Система подготовки бухгалтеров в Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТУПРАВЛЕНИЯ»ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Институт ИЗО
Кафедра Бухгалтерский учет и аудитКОНТРОЛЬНОЕЗАДАНИЕ
по дисциплинеВведение вспециальность
Система подготовки бухгалтеров в РоссийскойФедерации
Выполнил(а) студент(ка)
заочной формы обучения
специальности Бухгалтерский учет,анализ и аудит
Острина З.А.Москва– 2009

Содержание
Введение
1. Профессиябухгалтер сегодня и система подготовки бухгалтеров
2. Международныетенденции в развитии бухгалтерской профессии сегодня
3. Проблемыприменения международных стандартов в России, в рамках система подготовкибухгалтеров
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Профессия бухгалтера с начала 90-хгодов — периода становления новых рыночныхотношений, как никогда прежде, стала одной из самых востребованных в России.
Без бухгалтерии не обходится ни одна компания, фирма, предприятие, будь то детский садик илимашиностроительный завод-гигант. За сообразительного, въедливого и опытногобухгалтера руководитель любой фирмы готов отдать, что называется, полцарства.
Сегодня ни одно предприятие, мелкое,крупное, государственное или коммерческое, нельзя представить без бухгалтерии как способа документальноговедения хозяйственного учета денежных средств. Этого требует законодательство, этого требуют и интересыдела: нередко запущенная бухгалтерская и налоговая отчетностьстановится причиной штрафных санкций. Ведь, в рамках бухгалтерского учетаформируется информация о деятельности организации, играмотное ведение бухучета помогает предвидеть многиепроблемы финансового и управленческого характера, возникающие в процессе работыпредприятия.
Развитие бухгалтерского учета и отчетности невозможно безсовершенствования бухгалтерского образования. Бухгалтерское образование требуется в финансово-кредитныхучреждениях, страховых компаниях, налогово-бюджетных и государственных органах, на промышленныхпредприятиях, в совместных и торговых компаниях на должностях руководителей предприятий, главных бухгалтеров, финансовыхдиректоров, бухгалтеров, менеджеров различных уровней управления, аудиторов, преподавателейучебных заведений. Кому-то нужны специалистыширокого профиля, кому-то — профессионалы в одной узкой области.Общее требование одно: отличное знание требований и условий бухучета. Поэтомубез диплома (сертификата, удостоверения) сегодня устроиться на работу бухгалтеромневозможно.
С одной стороны, задача заключается в подготовке достаточногоколичества квалифицированных бухгалтеров и аудиторов, понимающих концепции иконкретные правила формирования информации в бухгалтерском учете и отчетности,владеющих современными навыками ведения бухгалтерского учета, подготовки иаудита бухгалтерской отчетности. С другой стороны, качественная системабухгалтерского учета и отчетности предполагает наличие достаточного числапользователей, нуждающихся в информации, формируемой в бухгалтерском учете иотчетности, имеющих потребность и навыки ее использования при принятии экономическихрешений, в частности, определении направлений инвестирования капитала и анализерисков, связанных с этим.
Какова же система подготовки бухгалтерских кадровв Российской Федерации.

1. Профессия бухгалтер сегодня и система подготовкибухгалтеров
В годы перестройки многие люди освоилиремесло бухгалтера на краткосрочных курсах. Тогда на многих новыхи небольших предприятиях требования к бухгалтеру сводились к минимуму- приход, расход, зарплата, налоги. Сегодня многое изменилось, и о том,чтобы найти высокооплачиваемую работу в солиднойкомпании, имея профессиональную подготовку в виде краткосрочных курсов, неможет быть и речи.
Система обучения бухучету и аудитустроится по традиционной схеме. Существуют краткосрочные курсы, дающиеминимум знаний. Для тех, кто хочет изучить предметподробнее, есть среднее специальное образование — колледжи, училища. Наконец, для самыхосновательных есть высшее образование. За ним следует аспирантура,магистратура, короткие курсы повышения квалификации.
