Система лимитов и платежей за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды

Самара 2005
Содержание:
1. Сущность и задачи экономического механизма управления природопользованием……………………………………………….…стр.3
2. Система лимитов и платежей за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды…………………………………………………….стр.7
3. Система финансирования природоохранных мероприятий.……….стр.13
4. Экологическое страхование и экологический аудит…………….….стр.17
5. Библиография………………………………………………………….стр.20
1.
Сущность и задачи экономического механизма управления природопользованием

«В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации»[1]
.
Наступивший XXIвек ознаменовал себя масштабным истощением природных ресурсов, огромным количеством вредных выбросов в атмосферу и океан, уничтожением лесов и множеством иных факторов, усугубляющих положение экологии на нашей планете. Ученые мира прогнозируют человечеству далеко не светлое будущее. Проблема защиты экологии встала перед человечеством сравнительно недавно, но быстрые темпы развития техники и промышленности не давали времени задумываться над последствиями. И вот сейчас экологическая катастрофа приблизилась необычайно сильно. Радиоактивное загрязнение, глобальное потепление климата, состояние воздушных бассейнов в крупных городах наглядно свидетельствуют о том, что наша среда обитания истощена до предела. От нашей активности в сфере охраны окружающей среды и рационального использования ее ресурсов зависит решение вопроса о выживании, сохранение здоровья людей и создание нормальных условий для их жизнедеятельности.
Наиболее эффективными методами борьбы за охрану окружающей среды являются экономические.
Существенным недостатком природоохранительного законодательства нашей страны долгое время являлось отсутствие экономического регулирования
отношений между хозяйственной деятельностью человека и природной средой. Но за последние годы был разработан не только эколого-экономческий подход к решению этой проблемы, но и была создана и законодательно закреплена система мер по стимулированию природоохранной и энергосберегающей деятельности предприятий.
Важной задачей этой программы стала разработка и целенаправленное использование экономического механизма воздействия на производство
, который должен создать условия для повышения непосредственной материальной заинтересованности трудовых коллективов предприятий в обеспечении рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов.В основе этого механизма должны быть положены экономические методы управления.
Согласно Федеральному закону РФ «Об охране окружающей среды», статье 14 «Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды», к таким методам относятся:
– «разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
– разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;
– разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
– установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
– установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
– проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
– проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
– предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
– возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
– иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды».
Эти методы воздействуют на ход производства через использование экономических рычагов, как ценообразование, финансирование, кредитование, материальные санкции и поощрения, долговременные экономические нормативы и т. п. Целью этой системы является осуществление заинтересованности предпринимателей в рациональном и ресурсосберегающем природопользовании.
Федеральный закон РФ также определяет задачи эколого-экономического механизма природопользования:
– планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;
– установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;
– установление нормативов платы размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
– предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды.
– возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека.
Вместе с этим встает другая, не менее важная проблема: где взять средства для осуществления эффективности этой программы. На данный момент финансирование реализации мероприятий по охране окружающей среды производится за счет:
– федерального бюджета, государственных бюджетов субъектов РФ, а также средств предприятий, организаций и учреждений;
– внебюджетных фондов на охрану и воспроизводство отдельных видов природных ресурсов;
– фондов экологического страхования, кредитов банков, добровольных взносов граждан, иностранных инвестиций, а также других источников финансирования.
Но как показывает практика, этих средств катастрофически не хватает. В нашей стране природоохранительная деятельность хоть и берется во внимание, но пока она стоит не на первом плане. Так что предприятия не настолько экономически заинтересованы в ресурсосбережении и природоохранении, как, например, в странах Центральной Европы: им легче уклониться от налогов, бесплатно утилизировать отходы (а именно, сбросить), загрязнять воздух продуктами дешевого производства, чем устанавливать дорогие очистные сооружения на предприятиях и беречь окружающую среду.
В связи с этим параллельно с методами экономического стимулирования ведется разработка программ по экономическому лимитированию пользования природными ресурсами и загрязнения окружающей среды.
2. Система лимитов и платежей за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды.

