–PAGE_BREAK–
Глава 2. Особенности обучения английскому языку в 7-х классах на основе системного подхода
2.1. Формирование грамматических навыков на основе системного подхода
Основной целью обучения грамматике является формирование у учащихся грамматических навыков, как одного из важнейших компонентов речевых умений. В связи с этим необходимым условием является выявление лингвистической прогрессии, которая обеспечивала бы системную и последовательную презентацию грамматического материала. Необходимо также создать все возможные условия для осмысленного восприятия внутриязыковых отношений и связей на каждом этапе предъявления материла. Для решения этих задач следует учитывать 3 обстоятельства: обеспечение доступности восприятия языкового материала, предоставления достаточного количества разнообразных упражнений для выработки навыков оперирования этим материалом и моделирование ситуаций использования этого материала в речевой практике.
При системном подходе представление теоретического материала занимает 5-7 минут аудиторного времени, что позволяет оставлять большую часть занятий для выполнения языковых упражнений. Экономичность времени при объяснении грамматических структур достигается использованием ряда приемов: сначала учитель указывает функцию грамматической структуры, затем он дает ориентировочные параметры, объясняя, посредством каких языков средств образуется данная грамматическая структура, и в заключении дает примеры употребления соответствующей структуры в предложении (как правило, в двух предложениях с субъектом в единственном и множественном числе) с постановкой общих и специальных вопросов и краткими и полными ответами на общие вопросы. Презентация грамматического материала при системном подходе разделена на 3 уровня. В нашей исследовательской работе мы подробно рассмотрю только первый (базисный) уровень, так как на уроке английского языка в 7а классе будут рассмотрены грамматические структуры именно этого уровня.
На базисном уровне девять видовременных структур, входящих в группы Simple, Continuousи Perfectпредставлены не последовательно (не по видовому принципу), а с учетом создания наилучших условий из осознания, выявления системных взаимосвязей и применения на практике. В то же время при таком порядке презентации учитывается факт восприятия англоязычных грамматических структур носителем русского языка, для которого ряд образований является сложным для восприятия и употребления, т.к. значительно отличается от привычных форм выражения мысли на родном языке. Принимая во внимание выше сказанное, на начальном этапе, сразу вслед за рассмотрением вопроса о смысловых категориях рода имен существительных, объектом изучения становится спряжение глагола-связки tobe, которое Т.Г. Камянова предлагает не учить наизусть, а запоминать при помощи выполнения тренировочных упражнений. Поначалу это могут быть упражнения на подстановку в простых повествовательных предложениях соответствующих форм данного глагола и, наоборот, на подстановку к ним личных местоимений, например: you… nice; … isinteresting. Затем можно рассмотреть несколько названий профессий, выраженных в русском языку заимствованными из английского словами (aprogrammer, adoctor, amanager) и сделать объектом тренировки употребление данных слов с глаголом tobe. После этого можно перейти к образованию общих вопросов, при этом давая утвердительные и отрицательные ответы на задаваемые вопросы. Например, — Are you are doctor? – Yes, I am/ No, I am not. Завершающим на данном этапе становятся переводные упражнения и упражнения на использование глагола-связки в диалоговой речи. На следующем этапе можно продолжить формирование навыка употребления глагола связки tobeпри рассмотрении предлогов места в предложениях типа: thebookisonthetable. На данном этапе ученики выполняют подстановочные упражнения, задают общие и специальные вопросы к предложениям устно или письменно, делают переводные упражнения. Но, несмотря на многочисленные упражнения, навык спряжения и употребления глагола tobeтребует дальнейшего формирование. Этой причиной вызван переход к рассмотрению времени PresentContinuous, в котором глагол tobeупотребляется в качестве вспомогательного. Учитель вводит теоретический материал по данной теме, а глагол tobeтренируется в упражнения, как неотъемлемая часть изучаемой структуры. Формирование навыка употребления PresentContinuousпроисходит в следующей последовательности: образование и спряжение форм данной временной структуры, выполнение трансформационных, подстановочных и переводных упражнений. На последнем этапе большое внимание уделяется упражнениям на генерирование речи и диалогической работе в парах. Следует упомянуть, что в рамках темы PresentContinuousрассматривается выражение tobegoingto. Т. Камянова утверждает, что к концу освоения данной темы у учащихся завершается освоения навыка оперированием глагола tobe, и поэтому мы можем вернуться к рассмотрению настоящего простого времени. При изучении данной темы учитель использует двухэтапную презентацию и тренировку лексики: сначала в первых двух лицах и в 3-ем лице множественном числе, затем в 3-ем лице единственном числе. Особое внимание уделяется тренировке вопросов к подлежащему и выполнению упражнений на употребления наречий, которые используются как ориентиры данной временной структуры [5]. Например: My friend works at this office. –Who … at this office?; Tom goes to school … . На данном этапе выполняются упражнения на выбор одной из двух временных структур (PresentSimpleили PresentContinuous), а также составляются рассказы с их использованием.
