Система прокурорского надзора в России в первой половине ХIХ в

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. История создания прокуратуры вдореформенный (петровский) период и зарубежный опыт
2. История развития прокуратуры ифискальная служба
3. Основные тенденции развитияпрокуратуры в дореформенный период
Заключение
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
История создания,формирования какого-либо государственного органа помогает лучше понять:во-первых, историческое предназначение этого органа, его место в системе иныхгосударственных органов; во-вторых, историческую необходимость, выполнения функций,возложенных на этот орган; в-третьих, изучая историю того или иногогосударственного органа, мы сможем в современных условиях принять мерызаконодательного и организационного характера, направленные на повышениеэффективности деятельности этого органа.
Сказанное в полной мереотносится и к органам прокуратуры, деятельность которых никогда, ни в одномгосударстве не оценивалась однозначно. Вырабатывались различные концепциипрокурорского надзора, многие положения которых не находили применения в практикеи, наоборот, практика выдвигала определенные требования к органам прокуратуры,которые не находили закрепления в законах о прокуратуре и научного обоснованияв теории прокурорского надзора.
В настоящее время, когдаосуществляется судебная реформа и закладываются основы правового государства,особенно важно глубоко изучить историю возникновения прокуратуры какгосударственного органа, создания прокуратуры в Российской Империи, перенесениена почву России принципов организации и деятельности прокуратуры западныхстран, создание прокуратуры в Советской России, а затем в СССР и в РоссийскойФедерации.
В истории общественнойжизни мы порой встречаемся с уникальными, неповторимыми явлениями, которымсудьба уготовила многовековое признание. Такое явление, несомненно, —российская прокуратура, рожденная почти три века назад провидческим гениемдержавного реформатора Петра I.На переломном этапе нынешних радикальныхпреобразований, когда кризисное российское общество находится в поискеподходящих моделей государственных структур, часто с оглядкой на западный мир,юристы с все большим интересом обращают внимание на многовековую историю петровскоготворения — прокуратуру. При этом они отмечают поразительное сходствопротиворечивой ситуации времен петровских и нынешних. Как и в тот переломныйдля Отечества период, прокуратура сейчас подвергается суровому испытанию — отпопыток растворения ее независимой централизованной сущности вконтрольно-ведомственных паллиативах, до прямого демонтажа державного «окагосударева».
Чтобы понять истокипротивостояния надо уяснить изначальный петровский замысел создания на Русисильного эффективно управляемого государства в тогдашних условияхбоярско-княжеской вольницы и косности чиновного управления в России.

1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПРОКУРАТУРЫВ ДОРЕФОРМЕННЫЙ (ПЕТРОВСКИЙ) ПЕРИОД И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
В настоящее время, когдав Российской Федерации активно осуществляется правовая реформа и закладываютсяосновы правового государства, особенно важно глубоко изучить историювозникновения прокуратуры как государственного органа, принесения на российскуюпочву сложившихся в западных странах принципов ее организации и деятельности,создания органов прокуратуры в Советской России, а затем в СССР и в РоссийскойФедерации.
Следует отметить, что вотличие от судопроизводства, зародившегося в далеком прошлом, прокуратура вмеханизме государственности возникла сравнительно недавно. Считается, чтовпервые прокуратура была образована во Франции в ХIV в. в периодинквизиционного процесса. Король Филипп IV Ордонансом от 25 марта 1302 годаучредил прокуратуру как орган представительства интересов монарха.
С первых летсуществования это был сугубо обвинительный, карательный орган. ПрокуратураФранции была предназначена для исполнения воли короля, влияние которого наформирование ее органов и определение направлений в ее деятельности было весьмасильным. (Не без причины прокуроры вплоть до ликвидации монархии во Францииименовались «людьми короля».). Сфера деятельности королевских прокуроровпостоянно расширялась. При этом функции прокуратуры с момента ее возникновенияотнюдь не сводились к сфере чисто правовой. Прокурор, как утверждал русскийисторик В.И. Веретенников, «является в точном и полном смысле глазами короля,через посредничество которых король может следить за правильностью хода всегогосударственного механизма».1
Во исполнение этихобязанностей генерал-прокурор «всегда и во всем» защищал интересы королевскойкороны, вплоть до того, что следил, чтобы кто-либо из вельмож самостоятельно неприсваивал себе титулы, не вмешивался в проблемы промыслов и торговли,учреждения университетов. Прокурор наблюдал за назначениями королевскихчиновников, оценивая, насколько они удовлетворяют предъявленным им требованиям,чтобы и здесь не нарушались интересы короля.
