Система показателей хозяйственной деятельности

Содержание
 
1.Система показателей анализа хозяйственной деятельности
2.Анализ состава, структуры и динамики отборных активов
Литература

1. Система показателей анализахозяйственной деятельности
В процессе экономического анализа хозяйственно-финансовойдеятельности постоянно приходится иметь дело с системой показателей.
Хозяйственно-финансовая деятельность промышленных,строительных, сельскохозяйственных, торговых и иных предприятий измеряетсямногочисленными экономическими показателями, которые можно свести вопределенную систему. Их можно подразделить на: а) стоимостные и натуральные — в зависимости от положенных в основу измерителей; б) количественные икачественные — в зависимости от того, какая сторона явлений, операций,процессов измеряется; в) объемные и удельные — в зависимости от применения отдельновзятых показателей или же их соотношений. Стоимостные показатели относятся внастоящее время к числу наиболее распространенных. Использование стоимостныхпоказателей, денежного измерителя вытекает из наличия товарного производства итоварного обращения, товароденежных отношений и действия закона стоимости вусловиях свободного рынка. Одним из важнейших стоимостных показателей напромышленных предприятиях является показатель реализованной продукции.Установление заданий в бизнеспланах по объему реализации продукции обусловленонеобходимостью более тесной связи производства и потребления, производства ирынка. Планирование деятельности промышленных предприятий в условиях, когда заоснову принимался показатель валовой продукции, страдало серьезными недостатками,оно довольно часто создавало противоречия между интересами производителя ипотребителя, между промышленностью и торговлей. Имевшая место погоняпредприятий за «валом» исключала заинтересованность производителей впоследующей судьбе выпущенной ими продукции: попала она непосредственно в рукипотребителя или же осела мертвым грузом в посреднических звеньях. В условияхтоварного производства промышленная продукция по существу и по форме являетсятоваром и производится для рынка. Однако прежний порядок планированияхозяйственной деятельности был таким, что рынок и его конъюнктурапроизводителей интересовали мало. Рынок в представлении многихпроизводственников был понятием совершенно абстрактным, весьма расплывчатым,способным поглотить все, что производится; при этом забывалось, что объективныйэкономический закон спроса и предложения должен действовать и в наших условиях.
Важным стоимостнымпоказателем, используемым при анализе, является показатель товарной продукции.В состав товарной продукции входят готовые изделия, реализуемые полуфабрикаты,выполненные работы и оказанные услуги промышленного характера. Показательтоварной продукции в большей степени, чем валовой, позволяет сделать ваналитическом исследовании переход к показателю реализованной продукции. Встоимостном выражении дается оценка валовой и товарной продукциисельскохозяйственных предприятий, что необходимо и для подсчета совокупногообщественного продукта. Следует отметить, что экономическая сущность понятий«валовая» и «товарная продукция» в сельском хозяйстве отличается некоторымиособенностями. Эти особенности состоят, во-первых, в том, что в валовой итоварной продукции сельского хозяйства большее место занимает вновь созданная,а не перенесенная стоимость; во-вторых, в том, что в состав товарной продукциивключается на практике не только так называемый внедеревенский оборот, но иоборот внутридеревенский. Широко применяются стоимостные показатели в торговлеи общественном питании. В денежном измерении выражаются, естественно, оптовый ирозничный товарооборот» издержки обращения, прибыль, финансовое состояние.