Система античного образования

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
УЛЬЯНОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА«История и культура»
РЕФЕРАТ
Тема:
«Системаантичного образования»
Составитель:
Студентгр.Рд-22 Шайдуллов Х.А.
Руководитель:
ДоцентЦарёва Г.В.
Ульяновск2010

 
Содержание
Введение
Воспитание и обучение в Греции
Воспитание в Спарте
Воспитание и обучение в Риме
Заключение
Библиографический список

 
Введение
В данной работе рассматриваетсятема «Античное образование». Мне кажется, что эта тема весьмаактуальна и сейчас. История образования в античности не безразлична для нашейсовременной культуры: она возвращает нас к непосредственным истокам своейсобственной педагогической традиции. Самая основа нашей культуры восходит к ихкультуре, и это в очень большой мере касается нашей системы образования.
Замиравшая жизнь античной школы, кое-гдетянувшаяся очень долго в потемках варварской эпохи Высокого Средневековья, наЗападе в конце концов оборвалась (даты различны в зависимости от страны). Но кметодам античной педагогики вернулись. Средиземноморский мир в античности всамом деле знал одно классическое образование, одну определенную ипоследовательную систему образования.
Разумеется, эта система невозникает с самого начала в своей окончательной, полностью развитой форме.Более того, она достигает таковой относительно поздно, по моему мнению, лишьпосле того, как внесли свой вклад два великих воспитателя Платон и Сократ. Этоне должно нас удивлять: образование — это способ коллектива приобщить молодоепоколение к ценностям и навыкам, характеризующим культуру данного общества.
Вот почему классическое образованиеобретает свою подлинную форму лишь тогда, когда великая творческая эпохагреческой цивилизации уже позади. Лишь с наступлением эллинистической эры онопредстает перед нами во всеоружии своих учреждений, программ и метода. Но, раз достигнувзрелости, оно сохраняет без особых изменений, по инерции, свойственной явлениямкультуры (в особенности явлениям, зависящим от педагогической рутины) одну и туже структуру и приемы на протяжении долгих веков. Распространение его запределы греческого мира в Рим, Италию, на романизированный Запад повлекло засобой лишь перемены и отступления второстепенного характера.
Рассмотрим подробнее античноеобразование.

 
Воспитание и обучение вГреции
О воспитании и обучении в греческомобществе героического периода имеются довольно скудные сведения. Однако этогодостаточно, чтобы составить о них некоторое представление.
Систематического обучения наукам иискусствам в те времена не знали. Для девочки мать и рабыни были единственныминаставницами в тех навыках, которые от нее требовались: в изготовлении тканей ишитье платья, знакомстве с кухней и уходе за детьми. Взрослая девушка обучаласьпрядению и ткачеству для того, чтобы, выйдя замуж, она могла или сама, или спомощью рабынь одевать семью.
О взрослом мальчике заботился отец.Иногда он приставлял к сыну благовоспитанного юношу из знакомого бедного илиразорившегося семейства, который в качестве компаньона словом и делом долженбыл служить примером для мальчика.
Впоследствии мальчик должен былучиться на примере других и на собственном житейском опыте. Это подтверждаютслова Нестора: «Я раньше родился и (потому) знаю больше ». Попыткисистематизировать образование заметны только в обучении пению и музыке (игре наформинге). Обучение врачебной науке предполагало знание целебных свойствнекоторых трав, чему еще кентавр Хирон учил своего воспитанника Ахиллеса.
Из исторических времен до нас дошлиболее обширные сведения, позволяющие составить цельную картину воспитания вгреческом обществе.
Детские игрушки (пегния) былидовольно разнообразными. В дошедших до нас письменных источниках упоминаютсяследующие из них: хлопушка (платага), тележки (гамаксидес), домики и лодки изкожи. Существовали игрушки в виде зверей (черепахи, зайцы, утки, обезьянки сдетенышами), куклы (кора) из воска, гипса или обожженной глины, и солдатики изтого же материала. Все это постоянно было в продаже. Подростки забавлялисьмячом (сфера), обручами (трохос), волчком (стромбос). качались на качелях(ас-тора). Часто они играли в царя, в чет и нечет, в жгут, в жмурки и горелки.В орлянку (стрентинда) играли, бросая монету вверх и приговаривая: «орел илирешка?» Существовала игра в ямку (лунку, тропа), в которой требовалось попастьв специальную лунку бабками, желудями и т. п. Дети угадывали, сколько предметов(орехов или бобов) находится у другого в руке. Особенно любимой была игра впять камешков (пенталита). Она состояла в том, что пять камешков клали наоборотную сторону руки, подбрасывали вверх и ловили. Кроме того, кормилицы иняньки забавляли детей, рассказывая им сказки и басни (граон), в том числебасни Эзопа и т. д.
