Система государственного регулирования экономики

Системагосударственного регулирования экономики

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ЭКОНОМИКИ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ
1.1 Экономическая роль государства: исторический аспект
1.2 Сущность государственного регулирования, цели и задачи
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1 Функции, инструментарий государственного регулирования
2.2 Методы государственного регулирования
2.3 Роль налогов в системе государственного регулирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Государственное регулированиеэкономики имеет долгую историю — даже в период раннего капитализма в Европесуществовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг,процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любоегосударство осуществляет регулирование национальной экономики, с различнойстепенью государственного вмешательства в экономику.
Актуальность. Вне зависимости от господствующихэкономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственностиза экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулированиеэкономики имеет важное значение для экономического и социального развитиястраны. В современных условиях невмешательство государства всоциально-экономические процессы немыслимо. Вдискуссиях и спорах сторонников различных экономических школ не отрицаетсянеобходимость государственногорегулирования. Следует отметить тот факт, что исторически вмешательство государствав экономические процессы влияло на разрешение кризисных ситуаций, которыерыночная система не способна была повлиять положительно.
Появление тех или иныхвзглядов и концепций всегда связано с объективнымиусловиями развития общества, его экономической системы. Отношение кгосударственному вмешательству в рыночнуюэкономику было различным на разных этапах ее становления и развития. Это можно проследить на различных экономических школах.
В обеспечении нормальногофункционирования любой современной экономической системы важная рольпринадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своегосуществования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организациинациональной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Цельгосударства в современной рыночной экономике не столько корректировать рыночныймеханизм, сколько создавать условия для его эффективного функционирования: конкуренциядолжна обеспечиваться всюду, где это возможно, регулирующее воздействиегосударства — всюду, где это необходимо. современных условиях государственноерегулирование экономики непосредственно влияет на процессы воспроизводства вцелом. Оно решает различные задачи: стимулированиеэкономического роста, регулирование занятости,поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре,поддержка экспорта и т.д.
Целью данной работы являются обоснованиенеобходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства.
Объектом изучения является системагосударственного регулирования экономики в условиях рыночного хозяйствования.
Предмет изучения – воздействие государственнойвласти на макроэкономические процессы страны.
Исходя из цели курсовойработы можно сформулировать следующие задачи:
1.        описатьисторический опыт влияния государства на экономику страны в целом;
2.        определить цели изадачи государственного регулирования экономики;
3.        описать мерывоздействия государства на экономику страны;
4.        рассмотретьосновные инструменты воздействия государства на экономику.

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕРЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ
1.1 Экономическая рольгосударства: исторический аспект
Отношение кгосударственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разныхэтапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений вXVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина — меркантилизм — основывалась на признании безусловной необходимости государственногорегулирования для развития в стране торговли и промышленности.
С развитием рыночныхотношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматриватьгосударственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своейдеятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервыенаиболее полно обосновал А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинахбогатства народов”, нашли большое число поклонников.
Согласно А. Смиту,рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личныйинтерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главнаяпобудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита былаидея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить еерегулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регуляторомвыступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.
При этом последователи АСмита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезисао необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что естьсферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентногомеханизма. Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров,т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона,образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, чтогосударство должно брать на себя заботу об их производстве и организовыватьсовместную оплату гражданами этой продукции.
К числу проблем, которыене решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочныеэффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящейбедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулироватьопираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оцениватьвозникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.
Экономическая практикаподтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когдарыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов.Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектамии общественными благами. Важнейшая причина — это свойственная рынку тенденция кмонополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условиянаиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненнонеобходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применениегосударством.
Важный этап втеоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан сименем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые входе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеленияэкономического спада, необходимость государственной политики как средства,способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводитьэкономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.
Первая и вторая мировыевойны, породившие систему острых политических, социальных и экономическихпроблем, потребовали более активной роли государства в решении экономическихпроблем. Но главной причиной активизации государства явился экономический кризис30-х годов, который окончательно подорвал доверие к саморегулирующимвозможностям рыночной экономики.
Теоретическинеобходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж. М. Кейнс,а опыт США при Ф. Рузвельте и в Германии при Гитлере подтвердил его тезис отом, что путем государственных расходов можно повернуть ход развития экономикив нужном направлении. Государственные заказы оживляли спрос, стимулировализанятость, давая и прибыли предпринимателям. Известный французский экономистФитусси в этой связи писал, что в 30-х годах капитализм (рыночная экономикатоже) исчез и был заменен смешанной экономикой.
Кейнсианская идеягосударственного регулирования экономики показала свою эффективность не тольков 30-е годы и во время второй мировой войны, но и в послевоенный период.Восстановление, перестройка и реконструкция народного хозяйства в 50-60-е годыбыли осуществлены при активной роли государства. Триумфом кейнсианства считаются50-е — начало 70-х годов.
В практическом планеэкономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующийкредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос,проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны.Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебанийэкономики этих стран.
Развитие рыночнойэкономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденциюрасширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике.При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигаетсяв условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства врыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия егосвободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, гдевозможно, регулирующее воздействие государства — везде где необходимо.
Экономика предшествующегосоветского этапа развития общества имела как бы два уровня задач: официальнопровозглашенный курс на создание условий для всестороннего развития личности ифактический курс, ориентированный на военно-технологическое противостояние(паритет в сфере военной мощи). Последнее крайне ограничивало объем ресурсов,направленных на решение первой задачи. Социально-политическая организацияобщества позволяла это делать, т.е. выделять на непосредственные нужды обществаочень ограниченный объем ресурсов, что наряду с другими факторами вело кнезаинтересованности значительной части общества в эффективном труде. Нашегосударство формировалось и функционировало как унитарное. Этомусоответствовали и экономические отношения — господство общественнойсобственности (юридически), которая фактически была государственной. Загосударством было закреплено право распоряжения производственными ресурсами.Противоречие между объявленными целями и реальностью, неэффективное использованиетруда и ресурсов породили необходимость переориентации в развитии общества нацели удовлетворения непосредственных интересов людей, на децентрализациюуправления, на изменение форм собственности, переход к рыночным отношениям.Первоначально эта трансформация замышлялась в целях обновления производства,структурных изменений технического перевооружения, использованиянаучно-технического прогресса для обеспечения более высокого уровня ресурсосбережений,поиска новых форм и методов управления.
В конечном итоге цельпреобразований 1990-х годов заключалась в повышении эффективности народногохозяйства. На практике поставленные задачи решались путем разгосударствления иприватизации, резкого ограничения роли государства в непосредственном управлениии возложения всех этих задач на товаропроизводителей. Такие кардинальныеизменения могут быть осуществлены без существенного ущерба для основной частинаселения только при условии наличия детальной взаимоувязанной программытрансформации, тщательно продуманного механизма ее реализации, поэтапнойпередачи функций управления от одного собственника другому без временногоразрыва в обеспечении функционирования производства. При этом экономическаяполитика в переходный период значительно отличается от экономической политики встартовом и финальном положении.
1.2 Сущностьгосударственного регулирования, цели и задачи
Государственноерегулирование экономики — одна из основных форм участия государства вэкономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, науровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны.
Государственноерегулирование в рыночном хозяйстве — целенаправленное воздействие государствана микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержанияее стабильности или изменения в нужном обществу направлении.
В системе мергосударственного регулирования выделяют различные стороны — практическую инаучную. Практический опыт — это совокупность конкретных мер по реализациигосударственного регулирования.
Теоретический аспект — систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных наформирование наиболее эффективного развития национальной экономики.
К научным подходамотносится разработка моделей и прогнозов.
Исходя из сущности, определяютсяцели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает наглобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. Влюбой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимальногоблагосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижениеприкладных задач, к которым относятся:
— экономический рост;
— полная занятость;
— стабильность уровня цени устойчивость национальной валюты;
— внешнеэкономическоеравновесие.
В системе экономических задачобеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Еерешение связывается с абсолютным и относительным увеличением внутреннегонационального продукта.
С обеспечениемэкономического роста сопряжена другая важнейшая цель — удовлетворение требованийполной занятости. Суть ее — достижение максимально возможного и в долгосрочномплане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретнозадача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы сбезработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикойобеспечения занятости.
