Тема: Арбитражные суды
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1. Система и структураарбитражных судов в РФ……………………………4
2. Задачи и полномочияарбитражных судов РФ………………………………9
Заключение………………………………………………………………………12
Библиография……………………………………………………………………13
Введение
Выбортемы «Арбитражные суды в РФ» был обусловлен ее актуальностью. Всоответствии со ст. 118 Конституции России правосудие в Российской Федерацииосуществляется только судом.
Длительноевремя арбитражные суды рассматривались в качестве специализированных в рамкахсистемы органов гражданской юрисдикции. После прошедшей реформы арбитражногопроцесса, принятия в 2002 г. нового Арбитражного процессуального кодексаРоссийской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) и существенного расширенияподведомственности можно вполне определенно сказать о том, что арбитражные судыявляются судами общей компетенции по экономическим спорам.
КонституциейРФ 1993 г. в ст. 128 определено, что высшим судебным органом по разрешениюэкономических споров в нашей стране является Высший Арбитражный Суд РФ. В 1995 г. был принят Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации».Он закрепил устройство системы арбитражных судов, которые и должны былизащищать права и законные интересы граждан и организаций в сферепредпринимательской и иной экономической деятельности. [2.10. С. 12]
В задачуработы входит рассмотрение таких вопросов как система и структураарбитражных судов в РФ, а также задачи и полномочия арбитражных судов в РФ.
Цельработы заключаются висследовании судебных органов составляющих систему арбитражных судов.
Вработе были использованы: учебник по арбитражному процессу автора В.В. Ярков,Комментарии к АПК РФ таких авторов как А.А. Власов, В.В. Ярков, Комментарий к ФЗ «Об арбитражныхсудах в Российской Федерации» автора И.М. Хужокова, в которых раскрываютсяположения о полномочиях и деятельности арбитражных судов. Так же в работе былииспользованы источники периодических изданий.
1.Система и структура арбитражных судов РФ
Арбитражныесуды представляют собой особую разновидность судебных органов, осуществляющихсудебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных ких ведению. Арбитражные суды имеют собственную подведомственность, порядоксудопроизводства в них имеет специфику, установленную Арбитражнымпроцессуальным кодексом РФ.
Арбитражныйсуд — одно из звеньев судебной власти в Российской Федерации. В соответствии сост. 1 Закона о судебной системе судебная власть самостоятельна и действуетнезависимо от законодательной и исполнительной властей. [2.6. С. 45]
Системаарбитражных судов — это внутреннее устройство, организация органов судебнойвласти, наделенных компетенцией по рассмотрению экономических споров. Системаарбитражных судов РФ предполагает разделение компетенции между всемиарбитражными судами РФ, а также определенные отношения между этими судами, ихвзаимосвязь и порядок взаимодействия. Любое такое взаимодействие должнопроисходить на основании закона.
Системаарбитражных судов четырехуровневая и включает в себя четыре вида арбитражныхсудов, являющихся самостоятельными инстанциями в арбитражном процессе:
— ВАСРФ;
— федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
— арбитражные апелляционные суды;
— арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городахфедерального значения, автономной области, автономных округах.
Системаарбитражных судов строится таким образом, что на территориях несколькихсубъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. В то жевремя судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять инесколько арбитражных судов, хотя, как правило, в одном субъекте РФ действуеттолько один арбитражный суд.
ВысшийАрбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономическихспоров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет впредусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за ихдеятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики [1.4. ст. 9];
Вструктуру ВАС РФ входит Пленум ВАС РФ [1.4. ст. 12], действующий в составеПредседателя ВАС РФ, заместителей Председателя и судей ВАС РФ, и Президиум ВАСРФ [1.4. ст. 15]. В ВАС РФ создаются судебные коллегии из числа судей ВАС РФ,которые утверждаются Пленумом ВАС РФ по представлению Председателя ВАС РФ [1.4.ст. 18].