Платные краткосрочныекурсы, как правило, предлагают программы длительностью 1,5-2 месяца. Так, напрограммах общего бухучета «С нуля — до баланса», «Бухучет дляначинающих» осваиваются основы бухгалтерской профессии, что по окончаниидает возможность вести небольшой участокбухгалтерского учета на предприятии под руководством старшего бухгалтера илиэкономиста. Для тех, кто хочет освоить современные формы ведения учета, интереспредставляют специализированные краткосрочные программывроде «Бухучет на ПК», «1С Бухгалтерия7.7 или 8.1». Программы «Налогообложение», «Бухучет валютныхопераций», «Международный бухучет (GAAP, IAS)» дают знания вопределенных областях.
Средние специальные учебные заведения — колледжи, техникумы, профессиональные лицеи — готовятбухгалтеров/аудиторов среднего звена для работы налюбых предприятиях. Длительность обучения в среднем составляет три года на базе 9 класса средней школы и два года набазе полной средней школы. Вступительные экзамены набюджетные места, как правило, соответствуют Госстандарту:русский язык (диктант), математика (письменно или устно). Многиетехникумы работают по совместным программам с вузами, которые нередко предоставляют льготыпри поступлении особо отличившимся выпускникам техникума-партнера.
Следующая ступень — высшее образование. Бухучет как специальность преподают практически во всехфинансово-экономических вузах России: как в престижных московских (Российскаяэкономическая академия им. Г.В. Плеханова, Финансовая академия при Правительстве РФ, Государственный университет управления, экономический факультет СпбГУ, Институтбухучета и аудита), так и в региональных(Казанский финансовый институт, Кубанский государственный университет вКраснодаре, Горно-Алтайский государственный университет, Владивостокскийгосуниверситет экономики и сервиса (ВГУЭС),Дальневосточный государственный университет). В некоторых отраслевых вузах (Текстильномуниверситете им. А.Н. Косыгина, Университете леса, Университете путей сообщения(бывший МИИТ), Университете пищевых производств) эта специальность изучается с акцентом на отраслевую специфику.
Фундаментом образования будущегопрофессионального бухгалтера становятся общие гуманитарные,социально-экономические, естественнонаучные дисциплины, математика,информатика; общие экономические дисциплины — мировая экономика, менеджмент;специальные дисциплины — бухгалтерский учет, экономический анализ хозяйственнойдеятельности, аудит, международный бухучет и непосредственно специализация.Большое внимание уделяется информационным технологиям, используютсякомпьютерные программы.
Для уже работающих бухгалтеров, которыехотят расти в профессиональном плане, существуют курсы повышения квалификации на базеведущих вузов. Специалисту- бухгалтеру, если он хочет соответствовать современному уровню, рекомендуется раз в три года пройти 120-часовой курс переподготовки.
За бухгалтерией, языком бизнеса, большоебудущее. Теперь инструмент бухгалтера — не счеты и даже некалькулятор, а компьютер. Сам бухгалтер — не мелкая сошка, которая ничего нерешает, а второй человек в компании. Так что, перефразируя, можносказать, перспектива есть, было бы желание и способности.
Основными направлениямисовершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров являются:
а) переориентации учебных программсредних и высших учебных заведений, а также программ подготовкипрофессиональных бухгалтеров и аудиторов на углубленное изучение МСФО иформирование навыков применения их на практике;
б) мониторинг качества учебныхпрограмм средних и высших учебных заведений, а также программ подготовкипрофессиональных бухгалтеров и аудиторов;
в) разработка программ обученияруководителей и другого управленческого персонала хозяйствующих субъектовосновам бухгалтерского учета и экономического анализа бухгалтерской отчетности,в том числе консолидированной финансовой отчетности;
г) обеспечение соответствия учебныхпрограмм подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов соответствующиммеждународным программам (с учетом законодательства и традиций бухгалтерскогообразования в Российской Федерации);
д) разработка российских стандартовобразования и аттестации профессиональных бухгалтеров и аудиторов на основестандартов Международной федерации бухгалтеров.
Последнее десятилетие ознаменовалось проведением радикальныхизменений в организации и содержании подготовки кадров в области бухгалтерскогоучета. Это было обусловлено тем, что возникла потребность в экономистах новоготипа, что, в свою очередь было обусловлено переходом экономики на рыночныерельсы, частыми изменениями нормативной базы, становлением налоговой системы иналогового учета. Появление института профессиональных бухгалтеров инеобходимости постоянного повышения квалификации бухгалтерских кадров в рамкахдополнительного профессионального образования тому подтверждение.