Стабильность уровня цен инациональной валюты — условие стабильности экономики. Поэтому достижениерассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.
Решение перечисленныхцелевых задач означает достижение в рамках национального хозяйстваотносительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятныеусловия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживаетсясистемой государственных мер в сфере международной торговли, межстрановогодвижения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированностиплатежного баланса.
Чаще всего одна цель неможет быть достигнута вне зависимости от других. Например, обеспечениедополнительных капиталовложений на модернизацию угольных шахт может быть цельюдля стабилизации и снижение издержек в отечественной угледобывающейпромышленности; снижение импорта твердого топлива и улучшениетопливно-энергетического баланса; поддержания занятости в отрасли; снятия вэтих районах социальной напряженности; оказания давления на цены нефтяных игазовых компаний. Из этого следует, что конкретные цели подчиняются главнойцели и взаимодействуют между собой.

ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ И МЕТОДЫГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1 Функции,инструментарий государственного регулирования
Исходя из целей,государственное регулирование выполняет важные функции в рыночной экономике.Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не можетфункционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспеченанеприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенныхчастных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии.
Поэтому важнейшейфункцией государства является создание правовой основы функционированияи развития экономической системы.
Это реализуется череззаконодательство о собственности, налогах, предпринимательстве,внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др. Государстводолжно создать такой экономический “фон”, который обеспечил бы благоприятныеусловия для субъектов рыночной экономики.
Рыночный механизм сам посебе в “чистом виде” не позволяет своевременно выявлять преимущества стран вконкурентной борьбе, быстро концентрировать ресурсы для приоритетногоразвития соответствующих отраслей, ускоренной структурнойперестройки промышленности. Это функция государственного регулирования экономики.
Одна из главных функцийгосударственного регулирования — активизация, интенсификация преждевсего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности,при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерамифинансовой, денежной и кредитной политики.
Функцией государственногорегулирования является воздействие государства на распределение доходов вобществе. Как известно, рынок признает лишь один критерий распределениядоходов — итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов ирабочей силы. Поэтому справедливыми считаются как высокие доходы тех, ктопреуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Понадобилосьопределенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределениедоходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческомплане. Требуются и меры социальной защиты населения.
В теории и практикегосударственного регулирования важное место занимает инструментарий государственногорегулирования.
Одним из инструментовявляются законодательные и правовые документы, издаваемые государством. Здесь,прежде всего, имеется в виду промышленное и банковское законодательство, припомощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру — степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границынациональных систем государственного регулирования; трудовое законодательство,регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец,различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатацииокружающей среды.
Материальной базой иважным инструментом государственного регулирования являются государственнаясобственность и государственное предпринимательство. Государственнаясобственность используется в качестве базы для достижения целейгосударственного регулирования. К числу структурных целей относятся освоениекапиталоемких и рисковых направлений, решение ряда региональных задач (освоениенеразвитых территорий, строительство новых и перевод уже существующихпредприятий в депрессивные районы).
Государственнаясобственность используется для регулирования социальных процессов. Инструментамигосударственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная,промышленная, структурная и научно-техническая политика. С помощью последних(промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулированиеи достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.
Важнейшими причинамиисторического роста государственного сектора в экономике выступали и выступаютвойны и национальная оборона, инфраструктурное обеспечение макроэкономическихпроцессов, рост народонаселения, урбанизация, проблемы окружающей среды,эгалитаризм (равенство).
Государственноепредпринимательство охватывает отрасли, которые ему оставляет частный сектор.Прежде всего это отрасли, в каких отдача либо невелика, либо наступает черездлительное время. Это капиталоемкие и малорентабельные звенья производственнойи социальной инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь, сферы образования издравоохранения. Кроме того, сюда относится и деятельность государства по“оздоровлению” отраслей, переживших кризис, или активизации экономики в целом(национализация либо убыточных предприятий и отраслей, либо таких отраслей,ускоренное развитие которых необходимо для повышения конкурентоспособностинегосударственного сектора). Государственное предпринимательствораспространяется на национальную оборону и безопасность, поддержаниеэкологической безопасности.