До 6 лет мальчиков воспитывали домавместе с девочками. Затем воспитание мальчика продолжалось вне дома — в школе ив палестре, куда его сопровождал дядька из рабов. В обязанности дядьки входилообучение мальчика нормам поведения, а именно тому, как он должен вести себядома и за его пределами. Дядька оставался при мальчике до совершеннолетияпоследнего.
Школы в Греции были частными.Контроль государства за ними (исключая гимнастику) ограничивался тольконравственной стороной. Выбор школ всецело принадлежал обществу, поэтому ономогло посылать детей к тем или иным учителям. Впрочем, школы не являлисьпостоянным учреждением, и обучение нередко происходило прямо на улице. О платеза учебу нет достоверных сведений, хотя до нас дошло немало сообщений оконфликтах, которые возникали при расплате родителей учеников с учителями.Занятия начинались рано утром. Существовали следующие предметы обучения: 1)чтение, письмо, основы счета (грамматика), 2) музыкэ (мусика), 3) гимнастика.
Чтению и письму обучалиодновременно. Как только преодолевались первые трудности обучения, детипринимались за чтение произведений Гомера, который в древности считалсянеисчерпаемым источником всех познаний — и религиозных и светских. Затемученики переходили к Гесиоду, Феогниду и изречениям Солона. Многое из трудовэтих писателей сохранялось в памяти ребенка на всю жизнь.
Для письма использовали специальныедощечки (пинакес), сильно натертые воском. На них писали острым концом палочки(графион), сделанной из металла или слоновой кости. Другим, плоским концомпалочки затирали то, что было неверно написано, и заново сглаживали воск надощечке. Две такие дощечки, соединенные обычным способом, или при помощи складныхдеревянных досок, назывались диптихон. Если же их было более двух, то ониназывались полиптихе дельте.
Такие дощечки, где записанное легкоуничтожалось, использовались только для повседневных нужд. В том случае, еслизаписанное необходимо было сохранить надолго, требовался более прочныйматериал. Вот почему с развитием письма в употребление вошел папирус. Египтянес незапамятных времен изготавливали свою бумагу из этого растения. У греков жепапирус получил распространение только со времен Псамметиха (с VI века до н.э.). До этого времени, по свидетельству Геродота, греки писали на дубленыхшкурах овец и коз (дифтера). Усовершенствование в обработке и приготовлениитаких шкур в царствование Эвмена П (197—158 гг. до н. э.) в Пергаме привело кизобретению пергамента. Чернила делались из особого красильного вещества черногоцвета и хранились в чернильнице, которая закрывалась крышкой. Иногдачернильница имела кольцо, при помощи которого ее носили на поясе. Пером служилмемфисский, книдский и анаитский камыш (каламос), очинённый и расщепленныйподобно гусиному перу.
Обучение счету вначале проходило вформе игры. Использовались и наглядные пособия — яблоки и другие предметы.Потом учились считать по пальцам или раскладывали на особых дощечках камешки,которые, в зависимости от места их расположения, имели разное значение.
Научившись грамоте, мальчикиприблизительно в возрасте 13 лет начинали проходить музыкальный курс в школекифариста. Они учились играть на лире и петь под ее аккомпанемент торжественныепесни дорического стиля, сочиненные знаменитыми мелическими поэтами. Такоеобучение подчинялось не только практическим нуждам—участию в музыкальныхсостязаниях, религиозных народных торжествах, в драматических или хорическихиграх (в особенности у дорийцев и эолийцев), пению на домашних праздниках,например на пиршествах и т. п. При этом преследовались важные педагогическиецели. По словам Платона, музыка необходима для того, чтобы «приучив свою душу крифме и гармонии, исполнить ее кротости, созвучия и согласия, а тем самымдоставить ей пользу в слове и деле; потому что и вея жизнь человеческая имеетнужду в рифме и гармонии». Эти принципы в отношении музыки просуществовали,начиная со времен правления Солона, лишь до конца Пелопоннесской войны.
