Министерство образованияи науки РФ
Государственноеобразовательное учреждение
высшего профессиональногообразования
Тульский государственныйуниверситет
Кафедра государстваи права
Реферат по дисциплине: гуманитарное право
на тему:Система гуманитарного права РоссийскойФедерации
Тула 2011
Содержание
Введение
1. Возникновение и развитие гуманитарногоправа
1.1 История возникновениямеждународного гуманитарного права
1.2 Понятие и источникигуманитарного права
2. Гуманитарное право России
2.1 Становление и развитие гуманитарногоправа России
2.2 Система гуманитарного права России
Заключение
Список источников и литературы
гуманитарныйправо международный свобода
Введение
Актуальностьисследования. Всегда,на протяжении всей истории, вооруженные конфликты людей отличались жестокостью икровопролитием.
Причина видитсяв желании обладать собственностью, на которой основано человеческое общество. Войнабыла простейшим путем обогащения. Ныне мирные способы обретения собственности сталигораздо рентабельнее военных. Весьма показателен в этом плане опыт Германии и Японии,которые, проиграв войну, выигрывают мир.
Гуманитарное правоявляется, своего рода, документом, который регламентирует основные правила ведениявойны, что является актуальным в наше время.
Развитие международного сотрудничествав области закрепления и защиты прав и свобод человека характеризовалось разработкойи принятием общих и специальных правовых актов в области закрепления прав человека,а также сотрудничеством государств в области создания реального механизма защитыправ человека и контроля за их соблюдением.
Создание комплексной системыобеспечения и защиты, закрепленных в международно-правовых актах и во внутри государственномзаконодательстве прав и свобод человека и системы международных органов, наделенныхфункциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспеченияправ и свобод человека, является важнейшей функцией международного гуманитарногоправа.
Одной из характерных особенностейразвития сотрудничества государств в области прав человека на современном этапеявляется создание системы международного контроля за претворением в жизнь взятыхими на себя юридических обязательств. Субъектами указанных направлений сотрудничествав области закрепления и защиты прав и свобод человека являются в основном государстваи международные и межправительственные организации.
Ни что не препятствует государствамдобровольно передавать на обсуждение международных организаций вопросы, касающиесянарушения прав человека. Обычно это делается на основе международных договоров.Соответствующие положения содержатся в первом Факультативном протоколе к Международномупакту о гражданских и политических правах[1]1966г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод[2]1950г., Американской конвенции прав человека[3]1969г. Все эти договоры предусматривают возможность рассмотрения в международныхорганизациях так называемых частных жалоб.
Роль международных контрольныхорганов, созданных государствами в современных условиях постоянно возрастают. Какизвестно, в международных отношениях нет надгосударственной власти, которая моглабы контролировать осуществление принципов и норм международного права, в необходимыхслучаях принудительно претворять их в жизнь или налагать санкции за нарушение взятыхобязательств. Поэтому государства и предусмотрели создание международного контрольногомеханизма, возникшего в результате расширения международного правотворчества, усложнениямежгосударственных связей, появление глобальных проблем, затрагивающих судьбы всегочеловечества. В этом процессе значительную роль играет и то обстоятельство, чтоотдельные вопросы традиционно отнесенные к внутренней компетенции государств, нынерегулируются и нормами международного права (отрасли международного гуманитарногоправа).[4]
Актуальность изучениямеждународного гуманитарного права в наше время стоит очень остро. Нестабильностьполитической ситуации в мире, назревающие и назревшие военные конфликты приводятк пониманию необходимости более глубокого изучения международного гуманитарногоправа.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающиев сфере защиты прав и свобод человека и являющиеся предметом гуманитарного права.
Предмет исследования составляют нормы международно-правовыхактов в области защиты прав и свобод человека, являющихся источниками гуманитарногоправа России и образующих его систему.
Целью исследования является изучение истории становленияи развития и международного гуманитарного права, и гуманитарного права России, егопонятия и системы.
Задачи исследования:
· Рассмотрение и анализистории возникновения и развития международного гуманитарного права, его понятия,источников и системы;
· Рассмотрение и изучениеразвития гуманитарного права и системы гуманитарного права России.
Методы исследования системный и функциональный методы. Впроцессе работы применялись частнонаучные методы познания: формально-юридическийи сравнительно-правовой. Из общелогических методов использовались методы анализа,синтеза, сравнения, обобщения.
Степень освещенности данной темы в литературе. Вопросы истории гуманитарного права Россиирассматривались в докторских диссертациях Л.А. Алексидзе, Ф.И. Кожевникова, Г.С.Стародубцева и кандидатских диссертациях В.Д Лазуренко, Е.П. Мелешко, П.В. Саваськова,А.Ю. Семьяновой, Н.Н. Кириловской и др.
Основные источники исследованияисточниками, используемыминами в процессе исследования являются различная учебная литература и монографиитаких ученых, как Лукашовой Е.А., Карташкина В.А., и др.