Со временем в кругобязанностей прокурора был включен даже контроль за работой сеньориальных ицерковных судов. Велика была роль прокуроров и при производстве дознания.
В 1586 году был принятЗакон об организации и деятельности прокуратуры во Франции, который определилместо прокуратуры в системе государственных органов. В сферу полномочийпрокурорского надзора закон включил: деятельность прокурора административно-политическогохарактера; надзор за производством следствия; судебно-правовую деятельность.
Очень важное значение дляуголовного процесса Франции имел Ордонанс 1670 г., которым разделялось расследование в суде гражданского и уголовного исков, а сторонапубличного обвинения в лице королевских прокуроров получила право предъявлятьобвинение в совершении преступлений, влекущих за собой позорящие и мучительныенаказания. Однако в те времена, как отмечал Н.Н. Полянский, «прокурор невозбуждал дела самостоятельно: он мог выступать лишь в качестве изобличителя,тогда как инициативой возбуждения дела и правом расследования обладал судья.Преимущество судьи перед прокурором было очевидным: даже рассмотрение уголовныхдел происходило без участия прокуроров».2
В дальнейшем прокуратураФранции претерпевала различные преобразования, наиболее интенсивно проходившиев период 1789-1810 годов. Тем не менее, ее основное предназначение оставалосьнеизменным: выполнение так называемых карательных функций, обеспечениенезыблемости держателя верховной власти в государстве. Эти функции прокуратурыбыли особенно важны в связи с распространением казнокрадства, взяточничества,бороться с которыми представлялось возможным лишь с помощью специальной государственнойслужбы. Не случайно именно прокуратура Франции послужила образцом для созданияаналогичных правовых институтов в других странах, в том числе в России.
Основателем прокуратурыкак органа надзора за соблюдением законности в России по праву считается ПетрI, который проводил в период своего нахождения на престоле активноереформирование всей структуры государственного управления, целенаправленнуюдеятельность по созданию единого централизованного государства. Конец XVII иначало XVIII веков характеризовались значительным ростом должностныхзлоупотреблений, казнокрадства и взяточничества, неисполнением царских указовсо стороны органов государственного управления, всемерным возрастанием всякогорода поборов и усилением бесправия населения. Известный русский историк В.О.Ключевский состояние работы государственного аппарата того времени оценивалтак: «Непослушание чиновников предписаниям высшего начальства и дажецарским указам стало при Петре I настоящей язвой управления, превосходящей дажесмелость старых московских дьяков, которые, бывало, на 15-м указе непременнопослать подьячего по делу стойко отвечали: «И по тому его Великого государяуказу подьячий не послан».3 Не помогали ни штрафы, ни угрозы лишитьчина и «весьма отставить», ни даже сослать на каторгу. Император понимал, чточиновничий бюрократизм являлся силой, которая становилась опасной длягосударства и общества, серьезной помехой в достижении его целей.

2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯПРОКУРАТУРЫ И ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА
Указом Петра I от 2 марта1711 года в России для возбуждения дел «гласа о себе неимущих» учреждаетсяфискальная служба, назначение которой состояло в том, чтобы «над всеми деламитайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего».В задачу фискалов также входило «обличение преступлений, направленных против указов,обнаружение взяточничества и всяких нарушений казенных интересов, преследованиепреступлений, по которым нет челобитчиков, и донесение о медленности впроизводстве дел в присутственных местах». За образец указанной службы Петр Iвзял государственные органы Германии.
