Курсовая работа
Система финансированияфонда социального страхования в России
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1 Становление и особенности функционирования Фондасоциального страхования РФ
1.2 Организация финансирования Фонда социального страхованияРФ
1.3 Управление Фондом социального страхования РФ
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГОСТРАХОВАНИЯ В РФ
2.1 Структура расходов Фонда и анализ ее изменения
2.2 Анализ бюджетных показателей расходной части бюджетаФонда социального страхования
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКАМЕНДАЦИИ ПОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работыобусловлена той ролью, которую играет страхование в жизни высокоразвитогорыночного общества. Для современного менеджера, экономиста, предпринимателя, даи просто гражданина необходимо иметь представление о том, какую роль играетстрахование и каким образом его можно использовать для защиты от возможныхубытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни.
Социальная защитанаселения — одна из важнейших составных частей политики государства. Этокомплекс государственных гарантий, обеспечивающих социальные права человека.Одним из основных инструментов социальной защиты населения является социальноеобеспечение, как система гарантированного государством материальногообеспечения в случае наступления социального риска (старости, инвалидности ит.п.).
Целью данной работыявляется исследование системы финансирования Фонда социального страхования. Длядостижения данной цели необходимо решение следующих задач:
— определить сущностьФонда, его цели, задачи и структуру;
— проследим становлениеФонда и особенности его функционирования
— также необходимо будеткачественно изучить структуру расходов Фонда, проанализировать ее
— выявить проблемы Фондаи найти оптимальные пути их решения;
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ФОНДАСОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1 Становление иособенности функционирования Фонда социального страхования РФ
2 июня 1903 года свысочайшего соизволения императора Николая II в Российской империи были введеныПравила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих ислужащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горнойи горнозаводской промышленности. Этот день считается официальной датой рождениягосударственного социального страхования в России.
Первое послереволюционноеположение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оногарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера трудапособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью иродами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственнопредприятиям в счет страховых взносов.
В 1929 годугосударственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года засчет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного леченияи отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха),а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзныхдеятелей появляется понятие профилактики заболеваемости. Начато строительствосоветской санаторно-курортной фабрики здоровья. С 1933 года социальноестрахование перешло под управление советских профсоюзов.
С 1 января 1991 года наосновании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимыхпрофсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления ипорядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» былобразован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при ПравительствеРоссийской Федерации.
До 1999 года Фонд имелцентральные отраслевые отделения, т. е. его организационная структура строиласькак по территориальному, так и по отраслевому принципам. В соответствии сПриказом по Фонду от 29 марта 1999 года центральные отраслевые отделения былиупразднены, а их филиалы переподчинены региональным отделениям. В настоящеевремя организационная структура Фонда строится по территориальному принципу.
Ныне Фонд представляетсобой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всеймногоуровневой системы государственного социального страхования. Фондфинансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности иродам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенкомвозраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.
В 2000 году Фондсоциального страхования начал выплаты по возмещению вреда пострадавшим напроизводстве в рамках обеспечения нового вида страхования, введенногоФедеральным законом РФ от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательномсоциальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний».
1.2 Организацияфинансирования Фонда социального страхования РФ
На основании Положения «ОФонде социального страхования РФ» от 12.02.1994 года № 101 (в ред.Постановления Правительства РФ от 02.08.2008 N 484), Фонд социальногострахования Российской Федерации управляет средствами государственногосоциального страхования Российской Федерации. Фонд является специализированнымфинансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Денежные средства и иноеимущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество,закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями,являются федеральной собственностью.
В Фонд социальногострахования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы:региональные отделения, управляющие средствами государственного социальногострахования на территории субъектов Российской Федерации; центральныеотраслевые отделения, управляющие средствами государственного социальногострахования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемыерегиональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию спредседателем Фонда.
Руководство деятельностьюФонда осуществляется его председателем. Для обеспечения деятельности Фондасоздается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевыхотделениях и филиалах — аппараты органов Фонда. При Фонде образуется правление,а при региональных и центральных отраслевых отделениях — координационныесоветы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.
