Система организационно-правовой социальной защиты граждан России

Министерство образования и наукиРоссийской Федерации
Военно-технический университет приФедеральной службе специального строительства РФ
Институт промышленного, гражданскогои транспортного строительства.
Курсовая работа
Учебная дисциплина
Теория социального права
Система организационно-правовойсоциальной защиты граждан России
Балашиха 2011

Содержание
Введение
1. Государственныеорганизационно-правовые формы социальной защиты населения в РоссийскойФедерации
1.1 Льготы
1.2 Доступноездравоохранение
1.3 Пенсионное обеспечение в РФ
1.4 Доступное образование
1.5 Система социального обслуживания ипредоставления социальных услуг
1.6 Меры социальной поддержки
2. Негосударственныеорганизационно-правовые формы социальной защиты населения в РФ
2.1 Добровольное социальное страхование
2.2 Благотворительность
2.3 Частные системыздравоохранения
Заключение
Список использованных источников

Введение
Формирование системысоциальной защиты населения как особого социального института находится в процессесвоего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения.
В новых экономическихусловиях он «пришел на замену» термина «социальное обеспечение»,использовавшегося в советской экономике, где он характеризовал специфическуюорганизационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственногосударством.
В современных условияхпотребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержкинаиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин «социальная защита»,который давно использовался в мировой практике.
Социальная защита — системамероприятий, осуществляющихся обществом и его различными структурами, пообеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни,поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
В современных условиях социальнаязащита становится важнейшей функцией общества, всех его государственных органови социальных институтов. Появляются и формы социальной защиты частногохарактера – пенсионного обеспечения, медицинского страхования, социальногообслуживания. Это свидетельствует о том, что в нашей стране появляетсямногоукладная организационная структура системы социальной защиты населения, вкоторой используются практически все организационно-правовые формы, существующиев странах с рыночной экономикой, хотя они функционируют не полностью в силунерешенности ряда теоретических и организационных проблем.
Ведущими организационно-правовымиформами социальной защиты населения в настоящее время являются пенсионное обеспечение,обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорийнаселения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание. Вцелом организационно – правовые формы социальной защиты населения можноподразделить на две большие группы: государственные и негосударственные, какпервая так и вторая названные группы и будут в дальнейшем раскрыты в даннойработе.

1. Государственныеорганизационно-правовые формы социальной защиты населения в РоссийскойФедерации
К государственныморганизационно-правовым формам социальной защиты населения относятся: льготы, доступноездравоохранение, пенсионное обеспечение, доступное образование, системасоциального обслуживания и предоставления социальных услуг, меры социальнойподдержки.
Действующая система социальнойзащиты в России базируется на принципах:
-поощрительности, – властнымиструктурами с целью общественно-политического резонанса на те или иныесоциально значимые события, получившие общественную оценку, либо дляподдержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированныена социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а внекоторых случаях – индивидов;
-заявительности, – социальнаяпомощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращениязаявителя или лица, представляющего его интересы;
-патернализма, обозначающегогосударственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально иэкономически защищенным слоям и группам населения.
1.1 Льготы
Политически ангажированнаяпоощрительность, в совокупности с патернализмом, привела к масштабнойчисленности и большому актуальному значению в социальной защите населенияРоссии разнообразных льгот. Эти льготы в действительности стали эквивалентомматериальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев населения. В тоже время длительно большинство российских граждан было не в полной мереосведомлено о льготах, поскольку сведения о них в основном публиковались вспециальных для служебного пользования нормативно-правовых и методическихдокументах. В условиях гласности и рыночных отношений информация о правах на теили иные льготы стала доступной различным категориям населения, которые активнозаявили на них свои претензии. В настоящее время свыше 70% россиян имеютразнообразные льготы по разным основаниям. Такое положение привело к непомернойнагрузке на федеральный и местные бюджеты, льготы стали обременительными длягосударства. В России вопрос модернизации политики льгот приобрел оструюактуальность и стал центральным в реформировании системы социальной защиты населения.В настоящее время очевидна попытка валюнтористского ухода от государственныхобязательств по выполнению этой категории социальных гарантий. Однакореализация такого подхода вызовет социальную напряженность, но не приведет кожидаемых экономическим и социальным позитивным результатам. В России льготы,начиная с 1917 г. и по настоящее время, всегда были альтернативой денежныхвыплат, как бы прибавкой к зарплате, пенсии, социальным пособиям. В этой связилишение льгот приведет к существенному ухудшению материального положения многихпенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других социально неблагополучных,уязвимых слоев населения. Решить эту сложнейшую экономическую и этическую проблемуможно только во взаимосвязи с другими проблемами:
-доходов и расходов населения, и,прежде всего, в сфере доходов от трудовой деятельности;
-реформирования пенсионной системы;
-упорядочения медицинского ипенсионного страхования;
-соблюдения государствомконституционных и иных нормативно-правовых гарантированных социальныхобязательств;
-создания рынка социальных товарови услуг, защиты населения от недобросовестных производителей социальных товарови услуг;
-воспитания культуры населения васпекте рыночных взаимоотношений в социальной сфере.
