МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АкадемияУправления «ТИСБИ»
Юридическийфакультет
Реферат
Тема:«Синергетика и право»
Выполнила: студентка 1-го курса
очного отделения гр.юч 51/2
Анвартдинова Зита
Проверил: к.ю.н. ЛевитинО.Б.
г.НабережныеЧелны, 2005г.
XX век в истории социальнойфилософии поистине стал эпохой открытий. Особуюпопулярность приобрела синергетика – учение о самоорганизации исаморегулировании. Она зародилась в недрах естественных наук — химии,физики, математики, биологии. В рамкахсинергетики описываются закономерностифункционирования и трансформации самоорганизующихся систем. Эти закономерности являются продуктом ее собственной деятельности. Наибольшийинтерес для синергетики представляет переходот «беспорядка» к «порядку». Это относительные понятия.
В системе присутствует некоторая упорядоченность. Длясинергетики свойственно стремление выявить один, главный фактор, который оказываетосновное влияние на процесс движения к«порядку». Этоназывается параметром порядка. Но его действие во многом непредсказуемо. Система постоянно обладает дальнейшего развития.
К достоинствам синергетики относятся ее гибкость,универсальность практичность, применимостьпрактически в любой сфере. Диалектика, кибернетика, синергетика, формальнаялогика, системный подход тесновзаимодействуют, обогащают друг друга. Это приводит к достижению качественно новыхрезультатов. Право по своей сути нацелено как раз на устранение элементов самоорганизации из определеннойсистемы путем установления неких «правил игры», не вытекающих из ее существа. Саморегулирование заменяется регулированием «состороны». Синергетика — не частная гипотеза, а всеобъемлющаяфилософская парадигма, претендующая намаксимальный уровень обобщения. Синергетикане терпит исключений и должна охватыватьабсолютно все системные процессы, происходящие в мире.
Наиболее широким, емким системным понятием вюриспруденции является категория «правовая система»:
1) Позитивное и право, т.е. совокупность общеобязательных правилповедения, выраженных в системе источников права;
2) Правовые отношения;
3) Правосознание;
4) Юридическая наука;
5) Правовые институты государства (прежде всего правоохранительныеорганы).
Все эти компоненты находятся и неразрывной взаимосвязи. Но каждый из них образует самостоятельную систему и выполняет собственные социальные функции. Принципы синергетики действуют по-разному: в одних могут иметь доминирующее значение, в других оказывают на развитие системылишь минимальное влияние.
Поэтому общий анализ проблемюридической синергетики должен начинаться с выяснения того, в каких пределах и каким образом проявляются начала самоорганизациив отдельных правовых сферах.
Ядром правовой надстройки являетсясистема правовых норм. Только на базеправовых норм может быть учрежден какой-либо государственный орган,определен его статус и установлена егокомпетенция. Чтобы обнаружить самоорганизацию,необходимо обратиться прежде всего к процессам складывания правовой нормы, формирования ее содержания.
Главным показателем служит та форма, которую принимает правовое предписание.
Традиционно выделяют четыре основных формы (источника)права: нормативно-правовой акт, правовой договор, судебныйпрецедент и правовой обычай. Принятие нормативно-правового акта осуществляется по достаточнострогим процедурным правилам. Дело с судебным прецедентом – гораздо выше.
1) Если целинормативно-правового акта и договора, как правило, лежат запределами правовой системы — в социальной, экономической, политической сфере, то передсудом изначально стоит чисто юридическаяпроблема в виде необходимости разрешения «уголовного» или «гражданского» дела.
«Спора о праве» — переход«от беспорядка к порядку».
2) Любоесудебное дело заранее предполагает несколько вариантов решения. Практическипо любому правовому вопросу между юристами существуют разногласия.И поэтому одно и то же дело может быть
разрешено по-разному.
3) Ярким проявлением самоорганизации в системеисточников права выступает правовой обычай. Самоорганизация складываетсяестественным образом в ходе нормального течения общественных отношений. Государство подтверждает обязательность уже сложившегося правила, обеспечивает егогосударственным, принуждением, не вмешиваясь в сам процесс преобразования.
В данном случае на первый план выходят законы синергетики.Исследователи, уделявшие внимание юридическому аспекту синергетики, по большейчасти ограничивали свой анализ сферой правоотношений. С другой стороны –правовые отношения – это общественные отношения, урегулированное правой.Добиться результата можно лишь одним способом – изучить общественные отношения,найти параметр порядка и облечь его в правовую форму.