Денежный, стоимостной, измеритель вытекает из экономической сущностиперечисленных категорий; он наиболее, чем какой-либо другой, выражаетособенности рыночной экономики. Натуральные показатели используются в плановойи учетно-аналитической практике всех предприятий. В промышленности ониприменяются для количественной характеристики выпускаемой и реализуемойпродукции в ее материально-вещественном содержании. Применение того или иногоконкретного измерителя зависит от физических свойств продукции. Всельскохозяйственном производстве эти показатели используются для натуральногоизмерения сбора зерна, картофеля, овощей, выхода продукции животноводства(молока — в центнерах, скота — в живом весе). Количественно выражаетсяпоголовье животных (в целом, по видам и группам); в натуральных показателяххарактеризуются земельный фонд и его использование. Значение натуральныхпоказателей со временем будет возрастать. Использование электронно-вычислительнойтехники позволяет производить глубокий экономический анализ в натуральныхпоказателях деятельности промышленных, сельскохозяйственных, торговых и другихпредприятий. Наряду с натуральными показателями в аналитическое практикеиспользуется и их разновидность — условно-натуральные показатели. Этипоказатели применяют при планировании и анализе деятельности предприятий,выпускающих изделия разнообразного ассортимента, при использовании натуральныхизмерителей для обобщающей характеристики объема производства, длясравнительного изучения выпуска всей продукции за ряд лет. Количественныепоказатели используются для выражения абсолютных и относительных величин,характеризующих объем производства и реализации продукции, его структуру идругие стороны работы предприятий- Количественные показатели могут выражатьсякак в стоимостном, так и натуральном измерителях. Качественные показателииспользуются для оценки выпущенной продукции с точки зрения се соответствияустановленным требованиям (стандартам, техническим условиям, образцам), дляоценки экономической эффективности трудовых, материальных и денежных затрат.
Важное значение вусловиях рынка приобретут показатели, характеризующее качество работы торговыхпредприятий. К качественным показателям работы предприятий оптовой и розничнойторговли можно, на наш взгляд, отнести следующие:
показатели удельноговеса товаров, проданных с применением прогрессивных методов торговли;
показатели,характеризующие ритмичность торговли всеми товарами, особенно продовольственными,товарами повседневного спроса;
выполнение планатоварооборота по заданной структуре товаров (с учетом и внутригрупповогоассортимента);
полное удовлетворениеспроса покупателей на товары (отсутствие случаев неудовлетворенного спроса);
изучение покупательскогоспроса и его прогнозирование на будущее (в связи с явлениями сезонности,изменением вкусов потребителей, изменениями моды, предложением новых товаров.производителями, конструкторскими и моделирующими организациями);
быстрое и культурноеобслуживание покупателей (отсутствие жалоб на очереди и невнимательноеотношение);
соблюдение требованийсанитарного надзора (особенно в торговле продовольственными товарами).
В общественном питаниикачественными показателями считаются: ритмичность производства и реализацияобеденной продукции; достаточный набор блюд, вспомогательной продукции ипокупных товаров в ежедневном меню; строгое соблюдение рецептуры и технологии приготовленияблюд; калорийность и питательная полноценность собственной продукции; соблюдениесанитарных правил при изготовлении и реализации продукции; быстрое и культурноеобслуживание населения. Все вышесказанное можно отнести к будущему, когдапроизводство и торговля будут экономически нормализованы; когда рыночноехозяйство в нашей стране получит устойчивость и приобретет цивилизованныйхарактер. Величины оптового и розничного товарооборота, оборотных средств,издержек обращения, прибыли — все это объемные показатели. Удельные показателиявляются вторичными, производными от соответствующих объемных показателей.Выпуск продукции и количество рабочих — объемные показатели, а отношениепервого ко второму, т.е. выработка продукции на одного рабочего,- удельныйпоказатель. Широко применяются в экономических расчетах и другие относительныевеличины, характеризующие выполнение бизнес-плана, структуру, динамику,интенсивность развития. Каждый из рассмотренных выше показателей имеет свойопределенный смысл и свое значение для контроля и анализа. Если эти показателирассматривать отдельно, то окажется, что некоторые из них страдают известнойограниченностью. Но экономический анализ предполагает комплексное, системноеиспользование показателей. Только при этом условии можно всесторонне иобъективно исследовать хозяйственную деятельность предприятия в той или инойобласти и тем более работу предприятия в целом.
2. Анализ состава, структуры идинамики оборотных активов
оборотный актив экономический показатель
