Содержание
1. Понятиеи признаки права
2. Формыправа
3. Право- регулятор общественного отношения в правовой системе
4. Институтыправа и правовых норм
Литература
1. Понятиеи признаки права
Право –система принципов и норм, правила поведения, которые формально закрепляютстепень свобод и справедливости.
Каждое общество должно регулировать отношения междулюдьми, охранять и защищать эти отношения. Такая регуляция и охранаобщественных отношений осуществляется с помощью социальных норм. В системетаких норм право занимает основное место.
Юридическое право – это свобода и обоснованность поведения людей в соответствии сдействующими нормативно правовыми актами и другими источниками права.
Юридическое право разделяется на объективное исубъективное.
Объективное –система всех правовых предписаний, которые установлены, охраняются, защищаютсягосударством, имеют общеобязательный характер, являются критерием правомерногоили неправомерной поведения и существуют независимо от индивидуального сознаниясубъекта права.
Субъективное –определены возможности, степень свободы, которая принадлежит субъекту, которыйсам решает, пользоваться ими или нет.
Признаки права:
– право – это система правовых норм;
– это правила поведения общегохарактера;
– эти правила имеют общеобязательныйхарактер;
– они тесно связаны между собой,действуют в единстве, складываются в правовые институты, правовые отрасли;
– формально определенные изакрепленные в нормативно правовых актах;
– устанавливаются, санкционируются,гарантируются и обеспечиваются государством и их органами;
– в своей совокупности регулируютобщественные (социальные) отношения между людьми;
– правила поведения должныустанавливаться государством с учетом принципов правды, справедливости,гуманизма и милосердия.
Право, как волеизъявление государства – это системаобщеобязательных, формально определенных, установленных или санкционированныхгосударством, гарантированных и обеспеченных ею правил поведения, что тесномежду собой связанные и регулирующие общественные отношения между людьми винтересах определенной части населения в социально неоднородном обществе.
Функции права – это основные направления его влияния на общественные отношения.
Разделяются на в-социальных и специальных юридических.
В-социальные функции:
· гуманистическая – право охраняет и защищает права человечества, народа, человека;
· организаторско-управленческая – право субъектов на решение определенныхэкономических и социальных проблем;
· информационная – право информирует людей о воле законодателя;
· оценочно-ориентировочная – поведение людей оценивается учитывая законыгосударства, указывает на бесконфликтных, социально допустимые способы исредства удовлетворения потребностей человека в пределах правомерногоповедения;
· идеологически воспитательная – право формирует в человеке определенноемировоззрение, воспитывает у нее образцы правомерного поведения;
· познавательная – право само выступает как источник знаний.
Специальные юридические функции:
· Регулятивная (статическая идинамическая). Направленная на урегулированиеобщественных отношений способом закрепления желаемого поведения в тех или техотраслях или институтах права.
– регулятивно-статическая – закрепляет общественный порядок в социальнонеоднородном обществе в состоянии покоя.
– регулятивно-динамическая – обеспечивает динамическое развитие обществ.общества.
· Охранительная. Направленная на охрану соответствующих системобщественных отношений, на обеспечение их неприкосновенности со стороныправонарушителей, на недопущение правонарушений, устранения их из жизни.
Принципы права – закрепленыв праве исходные нормативно руководящие положения, которые характеризуют егосодержание, основы, указании в нем закономерности общественной жизни.
· Общечеловеческие.
– закрепление в правые меры свободычеловека и обеспечения ее основных прав;
– юридическое равенство одноименныхсубъектов во всех правоотношениях;
– пренебрежительность закона какакта нормативного волеизъявления высшего представительского органа государства;
– взаимоувязанность юридических прави обязанностей;
– регуляция поведения людей по загальнодозволеним типу правовой регуляции;
– деятельность органов и должностныхлиц должна регулироваться по принципу “разрешено то, что прямо предусмотренозаконом”;
– правосудие осуществляется толькосудами;
– юридическая ответственностьчеловека должна быть только по ее вине, противоправному поведению.
· Типологические. Определяются как руководящие принципы, идеи, чтосвойственные всем правовым системам определенного исторического типа,отображают его социальную сущность.
· Конкретно исторические. Определяются как основные принципы, которые отображаютспецифику права определенного государства в реальных социальных условиях(демократизму, законности, гуманизму).
· Отраслевые и межотраслевые. Охватывают лишь одну или несколько отраслей праваопределенного государства (гласности судопроизводства, принцип полнойматериальной ответственности).
· Принципы институтов права. Основные идеи, которые лежат в основе построенияопределенного института права (принцип невосприятия двойного гражданства,принцип охраны и защиты всех форм собственности).
