Система обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь
План
1. Состав и построение системыобеспечения безопасности
2. Требования к системе обеспечения безопасности и ееправовое регулирование
3. Основные функции системыобеспечения национальной безопасности Республики Беларусь
4. Место и роль государственных органов РеспубликиБеларусь, общественных объединений, неправительственныхорганизаций в системе обеспечения безопасности Республики Беларусь
1. Состав и построение системы обеспечения безопасности
Состав и построение системы обеспечениябезопасности Республики Беларусь согласно Концепции национальной безопасности:
1. Система обеспечения национальной безопасности представляет собой совокупностьсубъектов обеспечения национальной безопасности, объединенных целями и задачамипо защите жизненно важных интересов личности, общества и государства, которые осуществляютсогласованную деятельность в рамках законодательства.
2. Субъектами системы обеспечения национальной безопасности являются государственныеорганы, организации, общественные объединения, а также граждане.
3. Общее руководство системой обеспечения национальной безопасности осуществляетПрезидент Республики Беларусь, который реализует свои полномочия в этой сфере черезСовет Безопасности Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь.
4. Функционирование системы обеспечения национальной безопасности организуетсяв соответствии с законодательством Республики Беларусь, регламентирующим отношениямежду субъектами системы.
Наиболее распространенными являютсяточки зрения, что объектом безопасности выступают: личность, общество и государствоили общественная система. В таком подходе происходит смешение объекта политики инациональной безопасности. Хотя, несомненно, они тесно переплетаются и взаимосвязаныдруг с другом. В основе анализа объекта безопасности должен лежать методологическийподход о вычленении его (объекта) сути, содержания и форм проявления, реализации.
Именно с этих позиций и для четкогоразграничения теоретического и практического аспектов национальной безопасностипредлагается рассматривать отдельно объекты безопасности и объекты обеспечениянациональной безопасности или объекты защиты. Первые раскрывают содержание исследуемогоявления, то есть безопасности, а вторые выступают в качестве формы проявления, реализацииданного содержания. Они относятся к системе обеспечения безопасности. В этом аспектеобъектом национальной безопасности выступают интересы как воплощение общественныхотношений. А объектами обеспечения национальной безопасности являютсяносители (материальные и идеальные) общественных отношений. Иными словами, кобъектам обеспечения или защиты относятся те объекты, воздействуяна которые возможно нанесение ущерба национальным интересам.
Такое разграничение необходимо в силутого, что национальные интересы и отношения как объект безопасности в теоретическомплане раскрывают сущность безопасности. Но их реализация в практическом плане осуществляетсяв многообразных формах жизнедеятельности человека и общества. Поэтому вычленениеобъектов обеспечения безопасности (объектов защиты) позволяет, как в теоретическомплане учесть все многообразие функционирования общественных отношений и реализациинациональных интересов, так и в практическом плане перевести анализ в плоскостьисследования конкретных форм, проявлений механизмов обеспечения национальной безопасностии как ее составляющих политической, экономической, гуманитарной, информационнойи пр.
Угрозы национальной безопасности, тоесть угрозы для нормального функционирования системы политических, экономических,социальных и других отношений и интересов, проявляются как воздействия на стабильноеразвитие республики в целом, государственных органов, политических партий и движений,отдельных отраслей, предприятий, индивидуальных субъектов и пр. Отсюда вытекаютдва важных методологических вывода: угроза для системы общественных отношений иинтересов внешне проявляется как угроза для материальных объектов (в силу чего ивозник подход к определению объекта национальной безопасности как личности, обществаи государства в целом); угроза системе отношений и интересов фактически реализуетсячерез воздействие на носителей отношений. Но реальной целью такого воздействия являетсяименно система отношений, система интересов.
Иначе говоря, угрозы безопасности воздействуютна ее объект (политические, экономические, социальные отношения и интересы) и проявляютсяв нарушении функционирования системы общественных отношений, в воздействии на интересыи условия их реализации.
Соответственно, при построении системыобеспечения национальной безопасности необходимо выделять сам объект безопасностии объект воздействия, который, в данном случае, является опосредствующим звеномв механизме воздействия угрозы на объект (интересы, отношения) безопасности. Следуеттакже уточнить, что объект воздействия с точки зрения обеспечения национальной безопасностистановится объектом защиты.
Такой подход подчеркивает, выделяетсоциальный характер национальной безопасности, с одной стороны. С другой — позволяетстроить систему обеспечения безопасности, выделяя как ее непосредственный объект,так и объекты воздействия или объекты защиты.
