Оглавление
Введение
Глава 1. Рольпредприятия в формировании бюджетов различных уровней: теоретический аспект
1.1 Понятие, сущность ивиды бюджетов
1.2 Значениепредприятий в формировании доходных статей бюджетов различных уровней
1.3 Расходованиебюджетов по финансированию деятельности предприятий
Глава 2. Взаимодействиепредприятий с бюджетами на современном этапе развития экономики
2.1 Взаимодействиепредприятий с Федеральным бюджетом
2.2 Организациявзаимодействия предприятия с региональным бюджетом
2.3 Местные бюджеты какоснова развития предприятия
Глава 3. Пути совершенствованияотношений предприятий с бюджетами разных уровней
3.1 Роль бюджетногофинансирования предприятий в современных условиях
3.2 Проблемыналогообложения предприятия в условиях кризиса
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Основойэкономики каждого государства неотъемлемо являются предприятия и организации,осуществляющие свою деятельность на территории данного государства. Приосуществлении данной деятельности предприятия вступают во взаимоотношения сгосударством, т.е. с бюджетами разных уровней. Данные взаимоотношения действуютв двух направлениях: это формирование бюджета за счет налоговых отчисленийпредприятия и расходование сформированных государственных средств на развитие,и поддержку предпринимательской деятельности путем их финансирования.
Посути, государство выступает регулятором деятельности предприятий. Оно можетснизить рост предприятий, и соответственно экономики, за счет увеличенияналогообложения или простимулировать его за счет снижения налогов и увеличениярасходных статей бюджета на инвестирование предпринимательства.
Актуальностьданной темы заключается в необходимости изучения системы взаимоотношенийпредприятий с бюджетами разных уровней, для повышения эффективностифункционирования реального сектора экономики в условиях кризиса, иреформирования межбюджетных отношений. Каждая система имеет свои изъяны и в даннойкурсовой рассматривается система взаимосвязи предприятий с бюджетами ивозможные пути их совершенствования.
Объектамиявляются предприятия, организации и другие юридические лица, осуществляющиесвою деятельность на территории РФ, и сам государственный бюджет, которыйсостоит из Федерального, Регионального и муниципального бюджетов.
Предметомявляется система отношений предприятий с бюджетами.
Цельюкурсовой работы является выявление проблем во взаимоотношениях предприятий ибюджетов разных уровней, а также формулирование возможных путей разрешенияданных разногласий.
Всоответствии с целью поставлены следующие задачи:
— рассмотрение бюджета и бюджетной системы РФ как основного субъекта данноговзаимоотношения;
— изучение поступлений бюджета за счет предприятий и расходование его нафинансирование предприятий;
— выявление проблемы данного взаимодействия;
— анализ мер, направленных на оптимизацию данных отношений и решение проблемсвязанных с ними.
Вусловиях нынешнего финансового кризиса нужно как можно больше снизить всепроблемы, существующие на данном этапе экономического развития России. В первуюочередь это урегулирование проблем предприятий и государственного бюджета.
Вкурсовой работе рассматриваются взаимодействия предприятий и бюджетов вдокризисный период и корректировка данных отношений в соответствии сантикризисными мерами проводимых государством. Качество данных антикризисныхмер сможет проявить только время, хотя уже на начальном этапе они имеютмножество недочетов.
Новсе, же основной регулирующей стороной взаимоотношений предприятий и госбюджетаявляется Правительство РФ, т.к. «экономика – это оружие в современном мире, аполитика – умение вовремя нажать курок».
Глава 1. Рольпредприятий в формировании бюджетов различных уровней: теоретический аспект
1.1 Понятие,сущность и виды бюджетов
Влюбой финансовой системе центральное место занимает бюджет и бюджетная система.Под бюджетом традиционно понимается централизованный денежный фонд, формируемыйна том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органоввласти (государственной, местной). Бюджет в этом смысле – основафункционирования государства в целом, его национально-государственных иадминистративно-территориальных образований; это важнейший источник денежныхсредств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органовгосударственной или муниципальной власти.
Централизацияденежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовымиресурсами и сосредотачивать их на решение важнейших задач экономического исоциального характера, но и обеспечивать проведение государственнойэкономической и финансовой политики.
Какэкономическая категория, бюджет рассматривается как система экономических(денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населениемпо поводу перераспределения части общественного продукта в процессе образованияи использования особого централизованного фонда денежных средств дляудовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества.
Бюджеткак главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанностиучастников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всехзвеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных связей. Координацияосуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями другихфинансовых планов, инвестиционных программ и т.д. В частности, в финансовыхпланах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и дляряда предприятий – возможны поступления из бюджета. Бюджет – это специфическийуниверсальный финансовый план, поскольку его показатели охватывают практическивсе сферы экономического и социального развития страны.
Бюджетноерегулирование – одна из важнейших хозяйственных функций государства. Цель его –поддержание стабильности экономики, обеспечение ее сбалансированности,структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развитияобщества.
Бюджетнаясистема – это основанная на экономических отношениях и государственномустройстве, регулируемой нормами права совокупность бюджетов различныхтерриториальных уровней.
Структурабюджетной системы обусловлена формой государственного устройства, под которойпонимаются внутреннее строение государства, деление его на составные части исистема взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочийи суверенитета между центром и территориальными образованиями.
Вфедеративных государствах бюджетная система является, как правило,трехуровневой – государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджетцентрального правительства), бюджеты членов федерации (штатов – в США, земель(ландов) – в Германии, провинций – в Канаде), местные бюджеты. Все бюджетныеуровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам ввышестоящие бюджеты.
Бюджетнаясистема Российской Федерации также состоит из трех уровней:
-Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
-Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальныхгосударственных внебюджетных фондов. Всего в РФ 89 субъектов, из них: 21республиканских бюджетов в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, 10бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области, городскиебюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.
-Местные бюджеты.
Федеральный(государственный) бюджет есть форма образования и расходования денежныхсредств, предназначенная для обеспечения задач и функций, отнесенных кпредметам ведения РФ. Соответственно бюджет субъекта РФ (региональный бюджет)предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведениясубъекта РФ. Местный бюджет, или бюджет муниципального образования,представляет собой форму образования и расходования денежных средств,предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам веденияместного самоуправления. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерацииразрабатываются и утверждаются в форме законов соответствующего уровня, местныебюджеты – в форме правовых актов представительных органов местногосамоуправления. Утверждаются бюджеты ежегодно и действуют в течение финансовогогода. В России финансовый год совпадает с календарным. Недавно Россия перешлана трехлетнее планирование бюджета и собиралась переходить на долгосрочноепланирование (10-15 лет), но в связи с финансовым мировым кризисомПравительство РФ аннулировало бюджетные планы на 2010-2011 года и перешло назадна годичное планирование бюджета, которое вступает в силу с 19 марта 2009 года.