Модернизация политики льгот, аименно так следует рассматривать эту проблему, требует концептуальнойпроработки, терпения и мудрости государственных и политических деятелей,привлечения к ее решению квалифицированных специалистов, владеющих проблемой.
1.2 Доступноездравоохранение
социальнаягосударственный благотворительность страхование
Охрана здоровья граждан в России —это совокупность мер политического, экономического, правового, социального,культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического ипротивоэпидемического характера, направленных на сохранение и укреплениефизического и психического здоровья каждого человека, поддержание егодолголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случаеутраты здоровья[1].
Доступность здравоохранения, нарядус повышением качества государственных и частных медицинских услуг, являетсяодной из важнейших задач национального проекта «Здоровье» и демографическойполитики РФ. Совокупные расходы на здравоохранение в России в 2006 годусоставляли 3,9 % ВВП, а уже в 2007 году выросли до 4,4 % ВВП[2].Общие расходы на здравоохранение (в абсолютных цифрах) в 2007 году составили493 долл. на человека[3].
Основы законодательства РФ обохране здоровья граждан закрепляют целый комплекс прав граждан в области охраныздоровья, в их число входят такие права как:
Право граждан Российской Федерациина охрану здоровья (ст.17). Закреплено, что граждане Российской Федерацииобладают неотъемлемым правом на охрану здоровья и это право обеспечивается, втом числе, предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.
Право граждан на оказание им первойпомощи (ст.19 Основ)
Право граждан на медико-социальнуюпомощь(ст.20 Основ), включающее в себя право на бесплатную медицинскую помощь вгосударственной и муниципальной системах и гарантированный объем бесплатноймедицинской помощи.
Комплекс прав для отдельныхкатегорий и групп граждан (военных, несовершеннолетних, беременных женщин,заключенных и др.) закреплен в ст.21-29 Основ законодательства РФ об охранездоровья граждан.
Таким образом государство не толькона правовом уровне старается обеспечить доступность здравоохранения всем своимгражданам (а в особенности социально незащищенным слоям населения), но и тратитна реализацию своих целей в сфере здравоохранения колоссальные средства.
1.3 Пенсионное обеспечение в РФ
Пенсионная система России — этосовокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических иорганизационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданамматериального обеспечения в виде пенсии. В стране продолжается пенсионнаяреформа. Пенсионная система России в современном виде введена с 1 января 2002года и включает в себя отношения по формированию, назначению и выплатеследующих видов пенсий: трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионномуобеспечению, негосударственной пенсии.
Трудовая пенсия — ежемесячнаяденежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы ииных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлениемнетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособнымчленам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат ивознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованныхлиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами,установленными настоящим Федеральным законом[4].
Законом установлены следующие видытрудовых пенсий:
-трудовая пенсия по старости;
-трудовая пенсия по инвалидности;
-трудовая пенсия по случаю потерикормильца[5].
Тарифы страховых взносов напенсионное страхование составляют, в процентах от заработной платызастрахованных лиц (за исключением отдельных категорий страхователей, длякоторых установлены пониженные тарифы):
1) в 2010 году — 20 %; при этом,для лиц 1966 года рождения и старше все 20 % направляются на финансированиестраховой части трудовой пенсии, а для лиц 1967 года рождения и моложе 14 %направляются на финансирование страховой части, а 6 % — на финансированиенакопительной части трудовой пенсии;
2) начиная с 2011 года — 26 %; приэтом, для лиц 1966 года рождения и старше все 26 % направляются нафинансирование страховой части трудовой пенсии, а для лиц 1967 года рождения имоложе 20 % направляются на финансирование страховой части, а 6 % — нафинансирование накопительной части трудовой пенсии[6].
С заработной платы, получаемой отодного работодателя и превышающей 415 тыс. руб., страховые взносы с 1 января2010 года не взимаются[7].
Трудовая пенсия по старости — этоежемесячная денежная выплата, назначаемая гражданам, достигшим установленногозаконом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж, в целях компенсации имзаработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовойдеятельности.