Выделение объектов воздействия (объектзащиты или объект воздействия угроз, что зависит от точки зрения на предмет исследования)позволяет более детально определить угрозы составляющим национальной безопасности.Например, на основе поиска и сбора информации о состоянии политических отношенийили отраслей народного хозяйства, отдельного предприятия, фирмы, государственныеили негосударственные структуры зарубежных государств пытаются обнаружить«узкие» места в системе политических отношений, в народнохозяйственномкомплексе, отрасли с недостаточно развитой технологией и т.д. Выяснение этих вопросовпозволяет иностранным государствам, предприятиям или спецслужбам организовать поддержкуоппозиционных партий или продажу нашей стране, например, устаревшего оборудования,осуществить некомплектные поставки техники и сырья, установить эмбарго на продажупрогрессивной технологии и нового оборудования и пр., тем самым затруднить условияреализации политических отношений или экономических интересов. В данном случае ониреализуют свои интересы за счет сдерживания процессов демократизации или развитияпроизводительных сил нашей страны.
Иными словами, когда речь идет о социальнойсистеме в разрезе национальной безопасности, следует учитывать два аспекта. Первый,что в проблеме национальной безопасности вычленяются как сама безопасность, таки ее обеспечение. Второй, что при анализе национальной безопасности и ее обеспечениивычленяются и два вида объектов — объекты национальной безопасности и объектынепосредственного воздействия, обеспечения (защиты). К первым относятсяинтересы и система общественных отношений, ко вторым — элементы социальнойсистемы, обеспечивающие реализацию национальных интересов и отношений. И через воздействиена объекты обеспечения (защиты) осуществляется влияние угроз на объекты национальнойбезопасности. Поэтому при анализе объектов безопасности необходимо выделять и рассматриватьименно две эти группы.
В методологическом плане формированиесистемы объектов безопасности (то есть системы интересов) должно осуществлятьсяв соответствии со структурой всех уровней общественной жизнедеятельности: отношенияв политической сфере, в рамках национальной экономики и в сфере информационной деятельности;на уровне межличностных, субъектных отношений (в соответствии с макро — и микроуровнями).Также в соответствии с формами социальной деятельности вычленяются политические,социальные, информационные, производственные, распределительные, финансовые и пр.отношения. Поскольку социальная система республики представляет собой сложную, иерархическуюструктуру, в качестве объектов национальной безопасности выступают общественныеотношения и интересы трех уровней:
система национальная безопасность беларусь
уровень личности — социальные, экологические,экономические интересы каждого индивида и его отношения с другими субъектами жизнедеятельности;
микроуровень — политические, социальные,информационные, экономические интересы и отношения органов управления, общественныхобъединений, регионов (областей) и отраслей (секторов);
макроуровень — реализация национальныхполитических, экономических, информационных, социальных интересов и отношений врамках международных отношений.
Что же касается объектов воздействияили обеспечения национальной безопасности, то следует отметить, что речь идет ободном и том же объекте, но рассматриваемом с позиций разных субъектов. Об объектевоздействия речь идет при анализе механизма реализации угроз безопасности. Об объектеобеспечения говорится при анализе деятельности государства, его органов или субъектовхозяйствования, направленной на предотвращение воздействия угроз на национальныеинтересы или отношения. В первом случае рассматривается система: угроза — объектее воздействия. Во втором — между ними встает субъект, деятельность которого должнапредотвратить воздействие угрозы на объект.
В самом общем виде объекты воздействия(защиты или обеспечения) целесообразно подразделить на две большие группы: физические,материальные и идеальные объекты и рассматривать в соответствии с классификациейобъектов непосредственно национальной безопасности, то есть — на разных уровнях,в разных сферах, по видам политической, информационной, производственной, финансовойи др. деятельности.
В этом случае следует учитывать, чтожизнедеятельность реализуется в различных сферах — политической, социальной, гуманитарной,как материальное производство, в единстве функционирования производительных сили производственных отношений. Воздействие на объекты может осуществляться по всемэтим сферам, в каждой из которых присутствуют как вещные (материальные), так и невещные(идеальные) объекты.
В современных условиях все более усиливаетсявзаимосвязь экономики и политики, экономики и социальной сферы, информационной совсеми другими. Поэтому воздействие на объекты обеспечения одной из составляющихнациональной безопасности или защиты может осуществляться как непосредственно, таки опосредованно, через воздействие на другие сферы жизнедеятельности.
Механизм взаимосвязи различных составляющихнациональной безопасности, например экономики и политики, включает такие элементы,как формирование потребностей людей, учет интересов, определение показателей развития,совершенствование правовых, экономических и административных рычагов реализацииполитики. Соответственно, оказывая воздействие на механизмы принятия решений, функционированиеаппарата управления можно достичь цели — нарушение функционирования системы отношений,реализации жизненно важных национальных интересов.
В современных условиях человеческийфактор становится одним из основных в обеспечении эффективного развития обществаи его институтов. Поэтому в качестве способа воздействия на национальную безопасностьможет выступать и процесс формирования взглядов и представлений каждого человека,его интересов, противоречащих национальным или государственным, и создание условийдля «утечки умов».
