Система управления транспортом в экономически развитых странах мира

Содержание Введение Глава 1. Роль транспорта в мировой экономике и тенденции его развития 1.1 Особенности приватизации и акционирования железных дорог Глава 2. Особенности управления отдельными видами транспорта 2.1 Железнодорожный транспорт 2.2 Морской транспорт 2.3 Внутренний водный транспорт 2.4 Автомобильный транспорт 2.5

Воздушный транспорт Заключение Список использованной литературы Введение Транспорт – особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль народного хозяйства. Он обеспечивает связь между отдельными отраслями и странами, а также удовлетворяет потребности стран в перевозках пассажиров и грузов. Транспорт занимает одно из ведущих мест в мировом хозяйстве и обладает рядом существенных черт, присущих ему как сложному межотраслевому комплексу.

Основные фонды транспорта составляют около 20% национального богатства промышленно развитых стран, на транспорт приходится более 90% установленной мощности всех первичных двигателей, его доля в валовом национальном продукте составляет от 5 до 9% по разным странам. Переход нашей страны от административно-командной системы к рыночным отношениям повлек за собой резкие изменения в транспортной системе. С одной стороны, произошло резкое сокращение емкости рынка транспортных

услуг, изменение претерпела и структура рынка. С другой стороны, произошло разрушение единой транспортной системы страны. Приобрели самостоятельность и независимость от центральных органов управления страной все виды транспорта. Возникла необходимость в осмыслении произошедших изменений и выработки научно обоснованных рекомендаций по управлению транспортным комплексом в новых рыночных условиях. Поэтому изучение управления транспортом в экономически развитых странах мира особенно актуально с точки
зрения применения их опыта в российской экономике. Цель курсовой работы – изучение системы управления транспортом в экономически развитых странах мира. Задачи курсовой работы: 1. Рассмотреть роль транспорта в мировой экономике и показать тенденции его развития. 2. Исследовать особенности систем управления основными видами транспорта в развитых странах. Объектом исследования курсовой работы является транспорт как межотраслевой комплекс, а предметом –

управление транспортом в экономически развитых странах. ГЛАВА 1. Роль транспорта в мировой экономике и тенденции его развития В крупных промышленных агломерациях сооружения транспорта занимают до 30% всей площади территории, а в крупных городах – до 60%. Наибольшую площадь занимают хозяйства автомобильного транспорта. Поэтому в настоящее время во многих странах в связи с ухудшающейся экологической обстановкой больше

внимания уделяется развитию железнодорожного и внутреннего водного транспорта. В Западной Европе возрастает роль речного транспорта в перевозках массовых грузов и контейнеров, в частности в технологиях, требующих промежуточного хранения товара. В течение последних лет произошло выделение из транспортных компаний самостоятельных подразделений транспортной экспедиции грузов. Организация перевозочного процесса стала базироваться на долгосрочном

контактировании перевозок и экспедиции грузов между экспедиторами и транспортниками. Конъюнктура современного транспортного рынка определяется огромной концентрацией спроса в руках экспедитора – операторов перевозок грузов в смешанных сообщениях. На основе отчетных данных железнодорожного монополиста по европейским перевозкам контейнеров «Интерконтейнер Интерфриго» 42% грузов было предъявлено экспедиторами,
15% – портовыми агентами, 19% – судовладельцами, 16% – грузовладельцами, Около 95% грузов Западногерманской авиакомпании «Люфтганза» составляли в 1999 году грузы экспедиторов. Параллельно с этим за последние 10-15 лет происходило отделение функций собственности на суда, самолеты и подвижной состав от функций профессионального управления ими, что выразилось в появлении новой формы мелкого и среднего предпринимательства. Владельцы транспорта изыскивают способы снижения себестоимости

перевозок: контейнеровместимость судов уже достигает восемь тысяч единиц, возрастает кубатура контейнеров и автофургонов, увеличивается длина и этажность платформ. В целом пот транспортной системе это привело к увеличению пропускной способности транспортных коммуникаций, появлению принципиально новых транспортных средств, увеличению их вместимости и скорости передвижения. В настоящее время уже созданы и функционируют новые высокоскоростные технологии.