Основными задачами Фондаявляются:
1) обеспечениегарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности,беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности,при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полуторалет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимостигарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживаниеработников и их детей;
2) участие в разработке иреализации государственных программ охраны здоровья работников, мер посовершенствованию социального страхования;
3) осуществление мер,обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
4) разработка совместно сМинистерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерствомфинансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносовна государственное социальное страхование;
5) организация работы поподготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственногосоциального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населенияпо вопросам социального страхования;
6) сотрудничество саналогичными фондами (службами) других государств и международнымиорганизациями по вопросам социального страхования.
Средства Фонда образуютсяза счет:
— страховых взносовработодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иныххозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
— страховых взносовграждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанныхуплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
— страховых взносовграждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих правона обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному дляработников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
— доходов отинвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидныегосударственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фондав банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджетеФонда на соответствующий период;
— добровольных взносовграждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенныхзаконодательством;
— ассигнований изфедерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот(пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофыили радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военногоназначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
— прочих поступлений(возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховыхвзносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временнойнетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессиональногозаболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций,предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм запутевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств,возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований кстрахователям, и других).
Средства Фонданаправляются на:
— выплату пособий повременной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учетв ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, поуходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социальногопособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечняритуальных услуг;
— оплату дополнительныхвыходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства додостижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей всанаторно-курортные учреждения, расположенные на территории РоссийскойФедерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах — участниках СНГ,аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное(диетическое) питание;
— частичное содержаниенаходящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющихлицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание,лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовоеобслуживание);
— частичную оплату путевокв детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территорииРоссийской Федерации, для детей работающих граждан;
— частичное содержаниедетско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату трудатренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых дляучебно-тренировочного процесса);
— оплату проезда к местулечения и обратно;
— создание резерва дляобеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формированиярезерва и предоставления из него средств (на возвратной основе илибезвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты,расходования и учета средств государственного социального страхования (далееименуется — инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда исоциального развития РФ, Министерством финансов РФ, Государственной налоговойслужбой РФ и с участием Центрального банка РФ;
— обеспечение текущейдеятельности, содержание аппарата управления Фонда;
— финансированиедеятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающихгосударственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включаяподразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленныхзаконодательством;
— проведениенаучно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охранытруда;
— осуществление иныхмероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работусреди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих вреализации мероприятий по социальному страхованию;
— участие вфинансировании программ международного сотрудничества по вопросам социальногострахования.
Средства Фондаиспользуются только на целевое финансирование мероприятий, указанных вПоложении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личныесчета застрахованных. Средства, полученные от взимания пеней и наложенияфинансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фондасоциального страхования Российской Федерации.
Распорядителями средствФонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных ицентральных отраслевых отделениях Фонда — управляющий и главный бухгалтеротделения Фонда.
Выплата пособий посоциальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей всанаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий посоциальному страхованию на предприятиях, в организациях, учрежденияхосуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильностьначисления и расходования средств государственного социального страхованиянесет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Для обеспечения контроляза правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальномустрахованию образовываются комиссии по социальному страхованию из представителейадминистрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченныепо социальному страхованию.
Комиссии илиуполномоченные по социальному страхованию решают вопросы о расходовании средствсоциального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдыхработников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок длясанаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания,приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечениюпособиями по социальному страхованию.
1.3 Управление Фондомсоциального страхования РФ
Управление Фондомосуществляет председатель Фонда и его заместители, которые назначаютсяПравительством Российской Федерации. Председатель Фонда имеет пять заместителей,в том числе одного первого.