Проведение реформы бухгалтерского учета невозможно безподготовленных кадров, способных освоить сложное законодательное и нормативноеобеспечение бухгалтерского учета, своевременно отслеживать все изменения вбухгалтерском учете и налоговом законодательстве. Не случайно подготовка кадровназвана одной из составляющих частей реформы бухгалтерского учета в России. Дляпроведения реформы нужны «новые» бухгалтеры.
Переход России на рыночные отношенияв экономике потребовал изменить подходы и к учебному процессу подготовки специалистов.Существенные перемены были внесены в учебную, методическую, научную и кадровуюдеятельность всех экономических вузов.
Государственные образовательныестандарты коснулись всех экономических специальностей, но особенные изменения произошлипо специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», как наиболеемногочисленной среди всех других вузовских специальностей и специализаций покоторым ведется подготовка кадров высшей квалификации. Подготовка экономистов вобласти бухгалтерского учета, анализа и аудита всегда велась и тем более внастоящее время, в тесной взаимосвязи всех государственных и негосударственныхструктур, имеющих отношение к профессионализму специалистов в области учета.Это, прежде всего, министерство финансов РФ, институт профессиональных бухгалтерови аудиторов России, другие некоммерческие организации.Знаменательнымсобытием для бухгалтерского сообщества стали принятые в Российской Федерациидва закона: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерскомучете» и Закон РФ «Об аудиторской деятельностив РФ » от 07.08.2001г. №119-ФЗ., которые внесли существенные коррективыв процесс подготовки специалистов в области бухгалтерского учета и аудита.Самым главным и существенным моментом стало то, что вузовская подготовка былаопределена первым этапом формирования специалиста. Далее большое внимание сталоуделяться поствузовскому образованию, т.е. систематическому повышениюспециалистами своего профессионального мастерства. Появилась сетьучебно-методических центров (УМЦ) по подготовки и аттестации профессиональныхбухгалтеров и аудиторов, которые успешно работают и в настоящее время при всехкрупных экономических университетах и вузах.
2. Международныетенденции в развитии бухгалтерской профессии сегодня
Россия постепенно интегрируется в мировоепространство. Законы международной рыночной экономики требуют иных подходов кбухгалтерскому учету и аудиту. В мире давно существуют международные стандартыучета и финансовой отчетности, международные стандарты аудита. Практика ихприменения в России не может быть эффективной без теоретической подготовкиспециалистов в этом направлении в вузовской среде и продолжении поствузовскогообразования.
Кроме того, крах ряда крупныхмеждународных корпораций на протяжении последних нескольких летпродемонстрировал необходимость укрепления бухгалтерских кадров, включаяподготовку профессиональных бухгалтеров. Не остается в стороне от решения этоговопроса и Россия. Так, МФ РФ 1 июля 2004 г. была принята Концепция развитиябухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочнуюперспективу. Это – основополагающий документ реформирования российского учета иаудита на ближайшие шесть лет.
В принятой Концепции развитиябухгалтерского учета и отчетности в направлении подготовки и повышенииквалификации бухгалтерских кадров обращено особое внимание:
а) на глубокое освоение лежащих воснове МСФО концепций – полезности и существенности информации, приоритета экономическогосодержания перед юридической формой, сохранения капитала, ценности денег и др.;
б) на формирование навыков активногоиспользования информации, накапливаемой в бухгалтерском учете, для управления хозяйствующимсубъектом и осуществления эффективного корпоративного управления;
в) на выработку навыков применениятаких способов обработки информации, как дисконтирование, вероятностныерасчеты, математическая статистика и т.п.;
г) на формирование нового подхода кприменению стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерскогоучета и отчетности. Такой подход заключается в самостоятельной постановкебухгалтерского учета и отчетности путем реализации принципов и требований,устанавливаемых стандартами и иными нормативными правовыми актами;
д) на выработку навыковпрофессионального суждения при квалификации, стоимостном измерении,классификации и оценке значимости (существенности) фактов хозяйственной жизнидля целей бухгалтерского учета, отчетности и аудита;
е) на обучение использованиюфинансовых показателей, сформированных по МСФО, в системе национальных счетов;
ж) на формирование глубокогопонимания норм профессиональной этики.
