Система смазки двигателя КамаЗ

Оглавление
1.Введение.
2.Система смазки двигателя КамаЗ.
2.1 Работа масляного насоса.
2.2 Работа масляного фильтра.
2.3 Устройство системы смазки.
2.4 Работа системы смазки.
3.Общие характеристики системысмазки.
3.1 Схема системы смазки.
3.2 Схема масляного насоса.
3.3 Схема полнопоточного фильтраочистки масла.
3.4 Схема центробежного масляногофильтра.
4.Основные составляющие системысмазки.
4.1 Масляный насос.
4.2 Масляный фильтр.
4.3 Термоклапан.
4.4 Водомасляный теплообменник.
4.5 Система вентиляции картера.
5.Общие указания и предупреждения.
6.Меры безопасности.
7.Список литературы.

1.Введение
Междуотдельными деталями двигателя, поверхности которых перемещаются однаотносительно другой, возникает сила, препятствующая этому перемещению,называемая силой трения.
Силатрения зависит от точности обработки соприкасающихся поверхностей, давления искорости относительного перемещения. На преодоление сил трения затрачиваетсячасть мощности двигателя; помимо этого трение приводит к износу деталей и ихнагреву. Уменьшение сил трения достигается улучшением качества обработкиповерхности, применением антифрикционных сплавов, шариковых и роликовыхподшипников. Одним из наиболее эффективных способов уменьшения сил тренияявляется смазка.
Смазка,находящаяся между трущимися поверхностями, разделяет их, заменяянепосредственное трение деталей трением слоев смазки между собой. Помимо этого,масло охлаждает смазываемые детали и уносит твердые частицы между ними.
Недостаточнаяподача масла вызывает потерю мощности, усиленный износ, перегрев и дажерасплавление подшипников, заклинивание поршней и прекращение работы двигателя.
Причрезмерной подаче часть масла попадает в камеру сгорания, отчего увеличиваетсяотложение нагара, и ухудшаются условия работы свечей зажигания.
Нормарасхода масел составляет: для карбюраторных двигателей 2,4% от нормы расходатоплива, для дизельных двигателей -^-3,2 %.
Взависимости от размещения и условий работы деталей масло может подаваться поддавлением, разбрызгиванием и самотеком. В автомобильных двигателях применяютсявсе три способа подвода масла, при этом к наиболее нагруженным деталям маслопоступает под давлением, к другим — разбрызгиванием и самотеком.
Дляхранения, подвода, очистки и охлаждения масла применяют ряд приборов,маслопроводов и каналов, образующих систему смазки.

2. Системасмазки двигателя автомобиля КамАЗ
Изподдона масло через маслоприемник засасывается двумя секциями масляного насоса.Через канал в правой стенке масло из нагнетальной секции насоса подается вкорпус полнопоточного фильтра, где оно очищается, проходя через два фильтрующихэлемента, и поступает в главную масляную магистраль. Из главной масляноймагистрали масло по каналам в перегородках блока подводится к кореннымподшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, втулкамкоромысел и по каналу в штангах клапанов — к толкателям. К шатунным подшипникамколенчатого вала масло подается по каналам в коленчатом валу. Масло, снимаемоесо стенок цилиндров маслосъемным кольцом, через отверстия в канавке кольца исверления в поршне отводится внутрь его и смазывает опоры поршневого пальца вбобышках поршня и верхней головки шатуна. Из канала в задней стенке блока маслопоступает под давлением по трубке к подшипникам компрессора. Из канала впередней стенке блока — для смазки подшипников топливного насоса высокогодавления. Из главной масляной магистрали масло под давлением подается ктермосиловому датчику, который расположен в переднем торце блока и управляетработой гидромуфты привода вентилятора в зависимости от температуры жидкости всистеме охлаждения.
Маслоиз радиаторной секции насоса поступает к фильтру центробежной очистки и,проходя через радиатор, сливается в поддон. При закрытом кране включениямасляного радиатора масло из центрифуги сливается в поддон картера черезсливной клапан.
Длясоздания наилучших условий смазки в системе должно поддерживаться определенноедавление, контроль за которым осуществляют при помощи указателей иликонтрольных ламп, принцип действия которых описан в разделе«Электрооборудование».
