П л а н.
1. Введение.
2
2. Рынок: понятие, его цели, основные функции.
3
· Условия функционирования рынка.
6
3. Классификация рынка.
7
4. Заключение.
9
5. Список использованной литературы.
10
Введение.
Учение об экономике началось еще врабовладельческом обществе. Древнегреческий философ Аристотель (IIIвек до н.э.) ввел понятие науки «экономия», в которойрассматривалась организация хозяйства в поместье рабовладельца.
Экономическая теория как наука(система знаний о существовании экономики) возникла в 17–18 вв. Ее основнойзадачей было выяснить как создать богатство в государстве. Первоначальновозникла школа экономистов- меркантилистов. Представители этой школы считали,что основное богатство общества – деньги, золото. Поэтому главный упор ониделали на развитие торговли и накопление золота. Ярким представителем этойшколы является Антуан д`Монкретьен.
В след за этой школой появилосьучение физиократов («физио»-природа; «крат»-власть). Эта школа признавала вкачестве источника богатства производство, но ограничивала его одной отраслью –сельским хозяйством. Ярким представителем этой школы является Франсуа Кенэ.
Наиболее обоснованные ответы на все вопросы дала классическая школаанглийских экономистов Уильяма Петти и Адама Смита, Давида Рикардо. Ониустановили, что богатство государства возникает во всех отраслях материальногопроизводства. Источниками богатства являются природные ресурсы и труд людей.Согласно их теории природа – «Мать богатства» снабжает людей средствами жизни ипроизводства – уголь, нефть и т.д. «Отцом богатства» является труд людей. Экономический и социальныйпрогресс в обществе зависит от количества и качества продуктов, создаваемыхтрудом.
Опираясь на теоретические основыразличных экономических школ, можно сформулировать определение современного производства — это две взаимосвязанныесферы:
· Материальноепроизводство, которое создает благо, продукты в отраслях промышленности исельского хозяйства, строительства и т.д. и оказывает материальные услуги(транспорт, торговля…)
· Нематериальноепроизводство, в котором создаются духовные, нравственные ценности (здравоохранение, культура, образование, спорт…)
Внастоящее время понятие экономики рассматривается в нескольких аспектах:
1. Совокупность производственных отношений, экономическийбазис общества.
2. Экономика – способ взаимодействия отраслей народногохозяйства.
3. Экономика – совокупность хозяйственных отраслей,обеспечивающая общество жизненно необходимыми благами и услугами. Экономика какнародное хозяйство (национальная экономика) состоит из отдельных отраслей,комплексов отраслей, экономических районов и инфраструктуры.
4. Экономика – наука о хозяйственных связях и отношениях.
Рынок: понятие, его цели, основныефункции.
Ресурсы,которыми обладает общество, всегда ограничены. Поэтому каждое государстводолжно выбирать, как использовать эти ресурсы, на производство каких товаров и услуг их направить. Каждоеобщество решает для себя три проблемы экономической организации:Что производить? Для кого производить? Как и сколько производить?
Этивопросы решаются путем организации экономической системы. Принято различать 4основных типа экономических систем:Плановая (административно-командная, централизованная) Смешанная Традиционная (натуральное хозяйство) Рыночная.
Рыночнаяэкономика – такая экономическая система, в которой решениеотносительно того что, как и для когопроизводить является результатом взаимодействия продавцов и покупателей нарынке.
Рынокассоциируется с рыночной экономикой в целом, становится сокращением термина «рыночная экономика». Однако рыночнаяэкономика предполагает высокий уровень развития рынка и ей характерны такиеосновные черты, как свобода предпринимательства, свободное ценообразование(исключается государственное вмешательство в процесс установления цен на многиевиды товаров, цены дают обширную оперативную информацию о спросе и предложениитоваров, об издержках производства, о положении на рынках отдельных регионов,страны и мирового сообщества); конкуренция (регулирует цены и количествопроизводимых товаров). В конечном итоге любой субъект, преследуя своисобственные интересы, более действенным образом служит интересам общества.
Рынок– понятие многомерное. В узком понимании его можно рассматривать как любоеместо торговли (обмена) товарами и услугами. В более широком смысле рынок –совокупность процессов торговли, актов купли-продажи, вне зависимости от того,где они происходят.
Рынок– это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров иуслуг по ценам, устанавливающимся на основе спроса и предложения в результатеконкуренции.
Объектами рынка являются товары иденьги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает нетолько производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства(земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются всефинансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги.