Государственныйбюджет оказывает воздействие на все звенья финансовой системы, финансируяразличные уровни власти, специальные правительственные фонды, кредитуяюридических и физических лиц.
Каждыйбюджет обеспечивает финансирование мероприятий соответствующего уровня; вместес тем вышестоящий бюджет выступает своеобразным гарантом финансированияминимума необходимых расходов нижестоящих территорий. И если последний необеспечивает финансирование такого минимума, то средства должны выделяться извышестоящего бюджета. Иными словами, бюджеты всех уровней взаимосвязаны ивзаимообусловлены.
Каждыйсубъект РФ и соответствующие местные органы власти на основе федеральногозаконодательства самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему, исходя изгосударственного и административно-территориального устройства (деления) своейтерритории.
Бюджеты,действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированныебюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровнейбюджетной системы на соответствующей территории. Федеральный бюджет иконсолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджетРоссийской Федерации.
Консолидированныебюджеты используются для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов,необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределенияи использования бюджетных средств. Показатели консолидированных бюджетовявляются также основанием для предоставлении субвенций из федерального бюджета.
Такимобразом, бюджет – это объективно обусловленное звено финансовой системы, особыйсегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением ииспользованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного дляобеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; этоглавный финансовый план страны, важнейший инструмент государственногорегулирования.
Прирассмотрении взаимоотношений бюджета и предприятия можно выделить два основныхнаправления, это: формирование бюджета за счет налоговых отчислений предприятийи расходование бюджета на предприятия в виде инвестиций, субсидий и т.д. [1, C.184-196]
1.2 Значениепредприятий в формировании доходных статей бюджетов различных уровней
Основнымисточником формирования бюджетов являются налоговые отчисления, а такжебезвозмездные перечисления предприятий в бюджеты разных уровней. Предприятияуплачивают три основных вида налогов: федеральные, региональные и местные.
Федеральныеналоги вводятся и устанавливаются федеральными законодательными органами власти(Государственной Думой и Советом Федерации) и взимаются на всей территориистраны.
Кфедеральным налогам относятся:
— налог на прибыль с предприятий;
— налог на добавленную стоимость;
— акцизы на отдельные группы и виды товаров;
— налог на операции с ценными бумагами;
— таможенные пошлины;
— платежи за пользование природными ресурсами;
— гербовый сбор;
— государственная пошлина;
— специальный налог с предприятий;
— транспортный налог с предприятий;
— сбор за регистрацию банков и их филиалов.
Ставкифедеральных налогов и пропорции зачисления собираемых средств в бюджеты разныхуровней устанавливаются законодательными актами и Указами Президента. Корректировкаразмера налоговых отчислений происходит ежегодно, но во время нынешнегомирового финансового кризиса ее осуществляют намного чаще. Полностью вфедеральный бюджет зачисляются лишь таможенные пошлины, налог на операции сценными бумагами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сборза регистрацию банков и их филиалов. Доля этой налоговой массы оченьнезначительна. Все остальные и к тому же основные налоги в различных пропорцияхподелены между федеральным бюджетом и бюджетами территорий.
Территориальные(субъектов Федерации) бюджеты имеют также собственные, закрепленные за ниминалоги:
— налог на имущество предприятий;
— лесной доход;
— плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственныхсистем;
— сбор на нужды образовательных учреждений;
— сбор за регистрацию предприятий.
Муниципальныеорганы власти получают в свои бюджеты как часть сумм от федеральных налогов,так и собираемые местные налоги. Их перечень регламентирован федеральнымзаконодательством, но не является обязательным для введения в действие всех 23налогов. Лишь три местных налога подлежат безусловному взиманию в бюджет: налогна имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор сфизических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Муниципальныминалогами являются:
— сборы за право торговли;
— налог на рекламу;
— сбор за выдачу ордера на квартиру;
— сбор за право использования местной символики;
— сбор за открытие игорного бизнеса и т.п.
УказомПрезидента предоставлено право субъектам Федерации и местным органам властивводить дополнительные налоги на местах, но уплачиваться они должны только засчет прибыли, остающейся после уплаты основного налога на прибыль. [25]
Такимобразом, формирование бюджета на 93% происходит за счет налоговых отчислений ибольшая их часть от уплаты налогов предприятиями. В условиях мировогофинансового кризиса основными мерами является снижение налогового бременипредприятий, т.к. именно они являются основой экономики и для выхода из кризисаследует максимально широко задействовать предпринимательскую инициативу.
Снижениеналогов может оказать большую поддержку предприятий, чем оказание им помощи избюджетных средств. Но в этом есть и минусы, т.к. это может привести к дефицитубюджетов.
1.3 Расходныестатьи бюджетов по финансированию деятельности предприятий
Расходыбюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач ифункций государства и местного самоуправления. В зависимости от экономическогосодержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие.
Текущиерасходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на ихсодержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты нагосударственное потребление (содержание экономической и социальнойинфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров иуслуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственныхучреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным ичастным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственномудолгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуютзатратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.
Капитальныерасходыпредставляют собой денежные затраты, связанные с вложением восновной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения засчет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии идолгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местныморганам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальныхрасходов и доходов государства.
Предоставлениебюджетных средств предприятиям осуществляется в следующих формах:
— бюджетных кредитов юридическим лицам (включая налоговые кредиты, отсрочки ирассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);
— субвенции и субсидии предприятиям;
— инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых предприятий;
— средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых предприятиями погосударственному или муниципальному контрактам.
Такжемогут предоставляться бюджетные кредиты – финансирование бюджетных расходов,предусматривающих предоставление средств юридическим лицам на возвратной ивозмездной основах.
Предоставлениесубсидий и субвенций юридическим лицам допускается из бюджетов всех уровней вслучаях, предусмотренных целевыми программами и законами соответствующихуровней, на условии и в порядке, которые особо определены законом о бюджетесоответствующего уровня на очередной финансовый год. В случае нецелевого использованиясредств они подлежат возврату в соответствующий бюджет.
Расходына финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующимбюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональнуюцелевую программу либо ее субъекта или органа местного самоуправления.