С учетом этого, невещный (идеальный)объект в аспекте анализа человека как главной силы общественного развития представленшироким диапазоном интеллектуальных ресурсов, массивов информации, целей, интересов,стратегических планов. В этом случае человек, индивид выступает в качестве объектавоздействия (а не объекта национальной безопасности), поскольку является носителемвсей системы общественных отношений. То есть через воздействие на человека, индивидаосуществляется негативное влияние угроз безопасности и на систему интересов и отношений,но не непосредственно, а опосредованно.
В этой связи специфика объекта воздействия(он же объект защиты) в системе обеспечения национальной безопасности заключаетсяв том, что через него осуществляется реализация угрозы. Он выступает как элемент,передаточное звено в механизме реализации угроз. Невещные (идеальные) объекты существенноотличаются от физических объектов в силу значительного разнообразия в применениисредств нанесения ущерба. Например, для воздействия на человека в современных условияхзарубежные страны используют новейшие методы психологической, психотронной, психотропнойи информационной войны. Поэтому современные средства психотронной войны вызываютнеобходимость причислять к объекту угроз в сфере национальной безопасности не только«физическое лицо», но и отдельные черты (характеристики) его сознания.Защита человека как объекта системы обеспечения безопасности должна базироватьсяна противодействии используемым методам. В то же время воздействие на физическийобъект более ограничено, например уничтожение, повреждение.
Многообразие методов воздействия наобъекты безопасности — национальные интересы и отношения — через вещные и невещные(идеальные) объекты и обусловливает необходимость четкого разграничения их с объектамивоздействия и объектами защиты (обеспечения). Например, в рамках процесса международногоразделения труда переезд научных работников на постоянное место жительства за границуявляется объективной, положительной тенденцией. Но с позиции национальных интересовпроцесс «утечки умов» (или аналогично «бегства капиталов») приводитк нарушению процесса распределения квалифицированных трудовых ресурсов, сокращениюобъема научно-технических разработок, что отражается в целом на нормальном функционированииэкономики и на уровне технической оснащенности производства в частности, то естьсоздает угрозу как гуманитарной, так и экономической составляющим национальной безопасности.
Таким образом, вычленение в структуреобъектов национальной безопасности непосредственно ее объектов — интересы и отношения- и объектов воздействия и отнесение их к понятию обеспечение безопасности, на нашвзгляд, не только целесообразно, но и необходимо. Данное разграничение позволяетв дальнейшем анализе национальной безопасности:
выделить конкретные механизмы реализацииугроз безопасности, в которых объекты воздействия являются элементами;
раскрыть непосредственные и опосредованныевоздействия на объекты безопасности и, соответственно, расширить перечень угроз,которые необходимо предотвращать для защиты национальных, общественных, государственныхи индивидуальных интересов;
вычленение объектов воздействия создаетметодологическую основу для более четкого разграничения компетенции органов государственнойвласти и управления в сфере обеспечения национальной безопасности. Выделяются нетолько объекты защиты, но становится возможным распределить функции элементов системыобеспечения безопасности в выявлении, предотвращении и пресечении угроз по отношениюк одному объекту, но разными органами.
Обеспечение национальной безопасностипредставляет собой целенаправленную, постоянно осуществляемую деятельность (политическая,хозяйственная, нормотворческая, аналитическая, правоохранительная и иная) всех субъектовсистемы безопасности по защите жизненно важных интересов республики, сохранениюи развитию процессов стабильного роста, целью которой является выработка:
подходов к вычленению первоочередныхжизненно важных интересов;
механизмов прогнозирования и выявленияугроз, условий и факторов, могущих препятствовать процессам реализации жизненноважных интересов республики;
системы противодействия существующими возникающим угрозам;
механизмов взаимодействия всех субъектовбезопасности.
С учетом методологического подхода определяющегоэлементы концепции обеспечения безопасности, данная деятельность должна включатьв себя помимо перечисленного выше:
анализ объектов защиты;
формирование механизмов выявления жизненноважных политических, экономических, информационных, гуманитарных и иных интересовреспублики и особенностей их реализации;
реализацию мер противодействия толькона основе определения признаков, проявлений, свидетельствующих о возникновении процессов,факторов или условий, совершении действий, наносящих ущерб жизненно важным интересамреспублики;
анализ особенностей и механизмов нанесенияущерба жизненно важным интересам республики.
Система обеспечения национальнойбезопасности включает в себя:
совокупность субъектов обеспечения безопасности(государственные органы, общественные структуры, предприятия и пр.), то есть имеетопределенную структуру органов и организаций;
систему государственных (межгосударственных,общественных или индивидуальных) мер правового (договорного), политического, экономического,социального, оборонного, научно-технического и иного характера, направленных назащиту жизненно важных интересов;
деятельность субъектов по реализацииэтих мер.