Право на трудовую пенсию по старостиимеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет,при условии наличия не менее пяти лет страхового стажа[8].Отдельные категории граждан, указанные в статьях 27, 27.1 и 28 Федеральногозакона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Трудовая пенсия по старости можетсостоять из следующих частей: 1) страховой части; 2) накопительной части. До 1января 2010 года существовала также базовая часть трудовой пенсии по старости,но с 1 января 2010 года она была объединена со страховой частью в связи с отменойединого социального налога[9].
Размер трудовой пенсии по старостиопределяется как сумма её страховой и накопительной частей[10].
Расчетный пенсионный капитал иразмер страховой части трудовой пенсии подлежит периодической индексации всоответствии с уровнем роста цен и ростом уровня среднемесячной заработнойплаты[11].
В соответствии с ПостановлениямиПравительства РФ от 21.03.2009 № 248, от 25.03.2008 № 205, 27.03.2007 № 183, от24.03.2006 № 166, от 11.07.2005 № 417, от 15.03.2004 № 141, от 13.03.2003 № 152расчетный пенсионный капитал увеличен с 2002 по 2008 года в 3,423 раза.
В настоящее время Правительством РФразрабатывается законопроект о возможности выплаты негосударственной пенсии засчет пенсионных накоплений по выбору застрахованного лица. В соответствии сзаконопроектом срок выплаты такой негосударственной пенсии должен составлять неменее 5 лет. Таким образом, пенсионеры в будущем могут получить право наполучение повышенной пенсии в течение 5 или более лет, а после истечения этогосрока они будут получать только страховую часть пенсии.
Право на трудовую пенсию поинвалидности имеют граждане, признанные инвалидами I, II или III группы впорядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов вРоссийской Федерации»[12].
Право на трудовую пенсию по случаюпотери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца,состоявшие на его иждивении. Одному из родителей или супругу указанная пенсияназначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершегокормильца[13].
Пенсия по государственномупенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, котораяпредоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода),утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданскойслужбы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовуюпенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченногозаработка гражданам из числа космонавтов или из числа работниковлетно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо вцелях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военнойслужбы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случаенаступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленногозаконом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления имсредств к существованию[14].
Федеральные государственныегражданские служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажагосударственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должностифедеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев приувольнении с федеральной государственной гражданской службы. Пенсия за выслугулет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), и выплачиваетсяодновременно с ней.
Лица, проходившие военную службу,службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе,органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, имеют право на пенсию завыслугу лет при наличии на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более; илица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания наслужбе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиямии достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляетвоенная служба и другая указанная служба[15].
Гражданам, не имеющим по каким-либопричинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия[16].
Негосударственная пенсия — денежныесредства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиямипенсионного договора. Пенсионный договор — соглашение между негосударственнымпенсионным фондом и вкладчиком негосударственного пенсионного фонда (НПФ), всоответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в НПФ, аНПФ обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию[17].
Таким образом, реформа пенсионногообеспечения является составной частью структурных преобразований в экономике исоциальной политике государства, ее цель – создание многоуровневой системыпенсионного обеспечения, позволяющей обеспечить гражданам возможность получениядостойной пенсии после окончания трудовой деятельности.
1.4 Доступное образование
Задача обеспечениягосударственных гарантий доступности образования является одной из главныхзадач современного этапа реформирования российской образовательной системы.Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, выступая в Красноярске наоткрытии V экономического форума в феврале 2008года, отметил: «Результатом нашей работы должна стать система непрерывногообразования доступного для каждого человека»[18]. Исследованиязаконодательных и нормативно-правовых актов показали, что правовыми основамигосударственных гарантий обеспечения доступности граждан к получениюобразования в России являются:
· КонституцияРоссийской Федерации;
· Закон РФ «Обобразовании»;
· Федеральный ЗаконРФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
· Национальнаядоктрина образования в РФ до 2025 года;
· Концепциямодернизации российского образования на период до 2010 года;
· Приоритетныенаправления развития образовательной системы РФ;
· Федеральнаяпрограмма развития образования на 2000 — 2005 годы;
· Федеральнаяцелевая программа развития образования на 2006 — 2010 годы.
В Конституции РоссийскойФедерации отмечено, что каждый имеет право на образование. Гарантируютсяобщедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднегопрофессионального образования в государственных или муниципальныхобразовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурснойоснове бесплатно получить высшее образование в государственном илимуниципальном образовательном учреждении и на предприятии[19].