Всеоборотные активы организации по своему характеру и сфере обращения делятся:
1) оборотные фонды:
— производственныезапасы;
— незавершенноепроизводство;
— расходы будущихпериодов;
— НДС
2) фонды обращения:
— готовая продукция;
— товары;
— дебиторскаязадолженность;
— краткосрочныефинансовые вложения;
— денежные средства;
— прочие оборотные активы.
Оборотные средства подлительности обращения проходят следующие циклы:
1) поступление сырья;
2) оплата сырья (периодоборота кредиторской задолженности);
3) отгрузка готовойпродукции.
1+2+3=═производственный цикл.
4) поступление средствот покупателя;
3+4= период оборотадебиторской задолженности
2+3+4=производственно-коммерческий цикл.
Обеспеченностьпредприятия оборотными средствами при одной и той же их величине будет тембольше, чем короче цикл обращения. Значит, уменьшение длительности цикла обращенияили ускорение оборачиваемости оборотных средств является одним из основныхнаправлений оздоровления финансов организации. Значительную часть оборотныхактивов составляют производственные оборотные активы, а именно: запасы,незавершенное производство, расходы будущих периодов, готовая продукция. Анализоборотных активов начинаем с изучения структуры, отклонений и динамики всехэлементов оборотных активов. Изучаем информацию:
1) оборотные активывсего;
2) структура оборотныхактивов в процентах;
3) отклонения: суммы иструктуры
4) темп роста элементовоборотных активов;
5) удельный весоборотных активов в имуществе предприятия;
6) соотношение темповроста оборотных и внеоборотных активов.
Изучая оборотные активыжелательно, чтобы темп роста фондов обращения был больше темпа роста оборотныхфондов, так как это условие увеличения подвижности, мобильности баланса. С этойцелью изучаем данные горизонтального и вертикального анализа оборотных активови рассматриваем структуру оборотных активов с точки зрения ликвидности. Увеличениероли высоколиквидных оборотных активов является признаком хорошей ликвидности,платежеспособности организации. С этой целью подвергается тщательному изучениюсоотношение доли ликвидных активов:
а) в части оборотныхфондов (средняя ликвидность)
б) в части фондовобращения (высокая ликвидность).
Одним из признаковулучшения оборотных активов является увеличение темпов роста и доли наиболееликвидной их части, а именно: денежные средства и краткосрочные финансовыевложения. С другой стороны, деньги должны работать, поэтому хорошим признакомявляется прирост денежной массы, вызванный увеличением отгрузки и реализации,так как увеличение объема продаж это признак роста конкурентоспособностипродукции на рынке. Снижение денежной наличности в составе оборотных активов невсегда является отрицательным, так как это может быть связано с дополнительнымзаготовлением материальных ценностей. Особый по значимости элемент оборотныхактивов это дебиторская задолженность. Для глубокого исследования делаетсяспециальный анализ. Для обобщающей характеристики необходимы показатели:
1) доля дебиторскойзадолженности:
— свыше 12 месяцев;
— в течение 12 месяцев.
2) соотношение темповроста дебиторской и кредиторской задолженности. Таким образом, внутри оборотныхактивов проверяется соотношение:
*═ темп ростафондов обращения должен быть > темпов роста оборотных фондов.
* темп роста (денежныесредства + краткосрочные финансовые вложения) должен быть > темпов ростаостальной части оборотных активов, так как именно эта часть высоколиквидная.
* темп ростасобственного оборотного капитала д.б. > темпов роста оборотных активов. Этоусловие обеспеченности собственным капиталом определяет необходимостьиспользовать заемный капитал.
* темп роста 2 разделаактива (оборот. активы) д.б. > темпов роста 5 раздела пассива (краткосроч.обязательства). Это условие ликвидности и платежеспособности.
* темп ростадебиторской задолженности д.б. > темпов роста кредиторской задолженности.Это условие формирования активного сальдо.

Литература
 
1. Г.В.Савицкая Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Москва, Инфра-М, 2002г.
2. В.В.Ковалев, О.И. Волкова Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Москва,Проспект, 2001 г.
3. “Методикафинансового анализа” Шеремет А.Д. Москва: ИНФРА-М, 2003.
4. Финансовыйанализ” Ефимова О.В. Москва Бухгалтерский учет, 2006 г.
5. “Теорияэкономического анализа” М.И. Баканов, А.Д. Шеремет, Москва: Финансы иСтатистика, 2003 г.