Система высших органов власти и управления

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. Президент Республики Беларусь
1.1. Требования к кандидату в Президенты
1.2. Порядок выборов
1.3. Обязанности Президент Республики Беларусь

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ – ПАРЛАМЕНТ
2.1. Требования к кандидатам в депутаты
2.2. Полномочия Парламента
2.3. Палата представителей
2.4. Совет Республики
2.5. Порядок принятия законов
3. ПРАВИТЕЛЬСТВО – СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1. Состав Правительства
3.2. Обязанности Правительства
3.3. Заседания Совета Министров Республики Беларусь и Президиума Совета Министров Республики Беларусь
3.4. Постановления Совета Министров Республики Беларусь
3.5. Внесение проектов законов Парламенту
3.6. Органы Государственного управления, подчиняющиеся Совету Министров Республики Беларусь
4. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
5. МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.
Государственная власть в ней осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Основным законом государства является конституция.
Беларусь – президентская республика. Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Согласно Конституции законодательным органом власти Республики Беларусь является Парламент, состоящий из двух палат. Исполнительную власть в республике осуществляет Правительство – Совет Министров, который является центральным органом государственного управления. Местное управление и самоуправление осуществляется через местные исполнительные и распорядительные органы, органы самоуправления, референдумы и т.д.
Судебная власть в Республике принадлежит судам. Контроль за конституционностью нормативных актов осуществляется Конституционным Судом.

1. Президент Республики Беларусь
Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую иэкономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.
1.1. Требования к кандидату в Президенты
Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом (старше 18 лет) и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Лица, отбывавшие срок в местах лишения свободы, в сизо и недееспособные не могут быть избранны Президентом Республики.
1.2. Порядок выборов Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков.Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.Выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.
1.3. Обязанности Президент Республики Беларусь Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов. Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений. Президент Республики Беларусь:1) назначает республиканские референдумы;2) назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;3) распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;4) назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;5) образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте; 6) с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;7) определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;8) с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;9) с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;10) назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;11) освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотреннымзаконом, с уведомлением Совета Республики;12) назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля;13) обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;14) обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением; 15) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;16) назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией;17) решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища; 18) устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;19) осуществляет помилование осужденных;20) ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;21) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств; 22) в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;23) в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок;24) подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей; 25) имеет право отменять акты Правительства;26) непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;27) формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности; 28) является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил; 29) вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;30) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ – ПАРЛАМЕНТ
Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.Состав Палаты представителей – 110 депутатов.Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.Выборы нового состава палат Парламента назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва.Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента.Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.
2.1. Требования к кандидатам в депутаты Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства.Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи.
2.2. Полномочия Парламента Срок полномочий Парламента – четыре года. Полномочия Парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны.Первая после выборов сессия палат Парламента созывается Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов и начинает свою работу не позднее чем через 30 дней после выборов. Отсчет тридцатидневного срока для созыва и начала работы первой сессии Палаты представителей осуществляется со дня второго тура голосования по выборам ее нового состава. Если второй тур голосования по выборам в Палату представителей не проводится, отсчет тридцатидневного срока осуществляется со дня проведения первого тура общих выборов в Республике Беларусь. Отсчет тридцатидневного срока для созыва и начала работы первой сессии Совета Республики осуществляется со дня первого заседания депутатов местных Советов депутатов базового уровня по выборам членов Совета Республики от области или города Минска.В случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией, полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть прекращены досрочно. С прекращением полномочий Палаты представителей или Совета Республики по решению Президента могут быть также прекращены полномочия соответственно Совета Республики или Палаты представителей.Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра.Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции.Решения по этим вопросам Президент принимает не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат.Палаты не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности.Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний.Палаты собираются на две очередные сессии в год.Первая сессия открывается 2 октября; ее продолжительность не может быть более восьмидесяти дней.Вторая сессия открывается 2 апреля; ее продолжительность не может быть более девяноста дней.Если 2 октября или 2 апреля приходятся на нерабочий день, то сессия открывается в первый следующий за ним рабочий день.Палата представителей, Совет Республики в случае особой необходимости созываются на внеочередную сессию по инициативе Президента, а также по требованию большинства не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат по определенной повестке дня.Внеочередные сессии созываются указами Президента.