В 1713 году в Россиивводится должность генерал-фискала. Полномочия фискалов, процессуальныесредства их деятельности были определены в Указе от 17 марта 1714 года «Офискалах и о их должности и действии». В Указе получила четкое разграничениекомпетенция оберфискалов, провинциал-фискалов, городских и низших (рядовых)фискалов. Фискальная служба являлась службой сугубо тайной, поэтому она былавесьма непопулярной в общественном мнении, слабо влияла на создание обстановкизаконности и правопорядка. К тому же фискалы всех рангов не получалиматериального обеспечения от казны, существовали за счет «собственныхкормовых», а это вело к поборам, взяточничеству и иным злоупотреблениям. В результатеза взяточничество был казнен обер-фискал Нестеров.
Подчинение фискалатаЮстиц-коллегии знаменует начало новых форм надзора, в том числе надзора засамим Сенатом. Для этих целей в 1715 г. была введена должность генерал-ревизора(для надзора за исполнением указов Сената). Дежурившие в Сенате гвардейскиеофицеры унаследовали некоторые функции сенатского обер-секретаря: надзор запорядком производства и законностью при решении дел Сенатом и право доноситьцарю о злоупотреблениях и упущениях сенаторов.
Итак, появлениюпрокуратуры в России предшествовало несколько различных форм надзорной власти:фискалы, генерал-ревизоры, обер-секретарь Сената, дежурные гвардейские офицерыв Сенате, не считая того, что надзорные функции в той или иной мере осуществлялии сам царь, и Сенат. В 1722 году Петр I ввел новый государственный институт,доселе не существовавший в России, — прокуратуру. Цель, поставленная передпрокуратурой, — проведение в жизнь экономических, социальных и политических реформцаря вопреки скрытому, а нередко и открытому сопротивлению местных органоввласти. Средства, используемые прокурорами, носили уже тогда чисто надзорныйхарактер. По замыслу императора прокурорский надзор был сформулирован какинститут контроля за деятельностью государственного аппарата и в первую очередь- за Сенатом, ставшим по Указу «О должности Сената» от 27 апреля 1722 годазаконодательным и высшим органом подзаконной исполнительной власти».
Прокуратура былаучреждена тремя петровскими указами: «Быть при Сенате Генерал-прокурору иобер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будутрапортовать Генерал-прокурору» от 12 января 1722 года; «Об установлениидолжности прокуроров в надворных судах и в пределах компетенции надворных судовв делах по доносам фискальных и прочих людей» от 18 января 1722 года; «Одолжности Генерал-прокурора» от 27 апреля 1722 года. Последний указ поставилпрокурора над Сенатом и в прямое подчинение императору. «Генерал-прокурордолжен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил иво всех делах: истинно, ревностно и порядочно без потери времени по регламентами указам отправлял», «также должны накрепко смотреть, дабы Сенат в своем званииправедно и нелицемерно поступал». Надзор имел важный отличительный признак,позволяющий выделить его из иных видов государственной деятельности. Этотпризнак заключался в том, что прокурор не пользовался решающим голосом ни поодному административному вопросу. «Органы управления производят и решают дела,а прокуроры наблюдают за этим производством и решением, охраняют ихзакономерность, но не принимают другого ближайшего участия в самом существедела, в их возбуждении, постановлении и направлении». Таким образом,средства прокурора носили чисто надзорный характер, и основным среди нихявлялась так называемая протестанция, то есть принесение протеста в орган,нарушивший закон, или в вышестоящий орган. Генерал-прокурор непосредственнонадзирал за тем, чтобы высший государственный орган — Сенат — рассматривал всеотносящиеся к его компетенции дела, действовал в строгом соответствии с Регламентоми императорскими указами. Генерал-прокурор наделялся полномочиями и в сфереправотворчества: предлагал Сенату принимать решения по вопросам, неурегулированным правом. Ему подчинялись обер-прокурор, прокуроры коллегийСената, провинций. Он же был подотчетен только императору. «Генерал-прокурор, — писал русский политолог А.Д. Градовский, — по старшинству последнее, позначению первое место в Сенате; он заседает в Сенате, именем императораконтролирует все, что там происходит, имеет единственное и решительное влияниена мнение сенаторов».4 Надзирала прокуратура за законностьюдеятельности и других государственных органов и структур. Так, она веланаблюдение за интересами казны, вела надзор по арестантским делам, за местамисодержания заключенных под стражей. Подчеркивая это обстоятельство, видныйроссийский государственный деятель, бывший министр юстиции, генерал-прокурорН.В. Муравьев свидетельствовал, что в России «прокуратура с момента ее создания(1722 г.) и до судебных реформ Александра II (1860-е гг.) была преимущественноорганом общего (административного) надзора, а собственно судебная,обвинительная или исковая деятельность: составляла лишь одно из частныхдополнений к функции надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначительноена практике».
