Система подготовки квалифицированных рабочих во Франции

ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ ВО ФРАНЦИИ Курсовая работа Студентки группы Научный руководитель: Харьков, 20007 Оглавление ВВЕДЕНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАНЫ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАНЦИИ 3. СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 4. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ ВО ФРАНЦИИ 4.1 Принципы профессионального обучения и особенности их реализации при подготовке квалифицированных рабочих во Франции 4.2 Содержание профессионального обучения 4.3 Организационная структура учебного заведения 4.4 Спецвопрос. Описание наиболее интересных форм и методов организации учебного процесса 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33 ЭЛЕКТРОННЫЕ ССЫЛКИ 33 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования определяется тем, что на данном этапе времени все более проявляется интерес на государственном уровне к западным методам, формам, системам образования. Это, прежде всего, вызвано стремлением усовершенствовать нашу, существующую систему образования. Необходимо отметить, что несистематизированной информации по теме образования и подготовки рабочих
во Франции имеется достаточно много. Актуально будет структурировать, и систематизировать имеющуюся информацию с целью повышения уровня ее понимания и восприятия. Актуальность данного исследования заключается также в том, что Франция, как и Украина является участником Болонского процесса, который подразумевает собой международный обмен студентами и предлагает наиболее подходящий, учитывающий индивидуальные потребности и особенности,
вариант места работы. Данная работа посвящена также проблемам такого явления, как социальное неравенство в образовании. Оперируя фактами и статистикой, мы без труда поймем, что далеко не все так гладко во французской системе профессионального и высшего образования, как это принято считать. На фоне последних событий во Франции – забастовки студентов в октябре 2007 по причине высокого уровня безработицы – особенно актуальным будет изучение проблем подготовки квалифицированных рабочих с целью недопущения таких же ошибок. Цель исследования – определить основные понятия системы образования и подготовки рабочих во Франции; проанализировать существующую систему подготовки квалифицированных рабочих во Франции, выявить недостатки и достоинства; обосновать главные принципы и методы, применяемые в учебном процессе; досконально изучить систему профессиональной подготовки квалифицированных рабочих во Франции. Объект исследования – система подготовки квалифицированных рабочих во
Франции; Предмет исследования – дидактический анализ системы подготовки квалифицированных рабочих во Франции. Задачи исследования: 1. Дать общую характеристику Франции 2. Охарактеризовать систему образования Франции. 3. Изучить систему профессионального образования. 4. Провести анализ системы подготовки квалифицированных рабочих во
Франции Методы исследования: теоретический анализ литературы, систематизация, классификация, системно-структурный метод, сравнение, сопоставление, теоретической обобщение, выработка выводов 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАНЫ Что такое 24 часа в жизни Франции? Это – 2083 новорожденных, 108 пар, подписавших Pacs (брачный договор), 550 пластических операций, 14 миллионов мальчиков и девочек, которые идут в
школу, 6 миллионов километров, проделанных почтальонами для доставки писем и газет, 30 миллионов отправленных SMS, 16160 автомобилей, сошедших с конвейера А что такое 24 часа в жизни француза? Это – более 8 часов работы, 3 часа 24 минуты, проведенных перед телевизором, 32-минутный обед, 25 минут чтения. Это также – 37,80 евро, заработанных получателем
SMIC (минимальная заработная плата), из которых в среднем 15 евро уйдут на питание и 22,50 евро на оплату жилья. Франция, официальное название Французская Республика — государство в Западной Европе. Столица — город Париж. Население 60,2 млн. человек, в том числе свыше 90 % — французы. В настоящее время есть тенденция к более интенсивному росту населения, чем в ХIХ в в основном за счёт иммигрантов из мусульманских стран. Законодательный орган — двухпалатный парламент (Сенат и Национальное собрание). Административно-территориальное деление: 26 регионов (22 в метрополии и 4 заморских региона). Франция — высокоразвитая страна, ядерная и космическая держава. По общему объему экономики страна занимает ведущие места в
Европейском Союзе, по ВВП на душу населения стабильно входит в первую мировую десятку. Традиционная особенность французской экономической политики — большая доля государственного сектора, особенно в стратегически важных областях — нефтегазовой промышленности, транспорте. Существует планирование, но оно носит не нормативный, а индикативный характер (намеченные показатели не являются нормативными для частных предприятий).
