Система, структура и кадры прокуратуры

Содержание
Введение. 2
1. Система и структура органов прокуратуры… 4
2. Кадры органов прокуратуры… 18
Заключение. 20
Список литературы… 21
Введение
Тема даннойконтрольной работы – «Система и структура органов прокуратуры РоссийскойФедерации».
Отметим, чтоорганы прокуратуры занимают одно из ключевых мест в системе отечественныхправоохранительных институтов. Они были учреждены в России еще в 1722 г. какинструмент надзора за работой чиновников и защиты гражданских прав.
Этопредназначение прокуратуры сохранялось практически на всех этапах еесуществования.
Современнаяпрокуратура — самостоятельная централизованная система государственных органов.
Ееорганизационно-правовое положение определено ст.129 Конституции РоссийскойФедерации.
Правовоеположение органов прокуратуры определено Федеральным законом от 17 января 1992г. «О прокуратуре Российской Федерации»[1].
Всоответствии с ним органы прокуратуры призваны обеспечивать верховенствозакона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека игражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.
Этатриединая задача определяет смысл и государственно-правовое содержаниедеятельности органов прокуратуры.
Они должныиспользовать весь арсенал предоставленных им юридических средств для того,чтобы все государственные органы, органы местного самоуправления, общественныеобъединения, органы военного управления, органы контроля, органы управлениякоммерческих и некоммерческих организаций действовали в строгом соответствии сКонституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, в пределахобязанностей и прав, предоставленных им законом.
Должнырешительно пресекаться всякие попытки установления различного рода местническойили ведомственной законности, игнорирования требований законов РоссийскойФедерации.
Итак, цельюданной контрольной работы является рассмотрение системы, структуры и кадроворганов прокуратуры.
Принаписании контрольной работы нами были использованы работы таких авторов какАртамонова Е., Басков В.И., Власов А.А., Воронцов С.А., Скуратов Ю.И., ЛукичевЮ.А., Вахмистрова С.И., Семенов В.М., Винокуров Ю.Е., Рохлин В.И., Дворянский А.М.
1. Система и структура органов прокуратуры
Системапрокуратуры Российской Федерации такова:
Генеральнаяпрокуратура Российской Федерации;
отделыГенеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах;
прокуратурысубъектов Российской Федерации;
прокуратурыгородов и районов;
специализированныепрокуратуры;
научные,образовательные и иные учреждения (в том числе бытового и хозяйственногоназначения), необходимые для решения возложенных на органы прокуратуры задач иобеспечения их нормальной деятельности[2].
Дляназванной выше системы органов прокуратуры характерен признак единства ицентрализации.
Этоважнейший принцип организации прокуратуры.
Он означает:
единствоцелей и задач органов прокуратуры;
подчиненностьпрокуроров исключительно вышестоящим прокурорам, а всей системы этих органов — Генеральному прокурору Российской Федерации;
независимостьорганов прокуратуры при осуществлении своих полномочий от иных органовгосударственной власти, органов местного самоуправления и общественныхобъединений;
подчинениеорганов прокуратуры только закону;
единствоправовой регламентации организации и деятельности органов прокуратуры;
общность формыпрокурорского реагирования на выявленные нарушения законности;
единыетребования, предъявляемые к работникам прокуратуры.
Генеральнаяпрокуратура Российской Федерации — федеральный орган государственной власти,выполняющий две основные задачи:
оперативноеруководство деятельностью органов прокуратуры;
непосредственноеисполнение особо важных и наиболее ответственных функций прокуратуры.
В содержаниедеятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации по руководствусистемой прокуратуры входит широкий круг вопросов, связанных с поддержаниемединства прокурорской практики:
осуществлениеанализа состояния законности в Российской Федерации и на этой основе внесениепредложений Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию РоссийскойФедерации об укреплении законности;
обеспечениевыполнения органами прокуратуры возложенных на них функций;
обобщение ираспространение положительного опыта прокурорской деятельности;
контроль задеятельностью прокуратур по надзору за исполнением законов и остальнымнаправлениям деятельности;
осуществлениеметодического руководства надзорной деятельностью нижестоящих прокуратур;
ведениевопросами подбора, расстановки и подготовки прокурорских работников;обеспечение исполнения законодательства о службе в органах прокуратуры;
организацияматериально-технического и финансового обеспечения органов и учрежденийпрокуратуры и реализация других управленческих полномочий.
Наряду сэтим Генеральная прокуратура Российской Федерации:
осуществляетнадзор за соблюдением законов федеральными органами исполнительной власти;
расследуетнаиболее важные дела;
участвует взаседаниях Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного СудаРоссийской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
При Генеральномпрокуроре Российской Федерации действует Координационное совещаниеруководителей правоохранительных органов федерального уровня.