Предоставлениебюджетных инвестиций предприятиям влечет за собой возникновение правагосударственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставныхкапиталов и имущества юридических лиц и оформляется участием РФ, ее субъектов имуниципальных образований в уставных капиталах таких предприятий в соответствиис ГКРФ. Оформление доли участия в уставном капитале осуществляется в порядке ипо ценам, которые определяются в соответствии с законодательством РФ. [1, C.200-206]
Такимобразом, государство может оказывать большую помощь предприятиям в преодолениифинансового кризиса. Предоставляя денежные средства предприятиям, государствоможет повысить уровень развития экономики и обеспечить рост занятости населения.Предприятия также получают определенную выгоду, т.к. полученные кредиты, ссуды,субсидии из бюджетов разных уровней выдаются на более длительный срок и подменьший процент, чем кредиты у коммерческих банков. Также государствофинансирует нерентабельные предприятия и тем самым принимает участие впредпринимательской деятельности данного предприятия.
Определеннымминусом является то, что в первую очередь финансируются предприятия, которыеявляются приоритетными для самого государства. В России такими предприятиямиявляются сырьевые гиганты такие как ГАЗПРОМ, Лукойл, СургутНефтегаз и т.д.Более мелкие предприятия получают финансирование в меньшем объеме, в основномтолько на, так сказать, поддержание данного предприятия «на плаву».
Глава 2.Взаимодействие предприятий с бюджетами на современном этапе развития экономики
2.1 Взаимодействиепредприятий с Федеральным бюджетом
Взаимодействиепредприятий с Федеральным бюджетом, как и со всеми другими бюджетами,осуществляется в двух направлениях: формирование доходной части бюджета за счетналоговых отчислений организаций и расходование денежных средств на поддержание,и развитие экономики.
Основныминалогами, зачисляемыми в Федеральный бюджет, являются:
1.Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджетчасти добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства иобращения, и определяемой как разница между стоимостью реализованной продукции,работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производстваи обращения.
Приввозе товаров на территорию РФ их обложение налогом на добавленную стоимостьпроизводится в соответствии с таможенным законодательством РФ. В условияхрыночной экономики стоимость реализуемой продукции, работ, услуг исчисляетсякак исходя из свободных (рыночных) цен и тарифов, так и исходя изгосударственных регулируемых оптовых и розничных цен и тарифов, применяемых наотдельные виды продукции производственно-технического назначения, товаровнародного потребления и услуг, оказываемых населению.
Объектомналогообложения являются обороты от реализации на территории РФ товаров,выполненных работ и оказываемых услуг.
Плательщикаминалога являются:
— предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственнойпринадлежности, имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц,включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющиепроизводственную и иную коммерческую деятельность;
— филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиесяна территории РФ, имеющие расчетные счета в учреждениях банков и самостоятельнореализующие за плату товары (работы, услуги);
— международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющиепроизводственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ.
СуммаНДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога,полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), исуммами налога по материальным ресурсам, топливу, работам, услугам, стоимостькоторых фактически списана в отчетном периоде на издержки производства иобращения. Ставка, по которой уплачивается НДС составляет 18% и его сумма включаетсяв стоимость товара.
2. Одним из главных доходных источников федеральногобюджета, а также региональных и местных бюджетов служит налог на прибыльпредприятий и организаций. Налог регламентируется Законом РФ «О налогена прибыль предприятий и организаций». Налог является прямым, его сумма зависитот конечного финансового результата предприятия-налогоплательщика. Аплательщики — все предприятия и организации, в том числе и бюджетные,являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая предприятия синостранными инвестициями, международные объединения и организации,осуществляющие предпринимательскую деятельность, филиалы и другие аналогичныеподразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, иностранные фирмы,осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России. Объектомобложения является валовая прибыль, уменьшенная (или увеличенная) всоответствии с положениями Закона «Оналоге на прибыль предприятий и организаций». Валовая прибыль представляетсобой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основныхфондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций,уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль от реализациипродукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой без налога надобавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию,включаемыми в себестоимость продукции. Перечень затрат, включаемых всебестоимость, установлен Положением о составе затрат по производству иреализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции(работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемыхпри налогообложении прибыли.
Предприятия и организации, поставляющие свою продукциюна экспорт, при исчислении прибыли из выручки от реализации продукции исключаютэкспортные тарифы.
Прибыль является основным источником производственныхинвестиций. Налогообложение прибыли является тем регулятором, который позволяетактивизировать или наоборот затормозить скорость развития экономики страны.Низкие ставки позволяют активизировать инвестиционный процесс и рост объемапроизводства, а следовательно и деловую активность предпринимателей.
3.Акцизы – это косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентахот отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями-производителями. Ониустанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доходгосударственного бюджета полученной производителями сверхприбыли.
Плательщикамиакцизов являются производящие и реализующие подакцизные товары предприятия иорганизации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.Объектом обложения акцизами являются обороты по реализации подакцизных товаровсобственного производства.
Дляопределения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых подакцизныхтоваров, исчисленная исходя из реализации без учета налога на добавленнуюстоимость.
Переченьподакцизных товаров и ставки акцизов устанавливаются правительством РФ. К такимтоварам, в частности, относятся: спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия,вина виноградные, коньяк, шампанское, пиво, икра осетровых и лососевых рыб,готовая деликатесная продукция из ценных видов и морепродуктов, табачныеизделия, легковые и грузовые автомобили, ювелирные изделия, меховые изделия(кроме изделий детского ассортимента), другие товары народного потребления, атакже нефть и нефтепродукты.
Финансированиепредприятий, за счет средств находящихся в Федеральном бюджете, осуществляетсяза счет целевого кредитования предприятий, поддержки экспорта промышленнойпродукции, также используются такие инструменты как дополнительнаякапитализация предприятий, прямая господдержка и госгарантии по кредитам. Восновном осуществляется поддержка малого и среднего предпринимательства за счетснижения налогового бремени и дополнительного инвестирования. [4, C.72]
Такимобразом, осуществляется тесная взаимосвязь между предприятиями и Федеральнымбюджетом. Предприятия являются основным источником пополнения Федеральногобюджета за счет налоговых отчислений, в свою очередь государство осуществляетподдержку предприятий в кризисные периоды. Из Федерального бюджета в основномнапрямую финансируются самые крупные предприятия машиностроительного,добывающих и других секторов экономики. Финансирование более мелких предприятийосуществляется в основном из нижестоящих бюджетов.