Следовательно, право как социальный регуляторобщественных отношений обеспечивает регуляцию наиболее важных потребностей иинтересов между людьми как в пределах определенной страны, так и на земле вовзаимоотношениях всего мирового содружества.
Следовательно, право – это система общеобязательных,формально определенных правил поведения, которые устанавливаются, гарантируютсяи охраняются государством с целью упорядочения общественных отношений.2. Формыправа
Юридические нормы регулируют поведение участниковобщественных отношений. Ради этого они должны быть известными, обнаруженнымивнешне, выраженными в определенных формах (источниках).
Источники (формы) права – это способ внешнего проявления правовых норм, котороеудостоверяет их государственную общую обязательность.
К источникам права относят: нормативный акт, правовойобычай, судебный или административный прецедент, нормативный договор.
Правовой обычай – санкционировано государством обычное правило поведения общего характера.
Правовой прецедент – решение компетентного органа государства, которомупредоставляется формальная обязательность во время решения всех следующиханалогичных судебных или административных дел.
Религиозно правовые нормы – санкционированы государством церковные каноны идругие религиозные нормы, которым предоставляется общеобязательный характер.
Нормативный договор – объективные формально обязательные правила поведенияобщего характера, что установлении по договоренности и согласием двух илибольше субъектов и обеспечиваются государством (об образовании федерации).
Международно-правовой акт – документ международного содружества, который изсанкции государства распространяется на ее территорию.
Основным источником права Украины является нормативноправовой акт.
Нормативно правовой акт – решение компетентных субъектов, что выносится вустановленном законом порядке, имеет общий характер, внешний вид официальногодокумента в письменной форме, обеспечивается государством и порождаетюридические последствия. Разделяется на законы и подзаконные акты.
Законы – нормативноправовые акты, которые кажутся законодательными органами, имеют высшуююридическую силу и регулируют важнейшие общественные отношения в стране.
Кроме Конституции Украины, есть еще такие видызаконов:
– конституционные;
– органические;
– обычные.
Все законы имеют высшую юридическую силу:
· никто, кроме органовзаконодательной власти, не может принимать законы, изменять или отменять их;
· Конституционный суд Украины можетпризнать отдельное положение или закон Украины не конституционным;
· все другие нормативно правовыеакты должны выдаваться в соответствии с законами;
· в случае коллизий между нормамизакона и подзаконного нормативно правового акта действуют нормы закона;
· только законодательный орган можетподтвердить или не подтвердить принятия закона в случае возвращения егоПрезидентом при отложном вето.
Подзаконные нормативно правовые акты – результат нормотворческой деятельности компетентныхорганов государства, уполномоченных на то государством обществ. объединений изустановки, внедрения в действие, изменения и отмены нормативных письменныхдокументов, которые развивают или детализируют отдельные положения законов.
Виды подзаконных нормативно правовых актов:
– нормативные акты ПрезидентаУкраины;
– акты Верховного Суда Украины,Высшего арбитражного Суда Украины, Конституционного Суда Украины, Генеральногопрокурора Украины, Верховного суда Автономной Республики Крым;
– акты Кабинета Министров Украины,Верховной Рады Украины и Совета министров Автономной Республики Крым;
– акты министерств, государственныхкомитетов, ведомств;
– нормативные акты государственныхадминистрации в регионах, г. Киеве и Севастополе, районах в этих городах;
– нормативные акты органоврегионального и местного самоуправления;
– нормативные акты отделов иуправлений соответствующих центральных органов на местах;
– нормативные акты руководителейгосударственных предприятий, учреждений, организаций на местах;
– другие подзаконные нормативныеакты.
Действие нормативных актов в пространствехарактеризуется определенной территорией (государства, определенного региона).Относительно круга лиц нормативные акты распространяются на граждан Украины,лиц без гражданства, иностранных граждан.
Варианты вступления в силу нормативно правовым актом:
– после 10 дней от момента егоопубликования;
– срок установлен в самомнормативном акте;
– если акт не публиковался, то смомента его получения исполнителем.
Нормативно правовые акты теряют действие в результате:
– окончание срока давности, что нанего выдавался акт;
– прямой отмены конкретного акта;
– фактической отмены акта другимактом, принятым по тому же вопросу.
Обратное действие – это такое действие на правоотношение, где допускается, что новыйнормативный акт существовал на момент возникновения правоотношения.
Общее правило:“Норма права обратной силы не имеет”.
Исключения:если акт, принятый после совершения правоотношения, смягчает или освобождает отюридической ответственности, то акт имеет обратную силу, а если обременяет, тотакая норма обратной силы не имеет.