3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОКУРАТУРЫ ВДОРЕФОРМЕННЫЙ ППЕРИОД
По утверждению В.О.Ключевского, Петр I долго размышлял над учреждением прокуратуры и работал надзаконопроектами непосредственно. Устройство надзора за высшим учреждением,которое само надзирало за всем управлением, было, по мнению известного историка,мудреным делом, его надо было согласовывать с формами ответственности. Указ «Одолжности Генерал-прокурора» поставил прокурора над Сенатом и в прямоеподчинение императору. В Табели о рангах прокурорам были присвоены высокиеклассы: генерал-прокурору — третий, соответствующий генерал-лейтенанту; обер-прокурору- четвертый; коллежским прокурорам — шестой, прокурорам надворных судов — седьмой наравне с оберфискалами. Тем временем продолжается тщательнаяпроработка законопроектов, определивших статус прокуратуры: о Сенате, оГенерал-прокуроре, о прокурорах коллегий. 5 апреля 1722 года РегламентАдмиралтейств-коллегии был дополнен указом о должности прокурора коллегии.
Вскоре были приняты(одновременно — 27 апреля 1722 года) указы о должности Сената и о должностиГенерал-прокурора. «Должность Генерал-прокурора» оставалась основнымзаконодательным актом о прокуратуре на протяжении всего XVIII столетия. Главноеотличие апрельской редакции Указа от последней январской состоит в пункте обответственности прокуроров. Так же, как и прокурор коллегии, генерал-прокуроросвобождался от ответственности за не подтвердившееся доношение или протест,но, как указал Петр, «ежели то часто будет употреблять, то не без вины будет».
Петр I полагал, чтопрокуратура должна стоять на страже интересов государя, государства, церкви ивсех граждан. Создавая прокуратуру, возлагая на генерал-прокурора надзор засоблюдением интересов государства и исполнением законов, Петр говорит и озащите интересов граждан, об охране их прав, предоставленных законом. Поэтомуне случайно уже 17 апреля 1722 года он издает Указ «О хранении правгражданских», в котором, в частности, говорилось: «Понеже ничто так поуправлению государством есть, как крепкое хранение прав гражданских, понежевсуе законы писать, когда их не хранить, или ими играть как в карты, прибираямасть к масти: кто сей наш Указ преступит под какой отговоркою: тот, яконарушитель прав государственных и противник власти, казнен будет смерти, безвсякие пощады. И чтоб никто не надеялся ни на какие свои заслуги, ежели в винупопадет».
Защищая и охраняя правагражданские, Петр I, наряду с другими задачами, возлагал решение этой проблемына прокуратуру как орган надзора.
По мнению С.М. Казанцева, в России, таким образом, возникает институт надзора,который, хотя и получил французское название, однако был создан не по образу иподобию французской прокуратуры, а явился результатом творчества Петра I ивключал элементы французской прокуратуры, шведских омбудсменов и немецкихфискалов и чисто русские изобретения. Из Франции, помимо названия, была заимствованаглавная функция — надзор за точным исполнением закона тем органом, при которомнаходится прокурор (но французские прокуроры были при судебных органах, арусские — главным образом при административных).