Давлениемасла в системе смазки прогретого двигателя при скорости движения 40 км/ч напрямой передаче должно быть для ЗИЛ-130 0,2… 0,4 МПа. При работе двигателяна малой частоте вращения коленчатого вала давление может снижаться до 0,05МПа. На двигателе ЗМЗ-53 при скорости 50 км/ч на прямой передаче давление масладолжно быть не менее 0,25 МПа. Давление масла в системе смазки прогретого двигателяавтомобиля КамАЗ при частоте вращения коленчатого вала 2600 мин-1 должно быть0,45… 0,5 МПа, а при 600 мин-1 — не менее 0,1 МПа.
Вместимостьсистемы смазки двигателей ЗИЛ-130— 8,5 л, ЗМЗ — 8 л, КамАЗ — 23 л.
Масловыпускается из системы через сливное отверстие поддона картера, закрываемоепробкой.
2.1Работамасляного насоса
Масляныйнасос служит для создания необходимого давления в системе смазки. Насос состоитиз корпуса, внутри которого расположены две пары шестерен. Две шестернинасажены неподвижно на приводном валике, а другие две — свободно на оси.Приводной валик приводится в действие от косозубой шестерни нараспределительном валу (ЗИЛ-130, ЗМЗ-53) или от шестерни на переднем концеколенчатого вала (КамАЗ-740). При вращении шестерен насоса их зубья захватываютмасло у входного отверстия, проносят у стенок корпуса и выдавливают в выходноеотверстие.
Вдвигателе ЗИЛ-130 верхняя секция насоса подает масло в систему смазки и фильтрцентробежной очистки, нижняя — к масляному радиатору.
Вдвигателе ЗМЗ-53 верхняя секция подает масло для смазки двигателя, а нижняя — вфильтр центробежной очистки. Как в двигателе ЗИЛ-130, так и в ЗМЗ-53 масляныйнасос расположен снаружи двигателя. В двигателе автомобиля КамАЗ масляный насосрасположен внутри картера.
Маслопоступает к масляному насосу через маслоприемник с сетчатым фильтром.
Визучаемых двигателях маслоприемник состоит из корпуса и сетки.
2.2Работа масляного фильтра
Масляныефильтры. Качество масла в двигателе не остается постоянным, так как масло засоряетсямелкой металлической пылью, появляющейся в результате износа деталей, частицаминагара, образовывающегося в результате сгорания его на стенках цилиндров. Привысокой температуре деталей масло коксуется, образуются смолы и лакообразныепродукты. Все эти примеси являются вредными и для их удаления применяютсямасляные фильтры.
Фильтрцентробежной очистки масла. На изучаемых двигателях установлен фильтр центробежнойочистки с реактивным приводом. Фильтр (рис. 31) состоит из корпуса с осью, гдена подшипнике размещен ротор с колпаком. Снизу ротора размещены два жиклера сотверстиями, направленными в разные стороны, и фильтрующая сетка. Колпакзакреплен на оси ротора при помощи гайки и закрыт сверху неподвижным кожухом сбарашковой гайкой. Ротор вращается под действием струй масла, выбрасываемогопод давлением через два жиклера. В двигателе КамАЗ-740 он приводится вовращение реактивной струей масла, вытекающей из сопла оси ротора.
Маслопоступает в полую ось ротора, а затем внутрь колпака. При вращении роторатяжелые частицы, загрязняющие масло, отбрасываются на стенки колпака, накоторых и оседают. Далее масло проходит через сетку, очищается и выбрасываетсяиз жиклеров, стекая в поддон картера.
Наавтомобиле КамАЗ устанавливается помимо фильтра центробежной очистки полнопроточныйфильтр с двумя сменными фильтрующими элементами, масса которых состоит издревесной муки на пульвербакелитовой связке.
Масляныйрадиатор. В жаркое время года и при эксплуатации автомобиля в тяжелых дорожныхусловиях температура масла настолько повышается, что оно становится оченьжидким и давление в системе смазки падает.
Дляохлаждения масла и предотвращения его разжижения в систему смазки двигателейвключен масляный радиатор, который состоит из двух бачков и горизонтальных трубок,расположенных между ними.
