РЕФЕРАТ
/>Система местного самоуправления.
Согласно КонституцииРоссийской Федерации (ст. 130) местное самоуправление осуществляется гражданамипутем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборныеи другие органы местного самоуправления.
Таким образом, местноесамоуправление в Российской Федерации — это система организации и деятельностиграждан, представляющая совокупность организационных форм и институтов прямоговолеизъявления, а также выборных и других органов местного самоуправления,посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросовместного значения.
1. Особую роль в реализацииместного самоуправления играет непосредственная демократия, включающаяразличные формы непосредственного волеизъявления населения или его отдельныхгрупп, проживающих в границах административно-территориальных единиц, в которыхосуществляется местное самоуправление.
Эта роль определяется преждевсего тем, что посредством ряда форм непосредственной демократии, таких, каквыборы, собрания населения, и других, обеспечивается формирование ифункционирование всех важнейших звеньев системы органов местногосамоуправления. Имея это в виду, можно сказать, что в практике местногосамоуправления формы непосредственной и представительной демократиипереплетаются, дополняя друг друга.
Кроме того, рольнепосредственной демократии в осуществлении местного самоуправленияопределяется также и тем, что некоторые ее формы (например, местныереферендумы, собрания (сходы) граждан и др.) сами входят в систему местногосамоуправления, составляя ее неотъемлемую часть.
Итак, формами прямоговолеизъявления, посредством которых граждане непосредственно осуществляютместное самоуправление, являются референдум, выборы, собрания (сходы) и др.
Местный референдум — народное голосование по наиболее важным вопросам местногосамоуправления. Решения, принятые референдумом, являются окончательными, вкаком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для исполнения насоответствующей территории. Таким образом, референдум является способомнепосредственного решения населением различных вопросов местногосамоуправления.
На референдум выноситсявопрос, требующий ответа «да» или «нет». Референдум можетлибо предшествовать разработке какого-либо вопроса, проекта решения, либо бытьзавершающей стадией детальной разработки вопроса или проекта решения. Иначеговоря, на основе принципиального решения граждан может быть разработано ипринято какое-либо решение. Вместе с тем на референдум могут выноситься проектырешений. В настоящее время в Российской Федерации нет закона о местномреферендуме. Сегодня на федеральном уровне устанавливается право каждогогражданина Российской Федерации участвовать в референдуме (ст. 32 КонституцииРоссийской Федерации); признание референдума в качестве одной из формосуществления местного самоуправления (ст. 130) Конституции РоссийскойФедерации), а также право главы местного самоуправления выносить на местныйреферендум проект положения (устава) о местном самоуправлении (Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местногосамоуправления в Российской Федерации»).
Вместе с тем законы илиположения о местном референдуме приняты рядом субъектов Российской Федерации.Так, Закон Чувашской Республики от 19 января 1994 г. «О местномреферендуме в Чувашской Республике» закрепляет право принимать решение опроведении референдума за представительным органом местного самоуправления,который принимает его как по собственной инициативе, так и по требованиюграждан. Согласно этому закону на местный референдум могут выноситься такиевопросы, как застройка данного населенного пункта, создание крупныхпредприятий, определение приоритетов в развитии территории, и другие важные вопросы,входящие в компетенцию органов местного самоуправления.
Наиболее массовой формойпрямого народного волеизъявления являются всеобщие прямые выборы.Их значение определяется прежде всего тем, что посредством выборовобразуются представительные органы власти, через которые населением в первуюочередь осуществляется местное самоуправление, а также получают свои полномочияглавы местной администрации — другая важная форма осуществления населениемместного самоуправления.
Однако только этим значениевыборов не ограничивается. В ходе избирательных кампаний граждане своимипредложениями направляют деятельность органов местного самоуправления,критически оценивают их работу. Каждая избирательная кампания стимулируетразвитие социальной активности граждан, способствует выявлению их насущныхпотребностей и интересов, создает необходимые предпосылки для ихудовлетворения.
Надо сказать, что курс наразвитие местного самоуправления в Российской Федерации может быть успешным,если при выборах в представительные органы местного самоуправления будет каждыйраз формироваться достойный депутатский корпус. Именно от этого в значительнойстепени зависят эффективность работы представительных органов местногосамоуправления, выполнение ими функций местного самоуправления, укрепления ихавторитета среди населения.
Вместе с тем успешностьэтого курса в немалой степени зависит и от качественного состава тех, ктовозглавляет местную администрацию, так как этот состав также определяетсянаселением на выборах.
Вот почему в стране в последнеевремя ведется большая работа по созданию таких начал избирательной системы,которые в полной мере соответствовали бы веянию времени. Это потребуетсущественного обновления всего действующего в Российской Федерацииизбирательного законодательства.