Социальная политика ивнешнеэкономическое регулирование являются мерами государственногорегулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным инструментам.
С помощью социальнойполитики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительносправедливого распределения доходов.
Экономическое развитиеобщества связано с решением социальных проблем, таких как занятость, оплататруда, социальная справедливость и социальная защищенность. Рыночная экономикане в состоянии справиться с их решением.
Признавая конкурентнуюборьбу, рынок не учитывает персональных различий участников рынка (различияимеют социальную, биологическую, психологическую природу). Существует исоциальный риск, то есть вероятность материальной необеспеченности при утратеили возможности участвовать в экономическом процессе. Причины и факторысоциального риска зачастую носят объективный по отношению к отдельно взятомучеловеку характер: угроза безработицы, потеря трудоспособности из-занесчастного случая, болезни и т.д. В такого рода случаях ни обособленный, нидаже вошедший в какую-либо значительную группу трудящихся работник, едва ли всостоянии предотвратить негативные события.
Для устранениянежелательных последствий рыночного механизма в социальной сфере необходимыцеленаправленные действия общества. Эти действия, основанные на определенныхпринципах, и представляют социальную политику государства.
Государственнаясоциальная политика — комплекс мер государства, направленных на поддержаниенормальных условий жизнедеятельности, социальной справедливости и социальнойзащиты населения.
От государственнойсоциальной политики следует отличать социальную политику фирмы (предприятия), региона,межгосударственную, которая проявляется, особенно в последние годы, в решенииглобальных проблем, преодоления социально-экономической отсталости групп страни даже континентов.
Внешнеэкономическоерегулированиевключает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом,систему внешнеторговых тарифов, лицензий. Это меры стимулирования экспортатоваров, услуг, капиталов, научно-технического опыта. Кредитование экспорта,гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отменапошлин во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступаиностранного капитала в экономику страны, привлечение в страну иностраннойрабочей силы, участие в международных экономических организациях,интеграционных межгосударственных объединениях.
Отдельные инструментыгосударственной экономической политики могут употребляться в различных целях, вразных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целейбудет меняться место того или иного инструмента в арсенале средствгосударственного регулирования экономики в конкретный период.
Для каждой страны наборинструментов и степень вмешательства государства не являются универсальными.Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в даннойстране или группе стран.
2.2 Методыгосударственного регулирования
Государство выполняетсвои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируютпо различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния.
Методы прямого воздействиявынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не насамостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качествепримера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений,бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеютвысокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата.Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, накоторых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов,связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушаютестественное развитие рыночных процессов.
Методы косвенноговоздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборесубъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуютцелям экономической политики. К таким методам относятся, например,предоставление рыночному сектору экономической информации. Недостаткомкосвенных методов является определенный временной интеравал, возникающий междумоментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальнымиизменениями в хозяйственных результатах.
Методы государственногорегулирования классифицируются и по критерию организационно-институциональному.Здесь различают административные и экономические методы.
Административные методыподразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются нарегулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цельпринимаемых мер — создание определенных “правил игры” в рыночной экономике.Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведенияэкономических субъектов.
Экономические методы неограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительныйстимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить нималейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободноепринятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процентапо своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантоввыгодного размещения сбережений еще один — покупку или продажу государственныхценных бумаг.
Жесткое разграничениеэкономических и административных методов несостоятельно, так как порой иадминистративные и экономические методы несут в себе черты того и другого.Прибегая, например, к прямому контролю над ценами, государство создает дляпроизводителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственныепрограммы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д. Или влияниеналогов и кредитных ставок как экономических мер скажется на экономическомповедении только после того, как будет принято административное решение обизменении тех и других.
2.3 Роль налогов всистеме государственного регулирования
В рыночной экономикеналоги выполняют столь важнyю роль, что можно с уверенностью сказать: безхорошо налаженной, четко действyющей налоговой системы, отвечающей yсловиямразвития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
В чем же конкретносостоит роль налогов в рыночной экономике, какие фyнкции они выполняют вхозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, чтоналогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части госyдарстенногобюджета. Это, конечно, так. Но не это главное для характеристики роли налогов:госyдарственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощьюэкономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашейстране ряд лет. На первое место следyет поставить фyнкцию, без которой вэкономике, базирyющейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись.
