема творчествас точки зрения синергетики – оф. сайт С.П. Курдюмова «Синергетика» (www.spkurdyumov.narod.ru)