Следующей презентуемой видовременной формой является PastSimple. Первым пунктом рассмотрения, в соответствии с принятой последовательностью, становится форма прошедшего времени глагола tobe. На данном этапе выполняются упражнения на спряжения глагола tobe, трансформационные упражнения, упражнения на употребление обстоятельства времени. Дальнейшее освоения данной видовременной структуры базируется на двухэтапной презентации материала: сначала формируются навыки употребления правильных глаголов, а затем тренируется употребление неправильных глаголов в PastSimple. Изучив данную тему, ученики переходят к рассмотрению структуры PastContinuous. Формирование навыков употребление этой видовременной формы происходит в той же последовательности, которая наблюдалась при работе с видовременной формой PresentContinuous. Следует заметить, что на данном этапе очевидным показателем результата является появление языковой интуиции (первого порядка), дающей возможность дифференцировать в речи выражение двух пар оппозиционных представлений, заложенных в четырех изученных к этому этапу видовременных структур (PresentSimple, PastSimple, PresentContinuous, PastContinuous): длительность – недлительность, настоящее – прошедшее. Именно в плане разграничения употребления соответствующий структур, следует строить дальнейшие упражнения. Для этого могут быть использованы подстановочные упражнения, упражнения на продуцирование ответов на общие вопросы, упражнения на генерирование речи с заданными временными параметрами.
Полученные знания позволяют перейти к овладению простым будущем временем. Трудность изучения данного времени вызвана наличием отрицательной формы won’tи неупотреблением данной временной структуры в придаточных предложениях времени и причины, поэтому для формирования прочных навыков употребления данной временной структуры Т.Г. Камянова предлагает выполнять упражнения, в которых ученики будут давать отрицательные ответы на вопросы, буду трансформировать утвердительное предложение в отрицательное, будут заполнять пропуски в придаточных предложения времени и причины. Большое внимания при изучении данной видовременной структуры уделяется переводным упражнениям.
Следующим грамматическим материалом для изучения являются модальные глаголы. Выражая обязательное, необходимое, возможное, рекомендуемое и желаемое по отношению к настоящему, прошедшему и будущему, эти глаголы рассматриваются вслед за овладением навыками употребления группы времен Simple. Такой порядок презентации грамматического материала представляется единственно логичным, т.к. помимо темпоральной ориентировки при употреблении модальных глаголов в контексте, освоению подлежат компенсаторные конструкции, замещающие недостающие формы некоторых модальных глаголов [5]. На данном этапе употребление модальных глаголов рассматривается только с инфинитивом группы Simple. Для формирования навыков употребления модальных глаголов нужно придерживаться следующей последовательности: сначала ученики выполняют трансформационные упражнения, в которых встречается только 1 модальный глагол, затем они выполняют подстановочные предложения с этим же глаголом, объясняя его значение, в завершении этого этапа они делают переводные упражнения. Когда пара глаголов будет отработана таким способом, ученики приступают к выполнению подстановочных и переводных упражнений, в которых им нужно выбрать по смыслу один из этих глаголов. По мере изучения глаголов число оппозиций, используемых для упражнений, увеличивается.