ВозглавляетГенеральную прокуратуру Российской Федерации Генеральный прокурор РоссийскойФедерации. Он назначается на должность и освобождается от должности СоветомФедерации Федерального Собрания Российской Федерации по предложению ПрезидентаРоссийской Федерации[3].
Кисключительной компетенции Генерального прокурора Российской Федерации отнесенысоздание и ликвидация органов прокуратуры, назначение на должность иосвобождение от должности прокуроров.
При этомназначение прокуроров субъектов Российской Федерации осуществляется посогласованию с субъектами Российской Федерации.
Первыйзаместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерацииназначаются на должность и освобождаются от должности Советом ФедерацииФедерального Собрания Российской Федерации по представлению Генерального прокурораРоссийской Федерации.
ВГенеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составеГенерального прокурора Российской Федерации (председатель), его первогозаместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников,назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации.
СтруктуруГенеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления,управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений):
по надзоруза соблюдением федерального законодательства;
по надзоруза расследованием преступлений органами прокуратуры;
по надзоруза процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции;
по надзоруза процессуальной деятельностью органов безопасности;
пообеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами;
пообеспечению участия прокуроров в гражданском арбитражном процессе;
по надзоруза исполнением уголовных наказаний;
по надзоруза соблюдением законодательства в сфере оборота наркотиков.
Образованытакже организационно-контрольное управление, управление правового обеспечения,управление кадров, финансово-хозяйственное управление и некоторые другиеподразделения.
Начальникиглавных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшимипомощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками Генерального прокурора Российской Федерации.
В главныхуправлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуророви прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, атакже старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важнымделам и их помощников.
Генеральныйпрокурор Российской Федерации имеет: советников, старших помощников и старшихпомощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусуначальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статускоторых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
Первыйзаместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации имеютпомощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусузаместителей начальников управлений.
ВГенеральной прокуратуре Российской Федерации действует такженаучно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных сорганизацией и деятельностью органов прокуратуры.
ПриГенеральной прокуратуре Российской Федерации состоят Научно-исследовательскийинститут проблем укрепления законности и правопорядка, который призванразрабатывать проблемы организации борьбы с преступностью по различнымнаправлениям, и Институт усовершенствования следственных работников (г.Санкт-Петербург), в котором проходят обучение следователи органов прокуратуры ивнутренних дел, руководители органов дознания и предварительного следствия[4].
ОтделыГенеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах являютсясамостоятельными структурными подразделениями Генеральной прокуратуры иразмещаются непосредственно в центрах федеральных округов[5].
Они призваныобеспечить исполнение на территории соответствующего федерального округаположений Конституции Российской Федерации и других федеральных законов в сферегосударственного строительства и федерализма.
Основныенаправления деятельности отделов Генеральной прокуратуры по федеральнымокругам:
координациядеятельности правоохранительных органов субъектов Российской Федерации,находящихся в пределах округа, по борьбе с преступностью;
надзор заисполнением законов созданными в округе федеральными структурами исполнительнойвласти, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствиемзаконам издаваемых ими правовых актов;
надзор засоблюдением прав и свобод человека и гражданина созданными в округефедеральными органами и их должностными лицами;
надзор заисполнением законов федеральными структурами, осуществляющими предварительноерасследование, дознание и оперативно-розыскную деятельность;
расследованиеуголовных дел о наиболее опасных и общественно значимых преступлениях;
участие вправотворческой деятельности.
Отделы вфедеральных округах возглавляют начальники управлений — старшие помощникиГенерального прокурора Российской Федерации.
Отделы вфедеральных округах пользуются всеми предусмотренными в Федеральном законе«О прокуратуре Российской Федерации» полномочиями, вытекающими изорганизационного построения прокурорской системы.