Анализ Основного закона РФпозволяет сделать вывод, что Конституция Российской Федерации гарантируетгражданам России только общедоступность и бесплатность дошкольного, основногообщего и среднего профессионального образования. В то же время Конституция РФне гарантирует гражданам России общедоступность и бесплатность начальногообщего и среднего (полного) общего образования, а из всех уровнейпрофессионального образования, Конституция РФ гарантирует доступность ибесплатность получения гражданами только среднего профессионального образованияв государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Если в областиобеспечения доступности и бесплатности среднего профессионального образованиягосударство хотя бы ставит перед собой цель – обеспечить доступность ибесплатность среднего профессионального образования и, по нашему мнению,стремиться к ней, то в области обеспечения доступности граждан к высшемупрофессиональному образованию государство вообще не ставит перед собой такуюзадачу, поскольку Конституция РФ гарантирует гражданам России толькобесплатность (но не доступность) получения на конкурсной основе высшегопрофессионального образования в государственных или муниципальныхобразовательных учреждениях. В то же время, что касается формулировки положенияКонституции РФ о том, что каждый имеет право на образование, необходимоотметить, что, по нашему мнению, иметь право на образование и иметь возможностьреализовать это право на образование – это не одно и тоже. Кроме этого,Конституция РФ не гарантирует гражданам России общедоступность и бесплатностьначального общего, среднего (полного) общего, начального профессионального ивысшего профессионального образования.
Анализ Закона РФ «Обобразовании» показал, что одним из принципов, на которых основываетсягосударственная политика в области образования, является общедоступностьобразования. Однако данный принцип не содержит конкретизации, какого уровняобразование должно быть общедоступным. По всей вероятности, речь идет обо всехуровнях российского образования. В п.1 ст. 5 этого Закона гражданам РФгарантируется возможность получения образования независимо от факторов,различающих людей: расы; национальности; языка; пола; возраста; состоянияздоровья; социального; имущественного и должностного положения; социальногопроисхождения; места жительства; отношения к религии; убеждений; партийнойпринадлежности; наличия судимости. В то же время формулировка – гарантируетсявозможность получения образования – выглядит не совсем корректно. На нашвзгляд, понятия гарантируется возможность получения образования и гарантируетсяполучение образования нетождественны. Гарантировать возможность полученияобразования – это еще не значит гарантировать получение образования. По нашемумнению, в п. 1 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» формулировку гарантируетсявозможность получения образования целесообразно заменить на формулировку –гарантируется получение образования. Закон РФ «Об образовании» предусматриваетограничение прав некоторых граждан на профессиональное образование как винтересах защиты их здоровья (например, по признакам пола, возраста, состоянияздоровья), так и в интересах защиты интересов общества, (например по признакамналичия судимости), что, на наш взгляд, является абсолютно верным. Такиеограничения могут быть установлены только законом, что позволяет обезопаситьграждан России от произвольного расширения таких ограничений органамиуправления образованием.
В п. 3 ст. 5 Закона РФ«Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность ибесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего(полного) общего образования и начального профессионального образования, атакже на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшегопрофессионального и послевузовского профессионального образования в государственныхи муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственныхобразовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получаетвпервые[20].
Анализ ФедеральногоЗакона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» показал, чтоон не содержит государственных гарантий обеспечения доступности граждан Россиик высшему образованию. В законе лишь отмечено, что государство обеспечиваетфинансирование за счет средств федерального бюджета обучение в федеральныхгосударственных образовательных учреждениях высшего профессиональногообразования не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек,проживающих в Российской Федерации[21].
В октябре 2000 г. Постановлением Правительства Российской Федерации было принята Национальная доктрина развитияобразования в Российской Федерации до 2025 года.
Анализ Национальнойдоктрины развития образования позволяет сделать вывод, что государствогарантирует гражданам доступность дошкольного, основного общего, среднего(полного) общего и начального профессионального образования и не гарантируетдоступность начального общего, среднего, высшего и послевузовскогопрофессионального образования.
9 декабря 2004 годаПравительством РФ были одобрены Приоритетные направления развитияобразовательной системы Российской Федерации. Для повышения доступностикачественного общего образования Приоритетные направления предусматривают:
· максимальнообеспечить образованием детей старшего дошкольного возраста;
· создать механизмыосуществления адресной поддержки обучающихся с расширением доступностидополнительного образования;
· перейти кпрофильному обучению в старших классах как способу удовлетворенияиндивидуальных потребностей и запросов учащихся;
· изменитьструктуру стандарта общего образования, включить в него требования к уровнюподготовки выпускников, условия осуществления образовательной деятельности,примерный базисный учебный план;
· перейти котраслевой системе оплаты труда работников образования, в том числе используямеханизмы снижения нагрузки учащихся и повышение заработной платы.
