Система управления сферой здравоохранения

Содержание
Введение
1. Теоретические обоснования системы управления сферойздравоохранения
1.1 Понятия системы здравоохранения
1.2 Нормативно-правовая база системы управленияздравоохранением
1.3 Проблемы управления сферойздравоохранения
2. Анализ сферы здравоохранения на примере области
2.1 Характеристика системы управлениясферой здравоохранения
2.2 Анализ механизмов управления сферойздравоохранения
2.3 Проблемы (практического характера).Сопоставление теоретической и практической проблемы
2.4 Рекомендации по преодолению проблем в регионе
ЗаключениеВведение
Здравоохранение — это система социально-экономическихотношений, обеспечивающая доступность гарантированного объема медико-социальнойпомощи населению.
Современным объективным условием существования,функционирования и развития сферы медицинской деятельности является здравоохранение,которое, как считают большинство специалистов, исследующих данную тему, представляетсобой целостную организационную систему.
В современном обществе здравоохранениеиграет очень важную роль. Здравоохранение является важнейшей составляющей социальнойсферы, является одним из определяющих условий жизнедеятельности человеческого общества.Во многом, здравоохранение обеспечивает качество жизни населения.
Регулятором здравоохранения в областиявляется Департамент по здравоохранению, который осуществляет координацию и регулированиедеятельности унитарных предприятий и государственных организаций здравоохраненияобласти.
Тема данной работы является достаточноинтересной и необходимой, так как здравоохранение, это такая отрасль без которойсложно выжить в наши дни. Отдельные аспекты данной проблемы получают освещение всредствах массовой информации и работах исследователей, но комплексного подходапо изучению этого вопроса нет. Именно поэтому данное исследование действительноактуально и необходимо.
Целью моей работы является изучить системууправления в сфере здравоохранения области.
Чтобы достичь поставленной цели необходимовыполнить следующие задачи:
1. Выявить сущность понятий регионального управления и сферы здравоохранения.
2. Узнать какие законодательные акты регулируют сферу здравоохранения.
3. Изучить теоретические проблемы, касающиеся управления сферой здравоохранения.
4. Охарактеризовать Тюменскую область с точки зрения данного вопроса.
5. Проанализировать механизмы управления в сфере здравоохранения.
6. Выяснить проблемы системы здравоохранения в области.
7. Дать рекомендации по устранению проблем в изучаемом вопросе.
Объектом данной работы является Тюменскаяобласть, а предметом является региональное управление сферой здравоохранения области.
1. Теоретические обоснования системы управления сферойздравоохранения1.1 Понятия системы здравоохранения
Здравоохранение — совокупность мер политического,экономического, правового,социального, культурного,научного, медицинского,санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранениеи укрепление физического и психического здоровья каждогочеловека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинскойпомощи в случае утраты здоровья.Для осуществления этих мер создаются специальные социальные институты.
Здравоохранение — это система и каждодневнаяреальность жизнеобеспечения нации и каждого конкретного человека, это один из важнейшихинститутов безопасности нации, это высший приоритет цивилизованного государства.[1]
Здравоохранение, как и большинство социальныхотраслей, является еще и стратегической отраслью. Низкий уровень ее развития можетпривести к деградации населения и социальным беспорядкам. Именно такая стратегическаязначимость отрасли требует приоритетного отношения к ней со стороны государства.
Кроме того, провозглашенный лозунг- борьба с бедностью — никак не может быть реализован без значительного увеличениярасходов на здравоохранение, физическую культуру и социальное обеспечение. Причемдолжны увеличиваться расходы как государственные, так и негосударственные.
Система управления — это состав и номенклатура управленческихорганов и должностей. Некоторые авторы под организационной структурой понимают лишьаппарат управления предприятием. Большинство же авторов учитывает взаимосвязи междуэлементами, и система управления определяется как: «конструкция» организационнойсистемы, характеризующая состав, взаимосвязь звеньев управления и исполнения (объектаи субъекта управления); строение управляющей системы, способ ее внутренней организации,связи элементов субъекта управления между собой (порядок расположения, соподчиненностьотдельных звеньев управленческого аппарата — отделов, групп, бюро), позволяющиевыполнять необходимые функции управления; элементы системы, их связи, ее целостныесвойства если они так или иначе обеспечивают устойчивое существование системы; составэлементов, их права, ответственность и взаимосвязи по реализации задач управленияобъектом; взаимоотношения подразделений и должностей в организации, распределениеролей, полномочий, ответственности, а также функциональной и технологической связей,возникающих в процессах управления. [2]
Общее руководство здравоохранением, как сказано в Основах, осуществляютПрезидент и Правительство.
Образована Правительственная комиссия по охране здоровья граждан.Положение о ней утверждено постановлением Правительства РФ от 29 марта 1999 г. Это координационный орган, созданный для согласования деятельности органов исполнительной властина федеральном и региональном уровнях и организаций, отвечающих за проведение государственнойполитики в области охраны здоровья. Комиссия сотрудничает с общественными и религиознымиобъединениями. Ее основными задачами являются разработка предложений по формированиюи осуществлению единой государственной политики в области охраны здоровья, координациядеятельности по разработке федеральных и иных программ; анализирует ситуацию, складывающуюсяв сфере охраны здоровья, запрашивает и получает у соответствующих органов и учрежденийинформацию о состоянии здоровья населения и на этой основе дает рекомендации посовершенствованию их деятельности.
На федеральном уровне управление в сфере охраны здоровья осуществляетМинистерство здравоохранения РФ (далее — Минздрав). В соответствии с Указом ПрезидентаРФ от 14 августа 1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти»были упразднены Министерство здравоохранения и медицинской промышленности и Государственныйкомитет по санитарно-эпидемиологическому надзору, и на их основе создано новое министерство.Положение о нем утверждено постановлением Правительства РФ от 3 июня 1997 г. В систему Минздрава входят его территориальные органы (зональные управления специализированныхсанаториев), государственные лечебно-профилактические, образовательные учреждения,фармацевтические и аптечные предприятия, центры государственного санитарно-эпидемиологическогонадзора, службы материально-технического обеспечения и т.д.
В субъектах Федерации нет единообразия форм органов управленияздравоохранением: действуют министерства, департаменты, главные управления, отделыздравоохранения и т.п. Задачи и функции этих органов сходны с теми, что решает МинздравРоссии, но с учетом региональных особенностей.
Помимо органов управления здравоохранением государственные функциив этой сфере осуществляют другие органы, имеющие в своем ведении учреждения здравоохранения.Медицинские службы входят в структуру 23 министерств и ведомств (Минобороны, ФСБ,МВД и др.).
Учреждения здравоохранения, занимающиеся непосредственно медицинскимобслуживанием граждан и обеспечением санитарно-эпидемиологического обслуживания,делятся на два вида в зависимости от условий предоставления медицинской помощи:стационарные и амбулаторные. Основными типами таких учреждений являются лечебно-профилактические,аптечные, санитарно-профилактические, судебно-медицинские.
Конкретных разновидностей медицинских учреждений довольно много:больницы, поликлиники, родильные дома, станции скорой медицинской помощи, медико-санитарныечасти при предприятиях.
Учреждения государственной системы здравоохранения, как правило,находятся в ведении вышестоящих органов управления здравоохранением, направляющихи контролирующих их деятельность. Руководители таких учреждений назначаются на должностьи освобождаются от нее вышестоящими органами здравоохранения.
Муниципальные и частные учреждения здравоохранения, будучи неподведомственныгосударственным органам управления здравоохранением, тем не менее подконтрольныим в вопросах качества медицинского обслуживания, соблюдения правовых актов, общихдля всех учреждений здравоохранения.1.2 Нормативно-правовая база системы управления здравоохранением
Конституция РФ провозгласила Россию правовым, социальным государством,в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а государствогарантирует охрану и защиту основных прав, определяет некоторые рамки социальногоблагополучия населения. Одним из важнейших прав граждан России признано право наохрану здоровья и медицинскую помощь, которое зафиксировано в ст.41 КонституцииРФ. Оно рассматривается как неотъемлемое, принадлежащее каждому человеку от рождения,и его реализация приобретает особое значение в условиях современных социально-экономическихреалий Российской Федерации.