По вопросам,относящимся к их ведению, они вправе:
проводитьпроверки исполнения законов созданными в округе федеральными структурамиисполнительной власти, органами контроля, их должностными лицами, законностииздаваемых ими правовых актов, а также правовых актов субъектов РоссийскойФедерации;
осуществлятьрасследование уголовных дел;
направлятьпоручения прокурорам субъектов Российской Федерации, находящимся в пределахокруга, о проведении проверок исполнения законов и законности правовых актов,расследовании уголовных дел и проверке материалов;
запрашиватьиз органов контроля и управления статистические и иные сведения, а изпрокуратур субъектов Российской Федерации дополнительно к ним — протесты,представления, информацию и другие документы, необходимые для анализа,организации и осуществления прокурорского надзора;
проверятьорганизацию работы прокуроров субъектов Российской Федерации по надзору заисполнением законов в сфере государственного строительства и федерализма, а попоручению Генерального прокурора Российской Федерации — по остальнымнаправлениям деятельности;
истребоватьиз прокуратур субъектов Российской Федерации взятые на контроль материалы иуголовные дела, давать по ним указания, отменять (за исключением решений,принятых прокурорами субъектов Российской Федерации) необоснованные решения, ав случае необходимости — принимать к своему производству;
совместно суправлением кадров участвовать в подборе кадров и создании резерва прокуратурсубъектов Российской Федерации, а также приравненных к ним прокуратур;разрабатывать предложения по совершенствованию структуры, штатной численностиэтих прокуратур.
Деятельностьотделов осуществляется во взаимодействии с полномочными представителямиПрезидента Российской Федерации в федеральных округах, а также в координации ссозданными в округах правоохранительными органами федерального уровня.
Отделы вфедеральных округах не заменяют других подразделений центрального аппарата Генеральнойпрокуратуры Российской Федерации, а взаимодействуют с ними в пределах предметовведения и полномочий.
Равно данныеподразделения не подменяют прокуратуры субъектов Российской Федерации.
Онивмешиваются только тогда, когда для устранения нарушений законности полномочийпрокурора субъекта Российской Федерации недостаточно или имеются иные причины иобстоятельства.
Прокуратурысубъектов Российской Федерации, прокуратуры районов и городов образуюттерриториальные органы прокуратуры Российской Федерации.
Ихпространственная компетенция распространяется на территорию соответствующихгосударственных образований и административно-территориальных единиц.
В рамкахэтой пространственной компетенции они выполняют и реализуют все функции иполномочия органов прокуратуры, за исключением тех из них, которые относятся кпредмету вышестоящих органов прокуратуры или специализированных прокуратур.
Прокуратурыреспублик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городовМосквы и Санкт-Петербурга возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеютпервых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокуроромРоссийской Федерации.
В составепрокуратур субъектов Российской Федерации образуются управления и отделы,начальники и заместители начальников которых назначаются на должность иосвобождаются от нее прокурорами, возглавляющими эти прокуратуры, и являютсясоответственно их старшими помощниками и помощниками.
В названныхпрокуратурах имеются старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов,следователи по особо важным делам и старшие следователи, которые назначаются надолжность и освобождаются от нее соответствующими прокурорами.
Прокурорыреспублик, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут иметь помощников по особымпоручениям.
Прокуратурыгородов и районов возглавляют соответствующие прокуроры, у которых имеютсяпервый заместитель, заместители, старшие помощники и помощники прокуроров,прокуроры-криминалисты, следователи по особо важным делам, старшие следователии следователи.
По решениюГенерального прокурора Российской Федерации в прокуратурах городов и районовмогут быть образованы функциональные отделы.
Специализированныепрокуратуры создаются для осуществления функций прокуратуры в определеннойсфере общественной жизни или по соответствующим направлениям прокурорскогонадзора.
К числутаких специализированных прокуратур относятся:
органывоенной прокуратуры;
транспортныепрокуратуры;
прокуратурыпо надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях;
прокуратурызакрытых административно-территориальных образований;
природоохранныепрокуратуры[6].
Органывоенной прокуратуры выполняют задачи прокуратуры в Вооруженных Силах РоссийскойФедерации, других войсках и воинских формированиях (во внутренних войсках, впограничных войсках, войсках правительственной связи и др.).
В этой связиони осуществляют общий надзор за точным и единообразным исполнением законов, надзорза исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия,производимых в воинских частях и учреждениях.
Органывоенной прокуратуры производят также расследование преступлений, совершенныхвоеннослужащими, служащими военных учреждений и организаций, поддерживаютгосударственное обвинение в военных судах, участвуют в рассмотрении судамигражданских и арбитражных дел, надзирают в стадии исполнения приговоров,определений и постановлений военных судов.
Органывоенной прокуратуры обладают в пределах своей компетенции полномочиями,определенными Федеральным законом «О прокуратуре РоссийскойФедерации».
Работникивоенной прокуратуры уполномочены:
участвоватьв заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военногоуправления;
назначатьвневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаютсяпо постановлению прокурора органами военного управления, где состоят надовольствии проверяемые воинские части и учреждения;
беспрепятственновходить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений,организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ ких документам и материалам;
проверятьзаконность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих нагауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленноосвобождать незаконно содержащихся там лиц;
требоватьобеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых игарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных подстражу соответственно воинскими частями, военными комендантами, караулами поконвоированию уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РоссийскойФедерации.