Велика доля в экономике иностранного капитала (промышленность до 40 %, недвижимость около 27,5 %, торговля — 20 %, сфера услуг — 9 %). На предприятиях с иностранным капиталом работают свыше 20 % трудящихся. Особенно велика доля иностранного капитала в информатике и других отраслях передовых технологий (свыше 50 %). Существенную часть ВВП дает промышленное производство — 20 %, оно обеспечивает более 30 % рабочих мест, 40 % инвестиций, 80 % экспорта. Франция располагает значительными запасами полезных ископаемых:
железных и урановых руд, бокситов, калийных солей и др. Это создает базу для горнодобывающей и тяжелой промышленности. По уровню развитию цветной металлургии страна занимает лидирующие места в мировых рейтингах, по выплавке стали находится на третьем месте в Западной Европе. Основные отрасли: машиностроение (2,6 % мирового производства), химическая (четвертое место в мировом
экспорте), авиакосмическая (Франция играет ведущую роль в Европейском космическом агентстве), автомобильная (третье место в мире по выпуску автомобилей), пищевая (по объему экспорта на втором месте в мире после США), радиоэлектронная, информатика, судостроение, электротехническая. Относительно незначительную роль в общем объеме экономики, но важную для престижа страны играет производство и продажа предметов роскоши. Одна из наиболее передовых стран в области развития атомной энергетики: свыше 75 % энергии получают на АЭС. Сельское хозяйство является наиболее опекаемой государством отраслью, хотя основа его — частное землевладение. Решающую долю продукции дают крупные хозяйства (с наделом 20-100 гектаров), но численно преобладают мелкие и средние. По объему произведенной продукции Франция занимает 1-е место в Западной Европе и 3-е место в мире после
США и Канады. Традиционно высока доля вин в экспорте. Французские фермеры являются главными противниками внедрения генетически измененной продукции в Европе, так как французская продукция традиционно высоко ценится из-за своего качества. Франция располагает самой развитой в Европе сетью железных дорог. С 1981 года большинство городов связаны между собой сетью высокоскоростных магистралей, такая же ветка
проложена в тоннеле под проливом Ла-Манш. Степень социальной защиты населения одна из самых высоких в мире. Примерно 30 % ВВП расходуется на социальные нужды. Официально установлена 39-часовая рабочая неделя (самая короткая в Европе). Франция – это настоящий заповедник памятников истории и культуры различных эпох и цивилизаций. Здесь сохранились пещерные жилища древних людей эпохи палеолита, дороги, виадуки, триумфальные арки
и арены (Ним, Авиньон, Арль и Оранж), представляющие галло-римскую архитектуру I века нашей эры, многочисленные памятники романской архитектуры (монастыри в Сито и Клюни, церковь в Мон-Сен-Мишель и т.д.). Родиной готического стиля, развившегося из романского, стал регион Иль-де-Франс. Готика представлена такими известными сооружениями, как часовня Сен-Шапель и собор Нотр-Дам в Париже, соборы в Шартре, Орлеане, Ле-Мане, а также в Страсбуре и т.д. Пришедшее из Италии Возрождение в XVI веке оставило после себя такие шедевры архитектуры, как многочисленные замки Луары, дворцы Фонтенбло и Версаль. Во Франции можно увидеть такие шедевры Наполеоновской эпохи (неоклассицизм), как Триумфальная арка, Вандомская колонна и церковь Мадлен в Париже, великолепные сооружения эклектического
XIX века – театр ‘Гранд Опера городская ратуша Отель-де-Виль и Большой дворец, знаменитая Эйфелева башня. ХХ век привнес в архитектуру французских городов разнообразные здания в стиле модерн и такие современные сооружения, как Центр им. Помпиду, Луврская пирамида и комплекс зданий в парижском районе Дефанс. Культурная жизнь страны представлена многочисленными театрами и музеями, среди которых такие
всемирно известные, как Лувр и музей Д’Орсе в Париже, разнообразными музыкальными, театральными и кинофестивалями (в том числе Каннский). В последние годы своеобразной Меккой для туристов со всего мира стал Евродиснейленд. Широчайшую известность в мире получили французское изобразительное искусство, литература и разнообразная музыкальная культура. Европейский Диснейленд закружит в сверкающем вихре увлекательнейших аттракционов
и детей и взрослых. Он расположен в 32 км к востоку от Парижа и занимает территорию равную 15 площадям столицы Франции. Елисейские поля – это название одного из известнейших и самых красивых проспектов Парижа. Длина этого проспекта почти 7 км и ширина 70 м. Строительство самого широкого проспекта в Париже началось в первые десятилетия 17 века.
Современный облик Елисейские поля приобрели во второй половине 19 века, в период перепланировки. Промежуток в 2.5 км от Площади Согласия до Триумфальной Арки – это сплошной ряд красивых и недешевых магазинов и ресторанчиков. Широко раскинулась легендарная Сорбонна – старинный университет, обучающий четверть всех французских студентов и являющийся, по мнению французских критиков, главным "поставщиком" безработных. Последнее происходит из-за того, что общедоступность высшего образования во Франции возведена в принцип. Поэтому и кажется, чуть ли не логичным, что образование дает человеку не столько возможность зарабатывать, сколько более высокий культурный уровень. Эйфелева башня – дерзновенное сооружение, вершина и торжество технической мысли XIX столетия, прославившееся во всем мире как эмблема
Парижа. Глаза изумленного посетителя с восторгом взирают на башню, словно взлетающую в небо. Вот уже больше сотни лет Эйфелева башня остается эмблемой Парижа, изящно и горделиво вознося к небу свой ажурный силуэт, известный во всем мире. Но в ней можно видеть и символ новой индустриальной эпохи, ибо отважный вызов высоте, испокон веков вдохновлявший зодчих, осуществлен здесь на уровне небывалых прежде технических возможностей конца
XIX века. Кроме культурной стороны, Франция имеет также неоспоримо высокий научный и образовательный уровень. Стратегическими направлениями научной политики Франции являются обеспечение национальной независимости страны в военной и энергетической областях, а также в области транспорта и космоса. Эта стратегия была ориентирована, прежде всего, на крупные государственные предприятия и хорошо подготовленный инженерный корпус, способный решать поставленные задачи.
В настоящее время государственная поддержка научных исследований нацелена на развитие высоких технологий. Бюджетное финансирование научных исследований осуществляется через Национальный комитет по науке. В 2006 году государственные расходы на науку составили 4,3% ВВП. Одним из органов, координирующих действия министерств в области научных исследований и финансирования науки, является Межминистерский совет. На нем рассматриваются принципиальные вопросы научно-технической политики, включая организационную структуру проведения научных исследований. Слабым местом Франции остается низкий уровень финансирования научных исследований частным сектором. Одним из способов улучшения данной ситуации французы видят в прекращении дотирования исследований на крупных фирмах (до последнего времени 86% государственной помощи на научные исследования концентрировались в руках шести промышленных групп). Франция – страна школьников и студентов.
