Системе просвещения Приднестровской Молдавской Республики – 20 лет: история, реальность, перспективы

Доклад
на тему: Система просвещенияПМР – 20 лет: история, реальность, перспективы
г. Тирасполь, 2010 г.

Жизнь человека наших дней не толькоиспытывает на себе столь же захватывающие, сколь и опасные колебанияисторического движения времени, но и существенно меняет его отношение к самомусебе, к себе подобному, к обществу и природе.
В круговороте дней и событий мы не всегдауспеваем соотнести происходящее сегодня с аналогичными периодами прошлого. Кпримеру день сегодняшний: 24 июня 2010 г. Под утро Вы расстались с очередным выпуском средних общеобразовательных школ республики. Юбилейным выпуском года65-летия Победы и 20-летия Приднестровской Молдавской Республики. Но не толькоэтим примечателен день проведения нашей Конференции.
Сегодня исполняется 610 лет со днярождения изобретателя книгопечатня (1400-1468) И. Тутенберга. И сегодня другаяВеликая дата. Ровно 65 лет назад, 24 июня 1945 г., на Красной Площади в Москвепрошел исторический Парад Победы в ознаменование разгрома фашистской Германии вВов 1941-1945 годов. И думаю будет правильным поздравить ветеранов — победителей и почтить память павши х в этой жесткой и страшной войне.
Образ человека и его жизненного мираобразуют гуманистическую основу современного общества и государства.
Человеческий разум, раскрывающий себя всфере науки и образования, культуры и искусства, это и есть область подлинныхвершинных ценностей, это восхождение человека по пути совершенствования,гармоничного творчества себя и своих отношений с естественной средой обитания.Создание условий для всестороннего развития личности на всех этапах ееформирования – основная задача государственной политики в области просвещения.Еще в 12 веке персидский поэт и философ Самарканди писал: «Обычай и законычеловеческие таковы, что если в начале роста, в самом детстве в расцвете юныхсил, когда ум и рассудок очень восприимчивы и не перегружены, когда дарование испособности в расцвете, — если в это время человек ничего не постигает внауках, то не постигнет и в последствии в течении долгой жизни».
2 сентября 2010 года мы будем отмечать20-летие со дня образования нашего государства – Приднестровской МолдавскойРеспублики. И опять историческая параллель – именно в этот день всепрогрессирующее человечество будет отмечать 65 лет со дня окончании Второймировой войны. Прошлое и настоящее рядом. Без памяти о прошлом нет настоящего ине может быть будущего.
В настоящее время всеми министерствами и ведомствамианализируется весь период становления и развития своей отрасли и направленийдеятельности.
В ходе Конференции нам предстоитрассмотреть историю становления и развития системы просвещения ПриднестровскойМолдавской Республики, проанализировать и оценить, что удалось сделать, над чемпредстоит работать и ответить на главный вопрос: насколько нам удалось создатьусловия для реализации конституционных прав граждан определенных статьями 41 и44 Конституции Приднестровской Молдавской Республики:
«Каждый имеет право на образование.
Гражданам гарантируется получениебесплатного среднего общего и среднего профессионального образования вгосударственных образовательных учреждениях.
Каждый вправе на конкурсной основе всоответствии со своими способностями бесплатно получить высшее образование вгосударственных образовательных учреждениях.
Основное общее образование обязательно.
Приднестровская Молдавская Республикаустанавливает государственные образовательные стандарты, поддерживает различныеформы образования и самообразования».
«Граждане Приднестровской МолдавскойРеспублики имеют право на свободу художественного, научного и техническоготворчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Государствозаботится о культурном, научном и техническом развитии общества.»