В системуорганов военной прокуратуры входят Главная военная прокуратура, военныепрокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения,Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры,приравненные к прокуратурам городов и районов.
В военныхпрокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и районов, по решениюГлавного военного прокурора могут создаваться прокурорские,прокурорско-следственные и следственные участки.
Образование,реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса,компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокуроромРоссийской Федерации.
Органывоенной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РоссийскойФедерации — Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органоввоенной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров,проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издает приказы иуказания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.
Главныйвоенный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старших помощниковпо особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальниковуправлений, и помощников по особым поручениям, статус которых соответствуетстатусу заместителей начальников управлений.
СтруктуруГлавной военной прокуратуры образуют управления, отделы, канцелярии и приемная.
Начальникиуправлений и самостоятельных отделов являются старшими помощниками, а ихзаместители, начальники отделов в составе управлений, канцелярии и приемной — помощниками Главного военного прокурора.
Вуправлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров ипрокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, атакже старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важнымделам.
В Главнойвоенной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора(председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), другихпрокурорских работников.
Персональныйсостав коллегии утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации попредставлению Главного военного прокурора.
Транспортныепрокуратуры действуют на правах районных прокуратур и входят в составпрокуратуры соответствующего субъекта Российской Федерации.
Они впределах своей компетенции надзирают за законностью правовых актов иисполнением законов предприятиями, организациями и учреждениями транспортногокомплекса, а также органами дознания и предварительного следствия натранспорте.
В функциитранспортных прокуратур, приравненных к прокуратурам районов, входят такжерасследование определенной категории дел о преступлениях, поддержаниегосударственного обвинения по данной категории дел в судах.
Прокуратурыпо надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях действуют направах межрайонных и входят в состав прокуратур субъектов Российской Федерации.
Основной ихзадачей является обеспечение законности в исправительных учреждениях,находящихся на территории республики, края или области (исправительныхколониях, колониях-поселениях, тюрьмах, лечебных исправительных учреждениях,воспитательных колониях).
На названныепрокуратуры наряду с этим возложены обязанности по расследованию уголовных дело преступлениях, совершенных осужденными в местах лишения свободы, а равносотрудниками этих учреждений при осуществлении служебной деятельности.
Они женадзирают за исполнением законов при рассмотрении судами уголовных игражданских дел, поддерживают обвинение в судах по уголовным делам, даютзаключения по гражданским делам, а также по делам об условно-досрочномосвобождении осужденного от отбывания наказания, о замене наказания болеемягким и досрочном освобождении осужденного по болезни.
Вовзаимодействии с территориальными прокуратурами прокуроры по надзору заисполнением законов в исправительных учреждениях осуществляют надзор засоблюдением законов о трудовом и бытовом устройстве лиц, освобожденных из местлишения свободы, об осуществлении административного надзора, установленного залицами, представляющими повышенную общественную опасность.
Прокуратурызакрытых административно-территориальных образований осуществляют функциипрокуратуры в территориальных образованиях, в пределах которых расположеныпромышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизацииоружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов,военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасногофункционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условияпроживания граждан (закрытые административно-территориальные образования — ЗАТО).
Прокурорскийнадзор в ЗАТО распространяется на деятельность органов местного самоуправления,предприятий, организаций, учреждений, расположенных в ЗАТО, органов дознания ипредварительного следствия, действующих в этих территориальных образованиях.
ПрокуратурыЗАТО ведут расследование по уголовным делам, отнесенным к ведению прокуратуры,поддерживают в судах государственное обвинение по делам о преступлениях,совершенных на особо режимных объектах, участвуют в принятии по ним законных исправедливых приговоров и других судебных решений.
ПрокуратурыЗАТО входят в состав прокуратур субъектов Российской Федерации. ПрокуратурыЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байконур» подчинены Генеральнойпрокуратуре Российской Федерации.
Задачейприродоохранных прокуратур является обеспечение экологической безопасности.
Онинепосредственно борются с бесхозяйственным отношением к природным богатствам, сзагрязнением атмосферного воздуха, земель и водных источников.