Законодательство, обеспечивающее реализацию указанного социальногоправа граждан, именуют законодательством о здравоохранении. Буквально слово«здравоохранение» трактуется как «охрана здоровья населения, предупреждениеи лечение болезней, поддержание общественной гигиены и санитарии». Еще в первойполовине прошлого века видный ученый, профессор Н.И. Гуревич писал: «Врачебныеконтингенты, не инструктированные в юридических нормах своей профессии во времяпрохождения академического курса, когда становятся лицом к лицу с многообразиеми сложностью практической деятельности врача, не могут не испытывать серьезных затрудненийи нередко тягостных переживаний» [3]Действительно, принимаемые в практической деятельности врача решения, далеко невсегда правомерны и могут привести к трагическим последствиям не только для пациента,но и для самого врача. Однако, начиная разговор о законодательстве о здравоохранении,стоит сразу оговориться, что оно носит ярко выраженный межотраслевой характер. Видитсядовольно ясная картина его деления на многие категории, из анализа которых, мы можемуяснить многоотраслевой характер норм здравоохранительного законодательства. Так,Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 «О классификаторе правовых актов»[4],в части Классификатора «140.000.000 Здравоохранение. Физическая культура испорт. Туризм» выделяет множество разделов здравоохранительного законодательства,наглядно иллюстрирующих суждение еще дореволюционных авторов, верное и сегодня,о «комплексном врачебном праве, как отрасли законодательства, состоящей изтрех частей: социально-санитарного, врачебно-лечебного законодательства и норм,определяющих общественное положение врача».
История здравоохранительного законодательства в России насчитываетне одну сотню лет. Ученые едины во мнении, что регулирование медицинской деятельностив России можно разделить на пять этапов: регламентация врачевания (X-XVII вв.),законодательное регулирование медицины при Петре I, правовая регламентация медицинскойпомощи с середины XVIII века до 1917 года, законодательная база здравоохранениясоветского времени и современный период.
Начальный период, несомненно, связан с появлением первого писаногосвода русского права — Русской Правды, и заканчивается он приходом к власти ПетраI, правление которого характеризуется значительными изменениями в российском правевообще и в медицинском деле в частности (” — и в области медицины, в областиохранения народного здоровья двинул Россию по пути прогресса”[5].Самыми древние книги на Руси, из которых мы можем получить знания об аспектах медицинытого времени, были «Остромирово евангелие», «Архангельское евангелие»,«Изборник великого князя Святослава Ярославовича», древнейшими памятникамимедицинской письменности являются лечебники и травники. Лекари-профессионалы появилисьв основном из волхвов, кудесников, ведунов, знахарей, колдунов. В ранних памятникахписьменности господствует полная нерасчлененность понятий «волхв»,«врач», «лечец», «зелейник», «чародей».Чтобы показать особую глубину медицинских знаний у врачей, им древнерусская литератураприсваивала эпитеты «мудрых», «хитроков», «филозофов».Для этого периода были характерны три разновидности оказания медицинской помощи:народная медицина, монастырская медицина, светская (городская) медицина. И еслинародная медицина регулировалась лишь морально-этическими нормами, то врачеваниев монастырях было урегулировано в большей степени государственными предписаниями,в частности «Церковным Уставом» князя Владимира Святославовича. А к первойполовине XIII века было известно о семидесяти монастырях, которым предписывалосьобязательное учреждение лечебниц и приютов для слепых, калек и стариков. Светская(городская) медицина отличалась от первых двух тем, что строилась на профессиональнойоснове и лечении больных на дому. Чаще всего лекарями были иностранные специалистыили люди, получившие образование за границей. Существенной разницей между видамимедицинского обслуживания того времени были уровень профессионализма и возмездностьмедицинских услуг. Целители от народной медицины — знахари, волхвы, зелейники бралиоплату самыми разнообразными способами, монахи-лекари не брали вознаграждения вообще,светские врачи получали только деньги. По уровню профессионализма иерархия былатакой: наиболее качественной была, конечно же, светская медицина, едва ли ей уступалимонахи-лекари, и затем шла народная медицина.
В период татаро-монгольского ига, законодательная база в областимедицины изменилась только появлением запрета на бесплатную медицинскую помощь вмонастырях. А вот в годы правления Ивана Грозного появился центральный ведомственныйорган — Аптекарский Приказ (Верхняя («царская») аптека), который был призванорганизовать централизованное медицинское обеспечение, обеспечение лекарственнымисредствами, выдачу разрешений на право медицинской деятельности, врачебное освидетельствованиеи др. В XV веке была составлена старинная врачебная рукопись «Лечебник Строгановыхлекарств», в XVI — «Книга, глаголемая Травник». Рукописные лечебникине только описывали болезни, способы лечения, но и нормы правил поведения лекаряпо отношению к больному. Так, например в «Ветрограде» (1534 г.) указано: «Пришедшему лекарю к больному человеку сесть подле него прилично, не торопясь,и разговаривать бы речи к развеселению больного человека». Однако хранить книги-лечебникив доме было небезопасно — в таких рукописях часто усматривались «дела бесовские».История располагает примерами наказаний за приобщение к медицинскому искусству ГригорияОтрепьева, семьи Романовых, Марины Мнишек.
Первые свидетельства своеобразной «сертификации» медиковрусскими властями описан Н.М. Карамзиным, в 1601 г. английский посол Ричард Ли обратился к русскому царю с просьбой выдать докторский диплом прибывшемув Москву венгерскому медику. Однако это первое и на тот момент единственное свидетельствоработы профессиональных, квалифицированных медиков в нашей стране, т.к. не былов государстве того периода системы медицинского образования даже в примитивном смыслеэтого слова. Первое официальное медицинское (лечебное) заведение было открыто вНовгороде в 1667 г.
В непростом положении вещей страна досталась Петру I. В то времяне было достаточного количества больниц, госпиталей, отсутствовало нормальное законодательство,не было медицинских кадров, государственного управления медициной. Большой личныйопыт Петра I в вопросах медицины и определил основные направления его политики вобласти медицины: подготовка отечественных медицинских кадров, появление нормативно-правовыхактов, создание разветвленной системы медицинских учреждений, госпиталей, организациямедицинских школ, аптек. Большое развитие Аптекарский Приказ получает при ПетреI, особенно в вопросах правовой регламентации военно-медицинской службы. Для этогопериода характерно появление Устава «Об аптекарском деле» (1701 г.), Указа «Об организации московского гошпиталя» (1706 г.), «Устава Воинского» (1716 г.), «Устава Морского» (1720 г.), Указа «Об открытии Петербуржской академии наук» (1725 г.) и ряда других актов, которые были призваны усилить роль права и государства в регулировании медицинскойдеятельности. Указ «Об открытии медицинской канцелярии» положил началосистеме государственного управления здравоохранением в России. В функции медицинскойканцелярии входил надзор за деятельностью аптек, регламентация деятельности докторов,аптекарей, лекарей, организация и контроль за проведением противоэпидемиологическихмероприятий, выдача разрешений на право заниматься медицинской деятельностью. ПриПетре I была полностью реорганизована система государственного управления медицинскимделом, заложены основы для развития государственной медицины, организована системаподготовки медицинских кадров, открыты госпитали, медицинские школы и аптеки.
Третий период формирования законодательства о здравоохранениив России ознаменован не только формированием первых научных медицинских школ (анатомическая(П.А. Загорский), хирургическая (И.Ф. Буш, Е.О. Мухин), терапевтическая (М.Я. Мудров,И.Е. Дядьковский)), но и появлением Общества охранения народного здравия (с 1878 г.), участковой системы оказания медицинской помощи, организацией санитарного дела, инфекционныхстационаров (с 1882 г.), первых научных гигиенических школ, появлением «ВрачебногоУстава», развитием системы медицинского страхования населения (Законы 1861 г., 1912 г.). Большое развитие должна была получить система земской медицины, но, к сожалению, вцелом прогрессивная земская реформа не нашла достойной реализации в области формированиямедицины на местах.