Это, так называемые, базовые принципыподготовки кадров и они в полной мере отвечают всем требованиям международныхобразовательных стандартов в области бухгалтерского учета.

3. Проблемы применения международныхстандартов в России, в рамках система подготовки бухгалтеров
Принятия Концепции развитиябухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации и выделение в нейспециального раздела «Подготовка и повышение квалификации кадров» актуальна и втом плане, что в настоящее время Россия, подписав Болонское соглашение вобласти образовательной деятельности, разрабатывает Государственныеобразовательные стандарты 3-го поколения: подготовка бакалавров и магистров.
Было бы полезным ознакомиться иизучить международный опыт подготовки профессиональных бухгалтеров. Известно,что еще в феврале 1999 г. шестнадцатой сессией Межправительственной рабочей группыэкспертов по международным стандартам учета и отчетности (МСУО), проходившей вЖеневе были приняты рекомендации в отношении национальных требований кквалификации профессиональных бухгалтеров. Рекомендации включали типовуюпрограмму учебной подготовки профессиональных бухгалтеров. Было также решено,что рекомендации будут время от времени пересматриваться, с тем чтобы ониотвечали современным требованиям.
Можно спорить о целесообразности инеобходимости перехода нашего высшего образования на такую систему, но, какговорится процесс уже пошел и предстоит большая работа в этом направлении, тоесть вузы, после утверждения Государственного образовательного стандарта,начнут разрабатывать свои новые рабочие учебные планы и программы по всемкурсам и дисциплинам, а набор последних, их дидактические единицы существенноотличаются от ныне действующих.
По истечении четырех лет Советом поторговле и развитию ООН (ЮНКТАД) в октябре 2003 года была принята новая, пересмотреннаяТиповая программа учебной подготовки бухгалтеров, в разработке которой принималиучастие эксперты Ассоциации дипломированных присяжных бухгалтеров, Организациидипломированных главных бухгалтеров Канады, Европейской комиссии, Институтадипломированных бухгалтеров Шотландии, Польского совета по стандартамбухгалтерского учета, Международной федерации бухгалтеров и представителейнаучных кругов и международных бухгалтерских фирм, выступавших в своем личномкачестве. Цель подготовки этой подробной учебной программы заключается в том,чтобы обратить внимание международного сообщества на те дисциплины, которымидолжен овладеть слушатель, для того чтобы стать профессиональным бухгалтером.
Подготовка этой подробной учебнойпрограммы является лишь одним из направлений более широких усилий по установлениюквалификационных критериев для профессиональных бухгалтеров, выполнение которыхпозволит им более эффективно и качественно обслуживать глобальную экономику.
Эта система состоит из следующихкомпонентов:
а) общих знаний и навыков;
б) профессионального (технического)образования;
в) квалификационных экзаменов;
г) практического опыта;
д) непрерывного профессиональногообразования;
е) программы сертификации.
В целях международной унификациитребований к профессиональной квалификации для международного сообщества были подготовленысоответствующие критерии. Такая унификация позволит восполнить пробелы в национальныхсистемах подготовки кадров, снизить расходы на взаимное признание и расширитьмеждународную торговлю бухгалтерскими услугами. В отличие от самихбухгалтерских услуг, оказываемых на основе международных стандартов, упоставщиков таких услуг подобные стандарты отсутствуют.
В последнее время в мире наблюдаетсяярко выраженная тенденция к усилению международной стандартизации образования,в том числе и в области бухгалтерского учета. В течение последних летМинистерство образования РФ, учебно-методические объединения крупнейших вузовстраны работают над разработкой государственных образовательных стандартов третьегопоколения. Задача одна – перейти на двухуровневую подготовку: бакалавриат,магистратура. В результате кропотливой работы всех заинтересованных сторонвыработаны единые подходы к направлениям подготовки в соответствии с ГОС ВПО(Государственные образовательные стандарты высшего профессиональногообразования).
Что касается экономическихспециальностей, то после многократного согласования всех заинтересованныхсторон вместо нынешних различных экономических специальностей первоначальнобыло предложено оставить одну с двумя уровнями подготовки студентов:
— бакалавр по экономике;
— магистр по экономике.