Структура системы обеспечения национальнойбезопасности — это организованная государством совокупность субъектов: государственныхорганов, общественных организаций, должностных лиц и отдельных граждан, объединенныхцелями и задачами по защите национальных интересов, которые осуществляют согласованнуюдеятельность в правовом поле государства.
На систему возлагается проведение комплексасогласованных мероприятий по защите национальных интересов в политической, экономической,военной, информационной и других сферах.
Более узко систему безопасности следуетопределить как организованную совокупность специальных органов, служб, органовгосударственного управления и исполнительной власти, общественных объединений, атакже средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересовличности, общества, государства от внутренних и внешних угроз.
С учетом специфического характера общественныхотношений, складывающихся в различных сферах жизнедеятельности общества, для обеспечениянациональной безопасности необходима разработка концепций обеспечения безопасностив каждой из таких сфер. Это обусловлено, прежде всего, спецификой нормотворческогопроцесса (правовые механизмы могут быть включены и эффективно работают лишь тогда,когда общественные отношения, подлежащие правовому регулированию, в достаточноймере стабилизировались), а также взаимообусловленностью и различиями в интересаходних и тех же субъектов по отношению к различным сферам жизнедеятельности общества.
В этом плане алгоритм обеспечениянациональной безопасности в целом и ее составляющих, как характеристика деятельностипо достижению стабильного, устойчивого состояния и развития социальной структуры,реализуется по этапам:
вычленение жизненно важных национальныхинтересов, в том числе и в различных сферах: политической, военной,гуманитарной, экономической и т.д.;
анализ возникающих противоречиимежду интересами внешних социальных элементов и интересамисоциального образования, их причин,
выявление (мониторинг) внутреннихпротиворечий между интересами социального организма и интересами его составляющихэлементов;
определение путей и возможныхмеханизмов разрешения возникших внешних и внутреннихпротиворечий;
определение субъектов обеспечениябезопасности, действия которых должны обеспечить равновесное состояние системы,принятие управленческих решений, реализацию которых будут осуществлять субъекты;
осуществление мероприятий по разрешениювозникших внешних и внутренних конфликтов и противоречий, достижение (восстановление)стабильного, устойчивого функционирования и развития социальной структуры.
Применительно к деятельности различныхорганов государственного управления по обеспечению безопасности, наряду с вышеперечисленнымиэлементами, такой алгоритм включает в себя:
выявление субъектов, деятельность которыхпредставляет угрозу безопасности в конкретной сфере;
определение объектов защиты, основываясьна выявлении механизмов реализации угроз;
определение признаков, свидетельствующихо совершении действий, наносящих ущерб жизненно важным интересам;
прогнозирование направлений, сфер, методови механизмов реализации угроз-действий;
определение и подготовка необходимыхсил и средств, использование которых может обеспечить выявление, предупреждениеи пресечение угроз безопасности;
взаимное информирование органами властии управления, субъектами хозяйствования друг друга о возникающих угрозах-факторах,процессах и действиях, оказание содействия в реализации планов развития,
выявление недостатков механизмов, влияющихна обеспечение безопасности республики, и формирование отраслевыми министерствамии ведомствами предложений по их устранению. 2. Требования к системе обеспечения безопасности и ееправовое регулирование
Концепцией национальной безопасностиРеспублики Беларусь определены следующие требования к системе обеспечения безопасности:
1. Способность системы к своевременному реагированию на изменения внешней ивнутренней обстановки и самосовершенствованию по мере накопления информации об угрозахи опыта их предупреждения и нейтрализации.
2. Полнота и достоверность информации о реальных и потенциальных угрозах, способностьсоздания организационных механизмов обеспечения национальной безопасности, наличиесил и средств.
3. Способность выполнения системой заданных функций в условиях неполной, противоречивойи нерегулярно поступающей информации об угрозах.
4. Сочетание централизации управления системой обеспечения национальной безопасностис самостоятельностью ее отдельных элементов.
5. Оперативность выработки и принятия решений, их адекватность угрозам национальнойбезопасности.
6. Способность эффективного использования сил и средств системы обеспечениянациональной безопасности и координации усилий всех ее элементов.
В целом эффективность функционированиясистемы обеспечения безопасности определяется степенью защищенности и реализованностижизненно важных интересов личности, общества и государства.
Обеспечение национальной безопасностиРеспублики Беларусь во всех жизненно важных сферах должно предусматривать организациювзаимодействия всех субъектов системы обеспечения безопасности. Такими субъектамиявляются:
граждане Республики Беларусь;
юридические лица: субъекты хозяйствования,общественные организации;
государство в виде органов власти иуправления, законодательных и исполнительных органов.