Оставаясь вграницах правомерного поведения, субъекты правоотношений сохраняют значительную свободу действий и позволяет им удовлетворять свои многообразные потребности. Чрезмерное разрастание самоорганизации опасно не только длягосударства, но и для самих субъектов, так как право обеспечивает ихинтересов. Но и право в идеале не должно переступать грань запретов. Любое нарушение баланса грозит либо«размыванием» правоотношения, либоутратой им своего социального назначения.
Синергетический подходприобретает особую актуальность в условиях демократии. Знакомство с основнымиположениями синергетики поможет осознать пагубность дальнейшего игнорированияего внутренних законов.
Две рассмотренныеподсистемы правовой жизни объединяет то, что в них самоорганизация, при всей ееважности, имеет более или менее ограниченную область действия и в целомпредставляет собой скорее исключение, чем общее правило. Но в правовой надстройкеесть и такие ячейки, для которых самоорганизация является не просто нормальным,но единственным способом существования. К числу таковых, в частности,принадлежит правосознание. (Ниже мы будем говорить главным образом обиндивидуальном правосознании, ибо именно оно дает ключ к изучению группового иобщественного правосознания).
Человеческаяпсихика – сложна. Процессы в сфере психики носят разнонапрвленный,противоречивый характер и во многих случаях могут оставаться не до концапонятыми даже специалисту. Более того, сами субъекты далеко не всегда способныдать о них сколько–нибудь достоверный отчет. Этозатрудняет исследование данных процессов, не говоря уже об управлении ими.Любое постороннее воздействие на психику может порой привести к самымнеожиданным последствиям. Использование подобных приемов чревато с серьезнымриском. Различные формы гипноза, недопустимость применения которого вюридической практике доказана.
Во-первых,низкая правовая культура большинства населения приводит к тому, чтопредставления людей о праве крайне редко базируются на знании действующихправовых норм. Во-вторых, даже точная информация о реальных правовых явленияхзачастую меняется до неузнаваемости. Общественное бытие определяетобщественное сознание, но не управляет сознанием личности.
Дляправового регулирования, прежде всего, представляют интерес поступки лица, а неего внутренний мир. Одним из ключевых признаков управления являетсяпрогнозируемость результата. Нельзя предугадать, какие мотивы его к этомуподтолкнут, какие переживания он испытает и какие еще психологические механизмыбудут задействованы.
Юридическаянаука формируется и складывается в результате использования теоретическогоправосознания юристов, почти целиком состоящего из правовой идеологии, котораяпо определению составляет наиболее упорядоченныйсегмент правосознания. Поэтому довод о принципиальной неуправляемости правосознанияв целом из-за его переусложненности иотносительной хаотичности недейственен для правовой идеологии, взятой в отдельности. Но было бы неверно наэтом основании полагать, чтоуправлять ею легче. На рассудок нельзя повлиять силовым нажимом, надоиспользовать логические умозаключения и аргументацию. А для этого следует учесть естественные законы, по которым функционирует человеческий интеллект, иначе говоря, подстроиться к его самоорганизации и лишьввести в нее дополнительные параметры.
Многие годы наша правовая наука следовала догмам,насаждаемым сверху, служила проводником партийной линии, терпелапринудительные реорганизации, соблюдала волюнтаристские запреты — словом, развивалась в строго очерченных рамках. Уничтожениеэтого диктата – явление, безусловно положительное. Сегодня правоведение располагает всеми возможностями длясвободного творческого поиска и ведения плюралистической дискуссии, без которой нет движения вперед. Но следуетостерегаться другой крайности,которую можно назвать «чрезмерной самоорганизацией». В последнее время некоторыеисследователи, забывая о том, что главным объектом юриспруденции является действующее позитивное право, не считают нужным в своих рассуждениях основываться на существующихзаконах, относятся к ним пренебрежительно, отыскивают мельчайшие недостатки и взамен предлагают собственныеякобы более совершенные варианты. Но ведь отрыв от фактов влечет за собой гибель науки. Следует помнить и о стабилизирующей роли права в обществе, чему может лишь помешать чрезмерная самоорганизация юридической науки.
История и современная практика свидетельствуето настойчивом желании государственных органов выйти из-под контроля и наладитьсамодостаточное существование. Однако это противоречит их сущности исоциальному назначению. Свободное развитие государственного органа не можетявляться автономной правовой ценностью; государство и право выполняютчрезвычайно важные, но все служебные функции по отношению к обществу. Длягосударственных органов «квота» самоорганизации должна быть понижена ещепотому, что определяющим признаком подавляющего их большинства выступаетналичие властных полномочий, а самоорганизация власти чревата многимисерьезными опасностями.