Современная система французского образования складывалась на протяжении последних двух столетий и считается одной из самых передовых в мире. Основная ее особенность – преобладание государственных учебных заведений. Обучение во Франции бесплатно для всех, включая иностранцев (правда, университеты взимают со студентов номинальную плату). Еще одна особенность – это практически одинаковое качество обучения, как в столице, так и в провинции. По последним данным, число школьников и студентов во
Франции превысило 15 млн. человек и составило четверть населения страны. В стране около 7 тыс. коллежей, 2600 лицеев. На нужды образования ежегодно расходуется 21% государственного бюджета. Система образования – крупнейший работодатель Франции: в ней занято более половины государственных служащих. Система образования во Франции имеет ярко выраженную национальную специфику.
В этой стране своя система дипломов и ученых степеней, особое деление на циклы. И особое отношение к дипломам государственных учебных заведений: они, как правило, котируются гораздо выше, чем дипломы частных школ и университетов. В целом, просвещение во Франции имеет древнюю и богатую историю. Это легко понять, если посмотреть на даты создания основных государственных Французских университетов: крупнейший университет – Парижский (Сорбонна) основан в 12 веке; университет в Монпелье – основан в 1180 году, реорганизован в 1289 году; в Гренобле в 1339 году; университет в Безансоне – основан в 1423 году в Доле, в 1691 году переведён в Безансон; в Эксе – в 1409 году с отделением в Марселе; в Бордо – основан в 1441 году; в Дижоно – в 1722 году; в
Кано – в 1431 году; в Клермон-Ферране – в 1854 году; в Лилле – в 1562 году, в Лионе – в 1809 году, в Нанси – в 1572 году, в Пуатье – в 1431 году; университет Ренне – основан в 1461 году в Нанте, переведён в Ренн в 1735 году; в Страсбурге – в 1538 году; в Тулузе – в 1229 году. Эти исторические традиции до сих пор определяют высокий уровень французского образования,
которое и в наше время высоко ценится не только во Франции, но и во всём мире. Управление народным образованием во Франции строго централизовано. Большинство учебных заведений системы начального и среднего общего образования, значительная часть профессиональных школ, университеты и другие национальные учебные заведения находятся в ведении министерства народного образования. Франция разделена на 17 учебных округов, называемых академиями,
которые подведомственны министерству народного образования. Учебный округ возглавляет ректор, назначаемый правительством. Руководство всеми государственными учебными заведениями в каждом из департаментов возложено на инспектора академии. В каждом департаменте имеется генеральный совет департамента, ведающий начальными школами департамента. Вся эта система управления находится в строгом иерархическом подчинении министру народного
образования. Некоторые учебные заведения профессионального типа находятся в ведении министерств, ведающих той или иной специальной отраслью производства. Наряду с государственными учебными заведениями существуют частные, составляющие значительный процент числа учебных заведений Франции. Многие из частных школ принадлежит религиозным организациям. Не стоит забывать о том, что Франция занимает четвертое место в списке самых богатых государств мира и является самой большой страной в Западной Европе – 551 тыс. кв. км 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАНЦИИ Основные принципы системы образования во Франции имеют уже столетнюю историю, и были заложены в 1880-90-х годах. Образование бесплатно, не имеет религиозного содержания и обязательно для детей от 6 до 16 лет. Во Франции сосуществуют частная и государственная системы образования.
В частных учебных заведениях обучается около 20% всех учащихся Франции. Государство утверждает все школьные программы для частных и государственных школ, организует конкурсы и экзамены. Только государство имеет право на выдачу дипломов до уровня бакалавра (baccalaureat). Со времени закона Дебре от 1959 года частное образование получает помощь от государства ( contrat d’association) – именно государство оплачивает труд преподавателей и участвует в расходах на обучение (8 из 9-ти частных
школ пользуются этой помощью). Образовательная система во Франции имеет следующую структуру, показанную на рис.1 Организация, содержание циклов обучен ия определяется реформами, проводимыми уже в течение 30 лет, которые обеспечивают демократизацию образования и его адаптацию к нуждам развивающегося общества. Основными реформами последних лет являлись следующие:  развитие сети детских садов (ecoles
maternelles) , чтобы все дети с 4-5 лет были ими обеспечены.  отмена переходного экзамена виз начальной школы в коллеж, создание адаптационных классов ( classes de soutien) для слабо успевающих учеников.  организация основы образования (tronc commun) без специализаций и деления на группы с начальной школы до коллежа.  бесплатность образования – выдача ученикам необходимых пособий на срок обучения, оплата проезда до школы.  введение новых предметов: информатики, физики, основ гражданского образования. Охарактеризуем подробнее каждый из уровней системы образования Франции. Детские сады принимают детей с 2 лет (при наличии свободных мест) и до 6 лет. Образование до начальной школы не является обязательным, но практически все дети с 3 до 6 лет посещают детский сад. Детские сады часто считают самой большой удачей французской системы образования. Классы хорошо оформлены, дети счастливы. Они обучаются, играя, многим полезным вещам и получают навыки
общения. Дети в садах делятся на три возрастные группы. Первая с 2 до 4 лет, где дети только играют. Вторая (средняя) с 4 до 5 лет – обучаются лепке, рисованию и другим практическим навыкам, а также устному общению. Третья (старшая) с 5 до 6 лет готовится к обучению чтению, письму и счету. Сады работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда).