Дляувеличения поверхности охлаждения и повышения жесткости радиатора трубкискреплены металлическими ребрами. На автомобиле ЗИЛ-130 масляный радиаторвыполнен в виде трубчатого змеевика с оребрением для увеличения поверхноститеплоотдачи.
Масляныйрадиатор оказывает сравнительно небольшое сопротивление прохождению масла, врезультате чего давление в системе может снизиться и подача масла к трущимсяповерхностям уменьшиться.
Дляпредотвращения этого явления масляный радиатор двигателя включается краном,перед которым установлен предохранительный клапан, перекрывающий доступ масла врадиатор при понижении давления в системе ниже 0,1 МПа.
Вдвигателе ЗИЛ-130 масло поступает из нижней секции насоса и при выключениирадиатора все масло через перепускной клапан, расположенный в крышке насоса,попадает во всасывающую полость насоса, минуя радиатор.
Всистеме смазки двигателей автомобилей все масло, прошедшее через радиатор,попадает в поддон картера.
Внепрогретом двигателе давление в системе смазки может настолько возрасти, чтовызовет разрушение каналов системы смазки. Для предотвращения разрушениямасляных магистралей при повышенном давлении и обеспечения нормальной подачимасла при износе деталей в системе предусмотрен редукционный клапан.
Редукционныйклапан верхней секции насоса двигателя.^МЗ-53 расположен в передней части блокацилиндров с правой стороны, а клапан нижней секции расположен в корпусе самогонасоса. В двигателе ЗИЛ-130 редукционный клапан верхней секции насоса расположенв чугунной прокладке между верхней и нижней секцией насоса. На заводахредукционный клапан регулирует на давление 0,2… 0,4 МПа и в процессеэксплуатации его обычно не регулируют.
Вкаждой секции масляного насоса двигателя автомобиля КамАЗ имеютсяпредохранительные клапаны, отрегулированные на давление 0,8… 0,85 МПа. Вкорпусе нагнетательной секции размещен дифференциальный клапан, ограничивающийдавление в главной магистрали в пределах 0,4… 0,45 МПа.
Вслучае засорения полнопоточного фильтра со сменными фильтрующими элементамимасло будет поступать в главную магистраль через перепускной клапан,установленный в фильтре.
Вкорпусе центробежного фильтра двигателя автомобиля КамАЗ установлены дваклапана, один — перепускной, ограничивающий максимальное давление передцентрифугой до 0,65 МПа, другой — предохранительный, отрегулированный надавление 0,05… 0,07 МПа.
Маслопроводывыполнены в виде латунных или прорезиненных трубок, соединяющих отдельныеучастки системы смазки и каналов, высверленных в блоке цилиндров, коленчатомвалу, шатунах, осях коромысла, в коромыслах, корпусах фильтров и др.
Маслоналивныепатрубки расположены сверху или сбоку двигателя и соединены с поддоном картеранепосредственно через маслоналивную трубу. Маслоналивные патрубки имеютвоздушные фильтры.
Контрольнад уровнем масла в двигателе осуществляют масломерной линейкой, имеющейотметки «0» и «Полно». Необходимо следить, чтобы уровень масла был у отметки«Полно».
Вентиляциякартера двигателя. В картере работающего двигателя через зазоры между зеркаломцилиндра и кольцами проникают пары топлива и отработавшие газы. Пары топливаконденсируются и разжижают смазку, а отработавшие газы, содержащие в себе пары водысернистые соединения, также отрицательно влияют на качество масла и уменьшаютсрок его службы. Удаляют прорвавшиеся в картер пары топлива и газы при помощисистемы вентиляции картера.
Вдвигателе ЗИЛ-130 применена принудительная вентиляция картера. Чистый воздухпопадает в картер двигателя через воздушный фильтр, объединенный смаслоналивным патрубком. Из патрубка воздух попадает в картер распределительныхшестерен и в картер двигателя. Отсасываемый воздух проходит через уловитель,где отделяются частицы масла, затем через клапан и трубку попадает вцентральную часть впускного трубопровода.