Деятельность всех субъектов обеспечениянациональной безопасности образует систему отношений (политических, экономических,социальных, организационных, административных, правовых и иных), которые должнырегулироваться законодательством Республики Беларусь. В силу того, что эти отношениявозникают по поводу обеспечения национальной безопасности во всех сферах жизнедеятельностиличности, общества и государства, законодательство должно включать в себя системузаконов, нормативных и правовых актов, регулирующих эти отношения на уровне взаимодействияличности и общества, личности и государства, общественных организаций и государства.Данные уровни отношений регламентируются республиканским законодательством, ведомственныминормативными актами, правовыми актами системы управления (территориальными и отраслевыми).
Для обеспечения эффективной деятельностипо разработке законодательства, нормативных и правовых актов в сфере обеспечениянациональной безопасности должна быть обеспечена системность, соподчиненность ипоследовательность в их разработке, принятии и контроле за выполнением.
Система законодательных, нормативныхи правовых актов по обеспечению национальной безопасности должна включать:
1. Основополагающий закон «Об основахнациональной безопасности Республики Беларусь», регламентирующий общие понятияв сфере национальной безопасности, определяющий систему обеспечения национальнойбезопасности (ее элементы, принципы их взаимоотношений, соподчиненность, роль иответственность каждого из субъектов за осуществление деятельности по обеспечениюнациональной безопасности), обязанность каждого из субъектов по разработке нормативныхи правовых актов в соответствующей сфере жизнедеятельности. Закон должен носитьдолговременный, концептуальный характер, поэтому жизненно важные интересы Беларусив сфере обеспечения национальной безопасности, основные угрозы безопасности, основныенаправления ее обеспечения на перспективу должна определять концепция национальнойбезопасности, принимаемая (утверждаемая) сроком на 5 лет.
2. Законы Республики Беларусь, определяющиесистему отношений между личностью, обществом и государством в сфере обеспечениябезопасности (политической, экономической, военной, гуманитарной, информационной,экологической и иных, в которых могут возникать угрозы национальным интересам РеспубликиБеларусь) и закрепляющие организационную структуру субъектов обеспечения безопасности(законы Республики Беларусь «Об обеспечении экономической безопасности»,«Об информационной безопасности» и т.д.).
3. Концептуальные ведомственные нормативныедокументы, регламентирующие деятельность по обеспечению национальной безопасностии защите жизненно важных интересов Беларуси (личности, общества и государства) вконкретной сфере жизнедеятельности (концепции безопасности в гуманитарной (или иной)сфере, стратегии обеспечения экономической безопасности и т.д.).
Основные направления обеспечения национальнойбезопасности, сформулированные в стратегиях или доктринах безопасности в сферахжизнедеятельности, должны конкретизироваться в соответствующих планах мероприятий. 3. Основные функции системы обеспечения национальнойбезопасности Республики Беларусь
Согласно Концепции национальной безопасностиосновные функции системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусьсоставляют:
1. Анализ и оценка текущего состояния национальной безопасности.
2. Определение приоритетных направлений укрепления национальной безопасностив основных сферах жизнедеятельности личности, общества и государства.
3. Разработка и осуществление оперативных и долговременных мер по предупреждению,выявлению и прогнозированию внутренних и внешних угроз, а также принятие мер поих нейтрализации или локализации.
4. Поддержание сил и средств системы обеспечения национальной безопасности вготовности, разработка и осуществление мер по их эффективному взаимодействию и использованиюв повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях.
5. Контроль за деятельностью государственных органов, организаций, в том числеобщественных объединений, а также граждан, занятых в сфере обеспечения национальнойбезопасности.
6. Информирование граждан республики по вопросам обеспечения национальной безопасности.
С позиций системного подхода обеспечениенациональной безопасности государства условно можно представить как сложноевзаимодействие таких подсистем, как обеспечение политической безопасности, экономическойбезопасности, информационной безопасности, военной безопасности и др. Системыобеспечения безопасности в различных сферах жизнедеятельности общества являютсяподсистемами более общей сложной системы обеспечения национальной безопасности государства.Все они находятся на едином уровне иерархии и имеют определенные информационныеи функциональные связи между собой.
Роль указанных подсистем зависит отосуществляемых функций и их приоритетов. Основные функции системы обеспечениянациональной безопасности Республики Беларусь за последние годы сводились кследующему:
управление деятельностью системы обеспечениянациональной безопасности;
осуществление плановой и оперативнойдеятельности по обеспечению национальной безопасности;
создание и поддержка в готовности сили средств обеспечения национальной безопасности;
участие в международных системах безопасности.
В зависимости от зафиксированного уровнямежгосударственных противоречий, характера, масштабов и уровней угроз реализациинациональных интересов в соответствующих сферах меняется и роль составных подсистемобеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.