Одновременно с обучением счету,письму и музыке, а часто и после него шли усердные занятия гимнастикой. В этомслучае греки руководствовались тем принципом, что духовное образование иразвитие лучше всего достигается при здоровом теле, наличие которого считалосьглавным условием. С другой стороны, они считали образование необходимымусловием того, чтобы тело, как вторая равноправная часть человека, достигаловсестороннего и свободного развития. Таким образом, во всех проявлениях жизнигреческого общества утверждался идеал телесного и духовного совершенства(калокагатия). Гимнастика была призвана придать телу гибкость, крепость игармоничное развитие, воспитать в молодежи чувство телесной красоты иблагородство. Она должна была пробуждать храбрость, силу и энергию, которые, вместес рассудительностью и скромностью, делают юношей деятельными слугами отечествав мирное время и на войне и предохраняют их от душевного отупения в старости.
Государство считало крайне важным,чтобы гимнастика находилась под его непосредственным контролем. Поэтому занятиягимнастикой, как в Афинах, так и в Спарте, велись по установленным законам, заисполнением которых наблюдали особые чиновники и учителя.
Гимнастические упражнениясуществовали уже в героический период. Память о павших героях и почитание боговотмечались играми, в которых сила и гибкость тела стояли на первом плане. Так,в честь Патрокла («Илиада», XXIII, 683 и далее) проводились игры, состоявшие изкулачного боя, борьбы, бега, метания копий и дисков. Однако подобные игры неимели системы и не преследовали определенных целей. Лишь позднее,приблизительно в начале VI веке до н. э., незадолго до правления Солона,появились так называемые палестры, где мальчики занимались гимнастикой подруководством учителей (гимнастов) и их помощников (педотрибов). Это были люди,знакомые с правилами питания и основами Медицинской науки. Одновременно ониявлялись хозяевами этих заведений, которые, как и остальные школы, быличастными учреждениями, но находились под контролем государства.
Гимнастический курс в палестределился на 3 возрастные группы (проте, девтера, трите емизия), в которыевходили дети от 10 до 16 лет.
Начиная с 16 лет, юноши (с этоговремени они назывались эфебы, хотя закон признавал их совершеннолетними толькос 18 лет) посещали вместе со взрослыми общественные заведения, так называемыегимнасии, которые содержались богатыми частными лицами или за счет государства.Здесь они продолжали заниматься гимнастическими упражнениями самостоятельно,без помощи учителей, но всегда под надзором особых смотрителей. В Афинахсмотрителей было 10 (по числу фил), они наблюдали за порядком и подчинялисьособым чиновникам, так называемым гимнасиархам. В Афинах существовало несколькогимнасиев.
Гимнастика была призвана обеспечитьгармоничное развитие всего тела. Поэтому ею занимались не только для того,чтобы достигнуть совершенства в каком-нибудь специальном виде упражнений, но идля подготовки к общественным состязаниям (агонистика), которые проводились вовремя национальных греческих праздников. Подобные состязания послужили поводомдля возникновения атлетического искусства (атлетика), получившего особоеразвитие в македонский период. Со временем гимнастика перестала бытьвспомогательным средством и превратилась в самоцель.
Гимнастическое искусство состояло изпяти видов состязаний (пентатлон, пятиборье): бег, прыжки, борьба, метаниедиска и копья. Юноши основное внимание уделяли борьбе, как самому полезномуупражнению для развития тела. Позднее к борьбе прибавилось фехтование.
Во время выполнения упражнений атлетыраздевались и натирали тело маслом. Кроме того, при борьбе тело посыпали мелкимпеском, чаще всего египетским. Это делалось для того, чтобы, по словам Лукиана,тело меньше скользило и потело. После упражнений атлеты чистили телоспециальной скребницей и обмывались в холодной ванне. В роскошно устроенныхгимнасиях для всех этих процедур имелись особые помещения.
Кроме упомянутых выше упражненийсуществовали и другие, более простые. Этими упражнениями занимались не толькомолодые, но и взрослые посетители гимнасий, которым врачи рекомендовали их вкачестве средства для улучшения пищеварения. Самыми распространенными былиупражнения с мячом и мешком. Игре в мяч обучал в «мячевой» зале гимнасия особыйучитель. Мячи делали из разноцветной кожи и набивали — шерстью, пухом илифиговыми зернами. Существовали также большие полые мячи.