В крупных городах сады работают с раннего утра до 18 – 19 часов, и во время каникул, так как многие родители работают, и дети нуждаются в присмотре. Начальная школа обучает детей до 14 лет и является последним этапом обязательного образования. После окончания цикла обучения в начальной школе учащиеся сдают экзамены на получение сертификата о начальном образовании CEP (certificat d’etudes primaire). Начальное образование продолжается пять лет, с 6 до 11 лет (если
у ребенка нет проблем с учебой) и делится на:  Подготовительный курс (CP).  Начальный курс 1-й год (CE1).  Начальный курс 2-й год (CE2).  Средний курс 1-й год (CM1).  Средний курс 2-й год (CM2). Переход из детского сада в начальную школу иногда тяжело проходит для детей, которым необходимо привыкать к дисциплине. Обучение длится 27 часов в неделю (9-12 часов, и с 14 до 17 часов), четыре дня в неделю и в субботу утром. В среду и воскресенье дети отдыхают. Представляет интерес то, что в начальной школе запрещены задания на дом, но это практикуется повсеместно. Все предметы в классе ведет один преподаватель. Среднее образование во Франции состоит из двух блоков: первый цикл обучения (коллеж) и второй цикл обучения. 6-й и 5-й классы – цикл наблюдения. Все дети поступают в коллеж, проходят одинаковую программу обучения
и в обязательном порядке изучают один из «живых» языков. В конце пятого класса некоторые дети, у которых имеются серьезные проблемы с адаптацией в школе или имеющие разного уровня задержку умственного развития, направляются в специальные секции обучения. 4-й и 3-й классы – цикл ориентации. Дети начинают изучение второго «живого» иностранного языка и могут выбрать дополнительно латынь, греческий или другие языки.
В конце 3-го класса ученики сдают экзамены для получения свидетельства об окончании коллежа (ранее этот документ назывался BEPC). После 3-го класса ориентация дальнейшего обучения не зависит от наличия свидетельства об окончании коллежа. Она является главной целью и главным направлением в обучении, т.к. дальше ученики смогут продолжить свою учебу либо по «короткому», либо по «длинному» циклу обучения. Решение о дальнейшем направлении (ориентации) учебы учащихся выносит советом класса после консультации
с учащимися и их семьями. Родители могут требовать пересмотра решения, если оно кажется им необоснованным. В некоторых коллежах создаются специальные секции для обучения детей с различными видами отклонений развития и поведения. Их обучают преподаватели, прошедшие профессиональную подготовку для работы с «трудными» детьми. Обычно эти секции называются SEGPA. «Короткий» цикл профессионального образования. Профессиональные лицеи LEP (аналог наших ПТУ) готовят учащихся в течение 2-х лет к профессиональному диплому. CAP (сертификат профессиональной подготовки), выдается учащимся, овладевшим определенной профессией. BEP (сертификат общего профессионального образования), который готовит к работе в определенной области деятельности. «Длинный» цикл обучения: лицей. Лицей готовит в течение 3-х лет к экзамену на степень бакалавра. «Терминаль» или последний класс лицея заканчивается сдачей экзамена на степень бакалавра. Второй класс является «неопределенным» классом, то есть пока не имеющим определенной специализации.
Первый класс имеет много направлений – филиалов обучения, ведущих к разным видам бакалавриата. После первого класса ученики проходят тест по французскому языку, оценка за который учитывается при сдаче экзамена на степень бакалавра. «Бак», как его кратко называют французы, не является дипломом, но имеет огромную важность, так как в дальнейшем ведет к высшему образованию. Познавательным фактом является то, что абитуриенты из различных областей
Франции могут обладать неэквивалентными друг другу документами о среднем образовании. Один диплом открывает его обладателю доступ в конкретный университет, другой нет. Решение о приемлемости предъявленных документов об образовании принимает независимая приемная комиссия университета. Её вердикта достаточно, и решения Национального министерства образования, науки и технологии Франции не требуется. Высшее образование доступно только при наличии степени бакалавра.
Французская система образования имеет различные формы: «короткий» и «длинный» цикл, обучение в высших школах (Grandes ecoles), университетах. Начнем с образования, длящегося обычно два года и поэтому называемом «коротким» циклом высшего образования. Оно пользуется спросом в обществе, так как дает возможность реального и быстрого трудоустройства. Обычно школа выбирает своих будущих студентов исходя из конкурса досье, так как кандидатов на место больше, чем имеющихся вакансий. Студент может выбирать между различными типами краткосрочного образования для наиболее быстрого получения профессиональных навыков за 2 года. Цель данного обучения – в кратчайшие сроки начать профессиональную деятельность. Образование в данном случае – специализированное. Специальности могут быть получены в самых разных областях: средства связи, электроника, экономика, научные дисциплины и т.д. Данное образование можно получить в университете: студент получает в этом
случае университетский технологический диплом – Diplome universitaire de technologie (DUT) или университетский диплом высшего технического образования – Diplome d’etudes universitaires scientifiques et techniques (DEUST). Этот же уровень образования можно получить в отделениях высшего технического образования – Sections de techniciens superieurs (STS) в лицеях и некоторых частных учебных заведениях. STS дают право получения свидетельства о высшем техническом образовании –
Brevet de technicien superieur (BTS). Образование в этом направлении может быть продлено на 1 или 2 дополнительных года для получения дополнительной специализации (specialisation supplementaire), либо переходом на длительный цикл обучения. Получившие диплом DUT обычно более часто выбирают продолжение обучения чем владельцы диплома BTS, который обычно получают для того, чтобы сразу начать работать по специальности.
Имеющие дипломы IUT готовятся к получению профессиональной лицензии (licence professionnelle) или национального специализированного технологического диплома (Diplome national de technologie specialisee (DNTS). Охарактеризуем систему высшего образования «длинного» цикла. Университеты являются единственными учреждениями, которые принимают всех кандидатов без предварительного отбора (хотя негласно и нелегально существует отбор по оценкам на степень бакалавра) и именно поэтому в университетах часто оказываются студенты, просто не поступившие в другие школы. Более половины бакалавров поступают университет, но около 40% бросают учебу в течение первого года обучения. Возможно поступление в университет без наличия степени бакалавра, путем сдачи специального экзамена в университет (ESEU), но это возможно только в ограниченном количестве случаев и только для опытных специалистов, имеющих большой стаж практической работы.
