Введение
Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления —это «организационная деятельность уполномоченных органов по образованию,перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондовденежных средств в целях бесперебойного функционирования государства и муниципальныхобразований на каждом этапе общественного развития».[1]
В связи с этим перед государством встают следующие основные задачи вобласти финансов. Прежде всего, своевременно, согласно утвержденным бюджетаморганизовать сбор и распределение денежных средств в соответствии с целевымназначением. Эту задачу принято называть распределительной.
С ней связана и вторая, контрольная, задача, поскольку в процессереализации финансовой деятельности при собирании и распределении денежныхсредств необходим финансовый контроль за соблюдением законности ицелесообразности использования таких средств.
В условиях рынка особое значение приобретает задача стимулирования спомощью финансов развития тех или иных общественных отношений.
К методам распределения (перераспределения) фондов денежных средствотносится государственное финансирование.
Государственное финансирование — «безвозвратное использованиегосударственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжениепредприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставнойдеятельности. Безвозвратность финансирования отличает его от кредитования, атакже от предоставления ссуд на условиях возвратности и возмездности».[2]
Целью данной работы является: показать систему государственного финансированияв РФ.
1. Государственное финансирование: принципы, формы
Государственное финансирование распространяется в основном нагосударственные объекты и осуществляется за счет разных источников: из средствбюджета, средств внебюджетных фондов и собственных средств хозяйственныхобъединений и предприятий.
Бюджет — это «форма образования и расходования фонда денежныхсредств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функцийгосударства и местного самоуправления».[3]
Бюджетное финансирование осуществляется на основе следующих принципов:
-безвозвратности;
-целенаправленности;
-финансирования по мере выполнения работ и услуг;
-соблюдения финансовой дисциплины. [4]
Принцип целенаправленности выражается в том, что расходы имеютпредметно-целевое назначение (заработная плата, стипендии и т. д.).
Принцип финансирования по мере выполнения работ и услуг предусматривает,что средства выделяются не автоматически в пределах годовых работ и услуг, а всоответствии с фактическим их выполнением, количественными и качественнымипоказателями. Осуществление этого принципа выражается в квартальных и месячныхразбивках расходов.
Принцип соблюдения финансовой дисциплины выступает как условиеправильного и законного расходования денежных средств.
Бюджетное финансирование в Российской Федерации осуществляется в следующихформах:
-финансирование государственных объединений и организаций, имеющихэкономическую и финансовую самостоятельность;
-финансирование государственных бюджетных учреждений.
Хозяйственные организации занимают особое место в системе бюджетногофинансирования. Свои основные производственные и социальные расходы ониобеспечивают за счет собственных средств и по мере необходимости привлекают наданные цели кредиты коммерческих банков. Финансирование из бюджета используетсятолько в определенных случаях, конкретно установленных законодательством.
Государственные бюджетные организации имеют свои особенности. Ониотносятся к непроизводственной сфере, в создании материальных ценностейнепосредственно не участвуют, национального дохода не создают. Основноеназначение бюджетных организаций состоит в удовлетворенииобщественно-социальных потребностей общества. К числу таких организацийотносятся социально-культурные учреждения, органы государственного управления иобороны страны.
Финансирование государственных бюджетных организаций осуществляется в сметно-бюджетнойформе. Она представляет собой безвозмездное и безвозвратное предоставлениеденежных средств из бюджетов различных уровней бюджетным учреждениям, т. е.учреждениям, действующим в отраслях непроизводственной сферы. [5]
Бюджетные учреждения получают средства на свое содержание из бюджета наоснове финансовых документов, которые называются сметами.
Смета — финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление ипоквартальное распределение ассигнований, обеспечивающих финансированиебюджетных учреждений и организаций.[6]
Сметы подразделяются на индивидуальные и сводные.
Индивидуальная смета содержит расходы и доходы только одного учреждения ипозволяет учитывать все особенности его назначения, характера и масштабадеятельности.
Сводная смета представляет собой совокупность индивидуальных сметподведомственных министерств, ведомств, департаментов, учреждений и сметурасходов на централизованные мероприятия. Сводные сметы представляются всоответствующие финансовые органы для включения в бюджет.
Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов,носящих строго обязательный характер и не подлежащих произвольному изменению.Данные положения следуют из требований сметно-бюджетной дисциплины и природысамого бюджета, имеющего силу закона. [7]
Статьи расходов составляются на основе норм расходов.