2.3. Палата представителей: 1) рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;2) рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств; обутверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об охране окружающей среды и рациональномиспользовании природных ресурсов; об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и о заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании законов;3) назначает выборы Президента;4) дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;5) заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству;6) рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;7) по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности;8) принимает отставку Президента; 9) выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности;10) отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей. Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.
2.4. Совет Республики:
1) одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;2) дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;3) избирает шесть судей Конституционного Суда; 4) избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;5) отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;6) принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;7) рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности; 8) рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.Совет Республики может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.
2.5. Порядок принятия законов
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей.Законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению – Правительства.Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Палата представителей и Совет Республики в этом случае должны рассмотреть данный проект в течение десяти дней со дня внесения на их рассмотрение.По требованию Президента либо, с его согласия, Правительства Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях принимают решения, голосуя в целом за весь внесенный Президентом или Правительством проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством.Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.Принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более двадцати дней, если иное не предусмотрено Конституцией.Закон считается одобренным Советом Республики, если за него проголосовало большинство от полного состава Совета Республики, либо если в течение двадцати дней, а при объявлении законопроекта срочным – десяти дней со дня внесения он не был рассмотрен Советом Республики. В случае отклонения законопроекта Советом Республики палаты могут создать согласительную комиссию, формируемую на паритетной основе, для преодоления возникших разногласий. Текст законопроекта, выработанный согласительной комиссией, представляется на одобрение обеих палат.Если согласительной комиссией не принят согласованный текст законопроекта, Президент либо по его поручению Правительство могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение.Закон считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, либо принятый Палатой представителей в порядке, предусмотренном настоящей статьей, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее тридцати дней. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее двух третей голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в пятидневный срок направляется в Совет Республики, который также должен рассмотреть его повторно не позднее двадцати дней.Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики. Закон после преодоления Палатой представителей и Советом Республики возражений Президента подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.В таком же порядке палатами рассматриваются возражения Президента на отдельные положения закона, которые возвращаются для повторного голосования. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента.Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента; ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу. В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Палаты могут регулировать законом отношения, возникшие на основе декретов, которые отменены.Депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики пользуются неприкосновенностью при выражении своих мнений и осуществлении своих полномочий. Это не относится к обвинению их в клевете и оскорблении.В течение срока своих полномочий депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики могут быть арестованы, иным образом лишены личной свободы лишь с предварительного согласия соответствующей палаты, за исключением совершения государственной измены или иного тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления.Уголовное дело в отношении депутата Палаты представителей или члена Совета Республики рассматривается Верховным Судом.Заседания палат являются открытыми. Палаты, если этого требуют интересы государства, могут принять решение о проведении закрытого заседания большинством голосов от их полного состава. Во время заседаний, в том числе и закрытых, Президент, его представители, Премьер-министр и члены Правительства могут выступать вне очереди записавшихся для выступления столько раз, сколько они этого потребуют.Одно заседание в месяц резервируется для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства.Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться с запросом к Премьер-министру, членам Правительства, руководителям государственных органов, образуемых или избираемых Парламентом. Запрос должен быть включен в повестку дня палаты. Ответ на запрос надлежит дать в течение двадцати сессионных дней в порядке, установленном палатой Парламента.Заседание палаты считается правомочным при условии, что на нем присутствует не менее двух третей депутатов Палаты представителей или членов Совета Республики от полного состава палаты. Голосование в Палате представителей и Совете Республики открытое и осуществляется лично депутатом, членом Совета Республики путем подачи голоса “за” или “против”. Тайное голосование проводится только при решении кадровых вопросов.Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений. Постановления Палаты представителей принимаются по вопросам распорядительного и контрольного характера. Решения Совета Республики принимаются в форме постановлений.Решения палат считаются принятыми при условии, что за них проголосовало большинство от полного состава палат, если иное не предусмотрено Конституцией.Законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь являются программными и считаются принятыми при условии, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава палат. Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. В таком же порядке публикуются и вступают в силу декреты Президента.Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан. Порядок деятельности Палаты представителей, Совета Республики, их органов, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики определяется регламентами палат, которые подписываются председателями палат.