По своему назначениюрусский генерал-прокурор был ближе шведскому омбудсмену, основной задачейкоторого была защита прав и свобод населения от нарушений со стороны властей.По-другому объясняют возникновение должности генерал-прокурора теоретикипрокурорского надзора дореволюционной России А.Д. Градовский и Н.В. Муравьев.Первый рассматривал возникновение прокуратуры как одно из проявлений борьбыдвух начал в государственном строительстве Петра I — коллегиальности иединоначалия: «Должность Генерал-прокурора воплотила и резюмировала личноеначало, подобно тому, как Сенат начало коллегиальное». Н.В. Муравьев усматривалпричины учреждения прокуратуры главным образом в недостатках фискальной формынадзора: «Недостаточность, а вместе крайняя непопулярность фискального надзора,естественно приводили к мысли о другой, иначе организованной форме его, котораямогла бы действовать совокупно с фискальством, так как это последнее визвестной степени все-таки приносило свою долю пользы и правительство ненаходило еще возможным совсем отказаться от него в делах местного управления».А вот С.А. Петровский главную причину возникновения и развития органов надзоравообще и прокуратуры в частности в период петровских реформ видел в «крайнемупадке нравственности в обществе».
Первым генерал-прокуроромПетр I назначил Павла Ивановича Ягужинского. Способный от природы, энергичный ичестный, Ягужинский пользовался полным доверием Петра I, сказавшего про негооднажды: «Что осмотрит Павел, так верно, как будто я сам видел». Это довериеЯгужинский оправдывал всегда. В то время как многие крупные, даже приближенныек императору вельможи нередко погрязали в лихоимстве и других злоупотреблениях,на генерал-прокурора даже не падала тень такого подозрения. Никаких особыхличных требований для службы в прокуратуре в тот период не определялось: веленобыло избирать «их из всяких чина», но «лучших».5 Прокуроры назначались надолжности Сенатом по предложению генерал-прокурора. За те или иные проступкиони могли быть наказаны только Сенатом. Сам же генерал-прокурор илиобер-прокурор несли ответственность только перед императором. В то времясуществовал такой порядок действий прокуроров. Заметив нарушение, прокурорвначале устно предлагал устранить его, а если его обращение не помогало, онприносил протест. Письменный протест поступал в тот орган, который нарушилзакон и от которого зависело на том «протесте утвердиться», то есть принять егоили же «остаться при своих мнениях». В последнем случае руководитель учрежденияобязан был направить в вышестоящую инстанцию или Сенат вместе с протестомпрокурора свои объяснения о причинах несогласия с прокурором. Принесениепрокурором протеста приостанавливало действие того постановления, которое опротестовывалось.В то же время прокурор, чей протест был отклонен, направлял специальное «доношение»генерал-прокурору, от которого зависело, поддержать своего подчиненного илинет. Непосредственное уголовное преследование лежало вне компетенции прокурора.Он только наблюдал за ходом расследования дела и имел «попечение» о«колоднических», то есть арестантских делах. В круг ведения прокуроров входилтакже надзор за фискалами, за которыми они должны были «иметь крепкоесмотрение». Фискалы в коллегиях и надворных судах доносили о всех замеченныхими злоупотреблениях прокурорам. Прокуроры на местах наблюдали также заправильным «собиранием» казенных доходов, за безубыточным для казныпроизводством по подрядам и откупам, за правильностью финансовой отчетности идр. По мнению академика О.Е. Кутафина, прокуратура создавалась в России какпредставительный орган, прежде всего императорской власти, осуществляющий от ееимени и по ее поручению повсеместный и постоянный надзор и контроль задействиями и решениями Правительствующего сената, других центральных и местныхучреждений. Суть самой должности прокурора Петр I выразил такими словами: «Сейчин яко око наше». Функции прокуратуры были довольно широки, хотя ивидоизменялись».