Под нормами расходов понимаются единые типовые измерители сметныхрасходов по однородным учреждениям. [8]
По юридическим свойствам нормы расходов подразделяются на:
1) обязательные — в процессе применения они не подлежат изменениям; кругтаких норм сравнительно невелик: штаты и ставки заработной платы, расходы накомандировки и пр. Но в условиях нехватки бюджетных средств органы, занимающимибюджетными учреждениями, и их администрация вынуждены вносить изменения в этинормы;
2) необязательные — в процессе применения можно изменить в зависимости отособенностей субъекта финансирование (расходы на содержание зданий, сооружений,затраты на освещение, отопление).
По содержанию нормы расходов подразделяются на:
1) материальные — показывают, какое количество материальных средствприходится на единицу измерения расходов (количество электроэнергии дляосвещения класса, количество продуктов питания на одного больного в день и т.д.);
2) денежные — отражают стоимость материальных норм. Они охватывают всюсумму расходов как за счет бюджета, так и собственных средств учреждений.Данные нормы разрабатываются научно-исследовательскими институтами иутверждаются Правительством РФ или соответствующим органом управления.
По степени охвата затрат нормы расходов подразделяются на:
1) индивидуальные — содержащие расходы только на одну цель ииспользующиеся при составлении индивидуальных смет учреждений;
2) комбинированные — выступают как общая сумма индивидуальных норм поопределенному производственному показателю.
Применение этих норм позволяет более квалифицированно составлять сводныесметы и пользоваться ими.
На смету как финансовый акт распространяется правовое регулирование.Процесс прохождения сметы состоит из стадий свойственных бюджетному процессу:составление, утверждение и исполнение.
Смета действует в течение финансового года — с 1 января до 31 декабря.
После утверждения бюджета в смету могут вноситься необходимые поправки.
Учреждения и организации бюджетной сферы и сметно-бюджетногофинансирования могут иметь источники доходов, существующие вне бюджета. Этиисточники называются внебюджетными и строго регулируются законодательством.
Внебюджетные средства можно классифицировать по группам, главным критерием такойклассификации следует признать характер источника доходов внебюджетных средств- заработанные доходы и незаработанные доходы. [9]
К заработанным доходам бюджетной организации относятся специальныесредства, полученные не от основной его деятельности, но связанные с ней. Этидоходы формируются путем использования принадлежащего бюджетным учреждениямимущества, зданий; сооружений, транспорта и т. д.
Характерной особенностью правового режима специальных средств являетсяцелевой порядок их расходования, то есть полученные средства должныиспользоваться только на нужды самого источника доходов (на ремонт транспортныхсредств, улучшение питания и т. д.). В условиях дефицита федерального бюджетавнебюджетные средства могут использоваться и на другие объекты, находящиеся насметно-бюджетном финансировании (пополнение основных фондов и т. д.).
По каждому виду специальных средств бюджетное учреждение составляетотдельные сметы. Порядок составления, утверждения и исполнения сметыспециальных средств в целом соответствует сметному процессу бюджетногофинансирования. Эти сметы также действуют с 1 января по 31 декабря. Для всехсмет, как бюджетных, так и специальных, существует один порядок: все неизрасходованные к концу финансового года средства бюджетной организацииостаются в ее распоряжении на следующий год.
Незаработанные доходы — это средства бюджетного учреждения, не связанныес результатами его труда и не подлежащие возвращению. К ним можно отнестидоходы от ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и др.) в виде дивидендов ипроцентов; добровольные пожертвования от национальных и иностранных юридическихи физических лиц, то есть спонсоров; взносы в виде благотворительных отчисленийот государственных, общественных и других организаций. [10]
К внебюджетным средствам относятся депозиты. Они представляют собой суммуденежных средств, временно поступающие в распоряжение бюджетных организаций ипри наступлении определенных условий подлежащие возврату или зачислению попринадлежности. К этим средствам относятся: своевременно неполученнаязаработная плата, стипендии студентам и т. д.
Депозитные суммы находятся на счетах бюджетных учреждений доопределенного срока:
1) для передачи физическим лицам — три года;
2) для передачи юридически лицам — один год;
3) для передачи бюджетным учреждениям — до 31 декабря того года, вкотором эти суммы были внесены. [11]
Суммы, внесенные на депозит по нерешенным судебным делам, хранятся до 31декабря того года, в котором суд выносил решение по существу.
По истечении указанных сроков невостребованные суммы перечисляются вдоходы соответствующего бюджета.