Анализ состояния национальной безопасностисвидетельствует о том, что ее уровень не в полной мере соответствует современнымтребованиям и не обеспечивает способность государства реализовывать всю совокупностьимеющихся в его распоряжении сил, средств и ресурсов с целью предотвращения, локализациии нейтрализации угроз жизненно важным интересам личности, общества, государства,создания благоприятных условий для организации защиты их интересов.
Современное состояние Республики Беларусьхарактеризуется рядом специфических аспектов, связанных как с изменением ее положенияв международной системе политических и экономических связей, так и со спецификойреформирования народного хозяйства, социально-политических и экономических процессов.
Особенности внешних и внутренних процессов,политических, экономических и социальных факторов развития республики со всей остротойставят вопрос об обеспечении национальной безопасности Беларуси, о защите жизненноважных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз,определении компетенции каждого из субъектов системы обеспечения безопасности, построенииуниверсальной модели обеспечения безопасности, применимой как на национальном, государственномуровне, так и в различных сферах жизнедеятельности.
Основные цели и задачи обеспечениянациональной безопасности определяются на основе устойчивых приоритетов, отвечающихдолговременным интересам общественного развития, к которым относятся:
обеспечение реализации конституционногарантированных прав и свобод граждан Республики Беларусь, сохранение и развитиедемократических институтов;
сохранение общественного согласия иполитической стабильности в Республике Беларусь;
экономическое развитие, направленноена благо народа Республики Беларусь;
незыблемость народного, национальногои государственного суверенитета, конституционного строя, в том числе государственнойнезависимости, целостности, неприкосновенности государственной границы и неотчуждаемоститерритории страны;
сохранение национальной самоидентификации,воспитание патриотизма и укрепление единства народа;
сохранение и приумножение моральныхи духовных ценностей белорусского народа, сохранение национальных культурных ценностейи традиций;
устойчивое функционирование государственныхинститутов, укрепление и повышение эффективности их деятельности;
обеспечение оснащенности и боевой готовностивооруженных сил, войск и воинских формирований государства;
безусловное исполнение законов, международныхобязательств и поддержание правопорядка;
обеспечение достойной роли РеспубликиБеларусь в мировом сообществе;
развитие международного сотрудничествана основе равноправного партнерства.
Безопасность выражает состояние системыобщественных отношений между субъектами социальной системы на различных уровняхеефункционирования — межгосударственном, межпартийном (групповом), межличностноми т.д., в различных сферах деятельности — политической, экономической, социальной,информационной и пр. Субъектами этих отношений выступают производители и потребители,индивиды, социальные группы и элиты, государственные институты и общественные организации.
Обеспечение национальной безопасности- это задача долговременная, стратегическая. Ее решение предполагает разработкуконцепции обеспечения безопасности государства и утверждение государственной стратегииобеспечения безопасности, а также проведение политики, направленной на их реализацию.Любые действия, идущие вразрез с положениями, содержащимися в этих документах, атем более противоречащие им, должны рассматриваться как направленные на подрыв суверенитетаи национальной безопасности Республики Беларусь. Обеспечение национальной безопасностиосуществляется на каждом ее уровне соответствующими структурами и методами. Государственнаябезопасность — структурными элементами государственного аппарата, а при достижениисовпадения интересов государственный аппарат обеспечивает национальную безопасность.На уровне общества субъектами обеспечения национальной безопасности выступают различныеобщественные образования (например, элиты, общество защиты прав потребителей и пр.).Безопасность личности в различных сферах обеспечивают структурные звенья государственныхорганов, общественные организации, партии, предприятия, фирмы или сам гражданин.Такой подход закреплен в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь.В частности, в разделе «Структура и правовое регулирование системы обеспечениянациональной безопасности» определено, что «система обеспечения национальнойбезопасности объединяет целенаправленную деятельность государственных органов, должностныхлиц и отдельных граждан Республики Беларусь по защите жизненно важных интересовличности, общества и государства от всех видов угроз внешнего и внутреннего характера.Структура системы обеспечения национальной безопасности формируется на базе государственныхорганов власти и управления» 4. Место и роль государственных органов Республики Беларусь,общественных объединений, неправительственных организаций в системе обеспечениябезопасности Республики Беларусь
Систему государственных органов РеспубликиБеларусь, включенных в механизм обеспечения национальной безопасности, составляют:
Президент Республики Беларусь,наделенный полномочиями в сфере обеспечения безопасности:
по формированию и руководству деятельностьюСовета Безопасности Республики Беларусь;
определению стратегии обеспечения внутреннейи внешней безопасности, мер по обеспечению социально-политической и экономическойстабильности в обществе; организации деятельности по защите суверенитета РеспубликиБеларусь, ее национальной безопасности, территориальной целостности;
по контролю и координации деятельностигосударственных органов по обеспечению безопасности;
по изданию декретов, указов и распоряжений,имеющих обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Обеспечению ихисполнения.