Согласно закону РФ «Об охране окружающей среды» ст.16, «негативное воздействие на окружающую среду является платным
.Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
– выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
– сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
– загрязнение недр, почв;
– размещение отходов производства и потребления;
– загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
– иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Внесение платы не освобождает
субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде».
Среди основных целей введения платного характера природопользования можно выделить следующие:
– комплексное и рациональное использование природных ресурсов;
– выравнивание экологических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов;
– улучшение охраны окружающей среды;
– создание специальных фондов финансирования по охране и воспроизводству природных ресурсов.
Система лимитов на природопользование представляет собой установленные предприятием на определенный строк объемов предельного использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов производства. За нарушения этих ограничений взимаются платежи, из них:
– платежи за право пользования природными ресурсами;
– платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов, осуществляемые государством или хозрасчетными специализированными предприятиями и организациями;
– компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное деятельностью этих предприятий;
– платежи за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ в природную среду;
– дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию, применяющих экологически опасные технологии;
– штрафы и другие экономические санкции за нарушение норм рационального природопользования;
– льготы по налогообложению прибыли.
Плата за пользование природными ресурсами законодательно включена в состав налоговой системы, т.е. платежи за природные ресурсы являются налогами.

В случае превышения нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) размер платежей за загрязнение определяется по следующей структуре:
– в границах предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ;
– в границах временно согласованных лимитов выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов. Допустимый уровень выбросов определяется с учетом экологической обстановки района (территории), размещения предприятий и экономических возможностей предприятий;
– сверхлимитные выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов.
Конкретная экологическая ситуация территории, на которой размещено предприятие, определяет причину допустимого уровня выбросов (сбросов) загрязняющих веществ: чем более загрязнена территория, тем выше должны быть установлены предельно допустимые уровни выбросов (сбросов) – ПДВ и ПДС.
«На долю промышленности приходится более 80%объема загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от всех учтенных Российской Федерацией стационарных источников. 2/3 этого объема выбрасывается предприятиями электроэнергетики, цветной и черной металлургии, нефтедобывающей промышленности. На рис.1 показана динамика изменения вклада этих отраслей в промышленные выбросы, отражающая устойчивый рост доли нефтедобывающих предприятий»[2]

Рис.1
Поэтому за подобными предприятиями должен быть установлен особый контроль и особые требования.
Средства, полученные взиманием штрафов и платежей, распределяются следующим образом:
– 10%- в доход федерального бюджета для осуществления финансирующей деятельности органов управления природопользования;
– 60%- на специальные счета экологических фондов местного значения;
– 20%- на счета фондов регионального значения;
– 10%- на счета фондов федерального значения.
[3]

На этой диаграмме видно, что объемы выбросов и сбросов с каждым годом растут, и соответственно увеличиваются требования к организациям. Контроль за деятельностью предприятий осуществляется и путем проведения экологической экспертизы: «экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды» (ст.33 (п.1) «Экологическая экспертиза»).
Согласно закону РФ «Об охране окружающей среды» ст. 56, «при нарушении… природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением этих требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».
Но что-то должно стимулировать заинтересованность природопользователя в рациональном использовании ресурсов и установлении на предприятии экологически чистого технологического оборудования.
Среди основных методов экономического стимулирования можно выделить:
– налогообложение (включает платежи за природопользование и экологические налоги);
– финансово-кредитная политика (льготное кредитование предприятий, займы с уменьшенной ставкой процента, субсидии);
– ценовая политика (цена экологически вредного товара должна быть занижена для производителя и завышена для потребителя);
– экологическая сертификация (осуществляется в целях защиты потребителя от покупки опасного для здоровья товара) и др.
Согласно закону Самарской области «Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области» ст.14, «экономическое стимулирование в сфере охраны окружающей среды при ведении хозяйственной и иной деятельности с учетом экологических требований осуществляется путем:
– предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, для реализации инвестиционных проектов природоохранного значения
в порядке, установленном федеральным и областным законодательством;
– предоставления субсидий и бюджетных кредитов за счет средств целевого бюджетного экологического фонда Самарской области организациям, осуществляющим внедрение экологически чистых, малоотходных технологий и производств
, использование вторичных ресурсов и иную деятельность по охране окружающей среды;
– предоставления в соответствии с федеральным и областным законодательством налоговых льгот организациям, разрабатывающим, внедряющим и эксплуатирующим малоотходные технологии и безотходные производства
, использующим вторичные ресурсы, ресурсосберегающие технологии, нетрадиционные виды энергии
или принимающим участие в реализации федеральных и областных программ по охране окружающей среды».
3. Система финансирования природоохранных предприятий