Изучив модальные глаголы, ученики приступают к освоению видовременных структур PresentPerfectи PastPerfect. Порядок тренировки этих структур идентичен: сначала тренируется спряжение правильных глаголов, затем выполняются трансформационные упражнение и упражнения на использование ориентиров данных времен, после этого тренируется спряжение и употребление неправильных глаголов, выполняются упражнение на разграничение 2 времен (Presentperfectи PastSimple, PastPerfectи PastSimple). На конечном этапе происходит сравнение употребления этих времен с другими видовременными формами и употребление этих времен в свободной диалоговой речи.
При системном подходе рассмотрение структур FutureContinuousи FuturePerfect происходит на более позднем этапе изучения языка, поэтому после видовременной структуры PastPerfectученики начинают изучать согласование времен. Такой переход объясняется рядом причин: во-первых, принцип согласования времен может быть полностью воспринят и осознан без включения в рассмотрения двух вышеуказанных структур; во-вторых, с точки зрения приоритетности рассмотрения материала более эффективный результат развития речи будет достигнут при скорейшем рассмотрении правил согласования времен; в-третьих, последующее изучение этих структур занимает гораздо меньше времени, не вызывает трудностей и с легкостью трансформируется согласно освоенным уже правилам согласования [6, С. 400]. При введении данного грамматического материала Т.Г. Камянова заостряет внимание на изменение вспомогательных глаголов при согласовании времен. Рассмотрение правил согласования времен и формирование навыков их употребления в речи начинается на примере повествовательных предложений. Тренируемый перевод высказываний из прямой речи в косвенную является не единственным случаем употребления согласования времен. Эти правила распространяются на любое придаточное предложение в составе сложноподчиненного. Формирование навыков употребления согласования времен в повествовательном предложении происходит в следующей последовательности: сначала ученики передают высказывания в косвенной речи по образцу и переводят их, затем они переводят предложения в косвенный речь без образца, а после этого выполняют переводные упражнения с учетом согласования времен. Следующим этапом овладения навыком оперирования правилами согласования времен в речи являются вопросительные предложения. Сначала ученики работают со специальными вопросами, а затем переходят к освоению общих. На начальном этапе формировании навыков употребления согласования времен в вопросительных предложениях от учеников требуют образовать из вопросов придаточные предложения, учитывая то, что глагол в главном предложении стоит в настоящем времени. Затем ученикам предстоит та же процедура, только теперь глагол главного предложения будет использован в форме прошедшего времени. Вместе с темой согласования времен рассматривается передача в косвенной речи просьб и приказаний.
Последней темой, входящий в первый уровень является страдательный залог. Татьяна Камянова считает, что уверенное владение навыками употребления в речи структур групп Simple, Continuousи Perfectв действительном залоге является определяющим фактором успешного усвоения форм страдательного залога. Формирование навыков употребления страдательного залога осуществляется посредством трехшаговой системы упражнений, при которой в первую очередь тренируются 3 формы страдательного залога группы Simple, затем 2 группы Continuous, и, наконец, 3 формы группы Perfect. На тренировку употребления страдательного залога отводится по одному аудиторному занятию, затем даются сводные упражнения для тренировки и закрепления употребления всех форм страдательного залога одновременно.
На базовом (первом) уровне параллельно с видовременными формами активного и страдательного залога, модальными глаголами и согласованием времен рассматриваются и другие языковые средства. Глагол-связка tobeизучается вместе с множественным числом существительных, употреблением артиклей, указательных и личных местоимений. Параллельно с PresentSimpleрассматриваются предлоги места и направления, притяжательные местоимения, общие и специальные вопросы, неопределенные местоимения, порядковые числительные в функции обстоятельства времени, безличные предложения. Для PresentContinuousхарактерно изучение притяжательного падежа существительных и объектного падежа личных местоимений. Вместе с PastSimpleизучаются временные интервалы. PastSimpleосваивается параллельно с неопределенными местоимениями someи anyи употреблением предлога of. Ученики проходят тему FutureSimple и изучают оборот thereis, thereare. Параллельно с PresentPerfectизучаются сложные неопределенные и отрицательные местоимения somebody, anybody, nobodyи т.д. PastPerfect, степени сравнения прилагательных и наречий, разделительные вопросы изучаются в одном уроке. Вместе с FutureContinuousи FuturePerfectпроходят возвратные и притяжательные местоимения в абсолютной форме.
