–PAGE_BREAK–
Совокупное предложение— обобщающий макроэкономический параметр; показатель состояния производства и рынка, характеризующий общую сумму товаров и услуг, которые их производители и продавцы готовы, способны предложить покупателям при разных возможных уровнях средних цен.
Инфляция— обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества. [1].
2.2. Анализ макроэкономических показателей.
Валовой продукт
В макроэкономике такие параметры, как национальный объем производства, валовой национальный и внутренний продукт, совокупный спрос и совокупное предложение, занятость и норма безработицы, уровень инфляции и т.д. характеризуют экономическое состояние государства и рассматриваются в агрегированном, совокупном виде.
Для характеристики экономических событий, сложных хозяйственных связей существует система надежных, взаимодополняющих показателей — это система национальных счетов (СНС). Она охватывает все операции, происходящие в экономике, и все расходы, которыми располагает страна. На ее основе разрабатываются экономические модели и прогнозы, например в области темпов экономического роста, регулирования инфляции и т.д.
Центральным показателем СНС является валовой внутренний продукт (ВВП). Это рыночная стоимость всего объема конечной продукции и услуг, произведенного на территории страны за определенный период, независимо от того, кто владеет факторами производства (граждане данной страны или иностранцы).
Второй показатель системы национальных счетов — валовой национальный продукт (ВНП). Он также измеряет рыночную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период (обычно за год), однако в отличие от ВВП ВНП измеряет стоимость продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны, в том числе и на территории других стран.
Конечными товарами и услугами являются те товары и услуги, которые покупаются для конечного потребления, а не для перепродажи или дальнейшей обработки или переработки. У крупных государств различия между ВВП и ВНП незначительны, на уровне ±1%.
Для определения тенденции роста производства используется потенциальный объем производства (потенциальный ВНП — это уровень ВНП, произведенный при полной занятости ресурсов).
ВНП выступает как результат производства конечных товаров и услуг. Это означает, что промежуточные товары, т.е. такие, которые используются для производства других товаров и услуг, могут учитываться неоднократно.
Чтобы избежать многократного учета частей продуктов, при расчете ВНП учитывается только рыночная стоимость конечных продуктов.Это такие товары и услуги, которые покупаются для окончательного пользования, а не для перепродажи или дальнейшей обработки. Отдельный учет промежуточных продуктов означал бы двойной счет и завышенную оценку ВНП.
Чтобы при расчете стоимости национального продукта избежать двойного счета, необходимо тщательно следить за тем, чтобы в него включалась только добавленная стоимость, созданная каждой фирмой. Добавленная стоимость есть рыночная цена объема продукции, произведенной фирмой, за вычетом стоимости потребленных сырья и материалов, приобретенных ею у поставщиков.
ВНП исключает не только двойной счет, но и непроизводительные сделки. Непроизводительные сделки бывают двух видов: финансовые сделки и продажи подержанных товаров.
Финансовые сделки:
1) государственные трансфертные платежи, включение их в объем ВНП привело бы к завышению этого показателя для данного года;
2) частные трансфертные платежи — например, подарки, ежемесячные субсидии студентам университетов из дома являются не результатом производства, а актом передачи средств от одного частного лица к другому;
3) сделки с ценными бумагами, т.е. купля-продажа акций и облигаций.
Продажа подержанных вещей. Основание для исключения сумм продажи подержанных вещей из ВНП очевидно, так как эти продажи либо не отражают текущего производства, либо включают двойной счет.[]
Чистый национальный продукт (ЧНП)— представляет собой валовой национальный продукт, скорректированный на сумму амортизационных отчислений. С его помощью измеряется общий годовой объем производства, который экономика в целом, включая домашние хозяйства, компании, правительство и иностранцев, в состоянии воспроизвести, улучшая при этом производственные возможности в будущем.
Показатель чистого объема производства является более совершенным измерителем объема производства продуктов для потребления и накопления капитала, чем валовой объем производства. Итак,
ЧНП=ВНП минус амортизация.