Анализ задач,определенных Приоритетными направлениями по обеспечению доступностикачественного общего образования, показывает, что, к сожалению, ничегоконкретного, действительно обеспечивающего доступность общего образованияданные направления не предусматривают. Так, например, переход к профильномуобучению в старших классах, изменение структуры стандарта общего образования,переход к отраслевой системе оплаты труда вряд ли каким — то образом расширяютдоступность молодежи, особенно сельской, к образованию при элементарномотсутствии средних школ в малочисленных населенных пунктах. Помимо этого,никаких гарантий обеспечения доступности общего образования Приоритетныенаправления не содержат.
Для удобства анализагосударственных гарантий обеспечения доступности образования в России пунктыосновополагающих документов, содержащие правовые основы обеспечениягосударственных гарантий, сведем в единую таблицу 1.
Таблица 1 Правовые основы государственных гарантий обеспечениядоступности образования в РоссииНаименование документа Гарантирует доступность Не гарантирует доступность 1 2 3 1.  Конституция РФ
— дошкольного
— основного общего
— среднего профессионального
— начального общего
— среднего (полного) общего
— начального профессионального
— высшего профессионального
— послевузовского профессионального 2.  Закон РФ «Об образовании»
— дошкольного
— начального общего
— основного общего
— среднего (полного) общего
— начального профессионального
— среднего профессионального
— высшего профессионального
— послевузовского профессионального 3.  ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» гарантии отсутствуют
— высшего профессионального
— послевузовского
профессионального 4.  Национальная доктрина развития образования до 2025 года
— дошкольного
— начального общего
— основного общего
— среднего (полного) общего
— начального профессионального
— среднего профессионального
— высшего профессионального
— послевузовского профессионального
Анализ таблицы 1показывает, что основополагающие законодательные и нормативно — правовыедокументы, обеспечивающие государственные гарантии доступности образованиякрайне противоречивы.
Чем можно объяснить такоепротиворечие основных документов в вопросах государственных гарантийдоступности различных уровней образования? На наш взгляд, проекты этихосновополагающих нормативно — правовых документов готовили разные группыэкспертов, которые не старались обеспечить преемственность и последовательностьв вопросах обеспечения государственных гарантий доступности образования, аскорее всего, исходили из реальных возможностей государства на моментразработки каждого документа.
В то же время ПрезидентРоссии Д.А. Медведев, выступая на IХ съезде Российского союза ректоров 20 марта 2009 года, касаясь вопросовразвития законодательства в образовании отметил, что образовательный цикл посвоей природе носит длительный характер и в конечном счете необходимосформировать современную нормативную базу, которая не должна подвергатьсяконъюнктурным изменениям[22].
На основании проведенныхисследований с учетом сложившихся реалий можно сделать вывод, что в России насегодняшний день государством гарантирована и обеспечена общедоступностьначального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования иначального профессионального образования, но не обеспечена, хотя ипродекларирована общедоступность дошкольного образования и отсутствуютгосударственные гарантии высшего и послевузовского профессиональногообразования.
1.5 Система социальногообслуживания и предоставления социальных услуг
Система социального обслуживание населенияопределяется не просто совокупностью учреждений с динамикой их развития наопределенных территориях РФ, но и совокупностью составляющих, а именно:межведомственная взаимосвязь, определенный порядок взаимодействия органовсоциального обслуживания, обоснованные действия всех учреждений в пользуподдержки различных слоев населения; определенный способ устройстварегиональной упорядоченной множества учреждений, связанных общими функциями,целями, задачами; форма организационной деятельности учреждений социальногообслуживания, сопоставление усилий, направленных на становление социальныхслужб и полученных результатов социального обслуживания, проявляющихся восновном в степени эффективности социальных услуг и удовлетворенности клиентовсоциальных служб.
Федеральные законы «О социальном обслуживанииграждан пожилого возраста и инвалидов» и «Об основах социального обслуживаниянаселения в Российской Федерации» внесли новое представление о сущностисоциального обслуживания населения.
В статье 1 федерального закона «Об основахсоциального обслуживания населения в Российской Федерации» выделяется, чтосоциальное обслуживание выражает собой деятельность социальных служб посоциальной поддержке, оказанию социально-медицинских, социально правовых,социально-бытовых, психолого-педагогических услуг и материальной помощи, впроведении социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудномжитейском положении. Статьи Закона, раскрывающие основное содержания видовсоциального обслуживания, а именно: социального обслуживания в стационарныхусловиях, материальной помощи, социального обслуживания на дому, предоставлениявременного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социальногообслуживания, консультативной помощи, социального патронажа граждан и семей –наиболее важны для общества.
Закон «О социальном обслуживании граждан пожилоговозраста и инвалидов» значительно расширяет и уточняет представление осоциальном обслуживании отдельных социальных групп нашего общества.
Его цель – регулирование отношений в сфересоциального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, что являетсяодним из основных направлений усилий по социальной защите населения.«Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворениюпотребностей указанных граждан в социальных услугах» – так определяется предметв этом законе.