В любимой спартанской игреепискирос непременно должно было участвовать несколько человек. Игроки делилисьна две равные команды линией из камешков. Таким же образом на определенномрасстоянии с обеих сторон проводилась граница, за которую не имели правапереступать ни та, ни другая сторона. Один из игроков бросал мяч, положенный насреднюю линию, в сторону противников, которые должны были его поймать, непереступая проведенной за ними границы.
Игра с мешком происходила в«мешочном» зале. Мешок прикрепляли к потолку и опускали до уровня животаиграющего. Упражнение состояло в том, чтобы сильно раскачать мешок обеимируками, а потом ловко оттолкнуть его руками или грудью. Для более слабых егонаполняли фиговыми зернами или мукой, для более сильных — песком.
Мальчик, прошедший к 16 годамвышеописанный курс грамоты, музыки и гимнастики, считался в глазах общества(особенно в Афинах и Ионии) окончившим свое воспитание.
В течение двух лет до достижениязаконного совершеннолетия, подрастающий юноша готовился к военной службе ислужил в летучих отрядах аттической пограничной стражи.
Такое полное образование получалитолько дети зажиточных граждан. Дети бедных родителей смолоду были вынужденыбраться за какое-нибудь практическое занятие, ограничившись только самымиминимальными познаниями. Несмотря на это, большинство детей свободных гражданполучало необходимое образование, поскольку афинские законы требовали, чтобыкаждый отец-гражданин отдавал своих детей учиться «музыке» (так называли нетолько музыку, но и чтение и письмо) и гимнастике. С другой стороны, закон необязывал детей, которым родители не дали надлежащего воспитания, кормитьпоследних в старости.
В остальных греческих государствах(за исключением Спарты и частично Беотии), даже в мелких, тоже существовалишколы со сходным курсом обучения. Однако афинские школы настолько превосходиливсе остальные, что родители из других греческих городов и областей нередкоотправляли своих детей на воспитание в Афины. Начиная с IV века до н. э. и допоздних времен Империи пребывание в Афинах было почти необходимым условием дляполучения высшего философского и риторического образования.
С появлением софистов во временаПерикла, в Афинах произошли резкие политические и духовные перемены. Веяниявремени отразились и на образовании. Это прежде всего сказалось на подрастающеймолодежи, которая, получив традиционное афинское образование (а иногда и вовсепренебрегая им ради охоты и верховой езды), отправлялась слушать урокисофистов.
Первоначально эти уроки охватывалиграмматику (как орфоэпиа Протагора, окоматон диаресис Продика), риторику(Горгий) и включали в себя толкование поэтических произведений (критика). Своимскептическим отношением к предмету софисты заражали знатную афинскую молодежь.Вслед за софистами быстро распространились школы риторов и философов. Поинициативе Платона в сферу философских наук вошли новые предметы, на которыераньше почти не обращали внимания, а именно: арифметика (логистика), геометрияи астрономия. Впоследствии к ним добавились география и этнография,вспомогательным средством для изучения которых служили карты. С развитиемрисования и живописи на дощечках из самшита сформировался необходимый минимумвсестороннего образования. У греков его переняли римляне, и этот минимумсохранялся в Европе вплоть до XVIII века.
В эпоху распространения эллинизма вгимнасиях помимо гимнастики обучали наукам. Об этом свидетельствуют интересныенадписи из Пергама, Сеста, Кизика и др. В одной пергамской надписи упоминаетсягимнасий, которым руководили гамнасиарх, эфебарх и письмоводитель (грамматевс).Эти лица выбирались общиной и подчинялись общинному правлению. Кроме того,гимнасии имели фундуши. Прием в гимнасий происходил только в форме экзамена.Ученики пользовались относительной независимостью и некоторыми почетнымиправами. Они образовывали нечто вроде особых корпораций. В одной пергамскойнадписи перечислено 85 эфебов.
То же самое можно сказать и обэфесском гимнасии. В Сеете один покровитель молодежи основал 6 гимнасиев,ученики которых даже одеждой не отличались от афинских эфебов. Все они,подражая афинянам, носили хламиду и македонские шляпы, так называемые петасы.