Приработе двигателя с прикрытым дросселем под действием большого разрежения навпускном трубопроводе клапан поднимается, верхняя ступенчатая часть клапанавходит в отверстие штуцера и уменьшает проходное сечение канала. Это сделано длятого, чтобы уменьшить подсос постороннего воздуха и дать возможность двигателюустойчиво работать на холостом ходу. При работе с полностью открытым дросселемразрежение во впускном трубопроводе падает, и клапан под действием собственноговеса опускается вниз, открывая полностью проходное сечение канала.
Вдвигателе ЗМЗ-53 система вентиляции открытая, вытяжная. Воздух поступает черезсетчатый воздушный фильтр маслоналивной горловины, проходит в коробкураспределительных шестерен и картер двигателя. Из картера двигателяотработавшие газы отсасываются в полость между рядами цилиндров и впускнымтрубопроводом и через фильтр попадают в вытяжную трубу с косым срезом. Придвижении автомобиля у косого среза трубки создается разрежение, благодарякоторому и отсасываются отработавшие газы в атмосферу.
Вдвигателе автомобиля КамАЗ система вентиляции картера открытая, без отсосагазов. Картерные газы проходят через специальный сапун-уловитель, расположенныйна картере маховика, где отделяются частицы масла от вытесняемых газов.
Системасмазывания двигателя должна обеспечивать бесперебойную подачу масла к трущимсяповерхностям с целью снижения потерь мощности на трение, уменьшения износадеталей, защиты их от коррозии, отвода тепла и продукта износа от трущихсядеталей. От исправного состояния системы смазывания в значительной степенизависит надежность работы двигателя. В зависимости от условий и режима работытого или иного механизма применяют различные сорта и виды смазок. Применяемыедля смазки двигателей масла должны обладать определенной вязкостью, не должнысодержать механических примесей, воды, кислот и щелочей. Для автомобильныхдвигателей применяют комбинированную систему смазывания. В зависимости отразмещения и условий работы деталей масло подается или под давлением, илиразбрызгиванием, или самотеком. К деталям, испытывающим большую нагрузку, маслоподается под давлением, к остальным деталям — разбрызгиванием или самотеком.
2.3Устройство системы смазки
Всистему смазывания входят следующие приборы и агрегаты для хранения, подвода,очистки и охлаждения масла: поддон картера двигателя, маслозаборник, масляныйфильтр грубой очистки, масляный фильтр тонкой очистки, масляный насос,маслопровод, масляный радиатор, контрольно-измерительные приборы и датчики.
2.4 Работасистемы смазки
Маслоиз поддона через маслоприемник с сетчатым фильтром поступает в секции масляногонасоса.Из нагнетающей секции масло через канал подается в полнопроточныйфильтр, а оттуда в главную масляную магистраль. Далее по каналам в блоке и головкахцилиндров масло под давлением подается к деталям КШМ и ГРМ, топливному насосувысокого давления (ТНВД) и компрессору. К шатунным подшипникам масло подаетсяпо каналу коленчатого вала от ближайшей к ним коренной шейки. Опоры штанг итолкателей газораспределительного механизма омываются пульсирующей струей, аостальные детали смазываются разбрызгиванием масла или самотеком.
Снимаемоесо стенок цилиндра маслосъемными кольцами масло отводится через сверления впоршневых канавках в глубь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в верхнейголовке шатуна и бобышках поршня. Из главной смазочной магистрали масло поддавлением подается к термосиловому датчику, а при открытом кране включениягидромуфты подается в саму гидромуфту. Из радиаторной секции масляного насосамасло подается к фильтру тонкой очистки и через открытый кран включениямасляного радиатора — в сам радиатор. Из радиатора масло подается в поддонкартера двигателя. Если кран включения масляного радиатора закрыт, то изцентрифуги (фильтр центробежной очистки) масло поступает в поддон через сливнойклапан.
Системасмазки двигателя комбинированная, с мокрым картером. Масло под давлениемподается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникамраспределительного вала, втулкам коромысел, к подшипникам топливного насосавысокого давления и компрессора. Предусмотрена пульсирующая подача масла кверхним сферическим опорам штанг толкателей.