Смерть Петра и возведениена престол Екатерины I привели постепенно к сосредоточению фактической власти вруках аристократии. Это не могло не сказаться на положении генерал-прокурора, азатем и всей прокуратуры. Генерал-прокурор нужен был Петру для надзора завельможами, а в условиях, когда монарх находился во власти вельмож, должностьгенерал-прокурора была излишней. При Екатерине I отмечается значительный отходот установленного Петром I порядка осуществления высшего надзора прокуратуры засоблюдением законов в государстве; сужается государственное значениепрокуратуры и возглавляющего ее генерал-прокурора. Во главе правительства былустановлен Верховный тайный совет, а затем Кабинет, что привело к существенномуограничению полномочий Сената. Устремления «верховников» и «временщиков» кзахвату верховной власти в государстве, их олигархические и своекорыстныенамерения не могли найти совмещения с осуществляемым прокурорами надзором засостоянием режима законности. В этой связи в некоторых сферах деятельностигосударственных органов возрождается фискальная служба. В октябре 1730 годаимператорским указом восстанавливалась должность генерал-прокурора и прокуроровв коллегиях и надворных судах. Указ констатировал, что состояние законности встране ниже всякого уровня: «в государственных делах слабое чинится управлениеи челобитчики по делам своим справедливого и скорого решения так, как указыповелевают, получить не могут, и бедные от сильных утесняемы, обиды и разоренияпретерпевают». Возрожденным органам прокуратуры вверялся надзор за тем, «чтобычелобитчики правым и нелицемерным судом удовольствованы, а в государственныхделах рассмотрение и решение чинимы были со всякою ревностию и добрымпорядком». Таким образом, прокуратура восстанавливалась во имя тех жеблагородных целей, что и создаваемая Петром I.
Вторично прокуратура былаотменена в регентство Анны Леопольдовны. 17 ноября 1740 года генерал-прокуроркнязь Н.Ю. Трубецкой был неожиданно отстранен от должности и направлен в Ригу.Встал вопрос о существовании прокуратуры как государственного органа. 15декабря последовал Указ об утверждении обер-прокуроров в Сенате и СвятейшемСиноде, который повелевал «о произведении в коллегии, канцелярии и губерниипрокуроров по прошлому указу исполнения не чинить, понеже об оных иметь будетрассмотрение вновь», упразднив, таким образом, должность генерал-прокурора, аобер-прокурора оставив без подчиненных. Роль прокурора возрастает при ЕкатеринеII. С разделением Сената на департаменты генерал-прокурор охватывает своимконтролем всю их деятельность, а к концу XVIII века, продолжая оставатьсяорганом надзора, фактически становится высшим органом управления общей компетенции.Укрепляя прокуратуру как орган надзора, Екатерина II в Наставлении вновь назначенномугенерал-прокурору князю А.А. Вяземскому писала о наличии в Сенате двух партий:«Вам не должно уважать ни ту, ни другую сторону, обходиться учтиво и беспристрастно,выслушивать всякого, имея только единственно пользу Отечества и справедливостьв виду, и твердыми шагами идти кратчайшим путем к истине». Как видно из этогоНаставления, в нем также ставился вопрос о защите государства и справедливости,в том числе и о защите интересов подданных российского государства.