2.2 Организациявзаимодействия предприятия с региональным бюджетом
Вбюджеты субъектов Федерации полностью подлежат зачислению налоговые доходы отследующих региональных налогов:
1.Налог на имущество организации.
Плательщикаминалога на имущество являются предприятия, учреждения и организации, их филиалыи другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет,а также иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскуюдеятельность на территории РФ.
Объектомналогообложения является имущество предприятия в его стоимостном выражении,находящееся на балансе этого предприятия, представляющее собой совокупностьосновных фондов, нематериальных активов, производственных запасов и затрат.
Предельныйразмер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2% отналогооблагаемой базы.
Конкретныеставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видовдеятельности предприятий, устанавливаются органами государственной властисубъектов РФ.
2. Сбор на нужды образовательныхучреждений, взимаемый с юридических лиц. Данный сбор устанавливаетсязаконодательными актами субъектов РФ и не может превышать размера 1% отгодового фонда заработной платы предприятий, учреждений и организаций,расположенных на территории регионов.
3. Транспортный налог. Налогвзимается с юридических лиц (кроме бюджетных организаций) в размере 1% от ихфонда оплаты труда независимо от источника его формирования и в полном объемевключается в состав издержек производства и обращения. Суммы транспортногоналога направляются в бюджеты субъектов РФ и предназначены для финансовойподдержки и развития городского пассажирского транспорта общего пользования, атакже пригородного пассажирского железнодорожного транспорта.
4. Налог на игорный бизнес и т.д.
Региональные налоги и сборыустанавливаются НК РФ и законами субъектов Федерации. Органами власти субъектаФедерации определяются налоговые ставки в пределах, установленных федеральнымзаконодательством, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности порегиональному налогу.
Доходы от федеральных налогов исборов распределяются между бюджетами разных уровней в соответствии сфедеральным законодательством. Также поступления от некоторых федеральныхналогов распределяются между бюджетами субъектов Федерации и местнымибюджетами. В бюджеты субъектов Федерации зачисляются доходы от федеральныхналогов и сборов по единым для всех субъектов федерации нормативам,установленным Бюджетным кодексом РФ или по налоговым ставкам, устанавливаемым всоответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
В бюджеты субъектов РФ подлежатзачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов,предусмотренных специальными налоговыми режимами:
– налог на прибыль организации поставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ,- по нормативу 100%
– налог на прибыль организации привыполнении соглашений о разделе продукции и не предусматривающих специальныхналоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет ибюджеты субъектов Федерации, — по нормативу 80%.
За счет бюджетов субъектов РФфинансируются следующие функциональные виды расходов, такие как государственнаяподдержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии,сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, также содержание иразвитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органовгосударственной власти субъектов РФ; обеспечение реализации региональныхцелевых программ. [4, C.72]
Следовательно, бюджеты субъектов РФтипичны федеральному бюджету, но имеют меньший размер и охватывают меньшуютерриторию. Бюджетная система РФ построена таким образом, что каждый субъектможет установить определенный перечень налогов на своей территории, но ставкипо налогам и количество регулируется Бюджетным кодексом РФ.
Так как каждый субъект имеет своюавтономность, то региональные власти могут проводить на свое усмотрениеразличные программы по финансированию секторов экономики, государство лишьвыделяет приоритетные отрасли, которые в первую очередь нужно профинансировать.Также как и федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ инвестируют малый исредний бизнес, а также сельское хозяйство. Если федеральный бюджет направляетденежные средства на поддержку «промышленных гигантов», то бюджеты субъектовзанимаются инвестированием более мелких предприятий, которые служат основой дляразвития региона и градообразующие предприятия.
2.3 Местныебюджеты как основа развития предприятия
Налогами,которые уплачивают предприятия в местный бюджет, являются:
1.Плата за землю. Использование земли в Российской Федерации является платным.Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, а такженормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи,кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданныев аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков вслучаях, предусмотренных законодательством РФ, а также для получения под залогземли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли. Плательщикамиземельного налога и арендной платы являются предприятия, объединения,организации и учреждения, а также граждане РФ, иностранные граждане и лица безгражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользованиеили аренду на территории России.
2. Налог на рекламу. Налог на рекламуявляется одним из самых существенных по объему поступающих платежей и возникаету предприятий и граждан, осуществляющих расходы по рекламе собственнойпродукции, работ, услуг. Плательщиками налога на рекламу являются следующиерекламодатели:
— предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственнойпринадлежности, имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц,филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, имеющиеотдельный баланс, расчетный или иной счет, а также иностранные юридическиелица;
— физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качествепредпринимателей, осуществляющие свою деятельность на территории города.
Объектомналогообложения является стоимость работ и услуг по изготовлению ираспространению рекламы собственной продукции (работ, услуг). Не облагаютсяналогом услуги по рекламе, не преследующей коммерческой цели, включая рекламублаготворительных мероприятий. Ставка налога на рекламу устанавливается вразмере до 5% от стоимости (величины фактических затрат) рекламных работ иуслуг у рекламодателя.
3. Местные сборы. Сбор со сделок,совершаемых на биржах.
Источникомуплаты данного сбора является прибыль предприятия, оставшаяся в егораспоряжении после уплаты налога на прибыль. Объектом сбора является суммасделок, совершаемых на бирже. Плательщиками сбора являются участники сделки,осуществляющие в установленном порядке эти операции, за исключением сделок,предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценнымибумагами. Сбор вносится участниками сделки в размере, не превышающем 0,1% суммысделки.
Лицензионныйсбор за право проведения местных аукционов и лотерей устанавливается наосновании Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».Объектом обложения сбора является стоимость заявленных к аукциону товаров илисумма, на которую выпущена лотерея.
Плательщикамилицензионного сбора являются предприятия, организации, в том числе бюджетные,являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая предприятия синостранными инвестициями, международные объединения, иностранные фирмы,филиалы и другие подразделения предприятий, имеющие отдельный баланс ирасчетный счет, а также граждане – устроители местных аукционов и лотерей,имеющие разрешение на их проведение. Ставки лицензионного сбора устанавливаютсярешениями районных и городских органов государственной власти в размере, непревышающем 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которуювыпущены лотерейные билеты. Сбор за право торговли устанавливается районными,городскими (без районного отделения), районными (в городе), поселковыми,сельскими представительными органами власти.