Председатель Фондаруководит деятельностью Фонда и несет персональную ответственность завыполнение возложенных на него задач; распределяет обязанности междузаместителями председателя Фонда и руководителями структурных подразделенийцентрального аппарата Фонда; вносит проект бюджета Фонда на утверждение вПравительство Российской Федерации, а также после рассмотрения правлениемутверждает бюджеты региональных и отраслевых органов Фонда; утверждает сводныйфинансовый отчет об использовании средств государственного социальногострахования, рассматривает сводный отчет по финансово-хозяйственнойдеятельности подведомственных санаторно-курортных учреждений Фонда и вноситпредложения по улучшению этой работы. информирует правление Фонда о состояниирасчетов с органами Фонда; разрабатывает совместно с Министерством труда исоциального развития Российской Федерации, другими заинтересованнымиминистерствами и ведомствами, профессиональными союзами предложения посовершенствованию системы социального страхования и обеспечению государственныхгарантий по социальному страхованию; совместно с Министерством здравоохраненияРоссийской Федерации утверждает инструкцию о порядке выдачи документов,удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, и устанавливает порядокосуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности,соблюдением правил выдачи документов, удостоверяющих временнуюнетрудоспособность граждан, в лечебно-профилактических учреждениях; с учетом мненияправления Фонда принимает решения о целесообразности создания или ликвидациицентральных отраслевых отделений Фонда; открывает (закрывает) счета Фонда и егоисполнительных органов в банках, принимает решения о списании с этих счетов вцентрализованный резерв платежей, подлежащих обязательному отчислению, исверхнормативных остатков; с учетом мнения правления Фонда утверждает структуруи штатное расписание центрального аппарата Фонда, региональных центральныхотраслевых отделений Фонда, сметы расходов (включая фонды оплаты труда идругие) и отчеты об их исполнении; руководит деятельностью региональных ицентральных отраслевых отделений Фонда по исполнению доходной и расходнойчастей бюджета Фонда и обеспечивает контроль за использованием средств государственногосоциального страхования; определяет порядок работы подведомственныхсанаторно-курортных учреждений; рассматривает итоги исполнения бюджета Фонда ипринимает меры по улучшению этой работы, утверждает годовые отчеты одеятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда; принимаетнеобходимые меры по результатам ревизий и проверок по расходованию средствФонда его органами и подведомственными санаторно-курортными учреждениями;издает в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и другиедокументы, обязательные для исполнения всеми работниками Фонда; рассматриваетразногласия по вопросам формирования бюджета Фонда, штатов и смет междуорганами Фонда; представляет интересы Фонда во всех организациях, бездоверенности действует от имени Фонда, в установленном порядке распоряжаетсясредствами и имуществом Фонда, заключает договоры; осуществляет в соответствиис законодательством прием на работу и увольнение работников центральногоаппарата Фонда, а также назначение на должность и освобождение от должностиуправляющих, заместителей управляющих региональных и центральных отраслевыхотделений Фонда с учетом мнения соответственно глав исполнительной властисубъектов Федерации и общероссийских отраслевых профессиональных союзов; делегируетотдельные свои права и полномочия подчиненным ему должностным лицам; утверждаетинструкцию о порядке приобретения, выдачи и учета страхователями путевок насанаторно-курортное лечение и отдых за счет средств социального страхования;ежегодно утверждает норматив расходов на санаторно-курортное обслуживаниеработников и их детей.
Правление Фонда являетсяколлегиальным органом. Заседания правления проводятся по мере необходимости.Председатель Фонда является председателем правления Фонда. Решения правленияФонда оформляются Постановлениями или Приказами председателя Фонда.
Правление Фондарассматривает вопросы входящие в его компетенцию, в том числе: о задачах Фондаи совершенствовании государственного социального страхования; о формировании ииспользовании резервных средств; проекты размера тарифа страховых взносов;проект бюджета Фонда и его исполнение; об участии в реализации проектовгосударственных программ по социальному страхованию; отчеты о результатахдеятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда; оконтрольно-ревизионной деятельности Фонда; проекты законодательных и другихнормативных актов, правил, инструкций и положений по вопросам государственногосоциального страхования.
В субъектах Федерацииоткрыты региональные отделения Фонда.
Отделения Фондаосуществляют оперативное управление средствами социального страхования.Непосредственным распорядителем средств является управляющий отделением.Деятельность отделений обеспечивается их аппаратом. Отделения имеют филиалы,которые являются их обособленными структурными подразделениями.
