Система поддержания уровня доходов в различных странах

СИСТЕМА ПОДДЕРЖАНИЯ УРОВНЯДОХОДОВ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ
Существование широкогокруга программ по поддержанию доходов свидетельствует о том, что борьба сбедностью считается законной целью государственной политики. Несмотря нанедостатки многих последних программ, они включают значительные денежныерасходы и охватывают большое число получателей пособий.
В основном нашасистема поддержания уровня доходов состоит из двух видов программ. С однойстороны, программы социального страхования частично возмещают потеризаработков, связанные с уходом на пенсию и временной безработицей.«Социальное обеспечение» (а именно — страхование по старости, нетрудоспособности,а также иждивенцев, переживших застрахованного, или ССНИПЗ) и пособия побезработице, то есть основные программы социального страхования, финансируются засчет налогов на заработную плату, резервируемых для данных целей. Пособиясчитаются заработанным правом и не несут на себе отпечатка государственнойблаготворительности. С другой стороны программы государственной помощи, илиблаготворительные программы, предоставляют пособия тем, кто не может заработатьсам, будучи нетрудоспособным или имея детей на своем иждивении. Эти программыфинансируются из общих налоговых поступлений и считаются государственнымиблаготворительными программами. Отдельные лица и семьи должны представитьсвидетельства своих низких доходов, чтобы получить право на помощь.
Общие расходы на поддержаниеуровня дохода увеличились приблизительно с 4% ВНП в 1940 г. почти до 18% внастоящее время. Федеральное правительство финансирует практически все программыпо социальному страхованию и около 2/3 доходов по благотворительным программам.
ССНИПЗ — страхованиепо старости, нетрудоспособности, а также иждивенцев, пережившихзастрахованного, — это огромная программа социального страхования,финансируемая за счет обязательных налогов взимаемых с заработков, какнанимателей, так и лиц наемного труда. Она общеизвестна как программа«Социального обеспечения». Она направлена на то, чтобы возместитьработнику потери заработка в связи с уходом на пенсию или потерейтрудоспособности, а также семье — в связи со смертью кормильца. Налог сзаработка в размере 7,51% взимается с первых 48 тыс. дол. дохода как работника,так и нанимателя. Работник может уйти на пенсию в 65 и получать пособие вполном размере или в 62 г и получать неполное пособие. В случае смертиработника пособие получают пережившие его иждивенцы. Пособия длянетрудоспособных рабочих предусматриваются специальными статьям программы. Внастоящее время социальное страхование охватывает почти 90% всех работающих вСоединенных Штатах. В 1987 г. около 33 млн. человек получали чеки ССНИПЗ,примерно по 513 дол. в месяц. В 1965 г. к ССНИП добавили программу Медикэр. Поэтой программе страхование содержания в больницах престарелых инетрудоспособных финансируется за счёт налогов заработка. Медикэр предоставляеттакже возможность добровольного страхования со скидкой, предназначенного дляоплаты медицинской помощи.

ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ
Все пятьдесят штатовреализуют программы страхования по безработице. Пособия по безработицефинансируются за счет 3,5%-ного налога, который выплачивают наниматели с первых7 тыс. дол. заработка в среднем на каждого работающего. Любой застрахованныйрабочий, потерявший работу, после короткого периода ожидания (обычно неделю)получает право на пособие.
Таблица.Характеристика основных программ по поддержанию уровня доходаПрограмма Основания для получения льгот Источник финансирования Форма помощи 1987 финансовый год Расходы (млрд. дол.) Получатели льгот (млн.) Программы социального страхования Страхования по старости, не трудоспособности, а также иждивенцев, переживших застрахованного (ССНИПЗ) Старость, нетрудоспособность, смерть родителя или супруга; заработок данного лица Федеральные налоги с нанимателей и лиц наемного труда Наличные налоги 204 38 Медикэр Старость или нетрудоспособность Федеральные налоги с нанимателей и лиц наемного труда Субсидированное страхование от болезней 80 32 Пособие по безработице Безработица Федеральные налоги и налоги штата с нанимателей Субсидированное страхования от болезней 7 14 Программы государственной помощи Дополнительная программа социального обеспечения (ДСО) Старость или нетрудоспособность; доход Доходы федерального правительства Наличные выплаты 13 4 Помощь неполным семьям с детьми (ПНСД) Некоторые семья с детьми; доход Доходы федерального правительства, правительств штатов и муниципалитетов Наличные выплаты и услуги 16 11 Продовольственные талоны Доход Доходы федерального правительства Контрольные талоны 11 18 Медикэйд Лица, имеющие право на получение пособий по программам ПНСД или ДСО и нуждающиеся в медицинской помощи Походы федерального правительства, правительств штатов и муниципалитетов Субсидированная медицинская помощь 45 23

* Расходы федеральногоправительства, правительств штатов и местных властей; административные расходыисключаются.
Источник: Statistical Abstract ofthe United States, 1989.
Эта программа охватываетпочти 90% всех работающих в гражданских отраслях экономики. Размеры платежей иколичество недель, в ходе которых выплачиваются пособия, значительно отличаютсядруг от друга в разных штатах. В целом пособия составляют примерно половинузарплаты — рабочего после уплаты налогов и выше. В 1987 г. они составляли всреднем 140 дол. в неделю. Ясно, что количество получателей пособий и общийуровень расходов очень отличаются друг от друга в зависимости от экономическогоцикла. Следует вспомнить, что пособия по безработице являются одним из важныхвстроенных стабилизаторов.

ПРОГРАММЫГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ
Многие нуждающиеся, обстоятельствакоторых не соответствуют условиям программ по социальному страхованию, получаютпомощь по другим программам. Начиная с 1972 г. федеральное правительствоперестало выдавать субсидии штатам для оказания помощи престарелым, слепым и нетрудоспособным,и была создана новая финансируемая федеральным правительством Дополнительнаяпрограмма социального обеспечения (ДСО). Цель этой программы — установитьединый общенациональный минимальный уровень дохода для этих трех категорийлюдей, которые не могут работать. Более половины штатов предоставляютдополнительные средства престарелым, слепым и нетрудоспособным.
Программа помощи неполнымсемьям с детьми (ПНСД) финансируется штатами, но частично субсидируетсяфедеральным правительством. Цель этой программы — помочь семьям, в которых детине имеют финансовой поддержки одного из родителей, обычно отца, вследствие егосмерти, нетрудоспособности, развода или ухода из семьи.
Программапродовольственных талонов направлена на то, чтобы обеспечить всех американцев,имеющих низкие доходы, «достаточно питательными продуктами». По этойпрограмме соответствующие семьи ежемесячно получают талоны, подлежащие обменуна пищевые продукты. Количество получаемых продовольственных талонов обратнопропорционально доходу семьи.
Медикэйд оказывает помощьв финансировании расходов на медицинское обслуживание тех лиц, которыепринимают участие в программах ДСО и ПНСД.

«СУЕТА ВОКРУГБЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ»
Нет сомнений в том, чтосистема поддержания уровня доходов, не говоря уже о муниципальной помощи,субсидиях на жилье, законодательстве о минимальной заработной плате, субсидияхфермерам, пособиях ветеранам, частных пожертвованиях через благотворительныеобщества, пенсиях, дополнительных пособиях по безработице и т. д., оказываетсущественную помощь в уменьшении бедности. С другой стороны, эта системавызвала в последние годы множество разнообразных критических замечаний.
1. Неэффективностьуправления. Оппоненты утверждают, что вынужденное увеличение числа благотворительныхпрограмм создало неповоротливую, неэффективную бюрократическую систему,зависящую от огромного управленческого аппарата. Управленческие расходысоставляют довольно большую долю всего бюджета многих программ.
Сумма, необходимая длятого, чтобы поднять каждого мужчину, женщину и ребенка в Америке над чертойбедности, уже вычислена, и она составляет одну треть фактических расходов напрограммы по борьбе с бедностью. Ясно, что значительная часть пособий оседает вкарманах высокооплачиваемых администраторов, консультантов и сотрудников. Крометого, часть пособий по тем программам, которые рекламируются как программыборьбы с бедностью, получают лица с более высокими доходами.
2. Несправедливость.Благотворительные программы порождают существенную несправедливость, потому чтолюди, в равной степени нуждающиеся, получают неодинаковые пособия.
Размеры пособийзначительно отличаются друг от друга. Они зависят от того, в каком штате живётсемья и в какую демографическую и семейную категорию она входит. Географическиеразличия возникают прежде всего потому, что пособия по двум главным программамгосударственной помощи — ПНСД и Медикэйд — в основном контролируются штатами. Врезультате возникает резкий разрыв в размерах пособий между более беднымисельскими и более богатыми городскими районами.
Поэтому пособие семье вНью-Йорке может оказаться в 2 раза больше, чем в Миссисипи. Более того, этасистема контролируется выборочно, поэтому некоторые семьи с низкими доходами«выпадают из поля зрения», а другие пользуются льготами, на которыене имеют права.
3. Стимулы к трудовойдеятельности. Главный контраргумент состоит в том, что большинство нашихпрограмм по поддержанию уровня доходов ослабляет стимулы к труду. Этосоответствует действительности, так как все благотворительные программыпостроены таким образом, что стоимость доллара в заработанном доходе меньше,чем в чистом доходе. Когда заработки увеличиваются, пособия сокращаются.Отдельный человек или семья, пользующиеся льготами по несколькимблаготворительным программам, могут обнаружить — при сравнении размеров пособийс зарплатой после вычета налогов, — что их положение ухудшится в абсолютномвыражении, если они будут работать. Действительно, предельная налоговая ставкана прирост заработанного дохода превышает 100%!
Есть и другие критическиезамечания. Безналичные выплаты служат препятствием свободе потребительскоговыбора. Благотворительные программы ослабляют инициативу и поощряютиждивенчество. Программа ПНСД в некоторых штатах способствует распаду семей,так как он поощряет уход из семьи безработных отцов, чтобы жена и дети моглиполучать пособия. ПНСД предоставляет пособия внебрачным детям; почти половинаматерей, получающих льготы по программе ПНСД, имеет внебрачных детей. Многиеблаготворительные программы усиливают социальную разобщенность междуработающими и получающими пособия. Например, работающие матери, имеющиемаленьких детей, могут задать вопрос, почему неимущие матери также не должнызарабатывать деньги.
Предложения реформироватьсистему
Из этой массы критическихвысказываний родились призыва реформировать систему государственной помощи.Хотя предлагались многочисленные формы изменений, преобладали два основныхподхода: негативный подоходный налог и планы стимулирования перехода к трудовойдеятельности.