Налоги — это те жеэкономические нормативы, но стабильные, не зависящие от воли отдельных лиц.Индивидyализация налоговых ставок, льгот и санкций запрещена, их можнодифференцировать по отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельнымпредприятиям. Налоги относятся к классy экономических нормативов. Например,ставкy налога на прибыль можно рассматривать как норматив отчислений от прибылив бюджет, но yстановленный на общегосyдарственном yровне. Замена нормативовотчислений от прибыли в бюджет системой налогообложения прибыли была целесообразна,даже необходима, независимо от перехода к рыночным отношениям в стране, нопоследний yскорил этy заменy и сделал ее неизбежной, так какпредпринимательская деятельность не может развиваться эффективно в yсловияхнеопределенности экономических взаимоотношений с госyдарством, с бюджетом.
Нормально фyнкционирyющаясистема налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой: ведьyплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности,законности, в то время как наличие дохода, yкрываемого от налогообложения ввидyего незаконности преследyется госyдарством. Повышение роли налогов в нашейстране, превращение их в основной способ изъятия части доходов физических июридических лиц в госyдарственный и местные бюджеты — свидетельство ростафинансовой кyльтyры общества.
При достиженииопределенного yровня грамотности населения налоги бyдyт восприниматься им спониманием, как форма yчастия своими средствами в решении общегосyдарственныхзадач, прежде всего — социальных. Естественно, если ставки налогов бyдyтотражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и госyдарства.
Как мировой, так иотечественный опыт свидетельствyют о преимуществах налоговой системы передлюбой дрyгой формой изъятия части доходов граждан и предприятий вгосyдарственный бюджет. Одно из этих преимуществ — правовой характер налогов.Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, дажене правительствами, а принятыми парламентами Законами. И это далеко неформальность. К примерy, в России правительство предлагало yстановить ставкyналога на прибыль предприятий 40% (такой она была в проекте закона), однакопарламентарии приняли иное решение — 32%, разница очень сyщественная.
Переход от нормативовотчислений от прибыли в бюджет к налогам означает также демократизациюэкономической жизни страны. Перед налогом все равны. Это не означает, чтонельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно и нyжно, но дифференциацияпроводится по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков,но никак не по отдельным физическим лицам или предприятиям. Ставка налога можетзависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какойсоциальной грyппе относится гражданин или к какой по размерам грyппе относитсяпредприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, ктоименно непосредственно платит. А фиксированный размер ставок и их относительнаястабильность способствyет развитию предпринимательской деятельности, так как облегчаютпрогнозирование ее резyльтатов.
Государство оказываетвлияние на ценообразование через налоговую систему. Во всех странах практическииспользуются налог на добавленную стоимость и акцизные сборы (форма косвенныхналогов). Налог на добавленную стоимость включается в цену товаров и услуг поопределенной, установленной правительством ставке. Государственная политикаустановления цен на “акцизные товары”, то есть на такие, которые являютсяобъектом косвенного налогообложения, есть прямое государственное вмешательствов процесс ценообразования.
Налоги органическивписываются в формирyемyю в нашей стране системy экономических отношений,основаннyю на действии прежде всего закона стоимости. При разyмных ставкахналоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан игосyдарства, общества в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный мир — этомир, где государство функционирует в положении партнера и конкурента частныхфирм, с одной стороны, с другой — несет ответственность за нормальноефункционирование рынка и поддержание правопорядка в экономике в целом.
По вопросам, в какихпропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковыграницы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектрмнений и подходов — от полного государственного монополизма до крайнегоэкономического либерализма. Однако необходимость выполнения государствомопределенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получилоподтверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот вклассических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможностьсамоисцеления экономического спада.
В любой экономическойсистеме, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известномсмысле как объект, обладающий правом и возможностью принуждения, например всфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение частообосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересовобщественным.
Самой главной цельюгосударственного регулирования экономики является экономическая и социальнаястабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом.
При этом, осуществляярегулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методоввоздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика,экономическое законодательство и т.д.