Совершенствование грамматических навыков сформированных на первом уровне достигается употреблением данных грамматических средств и структур в текстах и лексических упражнениях.
На втором уровне презентации грамматического материала изучаются инфинитив, конструкции ComplexObjectи ComplexSubject, причастие, герундий и личные формы глагола PerfectContinuous. Третий же уровень отведен для освоения SubjunctiveMoodи модальных глаголов с инфинитивом Indefinite, Continuous, Perfectи PerfectContinuous.
2.2. формирование лексических навыков с использованием системного подхода
В первую очередь, касаясь презентации лексического материала и при системном подходе, следует отметить, что она строится, как было указано выше, по частеречному принципу. В то же время изучение лексических единиц начинается с ядерной лексики, и в первую очередь вводятся глаголы при презентации данного материала. Следует отметить, что презентация глаголов тогда будет корректной, когда они изначально представлены с предлогом в связующей функции. Если же значение глагола с предлогом варьируется, то нужно ориентироваться при их предъявлении на уровень знаний учащихся. На базисном этапе овладения языком изучение и тренировка употребления глагола tolookсразу в сочетаниях с несколькими предлогами невозможны. Более целесообразным будет ограничиться значением tolookat, а затем, по мере формирования лексических навыков, можно рассматривать и другие сочетания этого же глагола. Если же мы говорим о 2 и 3 уровне овладения языком, то здесь рекомендуется давать глагол в нескольких значениях. Например, to remind of/ to remind about/ to remind to do smth. Напоминать кого-либо, что-либо/ напоминать о ком-либо, о чем-либо/ напоминать сделать что-либо.
Как было упомянуто в первой главе моей курсовой работы, введение и автоматизация лексики неразрывно связанны с презентацией и тренировкой грамматического материала. В связи с этим, уже на первых уроках тренировка предъявленных глаголов осуществляется в подстановочных предложениях, в которых требуется поставить тот или иной глагол в определенную временную структуру. Так, например, в 5 уроке вводятся глаголы tolive, toplay, towatch, и объясняется время PresentSimple. В упражнениях на формирование грамматических навыков требуется поставить данные глаголы в PresentSimpleили задать вопросы к предложению, использую эти глаголы. Выполнение такого вида упражнений, с одной стороны, тренирует употребление грамматических структур, с другой стороны, помогает запомнить их значение и сочетаемость. Также для формирования навыков употребления глаголов используются переводные упражнения 2 типов. В упражнениях первого типа ученику дается часть предложения на английском, а другая часть на русском, которую ему и нужно перевести. Например, я смотрю телевизор everyday. Выполнив упражнение первого типа, ученик может перейти ко 2 типу переводных упражнений, где ему предстоит сделать перевод с русского на английский целого предложения. Трансформационные упражнения тоже играют большую роль в формировании лексических навыков. К таким упражнениям можно отнести ответы на вопросы или постановку вопроса к исходному предложению. Для совершенствования сформированных навыков употребления глаголов Т.Г. Камянова предлагает включать изученные глаголы в упражнения, направленные на тренировку других частей речи.