Образование афинских девушек, какправило, ограничивалось умением читать и писать, но и этому они обучались лишьв том случае, если имели грамотных матерей. В благородных семействах девушкииногда получали высшее образование. Они учились музыке, пению и танцам, но лишьв той степени, насколько это было необходимо при исполнении религиозных обрядовво время празднеств. Все остальное воспитание девушки ограничивалось теснымдомашним кругом и состояло в общении с матерью, служанками, родственниками иподругами. Строгие представления афинян о приличии и целомудрии не позволяли девушкепосещать школу вне дома. Кроме того, рамки приличия требовали, чтобы девушкакак можно меньше видела, как можно меньше слышала и еще меньше желала знать. Ктому же аттические воззрения требовали от девушки того, чтобы Она, заисключением случаев крайней необходимости, не покидала женской половины дома.
Воспитание в Спарте
Здесь было намного суровее истроже, чем в Афинах. Отчасти это объяснялось суровостью характера дорийцев,отчасти — особым строем спартанского государства, этой военной общины, господствовавшейнад многочисленными подданными и рабами. Односторонне направляя все своевнимание на развитие физической силы и ловкости, спартанцы так и не смоглидостичь того духовного и физического совершенства, которое в Аттике считалосьцелью человеческого существования и состояло в гармоничном развитии души итела.
Судьбу новорожденного решалогосударство в лице старейшин той или другой филы. Если ребенок был здоровым,его считали достойным воспитания; слабых и больных бросали на произвол судьбы вТайгет. До семи лет ребенок оставался при матери. Его не ласкали и не баловали,а постепенно подготавливали к тому строгому воспитанию, которое начиналось ссеми лет. Мальчик, достигший указанного возраста, приписывался к группеодногодков особым чиновником, называвшимся педономом. Здесь старший группы,более взрослый товарищ и одновременно учитель, руководил детьми на занятияхгимнастикой. Из нескольких небольших групп составлялась одна большая, которуюспартанцы называли стадом. Стадо находилось под надзором особого руководителя.За порядком и дисциплиной наблюдали педономы и их помощники. При них состоялиособые лица, осуществлявшие наказания детей. Кроме того, каждый спартанскийгражданин имел полное право наблюдать за детьми в случае необходимости, учитьих и даже наказывать.
На занятиях гимнастикой мальчики,так же, как и в Афинах, отделялись от юношей. Обе группы занимались ужеизвестными пятью видами упражнений. Кулачный бой и панкратион запрещались здесьстроже, чем где-нибудь. Кроме названных упражнений практиковался военный танец(пирриха).
Даже одежда и пища служили целизакаливания будущего спартанского гражданина. Молодые люди всегда ходили снепокрытой головой, без обуви. С 10 лет, даже зимой, они обходились без хитонаи носили только плащ, который должен был служить им целый год. Спали они насене или соломе, без ковров и одеял, а с 15 лет довольствовались еще болеежесткой постелью из тростника. Их пища была простой и скудной, что толкаломальчиков на тайное и хитрое воровство. Однако старшие смотрели на это как наособый вид упражнений в ловкости и находчивости, столь необходимых для будущеговоина. Поэтому наказывали лишь в тех случаях, когда вор по своей неосторожностипопадался на месте преступления.
Еще одним средством закалкибудущего воина было знаменитое сечение детей, которое ежегодно происходилоперед жертвенником Артемиды Орфии. Возможно, этот ритуал являлся отголоскомпрежних культов, практиковавших человеческие жертвоприношения. Всякоепроявление боли при экзекуции считалось позорным, поэтому мальчики терпеливопереносили жесточайшее избиение. По свидетельствам древних авторов, они иногдадаже умирали под ударами, но не показывали ощущения боли.
За гимнастическими упражнениямиследовало обучение игре на четырехструнной кифаре (форминге), которая служиланеобходимым аккомпанементом при пении, хоровых плясках и пэанах.
По мнению спартанцев, обучениенаукам не являлось необходимым для полноценного образования. Оно былопредоставлено на усмотрение частных лиц и (за немногими исключениями) быловесьма ограниченным, поскольку давало лишь самые необходимые практическиенавыки. Поэтому в глазах прогрессивных афинян спартанцы всегда оставалисьлюдьми необразованными. Зато спартанцы придавали большое значение жизненномуопыту, поэтому при сисситиях и в других случаях юношей допускали к разговорам овоенных и общественных делах. Таким образом, каждый спартанец являлся наставникоммолодежи. Так формировалось знаменитое уважение спартанских юношей к старшим иих приличное и скромное поведение.