Советский период характеризовался значительными изменениями социально-экономическогоплана, в том числе изменилась и правовая формация. Происходящие изменения имелии прямое отношение к вопросам регламентации здоровья граждан. Законодательство советскогопериода характеризовалось наличием определенных гарантий для каждой конкретной личностив области предоставления медицинской помощи, созданием разветвленной сети доступныхлечебно-профилактических учреждений и созданием большого числа законодательных актов,регулирующих здравоохранительные и тесно связанные с ними отношения. В 1918 г. было создано единое государственное здравоохранение, объединившее все ранее существовавшие системыи формы российской медицины. Так, именно в этот период в мире появилось первое министерствоздравоохранения — Наркомздрав (учрежден Положением о Народном комиссариате здравоохранения[6],который был преобразован в Минздрав СССР в марте 1946 года (учрежден ПостановлениемСовета Министров СССР[7]).Министерство здравоохранения СССР выполняло законотворческую функцию, которая выражаласьв представлении на утверждение вышестоящих органов проектов нормативных актов повопросам здравоохранения. Минздрав издавал приказы, инструкции, обязательные дляисполнения министерствами здравоохранения союзных и автономных республик, местнымиорганами здравоохранения, учреждениями, организациями и предприятиями системы здравоохраненияи проверял их исполнение. Характеризуя правовую регламентацию здравоохранения всоветский период, стоит остановиться на нормативных актах, которые послужили основойзаконодательного обеспечения здравоохранения. К ним, в первую очередь относятся:Конституции СССР, РСФСР и союзных республик, Декрет «О страховании на случайболезни» (22.12.1918 г.), Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 1 декабря 1924 года«О профессиональной работе и правах медицинских работников», ПостановлениеСНК СССР от 15 сентября 1937 года «О порядке проведения медицинских операций»,Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении 1969 года,а также ряд актов, принятых Наркомздравом и Минздравом СССР[8].По данным на 1988 год общее число ведомственных нормативных актов в сфере здравоохраненияСССР достигло пяти тысяч. В конце 80-х годов в нашей стране начался процесс отменыбольшого количества ведомственных нормативных актов, связанных с охраной здоровья.В ходе реформы здравоохранения с 1990 по 1995 годы было принято 12 Федеральных законов,которые позволяли в определенной мере решать неотложные проблемы здравоохранения.В числе базовых законов действуют «Основы законодательства Российской Федерацииоб охране здоровья граждан»[9](далее Основы законодательства), закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучиинаселения»[10],закон «О лекарственных средствах»[11],закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»[12],«О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемоговирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»[13],«О качестве и безопасности пищевых продуктов»[14],принятый в первом чтении проект Федерального закона «О здравоохранении в РоссийскойФедерации».
Начиная с 1990 г. в России начались радикальные преобразованиягосударства и общества, которые не могли не затронуть и здравоохранение. Либерализациягосударственного устройства, разделение единой системы здравоохранения на государственную,муниципальную и частную ставят на более высокую ступень необходимость четкой правовойрегламентации медицинской деятельности и организации работы органов и учрежденийздравоохранения. «В ходе реформы здравоохранения, кроме Основ законодательства,приняты несколько законов, и среди них такие, как Закон РФ „О медицинском страхованииграждан в Российской Федерации“ от 28 июня 1991 г. (в редакции от 2 апреля 1993 г.), ФЗ РФ „О лекарственных средствах“ от 22 июня 1998 г., ФЗ РФ „О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ от 30 марта 1999 г. Но формирование законодательной базы здравоохранения не завершено. По мнению некоторых авторов,оптимальным явилось бы издание Медицинского кодекса, в комплексе регулирующего вопросыохраны здоровья населения. Надо принимать законы и более узкой предметной направленности.Таков, например, Закон РФ „О правах пациентов“, призванный конкретизироватьи развивать общие положения Основ о правах граждан-пациентов»[15].В Российской Федерации право на охрану здоровья и медицинскую помощь введено в рангконституционных и закреплено в статье 41 Конституции РФ, однако стоит заметить,что крайне важно принятие законов прямого действия «Об общенациональной системездравоохранения», «О правах пациентов», «О социально-правовойзащите медицинских работников и страховании их профессиональной ответственности»,в перспективе — и всеобъемлющего Медицинского кодекса Российской Федерации.
Основные направления реформирования охраны здоровья населения,механизм и этапы их реализации изложены в Концепции развития здравоохранения и медицинскойнауки, одобренной постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1997 г. [16].В Концепции отмечается, что в последние годы происходит ухудшение состояния здоровьянаселения и рост смертности. Кризис деятельности медицинских учреждений приблизилсяк той черте, за которой следует распад всей системы здравоохранения. Концепция нацеленана сохранение и улучшение здоровья людей, а также сокращение прямых и косвенныхпотерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения. Основнымизадачами Концепции являются: увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний;сокращение сроков восстановления утраченного здоровья населения путем внедренияв медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики и лечения,повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении. Концепция предусматриваетосновные принципы развития здравоохранения, место и роль медицинского страхованияграждан в решении проблем охраны здоровья населения.
Актуальным вопросам здравоохранения посвящена Концепция охраныздоровья населения на период до 2005 года, одобренная распоряжением ПравительстваРФ от 31 августа 2000 г [17].Здесь учтено, что здоровье человека более чем на 50 процентов определяется образомжизни, то есть поведением и отношением человека к собственному здоровью и здоровьюокружающих. Из всего комплекса мер, направленных на охрану здоровья населения, Концепцияотдает приоритет тем, которые способствуют формированию у населения здорового образажизни, повышению уровня санитарно-гигиенической культуры. Это не требует значительныхфинансовых затрат, но может дать ощутимый социально-экономический эффект. Формированиезаконодательной базы здравоохранения не завершено. По мнению некоторых авторов,оптимальным явилось бы издание Медицинского кодекса, в комплексе регулирующего вопросыохраны здоровья населения.
В настоящий момент идет планомерная системная работа по формированиюКодекса законов об охране здоровья населения, разработкой которого занимался Комитетпо охране здоровья Государственной Думы РФ. Предполагается, что Кодекс будет включатьв себя следующие блоки законов:
законы надзорного характера, направленные на обеспечение безопасныхусловий жизни и среды обитания человека (это, к примеру, законы «О санитарно-эпидемиологическомблагополучии населения», «Об охране атмосферного воздуха»,«О питьевой воде», «О радиационной безопасности населения» ипроч.),
законы профилактической направленности («Об иммунопрофилактикеинфекционных болезней», «О предупреждении распространения заболевания,вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», «О предупреждениив Российской Федерации туберкулеза», «Об ограничении курения табака»,«О наркотических средствах и психотропных веществах», «О качествеи безопасности пищевых продуктов» и проч.),
законы, защищающие права граждан в сфере охраны здоровья(«О правах пациентов», «О защите прав потребителей», «Орекламе медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств»,«О незаконном прекращении подачи электроэнергии учреждениям здравоохранения»и проч.),
законы, определяющие права и ответственность медицинских работников,а также ответственность юридических и физических лиц за нарушения в сфере охраныздоровья (речь идет о соответствующих статьях Уголовного кодекса РФ, Кодекса обадминистративных правонарушениях, закон о страховании профессиональной ответственностимедицинских работников, закон о профессиональной медицинской этике, законы о пенсияхза выслугу лет для всех медицинских работников),
законы, регламентирующие деятельность национальной системы здравоохранения(Основы законодательства об охране здоровья граждан РФ, Закон «О здравоохранениив Российской Федерации», «О регулировании частной медицинской деятельности»,«О лекарственных средствах», «О медицинских изделиях»),
законы, регулирующие финансирование системы здравоохранения(обновленное законодательство о медицинском страховании граждан, законы о бюджете,о тарифах и бюджетах фондов ОМС, соответствующие статьи Налогового кодекса РФ),
законы, регулирующие отдельные виды медицинской деятельности(«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»,«О донорстве крови и ее компонентов», «О трансплантации органов и(или) тканей человека» и др.),
Окончательное формирование Медицинского кодекса можно ожидатьв ближайшие 5-10 лет, когда будут завершены подготовка и принятие основных нормативныхактов, составляющих структуру этого документа. Но, несмотря на то, что до принятиякодекса еще весьма далеко, стоит отметить, что за последние шесть лет ГосударственнойДумой РФ принято и вступило в силу 34 федеральных закона, а программу законопроектнойработы Думы включены более 50 законопроектов.
В целом все здравоохранительное законодательство в РФ можно разделитьна несколько блоков.
Во-первых, это законы, закрепляющие правовые основы жизни граждан.К ним мы относим Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодексоб административных нарушениях, Трудовой кодекс, Бюджетный кодекс РФ, Налоговыйкодекс РФ.