Национальный доход (НД)— это показатель общего объема заработной платы, рентных платежей, процента и прибылей, полученных в ходе производства объема ВНП данного года, т.е.
НД=ЧНП минус косвенные налоги на бизнес.
Единственным компонентом ЧНП, который не отражает текущего вклада экономических ресурсов, являются косвенные налоги на бизнес. Итак, национальный доход — это весь годовой поток товаров и услуг, исчисляемый в денежном выражении, т.е. окончательный итог годового производства машин, оборудования, одежды, пищи, услуг и т.д.
Личный доход (ЛД)— это полученный доход до уплаты индивидуальных налогов ЛД=НД минус три вида доходов, которые заработаны, но не получены (налоги на социальное страхование, налоги на прибыль корпорации, нераспределенные прибыли корпораций) + доходы, полученные, но не являющиеся результатом собственной деятельности, т.е. трансфертные платежи.
Трансфертные платежи состоят из таких видов платежей, как:
выплаты по страхованию по старости и от несчастных случаев, а также пособия по безработице, основанные на социальных программах; разнообразные выплаты ветеранам, субсидии на образование и пособия по нетрудоспособности; выплаты частных пенсий и пособий по безработице и вспомоществованию, а также процентные платежи, выплачиваемые правительством и потребителями.
Анализ валового национального продукта и национального дохода необходимо дополнить решением важнейшей проблемы — выяснить, как определяется уровень цен. Уровень цен выражается в виде индекса цен.
Индекс цен является измерителем соотношения между совокупностью определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной» для данного времени, и совокупной ценой идентичной либо сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.
Набор индексов цен для различных лет позволяет сравнивать уровни цен в различные годы. Повышение индекса цен ВНП в данном году по сравнению с предыдущим годом указывает на инфляцию; уменьшение индекса цен указывает на дефляцию.
На изменения ВНП существенное влияние оказывают совокупный спрос и совокупное предложение.[5, с.214]
Совокупный спрос
Совокупный спрос — это модель, представленная в виде кривой, которая показывает реальный объем национального производства, потребляемый внутри страны при любом уровне цен (рис. 1).
При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема национального производства захотят приобрести потребители. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта они захотят купить. Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, на который предъявлен спрос, является обратной, или отрицательной.
Характер кривой совокупного спроса определяется прежде всего тремя факторами:
эффектом процентной ставки;
эффектом богатства, или реальных кассовых остатков;
эффектом импортных закупок.
Рис. 1. Кривая совокупного спроса.
Эффект процентной ставкипредполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а следовательно, на потребительские расходы и инвестиции. Когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки, в свою очередь, приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций.
Эффект богатства,или эффект реальных кассовых остатков предполагает, что при более высоком уровне цен реальная стоимость, или покупательная способность, накопленных финансовых активов, в частности активов с фиксированной денежной стоимостью, таких, как срочные счета или облигации, находящихся у населения, уменьшится. В таком случае население реально станет беднее, и поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы. И, наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость, или покупательная способность, материальных ценностей возрастет и расходы увеличатся.
Эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги при повышении уровня цен. И наоборот, сравнительное уменьшение уровня цен способствует сокращению импорта и увеличению экспорта и тем самым увеличению чистого объема экспорта в совокупном спросе.[8, с.254]
Совокупное предложение
Совокупное предложение — это модель, представленная в виде кривой, которая показывает уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия выбрасывают на рынок, является прямой, или положительной.
Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков:
1) кейнсианский (горизонтальный) отрезок,
2) классический (вертикальный) отрезок,
3) промежуточный (отклоняющийся вверх) (рис. 2).
Кейнсианский отрезок означает, что экономика испытывает спад производства; здесь невозможно стимулирование производства за счет роста цен.
Классический отрезок означает, что в экономике достигнута полная занятость и соответственно полный объем производства; рост уровня цен не может обеспечить увеличение предложения товаров и услуг.