В то время как в 18 лет афинскиеюноши становились полноправными гражданами, молодые спартанцы находились поднепосредственным надзором и руководством государства до 30 лет. С 18 до 20 летих использовали в тайных наблюдательных походах по стране. В 20 лет они поступалив войско в качестве новобранцев. Если не было войны, они оставались дома исообща занимались гимнастикой в двух возрастных группах. Так продолжалось до 30лет, после чего каждый спартанец, имевший такую возможность, был обязанобзавестись собственным хозяйством.
Спартанское воспитание девушекзначительно отличалось от афинского. Ксенофонт свидетельствовал о том, что«Ликург учредил гимнастику, состязания в беге и силе в одинаковой мере длямужчин и женщин». Отсюда видно, что девушки в этом отношении были уравнены сюношами, хотя о воспитании девушек известно очень мало. По некоторым сведениям,их учили пению и танцам, что было важно при отправлении религиозных обрядов. Нетолько храбрость мужчин, но и здоровье и сила женщин должны были обеспечитьздоровое молодое поколение, в котором так нуждалась небольшая, но воинственнаяспартанская община.
Остальные греки недоброжелательноотносились к подобному методу женского воспитания. Свободу и простоту, которыеотличали молодых спартанок от их застенчивых и скромных афинских сверстниц, онисчитали распущенностью и дерзостью. Научное образование, которому спартанцы непридавали особого значения при воспитании мальчиков, в отношении девушек ивовсе игнорировалось
 
Воспитание и обучение вРиме
В древние времена умственное ифизическое воспитание дети получали в отцовском доме. Как правило, этимзанималась мать, которая особенно тщательно подбирала нянек и кормилиц.Государство, предоставив отцу неограниченную власть над детьми, напрямую невмешивалось в воспитание. Только в исключительных случаях вредного влияниясемейной обстановки на ребенка государство в лице цензора могло пресечьневерное направление в воспитании.
В кругу семьи ребенок смладенчества усваивал традиционные римские добродетели — почтение к богам изаконам, скромность в речах и делах, послушание, честность, умеренность итрудолюбие. «Принимает ли домохозяин утром в атриуме, сидя в кресле, клиентов ивыслушивает их нужды; отворяет ли он во время празднеств и похорон шкафы свосковыми изображениями славных предков; идет ли речь о великих делах прошлого;поется ли застольная песнь о славе героев и могучих деятелях римской истории,—всегда при этом присутствуют дети-сыновья, и здесь-то их впечатлительный умзапасается здоровыми задатками на целую жизнь»,— свидетельствовал современник.Дети присутствовали при общем обеде, сидя за отдельными столиками илиприслуживая родителям. Дочери пряли, ткали и вязали вместе с матерью; сыновьяпахали, сеяли и жали вместе с отцом. У него же они учились ездить верхом, плавать,владеть оружием, а также азам чтения, письма и счета.
Поскольку отец не всегда мог датьдетям основы образования, ему приходилось обращаться к услугам учителей. Вбогатых домах учителем зачастую бывал грамотный раб. Многие родители отправлялисвоих детей в школу. Первое письменное упоминание о школе датируется 449 годомдо н. э. Квинтилиан писал, что римские школы располагались в полуоткрытыхприхожих каких-нибудь зданий или в особом приспособленном для занятийпомещении. Иногда занятия проходили прямо на улице. Учитель извольноотпущенников обучал детей чтению, письму и счету. Такие школы являлисьчастным учреждением и не зависели от государства. Они содержались на плату заучение, которую родители учеников вносили на протяжении восьми месяцев. С июляпо октябрь включительно продолжались каникулы, на время которых школы вдеревнях и элементарные школы в Риме закрывались. Детей учили читать побуквослагательному методу, разработанному греками. Для облегчения изученияазбуки детям иногда давали большие буквы, сделанные из слоновой кости.
Писать учили с прописей нанавощенных дощечках, причем учитель водил рукой ученика. Квинтилиан советовал,чтобы ученик для приобретения твердой руки водил стилем по углублениямвырезанных в досках букв и таким образом набивал себе руку.