Затем следует выделить законы, регламентирующие правовые основыохраны здоровья граждан. И в числе первых из них — Основы законодательства РФ обохране здоровья граждан, закон «Об охране окружающей природной среды»и все те законы, которые мы отнесли к группе надзорных актов будущего Медицинскогокодекса. Немаловажную роль играют государственные гарантии в области здравоохранения,которые находят свое воплощение в Постановлениях Правительства РФ «О государственныхгарантиях обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью», «О государственнойподдержке развития медицинской промышленности», «Об определении группграждан, имеющих социальные льготы при медицинском обслуживании». Нельзя оставитьбез внимания блок нормативных актов, касающихся вопросов возмещения вреда здоровьюи морального вреда: Федеральный закон «Об обязательном социальном страхованииот несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о возмещении вреда,причиненного повреждением здоровья», Постановление «О некоторых вопросахприменения законодательства о компенсации морального вреда» и ряд других.
Значительную часть здравоохранительного законодательства составляютзаконы и подзаконные акты, касающиеся уставов, лицензирования и аккредитации лечебно-профилактическихучреждений, требований по их материально-техническому оснащению, финансированию,регламентации трудовых отношений и охране труда, допуску к медицинской и фармацевтическойдеятельности, организации лекарственной помощи в ЛПУ санитарно-противоэпидемическогорежима, делопроизводства и многие другие нормативные акты, регламентирующие организациюздравоохранения.
Следует обратить внимание на важнейший блок законодательствао медицинском страховании, защите прав пациентов и медицинских работников.
Одним словом, то, что мы называем здравоохранительным законодательством- это весьма большой массив законов и подзаконных актов, которые находят свое применение(увы, не всегда верное) в ежедневной практике обращения и оказания медицинской помощи,профилактике заболеваний и организации системы здравоохранения. Даже беглый взглядна проблемы законотворчества и правоприменения в сфере здравоохранения позволяетсделать вывод о том, что и юридическая и медицинская практика убедительно свидетельствуют,что чем выше правовая культура врачей и пациентов, тем безупречнее выполняются профессиональныеобязанности медицинского персонала, тем выше качество и эффективность лечебно-диагностическойпомощи населению, тем реальнее обеспечиваются права и законные интересы и пациентов,и медицинских работников в сфере охраны здоровья. Ведь закон это не столько запретили ограничение, сколько действенное средство, позволяющее эффективно пользоватьсясвоими правами, не затрагивая и не нарушая при этом прав и свобод других граждан.
Практика работы медицинских работников, особенно в последниегоды, показывает, что участившиеся конфликты между медиками и их пациентами связаныне только с объективными трудностями и недостатками в работе, снижением сдвинутогона второй план морального уровня, но все с большим незнанием или недооценкой правграждан в области охраны здоровья, юридических аспектов деятельности врача. Этокасается не только молодых врачей, но в еще большей степени врачей со стажем, окончившихвуз в те годы, когда законодательство о здравоохранении было весьма скудным, когдапрофессия медицинского работника не была объектом повседневного юридического контроля,когда защита прав пациента не имела законодательной основы и иски по возмещениюматериального ущерба и компенсации морального вреда к врачам были единичными.
Характеризуя общую картину историко-правового исследования регламентациимедицинской деятельности в России можно отметить достаточно сильную роль государствав вопросах регламентации медицины и, что самое главное, развитие правового обеспеченияоказания медицинской помощи. Обобщая исторические данные, мы видим полную и объективнуюкартину устойчивого развития и нарастания тенденций централизованного государственногоуправления в области здравоохранения от первых шагов — создания Аптекарского приказав XVI веке и расцвета российской государственности времен Петра I до наших дней.Также нельзя забывать и об основных этапах правового обеспечения системы здравоохранения:от Русской Правды, Воинского и Морского Уставов, до профильных нормативных актовтипа Врачебного Устава к многотысячной системе законов и подзаконных актов современнойРоссии — таков путь развития российского здравоохранительного законодательства.1.3 Проблемы управления сферой здравоохранения
Права граждан Российской Федерации на охрану здоровья заложеныв Конституции страны, а реализация их связана с общим уровнем развития здравоохранения.Ограниченные ресурсы, выделяемые в последние годы из бюджетов разных уровней наздравоохранение, не позволяют обеспечить улучшение качества медицинской помощи населению,увеличивать до необходимого объема проведение профилактических мер. Несмотря нанекоторое улучшение финансирования здравоохранения в последние годы, объем выделяемыхсредств остается недостаточным для нормального функционирования отрасли.
Остаточный принцип финансирования здравоохранения привел к высокимпоказателям смертности, заболеваемости и росту инвалидности населения за 10 летв три раза, в том числе трудоспособного; низким показателям репродуктивного здоровьянаселения и здоровья новорожденных. Отрицательный прирост населения в нашей странесоставляет около одного миллиона человек.
В Послании 2004 г. Федеральному собранию Президент нашей страныприводит также данные о крайне низкой продолжительности жизни населения России посравнению с другими государствами.
Здравоохранение до сих пор остается самой нереформированной отраслью.Важным для успешного решения накопившихся проблем должно стать дальнейшее развитиезаконодательства в области охраны здоровья граждан. Развитие государственной политикив сфере охраны здоровья граждан требует проведения работы по развитию законодательнойбазы. Российскому законодательству в этой сфере присущи многие недостатки. Срединих — отсутствие комплексного подхода к решению проблемы, недостаточное финансовоеобеспечение, декларативность и противоречивость отдельных норм.
На прошедших в Государственной Думе парламентских слушаниях Комитетапо охране здоровья на тему: «О повышении структурной эффективности системыздравоохранения в Российской Федерации» было рассмотрено несколько противоречивыхвариантов реструктуризации. Общим мнением было то, что необходимо учитывать рольпервичного звена при организации медицинской помощи населению и проведение дифференцированногоподхода в оплате труда медицинских работников в поликлинике и стационаре в зависимостиот мощности лечебно-профилактического учреждения. Особое внимание уделялось изменениюпотоков финансирования здравоохранения. Все обсуждаемые вопросы в повестке Госдумыоказались общеизвестными и не новыми.
При обсуждении проблем здравоохранения были высказаны предложенияпо нормированию и увеличению заработной платы медицинских работников до уровня,превышающего на 20% уровень оплаты труда в производстве.
Однако, в изложенной концепции реструктуризации здравоохраненияне учитывался рациональный и полезный исторический опыт России и европейских стран.
К сожалению, при обсуждении вопросов реструктуризации здравоохраненияне учитывалось общественное мнение населения, для кого эти изменения планируются.Во многих демократических странах с рыночной экономикой созданы в различных формахобщественные организации, которые формируют мнение населения о качестве организациимедицинской помощи.
Межрегиональное Общественное движение «Здоровье нации»неоднократно выступало за создание общественных организаций на всех административныхуровнях, вплоть до Минздрава РФ.
Созданные различные медицинские общественные организации в нашейстране не получили должной поддержки до настоящего времени.
Высказанная инициатива Президентом страны об усилении роли общественностив жизни государства, надеемся, даст свой результат и в организации здравоохранения.
Указанные выше отрицательные показатели здоровья нации — этопрямое свидетельство той неразберихи, которая происходит в здравоохранении в настоящеевремя: оплата основных видов медицинской помощи — это прямое нарушение Конституции.Это привело к «разложению» и нарушению медицинской этики.
Уменьшение уровня оплаты труда более, чем в 2 раза по сравнениюс началом 90-х годов породило коррупцию в медицине.
Очередной съезд Межрегионального общественного движения«Здоровье нации» в принятом обращении к Президенту страны, депутатам Государственнойдумы Российской Федерации и руководителям администрации регионов заявил, что здоровьенарода не может быть предметом только рыночных отношений.
Общие расходы государства на здравоохранение складываются изнескольких источников — расходов бюджетов разных уровней, средств Федерального итерриториальных фондов обязательного медицинского страхования. В прогнозных расчетахна 2004 год заложено следующее соотношение этих источников — на федеральный бюджетприходится 8,7% всех расходов на здравоохранение, бюджеты территорий — 64,3%, средствафондов обязательного медицинского страхования (налоговые платежи) — 27,0%, в томчисле Федерального фонда — 1,5%. Общая сумма расходов на здравоохранение на 2004год (консолидированный бюджет и средства фондов ОМС) оценивается примерно в 426,3млрд. рублей. В расчете на душу населения в год это составляет 2986 рублей, илипримерно 100 долларов США. На неработающего гражданина в нашей стране приходитсяменее 700 рублей. Приведенные данные и анализ созданной страховой медицинской системыв нашей стране за 15 лет, проведенный Е. Гильбо[18]/>, показал несостоятельность и пагубность избранного пути дляздравоохранения.