В таком значительном длягосударственного управления и судебной системы правовом акте, как «Учреждениедля управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 года,предусматривалась специальная глава «О прокурорской и стряпческой должности», вкоторой устанавливались широкие полномочия прокуроров по общему и судебномунадзору, а также надзору за местами лишения свободы, конкретизировалисьдолжностные обязанности. В статье 404 «Учреждения…» было сказано: «Вообщегубернский прокурор и губернские стряпчие смотрят и бдение имеют о сохранениивезде всякого порядка, законами определенного, и в производстве и отправлениисамих дел. Они сохраняют целостность власти установленной и интересаимператорского величества, наблюдают, чтобы запрещенных сборов с народа никтоне собирал, и долг имеют истреблять повсюду зловредные взятки».«Нравственно-полицейские его обязанности, — говорил Н. Дмитриев об обязанностяхпрокурора во времена Екатерины, — состояли в наблюдении за порядком в обществе:он доносил о непослушании или ропоте жителей губернии, о нарушении правилблагочиния, соблазне и нарушении общественного спокойствия, о запрещенныхторгах». По «Учреждению…» прокуроры осуществляли надзор за деятельностью всехприсутственных мест губернии. Характеризуя «прекрасную должность губернскогопрокурора» как наследие петровских времен и одно из лучших екатерининских учреждений,А.Ф. Кони писал: «Блюститель закона» и «царское око», охранитель закона и свободычастных лиц в случаях учреждения опеки с ограничением их прав, ходатай заарестованных и наблюдатель за содержанием их: внимательный «читатель»определений всех присутственных мест:, губернский прокурор, по существу своихправ и обязанностей, был представителем центральной правительственной власти,вдвинутым в среду местного управления». Однако стремление правительственнойвласти самодержавной России на всех уровнях к бесконтрольности, всепроникающаярегламентация и полицейская опека, отсутствие гласности, безнаказанностьвсякого рода чиновничьих злоупотреблений — все это в сильнейшей степенистесняло права человека, и именно с этим приходилось бороться прокурорам тоговремени. Во время царствования Александра I (1801-1825 гг.) прокурорский надзорбыл возрожден, причем начиная с 1802 г. генерал-прокурор стал одновременно иминистром юстиции. Первым министром юстиции России с одновременным исполнениемобязанностей генерал-прокурора и руководством всей прокурорской системы былназначен знаменитый поэт Гавриил Романович Державин. Он ревностно взялся заработу, больше внимания стал уделять обер-прокурорскому и местному надзору. 22сентября 1802 года Г.Р. Державин подписал циркулярный ордер, направленныйгубернским прокурорам. Основываясь на Учреждении для управления губерний изаконах от 8 сентября 1802 года, министр юстиции сводит свою инструкцию дляместного надзора к семи главным положениям. В том числе Г.Р. Державин в своемордере к прежним ведомостям, представляемым губернскими прокурорами в Петербург(о числе решенных и нерешенных дел и о «колодниках»), прибавил еще подробныеведомости по делам о должностных и общеуголовных преступлениях. В ведомостях о«колодниках» должны были уточняться сведения о режиме их содержания исостоянии тюрем. Прокуроры должны были докладывать, «имеют ли тюрьмынеобходимые к человеческой жизни выгоды, как-то — теплоту, сухость и свежийвоздух, не изнуряются ли какими тяжкими сверх меры работами и проч.». Ордервпервые возлагал на прокуроров надзор за следствием как особую сферу контроля.Они должны были наблюдать, «не происходит ли где кому пристрастных допросов,бесчеловечных истязаний и притеснений всякого рода», но вместе с тем должныбыли бороться с сокрытием преступлений и послаблениями преступникам. В надзорепо делам гражданским главное внимание прокуроров должно было быть сосредоточенона соблюдении подсудности и пресечении «всякого рода притеснений и волокит».Как известно, Державин принимал активное участие в действиях правительственныхвойск по усмирению восстания Е. Пугачева, хорошо знал, что такое «русский бунт,бессмысленный и беспощадный», а потому понимал, что в интересах дворянства недоводить дело до вооруженных выступлений, и требовал от своих подчиненных«блюсти закон» на местах во имя общего блага. Характерен в этом отношении УказПравительствующего сената от 28 сентября 1828 года. В нем говорилось:«Губернские прокуроры, на основании узаконений, везде смотрят и бдение имеют,дабы в губерниях ничего противного закону и общей пользе не происходило».