3.Общиехарактеристики системы смазки
3.1 Схемасистемы смазки
/>
1—компрессор;2—топливный насос высокого давления; 3—выключатель гидромуфты; 4—гидромуфта; 5,12—предохранительные клапаны; 6—клапан системы смазки; 7—насос масляный;8—перепускной клапан центробежного фильтра; 9—сливной клапан центробежногофильтра; 10—кран включения масляного радиатора; 11—центробежный фильтр;13—лампа сигнализатора засоренности фильтра очистки масла; 14—перепускнойклапан полнопоточного фильтра; 15—полнопроточный фильтр очистки масла;16—маслоприемник; 17—картер; 18—главная магистраль
Изкартера 17 масло через маслоприемник входит в нагнетающую и радиаторную секциимасляного насоса 7. Из нагнетающей секции через канал в правой стенке блокамасла идет в полнопроточный фильтр 15, где оно очищается двумя фильтрующимиэлементами. Затем масло поступает в главную магистраль 18, откуда по каналам вблоке и головках цилиндра оно подается к коренным подшипникам коленчатого вала,подшипникам распределительного вала, втулкам коромысел и верхним наконечникамштанг толкателей.
Кшатунным подшипникам коленчатого вала масло подается по отверстиям внутри валаот коренных шеек. Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом,отводится в поршень и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках и подшипникверхней головки шатуна. Через каналы в задней стенке блока цилиндров и картеремаховика масло под давлением поступает к подшипникам компрессора 1, а черезканалы в передней стенке блока — к подшипникам топливного насоса высокого давления2.
Предусмотренотбор масла из главной магистрали к выключателю 3 гидромуфты, которыйустановлен на переднем торце блока и управляет работой гидромуфты 4 приводавентилятора. Из радиаторной секции масло поступает к центробежному фильтру 11,из него в радиатор и затем сливается в картер. При закрытом кране 10 масло изцентробежного фильтра через сливной клапан 9 сливается в картер двигателя,минуя радиатор. Остальные детали и узлы двигателя смазываются разбрызгиванием имасляным туманом.
Масляныйнасос. Начиная с двигателя, № 611898 устанавливаются, насосы с валиком 8увеличенного диаметра до 16 мм, ведомая шестерня 6 закреплена на валике гайкой.Ширина зубчатого венца шестерни увеличена до 10,5 мм. В зацеплении шестернипривода масляного насоса при его установке введена регулировка зазора, которыйдолжен быть равным 0,15—0,35 мм. На заводе зазор регулируется установкой, принеобходимости, стальной прокладки между корпусом насоса и блоком цилиндровзакреплен на нижней плоскости блока цилиндров. Нагнетающая секция насоса подаетмасло в главную магистраль двигателя, радиаторная секция — в центробежныйфильтр и радиатор. В корпусах секций 1 и 5 (рис. 12) установленыпредохранительные клапаны 11 к 18, отрегулированные на давление открытия 8.5—9,5 кгс/см2 и предназначенные для ограничения максимального давления на выходеиз секций насоса, и клапан 14 системы смазки, срабатывающий при давлении4,0—4,5 кгс/см2 и предназначенный для ограничения давления в главной магистралидвигателя.

3.2Схема масляного насоса
/>
1—корпусрадиаторной секции;2—ведущая шестерня радиаторной секции; 3—проставка;4—ведущая шестерня нагнетающей секции 5—корпус нагнетающей секции; 6—ведомаяшестерня привода насоса;7—шпонка;8—валик ведущих шестерен; 9—ведомая шестернянагнетающей секции; 10—ведомая шестерня радиаторной секции;11—предохранительныйклапан радиаторной секции; 12. 15,17— пружины клапанов;13, 16—пробки клапанов;14—клапан системы смазки; 18–предохранительный клапан нагнетающей секции
Полнопоточныйфильтр очистки масла, установленный на правой стороне блока цилиндров, состоитиз корпуса 19 (рис. 13), колпаков 24 и двух фильтрующих элементов 23. Начиная с1980 г. двигатели КамАЗ выпускаются только с бумажными фнльтроэлементами очисткимасла 740.1012040-10. Фильтро — элементы 740.1012040 из древесной муки (ранеевыпускавшиеся для двигателей КамАЗ) или применяемые в двигателях ЯМЗ-240фильтроэлементы 240-1017040 можно устанавливать только в крайних случаях,преимущественно в теплое время года. Категорически запрещается использованиефильтроэлементов 204-1117040, которые применяются в двигателях ЯМЗ-240 дляочистки топлива и не рассчитаны для работы в масляных фильтрах.