В настоящее время правовуюоснову выборов в органы местного самоуправления составляют: Основные положенияо выборах в органы местного самоуправления, утвержденные Указом — ПрезидентаРоссийской Федерации от 29 октября 1993 г., а также принятые органами государственнойвласти субъектов федерации законы или положения о выборах в органы местногосамоуправления.
Согласно Основным положениямо выборах в органы местного самоуправления выборы в органы местногосамоуправления — собрания представителей (думы, муниципальные комитеты и т. д.)осуществляются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного ипрямого избирательного права при тайном голосовании. Основные положенияпредусматривают возможность сочетать мажоритарную систему по одномандатным избирательнымокругам на основе единой для данного органа местного самоуправления нормыпредставительства с пропорциональной системой выборов в органы местногосамоуправления.
Согласно Основным положениямправо избирать и быть избранным в органы местного самоуправления принадлежиткаждому гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему насоответствующей территории и достигшему 18-летнего возраста. Не могут избиратьи быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане,содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговорусуда.
Кандидаты в представительныеорганы местного самоуправления выдвигаются избирательными объединениями игруппами избирателей. Основные положения о выборах в органы местногосамоуправления устанавливают, что избирательными объединениями, имеющими правона выдвижение кандидатов, являются региональные (местные) отделенияобщефедеральных партий, движений, иных общественных объединений, устав которыхзарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации и предусматриваетучастие в />/>выборах;местные отделения региональных партий и движений, устав которых зарегистрированв установленном порядке и предусматривает участие в выборах; региональныеотделения блоков партий, общественных объединений, создаваемых на периодпроведения выборов.
При этом партии, движения немогут входить в состав более чем одного избирательного объединения. Партия,движение в случае вхождения в состав блока не могут выступать в качествесамостоятельного избирательного объединения.
Основные положения о выборахв органы местного самоуправления служат правовой базой для принятия органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации своих актов о выборах ворганы местного самоуправления. Поэтому порядок проведения выборов в органыместного самоуправления, устанавливаемый каждым субъектом федерации, имеет своиособенности.
Следует отметить, чтопрежнее законодательство закрепляло также тесно связанные с выборами такиеформы непосредственной демократии, как наказы избирателей — одобренныепредвыборными собраниями и имеющие общественное значение поручения избирателейсвоим депутатам, направленные на улучшение деятельности представительныхорганов местного самоуправления, а также отчеты и отзыв депутатов. Действующиефедеральные акты не предусматривают использование этих форм. Однако на уровнесубъектов федерации этот вопрос решается по-разному. Так, например, ЗаконУдмуртской Республики «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике»от 27 января 1994 г. содержит главу VI, посвященную порядку отзыва депутатов, досрочному прекращениюполномочий представительного органа и главы местной администрации.
Одной из самых массовых формнепосредственной демократии, наиболее доступной гражданам и являющейсясредством их самоорганизации, общественного самоуправления, являются собранияграждан.
Обеспечивая гражданамвозможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений сличной активностью и инициативой, выражающимися в их вопросах, выступлениях,участии в голосовании, собрания играют важную роль в системе местногосамоуправления, служат формой привлечения граждан к осуществлению самыхразнообразных управленческих функций.
Согласно действовавшемуранее Закону Российской Федерации о местном самоуправлении в РоссийскойФедерации (ст. 81) к компетенции общих собраний (сходов), конференций гражданотносились избрание органов территориального общественного самоуправлениянаселения и принятие положений (уставов) о них; утверждение программыдеятельности органов территориального общественного самоуправления населения посоциально-экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об ихисполнении; решение других вопросов, относящихся к компетенции органовтерриториального общественного самоуправления населения, затрагивающих интересынаселения соответствующих территорий.
Особые правазаконодательство закрепляло за общими собраниями (сходами) граждан, проживающихв сельских населенных пунктах и поселках. Вместо практикуемого преждесамообложения сельского населения в целях привлечения дополнительных средствнаселения для осуществления мероприятий по благоустройству исоциально-культурному развитию сельских населенных пунктов согласно Закону «Обосновах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. (ст.21, п. «ж»), а также Закону «О внесении изменений и дополнений вналоговую систему России» от 16 июля 1992 года (ст. 1, п. «м»)были введены целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организацийнезависимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, наблагоустройство территорий и другие цели, ставки сборов по которым в поселках исельских населенных пунктах было решено устанавливать на собраниях и сходахжителей.