Следует отметить, чтосогласно воспоминаниям современников, «история Министерства юстиции с тридцатыхдо шестидесятых годов XIX века, представляла немало примеров энергическойборьбы губернских прокуроров с местными злоупотреблениями. Борьба эта не всегдабыла успешна, но само уже возникновение ее, основанное на предписании закона,определявшего обязанности губернского прокурора, действовало благотворно, неговоря уже о тех случаях, когда последствиями ее являлись сенаторские ревизии,несшиеся, как грозовые тучи, на местность, пораженную правовою засухою.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом,объективно оценивая роль дореформенной (имеется в виду судебная реформа 1864 г.) прокуратуры, следует отметить, что она, как и большинство государственных органов царскойРоссии, накануне реформы 60-х гг. XIX в., находилась в сложном положении.Система надзора в России в первой половине ХIХ в. сохраняла лишь относительноеединство. Наряду с генерал-прокурором высший надзор осуществлял Сенат, а наместах — губернаторы. Обер-прокуратура, осуществлявшая надзор за решением дел вСенате, была связана с губернской прокуратурой лишь подчинением генерал-прокурору.Не было и единого законодательного акта о прокурорском надзоре. По мнению С.М.Казанцева (мы разделяем эту точку зрения), беспомощность прокуратуры и низкийуровень законности в тот период были обусловлены не только пороками всейсистемы общества и бюрократического аппарата самодержавия в целом, но инедостатками самого этого института. Во-первых, прокурорский надзор былподчинен исполнительной власти в лице одного из министров. Во-вторых, сферанадзора и функции прокуроров стали к тому времени столь обширны инеопределенны, что их добросовестное исполнение было нереально. Все это привелок тому, что прокуратура, как и общество в целом, требовала серьезныхпреобразований. Вот почему, как только во второй половине 50-х годов ХIХ в.встал вопрос о необходимости судебной реформы в России, выяснилось, чтоприменение даже некоторых принципов буржуазного судоустройства исудопроизводства неизбежно влечет за собой и реорганизацию прокуратуры.
Вот уже почти тристолетия российская прокуратура, пережив смену эпох и династий, испытав на себевлияние разных политических режимов, служит державным оплотом порядка изаконности нашего многонационального общества. История запечатлеланеоднозначное восприятие прокуратуры, ибо она по изначальному замыслу ее творца— Петра I — была призвана служить зорким «оком государевым» в изобличенииказнокрадства, сепаратизма и вседозволенности вельможной и чиновничьей знати,оберегая единство и безопасность страны. Именно служением интересам отечества,строгим надзором за законностью, российская прокуратура снискала себе, несмотря на зигзаги истории, знавшей и нелицеприятные страницы, традиционноеобщественное признание. Она служила и служит надзорным щитом государства противлюбых злоупотреблений и нарушений законности от кого бы они ни исходили. Можнополагать, что при обдумываний неординарного решения Петр находился в поискахполезного надзорного института. И без изучения опыта других стран, в первуюочередь, примера Франции, возможно, здесь не обошлось. Но, ни о каком копированиизарубежных моделей не могло быть и речи. Во Франции прокурор всецело подчинялсвою деятельность охране королевской власти и чести, от имени последней онучаствовал и в суде. В России же правомочия прокурора изначально выходят на контрольно-надзорныефункции общегосударственного значения, формирование службы надзора постепеннозавершается системной централизованной самостоятельностью прокуроров с ихподчинением генерал-прокурору. Иными словами, возник самобытный, влиятельныйорган государства с уникальными функциями надзора, служители которого не толькоопротестовали незаконные распоряжения и действия любых учреждений и чинов, но идоносили высочайшей власти о замеченных злоупотреблениях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Веретенников В.И. Очеркиистории генерал-прокуратуры в России доекатерининского времени. — Харьков,1915. С.27.
2. Полянский Н.Н. Судьбапроцессуальных гарантий и личной свободы во Франции. — М.-Л., 1946. С.49. –
3. Басков В.И. Историяпрокуратуры Российской империи // Вестник МГУ. Сер.11, «Право». 1997.- №2.
4. Ключевский В.О.Сочинения. — Т. 4. М., 1958. С.177-179.
5. Российскоезаконодательство Х-ХХ веков. Т.4. М., 1986. — С. 182-186.
6. Муравьев Н.В.Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. — М., 1889. — С.284.
7. Казанцев С.М. Историяцарской прокуратуры. СПб. — 1993. — С.134.
8. Петровский С.А. О Сенатев царствование Петра Великого. — М., 1875.
9. Зягинцев А.Г., Орлов Ю.Г.Око государево. Российская прокуратура. XVIII век. М., 1994. — С.8-27.
10. Проблема развитияправового статуса российской прокуратуры в условиях переходного периода. М.,1998. — С.7.