Элементы самоорганизации в системе органовгосударства могут наблюдаться на двух уровнях. Во-первых, самоорганизациявозможна на этапе государственного органа и формирования его правогостатуса. Само создание государственного органа редко бываетстихийным: оно происходит по воле другого государственного органа(например, оформляется законом), всего народа (когда вопрос выноситсяна референдум) или группы лиц (например, при государственных переворотах).Однако бывает, что вновь возникшийгосударственный орган не наделяется определеннойкомпетенцией. В этом случае в действие вступают законы самоорганизации: статусоргана начинает складываться сам по себе, при участии целого ряда постороннихобстоятельств, пока не приобретает относительнуюстабильность. Излишне пояснять, к чемуэто может привести. История государств, где не пришли к мысли о необходимости детальной регламентации прав и обязанностей властных институтов, знает примеры, когда орган, созданный для одних целей, брался за реализацию других и в конечномсчете присваивал себе верховноегосподство.
Во-вторых, самоорганизация явственнопрослеживается на стадии деятельности государственного opгана. Она имеет местодаже при максимально полном правовомзакреплении его полномочий. Правда, объем такой самоорганизации в нормальных условиях весьма невелик, что вытекает из действующего в демократическихобществах принципа — «государственномуоргану разрешено лишь то, что прямо указано в законе». Такое жесткое ограничение самоорганизации необходимодля поддержания социального порядка и равновесия.Однако нереализованные ресурсы самоорганизации ищут выхода, и правовые барьерыдалеко не всегда оказываются в силах их сдержать. Полностью разрушив их,государство погружается в состояние синергетического хаоса, безраздельноготоржества самоорганизации, абсолютногопроизвола, который катастрофичен дляобщества и влечет его гибель. Вотпочему важно во время пресекать попытки отдельных звеньев государственного механизма вырваться за пределы правового поля.
Но все это отнюдь не означает, чтосамоорганизация в системе государственных органов должна быть вообщеликвидирована. Это не только неосуществимо, но и не целесообразно.Самоорганизация неизбежна и даже полезна при конкретизации правовых нормдеятельности правоприменительных органов, когда абстракции формулировки законовнаполняется реальным содержанием. Инициатива чиновников должна не сковываться,а наоборот, поощряться; во многих случаях не обойтись без сохранения и дажерасширения дискреционных полномочий, т.е. прав должностных лиц приниматьрешения по собственному усмотрению. Все это – бесспорные проявлениясамоорганизации. Не стоит недооценивать самоорганизацию; от ее направления вомногом зависит эффективность работы государственных органов. В то же времяследует относится к ней осторожно и взвешенно, сознавать, что неоправданноеповышение ее роли в государственных структурах может иметь негативныепоследствия.
В заключение имеет смысл вернуться от частногок общему. Рассмотрев основные структурные блоки правовой системы мы выяснили,что для правосознания и юридической науки самоорганизация имеет определяющеезначение, правовые же нормы и государственные органы в большей степени основанына управлении; правоотношению гармонически сочетают в себе упомянутые начала.Однако для того, чтобы определить степень самоорганизации правовой системы вцелом, недостаточно суммировать соответствующие показатели отдельных ееэлементов. Одна из тонкостей синергетического анализа состоит в том, чтопроцессы, являющиеся управленческими для одной из систем, одновременновыступают как элементы самоорганизации системы более высокого порядка. Поэтомулюбые управленческие связи между составляющими правовой системы(например, воздействие правосознания на правоотношения,правотворческая деятельность государственныхорганов и др.)есть, в сущности, частный случай самоорганизации правовойсистемы в целом. Чем крупнее и сложнее системный объект, тем вышев нем удельный вес самоорганизации. Поэтому при изучении правовойнадстройки в целом синергетика может дать болееощутимыйэффект, чем при исследовании ее отдельных подсистем.
Современная юридическая наука не может и дальшеоставаться в стороне от магистральных направлений развитияфилософской мысли, в том числе и от синергетики. В настоящейстатье намечены лишь возможные сферы приложения синергетических методов,но не конкретные способы их использования в юриспруденции и других социальных науках.
Литература
1) Аршинов В.И… Синергетика как феноменпостнеоклассической науки, М. ИФ РАН, 1999.
2) Блинков А.В., Киселев А.Н. Решениевсех проблем. Неординарное
мышление и поведение. Екатеринбург: Баско, 1994.
3) Малинецкий Г.Г. Синергетика.
4) Данилов Ю.А., Кадомцев Б.Б. Чтотакое синергетика?
5) Большой энциклопедический словарь.М: Советская энциклопедия,
1991.