Счету учились, как и греки, попальцам и при помощи особых дощечек с камешками. Существовала счетная доска,которую обычно называли Пифагоровой. Вверху она имела восемь небольшихуглублений. В каждом из них находилось по одному подвижному камешку. Внизурасполагалось восемь других, более длинных углублений, семь из которых имели почетыре камешка, а одно — шесть. Сбоку находилось еще три небольших углубления,два из которых имели по одному камешку, а одно — два камешка. Цифра I между нижнимиуглублениями означала единицы, X — десятки, С — сотни и т. д., до миллионов.Камешек верхнего углубления умножал каждый камешек нижнего углубления на пять.Это обозначалось на дощечке тем, что из нижнего углубления вверх подвигалосьстолько камешков, сколько нужно было умножить. Каждый камешек в углублении Оозначал 1/12 единицы (или асса), а камешки в боковых углублениях означали 1 /2,1/3, 1/4 унции.
Кроме того, ученики заучивалинаизусть (вероятно еще при обучении письму) законы XII таблиц и записи, сделанныепод диктовку учителя.
Занятия в римских школах, так же,как и в греческих, начинались ранним утром. В короткие дни уроки начинали присвете ламп. Обучение мальчиков и девочек было совместным. Дети являлись в школус дощечками для письма и с сумкой под мышкой левой руки. Сыновей зажиточныхродителей провожал в школу раб, а девочек — няня. Заботливые мамаши заранееприсылали в школу лакомства и разные печенья, которыми учителя заманивали детейв школу. Для взрослых учеников лакомства сменялись розгой. К этому средствуучителя прибегали очень часто. Против использования розги раздавалось многоголосов (особенно возражал Квинтилиан), но она продолжала царить в школах.
По свидетельствам, относящимся кконцу Республики, видно, что обучение в древнейшие времена ограничивалосьчтением, письмом и счетом. Позднее, завоевав южную Италию, римлянепознакомились с греческой культурой. Это значительно расширило их кругозор.Постепенно римляне стали ощущать недостатки существовавшего способа воспитания.Сначала в некоторых семействах, а позднее, по примеру Эмилия Павла, и востальных, обучение перешло к учителям-грекам. Оно состояло не только впрактическом изучении греческого языка, как бывало прежде, но и в чтении икомментировании греческих поэтов (в основном Гомера) и прозаиков. К этомудобавилось изучение произведений молодой римской литературы, к которойотносились: «Одиссея» в переводе Ливия Андроника (ок. 240 г. до н. э.), поэмы идрамы Невия (Bellum Punicum) и Энния (Annales), а впоследствии сочиненияЦицерона, Вергилия, Горация и других поэтов. Во время обучения ученики получалисведения по мифологии, истории, географии, метрике, а также по риторике.
В последние годы Республикириторика приобрела ведущее значение. Она значительно расширилась по своемуобъему и постепенно сформировалась в самостоятельную науку. Ее преподавалиособые учителя, так называемые риторы. Вначале такие учителя подбирались толькоиз греков, чаще всего из рабов. С усилением влияния греческой культуры возникланеобходимость усвоения греческого языка с самого юного возраста. Постепеннотрадиционного римского надзирателя сменил греческий педагог, а няню,провожавшую девочек в школу,— рабыня-гречанка. Кроме педагога детей богатыхродителей сопровождал в школу так называемый capsarius, носивший их сумку сучебными принадлежностями. В высших грамматических школах ученики делились нагруппы. Во времена Августа упоминаются награды, которыми служили старинные илиредкие книги.
Помимо больших каникул, обучение нанекоторое время прекращалось в Сатурналии — сначала на 1, позднее на 3 или дажена 7 дней. От дыхали от учебы во время Квинкватрий, посвященных богине Минерве(с 19 до 23 марта), 5 дней во время сбора винограда, а также в торжественныедни, которых в Риме было немало. Учебный год начинался в марте послеКвинкватрий. Это было связано со старинным обычаем, по которому гражданский годнекогда начинался с марта. При поступлении в школу ученики приносили учителюподарки.
Музыка, пение и танцы во временаРимской республики были исключены из школьного обучения как неприличныезанятия. Причиной этого было то обстоятельство, что эти искусства сталиизвестны римлянам не в то время, когда они еще имели глубокое образовательноезначение, а во время упадка нравственности и свободы, отразившегося на всей римскойкультуре.
Когда молодому римлянинуисполнялось 17 (в конце Республики только 16) лет, его обучение оканчивалось.Только особо одаренные и любознательные молодые люди продолжали заниматьсяриторической наукой в Риме или в Афинах. На юношу в знак достижениясовершеннолетия надевали мужскую тогу. Обычно это происходило 17 марта, впраздник, называемый «liberalia».
