Система социального страхования в Германии

Введение
Мировой опыт социальнойработы имеет богатую историю и охватывает широкий круг вопросов – от духовногонаследия до конкретных практических проявлений. Институт социальной работыявляется важнейшим элементом, характеризующим современный тип государства и общества.
Конкретные модели социальнойработы в различных частях мира формируются в результате духовного, культурного,историко-политического, социально-экономического развития общества.
Историческизначимый шаг в этом направлении был сделан в конце ХIХ века, когда германскоеправительство, руководимое Отто фон Бисмарком, ввело обязательную системусоциального страхования для работающих в промышленности. Она включалаобеспечение: в случае болезни (1883 г.), несчастных случаев напроизводстве (1884 г.), по инвалидности и старости (1889 г.).
Сильнойстороной социального страхования явился предложенный алгоритм взаимодействиядвух основных субъектов трудовых отношений (работников и работодателей) игосударства, который предусматривал финансовое обеспечение за счетхозяйствующих субъектов, а правовое регулирование и контроль – с помощьюгосударства.
Системасоциальной защиты работающих, построенная по модели О. Бисмарка, оказаласьне только жизнеспособной, но и весьма эффективной, поскольку упорядочивалаусловия найма рабочей силы на системной основе и гарантировала высокие уровнисоциальной защиты для работающих и членов их семей на протяжении всего периодатрудовой и послетрудовой жизни.
С начала ХХ века примеруГермании последовали другие европейские страны (Австрия, Франция, Италия,Россия), столкнувшиеся с серьезными социальными проблемами и растущимитребованиями рабочего класса.
Все вышеизложенноеобосновывает актуальность выбранной темы.
Цель работы: датьпредставление об опыте социальной работы в Германии.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и спискаиспользованной литературы. Общий объем работы 14 страниц.
 

1.Системасоциального страхования в Германии
Стержнем системысоциального обеспечения в Германии является обязательное социальноестрахование. Согласно немецкому трудовому законодательству, работодатель обязанзастраховать наемного работника на случай возникновения ряда социальныхущербов. Под термином «социальное страхование» подразумеваются пять видовразличных страховых договоров, разработанных социально-трудовыми ведомствами набазе Кодекса социального права:
–         государственное медицинское страхование,представляемое государственными медицинскими кассами;
–         государственное обязательноестрахование на случай возникновения необходимости в уходе по болезни илистарости, предоставляемое государственными медицинскими кассами;
–         пенсионное страхование, предоставляемоеземельными или федеральными страховыми обществами для наемных работников;
–         страхование на случай потери работы,предоставляемое федеральным ведомством по труду;
–         государственное обязательноестрахование от последствий несчастного случая на производстве, предоставляемоесоюзом предпринимателей одной или родственной отрасли промышленности.
Все частные предприниматели, как мелкие,представляющие фирму в единственном числе и не имеющие наемных работников, таки владельцы крупных предприятий с правом принятия на работу наемных работников,заключают свои социальные страховые договоры самостоятельно. При этом онизаконодательно освобождаются от двух обязательных социальных страховок – страхованиена случай потери работы и пенсионного страхования.
Финансовой основой являютсяфонды социального страхования. В основе системы лежит принцип «один за всех ивсе за одного». Речь идет о взаимопомощи застрахованных, об объединении людей,подвергшихся определенному риску; распределив нагрузку равномерно на всех, онихотят ограничить тяжесть возможных последствий для отдельного человека. Своимивзносами они совместно финансируют страховые услуги и тем самым приобретаютправо на получение услуг при наступлении страхового случая. Размер обязательныхвзносов зависит от их доходов; пенсия и пособие по безработице (при наступлениистрахового случая) зависят от размера их взносов. Выплаты по перечисленнымвидам страхования производятся по одному принципу с одинаковым объемом услугдля всех застрахованных лиц. Сумма страховых взносов зависит от размеразаработной платы наемного работника и определяется процентной ставкойсоответствующего страхового фонда.
Чтокасается совокупной величины налоговой ставки социального страхования, то оназависит от вида выбранной работником больничной кассы и может варьироваться впределах 43–46% от величины начисленной ему зарплаты.
Страховые взносывыплачиваются совместно наемным работником и его работодателем в равныхсоотношениях. А вот взносы на страхование от несчастного случая на производствевыплачиваются в полном объеме работодателем. На нем же лежит и ответственностьпо ежемесячному отчислению всех взносов в больничные кассы, которыеперераспределяют поступившие средства в соответствующие социальные фонды иФедеральное агентство по труду.
Социальное страхование вГермании является обязательным и регулируется законом. Отметим, что средства,поступающие в фонды социального страхования за счет взносов, не достаточны дляпокрытия расходов на выплаты, так что государство регулярно субсидирует сферуобязательного социального страхования весьма крупными суммами.
Далеерассмотрим каждый из видов обязательного социального страхования.

