Система нормативного регулирования аудиторской деятельности

–PAGE_BREAK–
2.2 Система органов осуществляющих регулирование аудиторской деятельности в России
В соответствии со ст. 15 ФЗ «Об аудиторской деятельности» функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Основные функции уполномоченного федерального органа представлены в  Положение об уполномоченном федеральном органе утверждается Правительством РФ.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации», уполномоченным федеральным органом, регулирующим аудиторскую деятельность определено Министерство финансов РФ.

Для разработки единой политики в области аудита и обеспечения формирования, функционирования и развития системы аудита в Российской Федерации приказом Минфина РФ от 07.06.2005 № 110 утверждено Положение о Департаменте регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности.

Основной задачей Департамента организации аудиторской деятельности является обеспечение государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Для учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создается совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе (ст. 16 ФЗ). В состав Совета включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту;  представители от саморегулируемых организаций аудиторов, представители государственных органов, Центрального банка РФ и пользователей аудиторских услуг.

Положение о Совете и его состав утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа (Министром финансов РФ).

Положение о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации, утверждено Приказом Минфина РФ от 03.06.2002 № 47н.

Общественное регулирование аудиторской деятельности осуществляют аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.

Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение – это саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством РФ в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном органе.

Для аккредитации профессионального аудиторского объединения в его составе должно состоять не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций.

Аккредитация в уполномоченном федеральном органе состоит в официальном признании профессиональной аудиторской организации и ее регистрации.

Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами по крайней мере одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения.

В федеральном законе также определены права аккредитованных аудиторских объединений, которые представлены в приложении.

В случае аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора они исключаются из состава всех аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, членами которых он являются, без повторного вступления как в эти, так и другие аккредитованные объединения на срок, установленный уполномоченным федеральным органом, но не более трех лет со дня аннулирования лицензии у данной аудиторской организации или индивидуального аудитора [14, С.47].

2.3 Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности
В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудитором является физическое лицо, являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов, и имеющее квалификационный аттестат.

Вопросы аттестации определены ст. 11 указанного ФЗ и Приказом Минфина РФ от 12.09.2002 № 93н «Об утверждении Временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации».

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности – это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, проводимая в  форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим данный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора, которые не имеет ограничения срока своего действия [5].

К претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора предъявляются следующие обязательные требования:

— наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельство об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;

— наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет [5].

Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

Порядок проведения аттестации регулируется Временным положением по системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 11.09.2002 № 93н.

Претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора представляют в Министерство финансов РФ через учебно — методические центры следующие документы:

1) заявление;

2) заверенную в установленном порядке копию диплома о высшем экономическом образовании;

3) заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки (в случае невозможности нотариального заверения трудовой книжки представляется копия  трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, либо справка с места работы с указанием занимаемой должности и срока пребывания в ней);

4) свидетельство Министерства образования РФ о признании эквивалентности иностранного документа об образовании (при наличии высшего экономического и (или) юридического образования, полученного в иностранном образовательном учреждении);

5) копия платежного документа о внесении платы за проведение аттестации;

6) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ [5].

Решение саморегулируемой организации аудиторов об аннулировании квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в судебном порядке в течение трех месяцев со дня получения указанного решения.

Квалификационные экзамены по направлениям аудита, соответствующим отдельным типам квалификационных аттестатов аудитора, проводятся один раз в месяц одновременно во всех учебно-методических центрах, своевременно подавших необходимые документы.

Квалификационные экзамены проводятся в течение трех дней и состоят из тестирования и выполнения письменно — устной работы по экзаменационным билетам (с перерывом между тестированием и проведением письменно — устной работы по экзаменационным билетам от одного до трех дней). Информация о дате и месте проведения квалификационного экзамена доводится до сведения претендентов учебно-методическими центрами не менее чем за 5 дней до намеченной даты его проведения. Конкретные даты проведения квалификационных экзаменов устанавливаются Минфином РФ [14, С.201].

Минфин РФ утверждает программы проведения квалификационных экзаменов. Претенденты, успешно сдавшие квалификационные экзамены в соответствии с программами, получают квалификационные аттестаты в области:

— общего аудита;

— аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

— аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);

— аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковский аудит).