НЕГАТИВНЫЙ ПОДОХОДНЫЙНАЛОГ
Одно из предложенийзаключается в том, чтобы заменить всё многообразие существующихблаготворительных программ негативным подоходным налогом (НПН). Суть НПНсостоит в том, что — по аналогии с теперешним позитивным подоходным налогом,которым семьи «субсидируют» правительство, когда их доход поднимается вышеопределенного уровня, — правительство должно субсидировать семьи, выплачивая имНПН, когда их доходы падают ниже определенного уровня.
Сопоставление планов.Давайте рассмотрим два самых важных элемента любого плана НПН. Во-первых, планНПН предусматривает гарантированный ежегодный доход, ниже которого доход семьипадать не должен. Во-вторых, этот план включает коэффициент сокращения пособий,который указывает, на какую сумму уменьшается или «утрачивается»пособие при наличии заработка. По этому плану гарантированный ежегодный доходравен 8 тыс. долл., а коэффициент сокращения пособий составляет 50%.Следовательно, если у семьи нет никаких доходов, она, в соответствии с принципомНПН, будет получать субсидию в размере 8 тыс. дол. Если она зарабатывает 4 тыс.дол., то потеряет 2 тыс. долл. из субсидии (то есть 50% от заработка в 4 тыс.дол.) и ее общий доход составит 10 тыс. долл. (заработок в 4 тыс. дол. + 6 тыс.долл. в виде пособия). Если заработано 8 тыс. долл., то субсидия сократится до4 тыс. долл. и т. д. Заметьте, что при заработке 16 тыс. долл. субсидиясводится к нулю. Заработанный доход, достигший уровня, при котором субсидия невыплачивается, а нормальный (позитивный) подоходный налог взимается сдальнейшего прироста заработка, называется доходом, полностью используемым напокрытие потребительских нужд.
Но план № 1 можнокритиковать за то, что 50%-ный коэффициент слишком высок и поэтому необеспечивает достаточных стимулов к труду. Поэтому в плане № 2 гарантированныйдоход в 8 тыс. долл. сохраняется, а коэффициент сокращения пособий составляет25%. Однако мы видим, что уровень дохода, целиком используемого на покрытиепотребительских нужд, повышается до 32 тыс. долл. и гораздо большее число семейполучает право на субсидии по программе НПН. Более того, семья будет теперьполучать эти субсидии в большом размере при любых заработках. По этим двумпричинам уменьшение коэффициента сокращения пособий, нацеленное на усиление стимуловк работе, приведет к повышению расходов на план НПН.
Изучив планы №1 и №2,другой оппонент может сказать, что гарантированный ежегодный доход в нихслишком низок, чтобы вытащить семью из бедности. Поэтому в плане № 3гарантированный ежегодный доход увеличивается до 12 тыс. долл. а коэффициентсокращения пособий сохраняется таким же, как в плане №1, то есть 50%. Хотя план№ 3, безусловно, лучше подходит для решения задачи повышения дохода бедных, онв то же время приводит к увеличению дохода, целиком используемого на покрытиепотребительских нужд, поэтому расходы на этот план возрастают. Более того, есливзять гарантированный доход в 12 тыс. долл. из плана № 3 и сохранить 25%-ныйкоэффициент сокращения пособий из плана № 2, чтобы усилить стимулы к трудовойдеятельности, доход, целиком используемый на покрытие потребительских нужд,подскочит до 48 тыс. долл., что приведет к еще большему увеличению расходов наНПН.
Цели и противоречия.Сравнивая эти три плана, следует сделать вывод, что цели «идеального плана»поддержания уровня доходов противоречат друг другу и требуют компромиссногорешения. Во-первых, план должен быть эффективным в том, чтобы вывести семьи изсостояния бедности. Во-вторых, он должен обеспечивать достаточные стимулы ктрудовой деятельности. В-третьих, стоимость этого плана должна быть умеренной.Эти три задачи противоречат друг другу и что необходимы компромиссы илиуступки. План № 1 с низким гарантированным доходом и высоким коэффициентом сокращенияпособий стоит недорого. Но низкий гарантированный доход означает, что он неочень эффективен для ликвидации бедности, а высокий коэффициент сокращенияпособий ослабляет стимулы к трудовой деятельности. По сравнению с планом № 1план № 2 включает в себя более низкий коэффициент сокращения пособий и, следовательно,более сильные стимулы к трудовой деятельности. Но он стоит дороже, так какуровень дохода, целиком используемого на покрытие потребительских нужд, поэтому плану выше, и поэтому большее количество семей получает пособия. Посравнению с планом № 1 план № 3 содержит более высокий гарантированный доход, ион, безусловно, более эффективен для ликвидации бедности. Хотя стимулы к трудуте же, что и в плане № 1, более высокий гарантированный доход делает его болеедорогостоящим. Проблема состоит в том, чтобы найти такие магические величины,которые обеспечили бы «приличный» гарантированный доход, сохранили бы«разумные» стимулы к трудовой деятельности и повлекли бы за собой«приемлемые» расходы. Отказ от большинства наших теперешних программгосударственной помощи в пользу НПН, возможно, улучшит всю систему, но НПНполон внутренних противоречий и его не следует считать панацеей. Идействительно, в последние годы работа над реформой ушла в сторону от НПН.

ПЛАНЫПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПЕРЕХОДА К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Каким бы заманчивым нибыл НПН, политические реальности таковы, что частичные изменения в системеподдержания доходов более предпочтительны. Фактически большинство критическихзамечаний сосредоточено на программе ПНСД. Для этого есть множество причин.Во-первых, как уже говорилось ранее, ПНСД может способствовать распаду семьи.Во-вторых, утверждают, что эта программа поощряет — или по крайней мересубсидирует — рождение внебрачных детей. В-третьих, некоторые противникипрограммы говорят, что ПНСД способствует развитию «культуры бедности» когдабедность становится образом жизни и «передается» из поколенияпоколение. В-четвертых, по оценкам правительства, многие получают пособия поэтой программе жульническим образом. В-пятых, поскольку большинство женщин из среднегокласса, имеющих детей, работает, возникает обще мнение, что матери,принадлежащие к бедным слоям и получающие пособия по программе ПНСД, тожедолжны зарабатывать на жизнь. Наконец, ложное общественное представление о том,что пособия получает непропорционально большое число негров, мешает основной частинаселения (белым) проникнуться их проблемами и их обстоятельствами.
Эти критические замечанияпородили множество планов по стимулированию перехода к трудовой деятельности,которые также называют планами «от пособий к труду». Эти планыпризваны изменить программу ПНСД, предоставляя широкие возможности для работы,профессионального обучения, образования, и помощи, а со временем и потребовать,чтобы получатели пособий отказались от государственной помощи и приступили ктрудовой деятельности. Получателям пособий, занявшимся учебой или работой,будут также выплачивать субсидии на содержание детей и на транспортные расходы.Есть еще один аспект этого общего подхода: деньги на содержание детей,брошенных родителями, независимо от того, состоят они в браке или нет, следуетвычитать непосредственно из их заработной платы.
Некоторые штаты довольноуспешно решили проблему бедности с помощью программы «от пособий ктруду». Успех этих штатов обеспечил поддержку для радикального пересмотрапрограммы ПНСД в национальном масштабе. В конце 1988 г. конгресс принял, ипрезидент подписал Закон о помощи семьям 1988 г., который чаще называют Закономо реформе благотворительной системы 1988 г. Этот важный закон включаетположения о переходе к трудовой деятельности. Сторонники этого закона полагают,что он может сыграть важную роль, помогая покончить с «культуройбедности», то есть с таким положением, когда бросить школу, и родитьребенка и перейти на пособие становится нормальным образом жизни для частинаселения.

Задание №4ОБМЕННЫЕ КУРСЫ:ИМПОРТЕР
Вступление: Вы являетесьпоставщиком сети универмагов и хотели бы закупать свои продукты как можнодешевле. Однако вы должны платить вашим собственным поставщикам в их местнойвалюте. Курсы валют могут быстро изменяться в зависимости от соотношенияимпорта и правительственных мер.
Рассмотрите три примераобменных курсов:
Пример 1. $ 1 = 200 иен (Y) = 0,67 фунта (L) = 2 дойчмарки (DМ) = 1,67 гривны.
Пример 2. $ 1 = 150 Y = 0,5 L = 1,5 DМ = 1,4 гривны.
Пример 3. $ 1 = 300 Y = 1 L = 3 DМ = 2,8 гривны.
Ответьте на следующиевопросы:
Заполнив таблицу внизу,вы обнаружите влияние изменения курса валют на сумму, которую вам придетсязаплатить своим поставщикам.
1. В каком случае ваширасходы как импортера были самыми низкими?
Самыми высокими?
2. В каком случае выимпортировали бы большее количество зарубежных товаров?
3. «Сильный доллар» — этотакой доллар, который обменивается на большие количества зарубежных валют. Как импортервы хотели бы иметь «сильный» доллар или «слабый» доллар?
4. В каком случае вашиунивермаги предложили бы свою продукцию по самой низкой цене? Товар Цена в ин. валюте Цена в долларах Пример 1 Пример 2 Пример 3 Видеомагнитофон 60 000 Y 300 400 200 Шерстяное пальто 40 L 59.7 80 40 Часы с кукушкой 200 DM 100 133.3 66.7