Социальное обслуживание охватывает всю совокупностьсоциальных услуг, предоставляемых инвалидам и гражданам пожилого возраста вучреждениях социального обслуживания (вне зависимости от форм собственности) надому.
Основные принципы социального обслуживания:совокупность, конфиденциальность, гуманность, адресность, добровольность,приоритетность, предоставление социальных услуг несовершеннолетним, пожилымлюдям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; соблюдение правчеловека и гражданина.
Закон предоставляет возможность получения социальныхуслуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей. Эти услугивключаются в территориальный и федеральный перечень социальных услуг,обеспеченных государством.
Термин «социальное обслуживание» описывает некоторыйидеальный объект. Исходя из системных его свойств, социальное обслуживание –это множество подсистем и элементов. С другой точки зрения, социальноеобслуживание является видом социальной деятельности, реализующейся по средствамсети социальных служб, взаимодействующих друг с другом для достиженияпереходных и конечных целей предоставления социальных услуг клиентам.
1.6Меры социальной поддержки
Меры социальной поддержки вРоссийской Федерации — мероприятия, проводимые органами социальной защиты врамках социальной политики в России, направленные на предоставление отдельнымкатегориям граждан помощи в соответствии с законодательными и правовыми актамиРоссийской Федерации.
В зависимости от категории гражданразличают следующие виды мер социальной поддержки[23]:
-детям (различные пособия семьям сдетьми; услуги, предоставляемые семьям и детям);
-многодетным семьям (выдача удостоверениймногодетной семьи, различные пособия, денежные выплаты, оплата услуг ЖКХ идр.);
-ветеранам и инвалидам боевыхдействий (различные денежные выплата, комплексы услуг);
-малоимущим семьям;
-гражданам за особые заслуги передОтечеством;
-гражданам, имеющим право на льготы(учащимся, пенсионерам, работникам спецгосучреждений и др.);
-молодым семьям (программыулучшения жилищных условий и др.);
-прочие меры социальной поддержки.

2. Негосударственныеорганизационно-правовые формы социальной защиты населения в РФ
С развитием в России, в последниедесятилетия, рыночных отношений значительное место в секторе социальной защитыи обеспечения населения заняли негосударственные формы социальной защитынаселения.
К негосударственныморганизационно-правовым формам социальной защиты населения относятся:
-добровольное социальноестрахование;
— благотворительность;
— частные системы здравоохранения.
2.1 Добровольное социальноестрахование
На смену единой системегосударственного социального страхования сегодня приходит новая, сразветвленной сетью внебюджетных видов страхования: социального, медицинского,пенсионного, а также связанного с проблемой занятости. Сюда же входит идобровольное, т.е. негосударственное социальное страхование.
Цель социального страхования —профилактика, снижение уровня социального риска для трудового населения икомпенсация при наступлении страховых случаев.
Государство перестает бытьединственным собственником средств производства и главным страхователем, но оноостается одним из участников системы социального страхования.
Его основными функциями становятся:
— формирование экономических иправовых предпосылок, условий для становления и развития социальногострахования, включая содействие развитию инфраструктуры; созданиезаконодательной базы социального страхования, определение обязательных еговидов, а также размеров страховых взносов, пособий и услуг;
— гарантирование социальной защитыв области социального страхования, контроль за исполнением законов и за уровнемобеспечения социальной защищенности трудящихся;
— посредничество в области трудовыхотношений с целью согласования интересов субъектов этих отношений;
— оказание необходимой целевойпомощи наиболее социально-уязвимым категориям населения в рамках социальнойпомощи, а также финансовое участие в некоторых видах социального страхования,предполагающих долю ответственности государства.
Добровольное социальноестрахование, как дополнительное социальное страхование, призвано обеспечитьболее полную и своевременную защиту от социальных страховых рисков. Этот видстрахования имеет договорную основу и регулируется преимущественно нормамигражданского права.
Договор страхования можетзаключаться работодателем либо самим гражданином, заинтересованным вдополнительной страховой защите. Добровольное социальное страхование, крометого, может обеспечивать защиту от социальных страховых рисов тех граждан,которые не подлежат отдельным видам социального страхования в обязательномпорядке.С точки зрения социальной защиты работников в процессе труда наибольшеезначение имеет не индивидуальное добровольное страхование, а коллективное(корпоративное) страхование.