20 лет по историческим меркам срок невеликий. Однако по масштабности событий, которые происходили в сферепросвещения в этот короткий отрезок исторического времени, он достоин того,чтобы о нем говорили, вспоминали, рассказывали. 12 марта 1991 годаПостановлением о создании Республиканского управления науки, народного образования,культуры и религии началась история становления системы просвещения ПМР. Дляработы этого органа фактически не было никаких условий, все приходилосьначинать с нуля: набирать кадры, обеспечивать рабочими местами, устанавливатьвертикальные и горизонтальные связи и т.д. Словом, это был революционныйпериод, когда одним из приоритетов было подчинить все субъекты деятельности всфере просвещения вновь созданному органу государственной власти. Надо сказать,что с этой задачей Республиканское управление в целом справилось. Былапроведена инвентаризация всех учебных заведений, установлены рабочие контакты,проведены различные встречи и совещания. Вместе со становлением органа властиросли и набирались опыта кадры. Руководство нашей республики, учитывая реальнуюситуацию, стремясь поднять авторитет и значимость этого органа, 8 сентября 1992года принимает решение о формировании на базе Республиканского управления Министерстванауки, народного образования, культуры и культов. В этот же день УказомПрезидента ПМР создается Государственный Комитет по делам молодежи, спорта итуризма. Работая в статусе Министерства, этот орган стал локомотивомпреобразовательной политики в сфере просвещения. Усложнялись задачи, связанныес развитием учебных заведений, совершенствовалась методическая работа,приходилось все больше внимания уделять материальному обеспечению организацийпросвещения. Закономерными становятся реформы управленческих структур,позволяющие глубже вникать в производственные проблемы, быстрее реагировать нажизненные ситуации, возникающие в конкретном учреждении. С этой целью 28 апреля1995 года создается Министерство народного образования и, как следствие, 23июня 1995 года от него отпочковывается Республиканское управление культуры. Этипреобразования при всех издержках организационно-строительного характера носилипрогрессивный характер и позволили целенаправленно заниматься проблемаминародного образования — Министерству народного образования, проблемами культуры- Республиканскому управлению культуры. 5 февраля 1997 года в сферу руководстваи развития со стороны Министерства народного образования попадает и наука,соответственно, этот орган стал называться Министерством народного образованияи науки.
Завершалось ХХ-тое столетие, мыприближались к 10-летию образования Приднестровской Молдавской Республики иснова в поле зрения руководства оказались вопросы оптимизации управления органовгосударственной власти. Учитывая достаточно стабильное развитие всех сферобщественной жизни, понимая необходимость более масштабной и более слаженнойработы всех органов и учреждений науки, образования, культуры, спорта имолодежной политики, руководство республики 25 июля 2000 года принимает решениео слиянии вышеназванных управленческих структур в единый государственныйисполнительный орган — Министерство просвещения Приднестровской МолдавскойРеспублики. Во исполнение Распоряжения Президента Приднестровской МолдавскойРеспублики от 7.02.2008 г. №104 рп «О мерах по совершенствованиюгосударственного управления в сфере науки и технологий ПриднестровскойМолдавской Республики» с 1.07.2008 г. Министерство просвещения былореорганизовано путем присоединения Государственного учреждения «Центр науки итехнологий Приднестровской Молдавской Республики».
С этого момента начинается масштабнаяслаженная работа по обеспечению реализации государственной политики в важнейшейсоциальной сфере общества — в сфере просвещения!
В настоящее время, согласно действующегоПоложения о Министерстве просвещения, сферой государственного регулирования иуправления являются:
— образование и наука;
— культура;
— физическая культура и спорт;
— дополнительное образование;
— молодежная политика;
— социальная защита детства;
— международное сотрудничество в областипросвещения.
Реализацию государственной политики повсем этим направлениям осуществляют 90 штатных сотрудников министерства, в томчисле по направлениям:
— общее образование – 9;
— профессиональное образование – 6;
— науки и технология – 12;
— культура – 9;
— физическая культура и спорт – 8;
— дополнительное образование и молодежнаяполитика – 6;
— финансово-экономическая политика – 14;
При министерстве просвещения сформированы 7органов государственно-общественного соуправления: Коллегия Министерствапросвещения, Государственная Аккредитационная Коллегия и 5 Советов.
Обучением и воспитанием будущегоПриднестровья занимаются 25 075 работников.
Это 23% от общего числа работающих в ПМР(107 232) и около 69% занятых в бюджетной сфере. Из них 14 509 это педагогическийсостав и 10 566 сквозные профессии. От общего числа работающих в системепросвещения % занятых в:
Образование и наука – 46,6%
Культура – 8,1%
Физическая культура и спорт – 3,2%
Средний возраст – 46 лет.
По сравнению с предыдущими годамиотмечается некоторое омоложение кадров, однако проблема наличия мужчин –педагогов не снизило своей актуальности.
С формированием системы создавалась исовершенствовалась правовая база.
