Контрольная работа
по дисциплине:
«Основы экологии и экономика природопользования»
на тему:
«Система платного природопользования в Республике Беларусь и её эффективность»
Выполнила студентка 1 курса
Специальность Экономика и управление
Иванова И.А.
Проверила:
г.Минск
2009г.
Содержание
Введение
Особенности платного природопользования в Республике Беларусь ……..4
Планирование (прогнозирование) природопользования и охраны окружающей среды……………………………………………………………6
Платежи за природопользование и загрязнение окружающей среды……10
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
В настоящее время для всех государств мирового сообщества острой является экологическая проблема. Ее особенность состоит в том, что она затрагивает не отдельные регионы или страны, а всех без исключения. Поэтому как в рамках всего мирового сообщества, так и отдельными государствами принимаются активные меры по защите окружающей среды и предотвращению ее дальнейшего загрязнения. В числе важнейших способов защиты окружающей среды находятся экономико — правовые меры, которые позволяют регулировать порядок природопользования. Охрана окружающей среды является делом каждого, поэтому изучение данной проблемы является необходимым и обязательным для каждого специалиста.
В Республике Беларусь в последние десятилетия принят целый ряд нормативных правовых актов по вопросам охраны окружающей среды и природопользования, этому вопросу уделяется первостепенное внимание. Осуществляется планирование мероприятий в этом направлении на ближайшую и отдаленную перспективу.
Для компенсации потерь природным объектам и загрязнение окружающей среды законодательство Республики Беларусь предусматривает целую систему платежей, которые направляются на восстановление нарушенного состояния окружающей среды. В механизме природопользования такие платежи являются важным инструментом государственного регулирования природопользованием.
Целью данной работы является изучение особенностей платного природопользования в Республике Беларусь, направлений его дальнейшего развития, а так же изучение платежей за пользование природными ресурсами и вредное воздействие на окружающую среду.
1. Особенности платного природопользования в Республике Беларусь
Принципиально новая система платности природопользования, ориентированная на формирование рыночных отношений в экономике, стала складываться в нашей республике с начала 90-х годов. Постановлением Совета Министров БССР с 1 июля 1990 г. впервые были введены платежи за выбросы загрязняющих веществ в воздушный бассейн и их сбросы со сточными водами в водные источники, а 23 декабря 1991 г. платность природопользования в Беларуси была закреплена законодательно принятием закона “О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)”. С этого времени все природопользователи независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности стали облагаться экологическим налогом, который состоит из платежей за пользование природными ресурсами и выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду. Ставки налога и лимиты добываемых природных ресурсов и допустимых выбросов в окружающую среду определены в соответствии с утвержденными нормативами. Так, были установлены ставки налога за фактический объем добычи калийной и каменной соли, строительного и формовочного песка, песчано-гравийной смеси, глины, доломита, торфа, сапропелей, строительного и облицовочного камня, воды из поверхностных и подземных источников, минеральных вод, а также ставки налога за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в атмосферный воздух и водные источники.
Внесенные суммы налога за природопользование в пределах установленных лимитов относятся на издержки производства, то есть включаются в себестоимость продукции, а сверх установленных лимитов — изымаются из прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей. За превышение установленных объемов добычи природных ресурсов экологический налог взимался в 3-кратном размере, а за выбросы загрязняющих веществ сверх установленных лимитов — в 5-кратном.
Суммы налога за использование природных ресурсов и выбросы загрязняющих веществ полностью зачислялись в доходы местных бюджетов, за исключением налога за добычу нефти, калийной и поваренной соли, 50% которого подлежали зачислению в доход государственного бюджета.
2. Планирование (прогнозирование) природопользования и охраны окружающей среды
Целью планирования (прогнозирования) природопользования и охраны окружающей среды является гармоничное взаимодействие природы и общества на основе научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов, выбор наиболее эффективных средств природопользования, предотвращения и ликвидации негативного влияния хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение и увеличение природно — ресурсного потенциала Республики Беларусь[1;256]. Планирование (прогнозирование) мероприятий по охране окружающей среды осуществляется в составе прогнозных показателей социально — экономического развития страны и государственного плана с учетом иных программ и требований природоохранного законодательства. В соответствии со ст. 79 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее — Закон «Об охране окружающей среды»), экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования включает в себя разработку государственных прогнозов и программ социально — экономического развития Республики Беларусь в части рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
В условиях рыночных отношений цели планирования сохраняются. Новый подход к самостоятельности предприятий, переходящих от административных методов управления к экономическим перспективам коренного изменения, роли, функций и методов планирования. В настоящее время происходит процесс становления и поиска наиболее эффективных форм и методов планирования рационального природопользования.
Территориальное планирование охраны окружающей среды осуществляется соответствующими Советами депутатов с участием государственных органов и общественных объединений. Отраслевое планирование в области охраны окружающей среды остается за министерствами, государственными комитетами и иными органами государственного управления.
Основной целью новой политики в настоящее время должно стать создание основы управления развития территории, обеспечивающей формирование качественной среды жизнедеятельности населения, стимулирования территории и создание условий для дальнейшего его сохранения, улучшения и воспроизводства среды обитания.
С переходом на экономические методы управления качественно меняются задачи и функции планирования природопользования. Предприятие возмещает ущерб, причиненный загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием природных ресурсов, и несет материальную ответственность за соблюдение законодательства об охране природы.