Нормативно правовые акты действуют на граждан Украины,лиц без гражданства, иностранных граждан.
Существует систематизация нормативных актов:
Систематизация нормативных актов – деятельность из благоустройства и совершенствованиянормативных актов, приведения их к определенной внутренней согласованностичерез создание новых нормативных актов.
Систематизация осуществляется государством, егоорганами, должностными лицами и не государственными организациями и ихслужащими. В систематизации различают:
– инкорпорация
– кодифікація
Инкорпорация – вид систематизации нормативных актов, который заключается в сводке их всборниках в определенном порядке без изменения содержания (хронологический илиалфавитный порядок, направление деятельности, сфера общественных отношений).
Виды:
– за юридическим значением(официальные, неофициальные);
– по объему (общая, отраслевая,межотраслевая, специальная);
– за критерием объединения(предметная, хронологическая, субъективная).
Кодификация – вид систематизации нормативных актов, которые имеют общий предметрегуляции, который заключается в их содержательной переработке (устранениеразногласий и противоречий, отмены обветшалых норм) и созданные сведенногонормативного акта.
Ее разновидности:
– кодекс;
– устав;
– положение.
Кодекс – кодифікаційний акт, которыйобеспечивает детальную правовую регуляцию определенной сферы общественныхотношений и имеет структурное деление на части, разделы, подразделы, статьи,которые в известной мере отображают содержание той или той отраслизаконодательства (криминальный, земельный, Кодекс об административныхправонарушениях).
Уставы, положение – кодифікаційніакты, в которых определяется статус определенного вида государственныхорганизаций и органов.
3. Право — регулятор общественных отношений в правовой системе
Целью права является реализацияодной из наивысших моральных ценностей, что имеет общечеловеческое значение, — справедливости. В соответствии с этим обоснованным является взгляд на право какна нормативно закрепленную справедливость.
Назначение права как воплощение социальной справедливости оказывается втом, что:
– право учреждается на принципах гуманизма и справедливости;
– права и обязанности субъектов находятся в отношениях справедливойвзаимности;
– сам процесс разработки права характеризуется обеспечением справедливыхинститутов демократии;
– право обеспечивает справедливое равенство субъектов в процессереализации и защиты их прав, а также установления их обязанностей;
– право уравновешивает социальные интересы разнообразных групп, которыесуществуют на уровне общества;
– право устанавливает наиболее целесообразные и справедливые средства,формы и виды ответственности, которые имеют целью возобновление нарушенныхправ, а также интересов общества;
– выполняя гуманистическую функцию, право дает возможность реализовать вконкретном поведении людей те принципы справедливости, которые полнее всегоотвечают уровневые развитию общества и государства.
Следовательно, предоставляя субъектам права равныевозможности, покладая ровные обязанности и устанавливая ровную ответственность,право выступает как средство обеспечения справедливости в реальной общественнойпрактике.
С правом связан ряд понятий, которые широко употребляются в юридическойнауке. Одно из первых мест здесь занимает понятие правоотношений. Правоваянорма реализуется путем правоотношений лишь после ее осознания субъектамиправа. Потому правоотношения связывают с понятием правосознания.
Правосознание рассматривается как вид общественного сознания, которое кроет в себесовокупность взглядов, чувств, эмоций, идей, теорий и компетенций, а такжепредставлений и установок, которые характеризуют отношение человека, общественныхгрупп и общества в целом к действующему или желаемому праву, формам и методамправовой регуляции.
Признаки:
– она является одной из формобщественного сознания и вместе с политическими, моральными, философскими идругими формами сознания отображает общественное бытие;
– она содержит понятие,представление, суждение, чувство, эмоции, концепции, теории, программы;
– она обусловленасоциально-экономическим укладом конкретного общества, уровнем развития егообщей культуры;
– идеологические элементы правосознаниявыступают главными элементами правовой культуры и правового воспитания.
Структуру правового сознания человека составляютправовая идеология и правовая психология. Первая охватывает совокупностьпринципов, теорий, концепций, которые формируются в результате научногообобщения правового развития общества. Вторая характеризуется как совокупностьправовых чувств, эмоций, оценок, настроения, которые доминируют в обществе,оказываются в общественном мнении.
Правовое сознание разделяется на:
– будничную
– профессиональную
– научную
Будничное сознание – совокупность знаний, идей, теорий, концепций, чувств,эмоций и других идеологических и психологических качеств основной массыобществ. общества относительно действующего и желаемого права и правовой системы.