Таким образом, бюджетноефинансирование осуществляется на основеследующих принципов: безвозвратности; целенаправленности; финансирования помере выполнения работ и услуг; соблюдения финансовой дисциплины. Бюджетноефинансирование в Российской Федерации осуществляется в следующих формах:финансирование государственных объединений и организаций, имеющих экономическуюи финансовую самостоятельность; финансирование государственных бюджетныхучреждений. Финансирование государственных бюджетных организаций осуществляетсяв сметно-бюджетной форме. Учреждения и организации бюджетной сферы исметно-бюджетного финансирования могут иметь внебюджетные источники доходов.
2. Подразделения бюджетного финансирования
Самым многочисленным подразделением сметно-бюджетного финансированияявляются социально-культурные мероприятия, которые охватываютобразование, подготовку кадров, науку, культуру и искусство; средства массовойинформации; здравоохранение; физическую культуру и спорт; мероприятия в областимолодежной политики и социальное обеспечение.
Источниками финансирования социально-культурных мероприятий, помимобюджетных, выступающих в качестве основных, могут являться дополнительныесредства, в том числе валютные, в виде платы за дополнительные услуги, а такжедобровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц,включая иностранных.
Особое место в системе социально-культурных мероприятий занимают средствамассовой информации, прежде всего государственное радиовещание и телевидение.Значительная часть средств массовой информации действует на платнойкоммерческой основе и соответственно имеет собственные финансовые средства,часть расходов которых не покрывается собственными доходами, финансируется избюджета.
Значительная доля финансирования социально-культурных мероприятийобеспечивается за счет внебюджетных фондов:
-Пенсионного фонда РФ;
-Фонда социального страхования РФ;
-Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Все государственные внебюджетные фонды в совокупности аккумулируют(накапливают) денежные средства. Их можно назвать вторым бюджетом страны.[12]
Важным подразделением государственного финансирования является финансированиегосударственного управления. Государство лимитирует (ограничивает) расходына содержание всех органов государственного управления РФ. Президент иПравительство РФ осуществляют правовое регулирование в этой сфере на уровнефедерального управления. В республиках в составе Российской Федерации, в другихрегионах, в системе местного самоуправления лимитирование расходов науправление определяется соответствующим законодательством.
Во всех видах классификаций расходов бюджетной классификации РФ расходына содержание аппарата государственного правления занимают первое место. Вфункциональной классификации расходов федерального бюджета первым разделомявляются расходы на государственное и местное самоуправление.
Общим условием регулирования управленческих расходов является наличиесметы расходов органов государственного управления. Данная смета включаетоплату труда государственных служащих, надбавки к заработной плате, прочиеденежные выплаты.
На определенном уровне государственного управления — федеральном, региональном,местном в соответствии с утвержденной численностью аппарата — составляютсяштаты объединений, учреждений и организаций. Штаты каждого учрежденияутверждаются или в индивидуальном порядке, или на основе типовых штатов. Важнуюроль в регулировании расходов на содержание аппарата управления играютгосударственные должности и должностные оклады.
В аппарате управления значительны расходы на командировки и другиеслужебные разъезды в силу дороговизны оплаты транспортных средств.Законодательством предусматривается три вида служебных командировок:
-в пределах Российской Федерации;
-на территории стран бывшего СССР;
-на территории стран дальнего зарубежья.
Основными вопросами при определении расходов на командировки являютсяразмер выплаты суточных (вид валюты) и срок командировки.
Размеры выплаты суточных при краткосрочных командировку в пределахтерритории России и стоимость проездных документов на все виды транспортазависят от групп государственных должностей. [13]
Расходы на национальную оборону входят в систему сметно-бюджетногофинансирования. Деятельность государства по обороне страны является важным факторомукрепления его независимости и могущества.
Расходы на содержание Вооруженных Сил РФ охватывают бюджетныеассигнования, направляемые на содержание центрального аппарата Министерстваобороны РФ, боевую подготовку и материально-техническое обеспечение войск,содержание и эксплуатацию военных объектов; на научно-исследовательские иопытно-конструкторские работы, учебные расходы военно-учебных заведений,ведомственные расходы в области образования и здравоохранения.
В условиях сокращения численности Вооруженных Сил РФ большое значениеприобретают расходы на выплату единовременных денежных пособий военнослужащимпри увольнении в запас. В данные пособия входят:
-выплаты компенсации за вещевое имущество;
-оплата транспортных услуг;
-обеспечение жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы.