С этого момента молодой римлянинсчитался полноправным в политическом и гражданском отношении гражданином и былобязан отбыть воинскую повинность. Обычно дети римской знати на год поступалипод начальство какого-нибудь полководца в качестве новобранцев и в его когортеготовились к получению офицерского чина. Юноши, ощущавшие призвание кгражданской деятельности вообще, и к юридической в частности, обращались ккакому- нибудь известному государственному деятелю. Присматриваясь к егополитической и судебной деятельности, они совершенствовали свои практическиенавыки на избранном поприще. Это было возможно лишь в том случае, еслиполитическая обстановка позволяла на время уклоняться от военной службы. Дажепосле вступления в самостоятельную жизнь римляне не бросали окончательнозанятия философией или красноречием. Для этой цели они после завоевания Грецииобычно путешествовали в Афины, где иногда оставались надолго. Длительное времяв Афинах жили Аттик, Цицерон и его сын, Бибул, Ацидин, Мессал, а позднееГораций, Овидий и многие другие.
Во времена Империи круг предметов,изучавшихся в школе (енциклиос педиа), расширился за счет прибавления музыки игеометрии, которые еще во времена Цицерона не считались учебными предметами.Квинтилиан считал основными следующие предметы. Прежде всего, педагог долженбыл учить чтению, письму и счету. За ним грамматике, т. е. знанию частей речи,правильному их употреблению, знанию прямого и переносного значения слов,этимологии и правописанию. Кроме того обучал музыке, но не театральной, агероической. Геометр учил геометрии, а актер — декламации и жестикуляции,крайне необходимым для будущего оратора. Полный курс обучения заканчивалигреческие и римские риторы, которые преподавали теорию красноречия, а такжепрактически обучали своих слушателей, заставляя их сочинять и произноситьразного рода речи, заключающие в себе совет или возражение.
Римские школы, как и греческие, содержалисьчастными лицами и были независимы от государства. Только с начала II века н. э.правительство и общество начали проявлять заботу об устройстве школ. Вгосударственных школах учителей назначало правительство или община. Но такихучителей было немного, а большинство школ по-прежнему оставались частными.Учителя, получавшие жалование от правительства, пользовались рядом льгот.Например, они освобождались от всяких государственных повинностей.
Первые кафедры римского игреческого красноречия были учреждены в Риме императором Веспасианом. Ихпрофессора получали до 100 тысяч сестерциев, т. е. вчетверо больше, чем,например, военный трибун. Антоний Пий назначил учителей красноречия и философииво все провинции Римской империи. В Афинах учителя философии получали до 10тысяч драхм.
Пение и танцы никогда не имели уримлян того образовательного значения, как у греков во времена Сократа. В нихвидели только предмет развлечения, и еще при Цицероне заниматься ими считалосьнеприличным для взрослого римлянина. Только при Августе они стали предметом,достойным изучения даже представителями знати.

 
Заключение
 
Значение античного образования втом, что ее достижения оказывали и до сих пор оказывают влияние на содержание иосновные формы образовательной деятельности. Античность оставила в наследствомировой культуре богатый педагогический опыт, великие произведения литературы иискусства, точность математических доказательств и разнообразие философскихидей.
Развитие грамотности в Греции иРиме определило развитие материальных форм культуры.
Античность характеризуетсяпереходом от мифа к логосу. Начинается формирование наук: Эвклидова геометрия,механика Архимеда. Возникает рефлексивная форма отражения мира — философия.
Мифология и религия уступают новомутипу духовности, в которой главной проблемой становится проблема истины, истинызнания и истины бытия. Линии Аристотеля и Платона определяют современные путифилософствования.
Античная культура — уникальноеявление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной иматериальной деятельности. Всего три поколения деятелей культуры Древней Грециисоздали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации иобразы для подражания на многие тысячелетия.
Культура Древнего Рима, которая вомногом продолжила античные традиции Греции, отличается религиознойсдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизмримлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции,военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культурупоследующих эпох в Западной Европе.

 
Библиографическийсписок
 
1.    Историяцивилизации. Быт и нравы греков и римлян. – М.,2000
2.    Введениев культурологию в 3-х ч. – М., 1992 – Ч.1.
3.    КапустинМ.П. История мировой культуры. Древность. – М., 2000.
4.    ВинничукЛ. Люди, нравы и обычаи Древней Грециии Рима. М.,1988.