1. Возникновение и развитиегуманитарного права
1.1 История возникновениямеждународного гуманитарного права
Термин «международное гуманитарноеправо» впервые был предложен в 50-х гг. XX в. известным швейцарским юристом ЖаномПикте. За сравнительно небольшой период он получил широкое распространение и признаниесначала в публицистике, в юридической литературе, а затем вошел в название Женевскойдипломатической конференции (1974—1977) по вопросу о подтверждении и развитии международногогуманитарного права, применимого в период вооруженных конфликтов.
Начало развития международногогуманитарного права в XX в., как правило, связывают с принятием 22 августа 1864г. на дипломатической конференции в Женеве Конвенции об улучшении участи раненыхи больных воинов во время сухопутной войны 1864 года.
Неоценимая роль в работе поподготовке и принятию Конвенции 1864 г. принадлежит швейцарскому предпринимателюАнри Дюнану, свидетелю страданий и мук раненых и умирающих французских и австрийскихсолдат после битвы между австрийскими и франко-итальянскими войсками в 1859 г. приСольферино, во время войны в Италии. По предложению Анри Дюнана был создан комитет,состоявший из единомышленников Дюнана, так называемый «Комитет пяти», одной из основныхцелей которого была разработка международных гуманитарных принципов, а также изучениевозможности создания в каждой стране добровольного общества помощи, члены которогобудут обучаться и готовиться в мирное время к оказанию помощи военно-медицинскойслужбе во время военных действий. В дальнейшем именно этот комитет явился учредителемКомитет Красного Креста, а с 1880 г. стал называться Международным комитетом КрасногоКреста[5].
Важнейшим нововведением вмеждународное право, внесенным Женевской конвенцией 1864 г., было понятие нейтральностив том виде, в котором его предложил Дюнан. Врачи и другой медперсонал не должнысчитаться принимающими участие в военных действиях и не подлежат захвату в плен.
В Конвенции оговаривалось,что всегда и везде раненым должно оказываться уважение и проводиться одинаковоелечение, независимо от того, на чьей стороне они сражались.
В Женевской конвенции 1864г. содержалось всего 10 статей, но они заложили фундамент, который послужил основойдля дальнейшего развития международного гуманитарного права. Эти статьи затрагивалисущественные моменты: военные санитарные повозки и госпитали были признаны нейтральными,им обеспечивались защита и уважение; нейтральность распространялась на армейскихсвященников, исполняющих свои обязанности; если они попадали в руки противника,они должны были быть освобождены и возвращены в собственный лагерь; необходимо былос уважением относиться к мирному населению, пришедшему на помощь раненым; ранеными больным воинам необходимо было обеспечить уход, независимо от того, на чьей сторонеони сражались; знак красного креста на белом поле должен был обозначать госпиталии медперсонал для обеспечения им защиты.
Сегодня трудно себе представить,какое огромное влияние оказала Женевская конвенция 1864 г. на развитие права наций.Впервые в истории государства приняли официальный постоянно действующий документ,содержащий ограничения их могущества в интересах отдельных людей и человеколюбия.
Уже через два года после еепринятия, в австро-прусской войне 1866 г., Женевская конвенция 1864 г. была использованна. Конвенцию и придерживалась ее.
В 1867 году почти все ведущиедержавы ратифицировали Женевскую конвенцию 1864 года, кроме Соединенных Штатов,которые сделали это в 1882 году.
С этого времени Конвенцияприобрела всеобщий характер, что было весьма важно для ее авторитета. Франко-прусскаявойна 1870 г. показала, насколько сложно обеспечить выполнение положений Женевскойконвенции 1864 г. и норм обычного права.
Один из основателей Международногокомитета Красного Креста и в течение многих лет бессменный его Президент — ГюставМуанье, сразу же после окончания этой войны изложил свои наблюдения и выводы в работе«Женевская конвенция во время франко-прусской войны».
Первый военный конфликт, вкотором Конвенции придерживались обе воюющие стороны, была сербско-болгарская война1885 г. Смертность в ней составила не более 2 %. На этот раз государства поняли,что Женевская конвенция служит их обоюдному благу, и данный факт более не подвергалсясомнению. Сама идея, или концепция, распространения международного гуманитарногоправа не родилась вместе с Женевской конвенцией 1864 г., где еще не упоминалосьо необходимости ознакомления населения с ее положениями[6].