Вся деятельность системы просвещения внастоящее время регулируется 309 нормативно-правовыми актами разного уровня втом числе:
1. Образование — 199:
— общее образование и охрана прав детства– 79;
— дошкольное образование – 32;
— начальное профессиональное и среднеепрофессиональное образование – 49;
— высшее профессиональное образование – 39
2. Дополнительное образование и молодежнаяполитика – 47
3. Культура – 30
4. Спорт, физическая культура и туризм –29
5. Наука — 4
Впервые в 2009 году законодательная базаотрасли была направлена на экспертную оценку в Комитет по образованиюГосударственной Думы Российской Федерации оп итогам которой, мы получили ответ:…что представленные данные свидетельствуют о соответствии законодательстваПриднестровской Молдавской Республики законодательству Российской Федерации (письмоГ.А. Балыхина от 22.12.2009 г.).
Таким образом, следует констатировать, чтосистема просвещения Приднестровской Молдавской Республики работает иразвивается в едином культурно-образовательном и правовом поле с РоссийскойФедерацией. Практическая реализация законодательно закрепленных норм иположений по обеспечению государственной политики осуществляетсяреспубликанскими и муниципальными органами управления, руководителями иработниками организаций просвещения в соответствии с разграничением полномочийсогласно ст. 28, 29, 30, 31, 32 базового Закона «Об образовании»Приднестровской Молдавской Республики.
Вся эта общая, системная многолетняяработа позволила создать и сформировать эффективную многоуровневую системупросвещения, включающую в себя организации образования, культуры, физическойкультуры и спорта, научно-образовательные центры, молодежные объединения.Остановлюсь кратко на состоянии, результатах и перспективах развития каждогонаправления. Более подробно Вы рассмотрите эти вопросы на соответствующихсекциях во второй половине дня.
В качестве главных итогов и достижений заистекший период по основным направлениям деятельности необходимо отметить:
В области образования и науки:
— созданы условия для получениякачественно образования на 3 официальных языках: русском, молдавском иукраинском. В 2010 году открыт Республиканский украинскийкультурно-образовательный комплекс «Джерела». Принята концепция о созданиианалогичного молдавского комплекса;
— обеспечена вариативность образовательныхуслуг на всех уровнях системы образования;
— сформирована система программно иучебно-методического обеспечения на основе российских образовательныхстандартов. В этом отношении не могу не отметить большую работу проделаннуюКоллективом Приднестровского государственного института развития образования(ректор М.Я. Макарова);
— практически сформирована системанезависимой оценки качества образования выпускников всех типов организацийобразования;
— сохранена и развивается системаначального и среднего образования;
— значительные преобразования произошли всфере высшего образования и науки. Вы помните, что вначале был толькоПедагогический институт им. Т.Г. Шевченко.
Сегодня в Приднестровье успешно работают 4государственных ВУЗа (ПГУ, ПВМК, ТЮИ, ПГИРО), 7 научно- образовательных центра,6 филиалов ВУЗов других государств.
Ведущим научно-образовательным центромРеспублики является ПГУ им. Т.Г. Шевченко (ректор С.И. Берил), который успешнопрошел аттестацию комиссии Россобрнадзора, по итогам которой 7-9 июля пройдетВыставка — Презентация ВУЗа в Государственной Думе Российской Федерации, а 17июля заседание Коллегии Министерства образования и науки РФ. Сегодня утромделегация Приднестровья ректора Берила С.И. вылетела в Страсбург дляпредставления системы образования на Семинар Совета Европы по образованию.Думаю, что такие результаты достойны аплодисментов.
2. В области культуры:
— Сохранены и развиваются всереспубликанский культурные центры.
— Из года в год растет качество проведенияреспубликанских конкурсов и фестивалей.
— Серьезная работа проводится посистематизации и сохранению культурного наследия нашего многонациональногонарода.
Государственные коллективы:
— Государственный симфонический оркестр;
— Государственный ансамбль музыки и танца«Виорика»;
— Государственный театр драмы и комедииим. Н.С. Аронецкой;
— муниципальные творческие коллективы,творчество членов профессиональных союзов писателей, художников, дизайнеров,фотохудожников достойно представляют нашу культуру и искусство далеко за еепределами. Свидетельство тому: Дни Приднестровья в Москве, Год Приднестровья вРеспублике Южная Осетия, успешные гастроли в Китае, Франции, России, Украине,Молдове и др. странах.
3. В области физической культуры, спорта итуризма:
Со дня образования ПриднестровскаяМолдавская Республика строит социально-ориентированную модель системыфизической культуры и спорта, основной целью которой является: оздоровлениеграждан, формирование навыков здорового образа жизни, гармоничное воспитаниездорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступлениеприднестровских спортсменов на крупнейших спортивных международныхсоревнованиях европейского и мирового уровня.