Рис.2. Кривая совокупного предложения
Промежуточный отрезок, расположенный между горизонтальными и вертикальными отрезками означает, что переход от депрессивной экономики к растущей происходит за счет роста цен.[8, с.256]
Занятость и безработица
Кейнсианская теория занятости резко отличается от классического подхода. Суть этой теории состоит в следующем: при капитализме не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость; экономика может быть сбалансированной при значительном уровне безработицы и при существенной инфляции. Полная занятость скорее случайность, а не закономерность; по Кейнсу, капитализм не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию и нельзя полагаться на то, что капитализм «развивается сам по себе».
В реальной жизни в рыночной экономике «полная занятость» постоянно сопровождается безработицей.
Безработица — это часть работоспособного населения, временно или постоянно потерявшего работу.
Коренная причина образования безработицы — рост технического строения капитала.
Таким образом, промышленная резервная армия является порождением накопления капитала в условиях рыночной экономики.
Безработица — это когда часть активного населения не может найти работу, становится «излишним» населением — резервной армией труда. Безработица усиливается во время экономических кризисов и последующих депрессий в результате резкого сокращения спроса на рабочую силу.
Основные виды безработицы
1. Текучая, или фрикционная, безработица— это когда люди потеряли работу, но вскоре найдут новую. Этот вид безработицы не представляет из себя серьезной проблемы, поскольку отражает обычную текучую безработицу. Средством уменьшения текучей безработицы является расширение информационных услуг: своевременное предоставление информации о наличии свободных мест; создание специальных органов печати и телевидения для ускорения возможности получения той или иной информации.
2. Структурная безработица— это безработица, которая возникает в результате несовпадения предложения и спроса по квалификациям и специальностям вследствие отсталости квалификационно-образовательной системы трудовых ресурсов. Структурная безработица является тяжелой формой безработицы, так как затраты на ее устранение, т.е. затраты на переквалифицирование людей, создание учреждений по повышению или изменению квалификации, а также изменение самого образования очень высоки.
3. Циклическая безработицавызывается спадом производства, т.е. той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью совокупных потребительских инвестиционных расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет.
4. Скрытая безработица, или неполная занятость: это когда люди заняты неполный рабочий день или находятся в вынужденном отпуске и т.д. Этому виду безработицы подвержены такие владельцы мелких предприятий, которые получают доход ниже уровня средней заработной платы.
5. Застойная безработица включает в себя, прежде всего, работающих не на фабриках и заводах, а у себя на дому. Работники домашней системы полностью заняты только в определенные сезоны, а все остальное время являются безработными.
Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы и составляет 5-6% от рабочей силы.
Естественный уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, т.е. когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы представляет собой в какой-то степени объективное явление.
Безработица мешает обществу постоянно двигаться вверх по кривой потенциальных возможностей. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объема ВНП. Это отставание представляет собой объем, на который фактический ВНП меньше потенциального ВНП. Причем чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВНП.[6, с.304]
Инфляция
Инфляция — это повышение общего уровня цен. Конечно, это не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных мест инфляции — это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.
Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Индекс цен определяет их текущий уровень по отношению к базовому периоду. Темп инфляциидля данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса последующего года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100.
Экономисты различают три типа инфляции:
1. Инфляция спроса— это когда избыточный совокупный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный объем продукции. Экономика может попытаться тратить больше, чем она способна производить, она может стремиться к какой-то точке, находящейся вне кривой своих производственных возможностей. Поэтому такой избыточный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Иногда это объясняют одной фразой: «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров».
2. Инфляция издержек, или уменьшение совокупного предложения, — это результат изменений издержек и совокупного предложения на рынке. Теория инфляции, обусловленная ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции, т.е. средних издержек при данном объеме производства.
Повышение средних издержек в экономике сокращает прибыли и уменьшает объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, издержки, а не спрос взвинчивают цены, как это происходит при инфляции спроса.
3.Инфляция обусловленная ростом издержек. Она является следствием увеличения издержек производства, а следовательно, и цен, связанных с внезапным, непредвиденным увеличением стоимости сырья или затрат на энергию. [3, с.294]
Глава 3.
Внутренний валовой продукт как основной макроэкономический показатель.
3.1. Определение ВВП.