Например, развитие корпоративногострахования от несчастных случаев и болезней позволяет обеспечить более высокийуровень социальной защищенности работника по следующим причинам:
обеспечение защиты граждан и членових семей по рискам, не охваченным обязательным страхованием, а такжеосуществление дополнительного страхового покрытия по рискам, подлежащимобязательному социальному страхованию;
при обязательном социальномстраховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеванийпредусмотрен ограниченный период ответственности страховщика (исполнениезастрахованным трудовых обязанностей). Договор добровольного коллективногострахования может распространяться не только на время исполнения застрахованнымтрудовых обязанностей, время в пути к месту работы и обратно, но и на свободноевремя, где бы в этом момент он не находился;
расходы на добровольноекорпоративное страхования от несчастных случаев и болезней в размере 15 тыс.рублей в год на одного работника можно отнести на счет затрат на оплату труда,то есть включить в себестоимость (глава 25 Налогового кодекса РФ)[24].При этом страховой тариф при корпоративном страховании значительно ниже, чемпри индивидуальном.
В целом система корпоративногострахования дает возможность работодателю современными методами решить рядважных для предприятия задач:
повысить заинтересованностьработников в росте результатов своего труда и успешном развитии предприятия вцелом;
закрепить на предприятии наиболееценные кадры;
привлечь на работуквалифицированных сотрудников;
оптимизировать затраты насоциальную защиту работников;
создать систему материальногопоощрения сотрудников.
Корпоративным страхованием должныбыть охвачены все работники предприятия, заключившие трудовые илигражданско-правовые договора с работодателем. Размер взносов, условияназначения и величина страховых выплат должны определяться в договоре найма, ав более широком рассмотрении — в коллективном договоре работодателя иработников.
Введение корпоративного страхованияна предприятии направлено на создание дополнительных социальных гарантий дляработников и членов их семей, поэтому положение о корпоративном страхованииможет быть включено в социальный кодекс предприятия, что широко практикуется вразвитых странах.
2.2 Благотворительность
Благотворительность — оказаниебезвозмездной (или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается.Основной чертой благотворительности является свободный и непринужденный выборформы, времени и места, а также содержания помощи.
Благотворительная деятельность вРоссии регулируется Федеральным законом № 135 от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Кроме названного законаблаготворительная деятельность регулируется соответствующими положениями Конституции(ст. 39) и Гражданского кодекса.
Формы выражения благотворительнойдеятельности
-передача имущества, в том числеденег[25];
-бескорыстное выполнение работ,оказание услуг (деятельность про боно);
-иная поддержка.
Под иной поддержкой в данномконтексте понимается:
1)гуманитарная помощь: предоставлениепродовольствия, одежды, лекарств и другой гуманитарной помощи.
2)социальная помощь: добровольная работас незащищенными слоями населения, детьми, престарелыми и инвалидами.
3)бесплатные услуги юриста: оказаниеуслуг в профессиональной деятельности благотворительным, общественным и инымнекоммерческим организациям, а также частным лицам, которые не могут подобнуюпомощь оплатить. Как правило, подобные услуги оказываются юристами в видебесплатной юридической помощи. Эта деятельность не включает в себя инуюблаготворительную деятельность, не связанную с непосредственным применениемнавыков юриста, в частности финансирование различных программ и проектов, организацияи проведение мероприятий, передача в дар вещей или денежных средств и т. п.
Благотворительной организациейявляется неправительственная (негосударственная и немуниципальная)некоммерческая организация, созданная для реализации благотворительных целейпутем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целомили отдельных категорий лиц.
Благотворительные организациисоздаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений ив иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительныхорганизаций.
Благотворительная организация можетсоздаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительнаяорганизация.
Благотворительный фонд — фонд,ведущий благотворительную деятельность. Фонды ведут различные социальноориентированные программы или занимаются распределением грантов. Деятельностьфонда определяется в его уставных документах. Фонды могут изыскивать средствана свою деятельность несколькими способами:
-получение благотворительныхпожертвований от организаций и частных лиц;
-получать гранты и целевоефинансирование из других благотворительных фондов;
-вести коммерческую деятельность;
-инвестировать собственные средствав ценные бумаги, хранить в депозите и пр.;
-вести другую не противоречащуюзаконодательству финансовую деятельность.
Кроме того, существует церковнаяблаготворительность. Церковной благотворительностью в России и СНГ занимаетсяРусская Православная Церковь, Римско-католическая церковь и некоторые протестантскиецерковные общины[26]. Диаконическое служениеРусской Православной Церкви связано с деятельностью Синодального отдела поцерковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата,образованного в январе 1991 года в соответствии с определением СвятейшегоПатриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви. Кроме того, многиедела милосердия и благотворительности осуществляются на уровне епархий,монастырей, приходов, братств и сестричеств.
2.3 Частныесистемы здравоохранения
Частная медицинскаяпрактика – оказание услуг медицинскими работниками вне учрежденийгосударственной или муниципальной систем здравоохранения за счет личных средствграждан, средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховыхмедицинских организаций в соответствии с заключенными гражданско-правовымидоговорами[27].