Плательщикамисбора являются предприятия и организации всех организационно-правовых форм,включая предприятия с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицамипо законодательству РФ, их дочерние образования и филиалы, а также граждане РФи других государств, осуществляющие торговлю товарами и изделиями как черезпостоянные торговые точки (магазины, столовые, кафе, киоски и др.), так и впорядке свободной торговли с рук, выносных лотков, открытых прилавков и автомашинв местах, определенных местными органами исполнительной власти.
Конкретныеставки сбора за право торговли определяются местными представительными органамивласти при принятии решения о введении этого сбора в зависимости от местарасположения торговой точки, объема реализации и вида товара и т.д.
Юридическиеи физические лица, осуществляющие торговлю в постоянных торговых точках,приобретают временный патент на право торговли.
Направо торговли с временных торговых точек в местах, определенных исполнительнымиорганами власти, юридическим и физическим лицам выдается разовый талон. Наторговлю товарами, облагаемыми акцизами, исполнительными органами власти, натерритории которых производится торговля, выдается лицензия сроком на год.
Такимобразом, уплата сбора за право торговли производится при приобретении патентаили лицензии на право торговли, либо разового талона.
Предельныйразмер ставки сборов не может превышать размера 3% фонда заработной платы,рассчитанной от установленной законом минимальной месячной оплаты труда дляюридического лица, и не более 3% от 12 минимальных установленных закономразмеров месячной оплаты труда для физического лица на все виды целевых сборовпо совокупности.
4. Налог на содержание жилищногофонда и объектов социально-культурной сферы. Плательщиками налога являютсяюридические лица – предприятия и организации всех организационно-правовых форм,включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы предприятий (другиеобособленные структурные подразделения), осуществляющие свою деятельность натерритории, подведомственной представительному органу власти. Налог насодержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, егоконкретные ставки, льготы по налогу устанавливаются представительными органамивласти в размере, не превышающем 1,5% объема реализации продукции (работ,услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на соответствующейтерритории. [25]
Также в местный бюджет зачисляютсяопределенные доли налогов зачисляемых в Федеральный бюджет и бюджет субъектовФедерации. Расходы бюджета муниципальных образований расходуется наосуществление целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления.Из местного бюджета инвестируются самые мелкие предприятия, которые находятсяна территории муниципалитета, которые являются основой для роста и развитиямуниципального округа. Для осуществления программ на развитие предприятийместный бюджет выделяет денежные средства как из своего бюджета, также можетполучить эти средства из вышестоящих бюджетов.
Глава 3. Путисовершенствования отношений предприятий с бюджетами разных уровней
3.1 Рольбюджетного финансирования предприятий в современных условиях
Насовременном этапе складывается очень не простая экономическая ситуация. Послеочередных ударов по экономике США, кризис перекинулся на все остальные страны иприобрел статус Мирового финансового кризиса. После ипотечного кризиса в 2006году в США, Россия стала предпринимать ряд мер по подготовки и стабилизацииотечественной экономики и до определенного момента она считалась «островкомбезопасности» от кризиса. Но летом 2008 года он достиг России и очень сильноударил по экономике и в частности по реальному сектору экономики. ПравительствоРФ предпринимало множество мер по урегулированию сложившейся ситуации и в марте2009 года были опубликованы меры по выходу из кризисной ситуации.
Основнойзадачей данных мер является слежение за ситуацией на предприятиях, являющихсяключевыми для российской экономики, с тем, чтобы предотвратить массовыеувольнения, так и утрату накопленного экономикой за годы ростапроизводственного потенциала.
Неэффективныепредприятия не будут поддерживаться за счет средств налогоплательщиков. В то жевремя предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшиев развитие производства и создание новой продукции, повысившиепроизводительность труда, но попавшие в сложную ситуацию из-за отсутствиядоступа к кредитам и временного снижения спроса на их продукцию, вправерассчитывать на поддержку государства.
Нафедеральном уровне Правительственной комиссией по повышению устойчивостиразвития экономики утвержден перечень из 295 системообразующих организаций.Сформирована система мониторинга за состоянием этих предприятий. Для поддержкипредприятий Правительство будет использовать такие инструменты, какдополнительная капитализация, прямая господдержка, госгарантии по кредитам.
Вдополнение к федеральному перечню сформирован Перечень предприятийрегионального значения (1148), мониторинг за состоянием которых ведетсяМинрегионом России совместно с региональными органами власти.
Вчасти стимулирования внутреннего спроса на продукцию российских предприятийпредпринят ряд мер как по расширению государственного спроса, так и постимулированию спроса со стороны частного сектора и населения.
1. Принятыдополнительные меры по развитию целевого кредитования предприятий под расчетыза поставленную продукцию (факторинг);
2. Увеличенобъем господдержки экспорта промышленной продукции (до 6 млрд. руб.);
3. До1 января 2011 года приостановлено требование о предоставлении обеспеченияисполнения обязательств в размере не менее 100 процентов при предоставлениигосгарантий субъектов РФ и т.д.
Правительствопримет меры по стимулированию инновационной активности в экономике:
1. Длястимулирования частных инвестиций в инновации Правительство выработает рядпредложений, в т.ч. в части обусловленности предоставления государственнойподдержки реализации программ инновационного развития компаний, финансовойподдержки реализации программ технологического перевооружения предприятий ит.д.
2. Государствотакже будет стимулировать инновации в экономике через реализацию«технологичных» федеральных целевых программ, расходы на которые будут либосохранены на запланированном ранее уровне, либо минимально снижены.
Кромесистемных мер, направленных на поддержку всех отраслей экономики, Правительствореализует меры, направленные на недопущение необратимых кризисных явлений вотдельных секторах экономики, имеющих значительный мультипликативный эффект наразвитие смежных отраслей (автомобилестроение, жилищное строительство), важныхс точки зрения продовольственной безопасности и социальной стабильности(Сельское хозяйство, лесопромышленный комплекс), ключевых с позиции обеспеченияобороноспособности страны(ОПК), обеспечивающих основу для функционированияэкономики в целом (ТЭК, транспорт).
Врамках поддержки сельского хозяйства Правительство предпринимает меры по:
— обеспечению доступности финансовых ресурсов для предприятий отрасли;
— защите внутренних рынков;
— стимулированию экспорта с/х продукции.
Вцелях стимулирования спроса на продукцию автомобилестроения:
— будет субсидироваться 2/3 ставки рефинансирования по 3-летним потребительскимкредитам на приобретение легковых автомобилей, произведенных на территорииРоссии (2 млрд. руб.);
— также будет выделена субсидия ОАО «Российские железные дороги» на расходы потранспортировке отечественных автомобилей в регионы Дальнего Востока (2 млрд.руб.);
— Правительство будет субсидировать часть процентных ставок российскиморганизациям автомобилестроения и транспортного машиностроения по кредитам,полученным в российских кредитных организациях на технологическоеперевооружение и т.д.