По мнению ряда ученых-организаторов здравоохранения, введениестраховой медицины в стране, где большая часть людей живет бедно, является недопустимым.Введение же самого принципа страхования в медицине может быть использовано для незначительнойчасти населения (15%).
Кроме низкого общего уровня финансирования, важной проблемойроссийского здравоохранения являются существенные региональные различия в финансированиибесплатной медицинской помощи населению, т.к. действующие механизмы финансовоговыравнивания условий деятельности учреждений здравоохранения в регионах не обеспечиваютравенства граждан в получении гарантированной государством бесплатной медицинскойпомощи (разрыв в финансировании территориальных программ в расчете на одного жителяпо регионам в последние годы составлял 13-15 раз).
Кроме несбалансированности программы государственных гарантийбесплатной медицинской помощи и их финансового обеспечения важными проблемами здравоохраненияявляются слабые стимулы к труду медицинских работников, низкая эффективность использованияимеющихся в здравоохранении ресурсов; крайняя изношенность имеющегося в лечебно-профилактическихучреждениях медицинского оборудования (по данным Счетной палаты РФ в эксплуатациинаходится до 80 процентов физически изношенной и морально устаревшей медицинскойтехники. Ряд приборов и аппаратов эксплуатируется 15-20 лет, они неоднократно выработалисвой ресурс, морально устарели, что не может гарантировать высокое качество обследованийи эффективность лечения).
система управление регион здравоохранение
2. Анализ сферы здравоохранения на примере области2.1 Характеристика системы управления сферой здравоохранения
Одним из показателей социально-экономического развития региона,политической стабильности и процветания является, конечно же, уровень здоровья населения,т.е. тот самый показатель, над повышением которого постоянно работает здравоохранение.
Система здравоохранения может быть результативной и эффективнойтолько в том случае, если она учитывает потребности каждой из заинтересованных сторони более того, постоянно отслеживает уровень их удовлетворенности. В последние годыв области активно осуществляется модернизация здравоохранения — создание системы,когда пациент действительно становится в ней главным, а сотрудники мотивированына результат.
Основными направлениями развития отрасли в области стали:
Введение одноканального финансирования медицинской помощи постраховому принципу;
Разработка и внедрение внутриучрежденческих стандартов оказаниямедицинской помощи;
Обеспечение свободного выбора застрахованным пациентом организацииздравоохранения, работающей в системе ОМС, независимо от места проживания;
Переход на оплату амбулаторной медицинской помощи по законченномуслучаю лечения, когда цена услуги напрямую зависит от объемов и качества медицинскойпомощи;
Определение пациента как главного элемента в системе оплаты медицинскихуслуг;
Совершенствование механизма стимулирования эффективно работающихорганизаций здравоохранения;
Приведение трудовых ресурсов отрасли в соответствие с объемомоказания медицинской помощи;
Разработка и внедрение отраслевой системы оплаты труда, ориентированнойна оценку эффективности и результативности работы каждого сотрудника, стимулированиетруда работников с учетом объема и качества оказанной медицинской помощи.
В 2005 году была начата реализация новой территориальной программыгосударственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, отличающейся отвсех предыдущих программ, впервые удалось уйти от бюджетного финансирования организацийздравоохранения. Одноканальное финансирование из средств ОМС позволило реализоватьосновной принцип медицинского страхования: переход от содержания медицинских учрежденийк оплате выполненных объемов медицинской помощи, обеспечило реализацию принципасвободного выбора застрахованным пациентом организации здравоохранения, работающейв системе ОМС, независимо от места проживания.
В рамках реализации «одноканального» финансированиямедицинской помощи по страховому принципу осуществлен переход на оплату медицинскойпомощи за законченный случай лечения, где оплата за услугу напрямую зависит от ееполноты и качества. При этом, в практику введен лист учета оказанных медицинскихуслуг по конечному результату, в котором пациент дает оценку удовлетворенности оказаннымиуслугами, и с учетом которого проводится внутриведомственная экспертиза качествамедицинской помощи.
В этот же период в области введена новая система оплаты трудав лечебных учреждениях. Система позволяет главным врачам самостоятельно, в рамкахдействующего законодательства, утверждать систему оплаты труда, фонд стимулирования,базовые ставки, формировать штатное расписание в зависимости от реальной нагрузкии потребности лечебного учреждения в оказании того или иного вида медицинской помощи.
Новая система оплаты труда ориентирована на оценку эффективностии результативности работы каждого сотрудника, стимулирование труда работников сучетом объема и качества оказанной медицинской помощи.
Начиная с 2003 года, в области реализуются мероприятия по переоснащениюи капитальному ремонту организаций первичного звена здравоохранения. На эти целибыло выделено более 240 млн. рублей.
В 2004 году переоснастили 100 ФАПов типовыми наборами фельдшера,в 2005 году было завершено переоснащение еще 180, что составило 40% от общего количества.На 2009 год планируется переоснащение еще 124 ФАПов.
Проводимые мероприятия позволили укрепить диагностическую службупервичной медицинской помощи.
На капитальный ремонт поликлиник, районных больниц и фельдшерскихпунктов за указанный период выделено 120 млн. рублей. Ежегодно за счет средств областногобюджета обновляется на 10% автопарк службы скорой медицинской помощи. В течение2007-2009 гг. автопарк был обновлен на сумму 16 млн. руб. (25 машин), автопарк службыскорой медицинской помощи г. Тюмени и Тюменского района на сумму 35 млн. руб. (60машин, что обеспечивает 100 % потребности).
Существенное внимание уделяется приобретению медицинского оборудованиядля внедрения новых современных методик и технологий диагностики, лечения. Крометого, с 2003 года, применяя программно — целевые методы планирования, в составеФонда реформирования предусматриваются ассигнования для технического переоснащениясуществующих служб медицинской помощи. В текущем году фонд реформирования составилболее 300 млн. рублей.
Проведенный в 2005 году анализ ресурсной базы, ее использованияпозволяет определить план перспективного развития сети, плановые мероприятия попереоснащению, капитальному ремонту объектов здравоохранения, исходя из типовогоресурсного обеспечения по профилям и уровням организаций здравоохранения.
В рамках реализации национального проекта в целях развития первичногозвена здравоохранения планируется обеспечение организаций здравоохранения, оказывающихпервичную медико-санитарную помощь, лабораторным и диагностическим оборудованием.Для оснащения первичного звена определены группы диагностического оборудования,включающие лабораторное, рентгенологическое, эндоскопическое оборудование, аппаратУЗИ и ЭКГ. Этот стандартный набор будет приобретен в каждую поликлинику, и, в первуюочередь, будут оснащены крупные поликлиники.
В области сформирована достаточная сеть медицинских организаций,и имеется необходимый кадровый потенциал для реализации национального проекта. Так,в проект включены 38 организаций здравоохранения, которые осуществляют первичнуюмедико-санитарную помощь. На сегодняшний день в области чуть более 1200 (апрель2006г. — 1212) специалистов участковой службы получают денежные выплаты в рамкахнационального проекта «Здоровье».
Обеспечение населения высокотехнологичной помощью будет осуществлятьсяне только за счет увеличения количества квот на лечение в существующих федеральныхспециализированных центрах, но и за счет строительства новых центров в регионах.
Строительство «Центра минимально-инвазивной нейрохирургии»в области (заявленного в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье»)позволит повысить доступность малоинвазивных хирургических способов лечения прионкопатологиях нервной системы, врожденных заболеваниях у детей и взрослых, снизитьсмертность от инсультов. На сегодняшний день уже началась конструктивная работапо созданию этого центра, идет подготовка проектно-сметной документации.
С начала 2005 года в области реализуется областная целевая программа«Сотрудничество», в рамках которой пациенты северных округов могут получитьспециализированную современную медицинскую помощь у высокопрофессиональных докторовклиник юга области.
Спустя год работы насущную необходимость и перспективы в подобнойсовместной работе оценили как многочисленные пациенты, так и специалисты. За 2005год более 22 тысяч пациентов (13149-ЯНАО, 9279-ХМАО) Ямало-Ненецкого и Ханты — Мансийскогоавтономных округов прошли лечение и реабилитацию, смогли справиться с недугом иобрести здоровье благодаря «Сотрудничеству».
В наступившем 2006 году уже 19 областных лечебных и оздоровительныхучреждений здравоохранения оказывают медицинскую помощь в рамках программы«Сотрудничество» (в 2005г. в программе участвовали 13 лечебно-профилактическихучреждений).