Основной функцией Национального СобранияРеспублики Беларусь является разработка системы правового регулирования отношенийв сфере безопасности. И, по нашему мнению, оно должно осуществлять законодательноезакрепление жизненно важных интересов республики на каждом этапе ее развития с учетомизменяющейся ситуации.
Совет Министров Республики Беларусьруководит системой подчиненных ему органов государственного управления и другихорганов исполнительной власти по обеспечению безопасности Республики Беларусь; разрабатываетосновные направления внутренней и внешней политики; организует и контролирует подготовкуи исполнение мероприятий по обеспечению национальной безопасности министерствами,государственными комитетами, иными подведомственными ему органами Республики Беларусь.
Совет Безопасности Республики Беларусь- орган, который в соответствии с законодательством координирует деятельностьвсех субъектов по обеспечению национальной безопасности. Осуществляет подготовкурешений Президента Республики Беларусь в сфере национальной безопасности и отвечаетперед Президентом за организацию деятельности по защите жизненно важных национальныхинтересов от внешних и внутренних угроз.
Министерства и государственные комитетыРеспублики Беларусь в пределах, определенных законодательством Республики Беларусь,в соответствии с декретами, указами, распоряжениями Президента Республики Беларусь,постановлениями Правительства Республики Беларусь реализуют государственные программыобеспечения безопасности Республики Беларусь. В их компетенцию, по нашему мнению,должна быть включена деятельность по формированию предложений в законодательныеорганы о формировании системы жизненно важных интересов; по выявлению реальных ипотенциальных угроз; по разработке системы мер противодействия последним в видеразработки Стратегии обеспечения безопасности (в сфере деятельности министерства).
Особое место в системе министерств игосударственных комитетов республики занимают органы, имеющие оперативные подразделения,которым предоставлено право осуществления оперативно-розыскной деятельности. В соответствиис Законом Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» кним отнесены оперативные подразделения: органов внутренних дел, органов государственнойбезопасности, пограничных войск, государственной охраны (Службы безопасности ПрезидентаРеспублики Беларусь и Главного управления государственной охраны при ПрезидентеРеспублики Беларусь), органов финансовых расследований, таможенных органов, органоввнешней разведки Министерства обороны Республики Беларусь. Специфика их заключаетсяв том, что для добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу национальнойбезопасности республики, и противодействия им они имеют право проводить гласно инегласно оперативно-розыскные мероприятия, использовать оперативные силы и средства.
Надзор за точным и единообразным исполнениемзаконов, декретов, указов, иных нормативных актов органами, обеспечивающими национальнуюэкономическую безопасность, возлагается на Генерального прокурора РеспубликиБеларусь и подчиненных ему прокуроров.
На формирование национальных целей иприоритетов, их реализацию оказывают значительное влияние элиты общества, интересыкоторых имеют четкую выраженность и направленность. В соответствии с подходами,предложенными Л. Заико, их можно классифицировать по схеме:
элиты — лидеры, доминирующиев политической сфере, участвующие в формировании органов власти и управления в государстве:
основные элитные группы, интересыкоторых не совпадают с преобладающими в государстве, и поэтому данные элиты составляютоснову оппозиции в стране;
элиты — аутсайдеры, влияние которыхна политические и общественные процессы, как правило, незначительно.
Формы сосуществования первых двух элитныхгрупп достаточно многообразны. Однако возможно выделить основные сценарии, в рамкахкоторых развивается процесс их взаимодействия с интересами общества и государства.
Актуализация национальных интересовосуществляется в обстановке сотрудничества при доминировании элит-лидеров. Участникидоговариваются о формировании «общей корзины» национальных целей и приоритетовобщественного развития и их реализации.
Интересы элит, общественные и государственныеинтересы имеют антагонистический характер. В качестве национальных целей и приоритетовобозначаются, а затем и актуализируются интересы лидеров, в качестве которых можетвыступить как государство, так и общество или отдельная социальная группа (элита).Приоритеты остальных групп или структур подавлены. Взаимодействие представителейразличных групп интересов развивается в обстановке конфликта.
Доминирование лидеров наблюдается повсему полю национальных приоритетов. Национальные интересы испытывают значительноедавление со стороны групповых интересов. Формирование «общей корзины»национальных целей развития на отдельных этапах возможно в форме диалога и дискуссий,через которые осуществляется попытка примирения интересов.
Формирование элит в Беларуси в настоящеевремя находится в стадии становления. Расстановка сил в элитных группах изменчива,отсутствует эффективный механизм согласования их интересов, что является характернымдля переходного общества. Тем не менее, можно утверждать, что на процесс формированияобщенациональных интересов в республике оказывают заметное влияние конкретные, идентифицируемыеэлитные группы.