Однако, в последнем проекте перечнянаправлений ВПО РФ для ГОС третьего поколения закреплены три экономическихнаправлений обучения студентов:
— экономика;
— менеджмент;
— прикладная экономика.
Таким образом, Российские проектыобучения студентов по двухуровневой подготовки (бакалавр, магистр) в целомотвечают требованиям международной типовой программе учебной подготовкибухгалтеров.

Заключение
Осветив выше систему подготовки бухгалтеров в РоссийскойФедерации подведем итог:
— Система подготовки бухгалтеров в России на сегодняшний деньв России: краткосрочные курсы, предлагающие программы длительностью от 2 до 6месяцев; средние специальные учебные заведения — колледжи, техникумы,профессиональные лицеи — готовят бухгалтеров среднего звена для работы на любыхпредприятиях; высшее образование. Бухучет как специальность преподаютпрактически во всех финансово-экономических вузах России.
Кроме того, для уже работающих бухгалтеров, существуют курсыповышения квалификации на базе ведущих вузов, где бухгалтер может пройтипрофессиональную аттестацию. Сегодня аттестат профессионального бухгалтера вРоссии можно получить в двух ассоциациях:
— Институте профессиональных бухгалтеров (ИПБ) ;
— Национальной гильдии профессиональных бухгалтеров (НГПБ).
Также дана была подробная характеристика международныхтенденций в развитии бухгалтерской профессии сегодня.
Международные стандарты в области практики бухгалтерскогоучета и аудита — имеются три набора стандартов, понимаемых как рекомендательныерегулятивы, содержащие описание принципов и технологии ведения учета ипредоставления доказательных аргументов в отношении достоверности инепредвзятости публичных отчетных данных: Международные стандарты финансовойотчетности (МСФО); Международные стандарты финансовой отчетности дляобщественного сектора (МСФООС); Международные стандарты аудита (МСА).Системообразующая роль в этой совокупности профессиональных регулятивов,безусловно, принадлежит МСФО. Основная проблема с международными стандартамизаключается в том, что они носят рекомендательный характер.
В заключительной части рассматривается проблема применениямеждународных стандартов в Российской практике подготовки бухгалтеров.
Существует ряд существенных отличий российской системы бухгалтерскогоучета и отчетности от обобщенной международной системы. Основное различиезаключается в том, что российское государство ставит управлениеадминистративно-политической сферой выше управления в области экономики. Выражаетсяэто в том, что в современной России юридические принципы имеют приоритет поотношению к экономическим правилам. Данные различия не позволяют говорить обуспешной адаптации российской системы бухгалтерского учета и отчетности ктребованиям международных стандартов, однако за последнее время принятыезаконодательные акты сделали российскую отчетность более прозрачной дляиностранных инвесторов и других потребителей бухгалтерской информации.
Общественное признание профессии бухгалтера нашлоподтверждение не только на рынке труда, но и в системе высшего образования.Стабильно высокие конкурсы на специальность «Бухгалтерский учет, анализ иаудит» на протяжении последних десяти лет показывают, что интерес к этойспециальности не ослабевает.

Список использованной литературы
1. Международные стандарты финансовойотчетности, основные международные требования к бухгалтерской информации.Бюллетень «Финансовый совет» от 12.09.2005гг.
2. Никифорова Е.П., руководительУчебно-методического центра. газета «Новгородский Университет».источник: new3.novgorod.ru/pressa.php3?smi=novuniver&doc=stat;2004_09_01_acount
3. Островский О.М., Ковалев В.В., Опрограмме профессиональной подготовки бухгалтеров // Бухгалтерский учет, №15,август 2005 г.
4. Романов А.Н., Островский О.М.,Ковалев В.В., Статья «О международных тенденциях в развитии бухгалтерскойпрофессии»от 05.03.2004.
5. Юткина Ю.А. Профессия. Бухгалтер.Журнал «Личные Деньги» от 28.02.2005г.
6. Краткая информация об ИПБ России.Информация с официального сайта ИПЮ России. Источник:http://www.ipbr.ru/?page=ipbr&ipbr=info
3. Международныестандарты финансовой отчетности: издание на русском языке. — М.: Аскери-АССА,2004.