Хотелось бы отметить, чтопо поручению Президента США Авраама Линкольна 24 апреля 1863 г. по армии США былиздан приказ № 100 «Инструкция полевым войскам Соединенных Штатов», подготовленныйизвестным американским юристом немецкого происхождения Френсисом Либером. ДаннаяИнструкция, ныне известная как Кодекс Либера, подтолкнула процесс последующей кодификациизаконов и обычаев войны. Кодекс Либера содержал подробные правила, относящиеся ковсем аспектам сухопутной войны, от способов ведения боевых действий как таковыхи обращения с гражданским населением до обращения с особыми категориями лиц, такими,как военнопленные, раненые, партизаны (франтиреры) и т. д. Хотя Инструкция полевымвойскам Соединенных Штатов формально была сугубо внутренним документом и предназначаласьдля применения в условиях гражданской войны между Севером и Югом, тем не менее онане только послужила импульсом для последующей кодификации законов и обычаев войны,но и явилась первым примером регулирования на внутригосударственном уровне отношенийпо защите жертв войны, воплотившим научные воззрения того периода, в том числе обответственности индивидов за нарушение правил ведения военных действий, а такжеявилась документом, провозгласившим необходимость распространения знаний о правевойны[7].
Таким образом, у истоков возникновениямеждународного гуманитарного права стоит Женевская конвенция 1864 года. Однако самтермин «международное гуманитарное право» возник гораздо позднее, а именно в 50-хгодах XX века, и впервые был предложен известнымшвейцарским юристом Жаном Пикте.
1.2 Понятие и источникигуманитарного права
Понятие «международноегуманитарное право» в том смысле, в каком это понятие будет упоминаться ниже, означаетсовокупность обязательных для государств правовых норм, которые направлены на защитужертв вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера и на ограничениесредств и методов ведения войны.
Во-первых, этаотрасль права защищает лиц, которые не принимают участия в военных действиях, напримергражданских лиц, медицинский и религиозный персонал, а также лиц, которые прекратилипринимать участие в военных действиях, например раненых, лиц, потерпевших кораблекрушение,больных, военнопленных. Отдельные местности и объекты, например больницы и санитарныетранспортные средства, также пользуются защитой норм международного гуманитарногоправа и не должны становиться объектом нападения[8].
Во-вторых, международноегуманитарное право запрещает средства и методы ведения войны, при использованиикоторых не проводится различие между комбатантами и некомбатантами, например гражданскимилицами, а также средства и методы ведения войны, наносящие чрезмерные повреждения.Эти принципы лежат в основе международных соглашений, запрещающих, например, биологическоеи химическое оружие и противопехотные мины.
Принцип уважения прав и свободчеловека, зафиксированный в Уставе ООН, был детализирован и закреплен в виде конкретныхмеждународно-правовых норм в договорах и соглашениях, таких, как Конвенция о предупреждениипреступления геноцида и наказании за него 1948 года, Женевские Конвенции о защитежертв войны 1949 года, Конвенция о политических правах женщин 1953 года, МеждународнаяКонвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 года, Международныйпакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Международный пакто гражданских и политических правах 1966 года[9],Дополнительные протоколы I и II 1977 года к Женевским Конвенциям 1949 года, Конвенция о правахребенка 1989 года[10]и другие.
Объем урегулированных международныминормами отношений и качество их регламентации свидетельствуют о том, что в современноммеждународном праве сформировалась новая отрасль, отражающая результаты сотрудничествагосударств в гуманитарной сфере – международное гуманитарное право. Нормы этой отраслизафиксированы в различных источниках международного права, отличающихся по своейюридической силе, сфере действия, составу участников, характеру регулирования прави свобод человека и т. д[11].
В отечественной и зарубежнойлитературе по вопросу о содержании международного гуманитарного права («права человека»,«международная защита прав человека», «международное право прав человека» и т. п.)и месте этой отрасли в системе международного права имеются две основные точки зрения[12].
Согласно одной из них, отрасль«права человека» регламентирует международное сотрудничество в области прав человекав мирное время, а нормы, регулирующие защиту прав человека в условиях вооруженныхконфликтов, образуют подотрасль другой отрасли – «права вооруженных конфликтов»(«законов и обычаев войны»).
Другие ученые рассматриваютгуманитарное право в более широком контексте, включая в него вопросы обеспеченияи защиты прав человека как в военное, так и в мирное время. Эта точка зрения представляетсяболее обоснованной.
Предмет регулирования у «гуманитарногоправа в мирное время» и «гуманитарного права в период вооруженных конфликтов» вобщем един — осуществление, обеспечение и защита прав человека. Вооруженный конфликтприводит в действие, «включает» целую систему международных норм о защите человеческойличности. Эти нормы устанавливают особый режим регулирования общественных отношенийв период вооруженных конфликтов. Во время вооруженных конфликтов появляются новыегруппы участников правоотношений — комбатанты, гражданское население, раненые ибольные и другие лица, права которых подлежат особой защите.
Таким образом, отдельные категориииндивидов наделяются специальными правами и защитой, предусмотренными нормами, т.е.физические лица приобретают специальные правовые статусы. Поэтому можно говоритьо том, что «право вооруженных конфликтов» состоит главным образом из норм, имеющих«главную прописку» в других отраслях международного права.