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым Минфином РФ.

Повышение квалификации для аудиторов, имеющих квалификационный аттестат одного типа, осуществляется в объеме не менее 40 академических часов в год. Повышение квалификации для аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты двух типов и более, осуществляется в объеме не менее 10 академических часов в год по каждому направлению аудита, которому соответствует тип квалификационного аттестата, но не менее 40 академических часов в общем объеме.

Подтверждение повышения квалификации аудитора производится Минфином РФ один раз в три года. Для этого на оборотной стороне бланка квалификационного аттестата производится соответствующая отметка о прохождении повышения квалификации. При отсутствии данного подтверждения при сроке действия квалификационного аттестата аудитора более 4 лет квалификационный аттестат аннулируется.

Перечень случаев, при которых аннулируется аттестат, установлен статьей 12 ФЗ «Об аудиторской деятельности» и представлены в Приложение В.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата принимается уполномоченным федеральным органом, который выносит решение об аннулировании аттестата.

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение уполномоченного федерального органа в суд в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании аттестата аудитора.

Лица, квалификационные аттестаты которых аннулированы по причине получение по подложным документам, разглашения аудиторской тайны, несоблюдения требований независимости, несоблюдения требований федерального закона и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, подписания аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании аттестата.

Лица, квалификационные аттестаты которых аннулированы по приговору суда, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда.

В соответствии с  пунктами 2 и 3 ст. 3 ФЗ «Об аудиторской деятельности» коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее — реестр аудиторов и аудиторских организаций), членом которой такая организация является. Коммерческая организация, сведения о которой не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц, не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская», а также производные слова от слова «аудит».

 В РФ лицензирование отдельных видов деятельности (в том числе и аудиторской деятельности) осуществляется в соответствии с ФЗ от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности»

Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов Российской Федерации. Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается на срок 5 лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на 5 лет неограниченное количество раз.

Лицензионные требования и условия осуществления аудиторской деятельности для выдачи лицензии следующие:

а) наличие у индивидуального аудитора или у аудиторов аудиторской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;

б) наличие в штате аудиторской организации не менее 5 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора;

в) осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с нормативными правовыми актами РФ (в том числе федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности) и органов, регулирующих деятельность аудируемых организаций;

г) соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение возможности проведения внешних проверок качества их деятельности с предоставлением в установленном порядке всей необходимой для этого документации и информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ;

е) предоставление аудируемым лицам информации об обстоятельствах, исключающих возможность проведения их аудиторской проверки;

ж) участие в обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора на право осуществления аудита кредитных организаций;

з) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита кредитных организаций стажа аудиторской деятельности не менее двух лет;

и) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее двух лет [14, С.135].

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

1) заявление о выдаче лицензии с указанием: фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя; наименования, организационно — правовой формы и места нахождения — для юридического лица;

2) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;

3) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии;

4) копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

5) копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

6) копии всех имеющихся у соискателя лицензии квалификационных аттестатов аудитора;

7) сведения о фамилии, имени, отчестве руководителей организации, их заместителей и состоящих в штате организации аттестованных аудиторов — при наличии в штате организации только постоянно проживающих на территории РФ граждан РФ;

8) сведения о фамилии, имени, отчестве, занимаемой должности, гражданстве и стране постоянного проживания руководителей организации, их заместителей, аттестованных аудиторов и иных штатных работников организации — при наличии в штате организации иностранных граждан и (или) не проживающих постоянно на территории РФ граждан РФ.

Если копии указанных в настоящем пункте документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала.

Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами.

С целью контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий проводится проверка их деятельности. Основанием для проведения проверки является:

а) распоряжение уполномоченного должностного лица лицензирующего органа;

б) план проверок, утвержденный лицензирующим органом;

в) нарушения лицензиатом законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в РФ;

г) обращения и жалобы заказчиков аудиторских услуг, правоохранительных органов на допущенные лицензиатом при осуществлении им аудиторской деятельности нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в РФ.

В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган в месячный срок по окончании проверки направляет лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения.

Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок (в письменной форме) лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса и (или) адресов используемых им для осуществления аудиторской деятельности зданий и помещений, а также обеспечивать условия для проведения проверок.

Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:

а) наименование лицензирующего органа;

б) лицензируемая деятельность;

в) сведения о лицензиате с указанием идентификационного номера налогоплательщика:

— наименование, организационно — правовая форма, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, место нахождения, номера и типы квалификационных аттестатов штатных аудиторов — для аудиторской организации;

— фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера и типы квалификационных аттестатов — для индивидуального аудитора;

г) срок действия лицензии;

д) номер лицензии;

е) дата принятия решения о выдаче лицензии;

ж) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

з) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

и) основания и даты переоформления и продления срока действия лицензии, основание и дата аннулирования лицензии.

Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации обязаны в 15-дневный срок сообщать в лицензирующий орган об изменениях данных, внесенных в реестр лицензий.

Лицензирующий орган руководствуется при проведении лицензирования и предоставлении информации из реестра лицензий Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением о лицензировании аудиторской деятельности [15, С.91].
Заключение
Становление аудиторской деятельности и ее нормативное регулирование включает следующие уровни:

— закон об аудиторской деятельности, который относится к основным законодательным актам. Закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности

— Разработка федеральных правил или стандартов. До их принятия действовали российские правила или стандарты, они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности.

— Внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающих правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета и хозяйственного права.

— Внутрифирменные стандарты, которые разрабатываются внутри аудиторской организации на базе федеральных правил и практики аудита.

До выхода Федерального закона об аудиторской деятельности аудит развивался стихийно и этот период называют первым этапом развития аудита в России (90-93 годы); 93-2001 год — это второй этап, до выхода закона — это период становления российского аудита, в становлении аудита сыграли большое значение временные правила. После введения 6 мая 1994 года № 482 постановления «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности» стал развиваться новый этап аудиторской деятельности, который создал перспективы дальнейшего развития аудита.

Закон представляет концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в России. Федеральный закон включает 26 статей. В законе отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих услуг.
В законе дано определение обязательного аудита, приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правила аудиторской деятельности и аудиторского заключения.

Включено и рассмотрено понятие независимости аудиторской организации и аудиторов.

Определен порядок осуществления контроля работы аудиторской организации, порядок аттестации аудиторов и порядок лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.

Определена ответственность за нарушение закона об аудите.

До принятия закона с 1996 по 2000 год в России было создано 38 стандартов или правил по аудиторской деятельности, они называются российские или национальные. Они являются основной методологической базой аудиторской деятельности.
Глоссарий

п/п

Новые понятия

Содержание

1

2

3

1

Аудит

предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.

2

Аудиторская выборка

в широком смысле — способ проведения аудиторской проверки, при котором аудитор проверяет документацию бухгалтерского учета не сплошным порядком, а выборочно, следуя при этом требованиям соответствующего правила или стандарта аудиторской деятельности. — в узком смысле — перечень определенным образом отобранных элементов проверяемой совокупности.

3

Аудиторская проверка

мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения экономического субъекта, подлежащего аудиту, и имеющее своим результатом выражение мнения аудитора о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности этого экономического субъекта.

4

Аудиторская процедура

порядок и последовательность действий аудитора для получения необходимых аудиторских доказательств на конкретном участке аудита.

5

Аудитор

физическое или юридическое лицо, имеющее необходимые полномочия на проверку финансово-хозяйственной деятельности акционерных компаний.

6

Заключение аудитора

— документ: — содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета требованиям, установленным нормативными актами; и  — имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов; — предназначенный для любых пользователей бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

7

Аудиторский отчет

часть годового отчета, содержащая заключение аудитора относительно достоверности приводимой финансовой отчетности.

9

Лицензия на осуществление аудиторской деятельности

в РФ — разрешение, выдаваемое Аудиторской палатой на занятие аудиторской деятельностью. Лицензии могут выдаваться аудиторским фирмам, и частным лицам, имеющим высшее образование.

10

Лицензирование аудиторской деятельности

в РФ — процедура выдачи лицензии на право осуществлять аудиторскую деятельность аттестованным аудиторам, а также юридическим лицам (аудиторским фирмам), отвечающим требованиям законодательства.
    продолжение
–PAGE_BREAK–