В соответствии сзаконодательством об охране здоровья (ч. 4 ст. 57 Основ), разновидностьючастной медицинской практики является народная медицина, то есть деятельностьнародных целителей, применяющих методы оздоровления, профилактики, диагностикии лечения, основанных на утвердившихся народных традициях, но незарегистрированных в установленном порядке органами здравоохранения. В связи стем, что данная сфера деятельности непосредственно затрагивает здоровьенаселения в целом и конкретного человека в частности, она должна подвергатьсянаибольшему, особому контролю со стороны государства.
Для реализации особогоконтроля над соблюдением прав граждан на охрану здоровья в областиосуществления медицинской и фармацевтической деятельности используется установленныйзаконодательством разрешительный порядок – лицензирование, предполагающее,прежде всего, предварительный контроль над лицами, желающими быть допущеннымина рынок медицинских (фармацевтических) услуг. Поэтому основным условиемзаконности занятия частной медицинской практикой и частной фармацевтическойдеятельностью является получение соответствующей лицензии, поскольку данныевиды деятельности отнесены законом к числу лицензируемых[28].
Частная медицинскаяпрактика и частная фармацевтическая деятельность строится в строгомсоответствии с действующим законодательством об охране здоровья граждан, всвязи, с чем правом на занятие частной медицинской деятельностью обладаютисключительно медицинские работники, которые должны иметь:
а) высшее или среднеемедицинское и фармацевтическое образование, а также специальное звание;
б) сертификатспециалиста;
в) лицензию на избранныйвид деятельности, входящий в перечень, установленный Минздравом РФ (установленПоложением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденнымПостановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 г. №30).

Заключение
Социальная защита — системамероприятий, осуществляющихся обществом и его различными структурами, пообеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни,поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
Ведущими организационно-правовымиформами социальной защиты населения в настоящее время являются пенсионноеобеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихсякатегорий населения, государственное социальное страхование, социальноеобслуживание. В целом организационно – правовые формы социальной защитынаселения можно подразделить на две большие группы: государственные инегосударственные.
К государственныморганизационно-правовым формам социальной защиты населения относятся: льготы,доступное здравоохранение, пенсионное обеспечение, доступное образование,система социального обслуживания и предоставления социальных услуг, мерысоциальной поддержки.
К негосударственныморганизационно-правовым формам социальной защиты населения относятся:добровольное социальное страхование, благотворительность, частные системыздравоохранения.
В современных условиях социальнаязащита становится важнейшей функцией общества, всех его государственных органови социальных институтов.
В нашей стране появляетсямногоукладная организационная структура системы социальной защиты населения, вкоторой используются практически все организационно-правовые формы,существующие в странах с рыночной экономикой, хотя они функционируют неполностью в силу нерешенности ряда теоретических и организационных проблем.

Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (действующая редакция).
2. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266 — 1 (действующая редакция)
3. «Основы законодательства РоссийскойФедерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года №5487-1
4. Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ «Овнесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ипризнании утратившими силу отдельных законодательных актов (положенийзаконодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федеральногозакона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фондсоциального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинскогострахования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
5. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «Остраховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социальногострахования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинскогострахования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
6. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «Огосударственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
7. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионномобеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотомнаркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органахуголовно-исполнительной системы, и их семей»
8. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «Онегосударственных пенсионных фондах»
9. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «Отрудовых пенсиях в Российской Федерации»
10. Часть вторая Налогового кодекса РоссийскойФедерации от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ(в ред. от 7.03.2011г.)
11.Федеральный закон РФ «О высшем и послевузовскомпрофессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125 — ФЗ (действующая редакция).
12. Теория социальной работы: Учебник / Под. ред.проф. ТЗЗ Е.И.
Холостовой. — М.: Юрист, 1999. — 334 с.
13. Харин К.С. Право социального обеспечения: Учеб.пособие, в 2ч.: ч.1/СПбГУАП.СПб.,2000г. 360с.
14. Россия 2020. Основные задачи стратегическогоразвития Российской Федерации // Министерство экономического развития России,март 2008
15. Точки над «И». // Российская газета, № 34(4591), от 16.02.2008 г.
16. Концепция Отдела по церковнойблаготворительности и социальному служению РПЦ МП
17.Интернет-проект „Помоги ближнему“
18. Соцобеспечение // Официальный сайт ПравительстваНижегородской области.
19.Официальный сайт Президента РФ:http://www.kremlin.ru/text/appears/2009/03/214154.shtml
20. Информация сайта www.who.int/whosis/whostat/RU_WHS10_Full.pdf