Такимобразом, ВАС РФ:
— рассматривает в качестве суда первой инстанции отдельные категории дел (дела обоспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ,федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законныеинтересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономическойдеятельности, дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ,палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону изатрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской ииной экономической деятельности, экономические споры между РФ и субъектами РФ,а также между субъектами РФ);
— пересматривает судебные акты арбитражных судов РФ в порядке надзора, еслиисчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядкезаконности данных актов (гл. 36 АПК РФ).
Федеральныеарбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решенийарбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой и апелляционнойинстанциях. Кроме того, федеральный арбитражный суд округа рассматривает такжедела по вновь открывшимся обстоятельствам. Всего образовано 10 федеральныхарбитражных судов округов, распространяющих свое действие на определенноеколичество субъектов РФ. К федеральным арбитражным судам округов относятсяфедеральные арбитражные суды Волго-Вятского округа, Восточно-Сибирского округа,Дальневосточного округа, Западно-Сибирского округа, Московского округа,Поволжского округа, Северо-Западного округа, Северо-Кавказского округа,Уральского округа, Центрального округа. Каждый из федеральных арбитражных судовокругов действует в составе президиума и двух коллегий — по рассмотрению споровиз гражданских и иных правоотношений и возникающих из административныхправоотношений.
Федеральныйарбитражный суд округа: проверяет в кассационной инстанции законность судебныхактов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РоссийскойФедерации и арбитражными апелляционными судами; пересматривает по вновьоткрывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебныеакты; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом опроверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению врассматриваемом им деле; изучает и обобщает судебную практику; подготавливаетпредложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;анализирует судебную статистику. [1.4. ст. 28]
Производствов апелляционной инстанции — это составная часть арбитражного процесса, перед которой стоят общиедля всего судопроизводства задачи в арбитражном суде (ст. 5 АПК РФ). Вместе стем производство в апелляционной инстанции является самостоятельной стадиейпроцесса, имеющей и свои специфические цели. В определенной мере онипредопределяют особенности рассмотрения дел, полномочия апелляционной инстанции,основания к отмене решений суда первой инстанции и содержание выносимыхпостановлений. [2.8. С. 18]
Настадии апелляционного обжалования решений в полной мере действует большинствопринципов арбитражного судопроизводства: принципы осуществления правосудиятолько арбитражным судом, независимости судей и подчинения их только закону,законности и др.
Арбитражныеапелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанциизаконности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РоссийскойФедерации, принятых ими в первой инстанции.
ВРоссийской Федерации на сегодняшний день всего действует 20 Арбитражныхапелляционных судов [1.4. ст. 33.1].
Арбитражныйапелляционный суд действует в составе: президиума арбитражного апелляционного суда;судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иныхправоотношений и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих изадминистративных правоотношений.
Арбитражныйапелляционный суд: проверяет в апелляционной инстанции законность иобоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам,рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторнорассматривая дело; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятыеим и вступившие в законную силу судебные акты; обращается в Конституционный СудРФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащегоприменению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции; изучает иобобщает судебную практику; подготавливает предложения по совершенствованиюзаконов и иных нормативных правовых актов; анализирует судебную статистику.
Всубъектах РФ действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городовфедерального значения, автономной области, автономных округов. При этом натерриториях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять одинарбитражный суд, равно как и судебную власть на территории одного субъекта РФмогут осуществлять несколько арбитражных судов.
Арбитражныесуды субъектов РФ являются первой инстанцией в отношении подавляющегобольшинства дел, отнесенных к компетенции арбитражных судов, за исключениемслучаев, когда эти дела подведомственны ВАС РФ в силу специального указанияЗакона (такая норма содержится в ч. 2 ст. 34 АПК РФ). Это значит, чтотолько ВАС РФ и арбитражные суды субъектов РФ способны выступать в качествесудов первой инстанции, в то время как арбитражные апелляционные и арбитражныекассационные суды, как следует из их наименований, в качестве первой инстанциивыступать не могут. В то же время арбитражные суды субъектов РФ полномочны внекоторых случаях пересматривать решения третейских судов. [2.9. С. 25]
Согласност. 40 Закона об Арбитражных судах в арбитражном суде субъекта РФ могутсоздаваться судебные коллегии.