3.3Схема полнопоточного фильтра очистки масла
/>
1—стержень;2—стопорное кольцо; 3—шайба; 4—уплотнительное кольцо; 5—пружина колпака;6—уплотнительная чашка; 7—шайба; 8—пружина перепускного клапана; 9—винтсигнализатора; 10—пробка перепускного клапана; 11, 18, 20, 26—прокладки;12—регулировочная шайба; 13—корпус сигнализатора; 14—подвижной контактсигнализатора; 15—пружина контакта сигнализатора; 16—перепускной клапан;17—пробка; 19— корпус фильтра; 21—втулка корпуса; 22—уплотнительное кольцо;23—фильтрующий элемент; 24—колпак; 25—сливная пробка.
Однакоиспользование бумажных фильтроэлементов очистки масла еще не гарантирует полнойего очистки. Даже при незначительном попадании воды в масло и при несоблюденииправил эксплуатации двигателя (работа на повышенном и особенно пониженномтепловом режиме, применение несоответствующего сорта масла и др.) предельноезасорение элементов масляного фильтра может наступить раньше установленногосрока. В этом случае фильтр длительное время работает с открытым перепускнымклапаном 16, что зачастую приводит к задиру и провороту вкладышей коленчатоговала.
Дляопределения момента предельного засорения элементов в конструкции фильтрапредусмотрен сигнализатор засоренности, совмещенный с перепускным клапаном.Контакты сигнализатора замыкаются при открытии перепускного клапана.
С1980 г. на щитке приборов автомобилей КамАЗ устанавливается красная сигнальнаялампочка, соединенная с клеммой сигнализатора Загорается она при открытииперепускного клапана фильтра очистки масла.
Фильтрцентробежный масляный с активно-реактивным приводом ротора установлен напередней крышке блока цилиндров с правой стороны двигателя. Ротор 3 (рис. 14) всборе с колпаком 2 приводится во вращение струей масла, вытекающей изщели-сопла в оси 11 ротора, а также реактивными силами, возникающими при выходемасла из ротора в канал оси через тангенциальные сопла.

3.4Схема центробежного масляного фильтра
/>
1—корпус;2—колпак ротора; 3— ротор; 4—колпак фильтра; 5- -гайка крепления колпакаротора; 6—упорный шарикоподшипник, 7—упорная шайба; 8—гайка крепления ротора: 9- гайка крепления колпака фильтра; 10 верхняя втулка ротора; 11—ось ротора;12—экран; 13—нижняя втулка ротора; 14—палец стопора; 15—пластина стопора;16—пружина стопора; 17—трубка отвода масла
Приработе двигателя масло из радиаторной секции насоса под давлением подается вфильтр, обеспечивая вращение его ротора. Под действием центробежных силмеханические частицы отбрасываются к стенкам колпака ротора и задерживаются, аочищенное масло через отверстие в оси ротора и трубку 17 поступает ввоздушно-масляный радиатор или через сливной клапан в корпусе фильтра,Отрегулированный на давление 0,5— 0,7 кгс/см2 в картер двигателя. Перепускнойклапан, установленный в корпусе фильтра и отрегулированный на давление 6,0— 6,5кгс/см2, ограничивает максимальное давление перед центрифугой. Во избежаниенарушения балансировки при обслуживании фильтра на роторе и колпаке нанесены метки,которые необходимо совмещать при сборке.
Картермасляный — стальной, штампованный, закреплен на нижней плоскости блокацилиндров болтами. Между картером и блоком установлена резино-пробковаяпрокладка для обеспечения герметичности соединения. Для предотвращения быстрогоперетекания масла при разгоне и торможении автомобиля в картер вваренаперегородка. В нижней части картера имеется сливная пробка.