В то же время и гуманитарноеправо в свою очередь является довольно сложным нормативным комплексом. Его составляют,с одной стороны, нормы, институты, принципы собственно гуманитарного права (правачеловека, институт гражданства и др.), с другой — нормы и институты других отраслей,затрагивающих отдельные аспекты правового статуса индивида (институт консульскойзащиты граждан за рубежом, правовое положение членов экипажа воздушных и морскихсудов и др.)[13].
Таким образом, гуманитарноеправо образуют две подотрасли (гуманитарное право в мирное время и гуманитарноеправо в период вооруженных конфликтов), а также межотраслевые институты и нормы.
Нормы гуманитарного права— преимущественно договорные нормы. Однако определенную роль играет международно-правовойобычай. Значительна роль обычая в гуманитарном праве в период вооруженных конфликтов,которое часто еще называют «законами и обычаями войны».
Кроме того, в юридическойлитературе (прежде всего западной) высказывается мысль, что Всеобщая декларацияправ человека 1948 года[14]в силу обычая приобрела статус юридически обязательного документа. Но международныйдокумент обладает той силой и степенью юридической обязательности, которую ему придалипринимавшие его субъекты. Декларация принималась Генеральной Ассамблеей ООН какдокумент рекомендательного характера, устанавливающий международно-правовые стандартыв области прав человека, к которым необходимо стремиться государствам. Поэтому говорить,что Декларация прав человека достигла статуса обычной нормы, не совсем правильно.Другое дело, что положения Декларации могут подтверждать наличие международных норм,текстуально с ними совпадать, отражая содержание уже существующих норм.
Помимо договоров и обычаев,нормы гуманитарного права зафиксированы и в некоторых документах международных конференцийи совещаний, в частности, в документах СБСЕ (Заключительный акт 1975 г.[15],Итоговый документ Венской встречи 1989 г.[16],Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990г.[17],Парижская хартия для новой Европы 1990 г.[18]и др.).
Обобщая изложенное, международноегуманитарное право можно определить как совокупность международно-правовых принципови норм, регулирующих вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека как в мирноевремя, так и в период вооруженных конфликтов, регламентирующих сотрудничество государствв гуманитарной сфере, правовое положение всех категорий индивидов, а также устанавливающихответственность за нарушение прав и свобод человека[19].
2. Гуманитарное право России
2.1 Становление и развитиегуманитарного права России
В современныхусловиях разработка вопросов дальнейшего совершенствования международно-правовыхсредств обеспечения мира, безопасности и сотрудничества между государствами приобретаетособое значение. Проблема поддержания всеобщего мира и стабильности на планете былаи остаётся одной из центральных проблем международных отношений. Каждое государствозаинтересовано в формировании такого миропорядка, при котором отсутствуют какие-либовнешние угрозы, осуждаются посягательства на его законные права, сырьевые ресурсы,национальные и жизненно важные интересы.
Современные войныстановятся всё более политизированными, а используемые в них средства более изощрёнными.Применяемые средства и методы ведения боевых действий весьма разнообразны. Их цель- ослабление военных сил неприятеля. Однако стороны не свободны в выборе методови средств ведения военных действий. Нормы международного гуманитарного права вырабатывалисьисторически. Многовековая практика привела к формированию отрасли права, которуюв разные времена называли по-разному: право войны, право вооружённых конфликтов,международное гуманитарное право.
Первоначальноэта отрасль, как и всё международное право, носила обычный характер. Однако, начинаяс XIX в., государства стали активно разрабатывать систему договорных правил с цельюограничения воюющих в средствах и методах ведения войны, защиты мирного населения,определения статуса воюющих, нейтральных, военнопленных, интернированных и т.д[20].
Дальнейшее развитиеобщества характеризовалось существенными достижениями в области регулирования вооружённыхконфликтов. Государства разрабатывали, принимали и совершенствовали различные международно-правовыедокументы, регламентирующие право войны. Это, прежде всего, уже ранее названнаянами, Женевская конвенция 1864 г., Петербургская декларация 1868 г., Брюссельскаядекларация 1874 г., Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. о законах и обычаях войны,Женевские конвенции 1949 гг., Дополнительные протоколы к ним 1977 г. и т.д.
Принципы и нормысовременного международного гуманитарного права играют важную роль в регулированиимеждународных отношений, и они возникли как результат длительной, сознательной ицеленаправленной практики государств в соответствующей сфере жизнедеятельности.
Разработаннаяи действующая ныне система норм международного права, регулирующая поведение сторонв период вооружённых конфликтов, позволяет говорить о самостоятельной и специфическойотрасли международного права — международном гуманитарном праве.
С самых первыхдней активнейшую роль в процессе международно-правовой регламентации средств и способовведения войны приняла Россия. Её выдающиеся представители — юристы-международникис мировым именем приложили колоссальные усилия, чтобы их научные идеи стали нормамимеждународного права[21].