2.Отдельные виды социального страхования
 
2.1Медицинское страхование
Системасоциального обязательного государственного медицинского страхования в Германии, былапредложена Канцлером Бисмарком в 1884 г. В основу ее заложен принципсолидарности, при котором все работающие вносят деньги в общую кассу, котораяполучила название больничной, а из нее оплачивается потом лечение и содержаниенуждающихся. Это означает, что взносы, за счет которых осуществляетсяфинансирование, увязываются с размером доходов застрахованных лиц, а вот егоуслуги одинаковы для всех страхователей.
При заключении трудового договора наемный работникобязан представить работодателю письменное подтверждение наличия медицинскогострахования в выбранной им на свое усмотрение государственной медицинскойкассе. При этом выбранная медицинская касса автоматически предоставляетстраховку на случай возникновения необходимости в уходе по болезни илистарости, так как этот вид социального страхования является обязательным длявсех лиц, постоянно проживающих на территории Германии.
В случае расторжения трудовых отношениймедицинское страхование, а также страхование на случай необходимости в уходе поболезни, инвалидности или старости сохраняется за заключившим страховой договорлицом. Взносы по этому виду страхования перенимает на себя «Agentur fürArbeit» по месту жительства застрахованного лица.
Современнаясистема обязательного социального медицинского страхования в Германии призванагарантировать заболевшему и членам его семьи сохранение привычного уровняжизни, ею охвачено 92% населения страны. Государство берет на себя толькозаконодательные и контролирующие функции, а исполнителями являютсясамостоятельные организации – «больничные кассы» и ассоциации врачей.Ежемесячный взнос платится в равных долях работодателем и работающим. «Больничнаякасса» управляется собранием представителей, включающим 50% работодателей и 50%работников. Размер взноса определяется общим собранием, в среднем он составляет13% от фонда оплаты труда. Взносы платятся при доходе больше 500 DM в месяц.Предельная сумма, с которой берутся взносы – 6000 DM в месяц.
В недалеком прошлом каждый человек, получавшийпособие по безработице – «Arbeitslosengeld», а далее – денежную помощь побезработице – «Arbeitslosenhilfe», имел право на индивидуальное медицинскоестрахование. Однако с 01.01.2005 ухудшившееся экономическое положение и связанноес этим изменение государственной политики изменили формы индивидуальногомедицинского страхования. В настоящее время при наличии хотя бы одногобезработного супруга в семье все ее члены пользуются семейным медицинскимстрахованием – «Familienkrankenversicherung». При этом выплата страховыхвзносов производится только работающим членом семьи. В случае, когда обасупруга получают пособие по безработице, они полностью освобождаются от выплатстраховых взносов. Эту обязанность перенимает на себя «Agentur für Arbeit».
Социальноеобязательное медицинское страхование предусматривает: диагностику ипрофилактику заболеваний; лечение в амбулаторных и стационарных условиях;снабжение лекарствами и вспомогательными средствами при амбулаторном истационарном лечении; выплату пособий в связи с временной утратойтрудоспособности. В Германии действует около 1200 больничных касс.
ВГермании существует также система частного медицинского страхования, которойохвачено 8% населения. Частным медицинским страхованием занимаются 52коммерческие страховые компании, в которых застраховано 7 млн. жителей, имеющихдоход более 6000 DM в месяц.