В региональных отделенияхи филиалах проводится вся текущая работа Фонда: осуществляется сбор страховыхвзносов, принимается отчетность организаций-страхователей, проводятся ревизииорганизаций-страхователей по правильности начисления взносов и выплате пособий.
Центральный аппарат Фондаимеет в своем составе юридическое, финансовое, материально-техническое,информационное подразделения, которые обеспечивают:
— управление системойсоциального страхования;
— непосредственноеруководство территориальными отделениями;
— разработку бюджетаФонда;
— контроль заобеспечением доходной и расходной частей бюджета Фонда;
— разработку предложенийпо тарифам страховых взносов;
— подготовку нормативныхматериалов по вопросам социального страхования;
— контроль за соблюдениемзаконодательства в сфере социального страхования.
Бюджет Фонда и отчет оего исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных ицентральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении послерассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕСИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ
2.1 Структура расходовФонда и анализ ее изменения
Расходы бюджета Фондасоциального страхования осуществляются исключительно на цели, определенныезаконодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательногосоциального страхования (пенсионного, социального, медицинского), всоответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законамисубъектов РФ.
Структура расходов ФССсформирована из трех разделов функциональной классификации расходов бюджетовРоссийской Федерации: «Общегосударственные вопросы», «Образование», «Социальнаяполитика».
Расходы Фонда предусмотрены- в 2008 году в сумме 375,5 млрд. рублей, или 122,6% к уровню 2007 года, в 2009году — 356,1 млрд. рублей, или 94,8% к уровню 2008 года, в 2010 году в сумме389,5 млрд. рублей или 109,4% к уровню 2009 года, включая расходы по следующимвидам: на обязательное социальное страхование — в 2008 году в сумме 264,8 млрд.рублей, или 130,6% к уровню 2007 года, в 2009 году — 259,6 млрд. рублей, или98% к уровню 2008 года, в 2010 году — 288,4 млрд. рублей, или 111,1% к уровню2009 года; на обязательное социальное страхование от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний — в 2008 году в сумме 49,9 млрд.рублей, в 2009 году — 51,9 млрд. рублей, или 104% к уровню 2008 года, в 2010году — 55,3 млрд. рублей, или 106,6% к уровню 2009 года.
В проекте бюджета Фондапредусмотрено увеличение максимального размера пособия по временнойнетрудоспособности в 2008 году с 16125 рублей до 17250 рублей с учетоминдексации на уровень инфляции (107,0%). Следует отметить, что в 2009 и 2010годах такая индексация не предусматривается. Увеличивается максимальный размерпособия по беременности и родам с 16125 рублей до 23400 рублей, исходя измаксимального дохода в расчете на месяц, с которого начисляется единыйсоциальный налог по максимальной ставке.
Предусматриваетсяувеличение максимальной суммы, из которой исчисляется размер единовременнойстраховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастныхслучаев на производстве и профессиональных заболеваний в первом полугодии 2008года — 50900 рублей, во втором полугодии 2008 года — 51800 рублей, в 2009 году- 53500 рублей, в 2010 году — 56700 рублей, тогда как в 2007 году эта суммасоставляла 46900 рублей. При этом максимальный размер ежемесячной страховойвыплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональнымзаболеванием проиндексирован на уровень инфляции и определен на первоеполугодие 2008 года 39100 рублей, на второе полугодие 39840 рублей, в 2009 году- 41000 рублей и в 2010 году — 43500 рублей, тогда как в 2007 году он составлял36000 рублей.
Размер единовременногопособия при рождении ребенка предусмотрен из расчета 8000 рублей, при этоминдексация не предусмотрена. Для застрахованных работников размер ежемесячногопособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет составляет40% их среднего заработка. При этом минимальный размер пособия устанавливаетсяне ниже размера, установленного для неработающих (1500 рублей на первогоребенка, 3000 рублей на второго и последующих детей), максимальный размер недолжен превышать 6000 рублей. Проект бюджета Фонда на 2008 год определяетпрогнозируемый дефицит бюджета в сумме 16,4 млрд. рублей, что свидетельствует офинансовой неустойчивости Фонда и является аргументом необходимостиреформирования всей системы обязательного социального страхования.