Практически все университеты являются государственными, за исключением нескольких конфессиональных. Университетское образование имеет три цикла: Первый цикл в течении 2 лет готовит к получению DEUG (диплом об общем университетском образовании) , но этот диплом не имеет практической ценности на рынке труда. Второй цикл готовит к лицензии (licence) в течение одного года после DEUG и maitrise (год после licence). Недавно была также создана возможность профессионального образования:
MST (maitrises des sciences et techniques) и магистратура (les magisteres), в которой обучаются три года. Третий цикл делится на два филиала: DESS (диплом высшего специализированного образования), который является профессиональным дипломом, подготовка к которому длится в течение 1 года после получения степени maitrise и включает в себя обучение и практику. DEA (диплом углубленного изучения) это обучение исследовательской работе.После получения DEA (в течение одного года) можно подготовить научную работу (these), минимально
в течение двух лет. Изучение медицины и фармацевтики является особым разделом образования. Оно проходит в CEU (госпитальных университетских центрах), при этом университет обеспечивает теоретическое обучение, а больница – практические навыки. Изучение медицины продолжается от двух до десяти лет. В конце первого года студенты сдают очень сложный экзамен, и только сдавшие его могут продолжать обучение. После шести лет обучения студенты проходят конкурс в специализированную интернатуру, которая позволяет стать врачом-специалистом после четырех или пяти лет обучения, или получить диплом по «общей медицине» по конкурсу после двух лет обучения. Высшие школы, в отличие от французских университетов, бывают не только государственные, но и частные. Высшие школы в основном более престижны, чем университеты, и конкурс в них, соответственно, больше. Часть высших школ принимает только студентов, уже отучившихся первый цикл в университете. Готовят в высших школах педагогов, инженеров, библиотекарей, государственных служащих,
политологов и экономистов, военных (в Высшую военную школу принимают и мужчин, и женщин, и иностранцев; последних, правда, только из франкоязычных стран), управленцев, ветеринаров, архитекторов, артистов, музыкантов и художников. 3. СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Профессиональное образование осуществляется через специальные школы и курсы. В государственную систему образования низшее профессиональное образование было включено в 1880 году,
когда был издан закон о ремесленных школах. Большое значение для развития профессионального образования во Франции имел закон Астье, принятый 25 июля 1919 года, по которому система технического образования была реорганизована и передана в ведение министерства народного образования. Низшее профессиональное образование дают центры ученичества, получившие распространение, начиная с 1939 года и готовящие квалифицированных рабочих, и профессиональные курсы.
Кадры средней квалификации для промышленных и коммерческих предприятий готовят ремесленные школы, профессиональные секции дополнительных курсов и главным образом технические колледжи. Средний технический персонал готовится также в технических отделениях лицеев и колледжей и на дополнительных курсах. В системе французского образования профессиональное и общее образование больше разделены, чем в других странах, и из-за этого профессиональное образование имеет невысокую ценность в глазах общества и учащихся. LEP имеет плохой имидж в обществе, поскольку считается прямым путем к невысокому социальному положению и низкой зарплате. Это вызвано тем, что долгие годы на этот цикл обучения отправлялись самые плохо успевающие ученики. Среди учащихся, получающих BEP, почти половина продолжает обучение, чтобы сдать экзамен на степень бакалавра («бак»), благодаря наличию «переходных» классов. Во Франции примерно 3000 учебных заведений, и около 2000 из них представляют
собой профлицеи с обучением по следующим направлениям: сфера услуг, ресторанный бизнес, дизайн и мода, живопись и архитектура. Вся система складывалась на протяжении последних 200 лет. Первые коллежи появились в 1802 году по указу Наполеона Бонапарта. Это были закрытые церковные заведения с шестилетним сроком обучения и преобладанием в программе латыни и математики. История и география считались второстепенными дисциплинами, естественно-научные
предметы были введены лишь в 1821 году. В ходе революционной реформы 1884 года учебные заведения стали светскими. Тогда же появились общие лицеи. Сегодня они фактически представляют собой подготовительные отделения университетов, тогда как профлицеи готовят исключительно «рабочие руки». Кстати, во Франции существует и такой вариант профессиональных образовательных учреждений, как центры подготовки подмастерьев (CFA) — тоже аналог российских профтехучилищ.
По достижении 15 лет учащиеся коллежей переходят в старшую школу (лицей). В лицеях профессионального обучения (lycee professionnel) студенты овладевают специальностями бармена, официанта, автослесаря, строителя, монтажника систем электроснабжения, водопроводчика, младшего технолога на пищевом производстве, телевизионного мастера, водителя, специалиста архивного бюро и др. Большинство программ рассчитано на четыре года. В конце ребята проходят стажировку на предприятиях, сдают итоговый экзамен и получают диплом. Однако выпускники профлицеев не могут так же свободно поступать в вузы, как получающие аттестат зрелости питомцы общих лицеев, где учеба длится три года. Система дает возможность окончившему профучреждение получить в дальнейшем аттестат зрелости, однако уровень требований по общеобразовательным предметам в профлицее ниже, чем в общем. Выпускники профессиональных лицеев и центров подготовки подмастерьев могут продолжить образование в
техникуме или технологическом институте (которые относятся к категории заведений дополнительного профобразования), и лишь после прохождения этой ступени им разрешено поступить в технический вуз. Все профлицеи во Франции строго специализированы. Это способствует скорейшему включению молодого человека в дело и приучает его к цеховой солидарности. Каждый профлицей имеет право устанавливать собственное расписание занятий, обязательна лишь общая их
продолжительность — 31-36 часов в неделю. Как и в российских ПТУ, ученики активно погружаются в рабочую атмосферу, учатся ладить со сложным оборудованием, изучают технику безопасности и трудовую дисциплину. Рабочие специальности в Европе находятся под контролем всевозможных проверяющих организаций. За жизнью и здоровьем людей пристально следят, несчастных случаев не допускают.