Исторические аспектывозникновения и становления международного гуманитарного права имеют основополагающеезначение. Объективность рассмотрения любого вопроса общественной науки состоит втом, чтобы изучаемое явление исследовать всесторонне и во взаимосвязи с другимиявлениями, точно определяя, почему оно в истории возникло, какие этапы в своем развитиипроходило, к каким результатам привело, какие последствия имело. И с этой точкизрения смотреть, чем данное явление стало теперь.
Международноегуманитарное право, в этом смысле, не является исключением. Оно возникло на определеннойступени развития человечества и развивалось вместе с ним. Изменения, происходящиев обществе, неизбежно вызывали и будут вызывать изменение и международного права.Знание истории науки международного права помогает глубже понять природу и содержаниенорм современного международного гуманитарного права, в формировании которого непосредственноеи самое активное участие приняли русские учёные.
Вклад учёных дореволюционнойРоссии в развитие международного гуманитарного права в отечественной науке международногоправа на сегодняшний день в комплексе не изучен. Специальные работы по исследованиюданного вопроса отсутствуют. История международного гуманитарного права до сих порне стала предметом специального исследования. Отдельные аспекты истории международногогуманитарного права просматриваются в научных трудах, посвященных истории международногоправа, истории международных отношений, внешней политике, дипломатии и в материалахпо истории России.
В современныхизданиях «Вопросы истории», «Дипломатический вестник», «Международная жизнь» и другихпубликуются статьи и отдельные официальные документы по истории отношений Россиис иностранными государствами, что также является доказательством определённого интересак изучению исторического аспекта данной проблемы. Однако в целом, комплексно историямеждународного гуманитарного права мало изучена[22].
В отечественноймеждународно-правовой литературе имеются обстоятельные исторические исследования.Источниковедческой базой диссертационного исследования послужил труд В.Э. Грабаря«Материалы к истории литературы международного права в России (1647 — 1917)» (М.,1958).
Опубликованы монографииФ.И. Кожевникова «Русское государство и международное право» (М, 1947), Д.Б. Левина«Наука международного права в России в конце XIX и в начале XX в.в.» (М., 1982),Г.С. Стародубцева «Международно-правовая наука российской эмиграции (1918 — 1939гг.)» (М., 2000) и статьи В.Н. Дурденевского «Вклад русской науки в международноеправо» (М., 1949), Д.И. Фельдмана «К истории науки международного права в Казанскомуниверситете (1804 — 1917 гг.)» (Казань, 1957) и др.
К трудам общегохарактера можно отнести работы Ю.Я. Баскина и Д.И. Фельдмана «История международногоправа» (М., 1990), Е.А. Коровина «История международного права» (М., 1946), Д.Б.Левина «История международного права» (М., 1962) и др.
Ф.Ф. Мартенс,представитель русской науки и дипломат, который активно выступал за мир, доказывалнеобходимость замены войны мирными средствами разрешения международных споров иразвитию гуманитарного права, в том числе и в России. Деятельность Ф.Ф. Мартенсав этой области была отмечена присуждением ему в 1902 г. Нобелевской премии мира.
Русская правоваямысль также интересовалась проблемами войны и мира. Возникновение идеи мира связаносо становлением Древней Руси как государства в IX в. Положения о мире и дружбе закрепленыв первых договорах славян с Византией. Взгляды на проблемы войны и мира выраженыв «Слове о законе и благодати» Иллариона и «Поучении Владимира Мономаха». Временемзарождения русской науки международного права является период Московского государства.Специальных трудов написано не было. Однако в сочинениях Максима Грека и Юрия Крижаничаясно просматривается отношение к обычаям войны. В этот период Россией самостоятельнобыли выработаны многие правильные обычаи и понятия о международном праве.
Отношение Россиик правовым проблемам войны и мира в эпоху Петра 1, изложено в книге вице-канцлераП.П. Шафирова «Раcсуждение …» (1717 г.). Дальнейшее развитие данные идеи получилив Декларации о вооружённом нейтралитете Екатерины II 1780 г.
Во второй половинеXVIII — начале XIX вв. по международному праву были изданы два важных труда «Сокращениеестественного права…» В.Т. Золотницкого и «Рассуждение о мире и войне» В.Ф. Малиновского.
Идеи учёных отличалисьширотой взглядов, богатством и глубиной мысли. Многие их воззрения воплощены в международно-правовыхактах, которые действуют по настоящее время и регулируют отношения между государствами.А сами труды учёных представляют поистине неисчерпаемый источник знаний, предметдальнейших научных исследований.
Русские учёныевысказали целый ряд ценных идей по проблеме «вечного мира», продиктованные заботойо сохранении мира. Многие идеи русских учёных были прогрессивнее взглядов их иностранныхсовременников и сейчас звучат значительно разумнее и прогрессивнее того, что пытаютсяобосновывать некоторые юристы США и Западной Европы[23].
Таким образом,суммируя позицию русских учёных по проблеме взаимоотношения международного праваи войны, автор делает вывод, что российская международно-правовая доктрина значительноопережала западную и является прогрессивней некоторых воззрений иностранных учёныхсовременности.