Задание №5ОБМЕННЫЕ КУРСЫ:ЭКСПОРТЕР
Вступление: Вы выступаетев качестве агента по продаже товаров, производимых в вашей стране, за рубеж.Естественно, ваши клиенты хотят получать доллары. Это значит, что окончательнаяцена для вашего покупателя будет зависеть от количества их валюты, необходимойдля покупки требуемого количества долларов. Курсы валют могут быстро меняться взависимости от изменения импорта и экспорта, правительственных мер!
Рассмотрите три примераобменных курсов:
Пример 1. $ 1 = 200 иен (Y) = 0,67 фунта (L) = 2 дойчмарки (DМ) = 1,67 гривны.
Пример 2. $ 1 = 150 Y — 0,5 L = 1,5 ОМ = 1,4 гривны.
Пример 3. 1 =300 Y=1 L = 3 DМ =2,8 гривны.
Ответьте на следующие вопросы:
Заполнив таблицу внизу,вы обнаружите влияние изменения курса валют на сумму, которую вам придетсязаплатить своим поставщикам.
1. В каком случае расходыиностранных партнеров были самыми низкими?
Самыми высокими?
2. В каком случае вашиклиенты смогли бы продать большее количество товаров?
3. «Сильный доллар» — этотакой доллар, который обменивается на большие количества зарубежных валют. Какэкспортер вы хотели бы иметь «сильный» доллар или «слабый» доллар?
4. В каком случае вашиклиенты приняли бы на работу наибольшее количество людей?  
Товар Цена в долларах Цена в долларах Пример 1 Пример 2 Пример 3 Бушель пшеницы $ 3.00 600 Y 450 Y 900 Y Тонна угля $ 60.00 40,2 L 30 L 60 L Микросхема $ 12.00 24 DM 18 DM 36 DM

Задание №6
Рассмотрим три временныхинтервала:
(а) — очень короткийпромежуток времени, в течение которого фермеры не имеют возможность изменитьобъемы посадок салата. В этом случае объем предложения салата на рынке будетсоответствовать тому количеству, которое было высажено первоначально, завычетом посадок, уничтоженных вирусом;
(б) — среднесрочныйвременной интервал, в течение которого фермеры могут увеличить посевныеплощади, но не способны кардинально изменить ситуацию: разработать новые сортасалата, ввести новые способы культивации и обработки почвы, приобрестиспециализированное оборудование;
(в) — долгосрочный временнойинтервал, который предполагает возможность введения в дело всех средств борьбыс вирусом.
Рассмотрите такойпараметр, как эластичность предложения товара по цене во всех указанныхвременных диапазонах и изобразите графически кривыми предложения по цене.
В коротком промежуткевремени фермеры не имеют возможность быстро предложить большее количествосалата, если цена на него увеличивается в результате увеличения спроса. Нанекоторое очень короткое время предложение салата остается неизменным (рисунок1). Предложение SК в данном случае абсолютнонеэластично.
В среднесрочном периоде,возможно, некоторое увеличение посева площадей за счет увеличения переменныхфакторов производства. В этом случае кривая предложения Sс имеет положительный наклон, и можно предложитьбольшее количество салата в ответ на увеличение спроса. В данном случаепредложение эластично (рисунок 2).
В долгосрочном периодефермеры имеют больше времени и могут применить, кроме переменных, еще ипостоянные факторы производства. Кривая предложения имеет вид горизонтальнойлинии, то есть является абсолютно неэластичной (рисунок 3).
/>
Рисунок 6.1 – Криваяпредложения по цене в краткосрочном периоде
/> 
Рисунок 6.2 – Криваяпредложения по цене в среднесрочном периоде
/>
Рисунок 6.3 – Криваяпредложения по цене в долгосрочном периодеЗадание №7
 