По силе давления на государственныеструктуры, общественные процессы к лидирующим экономическим элитам в настоящеевремя относят: аграрное лобби, топливно-энергетический комплекс, промышленный директорат(экспортеры, крупные предприятия обрабатывающей промышленности), военно-промышленныйкомплекс. Новым является возрастание активности строительного лобби, что нашло отражениев формировании приоритетов развития страны в последние годы (жилье) и значительныхкредитных эмиссиях в строительство.
В силу такого положения формированиесистемы жизненно важных интересов должно реализовываться через механизм преодоленияпротиворечий или противоположностей интересов представленных государственных структури социальных групп (элит). Это предполагает разработку соответствующих методов реализациигосударственной политики в сфере национальной безопасности страны.
Основными государственными органамии учреждениями, обеспечивающими поступление информации по вопросам национальнойбезопасности республики в Совет Безопасности, являются министерства и ведомства.
В силу своих функциональных обязанностейи возможностей данные структуры могут получать информацию по основным проблемамобеспечения безопасности и возникающим угрозам национальным интересам республики.
Аналитические подразделения каждогоиз этих ведомств, а также Совета Безопасности, на основе анализа сводных данныхмогут определять как новые тенденции в сфере обеспечения национальной безопасности,так и формулировать предложения по совершенствованию деятельности всей системы обеспечениябезопасности республики.
В организационной деятельности по обеспечениюнациональной безопасности зачастую недооценивается возможность привлечения неправительственныхорганизаций для решения проблем информационного сопровождения. В то же время, всоответствии со сложившейся мировой практикой, они, как правило, могут выполнятьв обществе следующие функции:
готовить информацию для государственныхструктур (социологические опросы, политический мониторинг, экономическая диагностика);
выполнять посреднические функции междуофициальными властями и международными организациями;
организуя конференции, семинары, частныепоездки и т.п., создавать возможности государственным органам по расширению влиянияна интеллигенцию развитых стран, что способствует достижению национальных целейи приоритетов.
разрабатывать научно обоснованные концепции,модели, программы правовых, социальных, экономических проблем.
Таким образом, распределение компетенцииорганов (субъектов), входящих в систему обеспечения национальной безопасности, должноосуществляться на основе ряда критериев.
Соответствие компетенции той сфере деятельности,в которой субъекты обеспечивают реализацию жизненно важных национальных интересов.В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь это требование к организациисистемы обеспечения национальной безопасности сформулировано следующим образом:«Оптимальное распределение функций и полномочий государственных органов, общественныхобъединений, должностных лиц и отдельных граждан, связанное с конкретной сферойжизненно важных интересов, природой, уровнем и интенсивностью угроз, сложностьюи необходимой эффективностью защиты от них». Или, иными словами, в сфере обеспечениянациональной безопасности критерием распределения компетенции является ее соответствиедеятельности общественных отношений. То есть соответствующие органы и организациидолжны обеспечивать безопасность в политической, социальной, производственной сферах,в рамках внешнеэкономической деятельности, в ходе реализации интересов государства,общества или личности при проведении приватизации и пр.
Компетенция должна соответствовать механизмамобеспечения безопасности, включающим определение жизненно важных интересов, выявлениеугроз реализации интересов, определение системы мер, направленных на преодолениевлияния угроз и т.д. Например, Министерство сельского хозяйства определяет интересыобеспечения населения продовольствием, направления структурной перестройки сельскохозяйственногопроизводства, создания стратегических запасов сырья и продовольствия на случай засухи,наводнения или других стихийных бедствий. Министерство иностранных дел реализуетвнешнюю политику и внешнеэкономические отношения и т.д.
Компетенция определяется в зависимостиот характера угроз, преобладающих, действующих в той или иной сфере деятельности:угрозы-факторы, угрозы-процессы, угрозы-действия. Например, как рассмотрено ранее,противодействие попыткам реализации интересов одних социальных групп в ущерб интересамдругих, с использованием противоправных методов, относится к компетенции правоохранительныхорганов. В то же время, разрешение противоречий политических интересов республикии зарубежных государств, иностранных и национальных производителей в рамках конкуренциитоваров на внутреннем или внешнем рынках через систему предоставления преимуществсобственным субъектам хозяйствования или ограничения экспорта/импорта товаров являетсякомпетенцией Министерства экономики, таможенных органов и Министерства иностранныхдел республики.
Зависимость компетенции от функций,которые то или иное структурное образование выполняет в системе обеспечения национальнойбезопасности: организация взаимодействия всех элементов системы, определение стратегииреализации жизненно важных интересов, организация противодействия возникающим угрозам,пресечение угроз-действий и пр.
Таким образом, в широком смысле системаобеспечения безопасности включает в себя совокупность мер и деятельность по их реализациисубъектов безопасности в целях надежного стабильного функционирования общественныхотношений в республике и между субъектами политических, экономических, социальных,информационных и иных структур общества и государства по предупреждению возникновенияугроз и устранению их последствий.