Ставка сборов в год не моглапревышать размера 3 процентов от 12 установленных законом размеров минимальноймесячной оплаты труда для физического лица, а для юридического лица — размера 3процентов от годового фонда заработной платы, рассчитанного исходя изустановленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
В последние годы рольсобраний, сходов граждан существенно изменяется. Если прежде они действовалинаряду с местными органами власти, то сегодня в небольших городских и сельскихпоселках собрания, сходы граждан все чаще выступают в качестве органов населенияи вместе с выборным главой местного самоуправления осуществляют все функцииместного самоуправления, в рамках которого представительные органы в такихслучаях не образуются.
Изменился и порядокрегламентации созыва и проведения собраний, сходов граждан как формытерриториального общественного самоуправления населения. Сегодня эти вопросырешаются не на федеральном уровне, а на уровне субъектов Российской Федерации иорганов местного самоуправления, />которыепринимают уставы или положения, регулирующие вопросы осуществления местногосамоуправления.
Помимо референдумов,выборов, собраний (сходов) граждан в практике местного самоуправленияиспользуются и другие формы непосредственной демократии. В их число входят:обсуждение населением вопросов местного значения, проектов решений органовместного самоуправления, опросы общественного мнения, индивидуальные иколлективные обращения граждан в органы местного самоуправления и многиедругие.
2. Другой важной составнойчастью системы местного самоуправления являются выборные и другие органыместного самоуправления. В соответствии с Положением об основахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапнойконституционной реформы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от26 октября 1993 г., органами местного самоуправления в городах, сельскихпоселениях, других населенных пунктах являются выборные и другие органыместного самоуправления — собрание представителей (дума, муниципальныйкомитет и т. п.), глава местного самоуправления (глава администрации, мэр,староста и т. п.).
На территориях, включающихнесколько городских или сельских поселений, совместными решениями органовместного самоуправления может быть создан единый орган местного самоуправлениясоответствующих территорий.
Органы местногосамоуправления избираются (формируются) сроком на два года.
В городских и сельскихпоселениях с населением до 5 тыс. человек местное самоуправление можетосуществляться непосредственно населением через собрания, сходы и выборы главойместного самоуправления, который периодически отчитывается перед собранием,сходом.
В городских и сельскихпоселениях с населением до 50 тыс. человек выборными органами местногосамоуправления являются собрание представителей, а также глава местногосамоуправления (глава администрации). В городах и других поселениях снаселением свыше 50 тыс. человек органами местного самоуправления являютсясобрание представителей и глава администрации, назначаемый главой администрациикрая, области, города федерального значения, автономной области, автономногоокруга, или избираемый населением глава местного самоуправления.
В городах, имеющих делениена районы, округа и т. п., городскими органами местного самоуправления являютсясобрания представителей и глава самоуправления (глава администрации). Врайонах, в городах (округах), в присоединенных к городам городских и сельскихпоселениях могут быть образованы органы местного самоуправления района в городе(округа), городского, сельского поселения, а также органы территориального общественногосамоуправления.
В районах органом местногосамоуправления является глава местного самоуправления (глава администрациирайона). В районах может быть образован орган местного самоуправления,формируемый из представительных органов местного самоуправления городских исельских поселений.
В сельсоветах органомместного самоуправления является глава местного самоуправления (главаадминистрации сельсовета). В сельсоветах может быть образован орган местногосамоуправления, формируемый из представителей органов местного самоуправлениясельских поселений.
Выборный представительныйорган местного самоуправления работает, как правило, на непостоянной основе исозывается на свои заседания соответствующим главой местного самоуправления(главой администрации). Он утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении,устанавливает местные налоги и сборы, утверждает программы развитиясоответствующих территорий, принимает положения (уставы) о местномсамоуправлении, осуществляет контроль за деятельностью главы местногосамоуправления (главы администрации.
Решения, связанные сутверждением местного бюджета, расходованием финансовых средств, установлениемили отменой местных налогов и сборов, принимаются выборным представительныморганом местного самоуправления по представлению и согласованию с главойместного самоуправления (главой администрации).
Решения выборногопредставительного органа местного самоуправления подписываются главой местногосамоуправления (администрации).
Главы местного самоуправления (глава администрации, староста ит.п.)могут избираться или назначаться. Так, Указом ПрезидентаРоссийской Федерации «О гарантиях местного самоуправления в РоссийскойФеде/>рации» от 22 декабря 1993 г. предусмотрено, что по решениюглавы администрации (правительства) края, области, города федерального значениямогут быть проведены выборы ранее назначенных глав местного самоуправлениясоответствующих территорий одновременно с выборами представительного органаместного самоуправления.