Начертите набордекартовых координат, причем ось абсцисс разметьте от 0 до 50 единиц, а осьординат — от 0 до 50 долларов за единицу. Начертите кривую спроса, котораяпересекает ось ординат в точке 10, а ось абсцисс в точке 40. Начертите кривуюпредложения, которая пересекает ось ординат в точке 4, тангенс угла наклонаравен 1. Используя формулу средней точки, проведите следующие вычисления дляэтих кривых:
а) Какова эластичностьспроса по цене на интервале от 5 до 7$?
б) Какова эластичностьпредложения по цене на интервале от 1 до 3$?
в) Какова эластичностьпредложения по цене на интервале от 10 до 15$?
г) Какова эластичностьпредложения по цене на интервале от 15 до 17$?
/>
Уравнение кривой спроса QD найдём по формуле прямой в отрезках:
/>,
где N (0;b), M (a; 0).
Подставив в это равенствозначения точек N и М имеем:
/>.
Уравнение кривойпредложения найдем из формулы прямой с угловым коэффициентом:
/>,
где />.
Тогда />.
Формула эластичностисредней точки имеет вид:
/>
где P1, Q1 – цена и объем до измененияситуации;
Р2, Q2 – цена иобъем после изменения ситуации;
Найдём:
а) эластичность спроса поцене на интервале от 5 до 7:
/>
/>
/>
б) эластичностьпредложения по цене на интервале от 1 до 3:
/>
/>     
Задание №8
Предположим, что Смит,Рикардо, Маркс и Кейнс могут преподавать вводный курс экономики. Каждый хочетработать по 8 часов в день там, где платят больше денег. С точки зрениястудентов, их услуги являются абсолютно заменимы: час преподавания каждого изчетырех одинаково ценен для студентов.
Маркс готов преподавать 8часов в день при ставке 4 долл. за час, т.к. для него лучшая из всех остальныхвозможностей — подготовка революции — в настоящее время приносит ему только3,99 долл. за час. Рикардо может работать по 4 часа в день на фирме «МзрриллЛинч» за 13.99 долл. в час; помимо этого он довольствуется продажей обуви, чтодает ему еще 4.99 долл. в час. Для Смита — наилучший выбор — преподаваниенравственной философии в местном колледже за 7.99 долл. в час по 8 часов вдень. Кейнс работает 8 часов в день за 11,99 дол. в час, собирая пожертвования впользу местного симфонического оркестра.
а) Используя эти данные, постройтекривую предложения услуг преподавателей на графике.
б) Покажите, каким образомизменится кривая предложения, если «Мэррилл Линч» наймет Рикардо на полныйрабочий день.
в) Покажете изменения кривой,если Марксу предложат работать репортером в газете за 9,99 долл. в час.
г) Как изменится криваяпредложения, если общественность вдруг сильно заинтересуется моральнойфилософией?

/>Рис. 7.1 Кривая предложения услуг преподавателей и ее изменения

Задание № 9
1. Предположим, что вданном году естественный уровень безработицы составлял 5%, а фактическийуровень — 9%. Пользуясь законом Оукена, определите величину отставания ВНП в %.Если номинальный ВНП в том же году равнялся 500 млрд. долл., какой объемпродукции был потерян из-за безработицы?
2. Опишите «подробновзаимосвязь между объемом расходов и уровнем производства и занятости.Объясните, какова зависимость между уровнем производства и увеличением общихрасходов, когда экономика продвигается от значительной безработицы к умереннойи, наконец, к полной занятости.
Решение
1. Закон Оукена: />,
где Y — фактический объем производства;
Y* — потенциальный ВНП;
u — фактический уровень безработицы;
u* — естественный уровень безработицы;
(и — и*) — циклическаябезработица.
/> – коэффициент чувствительности ВНП кдинамике циклической безработицы (он показывает, что если фактический уровеньбезработицы превышает естественный на 1%, то фактический объем производствабудет ниже потенциально возможного на />%)./> = 2% [Мікроекономіка і макроекономіка.Будаговська С., стор. 251].
/> – отставание фактического уровня ВНПот потенциально возможного.
Для того чтобы найти,найдем сначала потенциальный ВНП:
/>.
Тогда, объем продукции,который был потерян из-за безработицы:
/> млрд. долл.
 2. В идеальной экономикереальный ВНП рос бы быстрыми, постоянными темпами. Уровень цен, который определяетсяиндексом потребительских цен или дефляторомВНП, оставался бы постоянным или же росочень медленно. В результате незначительными были бы инфляция и безработица.
Однако опытсвидетельствует о том, что экономические условия никогда не остаются постоянными. Экономический подъем сменяетэкономический спад. В годы спада ВНП, занятость иреальные доходы населения падают, прибыль уменьшается, люди теряют работу.Вскоре снова начинается подъем. Этот этап характеризуется достаточным количеством рабочих мест и повышением уровняжизни. Но после подъема начинается новый спад экономики.
Рост и снижение объемовнационального производства, цен, процентных ставок и занятости составляют деловойцикл, который является характерной чертой рыночной экономики.
Таким образом,экономический цикл (цикл деловой активности) – это периодический подъем или спад реального ВНП на фоне общейтенденции к росту.
В макроэкономике несуществует целостной теории экономического цикла, и экономисты различныхнаправлений концентрируют свое внимание на различных причинах цикличности. Нобольшинство из них считает, что уровень совокупных расходов (Y=C+I+G+NX) непосредственно определяет уровень занятости и производства.Это происходит потому, что в экономике, которая ориентирована главным образомна рынок, сектор фирм производит товары и предоставляет услуги лишь в томслучае, если их можно выгодно продать, или, другими словами, когда на нихпредъявлен достаточный совокупный спрос. Если же этот совокупный спрос (илисовокупные расходы) недостаточный, то сектору фирм невыгодно производить товарыи услуги в большом количестве, и поэтому ВНП сокращается, рабочие местаосвобождаются, что является причиной значительной безработицы. При болеевысоким уровне совокупных расходов сектор фирм, расширяя объемы производства,будет получать прибыль, и, таким образом, ВНП будет увеличиваться, рабочиеместа начнут заполняться и безработица станет умеренной. При наибольшем уровнесовокупных расходов сектор фирмы работает на полную мощность и в экономикенаблюдается полная занятость.