Согласно закону Самарской области «О целевом бюджетном экологическом фонде Самарской области» ст.7 «Финансирование природоохранных мероприятий осуществляется в формах предоставления субсидий и бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и заключения государственных контрактов. Контроль за целевым использованием средств, выделяемых на выполнение работ по реализации природоохранных мероприятий, осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством».
В настоящее время финансирование природоохранных мероприятий и экологических программ осуществляется за счет:
– бюджетов всех уровней (зачисления налогов, платежей и отчислений за пользование природными ресурсами);
– средств предприятий, учреждений и организаций (прибыль от использования природных ресурсов);
– добровольных взносов от населения и иностранных граждан;
– фондов экологического страхования;
– банковских кредитов;
– экологических фондов.
Согласно закону Самарской области «О целевом бюджетном экологическом фонде Самарской области» ст.1, «понятие экологического фонда»:
– экологический фонд является целевым бюджетным фондом.
– экологический фонд представляет собой образуемый в соответствии с федеральным и областным законодательством в составе областного бюджета и используемый по отдельной смете фонд денежных средств
, предназначенных для финансирования природоохранной деятельности, восстановления и реабилитации окружающей среды на территории Самарской области».
Согласно статье 2 этого закона, «Основными задачами экологического фонда являются:
– финансирование научно-технических исследований, разработок, внедрения программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения Самарской области;
– экономическое стимулирование бережного и эффективного использования природных ресурсов;
– финансирование строительства и реконструкции природоохранных объектов;
– финансирование первоочередных природоохранных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки и программ экологической направленности;
– финансирование мероприятий по предупреждению и возмещению потерь и вреда, причиненного окружающей природной среде;
– финансирование организации и ведения системы учета экологической информации, пропаганды научных достижений, изучения и распространения передового опыта, экологического воспитания и образования».
Согласно статье 6 этого же закона («Использование средств экологического фонда»), «Средства экологического фонда используются на финансирование следующих природоохранных мероприятий:
– разработка и реализация программ и мер по охране окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;
– проведение научных исследований и проектных работ в сфере охраны окружающей природной среды, оценки природных ресурсов;
– предоставление субсидий и бюджетных кредитов организациям, осуществляющим внедрение экологически чистых, малоотходных технологий и производств, использование вторичных ресурсов и иную деятельность, обеспечивающую природоохранный эффект;
– организация и осуществление работ по ведению кадастров природных ресурсов;
– деятельность по проведению экоаналитического и лабораторного контроля, нормирования качества окружающей природной среды;
– управление экологическим фондом;
– поддержка развития заповедников, заказников, национальных парков и сохранения памятников природы;
– предупреждение и ликвидация последствий природных и техногенных катастроф;
– стимулирование деятельности организаций за успехи в развитии экологического образования и воспитания, в осуществлении производственного и общественного экологического контроля;
– проведение государственной экологической экспертизы;
– выполнение иных работ по охране окружающей природной среды».
Поступление в Федеральный бюджет платежей, налогов и сборов за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды (руб.)
[4]

Важное экологическое значение имеет воспроизводство ресурсов. На эти цели отводится особая доля средств экологического фонда. Вот какие итоги подвело Министерство природных ресурсов Российской Федерации по выполнению финансирования этих программ:
«…недостаточное финансирование работ по воспроизводству лесов
за счет средств бюджетов объектов Федерации отрицательно сказывается на качестве и эффективности лесовосстановительных мероприятий.
…в 2001 году рекультивировано 58,0 тыс. га. нарушенных земель
. Объем работ по рекультивированию по сравнением с 2000 г. резко снизился (на 10,5 тыс.га.). Это связано, в основном, с неустойчивым финансовым положением предприятий, выполняющих данный вид работ, и с их недостаточным финансированием.
…основу работ по искусственному воспроизводству рыбных запасов
составляет деятельность 152 рыбоводных предприятий России…В естественные водоемы и водохранилища в 2001 году выпущено 6757,225 млн. шт. молоди ценных промысловых видов рыб, что на 111,08 млн. шт. больше уровня 2000 года»[5]
и так далее. Но в целом по России наблюдается неоднородность уровней экологического финансирования и воспроизводства природных ресурсов.
4. Экологическое страхование и экологический аудит