В настоящее время главыместного самоуправления, как правило, назначаются.
Глава местногосамоуправления (глава администрации) непосредственно или через образуемые иморганы местного самоуправления осуществляет управление муниципальнымхозяйством, распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности,разрабатывает местный бюджет, обеспечивает его исполнение и выполняет другиеисполнительно-распорядительные функции.
Глава местногосамоуправления (глава администрации) издает по вопросам своего веденияпостановления и распоряжения.
Выборные и другие органыместного самоуправления организуют исполнение законов Российской Федерации,указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства РоссийскойФедерации, законодательных и иных правовых актов субъектов Российской Федерации,оказывают содействие федеральным органам государственной власти, расположеннымна их территории, и органам государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, осуществляют координацию деятельности органов территориальногообщественного самоуправления населения.
Наименование главы местногосамоуправления, выборного представительного органа местного самоуправления ипорядок его избрания (формирования), включая работающих на постоянной(оплачиваемой) основе, другие вопросы организации и деятельности местногосамоуправления на территории субъектов Российской Федерации определяютсяправовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом исторических,национальных и иных традиций и местных условий.
3. Составной частью системыместного самоуправления являются органы территориального общественногосамоуправления населения. В их число входят советы или комитетымикрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов,советы или комитеты улиц, кварталов, домов.
Органы территориальногообщественного самоуправления населения создаются по инициативе граждан наоснове их добровольного волеизъявления. Они характеризуются территориальнымпризнаком организации и деятельности, представительным характером, общественнойформой и самоуправленческой природой.
Компетенция органовтерриториального общественного самоуправления населения определяется положением(уставом) об этих органах, подготовленным с учетом полномочий,передаваемых им представительными органами местного самоуправления и местнойадминистрацией. Они могут осуществлять экономическую деятельность, иметь исамостоятельно использовать финансовые ресурсы, образуемые за счет доходов отэкономической деятельности, добровольных взносов и пожертвований и другихпоступлений.
Решения органовтерриториального общественного самоуправления, принятые в пределах ихкомпетенции, обязательны к исполнению гражданами, проживающими на даннойтерритории, а также предприятиями, организациями, учреждениями, должностнымилицами, которым они адресованы.
4. Практика показывает, чтогорода, поселки, сельские населенные пункты в целях более эффективногоосуществления местного самоуправления объединяются в ассоциации. Внастоящее время созданы такие ассоциации, как Союз малых городов, Союзроссийских городов, ассоциации малых и средних городов и т. п.
Согласно Временномуположению о порядке формирования, регистрации и деятельности добровольныхобъединений (ассоциаций) экономического взаимодействия субъектов федерации иорганов местного самоуправления, утвержденному постановлением ПравительстваРоссийской Федерации 16 сентября 1993 г., объединения (ассоциации)экономического взаимодействия образуются органами местного самоуправления длярешения местных экономических и социальных задач в рамках совместно принятыхсоглашений, программ и проектов.
Права объединений(ассоциаций) органов местного самоуправления определяются в пределахполномочий, делегированных им учредителями. Устав объединения (ассоциации)утверждается собранием учредителей и регистрируется Министерством юстиции РоссийскойФедерации.
Практикуются и иные формыобъединения органов местного самоуправления. Например, совместным решениеморганов местного самоуправления нескольких территорий может быть создан единыйорган местного самоуправления, наделенный на договорной основе частьюполномочий создавших его органов местного самоуправления.
5. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 131) местноесамоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на другихтерриториях с учетом исторических и иных местных традиций. Следовательно,территориальной основой местного самоуправления являются городские исельские поселения. Что касается «других территорий»,упомянутых Конституцией Российской Федерации, то это понятие должно бытьконкретизировано органами государственной власти субъектов Российской Федерациив принимаемых ими актах об организации местного самоуправления на своихтерриториях. Такими территориями, на которых осуществляется местноесамоуправление, могут, в частности, выступать территория района, территории,включающие несколько городских или сельских поселений, органы местногосамоуправления которых приняли решение о создании единого органа местногосамоуправления на своих территориях и т. д. Конституция Российской Федерации,закрепляя территориальную основу осуществления местного самоуправления,устанавливает, что изменение границ территорий, в которых осуществляетсяместное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующихтерриторий (ст. 131). С системой органов местного самоуправления тесно связанаих организационная структура, являющаяся важнейшим условием эффективности местногосамоуправления. Она должна соответствовать задачам и функциям местногосамоуправления, служить оптимальному сочетанию местных, региональных игосударственных интересов. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 131)структура органов местного самоуправления определяется населениемсамостоятельно.