2.2Пенсионное страхование
Второй опорой социального страхования являетсяпенсионное страхование, введенное изначально в 1889 году в качестве страхованияна случай инвалидности и по старости. Оно базируется на принципе такназываемого «негласного договора поколений», который обязывает нынезарабатывающее поколение платить страховые взносы в пенсионные кассы в расчетена то, что грядущее поколение будет проявлять такое же попечение о нем самом. Этотвид социального страхования является обязательным для всех наемных работников ичастных предпринимателей, осуществляющих побочную «nebenberuflich»предпринимательскую деятельность и получающих основную часть выплат отведомства по труду. Частные предприниматели с полной занятостью«hauptberuflich» освобождены от заключения договора по государственномупенсионному страхованию.
Работодателии работающие по найму работники платят страховые взносы пополам, бизнесмены,имеющие собственное дело, и другие добровольно застрахованные лица платятвзносы в полном объеме.
Выплаты по пенсионной страховке производятся:
–         при достижении наемным служащимпенсионного возраста, как правило, 65 лет, и продолжаются до конца жизни;
–         в связи с приобретенной инвалидностью;
–         после тяжелого заболевания, когдасостояние здоровья несовместимо с дальнейшей работой на производстве.
Приэтом проводятся различия между пенсиями для застрахованных и пенсиями для вдови сирот при утрате кормильца. Функции пенсионного страхования берет на себяФедеральное ведомство страхования служащих.
 

2.3Страхование на случай необходимости ухода при болезни или по старости
Вцелях социального страхования риска необходимости ухода в середине девяностыхгодов было введено социальное страхование на случай необходимости ухода приболезни или по старости. Оно призвано обеспечить нуждающимся в уходе людям,которые ввиду тяжести их состояния зависят от солидарной поддержки, максимальносамостоятельную и самоопределяемую жизнь. По закону под защитой этогострахования находятся все застрахованные в рамках обязательного медицинскогострахования лица и постоянно проживающих в Германии. Застрахованные в частныхстраховых компаниях должны оформлять частную страховку на случай необходимостиухода при болезни или по старости.
«Pflegeversicherung» имеет большое значение вжизни любого человека, так как при наступлении инвалидности или тяжелогозаболевания, сопровождающегося необходимостью в уходе, а также по старости, нередкосопровождающейся немощным состоянием, человек не может покрыть самостоятельновсе возникающие в связи с этим расходы.
Функциисоциального страхования на случай необходимости ухода при болезни или постарости берут на себя больничные кассы. Страховые расходы осуществляются засчет взносов членов касс и работодателей. Размер страховых взносов зависит отдоходов страхователей.
 
2.4Страхование от несчастных случаев
Этастраховка является обязательной для наемных служащих, а также предпринимателейс неполной занятостью. Работодатель платит взносы напрямую компании-страховщикуот несчастного случая.
Обязательноестрахование от несчастных случаев является самостоятельной ветвью социальногострахования. Оно должно способствовать предотвращению несчастных случаев иснижению рисков их последствий. Для этого в рамках системы разрабатываютсяправила предупреждения несчастных случаев, оказывается содействиевосстановлению трудоспособности наемных работников, с которыми произошелнесчастный случай на производстве, и возмещаются расходы на лечениезастрахованных потерпевших. Право на получение страховки от несчастного случаядает также признанное в установленном порядке профессиональное заболевание.
Выплаты по страховке производятся с моментаприсвоения инвалидности в связи с произошедшим на производстве несчастнымслучаем или с возникновением заболевания, вызванного особыми условиями труда,несовместимыми с дальнейшей трудовой деятельностью без риска для здоровья.Например, аллергия на мучную пыль на хлебопекарном предприятии или на парыацетона при производстве химических препаратов. При наступлении страховогособытия:
–         служащему выплачивается пенсия в связис наступившей инвалидностью, как правило, до конца жизни или до моментавыздоровления согласно медицинскому заключению;
–         финансируется переобучение для переходана новую специальность;
–         оплачиваются все необходимые врачебныемероприятия, связанные с обследованием и диагностикой заболевания.
 