3. ПРАВИТЕЛЬСТВО – СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления.Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.
3.1. Состав Правительства
Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления.Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Решение по этому вопросу принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.Работой Правительства руководит Премьер-министр.Премьер-министр:1) осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу;2) подписывает постановления Правительства;3) в двухмесячный срок после своего назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев;4) информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях; 5) выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства.Правительство или любой член Правительства вправе заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей. Правительство заявляет Президенту об отставке в случае выражения Палатой представителей вотума недоверия Правительству.Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки Правительство продолжает осуществлять свои полномочия.Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства.В случае отставки или сложения полномочий Правительство Республики Беларусь по поручению Президента продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Правительства.
3.2. Обязанности Правительства Правительство Республики Беларусь:- руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;- разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;- разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;- обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;- принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;- выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;- обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;- отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения.Компетенция, порядок организации и деятельности Правительства определяются на основе Конституции законом о Совете Министров Республики Беларусь.
3.3. Заседания Совета Министров Республики Беларусь и Президиума Совета Министров Республики Беларусь
Исключительно на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь рассматриваются:
– вопросы подготовки и исполнения республиканского бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов;
– проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь;
– основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь на своих заседаниях может рассматривать и другие наиболее важные вопросы государственного управления, хозяйственного и социально-культурного строительства, выполнения законов Республики Беларусь, декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь.
Заседания Совета Министров Республики Беларусь проводятся под председательством Премьер-министра Республики Беларусь. В отсутствие Премьер-министра Республики Беларусь заседание проводит Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, а в случае его отсутствия по поручению Премьер-министра Республики Беларусь и по согласованию с Президентом Республики Беларусь – один из заместителей Премьер-министра Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь имеет право председательствовать на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь.
Заседание Совета Министров Республики Беларусь проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.
Заседание Совета Министров Республики Беларусь считается правомочным при условии присутствия на нем не менее половины членов Совета Министров Республики Беларусь. Решения принимаются большинством голосов членов Совета Министров Республики Беларусь, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов считается принятым решение, за которое проголосовал председательствующий.
Для оперативного решения входящих в компетенцию Совета Министров Республики Беларусь вопросов в качестве его постоянного органа действует Президиум Совета Министров Республики Беларусь.
Заседание Президиума Совета Министров Республики Беларусь проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в неделю. Плановым днем проведения заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь является вторник. При проведении заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь по вопросу, материалы к которому содержат сведения, составляющие государственные секреты Республики Беларусь, допуск на это заседание, стенографирование, оформление протокола и иных принимаемых решений осуществляются с соблюдением установленных правил работы с секретными документами и режима секретности. Председательствует на заседании Президиума Премьер-министр Республики Беларусь, а в его отсутствие – Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь. В случае отсутствия Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь по поручению Премьер-министра Республики Беларусь и по согласованию с Президентом Республики Беларусь заседание Президиума Совета Министров Республики Беларусь проводится под председательством одного из заместителей Премьер-министра Республики Беларусь.
Заседание Президиума Совета Министров Республики Беларусь считается правомочным при условии присутствия на нем более половины членов Президиума. Решения Президиума Совета Министров Республики Беларусь принимаются большинством голосов от общей численности его членов и должны соответствовать решениям, принятым на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь. В случае равенства голосов считается принятым решение, за которое проголосовал председательствующий.
В заседаниях Совета Министров Республики Беларусь и его Президиума принимают участие члены Совета Министров Республики Беларусь и приглашенные должностные лица.
На заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь для рассмотрения вопросов исполнения поручений Президента Республики Беларусь, подготовки, в том числе согласования проектов правовых актов Главы государства и проектов законов, направляемых Президенту Республики Беларусь для внесения в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, приглашаются заместители Главы Администрации Президента Республики Беларусь, помощники Президента Республики Беларусь, в ведении которых находятся рассматриваемые вопросы и проекты, депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, представители Комитета государственного контроля Республики Беларусь, иных государственных органов и государственных организаций, непосредственно не подчиненных Правительству Республики Беларусь.