По данным статистики медицинская помощь в области кардиологии,онкологии и фтизиатрии была в большей степени актуальной и востребованной пациентамиавтономных округов.
В рамках программы активно развивалась специализированная медицинскаяпомощь с применением высоких технологий и современных методов лечения пациентовгематологического, нейрохирургического, ортопедического, травматологического, ревматологического,эндокринологического, неврологического и другим профилям.
Программа помогает осваивать новые методики лечения. В травматолого-ортопедическомцентре помогают детям в коррекции сложной ортопедической патологии. Активно развиваетсясовершенно новое направление по лечению ревматоидного артрита — ревмоортопедия.Потребность в этой медицинской помощи особенно велика.
Онкологический диспансер является своеобразным лидером программы«Сотрудничество». В 2005 году более 7600 пациентов, в том числе 4207 изЯмало-Ненецкого автономного округа и 3447 из Ханты-Мансийского автономного округа,получили здесь лечение и консультацию ведущих онкологов области.
В Областной клинической больнице успешно проведены бескровныеоперации по устранению врожденного порока сердца с помощью рентгенхирургическихметодов лечения, выполнено множество операций балонной ангиопластики и установкистентов в сосудах сердца, выполнен ряд уникальных операций на открытом сердце. Торакальнымихирургами Областной клинической больницы десяткам пациентам возвращена возможностьжить и говорить. Радикальное оперативное вмешательство — циркулярная резекция трахеив короткие сроки избавляет пациента от недуга. Единичные российские клиники выполняютподобные операции.
Программа «Сотрудничество» предусматривает не тольколечение северных пациентов, но и инвестиции в реконструкцию ряда ведущих учрежденийздравоохранения области, например, Областной онкологический диспансер, Областнойперинатальный центр и другие.
Результаты программы «Сотрудничество» важны для всехпациентов большой области, потому что «Сотрудничество» дает возможностии стимул для профессионального роста врачей, способствует развитию новых медицинскихтехнологий, укрепляет интеграционные процессы в сфере здравоохранения, предусматриваетинвестиции в реконструкцию ряда востребованных и ведущих учреждений здравоохранения.
Одним из приоритетных направлений деятельности Правительстваобласти остается совершенствование профилактики, диагностики заболеваний на всехуровнях оказания медицинской помощи.
Данное направление носит комплексный характер и предусматриваетмежведомственное взаимодействие по формированию и пропаганде системы здорового образажизни, проведению диспансеризации работающего населения, расширению мероприятийпо информационному обеспечению населения. Необходимо совершенствование специальныхмероприятий в здравоохранении, прежде всего ранней диагностики заболеваний.
В течение нескольких лет в области реализуются областные целевыепрограммы, направленные на профилактику и лечение заболеваний, прежде всего социальногохарактера.
Проведение профилактических мероприятий с использованием средствэпидфонда, прежде всего вакцинопрофилактики, позволило уменьшить заболеваемостьгриппом, гепатитом В, паротитом, клещевым энцефалитом. Заболеваемость паротитомснизилась в 2008 году по отношению к 2005 году на 6,3%.
В 2008 году не зарегистрировано случаев укусов клещей на территориидетских оздоровительных центров, лагерей и в местах массового отдыха людей, чтоявляется результатом проводимых в регионе мероприятий по борьбе с клещами.
В регионе в полном объеме выполняются государственные обязательствапо лекарственному обеспечению льготных категорий граждан. Объемы финансированиялекарственного обеспечения на одного льготника возросли в 2005 году по отношениюк 2004 году более чем в 2 раза.
В области своевременно проведены мероприятия, обеспечивающиестабильную систему дополнительного лекарственного обеспечения. В рамках реализацииФедерального закона № 122 в области сформирована соответствующая региональная нормативнаяправовая база.
Сформированы региональный сегмент Федерального регистра лиц,имеющих право на получение государственной социальной помощи, и регистр региональныхльготников.
В целях обеспечения доступности лекарственного обеспечения всельской местности расширены права фельдшеров по выписке и отпуску лекарственныхсредств. В области обеспечена координация деятельности и взаимодействие участниковсистемы дополнительного лекарственного обеспечения. Продолжается работа по внедрениюавтоматизированных технологий по оформлению рецептов, учета, назначения и отпускалекарств. В целом, за счет средств федерального и областного бюджета решен вопростехнического оснащения лечебно-профилактических учреждений, участвующих в дополнительномлекарственном обеспечении, необходимым компьютерным оборудованием.
Таким Образом, приоритетными направлениями деятельности Правительстваобласти остается профилактика заболеваний на всех уровнях оказания медицинской помощи,обеспечение эпидемиологического благополучия населения области, развитие и укреплениепервичного звена здравоохранения, переоснащение и улучшение материально-техническойбазы учреждений здравоохранения области, сохранение положительной динамики снижениязаболеваемости социально значимыми заболеваниями: ВИЧ-инфекцией, туберкулезом, наркоманиейи др. Создание экономически эффективно работающей отрасли, где оказываемые медицинскиеуслуги доступны и качественны для пациентов.2.2 Анализ механизмов управления сферой здравоохранения
Общие положения:
Департамент здравоохранения области (далее Департамент) являетсяорганом исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Департамент в своей деятельности руководствуется КонституциейРФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениямиПрезидента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, другими действующимифедеральными нормативными актами, Уставом области, законами области, постановлениямии распоряжениями Губернатора и Правительства области, настоящим положением.
Департамент осуществляет координацию и регулирование деятельностиунитарных предприятий и государственных организаций здравоохранения области, переченькоторых утверждается Правительством области.
Департамент обладает правами юридического лица, имеет самостоятельныйбаланс, печать с изображением Государственного герба РФ, со своим наименованием,а также соответствующие печати и штампы, открывает счет в соответствии с Бюджетнымикодексом РФ.
Положение о департаменте, его структура и штатная численностьутверждаются Правительством области.
Юридический адрес Департамента: 625000, Тюменская область, г.Тюмень, ул. Челюскинцев, 8.
Основные задачи департамента:
Осуществление защиты прав и свобод человека и гражданина в областиохраны здоровья.
Обеспечение доступности и качества медицинской помощи, лекарственныхсредств и изделий медицинского назначения.
Развитие профилактической направленности системы организациимедицинской помощи.
Совершенствование системы управления качеством медицинской помощи,основанной на стандартизации.
Разработка и реализация мер по эффективному расходованию государственныхи муниципальных средств и рациональному использованию государственного и муниципальногоимущества в курируемой сфере.
Основные полномочия департамента:
Разработка и внесение на рассмотрение в Правительство областии Губернатору области проектов:
Нормативных и нормативно-правовых актов, устанавливающих:
порядок охраны здоровья населения и лекарственного обеспечения;
порядок организации оказания специализированной медицинской помощив кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерахи других специализированных медицинских организациях (за исключением федеральныхспециализированных медицинских организаций, перечень которых утверждается ПравительствомРоссийской Федерации);
порядок организации оказания специализированной (санитарно-авиационной)скорой медицинской помощи;
порядок осуществления мер по предупреждению эпидемий и ликвидацииих последствий;
меры по охране семьи, материнства, отцовства и детства, гигиеническомувоспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни;
порядок осуществления профилактических, санитарно-гигиеническихи противоэпидемических мер;
систему оплаты и стимулирования труда работников государственныхучреждений и организаций здравоохранения области;
порядок координации деятельности субъектов государственной, муниципальнойи частной систем здравоохранения области, деятельности по подготовке кадров в сферездравоохранения;
порядок реализации иных полномочий, возложенных на субъект РоссийскойФедерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, отнесенныхк их ведению нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренныхУставом области, законами области, постановлениями Губернатора области в сфере организациимедицинской помощи населению области и обеспечения санитарно-эпидемиологическогоблагополучия населения.
Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданамбесплатной медицинской помощи;
областных целевых программ по развитию здравоохранения, профилактикезаболеваний, оказанию медицинской помощи и другим вопросам в сфере здравоохраненияи обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; корректировкимероприятий областных программ исходя из объема финансирования, предусмотренногона областные программы законом области об областном бюджете на очередной финансовыйгод;
 Правовых актов Правительства области о создании организацийздравоохранения, а также об их реорганизации и ликвидации.
Подготовка и внесение на рассмотрение в Правительство областии Губернатору области экономических расчетов и обоснований к проектам законов всфере охраны здоровья граждан.
Разработка и реализация программ по развитию здравоохранения,профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованиюнаселения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан.