Государственнаяподдержка будет оказывать организациям оборонно-промышленного комплекса:
— до 15 млрд. рублей будет направленно на субсидии организациям ОПК – головнымисполнителям и исполнителям государственного оборонного заказа, на возмещениечасти затрат на уплату процентов по кредитам;
— в 2009 году на 3 млрд. рублей дополнительно предполагается увеличить субсидиистратегическим предприятиям и организациям ОПК в целях их финансовогооздоровления;
— также запланировано 1 млрд. рублей для предоставления субсидий организациям ОПКна возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на осуществлениеинновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичнойпродукции.
Втранспортном комплексе:
— Правительство предпринимает меры по стимулированию спроса на услуги,обеспечению доступности финансирования, стимулированию техническогоперевооружения и приобретения современных транспортных средств;
— для поддержки закупки авиаперевозчиками современной авиатехники авиакомпаниямбудет предоставлена отсрочка уплаты таможенных платежей на срок до 6 месяцев вотношении ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним (в томчисле и двигатели);
— Правительство поддержит сектор железнодорожных перевозок. Будет проведеноразмещение облигаций ОАО «РЖД» для финансирования инвестиционных программ на2009 – 2011 годы;
— ОАО «РЖД» будет компенсирована часть выпадающих доходов в связи со снижениемтемпов роста тарифов на железнодорожные перевозки на 2009 год (в формеувеличения уставного капитала).
Всфере металлургического производства принят ряд решений в областитаможенно-тарифного регулирования, поддерживающий экспорт продукции цветнойметаллургии и обеспечивающий защиту отечественных производителей черныхметаллов на внутреннем рынке.
Большоевнимание уделяется развитию малого и среднего бизнеса. Увеличение программыфинансовой поддержки для данных предприятий составит около 30 млрд. рублей.Также будет снижение административного давления на бизнес.
Обществождет от бизнеса создания новых производств и новых рабочих мест, ростаэффективности, стабильного поступления налогов для исполнения государствомсоциальных обязательств. В период кризиса особенно недопустимыми являютсяизлишние административные барьеры ведения бизнеса.
В2009 году будет радикально усилена деятельность по предотвращению и пресечениюдействий чиновников, направленных на коррупционное вмешательство в делабизнеса. Также будет предложена работа по устранению законодательноустановленных в прошлые годы излишних административных барьеров.
В2009 году требование об обязательной квоте (не менее 20%) для малого предпринимательствапри госзакупках распространено не только на государственных, но и намуниципальных заказчиков. Также будут установлены льготные арендные ставки приаренде малыми и средними компаниями федерального имущества.
Расходыфедерального бюджета на государственную поддержку субъектов малогопредпринимательства будут увеличены до 10,5 млрд. рублей, т. е. в дополнение кзаранее запланированным средствам будет выделено 6,2 млрд. также будетразработан механизм рефинансирования портфелей кредитов предприятий малого исреднего бизнеса, сформированных российскими кредитными организациями, за счетсредств Внешэкономбанка.
Распределениесубсидий федерального бюджета на развитие малого предпринимательства будетосуществляться пропорционально доле малых компаний, действующих на территориирегиона.
В2009 впервые будет предусмотрена возможность авансового перечисления субсидийфедерального бюджета на развитие малого бизнеса регионам, испытывающимтрудности в формировании доходной части бюджета.
Врамках обеспечения устойчивости финансовой системы Правительство действует потрем основным направлениям. Первое – расширение ресурсной базы и повышениеликвидности всей финансовой системы, второе – повышение доступности банковскогокредитования для предприятий реального сектора и третье – обеспечение санацийбанков, но важных с точки зрения общей устойчивости банковской системы.
Правительствосовместно с Банком России реализует меры по рефинансированию банковской системыс тем, чтобы финансовые средства доходили до конкретных предприятий. В 2009году, в дополнение к уже выделенным коммерческим банкам, банкам сгосударственным участием и Внешэкономбанку субординированным кредитам,Правительство направит 200 млрд. руб. ВТБ, 130 млрд. руб. – Внешэкономбанку,225 млрд. руб. – коммерческим банкам на обеспечение целевого финансированияреального сектора экономики.
Нарегиональном уровне также осуществляется реализация антикризисных мер. Усилияпо поддержке реального сектора экономики на уровне субъектов Федерации восновном сосредоточены в первую очередь на поддержку градообразующихпредприятий и организаций.
Мероприятияпо поддержке агропромышленного комплекса, реализующиеся в подавляющембольшинстве субъектов РФ, как правило, предусматривают предоставление субсидийна осуществление государственной поддержки по основным направлениямсельскохозяйственного производства, а также на возмещение сельскохозяйственнымтоваропроизводителям, крестьянским хозяйствам, организациям агропромышленногокомплекса и организациям потребительской кооперации части затрат на уплатупроцентов по кредитам и займам. В части оказания господдержки предприятияммалого и среднего бизнеса заключаются в следующих направлениях:
— в большинстве субъектов РФ предпринимаются меры по обеспечению условий длявыкупа субъектами малого предпринимательства арендуемых ими помещений;
— регионы пользуются предоставленными налоговыми возможностями по поддержкемалого и среднего предпринимательства;
— практически все субъекты РФ заявили о своем участии в федеральной программеоказания государственной поддержки малому и среднему предпринимательству,реализуемой Минэкономразвития России. [12, C.5-6]
Конечноперечень всех расходов для поддержания экономики страны и меры на поддержаниереального сектора указанных в бюджете, можно сказать «звучат красиво». Но,делая опор на менталитет российского народа, а точнее на чиновников,осуществляющих внедрение данных мер в жизнь, можно утверждать, что как минимумчетверть всех выделенных средств не дойдут до своего целевого финансирования.Также наблюдается несовершенство каналов распределения данных средств. Так,например, когда через банковскую систему пытались «прокачать» деньги дляконкретного бизнеса и производства, оказалось что эти деньги не прошли. Нокогда государство стало осуществлять прямое финансирование, то что-то сталополучаться! Может все из-за того, что банкам не дали четкое распоряжение какоеколичество предприятий нужно проинвестировать и какие отрасли нуждаются впервую очередь в финансировании. Также многие предприятия не были осведомлены впроводимых мероприятиях, а в некоторых регионах рекламные компании даже указалинеправильный номер телефона для предпринимателей. При поддержанииавтомобилестроения также существуют свои изъяны. Здесь можно было бывоспользоваться примером Западных стран, например Германии, в которой выдаетсядо 2500 евро при покупке нового авто и сдаче старого, или на примере, Индии,где разрабатывают самый дешевый автомобиль, который смогут позволить себебольшинство населения. Но российские автопроизводители воспользовались«политикой протекционизма» проводимой государством по ввозу автомобилей из-зарубежа и стали также повышать цены на выпускаемую ими продукцию более чем на3,5%. Естественно это привело к спаду спроса на продукцию. Например, уавтозавода ГАЗ спрос на продукцию снизился на 80% и чтобы предотвратитьбанкротство предприятия и сокращение рабочих мест, Правительство сталоосуществлять госзаказ на покупку автомобилей у данного предприятия. [21]
3.2 Проблемыналогообложения предприятия в условиях кризиса
Конечно, для восстановления экономикистраны и быстрого выхода из кризиса недостаточно только осуществлять финансовуюподдержку реального сектора экономики. Также следует проводить «налоговуюхирургию», т.е. проводить меры по снижению количества налогов или снижениеставок по самым тяжелым для предприятия налогов. О том, что такие мерыподдержки нужны говорилось уже давно. Предупреждения были еще в середине июля,когда никто не говорил о кризисе. Тогда «Деловая Россия» выступила с обращениемо необходимости принятия срочных мер для спасения российского производства. Егоподписали более трехсот ключевых бизнесменов, представленных в организации.