Современное международноегуманитарное право требует равного обращения со всеми участниками вооружённых конфликтовбез какого-либо различия.
Анализ основныхположений о режиме военнопленных, сложившихся на основе многовековой практики, воплощённыхв международно-правовых документах, действующих и в настоящее время, позволил сделатьвывод о неоспоримой заслуге учёных дореволюционной России в разработке данного вопроса.
2.2 Системагуманитарного права России
Системагуманитарного права России состоит из двух разделов, определенных в соответствиис их договорными источниками: Гаагского права и Женевского права. В этом отношениисистема гуманитарного права РФ идентична общепризнанной системе международного гуманитарногоправа.
Однако,в общемировой практике первоначальное различие между Гаагским и Женевским правомпостепенно стирается, так как различие между ними, по сути, обусловленное различиемв самой их природе, представляется важным для практического понимания гуманитарногоправа. Подобные изменения происходят и в гуманитарном права РФ, так как по сутиявляясь участником международных отношений наше государство является и субъектоммеждународного гуманитарного права и должно адекватно реагировать на его изменения.
Гаагскоеправо, как одна из подотрослей обусловливает права и обязанности воюющих сторонпри проведении военных операций и ограничивает выбор средств нанесения ущерба, атакже устанавливает понятия оккупации и нейтралитета. Цель этого права — регулироватьвоенные действия, и в соответствии с этим оно частично основано на понятиях военнойнеобходимости и сохранения государств. Поэтому оно адресовано в основном командирамвсех уровней и через них должно доводиться до всех военнослужащих в порядке подчинения[24].
ТиповоеГаагское право включает в себя: а) Гаагские конвенции о законах и обычаях сухопутнойвойны, войны на море, войны в воздушном пространстве, о правах и обязанностях нейтральныхдержав (1899 и 1907 гг.) и др.; б) различные соглашения, относящиеся к применениюконкретных видов вооружений: Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатыхи зажигательных пуль (1868 г.); Гаагская декларация, касающаяся запрещения применениялегко сплющивающихся и разворачивающихся в теле человека пуль (1899 г.); Женевскийпротокол о запрещении применения во время войны удушающих, ядовитых или других подобныхгазов и бактериологических средств ведения войны (1925 г.); Конвенция о запрещенииили ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считатьсянаносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (1980 г.)и четыре Протокола к ней: Протокол о необнаруживаемых осколках; Протокол о запрещенииили ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств; Протокол о запрещенииили ограничении применения зажигательного оружия; Протокол об ослепляющем лазерноморужии; Протокол по взрывоопасным пережиткам войны[25].
Женевскоеправо, или собственно гуманитарное право, которое более широко применяется РФ иучастниками которого является наше государство, именно Женевское право являетсяосновной подотрослью гуманитарного права РФ. Оно относится: к жертвам вооруженныхконфликтов (военнопленным, раненым, больным, потерпевшим кораблекрушение, погибшим);к гражданскому населению в целом; к лицам, оказывающим помощь жертвам вооруженныхконфликтов, в частности к медицинским службам. Типовое Женевское право включаетв себя: а) Женевские конвенции 1864, 1906 и 1929 гг., замененные или дополненные;б) Женевские конвенции от 12 августа 1949 г.: об улучшении участи раненых и больныхв действующих армиях, об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение,из состава вооруженных сил на море, об обращении с военнопленными и о защите гражданскогонаселения во время войны[26].
24 сентября1993 г. 11 стран Содружества Независимых Государств, в том числе Российская Федерация,подписали Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов.Данное Соглашение призвано способствовать применению гуманитарного права в вооруженныхконфликтах, имеющих место на территории СНГ. Соглашение не проводит различия междувооруженными конфликтами международного и внутригосударственного характера. РоссийскаяФедерация подписала, но не ратифицировала указанное Соглашение[27].
Смешанноеправо, является третьей подотрослью гуманитарного права РФ и включает положениякак Гаагского, так и Женевского права, состоит из: Гаагской конвенции о защите культурныхценностей во время вооруженного конфликта (1954 г.); двух Дополнительных протоколовк Женевским конвенциям от 8 июня 1977 г., а именно Дополнительного протокола I,касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Дополнительногопротокола II, касающегося защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов.
Задачейгуманитарного права РФ является регулирование военных действий в целях облегченияприносимых ими тягот и лишений. Поэтому гуманитарное право имеет своей конечнойцелью: свести к минимуму гибель людей и разрушение материальных ценностей; обеспечитьуважительное (доверительное) отношение к нему при любых обстоятельствах.
Гуманитарноеправо устанавливает определенные ограничения в отношении:
· военных действий вцелом;
· ведения боевых действийвооруженными силами;
· поведения комбатантовв бою;
· поведения гражданскихвластей и лиц во время войны;
· поведения по отношениюк лицам и объектам во время войны, обращения с жертвами войны;
· управления оккупированнойтерриторией и поддержания порядка (право военной оккупации);
· взаимоотношений междувоюющими и нейтральными государствами (право нейтралитета).