Профессиональное сознание – совокупность юридических профессиональных правовыхзнаний, чувств, эмоций, оценок, установок, мотивов, что характерные дляпредставителей соответствующей группы и формируются благодаря профессиональнойдеятельности и учебе.
Научное сознание – совокупность научных знаний, теорий, доктрин, оценок, эмоций и чувствюристов-научных работников относительно действующей и желаемой правовой системыобществ. общества.
За степенью обобщения правовое сознание разделяется на:
– массовую
– групповую
– индивидуальную
Массовое сознание – правосознание, которое характеризует правовую идеологию и правовуюпсихологию, что свойственное определенной группе население страны.
Групповое сознание – правовая идеология и правовая психология, чтосвойственное определенной группе население страны.
Индивидуальное сознание – совокупность правовых знаний, эмоций и установокконкретного субъекта относительно действующего или желаемого права.
Социальное назначение права детализируется в правовойкультуре.
Правовая культура – глубокие знания и понимания права, тщательное выполнение еговостребований как осознанной необходимости и внутренней убежденности.
Основные показатели уровня правовой культуры:
– право, которое отвечаетвостребованиям справедливости и свободы;
– уровень правосознания граждан идолжностных лиц, их убежденность действовать в соответствии с востребованиямиправовых предписаний;
– уровень культуры творения иреализации права;
– уровень качества работыправоохранительных правоприменимых органов и должностных лиц;
– качество системы законодательства,определен уровень законности и правопорядка.
Структура правовой культуры:
– правовая психология (правовыечувства, эмоции, оценочные понятия относительно права действующего ижелаемого);
– правовая идеология (правовые идеи,теории, понятия, категории, принципы);
– элементы поведения (умение инавыки эффективной реализации норм права в повседневной практической жизни,правовая активность граждан).
К правовой культуре принадлежат:
– правовые знания; данные огосударственном строе;
– назначение государства;
– политическая система общества;
– престиж юридических профессий;
– авторитет и степень развитияюридической науки;
– участие граждан в управлениигосударством;
– состояние законности иправопорядка;
– формы и методы правовой регуляции;
– качество работы правоохранительныхорганов.
Следовательно, правовое сознание и правовая культура –это не только знание, понимание и психологическое восприятие действующегоправа, но и поведение лица в пределах действующей правовой модели.
Правовое воспитание, рассматривается как средствоповышения уровня правосознания и правовой культуры в широком и узком понимании.
В широком понимании – оно характеризуется каквлияние всех правовых факторов общественной жизни, в том числе и правовойсистемы, на формирование у индивидов и коллективов людей определенных правовыхкачеств, которые отвечают достигнутому в обществе уровневые правового сознанияи правовой культуры.
В узком понимании – целеустремленное, повседневное,систематическое влияние юридической теории и практики на сознание людей с цельювоспитания у них соответствующего уровня правового сознания, культуры иобразцового правомерного поведения.
Субъекты правовоспитательной деятельности – органы государства, обществ. организации,трудовые коллективы, их должностные и служебные лица, отдельные граждане.
Объект правовоговоспитания – сознание человека, его интеллект и способность воспринимать,оценивать и осуществлять определенные правовые явления.
Цель правового воспитания:
– формирование правового сознанияграждан и повышения на этой основе их правовой культуры;
– воспитание уважения к праву, чтобыего востребования стали личным убеждением любого человека, а повседневноесдерживание юридических норм – привычкой;
– ознакомление граждан с вопросомгосударственно-правового строительства, повышения их социальной иполитико-правовой активности;
– помощь им в овладении всейсовокупностью юридических знаний из разных отраслей и сфер функционированияправа;
– содействие эффективной работемеханизма правовой регуляции.
Основные востребования право воспитательной работы:
– приобретение человеком основправовых знаний;
– необходимость формирования вмировоззрении человека убеждений, установок, мотивов активного правомерногоповедения;
– формирование у людей социальнокоммуникативных качеств личности.
Таким образом, правовое воспитание должно влиять на уми чувство человека, подсказывать ей пути правильного поведения в той или другойжизненной ситуации. С помощью правового воспитания поведение и поступкичеловека становятся в рамки востребований законности. Именно поэтому рядом сформированием правового сознания, повышением уровня правовой культуры молодежиправовое воспитание выполняет и такую важную социальную функцию, какпредупреждение правонарушений.4. Институтыправа и правовых норм
Основанием деления норм права на отрасли и институтыявляется предмет и метод правовой регуляции.
Предметом правовой регуляции являются общественные отношения,которые упорядочиваются с помощью права.
Метод правовой регуляции – это способ влияния права наопределенную сферу общественных отношений.