В формирование лексических навыков важную роль играют системные связи слов. Для того чтобы их упрочить, необходимо подбирать антонимические и синонимические пары изучаемых слов. Уже на первых этапах обучения можно подобрать антонимические пары глаголам, например, toleave– toreturn, togive– totakeи т.д. Но для образования синонимических рядов требуется овладение большим числом глаголов. Не последнюю роль в установлении синонимических связей играют упражнения на подбор дефиниций к данным глаголам, например, tostart– tobegin, toreceive– togetи т.д. Формирование синонимических и антонимических связей не менее важно для использования в речи прилагательных, выражающих свойства и качества предметов. Большого внимания при освоении прилагательных требует их семантизация и тренировка в сочетаниях с существительными, т.к. возникающие семантические значения часто не совпадают с русскоязычными, например, strongcoffee– крепкий кофе, apooridea– плохая идея. Тренировку прилагательных следует осуществлять посредством подбора сочетаний с данными существительными. Таким образом достигается конкретизация и дифференциация значений многозначных прилагательных, значения которых могут варьироваться в зависимости от их употребления с разными существительными, например, hardlife, hardwork, hardapple. В зависимости от значений, устанавливаемых при подборе словосочетаний, образуются семантические поля, исходя из которых, формируются антонимические пары и синонимические ряды. Так, к рассматриваемому выше прилагательному hardмогут быть подобраны следующие антонимы: hard– easy, hard– simple, hard– soft. Еще одним способом построения антонимических пар является использование префиксов un-, in-, ir— и т.д [6].
Еще один вопрос, которого следует коснуться в связи с презентацией и автоматизацией употребления прилагательных в речи, это их использование в сравнительной и превосходной степени. Сначала в упражнениях практикуется использование односложных прилагательных. Ученики образуют сравнительную и превосходную степень прилагательных, затем выполняют подстановочные упражнения, в которые им нужно подставить прилагательное в сравнительной и превосходной степени, и только после этого ученики выполняют переводные упражнения. По этой же схеме происходит автоматизация сравнительной и превосходной степени сравнение многосложных прилагательных и прилагательных, которые образуют степени сравнения особым способом.
Что касается существительных, то на первом этапе они тренируются в качестве подлежащего и именной части сказуемого в простых предложениях, но уже на следующем этапе овладения языком приоритетным становится их использование в функции обстоятельства места. Такая форма презентации существительных связана с одним из приемов системного подхода, согласно которому необходимо намечать ориентиры. Следует отметить, что введение и тренировка существительных может осуществляться в двух и более значениях: aleg(нога и ножка), ahand(рука и стрелка).
Порядок презентации наречий обусловлен взаимосвязями со структурными компонентами языка, т.к. в функции обстоятельства времени наречия являются ориентирами для указания времени и характера совершенствования действий. При этом их запоминание и закрепление происходит в ходе выполнения тренировочных упражнений на освоение грамматических структур. В то же время, роль наречий в функции обстоятельства места не мене важна, поскольку в этом случае наречия также играют роль ориентировочных маркеров, выражая пространственные отношения. Следует подчеркнуть, что в функции обстоятельства времени наречия always, usually, oftenставятся перед знаменательным глаголом. Формирование навыка употребления этих наречий происходит посредством подстановочных упражнений.
Подытоживая вышеизложенное, можно сделать вывод, что для успешного формирования системных лексических навыков необходимо соблюдать следующие условия презентации и тренировки лексического материала:
1) Введение лексических единиц по частям речи;
2) Презентация лексических единиц на базе освоенного грамматического материала и во взаимосвязи с учебным текстом;
3) Семантизация лексических единиц в словосочетаниях и предложениях;
4) Первоочередное введение глаголов и их семантизация (в том числе с предлогами в связующей функции);
5) Направленность системы лексических упражнений, их типов и последовательности на максимальную повторяемость рассматриваемых лексических единиц с целью формирования автоматизированных навыков их употребления в речи;
6) Обязательное использование упражнений для формирования антонимических, синонимических и тематических связей лексики изучаемого языка в сознании учащихся;
7) Рассмотрение полисемических языковых единиц в диапазоне из лексико-семантического варьирования с отталкиванием от родного языка с целью дифференциации и осознания значений, тренировки и практического использования в речевой деятельности;
8) Использование в упражнениях фразеологический и идиоматических оборотов;
9) Выполнение упражнений на словообразование [6]. продолжение
–PAGE_BREAK–