Сегодня в государственной и муниципальнойсобственности находятся 829 спортивных сооружений, 317 из которых функционируютв сельской местности. Активными и регулярными занятиями физической культурой испортом занято около 108 тыс. приднестровцев. Сохранена и развивается сетьспортивных школ (27 учреждений спортивной направленности, которые посещаютболее 12 тыс. детей и молодёжи). В спортивных школах республики развиваются:бокс, различные виды борьбы, лёгкая атлетика, настольный теннис, шашки,шахматы, футбол, гандбол, художественная гимнастика, спортивная акробатика,гребля на байдарках и каноэ.
О достижениях спортсменов говорил ПрезидентИ.Н. Смирнов, повторяться не буду. Однако хочу отметить, что в настоящее времяпроходит согласование новая редакция Закона ПМР «О физической культуре испорта», на основании которого должна быть разработана ГЦП поддержки развитияспорта высших достижений.
В области молодежной политики идополнительного образования ведется системная многоплановая работа. Отрадноотметить сложившееся межведомственные взаимодействия МВД, Министерства обороны,МГБ, Государственных администраций, общественных структур в вопросах воспитанияюных приднестровцев. В ПМР около 1030 зарегистрированных общественныхобъединений различных правовых форм (из них до 100 организаций — молодежных).
Последнее время молодежные делегацииПриднестровья достойно представляют государство на различных международныхфорумах.
1. Участие молодежной делегацииПриднестровья (уже в 11 раз) в Международном молодежном фестивале дружбынародов «Дружба» на стыке границ России, Украины и Белоруссии.
2. В 2009 году молодежные делегацииПриднестровья приняли участие в работе следующих международных форумов: Впервые:
— Международный молодежный форум «Рольмолодежи и молодежных организаций в жизни общества и становлении государств.Перспективы международного сотрудничества: «Апсны — 2009» в г. Сухум,Республика Абхазия с 14 по 17 декабря 2009 года;
— IV Международныймолодежный форум «Мир — территория без наркотиков» в г. Москва 14-18 декабря2009 года.
Во второй раз: приднестровскийреспублика просвещение молодежный
— II Международныйдетский Саммит «Межнациональный диалог» с 23 по 27 марта 2009 года в г. Москва.
Впервые в рамках международного сотрудничества между молодежными организациямиПМР и Республики Беларусь 6 ноября 2009 года состоялся Международный фестивалькоманд КВН «Кубок Содружества — 2009», в котором приняли участие 2 команды КВНиз Республики Беларусь и одна команда КВН из Приднестровья.
В это году впервые молодежная делегацииПМР в июле примет участие в международном молодежном фестивале «Селигер — 2010».
Вызывают озабоченность попытки западныхидеологических центров через неправительственные молодежные организацииизменить мировоззрение нашей молодежи. В связи с этим призываю вас бытьвнимательными и ответственными при реализации государственной молодежнойполитики.
Экономика образования:
Основа государственных гарантий получениягражданами социальных услуг в области просвещения — это государственное имуниципальное финансирование расходов, связанных с их осуществлением.
За рассматриваемый период в системепросвещения было принято, реализовывалось и реализуются 15 ГЦП – это больше чемв любой другой сфере. (перечню)
По вновь принятой программе школьнаямебель все учащиеся основной школы республики 1 сентября сядут за новые парты.Проходит процедуру согласования еще одна программа «Спортивное оборудование».
Ежегодно наше государство выделяет финансированиена нужды просвещения, которые составляют около 20% средств консолидированногобюджета. Размеры финансирования организаций системы просвещения устанавливаютсяЗаконом «О Республиканском бюджете» на каждый финансовый год и не индексируетсяв соответствии с темпами инфляции.
Темпы развития просвещения, требований обществак качеству и разнообразию услуг в нашей отрасли опережают формирование бюджетови поступление бюджетного финансирования.
Социальная защита:
Особая забота государства дети-сироты,дети, оставшиеся без попечения родителей. Совершенствуется законодательство вобласти социальной защиты детства. К сожалению, у нас есть печальный опыт сусыновителями Гречушкиными, в результате, которого погибли дети.
В настоящее время процедура усыновлениязаконодательно закреплена в судебном порядке.
В республике насчитывается 1870детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, забота о которых наша с вамипервоочередная задача.
Международное сотрудничество:
На протяжении последних лет в рамкахмежправительственных соглашений и международного сотрудничества в областиобразования в вузы Российской Федерации и Украины по итогам отбора поступаютвыпускники приднестровских школ, так с 2006 года в вузы РФ было зачислено 330человек (в 2009 году – 150 человек) в рамках квоты для соотечественников изПриднестровья, в вузы Украины в 2009 году – 100 человек.