Так, интермодульная система «Фастшиб» позволяет перевозить грузы контейнеровозами через Атлантический океан за пять суток. Рост мировой торговли и международного туризма требует огромных инвестиций в транспортные средства и объекты инфраструктуры. Размеры этих инвестиций, по прогнозным оценкам Германского транспортного банка на период до 2010 г. оценивается в 3 трлн. долл. Глобализация мировой экономики привела к усилению концентрации производства и капитала в транспортных

отраслях. В настоящее время 53% мирового парка контейнеровозов принадлежит 10 судовладельческим предприятиям, 47% мирового контейнерного парка – 9 лизинговым компаниям. Развитие мировой транспортной системы во многом объясняется современными тенденциями совершенствования технологии перевозок и систем управления. Современный подход в развитии экономики стран Запада характеризуется общей тенденцией к либерализации и дерегулированию, что проявляется в приватизации
и акционировании предприятий транспортной сферы. До 80-х гг. ХХ в. среди зарубежных экономистов было распространено мнение, что железные дороги являются наименее подходящими объектами для приватизации, и основная сеть железных магистральных дорог находилась в государственной собственности. Исключение представляли лишь США. Изучение практики ряда экономически развитых стран– Германии, Франции, Японии и др показывает, что основная магистральная сеть и базовая часть основных

фондов инфраструктуры остается в основном в государственной собственности. При этом частные перевозочные компании обычно арендуют железнодорожные пути, находящиеся в собственности и прямом ведении государства. В США, напротив, единственным исключением является пассажирская компания AMTRAK, которая получает государственные дотации и, не имея собственных железнодорожных путей, использует пути частных компаний на условиях аренды. Особенностью приватизации на железнодорожном транспорте является

длительный характер этого процесса, который иногда растягивается на десятилетия. Приватизация железных дорог в Европе связана с общей экономической политикой ЕС. Необходимость приватизации объясняется низкой экономической эффективностью железных дорог, которая, по мнению экспертов, является следствием недостаточного уровня частной инициативы. Особенности приватизации и акционирования рассмотрим на примере двух стран.

1.1 Особенности приватизации и акционирования железных дорог Великобритания. В соответствии с законом о приватизации, принятым парламентом, с 1994 г. было начато разделение Британских железных дорог на 60 компаний. Инфраструктура передана предприятию «Рейлтрэк», которое стало оператором инфраструктуры и владельцем 16 тыс. км путей, всех станций, устройств СЦБ и связи.
Пассажирские и грузовые перевозки выполняют отдельные акционерные общества, осуществляющие свою деятельность на основании лицензий, которые выдаются на 10—15 лет. Пассажирские компании арендуют нитки графика движения поездов у «Рейлтрэк», при этом, местные власти субсидируют убыточные линии. Льгота на перевозки пенсионеров, детей и учащихся, а также льготные сезонные билеты сохранены. Организации, участвующие в выполнении пассажирских перевозок через тоннель под

Ла-Маншем, стали акционерными обществами, находящимися в государственной собственности. В области грузового сообщения перевозки отдельных категорий грузов распределены между специализированными обществами — по перевозке массовых грузов маршрутными поездами, повагонными отправками и в смешанных сообщениях, ускоренными поездами, мелких отправок и почты. Для этих компаний введен принцип свободного входа на рынок транспортных услуг.

Вопросами тарифообразования эти компании не занимаются. Реформа в Великобритании закончилась фактически к 1999 г. В результате образовалась сложная и недостаточно эффективная структура, характеризующаяся громоздкими внутренними взаимозачетами. Это привело к тому, что ожидавшиеся улучшения к концу 1990-х гг. не наступили. ФРГ. Отправным пунктом в осуществлении структурной реформы стало принятие