Оплата труда высококвалифицированного рабочего весьма достойна, пенсионное обеспечение тоже на высоте. Может, именно потому многие выпускники коллежей выбирают подобную карьеру и идут в профлицеи. Важно и то, что студентам преподают трудовое право, и они охотно вступают в профсоюзы. В случае возникновения трудовых споров (что во Франции не редкость) профсоюз обычно становится на защиту работника. Выпускники профлицея получают следующие дипломы: 1) CAP — сертификат профессиональной подготовки, означает присвоение квалификации в определенной профессии; 2) BEP — сертификат общего профессионального образования, дает возможность работать в целом направлении, например в сфере туризма или на транспорте. Ребята, выбравшие более широкую специализацию и получающие сертификат BEP, стараются сразу же продолжить обучение. Примерно 50 % учащихся переходят в общие лицеи, чтобы в итоге получить сертификат бакалавра —
ВАС. А это уже прямая дорога в вуз. Принципиальной разницы между частными и государственными коллежами нет: программа обучения практически одинакова. Однако стоимость учебы в частных коллежах слишком велика. 4. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ ВО ФРАНЦИИ 4.1 Принципы профессионального обучения и особенности их реализации при подготовке квалифицированных рабочих во Франции Французское законодательство неоднократно обсуждало и совершенствовало кодекс воспитания
– главный законодательный документ в сфере образования. Этот кодекс непосредственно касается так называемых принципов образования, основными из которых являются:  Свобода преподавания  Бесплатность  Нейтралитет Во Франции, общественная услуга преподавания сосуществует с частными учреждениями, вследствие чего свобода организации и распределения преподавания является проявлением свободы выражения: она определяется
французским законодательством. Однако существует проблема получения университетских дипломов и званий: дипломы, полученные в частных школах, практически не имеют официальной ценности. Проявлением этого принципа является также то, что регламентация экзаменов действует в национальном масштабе. Принцип бесплатности начального общественного образования, был утвержден с конца XIX века на основе закона от 16 июня 1881 года. Бесплатность среднего образования – законом от 31 мая 1933 года. Нейтралитет Принцип нейтралитета реализуется на основе того, что философская и политическая точка зрения не навязывается в преподавании. Общественное преподавание является светским, начиная с законов 28 марта 1882 года и из 30 октября 1886 года. В французских программах обучения практически отсутствует религиозное образование. Хочется также затронуть в этом разделе тему скандальной безработицы во Франции. На фоне не столь давних событий основные принципы профессионального обучения уходят на второй
план. Сегодняшний день требует от французского правительства новых путей реализации принципов образования. Вызвавший столько шума новый французский трудовой договор является частью «Экстренного плана по борьбе с безработицей». Согласно официальным данным, 22,7% граждан Франции в возрасте до 25 лет официально числятся безработными. Это более чем в два раза превышает аналогичный показатель по остальным возрастным группам (например,
уровень безработицы среди возрастной категории французов 35-50 лет не превышает 9%). Результаты опроса, проведенного социологическим агентством LH2 по заказу газеты Liberation, свидетельствуют, что угроза остаться без работы по окончании университета стоит на первом месте среди проблем, беспокоящих французскую молодежь. Программа по борьбе с безработицей среди молодежи состоит из комплекса законопроектов, первые из которых
были внесены правительством в Национальное собрание 16 января. По мнению экспертов, новый трудовой договор касается, в первую очередь, небольших компаний на территории Франции и официально направлен на трудоустройство молодежи. Они считают, что «Программа де Вильпена» в корне меняет французское трудовое законодательство, предоставляя молодым и не имеющим трудового стажа соискателям рабочих мест фактически гарантированное трудоустройство. По условиям нового законодательства, компания любой формы собственности, в штате которой числятся 20 и более служащих, обязана ежегодно нанимать на работу как минимум одного работника моложе 25 лет, не имеющего опыта работы по специальности. «Молодежная квота» возрастает пропорционально размеру компании: например, предприятие со штатом в 250 человек обязано нанимать 12 молодых специалистов ежегодно. В противном случае, с начала 2007 года с работодателей будет взыскиваться дополнительный налог.
Продумана в «программе де Вильпена» и система поощрения молодых людей к поиску работы. Лица, не достигшие 25 лет и получающие пособие по безработице более полугода (таких сегодня 240 тыс.), будут в течение трех лет получать дополнительные выплаты из бюджета, если к 1 января 2007 года поступят на постоянную работу. В то же время новый вид контрактов позволяет предпринимателям без малейшего объяснения и без предварительного уведомления в течение первых двух лет увольнять сотрудников моложе 26 лет.