Осуществление мероприятий по развитию учреждений здравоохраненияобласти, их материально-техническое обеспечение, разработка и реализация плановразвития лечебной сети, обновление основного и технологического оборудования, втом числе обеспечение пожарно-технической продукцией.
Осуществление в установленном порядке функций государственногозаказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказаниеуслуг для государственных нужд по вопросам, входящим в компетенцию Департамента(за исключением функций, возложенных на орган исполнительной власти области, уполномоченныйна осуществление функций по размещению заказов для государственных нужд области).
Участие в установленном порядке в осуществлении контроля за соблюдениемстандартов медицинской помощи, оказываемой организациями здравоохранения в области,в части реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданамбесплатной медицинской помощи.
Организация оказания специализированной медицинской помощи вкожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерахи других специализированных медицинских организациях, включая организацию обеспечениямедицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинскогоназначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а такжедонорской кровью и ее компонентами в рамках территориальной программы государственныхгарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.
Организация оказания специализированной (санитарно-авиационной)скорой медицинской помощи.
Взаимодействие с федеральными надзорными органами в части контроляорганизации лекарственного обеспечения населения и лечебно-профилактических учрежденийи организаций здравоохранения области.
Мониторинг за состоянием лекарственного обеспечения населения,тенденциями развития фармацевтического рынка области, организация лекарственногообеспечения отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным и областнымзаконодательством.
Разработка, совместно с территориальным фондом обязательногомедицинского страхования территориальной программы государственных гарантий оказаниягражданам бесплатной медицинской помощи, льготного лекарственного обеспечения иосуществление контроля за их исполнением.
Участие в разработке и согласовании тарифов на медицинские ииные услуги в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Осуществление мер по предупреждению, ограничению распространенияи ликвидации инфекционных болезней на территории области в пределах своих полномочий.
В установленном действующим законодательством порядке обеспечениекоординации деятельности органов исполнительной власти области, хозяйствующих субъектов,субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в областиохраны здоровья граждан.
Охрана семьи, материнства, отцовства и детства, участие в организациигигиенического воспитания и обучения населения, пропаганды здорового образа жизни.
Координация деятельности по подготовке кадров в области охраныздоровья граждан, осуществление мер по профессиональной подготовке и переподготовкемедицинских работников.
Организация аттестации медицинских и фармацевтических работников.
Регулярное информирование населения, в том числе через средствамассовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний,представляющих опасность для окружающих.
Организация медицинских мероприятий по ликвидации массовых заболеваний,чрезвычайных ситуаций (аварии, катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии).
Осуществление проведения мобилизационной подготовки здравоохраненияи подготовки к устойчивому функционированию в условиях военного времени.
Организация совместно с Главным военно-мобилизационным управлениемобласти выполнения мобилизационного задания Правительства РФ по медицинскому обеспечениюгражданского населения и Вооруженных Сил РФ, находящихся на территории области.
Мониторинг уровня здоровья населения области, деятельности организацийсистемы здравоохранения, их материально-технического и кадрового обеспечения.
Осуществление анализа, планирования, финансирования в пределахсредств, выделенных из областного бюджета, и контроль финансово-хозяйственной деятельностиподведомственных учреждений, за выполнением плана и бюджета, целевым использованиембюджетных ассигнований, основных и оборотных фондов, материальных запасов в государственныхучреждениях и предприятиях здравоохранения, принятие мер по результатам ревизийи проверок.
Разработка предложений по совершенствованию работы учрежденийздравоохранения, их финансированию, совершенствованию форм и методов взаимодействиямедицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Определение порядка и условий непрерывности лечебно-диагностическогопроцесса, функций и взаимодействия учреждений государственной и муниципальной системздравоохранения на каждом этапе оказания медицинской помощи в соответствии с действующимзаконодательством об охране здоровья граждан.
Обеспечение методической и консультативной помощи организациямздравоохранения и фармацевтическим организациям в пределах своей компетенции.
Внесение предложений в департамент имущественных отношений областипо передаче в аренду, отчуждению имущества, находящегося в оперативном управленииучреждений, подведомственных Департаменту.
Организация первичного учета и отчетности по медицинской статистике,работы и осуществления контроля по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Внесениепредложений по их совершенствованию, анализ бухгалтерских отчетов и составлениесводных отчетов по подведомственным учреждениям.
Взаимодействие с медицинскими и фармацевтическими ассоциациямии иными общественными организациями по вопросам здравоохранения.
Координация работы по обеспечению социальной защищенности и созданиюбезопасных условий труда работников здравоохранения, по выполнению и соблюдениюмер пожарной безопасности государственными учреждениями здравоохранения области.
Осуществление мер по обеспечению защиты государственной тайны,охране конфиденциальной информации, служебной, коммерческой и иной охраняемой закономтайны; в том числе осуществление технической защиты сведений, составляющих государственнуютайну при проведении всех видов секретных работ, обращении с секретными документами.
Контроль за накоплением, сохранением и обновлением запасов материальныхценностей 2-ой группы, государственного мобилизационного резерва, в интересах мобилизационнойподготовки здравоохранения области.
Организация отраслевого контроля за целевым и рациональным использованиембюджетных средств в пределах полномочий Департамента.
Организация приема и рассмотрения писем и обращений граждан повопросам, отнесенным к полномочиям департамента.
Организация и проведение выставок, симпозиумов, конференций идругие мероприятия.
Осуществление начисления, учета, взыскания и принятия решенийо возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, администраторомпоступлений которых является, пеней и штрафов по ним, а также контроль за правильностьюих начисления, полнотой и своевременностью уплаты.
Решение иных вопросов в области охраны здоровья и лекарственногообеспечения, отнесенных к полномочиям Департамента действующим федеральным и областнымзаконодательством.
Обеспечение деятельности департамента:
Департамент финансируется за счет средств областного бюджета;
Имущество Департамента является областной государственной собственностьюи закрепляется за Департаментом на праве оперативного управления;
Директор и главный бухгалтер Департамента несут личную ответственностьв соответствии с действующим законодательством за соблюдением порядка ведения идостоверности учета и отчетности, организацию, оформление и хранение финансовыхдокументов, наличных денежных средств.
В процессе своей деятельности Департамент имеет право:
проводить экспертную оценку качества и эффективности организациимедицинской и лекарственной помощи в государственных и муниципальных учрежденияхздравоохранения в соответствии с действующим законодательством;
запрашивать и получать информацию о деятельности учреждений,предприятий и организаций здравоохранения, необходимую для выполнения задач Департамента;
получать установленную статистическую, а также оперативную информациюпо вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
готовить обоснованные представления о создании, реорганизациии ликвидации областных государственных предприятий и учреждений здравоохранения;
разрабатывать проекты договоров, соглашений, обращений в органыгосударственной власти Российской Федерации и субъектов РФ;
формировать предложения по совершенствованию структуры управленияздравоохранением, его функций, создавать комиссии, экспертные группы, консультативныеи другие советы;
осуществлять самостоятельное планирование своей деятельности;
осуществлять взаимодействие с Министерством здравоохранения исоциального развития РФ, федеральными агентствами, окружными и муниципальными органамиуправления здравоохранением, а также учреждениями, организациями и предприятиямипо вопросам, относящимся к компетенции Департамента.
Руководство департамента.
Директор Департамента и его заместители назначаются и освобождаютсяот занимаемой должности Губернатором области.
Директор Департамента осуществляет:
общее руководство деятельностью Департамента;
координирует и контролирует деятельность подведомственных организаций;
представляет интересы Департамента в государственных, общественныхи иных организациях в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением;
реализует полномочия по владению и пользованию имуществом, закрепленнымза Департаментом на праве оперативного управления;
осуществляет прием и увольнение сотрудников, устанавливает надбавкии иные выплаты стимулирующего характера;
утверждает положения о подразделениях Департамента, должностныеинструкции работников Департамента;
организует подготовку трудовых договоров с руководителями подведомственныхорганизаций в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовымиактами области;
применяет меры поощрения и взыскания в отношении сотрудниковдепартамента;
в пределах своей компетенции издает приказы, дает указания наоснове и во исполнение законодательства РФ и области, подлежащие обязательному исполнениювсеми подведомственными организациями и должностными лицами, проверяет их исполнение,выдает доверенности;
распределяет обязанности между своими заместителями.
На период отсутствия директора департамента его обязанности исполняетпервый заместитель директора департамента.