Не могу не отметить системную работу с:
— ФА по образованию РФ,
— ФУ по надзору за качеством образования(заключен договор в 2009 году),
— ФИПИ (заключается договор),
— ФЦП (заключается договор),
— Комитеты Госдумы РФ по образованию,науке, молодежной политике,
— Департаментами по образованиюПравительства Москвы,
— Соответствующими министерствамиРеспублики Южная Осетия и Абхазия (заключены договоры о сотрудничестве).
В 2009 году Международноенаучно-техническое сотрудничество осуществлялось согласно 135-ти заключеннымдоговорам между научными (научно-образовательными) учреждениями ПМР саналогичными учреждениями 9-ти зарубежных стран. В отчетном году было заключено11 новых договоров.
Наибольшее число международных договоровзаключено Приднестровским государственным университетом им. Т.Г. Шевченко – 106из 135 или около 80% от всех договоров научных организаций.
Между научными организациями ПМР и РФзаключено 72 договора или 53%, Украины – 48 договоров или 36%, других стран СНГ– 12 договоров или 9%.
Международные связи в сфере молодежнойполитики развиваются уже в течение десяти лет. Это, прежде всего, ежегодное участиепредставителей Министерства просвещения в Международных совещанияхпредставителей структур по делам молодежи и молодежных общественныхобъединений; участие делегации Приднестровья в Международных ярмарках молодежныхинициатив; ежегодное участие молодежной делегации Приднестровья в Международныхмолодежных фестивалях «Дружба» на стыке границ России, Украины и Белоруссии. Данныемероприятия проходят под эгидой государственных структур трех государств:России, Украины и Белоруссии, курирующих вопросы молодежной политики. ДелегацияПриднестровья приглашается на данные мероприятия в качестве равноправногоучастника.
В июне 2009 года было заключено соглашениео сотрудничестве в сфере молодежной политики с Министерством по делам молодежи,спорта и туризма Республики Южная Осетия.
В 2009 году молодежные делегацииПриднестровья приняли участие в работе ряда международных форумов, средикоторых: Международный молодежный форум «Роль молодежи и молодежных организацийв жизни общества и становлении государств. Перспективы международногосотрудничества: «Апсны — 2009» в г. Сухум, Республика Абхазия; IVМеждународный молодежный форум «Мир – территория без наркотиков» в г. Москва, IIМеждународный детский Саммит «Межнациональный диалог» в г. Москва.
Обеспечение системного непрерывногоразвития отрасли напрямую связано с совершенствованием форм и методовуправления, повышением квалификации управленческих кадров и подготовкой егорезерва. Вся эта деятельность в системе просвещения переводится на новыйкачественный уровень. Достигнута договоренность с институтом управленияобразованием Российской академии наук (директор, доктор педагогических наукКравцов Сергей Сергеевич) о совместной работе и заключении соглашения осотрудничестве. Институт занимается научными исследованиями и разработками последующим основным направлениям:
— управление в системе образования;
— экономика образования;
— нормативно-правовое обеспечениеобразования,
что для нашей системы является актуальными значимым.
Существенные коррективы в управленческуюдеятельность вносят информационные технологии, позволяющие оперативно решатьмногие вопросы, в том числе и по обеспечению обратной связи с потребителямиобразовательных услуг. Анализ работы сайта Министерства просвещения за период с14 сентября 2009 года (дата открытия) по 23 июня 2010 г., т.е. неполных 10 месяцев, показал: количество зарегистрированных посещений 14 182 из 39стран. В том числе:
— Приднестровье – 12 779;
— Россия – 975;
— Украина – 208;
— Молдова – 68;
— Германия – 46;
— Беларусь – 29;
— Казахстан – 20;
— США – 19;
— Польша – 17;
— Франция – 12
Япония, Латвия, Испания, Израиль, Италия,Швейцария, Болгария, Румыния, Канада, Австрия, Узбекистан, Грузия, Филиппины,Турция, Литва, Греция, Колумбия, Индия, ОАЭ, Голландия, Морокко, Чехия, ЮАР,Бельгия, Финляндия, Португалия, Бразилия, Сербия, Норвегия от 1 до 10.
В ходе итоговой аттестации страницыпосвященные материалам проведения тестирования с 4 по 11июня посетили6 500 пользователей:
Только — 4 июня – 1 475 (итогиэкзамена по русскому языку)
— 5 июня – 1 606
 3 081
— 11 июня – 3 384 (итоги экзамена поматематике).