Денежные средства, выделяемые государством на национальную оборону,предусматриваются сметой Министерства обороны РФ, которой распоряжается министробороны. [14]
Особым подразделением бюджетного раздела на военные цели являются расходына проведение военной реформы, которой предается исключительно важное значениев совершенствовании Вооруженных Сил РФ.
Важное значение в развитии производства принадлежит капитальнымвложениям, т. е. затратам на воспроизводство основных фондов.
Нормативным актом, закрепляющим основные положения этой деятельности,является Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционнойдеятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальныхвложений». ФЗ РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,осуществляемой в форме капитальных вложений»от 25.0299 № 1247-ФЗ.
В соответствии с ним капитальные вложения — это инвестиции в основнойкапитал, включая затраты на новое строительство, реконструкцию и техническоеперевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования,инвентаря и другие затраты. [15]
Источниками финансирования капитальных вложений являются собственные илипривлеченные средства инвесторов.
Инвесторами, осуществляющими капитальные вложения могут бытьгосударственные органы, органы местного самоуправления, физические и юридическиелица, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.
Законодательство определяет формы и методы государственного регулированиякапитальных вложений:
1) путем создания благоприятных условий для развития инвестиционнойдеятельности;
2) путем прямого участия государства в инвестиционной деятельности,осуществляемой в форме капитальных вложений. [16]
Размещение средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерацииосуществляется на возвратной, срочной и возмездной основах. Размер взимаемыхпри этом процентов за пользование средствами определяется законами о бюджетахна соответствующий год. Применяются и другие формы возврата бюджетных средств.
Средства бюджета развития формируются за счет внутренних и внешнихзаимствований Российской Федерации на инвестиционные цели; части доходов отиспользования и продажи, а также приватизации федерального имущества; доходовот бюджетных инвестиционных ассигнований на условиях возвратности, платности исрочности; отчислений части поступлений от размещения государственных ценныхбумаг и др.
Использование средств бюджета развития должно осуществлятьсяисключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности,срочности. При этом не допускается отвлечение его временно свободных средств нафинансовые операции, не связанные с реализацией инвестиционных проектов.
Субъекты Федерации могут принимать участие в реализации задач бюджетаразвития путем принятия на себя обязательств по предоставлению государственнойподдержки инвестиционных проектов, реализуемых на их территориях.
За исполнением бюджета развития осуществляется контроль, такой же, как иконтроль за исполнением федерального бюджета. Счетная палата РФ проводитпроверку финансовой деятельности Правительства РФ по использованию средствбюджета на основе поручения Государственной Думы.
Порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средствфедерального бюджета определяется Правительством РФ. Аналогична компетенцияорганов исполнительной власти субъектов Федерации в отношении порядкафинансирования за счет средств соответствующих региональных бюджетов.
Федеральное законодательство закрепляет также основы регулированиякапитальных вложений органами местного самоуправления. Предусмотреныаналогичные государственным формы и методы регулирования как путем создания вмуниципальных образованиях благоприятных условий для инвестиции капитальныхвложений, так и путем прямого участия органов местного самоуправления в этихинвестициях. [17]
Государственное бюджетное финансирование осуществляется на федеральном,региональном и местном уровнях.
Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональныевиды расходов: [18]
* обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, ФедеральногоСобрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральнойизбирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительнойвласти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственноеуправление по перечню, определяемом при утверждении федерального закона офедеральном бюджете на очередной финансовый год;
* функционирование федеральной судебной системы;
* осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах(финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений смеждународными финансовыми организациями, международного, культурного, научногои информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти,взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы вобласти международного сотрудничества, определяемые при утверждениифедерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);
* национальная оборона и обеспечение безопасности государства,осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
* фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
* государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морскоготранспорта;
* государственная поддержка атомной энергетики;
* ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствийфедерального масштаба;
* исследование и использование космического пространства;
* содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или введении органов государственной власти Российской Федерации;
* формирование федеральной собственности;
* обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
* компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственныхпенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию всоответствии с законодательством Российской Федерации за счет средствфедерального бюджета;
* пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценныхкамней, государственного материального резерва;
* проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
* федеральная инвестиционная программа;
* обеспечение реализации решений федеральных органов государственнойвласти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетныхдоходов бюджетов других уровней;
* обеспечение осуществления отдельных государственных полномочийпередаваемых на другие уровни власти;
* финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
* прочие расходы.