Закон содержит новыенормы по стоимости пребывания одного ребенка в сутки в детских санаториях исанаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия, расположенных натерритории РФ.
Оплата стоимости путевокпродолжительностью пребывания 21-24 дня для детей застрахованных гражданпредусмотрена из расчета: в 2008 году — до 535 рублей на одного ребенка всутки, в 2009 г. — до 570 рублей и в 2010 г. — до 640 рублей. В 2007 году этотпоказатель составлял 500 рублей в сутки на одного ребенка. В отличие от ранеедействующих норм, не предусмотрена оплата проезда к месту лечения и обратно принаправлении в санаторно-курортные учреждения по путевкам, выданным гражданам всанатории системы Росздрава.
В расходы ФСС посоциальному страхованию от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний в 2008 -2009 гг. включен вид расходов наразработку и обеспечение реализации системы мероприятий по снижениюпрофессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованиюот несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний иоптимизации страховых тарифов. В 2008 году данный вид расходов составляет532710,2 тыс. руб., а в 2009 году — 567336,4 тыс. руб. Согласно статье 17Закона на 2008 год установлен размер оплаты государственным и муниципальнымучреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи в части диспансерного(профилактического) наблюдения ребенка, поставленного в течение первого годажизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, который с 1 января 2008года составит 1, 0 тыс. рублей за первые шесть месяцев и 1, 0 тыс. рублей завторые шесть месяцев диспансерного (профилактического) наблюдения за каждогоребенка с момента постановки его на диспансерный учет.
Бюджет ФСС на 2008 год ина период до 2010 года является напряженным, впервые в Законопроектепредусмотрено поступление средств из федерального бюджета на покрытие дефицитабюджета ФСС в 2009 и 2010 году, что свидетельствует о снижении автономностибюджета Фонда и наличии тенденции отхода системы социального страхования отстраховых принципов.
2.2 Анализ бюджетныхпоказателей расходной части бюджета Фонда социального страхования
В таблицах 2.1представлен горизонтальный и вертикальный анализ бюджетных показателейрасходной части Фонда социального страхования.
Таблица 2.1
Горизонтальный анализбюджетных показателей расходной части ФСССтатьи расходов
Сумма расходов
за 2008 г., тыс. руб. Сумма расходов на 2009 г., тыс. руб. Темп роста, % Сумма расходов на 2010 г., тыс. руб. Темп роста, % Общегосударственные вопросы 3427,8 3164,4 92,3 3218,4 101,7 Международные отношения и международное сотрудничество 3427,8 3164,4 92,3 3218,4 101,7 2) Образование 17123502 17120287,5 99,9 18147507 106 Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 578307,1 615897 106 652850,9 106 Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров 42465,9 45226,1 106 47939,7 106 Молодежная политика и оздоровление детей 16545194,9 16504390,5 99,8 17494656,2 106 3) Социальная политика 358421499 338943928,1 95 3,71E+08 109 Социальное обеспечение населения 356928881 337356400,7 95 370236460 109 Обеспечение инвалидов техническими ср-вами реабилитации 8989699 9680090 108 10387050 107 Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному соц. страхованию 34351125,6 16795276,2 49 17169184,8 102 Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному соц. страхованию 45220082,2 52220719,8 115 59032339,6 113 Пособия при рождении ребенка 14723016 13772000 87 14062400 102 Пособия при временной нетрудоспособности по обязательному соц. страхованию 134059547 128267460 95,7 143236160 111,7 Пособия по беременности и родам 39697020 33901200 85,4 38798085 114,4 Оплата мед. помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде 16600000 17000000 102 17000000 100 Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 2395877,4 1768181,8 74 1801006,2 102 Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников 4383536,5 4189187,7 96 4440538,9 106 Другие вопросы в области соц. политики 1411508,2 1501145,4 106 984857,4 66 Итого расходов 375548429 356067380 94,8 3,89E+08 109,4
Общая сумма расходов на2009 год Законопроектом предусмотрена в объеме 375548428,8 тыс. рублей (122,6 %к уровню 2007 года), из них: на обязательное социальное страхованиепредусмотрено 264771853 тыс. рублей (130,6 %), на обязательное социальноестрахование от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний — 49852551,2 тыс. рублей (115,7 %).