Европейским Союзом Директивы ЕС 91/440 о развитии железнодорожных систем. Согласно этой директиве от стран-членов ЕС требуется придание их национальным железнодорожным системам полной самостоятельности, оздоровление их финансового положения и списание долгов, отделение инфраструктуры от эксплуатационной деятельности и недопущение перераспределения субсидий. В соответствии с этим документом на железнодорожном транспорте
Германии выделены три самостоятельные предпринимательские отрасли: пассажирские перевозки, грузовые перевозки и инфраструктура. Ряд важных функций нормативно-правового регулирования передан вновь созданному Федеральному железнодорожному ведомству (ЕВА), которое подчиняется Министерству транспорта. Основные функции ЕВА: выдача лицензий предприятиям по эксплуатации инфраструктуры федеральных железных дорог и по перевозкам на федеральных и иностранных железных дорогах; согласование

условий стыковки федеральных и негосударственных железных дорог; контроль за размещением заказов на сооружение железнодорожных объектов; надзор за безопасностью движения и др. Бывшие федеральные железные дороги были преобразованы в акционерное общество (государственный холдинг). Держателем 100% акций общества является государство, которое влияет на управление железнодорожным транспортом через федеральное ведомство (ЕВА). Важной особенностью структурной реформы является открытие инфраструктуры

для пользования сторонними организациями — иностранными железными дорогами и негосударственными железными дорогами. Другой важный этап реформ — регионализация местных пассажирских перевозок. Это значит, что ответственность за объемы, качество и конкретные формы организации этих перевозок возложена на транспортные администрации земель и округов. Интересным примером является и успешное внедрение новой политики в сфере закупок, согласно которой они больше не попадают под законодательство о торгах по общественным

контрактам. Государственный холдинг теперь владеет своей собственностью в условиях конкуренции и может обанкротиться. Это является хорошим стимулом для руководства и всего персонала железных дорог к работе с полной ответственностью. По мнению специалистов, реформа в ФРГ определила даже общеевропейские тенденции, однако открытие внутреннего рынка предъявляет более высокие требования к национальной железнодорожной компании, чем в других европейских странах.
Существенное значение в обеспечении экономической устойчивости транспортных предприятий имеет диверсификация. Она состоит в одновременном развитии нескольких видов производства изделий и сфер деятельности предприятия, не связанных с основным производством, с целью снижения случайных рисков. Число многоотраслевых фирм, достигших высокого уровня диверсификации производства, среди крупнейших промышленных компаний Западной Европы уже в 3 раза превысило количество одноотраслевых компаний.

Аналогичное соотношение сложилось и в американской промышленности. В четырех ведущих странах Западной Европы: ФРГ, Франции, Швеции и Нидерландах на долю вертикальной интеграции приходится от ‘/3 до ‘/2 общего числа зарегистрированных слияний и поглощений компаний, относящихся к различным отраслям производства и сферы услуг. Росту диверсификации на зарубежном транспорте способствует целый ряд причин.

Это и стремление уменьшить риск, связанный с предпринимательской деятельностью в условиях жесткой конкуренции других фирм, предлагающих свои транспортные услуги порой по меньшей цене или более комплексно и качественно, и желание ослабить зависимость от конъюнктуры рынка, и попытка лучшего решения проблем реализации услуг, получения дополнительной прибыли и занятости кадров. С 1980-х гг. в условиях потери своей доли на рынке перевозочных услуг и доходов железные дороги начали

более активно прибегать к диверсификации как способу экономического оздоровления. Несмотря на большое разнообразие диверсификационной деятельности, на железнодорожном транспорте можно выделить три ее основных вида: 1)деятельность, непосредственно связанная с железнодорожным транспортом. Сюда относится деятельность всех компаний, участвующих в перевозочном процессе (например, бюро путешествий, туристических компаний и др.); 2)деятельность, связанная с реализацией земельных участков и управлением
недвижимостью, осуществляемая с целью финансового оздоровления железнодорожных компаний; 3)деятельность, охватывающая многочисленных участников, которых порой нельзя объединить в однородную группу (например, компании по выработке электроэнергии и кредитные учреждения). Первые два вида получили наибольшее распространение, особенно в Японии. Администрации железных дорог европейских стран направляют сюда группы специалистов для изучения