Профсоюзы и левые партии считают такой закон в корне противоречащим прежнему трудовому законодательству. «Теперь компании могут ежегодно принимать студентов и ежегодно их увольнять, обходя новое законодательство» говорится в пресс-релизе профсоюзного объединения Union Nationale des Syndicats Autonomes de Fonctionnaires, являющегося одним из организаторов студенческой акции протеста. Наблюдатели предполагают, что премьер-министр
Доминик де Вильпен озаботился проблемой трудоустройства молодежи совсем не случайно, так как он собирается в 2007 году выдвинуть свою кандидатуру на пост президента Франции. Лоббируя новый закон, он, по всей видимости, хотел заручиться голосами молодых избирателей, но просчитался. Студентам не нужна работа, которую они могут потерять в любой момент. 4.2 Содержание профессионального обучения Учебные заведения системы профессионального образования специализированы по группам родственных профессий. Специализация этих заведений позволяет повышать качество обучения, оптимально использовать учебно-производственное оборудование, рационально использовать навыки педагогов. Теоретическое обучение включает цикл специальных и общеобразовательных дисциплин, необходимых для овладения изучаемой профессии. В процессе производственного обучения учащиеся овладевают профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения всех операций по специальности, учатся работать, используя
современную технику. Производственное обучение чередуется с теоретическим. Для каждой группы специальностей устанавливается наиболее рациональное соотношение между теоретическим и практическим обучением. Обычно, на изучение общеобразовательных дисциплин отводится около 20-40% учебного времени, специальных — около 20-50%, на производственное обучение — 40-70%. В последнее время получила развитие профессиональная подготовка квалифицированных рабочих в системе
ученичества со сроком обучения от 2 до 5, а иногда и более лет, существует сеть государственных, общественных и частных школ, курсов для профессионального обучения взрослых без отрыва от работы. 4.3 Организационная структура учебного заведения Обучение во Франции начинается в сентябре и заканчивается в июле. Учебный год включает в себя 16 недель каникул, что больше, чем в других европейских странах.
Экзамены обычно проводятся в июне. Учебный процесс включает систему модулей, коэффициентов, обязательных университетских предметов и факультативов. Сессий как таковых у французов нет. Есть курсы лекций в 6-45 учебных часов, после которых сразу же следует экзамен. Экзамены в основном письменные и ведутся по предварительной записи на прием экзамена. Отметки – 20-ти балльные. Университеты организуют специальные центры ориентации и информации с целью ознакомления с системой учебного процесса в целом. Организационная структура профучреждений остается во Франции стабильной с 1896 г момента их коренной реорганизации в период Третьей республики вплоть до принятия в 1968 г. закона Эдгара Фора, отвечавшего потребностям в реформировании, что выявилось во время студенческих волнений,
и закона Савари 1984 г согласно которому университеты получили административную, учебную и финансовую автономию. Факультеты были заменены двумя новыми структурами: с одной стороны, учебно-исследовательскими объединениями, во главе которых стоят директора, призванные обеспечивать координацию педагогической деятельности; с другой стороны, университетом, который o6ъединяет деятельность учебно-исследовательских объединений, служб общего назначения (библиотек, служб информации и ориентации, службы непрерывного
обучения и т. д.), а также ведает институтами и школами, передаваемыми, при необходимости, университетам. Последовавшие друг за другом реформы 80-х и 90-х гг. имели целью адаптировать университет к изменившимся потребностям экономики и общества, а также ко все возрастающему числу студентов и их все большей разнородности. Согласно проведенной в апреле 1997 г. реформе учебный год в университете делится на семестры, что позволяет производить переориентацию гораздо быстрее, чем прежде; расширено платное обучение; учреждено подразделение
по обобщению профессионального опыта и введена практика индивидуального руководства преподавателя работой каждого студента. Теперь стоит вопрос о продолжении реформы путем дальнейшей децентрализации и профессионализации обучения. Университеты и учебные заведения, имеющие университетский статус, далеко не равноценны по значению, и их географическое распределение весьма неравномерно. В одном лишь Париже обучается почти шестая часть всех студентов страны. А если добавить университеты соседних учебных округов (академий) Версаля и Кретейя, то на Парижский округ придется уже четверть студентов. Для небольших университетов обычно характерны многообразие дисциплин и многочисленность студентов первого цикла обучения. Что касается крупных провинциальных городов, то в каждом из них обычно имеется несколько университетов, зачастую весьма специализированных, с большим числом студентов второго и третьего циклов
обучения. Именно так обстоят дела в Лилле, Тулузе, Лионе, Экс-ан-Провансе, Бордо, Гренобле, Монпелье, Нанси. Постоянный рост численности студентов и необходимость увеличивать участие территориальных коллективов в финансировании учебных заведений, в частности для того, чтобы справиться с этим наплывом, обусловили создание отделений университетов во многих средних по величине городах.
Практика децентрализации стала важным рычагом регионального развития и распространения новых видов деятельности в провинциях. Реформы также содействуют демократизации высшего профессионального образования во Франции. В этом отношении они подкрепляются системой помощи в виде стипендий для материально не обеспеченных студентов. Стремление придать французским университетам международное, и, прежде всего европейское, звучание, ведет к расширению их административной автономии.
Университеты проводят энергичную политику международных обменов и становятся престижными центрами, с которыми сотрудничают не только партнерские университеты, но и предприятия. Такая практика имеет место, например, в университетах Гренобля, Тулузы, Лилля и Ренна-Нанта, поскольку потребности предприятий в таких высококвалифицированных кадрах становятся все более острыми. Несмотря на это, 75% жителей Франции, достигших 18-летнего возраста, поступают в высшие учебные заведения страны. При этом 40% первокурсников через год отсеиваются, не выдержав суровых университетских требований. Французское законодательство разрешает студентам работать во время их учебы, но при соблюдении определенных правил: Студент не имеет права работать более 884 часов в год. В период учебных занятий максимальная рабочая нагрузка составляет не более 19,5 часов в неделю.
Во время каникул возможна полная занятость (35 часов в неделю). Официальная минимальная заработная плата с 1 июля 2001 года во Франции составляет примерно 7 евро в час. 4.4 Спецвопрос. Описание наиболее интересных форм и методов организации учебного процесса Основными видами организации профессионального обучения во
Франции являются аудиторная работа, самостоятельная работа студентов, контролируемая самостоятельная работа студентов, практическое обучение, обучение в дистанционном режиме. Аудиторная работа – работа под руководством преподавателя в учебных помещениях. Основными видами аудиторных занятий на магистерских программах являются лекции, семинарские занятия и иные занятия, контролируемая самостоятельная работа (тьюторат, индивидуальное консультирование).