Арбитражныесуды в Российской Федерации осуществляют правосудие прежде всего в сферепредпринимательской и иной экономической деятельности (т.е. непосредственно несвязанной с предпринимательством, например, деятельность по участию в АО, ст.27-29 АПК). Споры в этой сфере могут возникать:
а)как между индивидуальными предпринимателями, так и между ними и юридическимилицами. Причем к числу последних относятся как коммерческие организации(например, АО, ООО), так и некоммерческие (фонды, союзы, ассоциации и др.);
б) междуРоссийской Федерацией и ее субъектами, равно как и между последними;
в)между государством (т.е. Российской Федерацией, а также и ее субъектами), содной стороны, и индивидуальными предпринимателями и (или) юридическими лицами- с другой.
2.Задачи и полномочия арбитражных судов РФ
Согласност.2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:
1)защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц,осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а такжеправ и законных интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальныхобразований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ,органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указаннойсфере.
Прирешении данной задачи, арбитражные суды рассматривают дела:
а)возникающие из административных и иных публичных правоотношений;
б) обустановлении фактов, имеющих юридическое значение;
в) озаконности создания, реорганизации, ликвидации юридических лиц;
г)возникающие в связи с исполнением обязанностей по уплате налогов и сборов, ит.д.;
2) обеспечениедоступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономическойдеятельности.
Любомупредпринимателю предоставлена возможность в судебном порядке отстаивать своиправа и интересы. «Доступность правосудия» достигается:
во-первых,тем, что в каждом субъекте Федерации существуют арбитражные суды;
во-вторых,возможностью обжаловать судебные решения в апелляционном, кассационном,надзорном порядке;
в-третьих,невысоким размером госпошлины и льготами по ее уплате;
в-четвертых,гласностью, устностью, состязательностью, непосредственностью судопроизводствав арбитражном суде;
3) справедливоепубличное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым ибеспристрастным судом. Судьи не зависят от других органов государства. Онибеспристрастны и подчиняются лишь закону. Их деятельность широко освещается вСМИ. Возможность многократного обжалования судебных актов минимизирует случаинесправедливых, необъективных решений, способствует устранению судейских ошибоки иных недостатков;
4) укреплениезаконности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и инойэкономической деятельности. Это обеспечивается правильным применениемарбитражными судами законов и иных правовых актов, а также тем, что арбитражныесуды вправе выносить частные определения;
5) формированиеуважительного отношения к закону и суду. Этому способствует весь процесссудопроизводства, обеспечение равноправия сторон и других лиц, участвующих вделе, неуклонное следование букве и духу закона;
6) содействиестановлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев иэтики делового оборота. Арбитражный суд формирует у предпринимателейпредставление о должном поведении, об уважении к интересам партнеров, одопустимых и недопустимых действиях в деловых отношениях и т.п.
Задачисудопроизводства в арбитражном процессе определяются целями судебной деятельности,исходя из Конституции РФ, федеральных конституционных законов и международныхобязательств государства. По сравнению с задачами правосудия, определенными вст.5 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РоссийскойФедерации» и ст.2 АПК 1995 г., в данной статье круг задач существенно расширен.В конечном счете все задачи направлены на обеспечение судебной защиты какконечной цели правосудия и результата функционирования судебной системы. Этологично вытекает из ст.18 Конституции РФ, где правосудие названо как условие,обеспечивающее непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина.