В качестве приоритетныхнадзорных направлений их деятельности выступают следующие:
засоблюдением законов об охране окружающей природной среды, атмосферного воздуха,особо охраняемых природных территорий, о рациональном использовании земель,недр, лесов, вод, животного мира, санитарно-эпидемиологическом благополучиинаселения, радиационной безопасности и защите от чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера;
засоблюдением конституционных прав человека и гражданина на благоприятнуюокружающую среду;
зазаконностью правовых актов, издаваемых представительными и исполнительнымиорганами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны окружающей природнойсреды и природопользования;
зазаконностью и полнотой мер, принимаемых контролирующими органами при выявлениии пресечении экологических правонарушений;
зазаконностью судебных решений и постановлений по уголовным, гражданским иарбитражным делам в экологической сфере;
зарассмотрением судами исков (заявлений) и поддержание государственного обвиненияпо уголовным делам, за расследованием которых осуществлялся надзор;
зарасследованием экологических преступлений[7].
Природоохранныепрокуратуры созданы по принципу межрайонных прокуратур. Руководство и контрольза их деятельностью осуществляют прокуроры республик, краев, областей по местуих нахождения.
В системуприродоохранных прокуратур входят также региональные природоохранныепрокуратуры, например Волжская, которые действуют на правах прокуратурсубъектов Российской Федерации.
На этипрокуратуры, помимо обязанностей, о которых шла речь выше, возлагаются такжефункции по координации деятельности специализированных прокуратур,расположенных на территории региона, по вопросам надзора за исполнениемприродоохранного законодательства.
2. Кадры органов прокуратуры
Служба ворганах прокуратуры представляет собой разновидность федеральнойгосударственной службы.
Всепрокурорские работники являются государственными служащими государственнойслужбы Российской Федерации.
Прокурорамии следователями прокуратуры могут быть граждане Российской Федерации, имеющиевысшее юридическое образование, обладающие необходимыми профессиональными иморальными качествами и способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемыена них служебные обязанности.
На должностипрокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица немоложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органахпрокуратуры не менее трех лет.
На должностипрокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроровназначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором илиследователем в органах прокуратуры не менее пяти лет.
Лицам,принятым на службу в органы прокуратуры, присваивается классный чин, выдаетсяслужебное удостоверение, они обеспечиваются бесплатным форменнымобмундированием.
Работникаморганов прокуратуры присваиваются следующие классные чины:
младшийюрист,
юрист 3-гокласса,
юрист 2-гокласса,
юрист 1-гокласса,
младшийсоветник юстиции,
советникюстиции,
старшийсоветник юстиции,
государственныйсоветник юстиции 3-го класса,
государственныйсоветник юстиции 2-го класса,
государственныйсоветник юстиции 1-го класса,
действительныйгосударственный советник юстиции.
Сотрудникивоенной прокуратуры имеют воинские звания юстиции.
Работникипрокуратуры, имеющие классные чины, имеют право на хранение и ношениеслужебного оружия.
Его виды ипорядок выдачи утверждены постановлением Правительства Российской Федерации.
Заключение
Анализ нормприводит к выводу, что прокуратура занимает в государственном аппарате особоеместо, не относясь ни к судебной, ни к исполнительной власти.
Онавыполняет роль одного из элементов системы «сдержек и противовесов» вотношениях между законодательной, судебной и исполнительной властями,обеспечивая устранение нарушений законов, от кого бы они ни исходили.
В этомсостоит регулятивная функция прокуратуры в общественных отношениях.
Список литературы
1.        Федеральный закон от 17 января 1992 г. «О прокуратуре РоссийскойФедерации» № 2202-1 // Консультант Плюс.
2.        Артамонова Е. Новый ГПК: статус прокурора // Законность, № 3, 2003. –174 с.
3.        Басков В.И. Курс прокурорского надзора. –М.: ЗЕРЦАЛО, 2004. – 278 с.
4.        Власов А.А. Настольная книга прокурора / Под ред.С.И. Герасимова. –М.,2002. – 268 с.
5.        Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы РоссийскойФедерации. История и современность. –Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. –2684с.
6.        Комментарий к Федеральному закону ” О прокуратуре РоссийскойФедерации” от 17 ноября 1995 г. с приложением ведомственных нормативных актов/ Под. общ. ред. ген. прокурора Ю.И. Скуратова. –М., 1998. – 192 с.
7.        Лукичев Ю.А., Вахмистрова С.И. Правоохранительные органы РоссийскойФедерации. – СПб., 2000. – 310 с.
8.        Правоохранительные органы Российской Федерации. /Под ред. Ю.И. Скуратова,В.М. Семенова. – М.: Юридическая литература, 1998. – 266 с.
9.        Прокурорский надзор: Учебник/Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова.– М.: Юрайт-М, 2001. – 314 с.
10.      Рохлин В.И., Дворянский А.М. Прокурорский надзор. – СПб., 2006. – 292 с.