На 2009 год расходы Фондапредусмотрены в сумме 356067380,0 тыс. рублей (94,8 % к уровню 2008 года), изних: на обязательное социальное страхование — 259639308,6 тыс. рублей (111,8%), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний — 51907735,2 тыс. рублей (108,5процента).
На 2010 год расходы Фондапредусмотрены в сумме 389463607,5 тыс. рублей (109,4% к уровню 2009 года), изних: на обязательное социальное страхование — 288449082,9 тыс. рублей (111,1%),на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний 55323889,8 тыс. рублей (106,6%).
Структура расходов Фондана 2008-2010 годы сгруппирована по разделам классификации расходов бюджетов:
— по разделу 01«Общегосударственные вопросы» расходы ФСС составляют на 2008 год 3427,8 тыс.рублей, на 2009 год — 3164,4 тыс. рублей, на 2010 год — 3218,4 тыс. рублей;
— по разделу 07«Образование» — на 2008 год — 17123502 тыс. рублей, на 2009 год — 17120287,5тыс. рублей, на 2010 год — 18147507,1 тыс. рублей;
— по разделу 10«Социальная политика» — на 2008 год — 358421499 тыс. рублей, на 2009 год — 338943928,1 тыс. рублей, на 2010 год — 371312882,0 тыс. рублей.
По разделу 07«Образование» предусмотрены расходы ФСС на переподготовку и повышениеквалификации кадров и оздоровление детей.
В соответствии с Федеральнымзаконом от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социальногострахования» предусматриваются расходы ФСС на оздоровление детей застрахованныхграждан в 2008 году в сумме 16545194,9 тыс. рублей, или 110,5% к уровню 2007года, в 2009 году — 16504390,5 тыс. рублей, или 99,8% к уровню 2008 года и в2010 году — 17494656,2 тыс. рублей, или 106% к уровню 2009 года. В 2008-2010годах предполагается ежегодное оздоровление 4442 тыс. детей в оздоровительныхлагерях различного типа (в 2007 году предполагается оздоровить 4593,9 тыс.детей).
Следует отметить, чтоЗаконопроектом не предусматривается на 2008-2010 годы положение одополнительном финансировании расходов на оздоровление детей в случае получениядополнительных доходов, которое допускалось пунктом 4 статьи 11 Федеральногозакона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007год».
Основным видом расходовФСС в 2008-2010 годах остаются расходы на выплату пособий по социальномустрахованию.
В соответствии сФедеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиямипо временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащихобязательному социальному страхованию» Законопроектом предусмотрены выплатыпособий по временной нетрудоспособности в 2008 году в размере 134059547 тыс.рублей (129,8% к уровню 2007 года), в 2009 году — 128267460,0 тыс. рублей(95,7% к уровню 2008 года) и в 2010 году — 143236160,0 тыс. рублей (111,7% куровню 2009 года).
Расходы ФСС на выплатупособий по беременности и родам предусмотрены Законопроектом в 2008 году всумме 39697020 тыс. рублей (145,5% к уровню предыдущего года), в 2009 году — 33901200,0 тыс. рублей (85,4%), в 2010 году — 38798085,0 тыс. рублей (114,4%).При расчете расходов на выплату пособий по беременности и родам учитывалсяпрогнозируемый рост рождаемости в 2008 году на 2,4%, в 2009 году — на 2,3%, в2010 году — на 2,1 процента.
Расходы Фонда на выплатупособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения имвозраста полутора лет, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет вмедицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах всоответствии с действующими законодательными нормами без индексации, но сучетом прогнозируемого роста рождаемости.
В соответствии сФедеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронномделе» на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальныепособия на погребение предполагается за счет средств Фонда в 2008-2010 годахежегодно тратить 126500,0 тыс. рублей.
Следует отметить, чторазмер социального пособия на погребение в сумме 1,0 тыс. рублей неиндексировался с 2000 года.