Говорили о том, что российскиепредприятия становятся нерентабельными, сокращают объемы производства и массовозакрываются. Производить стало невыгодно — проще купить товар в Китае ипродать. В сложном положении летом были уже многие отрасли — металлургия,автомобилестроение, лесная, целлюлозно-бумажная и деревоперерабатывающаяпромышленность, в меньшей степени — производство строительных материалов. Тогдаговорили о том, что положение можно изменить, можно избежать кризиса. Для этогонужно было еще до осени, уменьшить наиболее проблемный, затратный,коррупционный для предпринимателей налог — НДС. Этого сделано не было, итеперь, вместо того чтобы вовремя сработать на предотвращение кризиса,приходится думать о том, как бороться с его последствиями.
Понятно, что простым копированиемантикризисных решений, которые могут работать в западных странах, проблемы Россиине решить. В этом убедились на примере поддержки государством банковскогосектора, создавшей финансовый тромб, нежели оказавшей действенную помощьреальному производству. Меры по поддержке отечественного бизнеса,представленные Владимиром Путиным на съезде партии «Единая Россия», — крайне важный и давно ожидаемый от государства реальным сектором экономики шаг.Но, с точки зрения предпринимателей несырьевого сектора, предложенный пакет мерпредставляется не совсем достаточным, а ряд предложений вызывает сомнения в ихрезультативности. Так, произошло снижение ставки налога на прибыль до 294 млрд.рублей (снижена ставка налога на прибыль с 24 до 20 %), при этом федеральнаячасть налога снижена с 6,5 до 2,5%. Регионы в дополнении к 17,5% получают 0,5%за счет федеральной части, но снижение налога на прибыль для многих предприятийвряд ли принесет какой-либо эффект, если учесть, что прибыли может вообще небыть. [12]
Также 6 апреля 2009 года Премьер В.Путин отчитался перед депутатами о работе правительства в 2008 году ипредоставил им антикризисную программу. На вопрос «почему правительство незамораживает тарифы естественных монополий?», он ответил, что данные мерыэффективны, но не всегда. Премьер сообщил, что государство будет входить вкапиталы компаний, но в первую очередь это будут предприятия оборонногосектора, а в отношении гражданского сектора это будет в качестве «чрезвычайногоисключения». Также Путин заявил о не повышении социальных отчислений (как это предполагалосьс 26 до 34% фонда оплаты труда) до 2011 года, так как по прогнозам — 2010станет годом оживления экономики, и к 2011 бизнес придет способным нести новуюналоговую нагрузку. [13, C.4]
Часть инициатив «Деловой России» прозвучалина недавнем заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству.Было предложено предоставить предприятиям налоговый кредит по уплате налога наприбыль и налога на добавленную стоимость. При этом с рассрочкой платежейначисленных сумм налогов сроком на два года под ставку рефинансирования БанкаРоссии. Другой важной и срочной мерой антикризисного характера должно статьпредоставление государственных гарантий предприятиям обрабатывающейпромышленности, нуждающимся в получении кредитов. Срок их действия — один год вобъеме до 50 % от суммы кредита при условии кредитования коммерческим банком поставке не выше 15 % годовых. На заседании Совета премьер Владимир Путинподдержал эти предложения.
Еще часть предложений остаются прежними.Снижение НДС с 18 до 12 %, которое даст предприятиям столь необходимые им сейчасденежные средства, — одно из них. В этом плане поучителен примерВеликобритании. Английских лейбористов всегда обзывали социалистами. Но кризисзаставил их поправеть и пойти на снижение НДС. Они поняли, что нельзя нагрузитьбизнес налогами и одновременно с этим заставить его спасать экономику. В полнойналоговой выкладке бизнес тяжел и неповоротлив — он думает о том, как выжить, ане как развиваться. Также одним из достойных примеров может стать США, гдеотказались вводить такой вид налога как НДС и он был заменен налогом с оборота.
Из такого рода кризисов страна и миробычно выходят с новой экономикой. Поэтому имеет ли сегодня смысл считатьпоследствия снижения НДС или замены его налогом с оборота — не известно. Будутновые условия, для которых не годятся старые расчеты. Но ясно одно — дляликвидации последствий кризиса необходимо максимально широко задействоватьпредпринимательскую инициативу. Россия быстро преодолела последствия дефолта,так как в экономику включились миллионы людей, поверивших в снижение налогов наличные доходы. Плоская налоговая шкала и 13% налог стали двигателемэкономического развития и роста. После кризиса стране снова нужен будет рывок.И стимулировать его на этот раз должна будет отмена или серьезное сокращениеНДС.
Оптимизация налоговой системы являетсярешающей проблемой в преодолении кризиса. Правительство отказываетсяминимизировать налоги с предприятий, боясь окончательно снизить налоговыепоступления в бюджет, который тратятся на «раздутые» социальные программы,которые были приняты до наступления кризиса и отказ об их сокращении. Но впоследнее время Правительство все-таки приняло решение о сокращении расходнойчасти бюджета. Но это не решает окончательных проблем. Сокращение налогов,которое провело государство, не достаточно для удержания предприятий «наплаву». По прежнему в СМИ поступает информация о банкротстве предприятий и обувеличении числа безработных.