путей развития железнодорожных компаний. Особый интерес представляет собой японская модель развития станций, которая позволяет не только получать дополнительные доходы, даже более высокие, чем от основной деятельности, непосредственно связанной с перевозками, но и обеспечивать занятость персонала, сокращаемого в других секторах. Суть модели сводится к диверсификации производственных мощностей станций различными способами и оказанию населению многопрофильных услуг — создание транспортно-сервисных центров с подъездными

путями, автостоянками, учреждениями культуры, гостиницами, универмагами, предприятиями бытового обслуживания. Анализируя опыт деятельности японских железнодорожных компаний, успешно функционирующих в условиях рынка, можно выделить четыре основные бизнес-сектора: железнодорожный, недвижимость, гостиницы и иные виды деятельности (туризм, спорт, парки развлечений и т.п.). Интерес к японскому опыту не случаен. Диверсификация в

Европе была связана преимущественно с сектором грузовых перевозок и в весьма малой степени касалась сектора пассажирских услуг, за исключением сферы питания пассажиров на станциях и в поездах, организации туристических агентств и местных автомобильных перевозок. Поэтому железным дорогам пришлось искать новые пути для повышения привлекательности станций, чтобы они не были просто пунктами отправления, прибытия или пересадки пассажиров.
Следует отметить, что потребность в коренных переменах на железных дорогах особенно острой стала в последнее десятилетие. Для решения этих проблем некоторые компании создали специализированные подразделения станционного развития и дочерние предприятия на коммерческой основе. Были даже разработаны модели коренного пересмотра общей компоновки станций. Например, согласно немецкой модели станционные пути должны располагаться под землей, а пассажирские

технические парки и станции следует выносить на окраины городов. Если железнодорожные станции могут располагаться на других площадках, их следует вынести, чтобы использовать освободившиеся территории под магазины и другие подобные учреждения. Развитие диверсификационной деятельности для транспортных компаний стало настолько актуально, что многие из них превращаются в многоотраслевые конгломераты, объединяющие автотранспортные, железнодорожные,

иногда и судоходные и авиатранспортные фирмы, а также предприятия, владеющие терминалами. Например, многоотраслевая железнодорожная компания США «Конфрейст» владеет более 500 терминалами во всех штатах США и гарантирует комплексное обслуживание грузовладельцев в 20 тыс. пунктов в Северной Америке. В сферу ее деятельности входят автотранспортные компании и несколько крупных авиакомпаний

США. Определенный интерес для отечественного транспорта может представлять опыт диверсификационной деятельности европейских судоходных фирм. Например, французские судоходные компании подразделяются на «чистые» и «смешанные». В последних источником четверти всех поступлений является промышленная и коммерческая деятельность: у «смешанных» компаний явно видна тенденция к диверсификации. Как и на железнодорожном транспорте, значительный удельный вес в капитальных вложениях занимают затраты
на приобретение земельных участков, строительство различных заданий и сооружений, покупку перегрузочных средств. Тенденция расширения диверсификационной деятельности наблюдается на транспорте США и ФРГ, чему способствует стремление компаний рассредоточить риск своей деятельности, изыскивать новые сферы вложений капитала. Обобщая сказанное, можно считать, что за рубежом нет ни одной крупной транспортной фирмы, которая бы не занималась диверсификацией своей деятельности.

Характерным примером такой фирмы в ФРГ может служить судоходная компания «Ганаг-Ллойд». Кроме линейного судоходства она занимается туризмом, лизингом, портовым обслуживанием и ремонтом судов. Необходимо также отметить, высокий среднеотраслевой уровень специализации речного судоходства, который сложился за счет мелких предприятий. Для них 100 %-я специализация является условием выживания в конкурентной борьбе. Средние и крупные речные фирмы постоянно развивают диверсификационную деятельность,

поэтому на транспортировке отдельных грузов специализируется не отдельная компания в целом, а ее отделения, филиалы, дочерние общества, которым выделяются значительные финансовые средства для приобретения современных высокоспециализированных судов. Проблема стабилизации финансового положения предприятий существует на всех видах транспорта. Поэтому изыскание дополнительных доходов за счет нетрадиционных видов деятельности в настоящее время стало наиболее распространенным способом решения данной проблемы.