Задание № 10
 
1. Если индекс цен впрошлом году был 110, а в этом году 121, то каким будет уровень инфляции в этомгоду? Что означает «правило 70»? Сколько времени потребуется для того, чтобы ценыудвоились, если инфляция сохранилась на уровне: а) 2%; б) 5% и в) 10% в год?
2. Поясните различиемежду фрикционной, структурной и циклической безработицей. Каковынеэкономические последствия безработицы?
Решение
1. Уровень инфляцииопределяется по формуле:
/>,
где Рt, Рt-1 — соответственно, уровень цен впериоде t и периоде предшествующем периоду t.
/>
Правило 70 (ride of 70) — метод определения числа лет, в течении которых уровеньцен может повыситься вдвое. Для этого необходимо число 70 разделить на годовойуровень инфляции.
Для того, чтобы ценыудвоились,
а) если инфляциясохранилась на уровне 2%, необходимо 70/2=35 лет;
б) если инфляциясохранилась на уровне 5%, необходимо 70/5=14 лет;
в) если инфляциясохранилась на уровне 10%, необходимо 70/10=7 лет.
2. Фрикционнаябезработица (этот термин отождествляют с поиском или ожиданием работы). Есличеловеку предлагается свобода выбора рода деятельности, а также места работы,то некоторые работники определенное время находятся в состоянии неработающих.Одни добровольно меняют место работы, другие ищут работу из-за увольнения,третьи — временно теряют сезонную работу (например, в строительстве из-заплохой погоды). Фрикционная безработица также связана с изменением этапов жизни(учеба, работа, рождение и уход за ребенком для женщин, пенсия). Фрикционнаябезработица считается неизбежной и в определенном смысле желаемой. Она даетвозможность человеку, с одной стороны, найти наиболее благоприятные условия длясвоей жизни, а с другой — отражает те прогрессивные процессы, которые происходятв экономике и обществе в целом. Из-за того, что человек имеет право выборапрофессии и поиска лучшей работы, фрикционная безработица чаще всегорассматривается как добровольная.
Структурная безработица.Фрикционная безработица постепенно переходит в категорию, которую называютструктурной безработицей. Она возникает в случае, если спрос и предложение нарабочую силу не совпадают, причем соответствие для разных видов труда и разныхрегионов и секторов экономики неодинаково. Через определенный период вструктуре потребительского спроса и в технологии производства происходятнекоторые изменения, которые, в свою очередь, приводят к изменениям в структуреспроса на рабочую силу. В связи с такими изменениями спрос на отдельные видыпрофессий уменьшается или совсем исчезает, а на другие, включая новые, которыераньше не существовали, увеличивается. Возникает безработица, потому чторабочая сила медленнее реагирует на изменения, а ее структура не соответствуеттребованиям новой структуры необходимых рабочих мест. С одной стороны,появляются новые рабочие места, а с другой — избыток работников устаревшихпрофессий.
Разница между фрикционнойи структурной безработицей совсем неочевидна. Основное отличие состоит в том,что у „фрикционных“ безработных есть навыки, которые они могут сразупродать, а „структурные“ безработные, для того чтобы получить работу,должны изменить квалификацию или место проживания. Структурная безработицаимеет более длительный» характер и поэтому порождает серьезные проблемы.
Циклическая безработица. Подциклической понимают безработицу обусловленную общим спадом производства, тоесть прохождением экономик тех фаз экономического цикла, которыехарактеризуются сокращением расходов и объемов производства. В случае еслисовокупный спрос на товар и услуги не изменится, занятость сокращается, абезработица увеличивается. Характерно, что только наличие циклическойбезработицы свидетельствует про ухудшение состояния рынка рабочей силы.
Циклическая безработица — это не только экономическая беда, но также и большая социальная катастрофа.Депрессия приводит к бездействию, а бездействие к потере квалификации, потересамоуважения, исчезновению моральных принципов, а также общественному иполитическому хаосу.
Недавние исследованияамериканских ученых показали, что безработица приводит к ухудшению физического ипсихологического состояния повышается уровень сердечных заболеваний,алкоголизма и самоубийств. Психологические тесты показывают, что травма,причиненная потерей работы, по уровню стресса соответствует смерти близкогодруга.