Гуманитарноеприменяется с самого начала военных действий, когда имеют место: война, т.е. вооруженныйконфликт между государствами; оккупация территории одного государства другим; длительныеи согласованные военные операции в пределах границ одного государства.
При возникновенииодного из этих условий МГП вступает в действие через посредство:
обычногоправа, которое налагает обязательства на все государства (это в одинаковой степениотносится и к положениям договоров, признаваемых теперь в качестве обычного права;к этой категории относятся многие из Гаагских положений);
Женевскихконвенций (1949 г.), которые после их ратификации практически всеми государствамимира могут рассматриваться в качестве универсального права (Конвенции применимык любым войнам и вооруженным конфликтам между участниками Конвенций, а также приоккупации их территории, в том числе и не встречающей сопротивления; военная необходимостьили любая другая причина не могут служить оправданием несоблюдения Конвенций ихучастниками; Конвенции также применяются в случаях, когда не участвующие в них стороныпринимают и соблюдают их положения);
Гаагскойконвенции о защите культурных ценностей (1954 г.) и Дополнительных протоколов Iи II к Женевским конвенциям (1949 г.), накладывающих обязательства на государства,ратифицировавшие их или присоединившиеся к ним, а также на государства, которыепринимают и соблюдают их положения.
Правомерноеповедение государств и иных субъектов международного права, направленное на осуществлениецелей международных норм и выражающееся в их соответствующих действиях или в воздержанииот таких действий, составляет процесс, обозначаемый в международно-правовой наукеи практике как имплементация норм международного права[28].
Международноеправо, за исключением тех норм, которые адресованы международным организациям, осуществляетсяс помощью внутригосударственного права. Нормы гуманитарного права налагают обязательствана государство в целом, а не на отдельные его органы или должностных лиц. ЗаконодательствоРФ призвано конкретизировать международно-правовые обязательства, определяя органыгосударства (и должностных лиц), ответственные за выполнение норм международногогуманитарного права. Думается, что имплементация норм гуманитарного права и егосистемы в широком смысле — это совместная организационно-правовая деятельность государстви международных организаций, направленная на осуществление целей международно-правовыхнорм на международном уровне. Под имплементацией норм в узком смысле следует пониматьосуществление норм международного права на территории государства в сфере действиявнутригосударственного права с помощью последнего в соответствии с определеннойпроцедурой, обеспечиваемой организационно-правовой деятельностью органов государства,направленной на фактическое выполнение принятых государством международных обязательств.
По характеруправореализующих действий можно выделить четыре формы имплементации: соблюдение,исполнение, использование и применение. Как показывает практика, для имплементациинорм международного права необходимо вносить коррективы, добавлять или уточнятьпредписания российских нормативных правовых актов. Несмотря на то что в юридическойлитературе для обозначения способов имплементации (трансформация, отсылка, инкорпорация,легитимация, адаптация, рецепция) встречаются различные термины, реально существуютлишь два — отсылка и инкорпорация. Отсылка — это обеспечение выполнения международногодоговора, нормы которого сформулированы конкретно и полно, путем указания во внутригосударственномправовом акте на то, что в установленных случаях надлежит применять правила международногодоговора. Более универсальным способом имплементации является инкорпорация — принятиенорм внутригосударственного права (изменение или отмена уже существующих), способствующихисполнению предписаний МГП. Это дает возможность внести в первоначальный текст правовыхактов последующие официальные изменения и дополнения, исключить отмененные нормы,выявить несогласованности, противоречия. Нормы МГП, являясь частью правовой системыРФ, применяются в соответствии с ее целями и принципами, в установленном ею процессуальномпорядке, но толкуются и применяются с учетом гуманитарного права.
Международныймеханизм имплементации норм гуманитарного права представляет собой совокупностьнорм, регламентирующих совместную организационно-правовую деятельность субъектовгуманитарного права, направленную на осуществление целей, заложенных в международныхобязательствах. Ключевую роль в этом призван играть Совет Безопасности ООН. Вступлениемеждународного договора в силу на международной арене еще не делает его обязательнымдля субъектов внутригосударственного права — для этого необходимо совершение государственно-властныхдействий уполномоченными органами государства.
Внутригосударственныймеханизм имплементации норм гуманитарного права представляет собой совокупностьнорм внутригосударственного права, устанавливающих процессуальный порядок реализациинорм, регламентирующих организационно-правовую деятельность органов государстваи правоприменительную практику в связи с их осуществлением, направленную на обеспечениефактического выполнения принятых государством международных обязательств[29].