В соответствии сНаправлениями, основными мероприятиями и параметрами приоритетногонационального проекта «Здоровье», утвержденными президиумом Совета приПрезиденте Российской Федерации по реализации приоритетных национальныхпроектов (протокол от 21 декабря 2005 года № 2), на Фонд возложена обязанностьпо финансированию проведения страхователями углубленных медицинских осмотровработников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственнымифакторами, на 2008-2010 годы по 2000000,0 тыс. рублей ежегодно (в 2006 годуданные расходы составили 1916554975,4 тыс. рублей, на 2007 год онизапланированы в сумме 2000000,0 тыс. рублей). Расчеты производились исходя иззатрат (без индексации) на одного работника в сумме 580,0 рубля и количестваработников — 3448276 человек.
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИРЕКАМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГОСТРАХОВАНИЯ В РФ
1) До настоящего временинормативно не урегулирован вопрос перехода к Российской Федерации обязательствпо возмещению вреда гражданам вне рамок обязательного социального страхованияот несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случаеликвидации причинителя вреда.
2) В расходы ФСС посоциальному страхованию от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний в 2008 -2009 годах включен вид расходов наразработку и обеспечение реализации системы мероприятий по снижениюпрофессионального риска застрахованного по обязательному социальномустрахованию от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний и оптимизации страховых тарифов. Однако включение этого видарасходов в расходы ФСС по социальному страхованию от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний не увязано с Федеральным законом №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний».
3) Законопроектом расходыФонда на выплату пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком додостижения им возраста полутора лет, единовременных пособий женщинам, вставшимна учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены вразмерах в соответствии с действующими законодательными нормами без индексации.
4) Размер социальногопособия на погребение, установленный Федеральным законом от 12 января 1996 года№ 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в сумме 1,0 тыс. рублей, не индексировалсяс 2000 года.
5) Статьей 10Законопроекта на 2008-2010 годы предусмотрены ассигнования только на оплатуполной стоимости путевок для застрахованных на долечивание всанаторно-курортных учреждениях после стационарного лечения по перечню заболеваний,утвержденному Правительством Российской Федерации. Фонд как страховщик не имеетвозможности в полном объеме исполнить свои обязательства перед застрахованнымилицами в части реализации требований подпункта 14 пункта 2 статьи 8Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательногосоциального страхования», предусматривающего оплату путевок насанаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
6) В представленномЗаконопроекте не в полном объеме учтена потребность ФСС в средствах, выделяемыхиз федерального бюджета, на обеспечение инвалидов техническими средствамиреабилитации, включая изготовление и ремонт протезноортопедических изделий.
В соответствии с этиминедочетами, можно предложить следующие пути преодоления проблем:
1) Рассмотреть вопрос обиндексации пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет,пособий при рождении ребенка, пособий женщинам, вставшим на учет в медицинскихучреждениях в ранние сроки беременности, а также вопрос об индексации пособияна погребение.
2) Увеличить объемсредств федерального бюджета, выделяемых Фонду на обеспечение инвалидовтехническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонтпротезноортопедических изделий.
3) В целях реализацииположений статьи 8 Федерального закона «Об основах обязательного социальногострахования», предусматривающей страховое обеспечение по виду обязательногосоциального страхования «Оплата путевок на санаторно-курортное лечение иоздоровление работников и членов их семей», изыскать возможность осуществленияфинансирования санаторно-курортного лечения работников. А также принятие вцелях законодательного обеспечения прав граждан в области санаторно-курортноголечения соответствующего федерального закона.
4) Рассмотреть вопрос овнесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страхованииот несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»,позволяющих Фонду финансировать расходы на разработку и обеспечение реализациисистемы мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного пообязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов за счет средствобязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний.