Субъектами рынка являются продавцы ипокупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы(предприятия, бизнес), государство (правительство).Государство. Оно действует через систему государственных учреждений и бюджетных организаций, которые выполняют функции государственного регулирования экономики. Государство в лице правительства осуществляет закупки товаров (рабочую силу, товары народного потребления, государственного пользования, вооружение, научные исследования, разработки, проекты, духовные и культурные ценности и т.д.). В качестве продавца государство продает услуги, землю, природные ресурсы, жилье, другие товары, находящиеся в государственной собственности, например, продукцию государственных предприятий. Обычно объем государственных продаж на рынке существенно ниже объема государственных закупок, ибо основную долю денежных поступлений государство получает не за счет продаж на рынке, а посредством взимания налогов. Предприятие, фирмы функционируют ради получения дохода (прибыли) и являются основными поставщиками на рынок разнообразных услуг и товаров. Они могут продавать принадлежащее им имущественные ценности и материальные запасы, в том числе земельные участки, здания, сырье, оборудования. Приобретают предприятия в основном рабочую силу у домашних хозяйств, необходимую им продукцию других предприятий, природные ресурсы у их владельцев, деньги в виде кредитов и ценные бумаги. Домашнее хозяйство – единица, состоящая из 1 и более человек, функционируя в потребительском секторе. Домашние хозяйства продают на рынке свой труд и способны продавать принадлежащие им товары в виде земли, капитала, имущества, отдельных видов товаров и услуг потребительского назначения. Предметом покупок выступают потребительские товары и услуги, финансовые активы, недвижимость.
Всеучастники рыночной деятельности заинтересованы друг в друге, благополучиеодного участника рынка зависит от благополучия других. Даже один и тот жесубъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственногоучреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственнымслужащим, он является представителем правительственной организации; владеяценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свойдоход на цели личного потребления.
Всеучастники рыночных отношений являются реальными собственниками и имеют своиэкономические интересы, которые могут совпадать или противоречить интересамдругих субъектов. Домашние хозяйства стараются максимально удовлетворить своижелания и потребности; фирмы – получить максимальную прибыль, государство –достигнуть максимального благосостояния общества. Каждый из них занимаетопределенное место в системе общественного разделения труда и, чтобыреализовать свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимодругим субъектам – носителям рыночных отношений.
Вразных странах рынок проявляется по-разному. Это связано с тем, что в разныхстранах не одинаковый удельный вес рыночных отношений, существуют свои подходык методам регулирования, национальные традиции. Поэтому часто говорят о рынке,определяя его национальную принадлежность: российский рынок, американскийрынок.
Цели,которые преследует рынок.Получение максимальной прибыли при минимальных затратах; Удовлетворение потребностей покупателей; Достижение оптимального уровня цен; Экономическая свобода субъектов
Рынок выполняет следующие функции:Регулирующая функция – наиболее важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности. В итоге капитал из менее выгодных отраслей с пониженными ценами переливаются в более прибыльные отрасли с повышенными ценами. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения рынок способствует установлению основных микро- и макропропорций в экономике, обеспечивает динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами. Ценообразующая функция: реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре. Стимулирующая функция: посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый субъект рыночных отношений непосредственно на себе ощущает результаты принимаемых решений, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов. Распределительная функция: получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор. Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка. Посредническая функция. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя. Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.
Вэкономической литературе иногда выделяются и некоторые другие функции рынка:активизация экономических интересов, повышение восприимчивости экономики кнаучно-техническому прогрессу, сведение производительных сил в единую систему,стимулирование эффективности экономической деятельности, сведение потребностейс производством, создание условий для эффективности кооперации труда.
Реализацияотмеченных функций позволяет говорить о важной роли рынка в современнойэкономике. В конечном счете, как можно заключить из указанных выше функций, рольрынка сводится, прежде всего, к нахождению оптимального решенияпроблем что, как и для кого производить; обеспечению равновесия спроса ипредложения и сбалансированного развития экономики; дифференциациитоваропроизводителей с точки зрения эффективности их деятельности.
Большую частьсвоей истории человечество прожило при натуральном хозяйстве. Переход отнатурального хозяйства к товарному связан с формированием несколькихпредпосылок:
·
·
Наопределенном этапе стало ясно, что при возрастающих потребностях сообществолюдей не может обеспечить себя всем необходимым, поэтому различные группы сталиспециализироваться на выпуске определенных видов товаров и обменивать их на всеостальное необходимое для жизни.
Наличиеэтих предпосылок в обществе и делает рыночную, товарную форму связейпреобладающей. Рынок, с присущей ему конкуренцией, создает прочную основутоварного хозяйства (производства).
Условия функционирования рынка.