Снижение налогов — это допинг дляэкономики. Об этом говорит и опыт других стран, прибегнувших к нему в условияхкризиса. Надо только помнить, что вводить его (как и всякое лекарство) надововремя. Если данные меры не будут проводиться в полном объеме, то это можетпривести к развалу всей экономики страны, и как говорят экономисты в шутку что «послекризиса самыми приоритетными отраслями экономики станут охота исобирательство».
система взаимодействиебюджет предприятие
Заключение
При взаимоотношении предприятия сбюджетами разных уровней наблюдаются множество проблем, в принципе, типичныхдля России и закоренелых с течением времени. Рассмотрение данной темы выявилоразногласия между субъектами данного взаимоотношения, которые заключается втом, что государство стремится как можно больше получить денежных средств вбюджет, и тем самым повышает налоги, что приводит к снижениюпредпринимательской деятельности и снижению прибыли предприятий после уплатыналоговых отчислений. При расходовании средств бюджета на осуществлениепрограмм на поддержание предприятий существует риск дефицита государственногобюджета, что приводит к заимствованию средств у других стран и ростугосударственного долга.
Особенно данные противоречия выявляютсяпри финансовом кризисе охватившего все страны мира. Предприятия обвиняютгосударство в том, что оно обложило высокими налогами их деятельность и не даетполноценному развитию. Государство в свою очередь не спешит снижению налоговыхставок, т.к. Правительство «раздуло» социальные программы, тем самым, увеличиврасходную часть бюджета.
В 2009 году предполагается дефицитгосударственного бюджета в размере около 3 трлн. рублей, что примерно составит7,5%, при этом государство снизило налоги не более чем на 4% и Правительствобоится, что еще большое снижение приведет к повышению дефицита и по прежнемуоставляет высокие налоги. [21] Предприятия, облагаемые высокими налогами,начинают снижать объемы производства из-за снижения спроса и сокращатьчисленность персонала, чтобы хоть как-то продержаться в кризисный период. Это всвою очередь приводит к снижению налоговых поступлений в бюджет и увеличение расходовбюджета на предоставление пособий по безработице. Тем самым наблюдается«порочный круг» в политике государства, т.к. любые его действия ведут к незапланированнымрезультатам. Для устранения данной проблемы государство увеличивает расходы напредприятия и осуществление госзакупок. Дополнительное финансирование позволяетпредприятию содержать работников на предприятии и оставлять уровеньпроизводства на прежнем уровне. Это приводит к меньшим сокращением людей срабочих мест и прежним налоговым отчислениям в бюджет.
В условиях финансового кризиса уровеньВВП в России по прогнозам аналитиков будет либо нулевым, либо сократитсяпримерно на 2%. Экономисты говорят, что самое внушительное падение производствабыло в январе, и возможно, что больше данного падения наблюдаться не будет ипроизойдет оживление экономики. На это может повлиять «Саммит БольшойДвадцатки», на котором будут обсуждаться меры об оживлении и восстановлениимировой экономики.
Для российских предприятий не все такплохо. Из-за девальвации российского рубля, иностранные товары стали намногодороже для российского потребителя и поэтому импорт может упасть как минимум на40%, и будет составлять не 292 млрд. долларов, как в прошлом году, а 180-200млрд. Так что рынок может полностью перейти на продукцию отечественногопроизводителя и снижение промышленного роста возможно и не будет. Самойприоритетной из всех отраслей экономики станет пищевая промышленность, котораяпосле нефтяной промышленности занимает второе место по количеству иностранных инвестиций.И возможно, что с нее и начнется рост экономики. [14, C.6]
Списокиспользованной литературы
1.Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В. Ковалева.- М.: ТКВелби, Изд-во Проспект, 2005.-634 с.
2.А.Б. Борисов Большой экономический словарь. Издание 2-е переработанное идополненное.- М: книжный мир, 2008. – 860 с.
3.Бюджетная система России; Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г. Б. Поляка- М:ЮНИТИ- ДАНА, 2004. – 540 с.
4.Годин А. М., Горегляд В. П., Подпорина И. В. Бюджетная система Российскойфедерации: Учебник- 7-ое изд., перераб. и доп.- М: Издательско-торговаякорпорация «Дашков и К», 2009. – 628 с.
5.Государственные и муниципальные финансы: учебник для студентов вузов,обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление»,«Финансы и кредит»/Л.М. Подъяблонская- М: Юнито- ДАНА. 2009. – 559 с.
6.Государственные и муниципальные финансы: Учебник/ Под общ. ред. И. Д.Мацкуляка- М: Изд-во РАГС, 2007. – 510 с.
7.Лупей Н. А. Финансы: Учеб. пособие.- М: Деловая литература, 2004. — 365.
8.Нешитой А. С. Бюджетная система РФ: Учебник- 7-е изд., испр. и доп.- М:Издательско-торговая Корпорация «Дашков и К» 2008. – 308 с.
9.Финансы: Учебник/ Под ред. В. П. Литовченко.- М: ИТК «Дашков и К», 2004. – 452с.
10.Финансы, денежное обращение и кредит. учеб.- 2-е изд., перераб. и доп. / В.К.Сенчагов, А. И. Архипов [и др.]; ответств. ред. В. К. Сенчагов, А. И.Архипов.- М: ТК Вебли, Изд-во проспект, 2007. – 720 с.
11.Христенко В. Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами.-М: Дела, 2002. – 460 с.
12.Программа антикризисных мер // «Аргументы и факты» №13, 2009, с.4-6
13.Ольга Доронина Один на один с Госдумой // «Аргументы и факты» №15,2009, с.4
14.Павел Хицкий Жизнь длиннее, чем кризис // «Аргументы недели» №10 (148),12.03.09, с.6
15.Финансы. Учебник / Под ред. Дробозиной. М.: «ИНФРА — М», 2003. — 527 с.
16.Финансы. Учебник / Под ред. Ковалевой. М.: «ИНФРА М», 2004. — 284 с.
17.Финансы. Учебник / Под ред. Мельникова В.Д., Ильясова К.К. Алматы, 2006. — 356с.
18.Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л А.Дробозиной.- М: Финансы 2000. – 458 с.
12.Финансы и кредит: Учебник/ Под ред. проф. М. В. Романовского, Г. Н.Белоглазовой.- М: Высшее образование, 2006. – 575 с.