5) Реализация требованийзаконодательства по принятию нормативных правовых актов, связанных с переходомк Российской Федерации обязательств ликвидируемых причинителей вреда передгражданами, возмещение вреда которым осуществляется вне рамок системыобязательного социального страхования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе анализа расходной части бюджета Фондасоциального страхования мы вывели, что:
Общая сумма расходов на2008 год Законопроектом предусмотрена в объеме 375548428,8 тыс. рублей (122,6 %к уровню 2007 года), из них: на обязательное социальное страхованиепредусмотрено 264771853 тыс. рублей (130,6 %), на обязательное социальноестрахование от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний — 49852551,2 тыс. рублей (115,7 %).
На 2009 год расходы Фондапредусмотрены в сумме 356067380,0 тыс. рублей (94,8 % к уровню 2008 года), изних: на обязательное социальное страхование — 259639308,6 тыс. рублей (111,8%), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний — 51907735,2 тыс. рублей (108,5процента).
На 2010 год расходы Фондапредусмотрены в сумме 389463607,5 тыс. рублей (109,4% к уровню 2009 года), изних: на обязательное социальное страхование — 288449082,9 тыс. рублей (111,1%),на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний 55323889,8 тыс. рублей (106,6%).
Основным видом расходовФСС в 2008-2010 годах остаются расходы на выплату пособий по социальномустрахованию.
Не предусматривается на2008-2010 годы положение о дополнительном финансировании расходов наоздоровление детей в случае получения дополнительных доходов, котороедопускалось пунктом 4 статьи 11 Федерального закона «О бюджете Фондасоциального страхования Российской Федерации на 2007 год».
В проекте бюджета Фондапредусмотрено увеличение максимального размера пособия по временнойнетрудоспособности в 2008 году с 16125 рублей до 17250 рублей с учетом индексациина уровень инфляции (107,0%). Следует отметить, что в 2009 и 2010 годах такаяиндексация не предусматривается.
Увеличиваетсямаксимальный размер пособия по беременности и родам с 16125 рублей до 23400рублей, исходя из максимального дохода в расчете на месяц, с которогоначисляется единый социальный налог по максимальной ставке.
Предусматриваетсяувеличение максимальной суммы, из которой исчисляется размер единовременнойстраховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастныхслучаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Выявлены следующиенедостатки ФСС:
— расходы на выплатупособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения имвозраста полутора лет, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинскихучреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах всоответствии с действующими законодательными нормами без индексации;
— размер социальногопособия на погребение в сумме 1,0 тыс. рублей, не индексировался с 2000 года;
— недостаточность средствфедерального бюджета, выделяемых Фонду на обеспечение инвалидов техническимисредствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезноортопедическихизделий.
Бюджет ФСС на 2008 год ина период до 2010 года является напряженным, впервые в Законопроектепредусмотрено поступление средств из федерального бюджета на покрытие дефицитабюджета ФСС в 2009 и 2010 году, что свидетельствует о снижении автономностибюджета Фонда и наличии тенденции отхода системы социального страхования отстраховых принципов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Положение от 12.02.1994 года № 101 «О Фонде социальногострахования РФ» (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2005 N 484);
2. Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении ипохоронном деле»;
3. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165 ФЗ «Об основахобязательного социального страхования» (в ред. Федеральных законов от31.12.2002 190-ФЗ, от 23.12.2003 185-ФЗ, от 05.03.2004 10-ФЗ);
4. Федеральный закон от 19.12.2006 № 234-ФЗ «О бюджете Фондасоциального страхования РФ на 2007 год» (в ред. Федерального закона от23.11.2007 №266-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФот 22..03.2007 №4-П);
5. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечениипособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан,подлежащих обязательному социальному страхованию»
6. Федеральный закон от 21.07.2007 № 183-ФЗ «О бюджете Фондасоциального страхования РФ на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»(в ред. Федеральных законов от 28.02.2008 №17-ФЗ, от 22.07.2008 №154-ФЗ);
7. Лушина С.И., Слепова В.А. «Государственные и муниципальныефинансы», М.: Экономистъ, 2007. — 763 стр.;
8. Парыгина В.А., Браун К. «Бюджетная система России», М.:Издательство Эксмо, 2006. — 752 стр.;
9. Поляк Г.Б. «Государственные и муниципальные финансы», М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 319 стр.;
10. Интернет-сайт ФСС: www.fss.ru;