Задание № 11
1. Оцените, какоевоздействие окажет непредвиденная 10%-ная инфляция на каждое из следующих лиц:
а) железнодорожногорабочего;
б) пенсионера;
в) работника аптеки;
г) сборщика наавтозаводе;
д) фермера, имеющего многодолгов;
е) ушедшего на пенсию управляющего,текущий доход которого составляют только проценты от государственных облигаций;
ж) владельца независимойаптеки в маленькой городе.
2. Используя следующиеданные, рассчитайте;
а) величину рабочей силы,
б) уровень безработицы.
Все население составляет500 человек. 120 человек — дети младше 16 и люди, находящиеся в психиатрическихбольницах и исправительных учреждениях; 150 человек выбыли из состава рабочейсилы; безработные 23 человека; рабочие, занятые неполный рабочий день и ищущиеработу — 10 человек.
1. а) Железнодорожныйрабочий получает нефиксированный доход, поэтому он может выиграть от инфляции.Его номинальный доход может обогнать уровень цен, или стоимость жизни, врезультате чего его реальный доход увеличится.
б) Пенсионер получаетфиксированный доход, поэтому инфляция уменьшает его доход. Человек, ушедший напенсию в 1989 г. и получавший по тем временам достаточную сумму, в 1992 г. онобнаруживает, что его покупательная способность сильно сократилась.
в) Доходы работникааптеки определяются фиксированной тарифной сеткой, поэтому он окажется жертвойинфляции в меньшей степени.
г) Сборщик на автозаводе— рабочий, занятый в развивающийся отрасли промышленности, он представленмощными профсоюзами, поэтому он может добиться, чтобы его номинальная зарплаташла в ногу с уровнем инфляции или опережала его.
д) Фермеру, имеющему многодолгов, непредвиденная инфляция принесет выгоду. Когда цены растут, стоимостьденег падает. Таким образом, из-за инфляции получателю ссуды (в данном случаефермеру) дают «дорогие» деньги, а он возмещает ее «дешевыми» деньгами.
е) Ушедшего на пенсиюуправляющего, текущий доход которого составляет только проценты отгосударственных облигаций, инфляция может «сглазить». С ростом цен реальнаястоимость, или покупательная способность, сбережений уменьшится.
ж) Владелец независимойаптеки в маленькой городе может получить выигрыш от инфляции. Если цены на егопродукцию будут расти быстрее, чем цены на ресурсы, то денежные поступлениябудут расти более быстрыми темпами, чем издержки. Поэтому некоторые доходы ввиде прибыли будут обгонять растущую волну инфляции.
2. а) Рассчитаем величинурабочей силы, учитывая, чтоРабочая сила =Занятые + Безработные
Рассчитаем количествозанятых полный рабочий день:
Занятые полный рабочийдень = 500-120-150-23-10=197 чел.
Занятые = 197+ 10 = 207чел.
Безработные = 23 чел.
Экономически неактивноенаселение = 120 + 150 = 270 чел.
Рабочая сила = 207 + 23 =230 чел.
б) Уровень безработицырассчитаем по формуле:
u = (Безработные / Рабочая сила) *100%
u = (23 / 230) * 100% = 10%.

Список использованнойлитературы:
1.        Борисов Е. Ф. Экономическаятеория: Учебник. – М.: Юрист, 1997. – 567 с.
2.        Державнерегулювання економіки: Навчальний посібник / С. М. Чистов, А. Є. Никифоров, Т.Ф. Куценко та ін. – К.: КНЕУ, 2000. – 316.
3.        КовальчукВ. Основи економічної теорії: короткий курс. Навч. посібник – Тернопіль: Астон,1999. – 2003 с.
4.        МакконелК. Р., Юрю С. Л. Экономика: принципы, проблемы и политика. В 2т., 1995. – 400с.
5.        Макроекономика:Учебник / Л. С. Тарасевич, В. М. Гальперин П. И., Гребенщиков, А. И. Леусский.– 3 изд., перераб. и доп. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. – 656 с.
6.        МочернийС. В. Економічна теорія.Посібник. – К.:Видавничий центр “Академія”, 2001. – 656 с.
7.        Основиекономічної теорії: політекономічний аспект. Підручник / за ред. Г. Н. Климка.– К.: Вища школа, 1994. – 559.