Большинствозадач судопроизводства носит традиционный характер, поскольку они так или иначеотражались в арбитражном процессуальном законодательстве. Вторая и третьязадачи, поскольку они вытекают из международных обязательств РоссийскойФедерации. Акцент на них стал делаться после вступления Российской Федерации вСовет Европы. В соответствии с п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о правахчеловека «Право на справедливое судебное разбирательство» каждый в случае спорао его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любогоуголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательстводела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным наосновании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса ипублика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса илиего части по соображениям морали, общественного порядка или национальнойбезопасности, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или длязащиты частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, по мнению суда,строго необходимо, — при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала быинтересы правосудия. Неотъемлемым элементом права на справедливое судебноеразбирательство является и обеспечение доступа к правосудию. [2.7. С. 41]
Всеприведенные в ст.2 АПК РФ задачи осуществляются арбитражными судами присущимиим, как и другим органам судебной власти, способами и с помощью полномочий,указанных в арбитражном процессуальном законодательстве. При этом арбитражныйсуд каждого уровня для осуществления этих задач наделен своими только емуприсущими полномочиями. Так, арбитражные суды субъектов РФ разрешаютподведомственные им дела по первой и апелляционной инстанции, а федеральныеарбитражные суды округов осуществляют проверку в кассационном порядкезаконности решений и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов РФ впервой и апелляционной инстанции. Кроме того, указанные арбитражные судыосуществляют ряд иных полномочий, предоставленных им законом. [2.5. С. 32]
Заключение
Итак,арбитражные суды — это органы судебной власти в сфере предпринимательской ииной экономической деятельности, рассматривающие подведомственные им дела впорядке гражданского и административного судопроизводства, установленномКонституцией России, АПК РФ и другими федеральными законами.
Историческийи систематический анализ современных проблем арбитражного судопроизводствапоказывает не только их преемственность, но и непрерывный поиск новыхпроцессуальных форм, совершенствование ранее накопленного опыта, убеждает внеобходимости исследования научных теорий и практики деятельности судебных учреждений,не позволяет относиться ни к одной современной законодательной конструкции, ник одному современному арбитражному процессуальному закону как к догме.
Вусловиях, царящего сегодня в обществе, стремления ко всеобщей американизациигосударственных институтов, в том числе, периодически раздающихся призывах купразднению всей системы арбитражных судов и передаче их полномочий судам общейюрисдикции, представляется весьма важной постоянная работа по популяризации вобществе вопросов истории развития хозяйственных судов в России, основных идейи принципов арбитражного судопроизводства сегодня.
Основойразвития системы арбитражных судов является Федеральная целевая программаразвития судебной системы РФ на 2002-2006 гг., которая направлена на укреплениеавтономии судебной власти, ее независимости, самостоятельности, ответственностии нормативной базы. Она носит комплексный характер, и основной ее составляющейявляется решение кадровых вопросов, вопросов материально-технического иинформационного обеспечения.
Библиография
1. Нормативно-правовыеакты
1.1. Конвенция озащите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.)
1.2. Конституция РФ от12.12.1993 года с постатейными комментариями // под. Ред. Окунькова Л.А. М.,Бек, 2001.
1.3. Арбитражныйпроцессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // СПС Гарант от 5 мая 2003 г.
1.4. Федеральныйконституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». // СПС Гарант от 8 января 2007.
2. Специальнаялитература
2.5. Арбитражныйпроцесс: Учебник / Отв. ред. проф. В.В. Ярков — 2-е зд., перераб. и доп. — М.:Волтерс Клувер, 2003.
2.6. Власов А.А. идр., Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации(постатейный) / под ред. Г.А. Жилина — «ТК Велби», 2004.
2.7. Комментарий кАрбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / подред. проф. В.В. Яркова — «БЕК», 2003.
2.8. Мацюк А. Правовыеаспекты рассмотрения дел в арбитражном суде апелляционной инстанции //Финансовая газета. Региональный выпуск, 2000. № 30.
2.9. Хужокова И.М.Комментарий к Федеральному конституционному закону от 28 апреля 1995. N 1-ФКЗ«Об арбитражных судах в Российской Федерации». — ООО «Новаяправовая культура», 2006.
2.10. Яковлев В. Арбитражные суды: проблемыи пути их решения//Российская юстиция. 2002. N 5.