Важной частью эколого-экономического механизма природопользования является экологический аудит
.
Экологический аудит – это объективное систематическое документированное регулярно повторяющееся обследование состояния охраны окружающей среды на предприятии с целью выявления экологических проблем. При проведении экологического аудита оценивается соответствие осуществляемой деятельности природоохранным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов. Аудит бывает трех видов: территориальный (обследование приводится на конкретной территории), отраслевой (аудит деятельности отдельной отрасли), внутренний (проверка конкретного предприятия).
Задачи экологического аудита:
– обоснование экологической стратегии и политики предприятия;
– оценка текущей деятельности предприятия с точки зрения экологического законодательства;
– определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;
– проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранительного законодательства;
– повышение эффективности регулирования воздействия предприятия на окружающую среду;
– снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций.
Экологическое аудирование – это обязательная для прохождения процедура. Она проходит в несколько этапов:
1. проведение предварительных мероприятий по подготовке к аудированию;
2. непосредственно аудирование;
3. подготовка отчетов по проведенной процедуре;
4. подведение итогов, выводы и реализация результатов аудирования.
Экологический аудит является неотъемлемой частью подготовки договора экологического страхования
.
Экологическое страхование – это страхование ответственности потенциально аварийных промышленных объектов и страхование участков, возникающих в зонах непреднамеренного загрязнения окружающей среды. Оно может осуществляться в добровольной
(на основе договора между страхователем и страховщиком) и обязательной
(в силу закона) форме.
Экологическое страхование включает:
– добровольное или обязательное экологическое страхование для компенсации непредвиденных трат на возмещение причиненного ущерба окружающей среде;
– систему страхования на случай стихийных бедствий;
– фонды экологического страхования.
Цель экологического страхования – это наиболее полная компенсация причиненного экологического вреда. Застрахованное лицо дает своеобразную гарантию государству, что в случае непреднамеренной аварии ущерб будет возмещен. От страховой системы зависит обеспечение экологической безопасности населения на всех уровнях.
В зависимости от степени опасности и масштабности аварийного загрязнения все предприятия разделяют на типы:
– группа «А» – особо опасные предприятия с высокой вероятностью аварий , они должны подлежать обязательному страхованию;
– группа «Б» – опасные предприятия со средней вероятностью аварий, они будут подлежать обязательному страхованию в случае принятия такого решения региональными природоохранными органами;
– группа «В» – малоопасные предприятия, которые подлежат страхованию на добровольной основе.
Не менее важное значение для развития природоохранной деятельности имеет развитие экологической культуры в стране. Согласно закону Российской Федерации «Об охране окружающей среды» ст.71 «Всеобщность и комплексность экологического образования», «в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования.., а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма».
Преподавание экологических знаний осуществляется (ст.72) «в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм…В соответствии с профилем образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивается преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию».
«В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов» (ст.74 п.1 «Экологическое просвещение»)
Библиография

1. А.П. Воронцов. Экономика природопользования. Учебник – М., «Издательство- Элит», 2004 г.
2. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования: Учебное пособие. М.: ТЕИС, 1997 г.
3. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. М.: Аспект-Пресс, 1995 г.
4. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2001 году». М.: Государственный центр экологических программ, 2002 г.
5. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Самарской области в 2002 году. Экологическая безопасность и устойчивое развитие Самарской области. Вып. 13.- Самара, 2003 г.
6. Закон Самарской области от 13 ноября 2001 г. N 70-ГД "О целевом бюджетном экологическом фонде Самарской области.
7. Закон Самарской области от 4 мая 2001 г. N 29-ГД "Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области".
8. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
9. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ"Об охране окружающей среды".
[1]
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ"Об охране окружающей среды"
[2]
Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2001 году».
[3]
Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Самарской области в 2002 году. Экологическая безопасность и устойчивое развитие Самарской области.
[4]
Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2001 году».
[5]
Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2001 году».