При этом вопросов на страницу прямой связии вопрос-ответ поступило ТОЛЬКО 75, это около 1% от числа работавших с сайтом.
Интернет и информационные технологиипрочно вошли в деятельность каждого учреждения. К 1 сентября 2010 годаблагодаря проекту осуществляемому совместно с Фирмой ЗАО «Интерднестркомом» всешколы республики будут подключены к сети интернет.
Впереди решения вопросов по заменеустаревшей компьютерной техники, подключение тех учреждений культуры, спортакоторые не имеют до сих пор этих условий.
Анализ перспектив развитияавтоматизированных систем управления (АСУ) различного назначения дает основаниеполагать, что в ближайшие годы главные трудности их создания и эксплуатации, ихэффективность будут определяться не столько трудностями разработкитехнологического, программного, математического обеспечения, сколькосложностями учета при проектировании средств диалога с ЭВМ.
С появлением АСУ возникла особая формачеловеческой деятельности, связанная с преобразованием способа полученияформализованной информации и логики самого процесса мышления, она получает всебольшее распространения и требует пристального изучения.
К настоящему времени проведенымногочисленные исследования особенностей деятельности специалистов различногопрофиля с использованием компьютерной технологии. Нет, пожалуй, ни одной сферыдеятельности человека, куда бы не были внедрены видеодисплеи, где бы нерешались с их помощью задачи ввода и сбора информации, обработки слов итекстов, интерактивной коммуникации. Обращаю Ваше внимание, что все материалысегодняшней Конференции будут выложены на сайте Министерства просвещения ужезавтра.
Поэтому прошу руководителей всех уровнейуделять особое внимание компьютеризации профессиональной деятельности создающейусловия для повышения эффективности труда и внедрения современных технологийуправления.
Подводя итоги сказанному позвольтезаметить: много сделано, еще больше предстоит сделать. При этом обеспечиватьпоступательное развитие отрасли предстоит не в упрощающихся условиях, а вусложняющемся современном мире, где проблема психологического стрессанаселения, в том числе специалистов различных областей профессиональнойдеятельности, приобретает все возрастающую научную и практическую актуальностьв связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологическойтехногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменениемсодержания и условий труда у представителей многих профессий.
Существенное повышение уровня общейтревожности, напряженности, беспокойства у многих категорий людей под влияниемприродных бедствий (земле трясений, наводнений и т. п.), техногенных катастроф(взрывов, аварий на транспорте, промышленных объектах) региональных имежнациональных конфликтов, локальных войн и террористических актов, связанныхс гибелью людей, массовым физическим и психическим травматизмом.
По оценкам многочисленных экспертов внастоящее время значительная часть населения страдает психическимирасстройствами, вызванным острым или хроническим стрессом. Он приобретаетмасштабы эпидемии и представляет собой основную социальную проблемусоплеменного общества. В этих условиях роль каждого работника системывозрастает.
Одно должно остаться неизменным и этоотражено в главных выводах постановляющей части проекта Резолюции Конференции:
1. Создание условий для развития исаморазвития личности каждого гражданина Приднестровской Молдавской Республики.
2. Обеспечение историческойпреемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому икультурному наследию представителей народов и наций, населяющих ПриднестровскуюМолдавскую Республику.
3. Обеспечение вхождения системыпросвещения Приднестровской Молдавской Республики в культурно-образовательноепространство Российской Федерации, в единое образовательное пространство странСНГ.
Завершая свое выступление, скажу, что этотолько начало разговора о том, что сделано за 20 лет и что предстоит сделать вочередные 20. Продолжение следует в рамках работы секций во второй половине дня,завтра на итоговой Коллегии Министерства просвещения, а затем на традиционныхавгустовских педсоветах в городах и районах нашей Республики.
При подготовке к августовскимпедагогическим форумам прошу обратить внимание и постараться избежать тех недостатков,о которых идет речь в статье «Август — 2010: слово предоставляется учителю….»Нины Ивановны Целищевой. (Журнал «Народное образование» №5, 2010г.).Традиционно этот выпуск журнала посвящен августовским конференции и темпроблемам, которые достойны обсуждения на всероссийском педагогическом форуме.
Еще раз поздравляю всех присутствующих сокончанием очередного учебного года и предстоящим 20-летием дорогой и любимойнами Приднестровской Молдавской Республики.
Мира, добра, благополучия, любви и счастьяна родной Земле.