Принятые на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь и его Президиума решения оформляются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь и доводятся до заинтересованных в установленном порядке.
В ходе заседаний Совета Министров Республики Беларусь и его Президиума ведутся протоколы. Ведение протоколов обеспечивается Аппаратом Совета Министров Республики Беларусь.
3.4. Постановления Совета Министров Республики Беларусь
Совет Министров Республики Беларусь на основании и во исполнение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь принимает постановления и контролирует их выполнение.
Распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь издаются по вопросам, входящим в компетенцию Премьер-министра Республики Беларусь, а также при наличии поручения Правительства Республики Беларусь по входящим в компетенцию, но не относящимся к конституционным полномочиям Совета Министров Республики Беларусь вопросам, если регулирование их не требует принятия решений, носящих нормативный характер.
Проекты постановлений, рассмотренные на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь и его Президиума, в случае необходимости дорабатываются в соответствии с принятыми на заседаниях решениями.
Постановления подлежат обязательному официальному опубликованию, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.
Постановления с грифом “Секретно” либо с отметкой “Не для печати” не публикуются. Решение о том, что постановление или его пункты, абзацы и другие составляющие не подлежат публикации, принимается Руководителем Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, о чем на оригинале документа делается соответствующая отметка.
Опубликование постановлений в издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь и газете “Рэспублiка” является официальным.
Постановления вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в них не установлен иной срок вступления в силу.
Постановления, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом постановления публикуются, как правило, после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
В случае разновременного опубликования постановления в нескольких официальных изданиях дата официального опубликования определяются по дате первоначального опубликования.
Распоряжения вступают в силу с момента их подписания, если в них не указан иной срок вступления в силу.
3.5. Внесение проектов законов Парламенту
Совет Министров Республики Беларусь вносит на рассмотрение Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь проекты законов Республики Беларусь.
Проекты законов, результатом принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, вносятся в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь только с согласия Президента Республики Беларусь.
Проекты законов представляются на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь органами государственного управления в порядке, установленном настоящим Регламентом для внесения проектов постановлений.
3.6. Органы Государственного управления, подчиняющиеся Совету Министров Республики Беларусь
Совету Министров Республики Беларусь подчиняются:
Министерство архитектуры и строительства, Министерство внутренних дел, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство иностранных дел, Министерство информации, Министерство культуры, Министерство обороны, Министерство образования, Министерство по налогам и сборам, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство промышленности, Министерство связи, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство спорта и туризма, Министерство статистики и анализа, Министерство торговли, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство труда и социальной защиты, Министерство финансов, Министерство экономики, Министерство энергетики, Министерство юстиции, Комитет государственной безопасности, Государственный Комитет пограничных войск, Государственный таможенный Комитет, Комитет лесного хозяйства, Комитет по архивам и делопроизводству, Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии, Комитет по материальным резервам, Комитет по науке, Комитет по проблемам последствий аварии на Чернобыльской АЭС, Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, Комитет по ценным бумагам, Комитет по энергоэффективности.

4. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам.Система судов строится на принципах территориальности и специализации.Судоустройство в Республике Беларусь определяется законом. Образование чрезвычайных судов запрещается.Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов.Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения: – о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;- о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;- о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;- о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, определяемом законом.

5. МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.Местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на четыре года.Руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов.Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения вышестоящих государственных органов.К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:- утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;- установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;- определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;- назначение местных референдумов.Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы на основании действующего законодательства принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории.Решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими представительными органами.Решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь.Решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных законодательством случаях могут быть обжалованы в судебном порядке. В случае систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики. Иные основания досрочного прекращения полномочий местных Советов депутатов определяются законом.Компетенция, порядок создания и деятельности органов местного управления и самоуправления определяются законодательством.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Конституция Республики Беларусь. – Мн., 1996.
2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 20 марта 2000. № 355.
3. Основы государства и права. Клименко С.В., Чичерин А.А. – М., 1997.
4. Общая теория государства и права. Комаров С.В., Бездюдов О.А. – Мн., 1997.