2.5Страхование от безработицы
Страхованиеот безработицы представляет собой третью основную опору германской системысоциального страхования. Как всякое страхование оно делает возможнойкомпенсацию риска в среде лиц, застрахованных от какого-то определенного случаянанесения ущерба. Солидарно уплаченные сообществом застрахованных страховыевзносы позволяют компенсировать ущерб, понесенный отдельным индивидуумом илигруппой лиц. Чем выше вероятность безработицы ввиду неблагоприятногопропорционального соотношения вакантных рабочих мест и ищущих работу людей, тембольше взносы, которые должны платить члены сообщества страхующихся от этойопасности людей.
Выплаты по этому виду социального страхованияначинаются с момента потери работы. При этом возможны два варианта:
работодатель по собственному желанию и наосновании законодательного положения расторгает с наемным работником трудовоесоглашение. После чего тот в течение неопределенного времени остается безрабочего места;
наемный работник сам выражает желаниерасторгнуть трудовое соглашение, не имея в перспективе определенного рабочегоместа.
Бывший работодатель обязан поставить визвестность государственную медицинскую кассу о расторжении трудового договора.Медицинская касса является основным представителем всех видов социальногострахования и через нее происходит дальнейшее перечисление взносов по остальнымсоциальным страховкам. Поэтому уволенному работнику рекомендуетсянезамедлительно обратиться в «Agentur für Arbeit» с извещением о потерерабочего места.
На основании этого ведомство по трудуприсваивает уволенному статус безработного и перенимает на себя оплатустраховых взносов по всем видам социального страхования. В противном случаеуволенный остается без медицинского и других необходимых видов социальногострахования.
Размервыплат по этому виду социального страхования зависит от срока выплаты и размеразаработной платы на последнем месте работы. Однако максимальнаяпродолжительность выплаты пособия по безработице составляет, как правило, небольше 12-ти месяцев. Если по истечении данного периода времени безработному таки не удалось найти новое место работы, в силу вступает Закон о социальномпособии «Hartz 4‑Gesetz». Страхование на случай потери работы теряет силуи дальнейшие выплаты по этой страховке прекращаются.
Пособиепо безработице. Если не удается сразу трудоустроить ищущих работу людей, то приопределенных условиях им выплачивается пособие по безработице из средствстрахования от безработицы. Право на получение пособия имеют безработныенаемные работники, зарегистрировавшиеся в этом качестве в Ведомстве по вопросамтруда, работавшие минимум двенадцать месяцев из последних трех лет и платившиевзносы в кассы обязательного социального страхования (военнослужащие ипроходящие альтернативную гражданскую службу – минимум десять месяцев, сезонныерабочие – минимум шесть месяцев).
Безработнымисчитаются наемные работники, временно не имеющие работы продолжительностьюсвыше 15 часов в неделю, и ищущие возможность трудовой занятости по крайнеймере пятнадцать часов в неделю с обязательной уплатой взносов в кассы социальногострахования. Они должны активно искать рабочее место, доказать наступившуюнетрудоспособность, быть в неограниченном распоряжении рынка труда и проявлятьготовность к работе, приемлемым образом компенсирующей заработок, которого онилишились. При определенных условиях Ведомство по вопросам труда возмещаетповышенные расходы на обеспечение жизненных потребностей, например, в формевыплаты подъемных, финансовой помощи на переходный период до первой зарплаты,пособия на покупку рабочей одежды и рабочих инструментов, долевого участия врасходах на транспорт, надбавки к зарплате при длительной работе не по местужительства и расходов на переезд. Оно или выплачивает дотации, или берет всерасходы на себя.
Ведомствопо вопросам труда страхует получателей пособия и помощи по безработице илиматериальной помощи в системе обязательного медицинского и пенсионногострахования, а также страхования на случай необходимости ухода при болезни илив старости.
Сроквыплаты пособия по безработице зависит от продолжительности работы собязательной уплатой страховых взносов в последние семь лет и возрастаиндивидуума в момент, когда у него появилось право на получение пособия. Этоправо не может быть удовлетворено, если после его появления прошло четыре года.Оно утрачивается также при достижении 65 лет.
Размерпособия по безработице зависит от средней номинальной недельной зарплаты лица(подлежащего обязательному страхованию) в последние 52 рабочие недели (усезонных рабочих – 26 недель) до появления права на него. Из этой недельнойноминальной зарплаты вычитаются взносы, уплачиваемые обычно в кассы социальногострахования. Безработные, имеющие минимум одного ребенка, получают в качествепособия по безработице 67% от этой расчетной «чистой» зарплаты, остальныебезработные – 60%. Если безработный в период, когда ему положено по законупособие по безработице, занимается менее 15 часов в неделю подработками, тополучаемый им таким образом дополнительный доход за вычетом налогов, взносов вкассы социального страхования, расходов на рассылку резюме, а также необлагаемой налогами суммы в размере 20% от месячного пособия по безработицеили, соответственно, минимальной суммы прибавляется к пособию по безработице.
Втех случаях, когда безработные не выполняют свои обязанности, их могут на времяили полностью лишить пособия по безработице.