По соглашению с региональными и местными органами власти совместно засчет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской
Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие видырасходов:
* государственная поддержка отраслей промышленности (за исключениематомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации иводоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связии дорожного хозяйства, метрополитенов;
* обеспечение правоохранительной деятельности;
* обеспечение противопожарной безопасности;
* научно-исследовательские, опытно-конструкторские ипроектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
* обеспечение социальной защиты населения;
* обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводстваприродных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
* обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайныхситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
* развитие рыночной инфраструктуры;
* обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
* обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РоссийскойФедерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
* обеспечение деятельности средств массовой информации;
* прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации,субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Основные направления использования средств региональных бюджетов: [19]
* обеспечение функционирования органов законодательной (представительной)и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
* обслуживание и погашение государственного долга субъектов РоссийскойФедерации;
* проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;
* обеспечение реализации региональных целевых программ;
* осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектовРоссийской Федерации;
* формирование государственной собственности субъектов РоссийскойФедерации;
* содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций,находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации;
* обеспечение деятельности средств массовой информации субъектовРоссийской Федерации;
* оказание финансовой помощи местным бюджетам;
* обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий,передаваемых на муниципальный уровень;
* компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений,принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации,приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходовместных бюджетов.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетовфинансируются следующие функциональные виды расходов: [20]
* содержание органов местного самоуправления;
* формирование муниципальной собственности и управление ею;
* организация, содержание и развитие учреждений образования,здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовойинформации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или введении органов местного самоуправления;
* содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
* организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунальногохозяйства;
* муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местногозначения;
* благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
* организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключениемрадиоактивных);
* содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальныхорганов;
* организация транспортного обслуживания населения и учреждений,находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местногосамоуправления; обеспечение противопожарной безопасности; охрана окружающейприродной среды на территориях муниципальных образований;
* реализация целевых программ, принимаемых органами местногосамоуправления; обслуживание и погашение муниципального долга;
* целевое дотирование населения;
* содержание муниципальных архивов;
* проведение муниципальных выборов и местных референдумов.
Таким образом, основными подразделениями государственного финансированияявляются финансирование социально-культурных отраслей общественной жизни(образование, подготовка кадров, наука, культура и искусство; средства массовойинформации; здравоохранение; физическая культура и спорт; мероприятия в областимолодежной политики, социальное обеспечение), финансирование государственногоуправления, финансирование национальной обороны, финансирование капитальныхвложений. Государственное бюджетное финансирование осуществляется нафедеральном, региональном и местном уровнях.
Заключение.
Бюджетноефинансирование осуществляется на основе следующихпринципов: безвозвратности; целенаправленности; финансирования по меревыполнения работ и услуг; соблюдения финансовой дисциплины. Бюджетноефинансирование в Российской Федерации осуществляется в следующих формах:финансирование государственных объединений и организаций, имеющих экономическуюи финансовую самостоятельность; финансирование государственных бюджетныхучреждений. Финансирование государственных бюджетных организаций осуществляетсяв сметно-бюджетной форме. Учреждения и организации бюджетной сферы исметно-бюджетного финансирования могут иметь внебюджетные источники доходов.
Основными подразделениями государственного финансирования являются финансированиесоциально-культурных отраслей общественной жизни (образование, подготовкакадров, наука, культура и искусство; средства массовой информации;здравоохранение; физическая культура и спорт; мероприятия в области молодежнойполитики, социальное обеспечение), финансирование государственного управления,финансирование национальной обороны, финансирование капитальных вложений.Государственное бюджетное финансирование осуществляется на федеральном,региональном и местном уровнях.
Список литературы
1.Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 30.04.2010).
2.Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционнойдеятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальныхвложений». ФЗ РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,осуществляемой в форме капитальных вложений»от 25.0299 № 1247-ФЗ.
3. Борисоглебская Л., Кирсанов С. Государственные имуниципальные финансы. Финансирование социальных услуг. М.: ИНФРА — М.2009. — 329 с.
4. Опальский А.П. Финансовое регулированиевоспроизводственного процесса и экономическая безопасность // Финансы и кредит- 2007. — № 19 (133). С. 25 — 29.
5. Финансовые, кредитные и страховые элементыгосударственного регулирования экономических процессов // Финансовый бизнес. — 2007. — № 7. С.11-19.
6. Финансы /Под ред. М.В.Романовского, Б. М. Сабанти,О.В.Врублевской. — М.: Юрайт, 2007. — 418 с.
7. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. Н.Ф.Самсонова. М.: ИНФРА — М, 2006. — 302с.