Такимобразом, связующим звеном между системой международного гуманитарного права и гуманитарногоправа России выступает Конституция РФ. Имплементацию норм международного гуманитарногоправа призваны обеспечивать нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального,административного и военного права РФ. Гуманитарное право обязывает государстваобеспечить безусловное выполнение всех его норм как на международном, так и на внутригосударственномуровне. В этих целях государства должны принимать меры правового, организационногохарактера, а также те, что касаются обучения и распространения знаний (в частности,среди военнослужащих). Спектр вопросов, связанных с имплементацией международныхобязательств, весьма широк и требует координации деятельности многих заинтересованныхорганов государства.
Заключение
Таким образом, у истоков возникновениямеждународного гуманитарного права стоит Женевская конвенция 1864 года. Однако самтермин «международное гуманитарное право» возник гораздо позднее, а именно в 50-хгодах XX века, и впервые был предложен известнымшвейцарским юристом Жаном Пикте.
Человек и гражданин наделенправами и защитой, предусмотренными нормами права, т.е. физические лица участникибоевых конфликтов имеют специальные правовые статусы. Поэтому можно говорить о том,что «право вооруженных конфликтов» состоит главным образом из норм, используемыхв других отраслях международного права.
Систему гуманитарного праваРФ образуют две подотрасли: Гаагское гуманитарное право и Женевское гуманитарноеправо, некоторые ученые также выделяют гуманитарное право в мирное время и гуманитарноеправо в период вооруженных конфликтов, а также межотраслевые институты и нормы (институтконсульской защиты граждан, нормы об ответственности индивидов за преступления международногохарактера и т.д.)
Гуманитарное право можно определитькак совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих вопросы обеспеченияи защиты прав и свобод человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов,регламентирующих сотрудничество государств в гуманитарной сфере, правовое положениевсех категорий индивидов, а также устанавливающих ответственность за нарушение прави свобод человека.
В данной работебыли рассмотрены основные положения международного гуманитарного права и гуманитарногоправа России, а также проведен сравнительный анализ между международным гуманитарнымправом и внутригосударственным.
Актуальность изучениясистемы гуманитарного права заключается в том, что сейчас в мире складывается политическаянестабильность. Множество вооруженных столкновений, противоречий и главным образомвоенных конфликтов, участником которых становится и Россия, наталкивают на детальноеизучение гуманитарного права. Также, сейчас остро стоит вопрос о соблюдении положений,закрепленных нормами международного гуманитарного права участниками вооруженныхконфликтов.
В основе гуманитарного правалежит обязанность защиты жизни гражданского населения, а также здоровья и неприкосновенностимирных жителей и других категорий некомбатантов, включая раненых или пленных, атакже сложивших оружие. Другими словами, применение норм гуманитарного права призванообеспечить равновесие между военной необходимостью и гуманностью.
Список источникови литературы
I. Нормативно правовые акты:
1. Американская конвенция прав человека 1969года // Международные акты о правах человека. Сборник документов.- М.: ИНФРА-М.,- 1998. С. 720 — 736.
2. Действующее международное право. Т. 1.-М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 42-54, 83 — 91.
3. Европейская конвенция о защите прав человекаи основных свобод 1950 года. — // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2,ст. 163.
4. Международный пакт о гражданских и политическихправах 1966 года // Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 47-52
5. Международная защита прав и свобод человека.Сборник документов.- М.: Юридическая литература, — 1990. С. 14 – 20, 58-80.
6. Международное публичное право. Сборникдокументов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 470 — 482.
7. Соглашение о первоочередных мерах по защитежертв вооруженных конфликтов (Заключено в г. Москве 24.09.1993). — // Московскийжурнал международного права. 1997. N 4. С. 354 — 356.
II. Литература
1. Алешин В.В. Гуманитарное право: понятия,содержание и основные институты. Уч. пособие. – М., — 2008. – С.52
2. Батырь В.А, Международное гуманитарноеправо. Учебник для Вузов. – М.: ЮСТ. – 2009. – С. 250
3. Блищенко И.П. Обычное оружие и международноеправо. — М., — 1994. С. 75.
4. Жеребцов А. Н. Международное Гуманитарноеправо. Курс лекций. -Краснодар. — 2008. С. 130
5. Карташкин В.А. Права человека в международноми внутригосударственном праве. — М., — 2005. С. 36 — 58.
6. Международное право: Учеб. / Под ред.Л.Н. Шестакова. — М., -2005. С. 741
7. Международное публичное право: Учеб. /Под ред. К.А. Бекяшева. 3-е изд., доп. М., — 2004. С. 521
8. Права человека и вооруженные конфликты:Учеб. для вузов / Под ред. В.А. Карташкина.- М., -2001. С. 458
9. Принципы и нормы международного гуманитарногоправа — консолидирующая основа защиты прав человека в вооруженных конфликтах //Права человека и процессы глобализации современного мира / Под ред. Е.А. Лукашевой.- М., — 2005. С. 14-32
10. Пустогаров В.В. Международноегуманитарное право. – М.: Институт государства и права РАН.- 2007. – С.52