Заключение
Анализируя вышеизложенное, сделаем краткиевыводы.
Стержнем системысоциального обеспечения в Германии является обязательное социальноестрахование, основы которого были созданы в Германии в конце XIX в. О. Бисмарком.
Финансовой основой являютсяфонды социального страхования. В основе системы лежит принцип «один за всех ивсе за одного». Речь идет о взаимопомощи застрахованных, об объединении людей,подвергшихся определенному риску; распределив нагрузку равномерно на всех, онихотят ограничить тяжесть возможных последствий для отдельного человека. Своимивзносами они совместно финансируют страховые услуги и тем самым приобретаютправо на получение услуг при наступлении страхового случая.
Система социального страхования в ФРГхарактеризуется совокупностью мер, призванных обеспечить экономическое исоциальное существование различных групп населения перед такими общимиопасностями, как несчастный случай, болезнь, инвалидность и старость, безработицаи смерть кормильца.
Деятельностьведомств, осуществляющих мобилизацию средств на финансирование социальныхпрограмм, регламентируется законодательными актами. Социальное страхованиеосуществляется по следующим направлениям: пенсионное страхование, страхование побезработице, обязательное медицинское страхование (включая пенсии поинвалидности), страхование от несчастных случаев, страхование на случайнеобходимости ухода при болезни или по старости.
Функции по сбору отчислений (кроме страхованияот несчастных случаев), учету и контролю за поступлением средств навышеуказанные виды страхования возложены на больничные кассы.
Базой для исчислений взносов являетсязаработная плата. Тариф взносов определяется законом на федеральном ирегиональном (земельном) уровнях. Плательщиками взносов являются как работодатели,так и наемные работники.

Список использованной литературы
 
1.  Бабич А.М. Социальное страхование в России и зарубежом: Учебное пособие. / А.М. Бабич, Е.В. Егоров, Е.Н. Жильцов.– М.: Издательство РАГС, 1998.
2.  Ламбаева И.А. Социальная работа за рубежом.Учебное пособие. / И.А. Ламбаева. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2000.
3.  Милославская Л.В. Внебюджетные фонды / Л.В. Милославская //Российский налоговый курьер. – 2001. – №3.
4.  Навара И. Социальное страхование в Германии / И. Навара //Русская Германия. – 2006. – №161.
5.  Современная социальная политика: российско-германскоесравнение. // Человек и труд. – 2004. – №4.
6.  Социальная модель государства: опыт стран Европы и выборсовременной России // Аналитическийвестник Совета Федерации ФС РФ. – 2006. – №6 (294).