Основным направлением развития системы природоохранного законодательства в Республике Беларусь на период до 2020 г. является создание организационных и правовых механизмов по предотвращению или смягчению негативных последствий различных видов человеческой деятельности, оказывающих влияние на здоровье человека и состояние природной среды
Общими направлениями осуществления экологической политики Республики Беларусь на период до 2020 г. являются:
— экологизация экономики;
— совершенствование законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, в том числе системы экологических ограничений и регламентации режимов природопользования;
— дальнейшее развитие экономического механизма природопользования;
— рациональное использование природных ресурсов, их экономия, постепенный отказ от экстенсивного использования и переход к экономному расходованию невозобновляемых и неистощительному использованию возобновляемых ресурсов;
— создание благоприятных условий для внедрения ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий; модернизация производства, развитие новых методов и технологий, воспроизводства природных ресурсов, увеличение доли использования вторичных ресурсов и утилизации отходов;
— развитие рынка работ и услуг в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
— последовательный переход на международные стандарты технологий и производимой продукции;
— снижение антропогенной нагрузки на экосистемы, восстановление нарушенных экосистем в местах добычи полезных ископаемых, в особенности нефти, калийных солей, доломита, строительного камня, глин и др.;
— формирование оптимальной системы особо охраняемых природных территорий и водно-болотных угодий, сохранение биоразнообразия;
— экономическая оценка природных ресурсов и определение ущерба, связанного с их использованием;
— внедрение экологического аудита и страхования;
— лицензирование видов деятельности, влияющих на экологическую ситуацию;
— развитие фундаментальных исследований и прикладных разработок в области охраны окружающей среды;
— снижение негативных последствий радиоактивного загрязнения территорий;
— расширение международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и природопользования;
— развитие системы экологического образования и просвещения, подготовка кадров в области экологии [4;18].
Важным в осуществлении экологической политики является прогнозирование природопользования и охраны окружающей среды, то есть определение размера предполагаемого вредного воздействия деятельности человека на окружающую среду. Этим вопросом в Республике Беларусь занимаются специальные государственные органы и учреждения, которые определяют степень влияния человека на окружающую природную среду и намечают мероприятия по предотвращению и устранению такого воздействия на ближайшую и долгосрочную перспективу.
3
. Платежи за природопользование и загрязнение окружающей среды
В соответствии со ст. 83 Закона «Об охране окружающей среды», общее природопользование является бесплатным. Специальное природопользование осуществляется на платной основе, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.
Платежи за природопользование включают платежи за использование природных ресурсов и платежи за вредное воздействие на окружающую среду.
Платежи за вредное воздействие на окружающую среду взимаются за:
— выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
— сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;
— размещение отходов;
— ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества;
— иные виды вредного воздействия на окружающую среду, перечень которых определяется Советом Министров Республики Беларусь.
При осуществлении природопользования устанавливаются лимиты и взимается плата за использование отдельных видов природных ресурсов, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и иные виды вредного воздействия на окружающую среду в пределах установленных и сверх установленных лимитов. За природопользование сверх установленных лимитов плата взимается в кратном размере, определенном законодательством Республики Беларусь. Размер платы, порядок и условия ее взимания определяются законодательством Республики Беларусь.
Внесение платы за использование природных ресурсов, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и иные виды вредного воздействия на окружающую среду не освобождает природопользователя от осуществления мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду, что предусмотрено Гражданским кодексом Республики Беларусь.
В систему платежей за природопользование и загрязнение окружающей среды входят: платежи за право пользования природными ресурсами; платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов, осуществляемые государством или хозрасчетными специализированными предприятиями и организациями; компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное деятельностью этих предприятий; платежи за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ в природную среду; дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию, применяющих экологически опасные технологии; штрафы и другие экономические санкции за нарушение норм рационального природопользования; льготы по налогообложению прибыли.
Экономические санкции за нарушение природоохранного законодательства субъекты хозяйствования выплачивают за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.
Плата за природные ресурсы должна соответствовать величине экономического эффекта, получаемого от эксплуатированного природного ресурса на народнохозяйственном уровне, обеспечивать возможность изъятия дифференциальной ренты, возникающей из-за различий в естественной продуктивности этих ресурсов.
Таким образом, в систему платежей за использование природных ресурсов включаются три их вида: платежи за использование природных ресурсов универсального назначения; платежи за воспроизводство специализированных природных ресурсов; рентные платежи за использование относительно более благоприятных видов специализированных ресурсов. Эти виды платежей должны устанавливаться, как правило, из расчета на единицу расходуемого (применяемого) природного ресурса (1 т погашенных запасов, 1 га земли, 1 м2 воды) и дифференцироваться с учетом рентообразующих факторов.
Объемы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах лимитов определяются как допустимые на планируемый период. Допустимый уровень выбросов определяется с учетом экологической обстановки района (территории), размещения предприятий и экономических возможностей предприятий, утверждение лимитов выбросов осуществляется на основе заданий долгосрочных Государственных программ охраны природной среды и рационального использования природных ресурсов на период до 2010 г.
Конкретная экологическая ситуация территории, на которой размещено предприятие, определяет причину допустимого уровня выбросов (сбросов) загрязняющих веществ: чем более загрязнена территория, тем выше должны быть установлены предельно допустимые уровни выбросов (сбросов) — ПДВ (ПДС). Порядок установления допустимых уровней выбросов для отдельных предприятий не разработан, а для размещения твердых отходов лимит определяется между планируемыми объемами образования и использования отходов. Размеры платежей за загрязнение определяются на основе двух видов нормативов платы: за допустимые, в пределах установленных лимитов, объемы выбросов; за превышение допустимых объемов выбросов [5;214].
Конкретные размеры и порядок уплаты платежей за природопользование и загрязнение окружающей среды определяются в нормативных правовых актах Республики Беларусь, регулирующих порядок природопользования и уровень допустимого загрязнения окружающей среды.
Дальнейшее развитие природоохранного законодательства в целях повышения эффективности охраны окружающей среды требует совершенствования системы платежей за природопользование и загрязнение окружающей среды.