Самым характерным является императивный метод, который четкоопределяет границы поведения субъектов (например, запрещение правонарушений), идиспозитивный, что дает возможность субъекту выбрать из установленныхгосударством тот вариант поведения, которое полнее всего отвечает его интересам(например, возможность заключить трудовой договор на одном или несколькихпредприятиях).
Самым значительным элементом системы права является отрасль права.
Отрасль права – это совокупность правовых норм, которые составляютсамостоятельную часть системы права и регулируют качественно однородную сферуобщественных отношений своим особенным методом.
Современное право Украины состоит из таких основных отраслей:
– конституционное (государственное) право, которое закрепляетосновы государственного и общественного строя, основы правового положенияграждан, порядок формирования и компетенцию органов государства;
– административноеправо, которое регулирует отношения, которые складываются в сфереисполнительно-распорядительной деятельности;
– финансовоеправо, которое регулирует отношения, которые возникают в процессепоступления и деления средств государственного бюджета;
– земельноеправо, которое регулирует отношения между государством и субъектами разныхформ собственности на землю;
– гражданскоеправо, которое регулирует имущественные и связаны с ним личныенеимущественные отношения;
– трудовоеправо, которое регулирует отношения между работником и владельцем(уполномоченным органом) в трудовых отношениях;
– семейное право, которое регулирует брачно-семейные отношения ивопросы опеки и заботы;
– криминальное право, которое определяет виды общественно опасныхдеяний (преступлений) и наказания, которые применяются к лицам, которые ихсовершили;
– граждански процессуальное право, которое регулирует отношения,которые возникают во время рассмотрения гражданских дел судам, вынесения иобжалования решений;
– криминально-процессуальное право, которое регулирует отношения,которые возникают в процессе нарушения, предыдущего расследования (досудебногоследствия) и судебного разбирательства уголовных дел, а также вынесения иобжалования приговора суда;
– исправительно-трудовое право, которое регулирует отношения,которые возникают в процессе реализации криминальных наказаний.
Структурным элементом отрасли является правовойинститут (институт права), который объединяет родственные правовые нормы,которые регламентируются.
Институт права – это система юридических норм, которыерегламентируют определенную сторону однородных отношений, которые составляютособенную часть отрасли права.
Институты права разделяют на отраслевые, что вмещают нормы всередине одной отрасли, и межотраслевые, что объединяют нормы, которыепринадлежат к разным отраслям права.
Основным элементом системы права, которое определяет содержание отраслейи институтов права, является норма права. Юридическая норма – это первичная“клеточка” системы права. Она имеет все признаки, присущие любой социальнойнорме: является общим правилом, которое действует непрерывно во времени,регламентирует поведение социальных субъектов и предоставляет обществу чертсистемности; в то же время юридическая норма имеет ряд особенностей, какиетождественные особенностям права в целом.
Следовательно, правовая норма – это отображено в законах илидругих источниках права общеобязательное правило поведения, которое являетсяобразцом возможного или необходимой поведения и охраняется от нарушенийсредствами государственного принуждения.
Чтобы четко выяснить особенности каждой нормы права в процессе анализазаконодательства, необходимо различить и обнаружить ее логическую структуру.
Структура нормы – это внутреннее строение нормы, котораяоказывается во взаимодействии ее основных структурных частей. Правовую нормусоставляют 3 элемента:
– гипотеза (предвидение) – элемент правовой нормы, котораяуказывает на условия, с наступлением которых возникают права и обязанности.Другими словами, гипотеза вмещает указания на конкретные жизненныеобстоятельства, за наступлением которых данная норма вступает в действие;
– диспозиция (распоряжение) – элемент, который являет собой“сердцевину” правовой нормы, указывает на именно правило поведения (права иобязанности участников правоотношений). Их реализация возможна лишь при условиинаступления условий, определенных гипотезой;
– санкция (взыскание) – элемент нормы права, который определяетмеру государственного влияния, которое применяется к нарушителю прав иобязанностей, предусмотренных диспозицией нормы.
В правовой норме должны вмещаться условия ее действия, права иобязанности участников правоотношений, средства государственного принуждения занеподобающее выполнение вмещенного в норме правила поведения. Иначе норма несможет выполнять функцию регулятора общественных отношений.
Литература
1. Правознавство: Навч. посібник / В.І. Бобер,С.Е. Демський, А.М. Колодій та ін.; За ред. В.В. Копєйчикова – 2-ге вид.,перероб. та допов. – К.: Юрінком Інтер, 1999. – 704с.
2. Основи правознавства: Проб. Підручник для 9 кл.серед. загальноосвіт. шк. / За ред. І.Б. Усенка. – К.: Ірпінь, 1997. – 416с.