ГЛАВА 2 Особенности управления отдельными видами транспорта 2.1 Железнодорожный транспорт США. Размеры сети и масштабы деятельности железной дороги зависят от финансовой мощности владеющей ею частной компании. Организационные структуры и методы хозяйственного руководства на разных дорогах США различны, они не рассматриваются и не утверждаются каким-либо центральным органом. До образования Министерства транспорта в 1967 г. вопросами железнодорожного транспорта занимались прямо
или косвенно более 30 различных федеральных управлений и администраций. В настоящее время решением этих вопросов занимаются: 1)администрация железных дорог, которая является подразделением Министерства транспорта США; 2)совет по наземному транспорту — высший законодательный орган на транспорте, решения которого обязательны для всех предприятий независимо от форм собственности.

В ее компетенцию входят следующие вопросы; ценообразование на транспорте и тарифы, коммерческая эксплуатация и финансы, организация и безопасность движения, учет и отчетность; 3)ассоциация американских железных дорог, которая частично координирует деятельность железных дорог по вопросам использования и модернизации технических средств, безопасности движения и научно-исследовательских работ. Ассоциацией руководит директорат, состоящий из 15 — 20 человек, которые, как правило, являются

президентами крупнейших железных дорог. Президент Ассоциации имеет в своем подчинении несколько заместителей, каждый из которых отвечает за определенный отдел: по разработке и утверждению инструкций; по конструированию технических средств и их содержанию; по эксплуатации железных дорог, по анализу и учету и др. Работники железных дорог руководствуются нормами и рекомендациями стандартов, которые разрабатывает Ассоциация американских железнодорожных инженеров.

Протяженность сети железных дорог, принадлежащих отдельным американским компаниям, колеблется от 10 до 40 тыс. км и более. Поэтому схемы и структуры управления железных дорог существенно различаются. Можно выделить две основные схемы управления железными дорогами США. Первая схема предполагает организацию, при которой исходят из того, что важнейшим назначением железной дороги являются перевозки грузов. Поэтому во главе управления хозяйства района, которое включает содержание
локомотивного и вагонного парка, содержание и ремонт пути, поставлен заведующий эксплуатационным районом. Такая структура условно называется районной. Вторая схема управления основана на делении по специальным службам, районы не образуются, заведующий участком, в ведении которого находятся поездные и станционные диспетчеры, руководит только эксплуатационной работой. Такая структура может быть названа производственно-отраслевой.

Крупные железные дороги имеют, как правило, районную структуру управления, а дороги небольшого размера — производственно-отраслевую. В США действуют многочисленные законы штатов, которые оказывают влияние на деятельность железных дорог и систему управления ими, изменяя ее в той или иной степени, допуская смешение структуры первого и второго типа. Франция. Одно из центральных мест в управлении транспортом страны занимает железнодорожная администрация, входящая

в состав транспортного блока Министерства инфраструктуры, транспорта и жилья. Помимо министерства, управлением железнодорожным транспортом на федеральном уровне занимается Национальное общество железных дорог (НОФЖД). Это государственное промышленно-коммерческое объединение, в Административный совет которого входят представители правительственных учреждений, предприниматели, администраторы предприятий железнодорожного транспорта.

Административный совет возглавляется президентом, назначаемым правительством. Президент утверждает проекты заказов на перевозки, поставки и объемы работ. Организационно-техническое руководство осуществляет генеральный директор. Генеральная дирекция подразделяется на производственные и функциональные отделы: организация управления, коммерческий, движения, тяги и подвижного состава, постоянных устройств и сооружений, материального
снабжения и др. Вся ветвь НОФЖД разделена на 6 районов, каждый из которых имеет свою дирекцию с соответствующим штатом управления. С 1997 г. во Франции начата реформа железных дорог, основная цель которой разделить функции содержания инфраструктуры и эксплуатации. Инфраструктура передана в ведение вновь созданной государственной организации RFF. НОФЖД занимается теперь только организацией грузовых и пассажирских перевозок и должно платить RFF за пользование инфраструктурой.

Часть этих средств возвращается НОФЖД, которое занимается теку