Для успешного функционированиярынка и выполнения его функций необходимо соблюдение ряда условий:
·
·
·
·
·
·
Вкачестве условий для нормального функционирования рынка некоторые экономистытакже выделяют:многообразие форм собственности; товаропроизводитель должен быть хозяином средств производства и свободно распоряжаться результатами своего труда; свобода производственной и коммерческой деятельности всех участников общественного производства; четко налаженная система денежно-кредитных и финансовых отношений; поддержание здоровой конкуренции; развитая инфраструктура.
Функционирование рыночнойэкономики осуществляется на основе определенных принципов. В их числе можновыделить:Экономическая свобода деятельности субъектов экономики. Всеобщность рыночных отношений. Равноправие рыночных субъектов. Свободное ценообразование. Саморегулирование хозяйственной деятельности. Договорный характер отношений. Экономическая ответственность субъектов. Самофинансирование. Конкуренция. Государственное регулирование экономики.
Классификация рынков.
Рынокимеет свою структуру.
Структура рынка – этовнутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.
Можноназвать следующие признаки структуры рынка:
·
·
·
Несмотря на отсутствие общепринятой классификации рынков, их можно разделить нагруппы по определенным признакам: Организационный признак (степень ограничения конкуренции)
· Рыноксовершенной (свободной) конкуренции характеризуется наличием многихпродавцов, однородностью продукции. Продавец продукции не имеет возможностивлиять на уровень цен.
· Рынокмонополистической конкуренции характеризуется наличием многих продавцов. Товар имеет определенныесвойства, которые отличают его от других. Продавец способен влиять на ценусвоей продукции (в определенной мере).
· Олигополистическийрынок характеризуется наличием немногих продавцов. Они предлагаютоднородную или дифференцированную продукцию. Цены устанавливаются по типулидерства, т.е. большинство фирм стремится установить такую же цену, как инаиболее крупные фирмы на этом рынке.
· Монополистическийрынок характеризуется наличием одного продавца. Он устанавливаетмаксимально высокую цену, но в пределах платежеспособного спроса.Пространственный признак
·
·
·
·
·
·
· Функциональный признак (экономическому назначению объектов рыночных отношений)
· услуг
·
·
·
·
·
Помимо этого рынок делится:
Похарактеру продаж:Оптовый Розничный Фьючерсный
Постепени регулируемости:Регулируемый Не регулируемый
Поуровню насыщения:Равновесный Избыточный Дефицитный
Посоответствию законодательным нормам:Легальный «Черный»
Потоварным группам:
·
·
·
Постепени зрелости:
·
·
·
Похарактеру ассортимента товаров:
·
·
·
·
Поотраслевому признаку:
·
·
·
Выделяют также следующие видырынков:
· Рынки товаров и услуг,куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственногоназначения.
· Рынки факторов производства,в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов,энергетических ресурсов, полезных ископаемых.
· Финансовые рынки,т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг,валютно-денежные рынки.
· Рынки интеллектуального продукта,где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения,информационные услуги, произведения литературы и искусства.
· Рынки рабочей силы,представляющие собой экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов(рабочей силы).
Вреальной практике основные виды рынков подразделяют на различные субрынки, илирыночные сегменты.
Сегментация рынка –это разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие ктовару неодинаковые требования. Сегментациярынка может быть проведена разными путями с использованием различных факторов: С учетом географических факторов можно выделить группы потребителей по регионам, административному делению, плотности населения, климатическим условиям. С учетом демографических факторов можно сгруппировать потребителей по возрасту, полу, размеру семьи, уровню доходов, профессиональному составу, уровню образования, религиозной принадлежности, национальному составу. С учетом поведения различных групп потребителей можно выделить следующие сегменты рынка: приобретение товаров носит случайный характер; поиск выгод при покупке товаров; статус постоянного клиента; эмоциональное (положительное, негативное, безразличное) отношение к товару. Потребителей также можно разделить на группы:
·
·
· личнымкачествам (амбициозные, авторитарные, импульсивные).
Типыи виды рынков не изолированы, а неразрывно связаны и существуют как единаярыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношенияхдруг с другом. Роль этих соотношений, пропорций исключительно велика.
Заключение.
Взаключение хотелось бы сказать, что рыночная система наиболее эффективна игибка для решения экономических проблем. Она формировалась не одно столетие,приобрела цивилизованные формы и, скорее всего, будет определять экономическийоблик будущего во всех странах мира.
Список использованной литературы:
1. Лекциипо курсу «экономика». Сочинский Политехнический колледж, 1996 г.
2. Книгипо экономике и бизнесу: Аннотированный справочник, изданный на русском языке;М. «Солсистем»; Финансы и статистика. 1996 г.;
3. Курсэкономики; Учебник. Под редакцией Б.А. Райзеберга – 3-е издание, дополненное идоработанное – М.; «Инфра-М», 2000 г.
4. ГребневЛ.С., Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник. – М.: Вита-Пресс, 2000 г.