Валовой внутренний продукт (ВВП) — это один из важнейших показателей системы национальных счетов, который характеризует конечный результат производственной деятельности экономических единиц — резидентов и измеряет стоимость товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования.
ВВП является показателем произведенного продукта, который представляет собой стоимость произведенных конечных товаров и услуг. Это означает, что стоимость промежуточных товаров и услуг, использованных в процессе производства (таких, как сырье, материалы, топливо. энергия, семена, корма, услуги грузового транспорта, оптовой торговли, коммерческие и финансовые услуги и т. п.), не входит в ВВП. В противном случае, ВВП содержал бы повторный счет.
Кроме того, ВВП — это внутренний продукт, потому что он произведен резидентами. К резидентам относятся все экономические единицы (предприятия и домашние хозяйства) независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие центр экономического интереса на экономической территории данной страны. Это означает, что они занимаются производственной деятельностью или проживают на экономической территории страны длительное время (не менее года). Экономическая территория страны — территория, административно управляемая правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. В отличие от географической территории она не включает территориальные анклавы других стран (посольства, военные базы и т. п.), но включает такие анклавы данной страны, расположенные на территории других стран.
И наконец, ВВП — это валовый продукт, потому что он исчисляется вычета потребления основного капитала. Потребление основного капитала представляет собой уменьшение стоимости основного капитала в течение отчетного периода в результате его физического и морального износа случайных повреждений, не носящих катастрофического характера.
Теоретически внутренний продукт должен определяться на чистой основе, т.е. за вычетом потребления основного капитала. Однако для определения потребления основного капитала в соответствии с принципами системы национальных счетов требуются специальные расчеты на основе данных о восстановительной стоимости основных фондов, сроке их службы и износе по видам основных фондов. Амортизация по данным бухгалтерского учета не подходит для этой цели. Не все страны производят такие расчеты, а те, которые производят, используют различные методы. Таким образом, данные о ВВП более доступны и сравнимы между странами, и поэтому показатель ВВП получил более широкое распространение, чем чистый внутренний продукт. [2, с.344]
3.2. Методы подсчета ВВП
.
Экономическая теория и статистика для измерения объема национального производства используют ряд показателей, среди которых важнейшее место занимает показатель валового внутреннего продукта (ВВП). При расчете ВВП используются три основных метода.
1. Метод добавленной стоимости (производственный метод)
ВВП — это денежная оценка всех произведенных конечных товаров и услуг в экономике за год. При этом учитывается годовой объем конечных товаров и услуг, созданных на территории данной страны, или, выражаясь иначе, в географических границах какой-либо страны или региона.
Для правильного расчета ВВП необходимо учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году, но без повторного, или двойного счета. Вот почему в определении ВВП речь идет о конечных товарах и услугах. Эти блага потребляются в рамках домашних хозяйств или фирм, и не участвуют в дальнейшем производстве, в отличие от промежуточных товаров. Например, продовольственные товары, стиральные машины, парикмахерские услуги, приобретаемые домашними хозяйствами — типичный пример потребления конечных товаров и услуг. В отличие от них, мука, купленная хлебозаводом для выпечки хлеба, представляет собой промежуточную продукцию. Если в ВВП включить промежуточные продукты, т.е. товары, используемые для производства других товаров, то мы с неизбежностью получим завышенную оценку ВВП. Так, цена муки будет учтена несколько раз: вначале как результат деятельности мукомольного завода (собственно цена муки), потом — в цене выпеченного хлеба, далее — в цене расфасованного хлеба в супермаркете и т.д.
Исключить двойной счет позволяет показатель добавленной стоимости, который представляет разницу между продажами фирмами их готовой продукции и покупкой материалов, инструментов, топлива, энергии и услуг у других фирм. Иными словами, добавленная стоимость — это рыночная цена продукции фирмы, за вычетом стоимости потребленного сырья и материалов, купленных у поставщиков.
Суммируя добавленные стоимости, произведенные всеми фирмами в стране, можно определить ВВП, который и представляет рыночную оценку всех выпущенных товаров и услуг.
продолжение
–PAGE_BREAK–