Воздушно-масляныйрадиатор — трубчато-пластинчатый, двухрядный, установлен перед радиаторомсистемы охлаждения двигателя. Начиная с I квартала 1986 г. на автомобилиустанавливается масляный радиатор из оребренной алюминиевой трубки. Масляныйрадиатор должен быть постоянно включен. Для ускорения прогрева двигателя припуске зимой радиатор следует отключить (закрытием крана на корпусецентробежного масляного фильтра). После прогрева двигателя кран открыть.
4.Основныесоставляющие системы смазки
4.1 МАСЛЯНЫЙНАСОС
закрепленна нижней плоскости блока цилиндров. Ведущее зубчатое колесо напрессовано напередний конец коленчатого вала и имеет 64 зуба, ведомое 52, то естьпередаточное отношение 0,8125. Зазор в зацеплении приводных зубчатых колесрегулируется прокладками, устанавливаемыми между привалочными плоскостяминасоса и блока, который должен быть 0,15-0,35 мм, момент затяжки болтовкрепления масляного насоса к блоку должен быть 49-68,6 Н.м (5-7 кгс. м).Масляный насос шестеренчатый, односекционный. Содержит корпус, крышку ишестерни. В крышке расположен клапан смазочной системы, с пружиной.
4.2 МАСЛЯНЫЙФИЛЬТР
закрепленна правой стороне блока цилиндров, состоит из корпуса, двух колпаков, в которыхустановлены полнопоточный и частично-поточный фильтроэлементы. Колпаки нарезьбе вворачиваются в корпус. Уплотнение колпаков в корпусе осуществляютсякольцами. В корпусе фильтра также расположен перепускной клапан и термоклапанвключения водомасляного теплообменника. Очистка масла в фильтрекомбинированная.
Черезполнопоточный фильтроэлемент проходит основной поток масла перед поступлением кпотребителям, тонкость очистки масла от примесей при этом составляет 40 мкм.Через частично — поточный фильтроэлемент проходит 3-5 л/мин, где удаляютсяпримеси размерами более 5 мкм. Из частично-поточного элемента масло сливается вкартер. При такой схеме достигается высокая степень очистки масла от примесей.

4.3 ТЕРМОКЛАПАН
включенияводомасляного теплообменника состоит из подпружиненного поршня с термосиловымдатчиком. При температуре ниже 93С поршень находится в верхнемположении и основная часть потока масла, минуя теплообменник, поступает вдвигатель. При достижении температуры масла (95+2)С омывающеготермосиловой датчик, активная масса, находящаяся в баллоне, начинает плавитьсяи, увеличиваясь в объеме, перемещает шток датчика и поршень. При температуремасла (110+2)С поршень разобщает полости в фильтре до и послетеплообменника и весь поток масла идет через теплообменник. При превышениитемпературы масла выше 111_.С срабатывает датчик температуры и на щиткеприборов загорится сигнальная лампочка.
4.4 ВОДОМАСЛЯНЫЙТЕПЛООБМЕННИК
(рис.Фильтр масляный с теплообменником) установлен на масляном фильтре,кожухотрубного типа, сборный. Внутри трубок проходит охлаждающая жидкость изсистемы охлаждения двигателя, снаружи — масло. Со стороны масла трубки имеюторебрение в виде охлаждающих пластин. Поток масла в теплообменнике четыре разапересекает трубки с водой, чем достигается высокая эффективность охлаждениямасла. На двигатели 740.11-240 и 740.14-300 устанавливаются разныетеплообменники, которые отличаются длиной. МАСЛЯНЫЙ КАРТЕР штампованный,крепится к блоку цилиндров через резинопробковую прокладку. Момент затяжкиболтов крепления картера 14-17,8 Н.м (1,4-1,8 кгс. м).
4.5 СИСТЕМАВЕНТИЛЯЦИИ КАРТЕРА
(см.рисунок) открытая, циклонного типа. Картерные газы отводятся из штанговойполости второго цилиндра, через угольник 1, в котором установлен завихритель.При работе двигателя картерные газы проходят через завихритель, получаютвинтовое движение за счет действия центробежных сил капли масла, содержащиеся вгазах, отбрасываются к стенке трубы 4 и через трубку 6 сливаются обратно вкартер. Очищенные картерные газы выбрасываются в атмосферу.

5.ОБЩИЕУКАЗАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Передэксплуатацией двигателя нужно внимательно изучить настоящее Руководство и вдальнейшем соблюдать изложенные в нем рекомендации.
1.Исправная работа двигателя и длительный срок его службы находятся в прямойзависимости от культуры эксплуатации, поэтому необходимо внимательно относитсяк проведению всех регламентных работ, предусмотренных настоящим Руководством.
2.Для обеспечения безупречной работы двигателя следует применять запасные частитолько изготовления. Установку различного оборудования и механизмов надвигатель КамАЗ 740 следует согласовать с разработчиком и держателемконструкторской документации. В противном случае двигатель КамАЗ 740 неподлежит гарантийному обслуживанию.
3.Следует помнить, что для начального периода эксплуатации нового двигателяустановлен пробег 1000 км или наработка 50 моточасов в стационарных условиях.
4.При эксплуатации двигателя необходимо применять марки топлив, смазочных иэксплуатационных материалов в соответствии с настоящим руководством (см.приложения 1-7).
5.При загорании сигнализатора аварийного падения давления в смазочной системедвигателя, необходимо остановить двигатель КамАЗ 740, найти и устранитьнеисправность.
6.Для предотвращения возникновения трещин в бобышках блока под болты крепленияголовок цилиндров необходимо предохранять резьбовые отверстия от попаданияжидкости или загрязнений при разборке двигателя и, особенно перед установкойголовок цилиндров.
7.Необходимо следить за температурой жидкости в системе охлаждения двигателя: призагорании сигнализатора аварийного перегрева жидкости надо остановить двигательКамАЗ 740, найти и устранить неисправность.
8.При появлении неисправностей, связанных с утечкой охлаждающей жидкости,допускается кратковременное использование воды в системе охлаждения доустранения неисправностей. 9. Завод сохраняет за собой право в дальнейшемсовершенствовать конструкцию двигателя без предварительного предупрежденияпотребителей.

6.МЕРЫБЕЗОПАСНОСТИ
1.Все неисправности, обнаруженные при осмотре двигателя, должны быть устранены.
2. Неразрешается прогревать двигатель КамАЗ 740 в закрытых помещениях с плохойвентиляцией.
3.Следует помнить, что охлаждающая жидкость Тосол, применяемая в системеохлаждения двигателя ядовита: обращаться с ней надо осторожно во избежаниеотравления при попадании внутрь организма. Пары охлаждающей жидкостивзрывоопасны.
4.Двигатель необходимо содержать в чистоте и исправности, так КамАЗ 740 сливаниедвигателя и течь топлива могут явиться причиной возникновения пожара.
5.Нельзя производить смазку и очистку работающего двигателя.
6. Вслучае воспламенения дизельного топлива пламя следует засыпать землей, пескомили накрыть его войлоком или брезентом, использовать огнетушитель.Категорически запрещается заливать горящее топливо водой.

7.Сисоклитературы
1. Машков Е.А.Техническое обслуживание и ремонт автомобилей КамАЗ-5320, 53211, 53212, 53213,5410, 54112, 55111, 55102/Иллюстрированное издание-Издательство «Третий Рим»,1997-88с.
2. Осыко В.В. и др.Устройство и эксплуатация автомобиля КамАЗ-4310: Учебное пособие / Осыков В.В.,Петриченко И.Я., Алленов Ю.А., Цветков В.Н., Лысов М.А.-М.: Патриот, 1991.-351с.
3. Роговцев В.Л. и др.Устройство и эксплуатация автотранспортных средств: Учебник водителя / РоговцевВ.Л., Пузанков А.Г., Олдфильд В.Д.-М.: Транспорт, 1989.-432 с.
4. Румянцев С.И. и др.Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник для ПТУ / С.И. Румянцев,А.Ф. Синельников, Ю.Л. Штоль.-М.: Машиностроение, 1989.-272 с.
5. Устройство,техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учеб./Ю.И. Боровских, Ю.В.Буралев, К.А. Морозов, В.М. Никифоров, А.И. Фешенко — М.: Высшая школа; Издательскийцентр «Академия», 1997.-528с..

/>