К аудиторной работе приравниваются отдельные учебные курсы (разделы учебных курсов), проводимые в дистанционном режиме. Контролируемая самостоятельная работа представляет собой работу в малых группах либо индивидуальное консультирование, на которых осуществляется текущая помощь в освоении тем, вызывающих трудности у данных студентов, общее содержание предмета связывается с индивидуальными интересами студентов, осуществляется контроль за самостоятельной работой. Продолжительность аудиторной работы устанавливается в академических часах: 1 академический час равен 45 минутам. Продолжительность учебного занятия без перерыва составляет не более 1 час. 30 мин. Самостоятельная работа студентов включает: самостоятельное изучение студентами отдельных тем учебного курса, анализ рекомендованной литературы, выполнение письменных контрольных работ, подготовку итоговых рефератов либо эссе по изученному курсу и др. Виды самостоятельной работы и формы контроля ее выполнения определяются каждой магистерской программой
и подробно излагаются в рабочей программе учебного курса. Практическое обучение – это обучение под руководством преподавателя либо преподавателя и руководителя практики, во время которого знания и умения студентов проверяются на практике. Порядок прохождения практики устанавливается отдельным Положением, утверждаемым Сенатом Университета по представлению
Академического совета. Обучение в дистанционном режиме – особая образовательная технология, позволяющая ввести в образовательный процесс современные средства коммуникации и обработки информации и обеспечивающая взаимодействие между преподавателем и обучающимся, между обучающимися, а также между обучающимися и образовательными ресурсами преимущественно посредством современных коммуникационных средств и сетей. Интересным фактом является функционирование во Франции систем
E.N. (в которых происходит подготовка учителей). Эта система существовала во Франции с конца XIX века, она предполагала раздельное обучение юношей и девушек и позволяла обеспечить учительскими кадрами в основном начальную и неполную среднюю школу. Что касается старших классов средней школы (лицеев), в них работали в основном выпускники университетов соответствующей специальности. Их педагогическая подготовка была либо очень низкой, либо отсутствовала вовсе. Вновь созданные Институты подготовки учителей унаследовали материальную базу E.N мощную педагогическую ориентацию, традиции доверительных, почти семейных отношений между преподавателями и студентами и начали привлекать к работе преподавателей университетов, проводить часть занятий на базе различных факультетов университетов и других учебных заведений, устанавливать связи со всеми учебными заведениями департаментов, а также с центрами документации и библиотеками.
В настоящее время Институты подготовки учителей обеспечивают кадрами дошкольные заведения, начальную и среднюю школу, включая старшие классы лицеев, профессиональные лицеи. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Думаю, все цели, поставленные перед началом исследования, были выполнены. Остается сделать выводы. С точки зрения французов, образование все еще слишком теоретично, а техническое образования, долгое время, остававшееся в забвении, плохо развито.
Условия обучения также имеют свои недостатки: нехватка преподавательского состава и материалов для обучения, слишком быстрая смена программ и методов обучения, деградация имиджа и роли преподавателя в обществе. Сложно сравнивать Францию с нашей страной, но образовательные проблемы у нас во многом общие. Существует также классовое (социальное) неравенство. Посудите сами: сдавших экзамен бакалавра стало в десять раз больше, но социальные группы неравномерно
представлены среди бакалавров: 56,8% среди них это дети из семей с высоким уровнем доходов (лица свободных профессий, руководители предприятий, сотрудники аппарата управления предприятий), в то время как эта социальная категория составляет лишь 7,7% активного населения. Так что проблемы существуют и во Франции, с той только разницей, что правительство этой страны пытается реформировать систему образования и увеличить дотации на ее развитие. Несмотря на все имеющиеся сложности, эта система образования считается одной из лучших в Европе. Об этом свидетельствуют следующие факты, говорящие в пользу системы образования Франции. Образование во Франции – условно бесплатное. Ежегодно студент вносит лишь регистрационный сбор (в среднем – 400 евро). Однако в вузах Парижа расходы учащихся возрастают до 1000 евро.
Причина – университеты тратят огромные деньги на развитие и поддержание «студенческой» инфраструктуры – общежитий, столовых, библиотек. Часть издержек оплачивают студенты. Выбор среди образовательных учреждений очень велик, качество образования также превосходит все ожидания. Интересно то, что обучение во Франции не делает никаких различий между гражданами страны и иностранцами, поэтому люди, приезжающие за образованием, не испытывают никакого дискомфорта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Оконь В. В. Введение в общую дидактику. – М.: Высш. Шк 1990. 2. Хуторский А.В. Современная дидактика. – Спб.: Питер, 2001. 3. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М 1996. – 306 с. 4. Образование за рубежом. Справочник. – М 2002. 5. Жуковский Н. К. Профобразование взрослых во
Франции//Профессионал №3. – 2003. 6. Клеман К. Что происходит в Париже? //Корреспондент. – № 10 2007. 7. Луи Вебер Проблемы образовательной системы во Франции//Профессионал №7. – 2004. ЭЛЕКТРОННЫЕ ССЫЛКИ 1. Официальный сайт министерства образования Франции [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.education.gouv.fr – свободный. –
Загл. с экрана. – франц. яз. 2. Всё о Франции [электронный ресурс] – режим доступа: http://fr.org.ua – свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус укр. 3. «Википедия – свободная энциклопедия» [электронный ресурс] – режим доступа: http://ru.wicipedia.org – свободный. 4. Нормативные документы высшего профессионального образования [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/ -свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. http://www.education.gouv.fr – официальный сайт министерства образования Франции (на французском языке)