Одной из форм прямоговмешательства государства в экономику является государственноепредпринимательство. Оно образует особый вид предпринимательской деятельности,которая осуществляется в рамках госсектора и связана с участием государственныхпредприятий в производстве и сбыте товаров и услуг. При этом государствовыступает самостоятельным субъектом хозяйствования, реализуя определенныеобщенациональные цели: структурную перестройку производства; смягчениеотраслевых и территориальных пропорций; стимулирование научно-техническогопрогресса, повышение эффективности экономики.
Итак, к факторам, которыеопределяют качество и эффективность государственного регулирования экономики,относится сильная государственная власть — законодательная, исполнительная исудебная. Качество и эффективность государственного вмешательства взначительной мере определяются также степенью гибкости системы государственныхорганов, а также органов управления народным хозяйством. Качество иэффективность такого регулирования зависят от адаптивности его методов иинструментов к быстро изменяющимся хозяйственным и социальным ситуациям в обществе.
Следует отметить, чтоважную роль в формировании бюджета государства и государственных финансовиграет налоговая система, являясь инструментом для регулирования порядкаотчислений.
Как бы там ни было,государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияниена функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества вцелом. Таким образом государственное регулирование является важной частьюфункционирования экономики и, поэтому, заслуживает особого внимания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лойберг М.Я.История экономики: Учебное пособие. — Издательство «Инфра-М», 2001. – 128 с.
2. Войтов А.Г.История экономических учений. Краткий курс, переработанный. 3-е изд. – М.:Маркетинг, 2002. – 103 с.
3. Ядгаров Я.С.История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. – М.: ИНФРА-М,2000. – 320 с.
4. Ермишин П.Г.Основы экономической теории (курс лекций)/Рец. Кудряшов А.П. – 2005.
5. Бабашкина А.М.Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. — М.:Финансы и статистика, 2003. — 477с.
6. Бажанов В.А.Государственное регулирование экономики: учеб. пособие. — Новосибирск: Изд-воСО РАН, 2005. — 153с.
7. Балацкий Е.Государственный сектор в системе макроэкономического регулирования // Пробл.теории и практики управления. — 2001.
8. Государственноерегулирование рыночной экономики: учебник / под ред. В.И.Кушлина, И.А.Волгина.- М., 2001. — 735с.
9. Государственноерегулирование экономики: учеб. пособие / под ред. Т.Г.Морозова. — М., 2001. — 255с.
10. Дунаев Э.П. Рольгосударства в создании и функционировании инновационной экономики // Вестн.Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. — 2007.
11. Завельский М.Г.Государственное регулирование рыночной экономики: Системный подход в российскихусловиях. — М.: Наука, 2006. — 328с.
12. Клавдиенко В.Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и мировойопыт) // Проблемы теории и практики управления. — 2005.
13. Кушлин В.Государственное регулирование экономики: назревшие решения // Экономист. — 2007.
14. Маркарян К.В.Меняющаяся роль государства в постиндустриальной экономике // Вестн. Моск.ун-та. Сер.6. Экономика. — 2003.
15. Павлов К.П.Оценка эффектвного осуществления государственного регулирования развития малогобизнеса / К.В.Павлов, И.Г.Андреев // Нац. интересы: приоритеты и безопасность.- 2007.
16. Самофалова Е.В.Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие /Самофалова Е.В., Кузьбожев Э.Н., Вертакова Ю.В. — М.: КноРус, 2005. — 261с.
17. Садков В. Обоптимальных размерах участия государства в экономике / В.Садков, И.Греков //Общество и экономика. — 2006.
18. Скрипниченко В.Налоги и налогообложение. – СПб.: Издательский дом «БИНФА», 2007.
19. Тарасевич Л.С.,Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. – М.: Высшее образование, 2006.
20. Кравцова Г.Ф.,Цветков Н.И., Островская Т.И. Основы экономической теории (макроэкономика)/Учебное пособие. – Хабаровск, 2001.
21. Бугаян И.Р.Макроэкономика. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс»,2000. – 352 с.
22. Янова В.В., ЯноваЕ.А. Экономическая теория: учебно-методический комплекс. – Краснодар: Институтэкономики и управления в медицине и социальной сфере, 2005. – 170 с.