Директор Департамента организует в рабочие дни прием письменныхи устных обращений граждан, обеспечивает регистрацию и учет принятых по ним решений,организует контроль за их прохождением, ведет личный прием в установленные и доведенныедо сведения граждан дни и часы.
Ответственность руководства департамента:
Директор Департамента и его заместители несут персональную ответственностьза:
своевременное и качественное выполнение задач и функций, возложенныхна Департамент;
своевременное выполнение федеральных и областных законов, указовПрезидента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, постановлений и распоряженийГубернатора области по соответствующим направлениям своей деятельности;
за организацию и состояние делопроизводства, соблюдение установленныхправил и порядка работы с документами;
за своевременное и полное рассмотрение обращений, заявлений ижалоб граждан;
за обеспечение режима секретности, своевременную разработку иосуществление необходимых мероприятий по сохранению сведений, составляющих государственнуютайну, руководствуясь Законом Российской Федерации «О государственной тайне».[20; www.dzto.ru/18].2.3 Проблемы (практического характера). Сопоставлениетеоретической и практической проблемы
Первая и самая значимая отрасль здравоохранения не существуеткак единое целое. Ее целостность ликвидировал закон о местном самоуправлении. Насегодня мы имеем федеральное здравоохранение с его сетью учреждений, 89 систем здравоохранениясубъектов Федерации, и целую россыпь муниципальных. Кроме того, набирают силу ведомственноеи частное здравоохранение. В системе здравоохранения области — 7 федеральных НИИ,35 областных и около 300 муниципальных медицинских учреждений, 77 ведомственных,негосударственных и смешанной формы собственности, и почти 2 сотни частных практик.
Таким образом, в отрасли сформировались многоукладность и раздробленность.Это усложняет управляемость и сужает возможности проведения целенаправленной государственнойполитики в области охраны здоровья.
Вторая особенность современного здравоохранения — его удорожание.C ликвидацией железного занавеса в страну широким потоком хлынули современные диагностическиеи лечебные технологии. Их появление, с одной стороны, повысило качество диагностики,улучшило результаты лечения, сократило время восстановления утраченного здоровья.А с другой — привело к удорожанию стоимости медицинской помощи на несколько порядков.
Следующая проблема — это дефицит финансирования, т.е. несоответствиереальных потребностей здравоохранения выделяемым финансовым средствам.
Четвертая — это затратная модель здравоохранения с избыточнымкоечным фондом. Слабое оснащение доперестроечного здравоохранения, отсутствие эффективныхлекарств и передовых технологий компенсировались большим количеством больниц,, целойармией врачей и сильной поликлиникой. За последние 10 лет профилактическая составляющаяздравоохранения ослабла, и из профилактического оно стало лечебным. А в наследствонам осталась раздутая коечная сеть и большое количество неэффективно работающихбольниц.
Пятая проблема — это рост уровня заболеваний, характерных длянестабильных периодов жизни общества, в том числе ВИЧ-инфекции, алкоголизма, наркомании,и сложная демографическая ситуация, которая характеризуется:
— высокой общей смертностью населения, особенно в сельских территориях;
— падением рождаемости;
— сокращением продолжительности жизни населения области (сегодняона равна 70 лет у женщин и 57 лет у мужчин);
— смертность превышает рождаемость почти в 2 раза (в структурепричин на 1 месте сердечно-сосудистые заболевания, на втором — травмы и отравления,на третьем — онкологические заболевания);
— регистрируется сверхсмертность трудоспособного населения оттравм и отравлений, особенно мужчин и особенно на селе.
Программа госгарантий — это реформирование здравоохранения ивосстановление вертикали управления; это способ перераспределения финансовых средствздравоохранения и повышение эффективности использования ресурсов. Это перенос акцентовсо специализированной медицины — на общую, со стационарной помощи — на амбулаторную,с лечения заболеваний — на их профилактику, с количества медицинских услуг — наих качество. Программа призвана обеспечить доступность медицинской помощи самымшироким слоям населения.
Министерство здравоохранения реализует долгосрочную целевую программу:«Основные направления развития здравоохранения области».
Основные задачи Программы:
1. Обеспечение доступной и качественной медицинской помощи населениюобласти.
2. Совершенствование и развитие методов профилактики, в том числесоциально-значимых заболеваний.
3. Охрана материнства и детства 4. Развитие первичной медико-санитарнойпомощи, в том числе профилактического направления 5. Обеспечение населения высокотехнологичноймедицинской помощью 6. Реализация информационной поддержки и управления проектом.
7. Снижение смертности от предотвратимых причин 8. Мероприятияпо демографической политике.
Среди проблем системы здравоохранения в имеет место неудовлетворенностьнаселения организацией обслуживания в больницах, неравные возможности обеспеченияздравоохранения населению в городе, низкий процент в больницах узких специалистови большие очереди к ним. Также мотивацию к сохранению собственного здоровья самихпациентов.
Еще одной важной проблемой сферы здравоохранения является проблемаментальности медицинских работников. Он пояснил, что наши врачи в последнее времяутратили способность мыслить о «здоровых», они думают о «больных».[22; viperson.ru/wind. php? ID=267748].
В ходе нашей работы был проведен контент-анализ периодическойпечати. В газете «Тюменская область сегодня» Здравоохранению посвящено11 статей, 4 из которых посвящено особенностям национального здравоохранения, 5- долгосрочной целевой программе, в которой рассматривались проблемы осуществленияданной программы, основным ее аспектам, целям и задачам, 1 статья посвящена здравоохранениюв годы ВОВ, 1 — проблемам ФАПов, а точнее их нехватки.
В региональной интернет газете за 2009 год было найдено 98 статейпосвященных здравоохранению, 48 статей из которых посвящены отдельным профессиональнымсферам здравоохранения, таким как гастроэнтерология, иммунизация области, обеспечениелекарственными средствами, нехватка персонала, 13 статей посвящено метаморфозамплатной медицины, а точнее хозрасчетная деятельность государственных медицинскихучреждений и, как следствие, разница в стоимости аналогичных услуг государственнойи частной клиники, 28 статей посвящены внедрениям новых технологий в развитие здравоохраненияобласти, 11 статей посвящены различного рода конференциям по проблемам здравоохраненияобласти и отдельных окружным проблемам, 6 статей посвящено обсуждению обстановкитуберкулеза, профилактике различных вирусных заболеваний, приведены статистическиеданные по этим вопросам, 2 статьи посвящены влиянию кризиса на здравоохранение.
Из данного контент-анализа можно сделатьвывод, что здравоохранение области как социальная отрасль очень важна, Низкий уровеньее развития может привести к деградации населения и социальным беспорядкам. Именнотакая стратегическая значимость отрасли требует приоритетного отношения к ней состороны государства. Эта сфера имеет не мало проблем, решение которых в настоящиймомент активно заняты органы регионального управления.2.4 Рекомендации по преодолению проблем в регионе
Как уже было сказано выше, в управлении сферой здравоохранениясуществует следующая проблема многоукладности и раздробленности, что усложняет управлениеданной сферой и сужает возможности проведения целенаправленной государственной политикив области охраны здоровья. Для полноценного функционирования дано сферы должна бытьразработана целостная организационная структура управления.
Следующей, довольно серьезной проблемой является дефицит финансирования,что способствует несоответствию реальным потребностям здравоохранения выделяемымсредствам. Здравоохранение, это такая отрасль, которая требует масштабных средств,это сфера, на которую должно выделятся финансовые средства в первую очередь, таккак именно здравоохранение в первую очередь обеспечивает качество жизни населения.Здравоохранение является важнейшей составляющей социальной сферы, является однимиз определяющих условий жизнедеятельности человеческого общества.
На мой взгляд, здравоохранение нуждается в некоем реформированиии восстановление вертикали управления, а именно: перераспределения финансовых средствздравоохранения и повышение эффективности использования ресурсов.
Заключение
Здравоохранение — совокупность мер политического, экономического,правового, социального,культурного, научного,медицинского, санитарно-гигиеническогои противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физическогои психического здоровья каждого человека,поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощив случае утраты здоровья. Для осуществления этих мер создаются специальные социальные институты.
В данной работе было проанализировано, сферы здравоохраненияи регионального управления. Были выявлены теоретические и практические проблемыданного вопроса, которые в корне расходятся между собой. Так же была изучена законодательнаябаза РФ и области регулирующая роль политических партий в регионе. Был проведенконтент-анализ периодической печати области за 2009 год и даны основные рекомендациипо проблеме.